Адаптация детей к школе

Адаптация детей к школеАдаптация (в переводе с латинского) — это приспособление функций организма и его органов к условиям среды. Понятие адаптации ребенка к школе связано с готовностью ребенка к школе. Детские психологи выделяют несколько видов адаптаций, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Психологическая адаптация

Считается, что успешность обучения в школе зависит от индивидуальных особенностей ребенка и специфики учебного материала. Для осознания учебной задачиребенокдолжен проявитьопределенные усилия и показать развитие целого ряда важнейших учебных качеств.

Во-первых, желание учиться и выполнять задания учителя.

Во-вторых, понимание заданий, стремление к успешному выполнению.

В-третьих, подготовленность ребенка, владение элементарными умениями и знаниями.

В-четвертых, желание и способность воспринимать, перерабатывать изапоминать различную информацию, получаемую в процессе обучения.

В-пятых, восприимчивость к обучению, умение планировать, контролировать и оценивать собственную деятельность.

Психологическая адаптация пройдет тем успешнее, чем выше развиты личностные качества ребенка. В период адаптации к школе поведение ребенка может претерпевать значительные изменения. О сложностях с психологической адаптаций говорят такие изменения в поведении, как возбуждение или заторможенность, агрессивность или депрессия, чувство страха, нежелание ходить в школу.

Физиологическая адаптация

Процесс физиологической адаптации ребенка к школе связан с напряжением всех функциональных систем организма ребенка и включает несколько этапов. Какую бы работу ни выполнял ребенок (умственная работа при усвоении новой информации, статическая нагрузка при сидячем положении или психологическая нагрузка от общения в коллективе), организм и его системы напряженно работают. Следовательно, чем большее напряжение испытывает каждая система (зрительная, интеллектуальная, мышечная), тем больше ресурсов расходует маленький организм. Длительное напряжение влечет переутомление, которое может стать причинной болезни ребенка.
Продолжительность физиологической адаптации приблизительно занимает пять-шесть недель.

Социальная адаптация

Социальная адаптация связана с желанием ребенка принять новую роль — ученика. Успешное прохождение этого вида адаптации связано с особенностями ребенка, а именно:

  • с умением слушать, реагировать на задания учителя, организовывать свою работу, анализироватьрезультат. Это основные навыки которые необходимы в начальной школе.
  • сумением строить отношения с другими детьми и учителями.
  • с умением адекватно оценивать свои действия и действия одноклассников.

Надо понимать, что желание ребенка ходить в школу зависит от его эмоционального состояния, которое в свою очередь связано с успехами в учебе, принятием школьных норм поведения, наличием положительных социальных контактов.

Успехи в усвоения школьной программы и высокий уровень развития психических качеств свидетельствуют о прохождении процесса адаптации к школе.

Начало обучения в школе – важнейший этап в жизни любого малыша и его родителей. Как правило, в шесть-семь лет дети уже проявляют интерес к школьной жизни, их привлекает статус ученика. Но вся готовность и радужные надежды, которые ребенок связывает со школой, нередко сменяются стрессом, который приходится испытывать каждому новоиспеченному первокласснику.

Адаптация детей к школе

Первые дни ребенка в школе сопровождаются колоссальным напряжением всех ресурсов детского организма, ведь в этот период полностью меняются условия жизни, режим дня и тип ведущей деятельности.

Педагоги и психологи создают и совершенствуют специальные программы для успешной адаптации ребенка в школе. Как помочь ребенку в школе? Адаптация малыша пройдет быстро и успешно, если родители поддержат его в этот нелегкий период жизни. Сегодня мы дадим вам советы, как помочь первокласснику, чтобы адаптация и социализация были успешными.

Основные компоненты адаптации

Адаптацией называют приспособление организма к новым условиям жизни. Адаптация ребенка в школе может длиться от двух месяцев до полугода.

Перечислим ее основные компоненты:

  • Психологическая адаптация. В коллективе первоклассников ребенок уже более отчетливо ощущает себя личностью. Во время учебного процесса формируются нормы поведения в обществе и самооценка. У всех первоклассников разный уровень дошкольной подготовки, поэтому, чтобы избежать психологического дискомфорта, на период социализации и адаптации ребенка в школе преподаватели воздерживаются от отметок.
  • Социализация ребенка в школе — малыш знакомится с новым коллективом, учится общаться, пытается решать конфликты и межличностные проблемы. Родители должны научить первоклассника, как преодолевать сложности в общении и правильно реагировать на них.
  • Физиологическая адаптация. Ребенок не привык долго сидеть на месте, он переживает, что ограничили его привычную физическую активность и свободу действий. Успех физиологической адаптации зависит от правильной организации режима дня, чередования отдыха с нагрузками.

Как помочь ребенку в школе?

Чтобы сообща преодолевать все трудности адаптации и социализации ребенка в школе, родители должны проявлять понимание и участие.

Если вы будете следовать простым советам, то ваш малыