6 месячный ребенок

Врач-педиатр, кандидат медицинских наук, аллерголог-иммунолог

Изменения ребенка на первом году жизни очень стремительны, и каждый месяц не похож на другой. 6-месячный рубеж очень важен, он во многом является оценочным и переходным. К этому возрасту большинство детей удваивают свой вес при рождении, вырастают примерно на 15 см, а у некоторых малышей уже прорезались зубы. Возраст 6 месяцев является переходным и в отношении питания. Грудное молоко или адаптированная смесь по-прежнему являются основой рациона, но с началом второго полугодия жизни уже все без исключения дети должны начать получать прикорм. Несмотря на общий график росто-весовых прибавок и показателей психомоторного развития, статус и режим питания у деток в 6 месяцев могут быть очень разными.

Содержание: Скрыть

Первый прикорм в 6 месяцев

Если малыш здоров и вскармливается грудным молоком, а его мама полноценно и разнообразно питается, возможно исключительно грудное вскармливание до этого возраста. Злаковый прикорм в этом случае является предпочтительным для старта. Это связано с высокой энергетической и питательной ценностью каш, возможностью значимо обогатить рацион малыша при отсроченном начале введения продуктов прикорма.

6 месячный ребенок

Однако темп расширения рациона ребенка в этой ситуации будет ускоренным. До 8-го месяца жизни необходимо ввести все базовые группы продуктов в меню малыша, так как во втором полугодии потребность в дополнительном поступлении питательных веществ и микронутриентов очень высокая. Другой причиной, объясняющей важность быстрого введения продуктов прикорма, является формирование невосприимчивости иммунных клеток кишечника к обычной пище. Если ребенок знакомится с этими продуктами в возрасте 4–8 месяцев, доказано снижается риск развития пищевой аллергии.

Начало прикорма в 4–5 месяцев

В условиях современной жизни питание кормящей мамы, к сожалению, не всегда является полноценным. Поэтому большинству малышей на грудном вскармливании прикорм уже необходимо начинать вводить с 5 месяцев с целью профилактики дефицитных состояний.

Если ребенок находится на искусственном вскармливании, то уже к 4-му месяцу жизни малышу будет недостаточно только адаптированной смеси, и в этой группе детей сроки начала введения прикорма обычно сдвигаются на месяц раньше, чем у деток на грудном вскармливании. Соответственно, к 6 месяцам в рационе у детей будет овощное пюре и безглютеновая каша (гречневая, кукурузная и рисовая). В первом полугодии жизни используются монокомпонентные блюда (то есть из одного вида зерна и овощей), приготовленные на основе воды, грудного молока или адаптированной смеси.

Еще одним возможным продуктом прикорма у детей до 6 месяцев без проявлений аллергии может быть фруктовое пюре и сок. У ребенка с риском развития или проявлениями аллергии сроки введения фруктового прикорма смещаются к 8-му месяцу.

6 месячный ребенок

Второе полугодие жизни

Детям старше 6 месяцев рацион можно расширять зерновыми продуктами, в состав которых входит глютен. В первую очередь это овсяная и пшеничная каши, а затем и мультизлаковые блюда с добавлением других круп (пшено, ячмень, рожь). Если у ребенка нет проявлений аллергии, в этом возрасте можно включать в меню молочную кашу. Продукты детского питания промышленного производства Bebi Premium включают специально подготовленное молоко, которое безопасно использовать у здоровых малышей на первом году жизни.

С 6-месячного возраста рацион малыша расширяется такими важными продуктами, как мясо и творог. Эти продукты являются источником высококачественного белка, жиров, кроме того, богаты такими минеральными веществами, как железо, кальций и фосфор. Педиатры и диетологи рекомендуют вводить мясо и творог в составе комбинированных блюд на основе плодоовощного и/или зернового компонента в соотношении 1 (творог/мясо) : 4–5 (фрукты/овощи/крупы).

Для обогащения рациона полиненасыщенными жирными кислотами во втором полугодии в меню включается растительное масло в количестве 3–5 граммов/сутки, которое можно добавить в блюдо прикорма. Объем каждого кормления примерно составляет 150–170 мл, и ребенок уже выдерживает до 3,5 часов между приемами пищи.

Ниже в таблице мы предлагаем меню в 6 месяцев на неделю для ребенка, который начал получать прикорм в возрасте 4–5 месяцев, и к моменту начала второго полугодия жизни в его рацион уже были введены безмолочные безглютеновые каши, овощное и фруктовое пюре.

Шестой месяц — важный момент в жизни ребенка, потому что это время мы обычно начинаем вводить прикорм.

Это означает «удалить привычку» у ребенка, что молоко является единственным питанием для его существования.

Хотя молоко, материнское или искусственное, будет оставаться неотъемлемой частью рациона, все новорожденные младенцы около 6 месяцев начинают первую порцию прикорма, первоначально один раз в день, а затем два и больше.

Это изменение в детском питании является ключевым шагом в росте ребенка не только потому, что оно будет давать больше энергии из твердой пищи, чтобы расти и развиваться, но также и потому, что он становится все более независимым и автономным от матери.

Хотя, возможно, вначале еда будет подаваться с чайной ложкой, а иногда и с детской бутылкой, потихоньку ребенок сумеет подносить еду в рот, не требуя, чтобы кто-то его кормил.

Психомоторное развитие в 6 месяцев

В шесть месяцев ребенок может сидеть самостоятельно, без поддержки. Стоя на четвереньках, малыш раскачивается на месте, некоторые дети начинают продвигаться вперед, ползать.

6 месячный ребенок

Ваш 6-месячный малыш, безусловно, может бросать и хватать предметы обеими руками. Не удивляйтесь, если ребенок использует правую, либо левую руку, чтобы держать ложку: только в течение двух лет будет понятно, какая рука будет «главной», а пока малыш еще не определился, какой из двух рук лучше пользоваться.

Умеет играть руками и ногами одновременно

Взгляд малыша может цепляться за объект, как подвижный, так и неподвижный. Эту способность можно легко оценить, взглянув на внешний вид и реакцию маленького человека, привлекая его внимание к яркому или цветному предмету: его глаза будут фокусироваться на объекте или его деталях, в то время как шея и конечности будут двигаться в попытке приблизиться как можно ближе и захватить объект.

Зрение гораздо улучшилось к этому возрасту, и теперь малыш может отличить нюансы между цветами; развивается чувство глубины и трехмерности.

Механизм глотания совершенствуется, требуя скоординированного использования многочисленных мышц, что составляет хорошие предпосылки для эффективного введения прикорма.

Вы можете заметить увеличение мышечной массы и силы, которую даже мама может ощутить, когда, например, хочет забрать игрушку, которую малыш цепко держит.

Периоды сна и бодрствования почти полностью стабилизируются, и малыш спит почти всю ночь.

Ребенок 6 месяцев: как знать, что можно вводить прикорм?

Ваш малыш будет готов отлучаться от груди, когда он сможет:

6 месячный ребенокВ возрасте шести месяцев ребенок должен обладать рядом умений и навыков. У него повышается двигательная активность, проявляется самостоятельность в поведении. Уровень умственного, физического и эмоционального развития должен соответствовать данной возрастной группе. Для удобства контроля и проверки для родителей разработаны средние показатели норм для различных возрастов. Рекомендуется вести дневник, в котором отмечать вес и рост по месяцам. Он поможет доктору-педиатру оценивать темпы и правильность развития малыша.

Движения, которые должен уметь совершать ребенок к полугоду:

  • подтягивать руками ноги и поднимать по направлению к ним голову;
  • переворачиваться в кроватке и перекатываться на ровной поверхности;
  • брать из рук мамы какие-либо предметы;
  • держать руками игрушки, уметь переносить их из одной руки в другую;
  • двумя руками одновременно держать две игрушки и стучать одну о другую;
  • стоять в позиции на четвереньках;
  • опереться на ноги и голову и выгибаться;
  • предпринимать попытки к тому, чтобы самостоятельно сидеть;
  • начинать ползать, сначала понемногу вперед и назад;
  • если его заинтересовала какая-то игрушка или другой предмет, – дотягиваться до него;
  • при наличии надежной, крепкой опоры – пробовать стоять (хотя в этом возрасте полноценно стоять еще рано).

Важно! Родители должны уделять максимум внимания чистоте, потому что в этом возрасте ребенок все «тянет в рот». Это для него один из способов знакомства с окружающим миром и получения информации о предметах.

Что касается психоэмоционального развития, то и в этом случае есть определенные нормы. Ребенок должен иметь следующие способности:

  • различать положительные и негативные эмоции;
  • что-то лепетать «на своем языке»;
  • распознавать собственное имя;
  • уметь просматривать в событиях причинно-следственные связи;
  • выбирать игрушки, которые больше ему нравятся;
  • различать людей, определять членов семьи и посторонних;
  • понимать, относительно окружающих предметов, о чем идет разговор;
  • проявлять интерес к определенным людям, предметам, пище;
  • понимать связь между поступком и его следствием.

Нужно обеспечить полугодовалому ребенку доступ к разным игрушкам и предметам, потому что самые простые погремушки уже не могут полностью овладевать его вниманием и не вызывают былого интереса. Уже наступает пора познакомить ребенка с развивающими головоломками в форме спиралей, дуг, ковриков. Ему нужны прорезыватели для зубов, которые выпускаются в самых разных формах, включая животных. Можно показать ему, как пользоваться аудиомолоточками.

Психосоматические трудности в развитии следует заподозрить, если:

  • у ребенка отсутствует реакция на работающий телевизор, движения;
  • нет реакции на звуки;
  • отсутствует интерес к окружающему миру;
  • ребенок не «просит» взять его на руки.

В этих случаях нужно как можно быстрее обратиться к специалисту.

Каких врачей проходят в 6 месяцев?

Список врачей, обязательных к прохождению на различных этапах жизни ребенка, регламентируется Приказом Минздрава России от 21.12.2012 за номером 1346н. Можно обратиться на прием в детскую поликлинику по месту жительства или сертифицированный многопрофильный медицинский центр.

Каких врачей нужно пройти: таблица обязательных специалистов

Врач

Что смотрит

Проводит взвешивание, измеряет рост. Оценивает поведение, темперамент, темпы развития ребенка. Делает необходимые прививки (АКДС, от гепатита Б, столбняка, полиомиелита, дифтерии, гемофильной инфекции). Дает родителям рекомендации, касаемо режима сна, спрашивает о том, как организован быт ребенка, оценивает степень опасности при взаимодействии с окружающими предметами. Может выдать направления на анализы: общий анализ мочи, кала, исследование на яйца гельминтов.

Плановый осмотр неврологом направлен на то, чтобы оценить мышечный тонус ребенка, его двигательную активность. Врач смотрит, какова у ребенка мимика, адекватны ли эмоциональные и психические реакции. Обращает внимание на рефлексы: к этому возрасту должны были исчезнуть некоторые врожденные и появиться новые, обязательные. При необходимости назначается УЗИ головного мозга. Это обследование абсолютно безболезненно и безопасно.

Специалист оценивает, насколько развит опорно-двигательный аппарат, кости, суставы, мышцы. Может быть назначен курс массажа или комплекс гимнастических упражнений.

Есть еще три специалиста, посещение которых не является необходимым, но это крайне желательно, чтобы всесторонне оценить развитие и здоровье ребенка.

  • Кардиолог. Слушает сердцебиение ребенка фонендоскопом, может дать направление на ЭКГ. Визит к этому специалисту необходим для того, чтобы убедиться, что у ребенка отсутствуют нарушения кровообращения и пороки сердца.
  • Офтальмолог. Проводит осмотр глаз и глазного дна. В возрасте полугода заканчивается формирование дисков зрительных нервов, и осмотр необходим для оценки степени их зрелости. Кроме того, врач консультирует по уходу за глазами, дает рекомендации, как бороться со слезотечением, воспалением, появлением гноя.
  • Отоларинголог. Врач осматривает полости носа и рта, проверяет остроту слуховосприятия. Оценивает состояние слизистых, исключает инфекционные и воспалительные процессы либо дает рекомендации по лечению.

Список постов:

Нужно ли ребенка присаживать в 6 месяцев?

6 месячный ребенокМалыш должен сесть самостоятельно . До сих пор вспоминаю, будучи еще ребенком, как я наблюдала за некоторыми родителями, которые пытались усадить своё чадо в подушки. Ему было очень весело, его «колбасило» во все стороны, а они были очень довольны, что их малыш учиться сидеть.

Как-то в народе крепко прижилось, что девочек нельзя сажать до 6 месяцев. Вместе с тем, некоторых и это не останавливает. С 3-х месяцев они пытаются усадить своё бедное дитя.

Так вот. Ребенок должен самостоятельно сесть через четвереньки! К 6 месяцам он не сядет самостоятельно, если вы ему не формировали четвереньки! Зачем нужно их формировать, спросите вы? А затем, что нужно укреплять мышцы спины! Ведь благодаря этим самым мышцам спины, ребенок сможет самостоятельно сидеть.

В большинстве случаев, если родители все сделали правильно ребенок начинает ползать, а потом садиться. Вас не должно это удивлять, Вацлав Войта (основатель Войта-терапии) это доказал еще в прошлом веке.

А теперь рассмотрим пример, мама не формировала ребенку четвереньки, и в 6 месяцев посадила его. Что мы видим? Спину «кругом» — дугой. Что при этом будет? Будет формироваться дополнительный лордоз в пояснично-крестцовом отделе позвоночника. К чему он приведёт? К раннему развитию нарушения осанки, а в последствии к развитию сколиоза. Чувствуете связь? Присаживая ребенка слишком рано, вы уже вредите его позвоночнику!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector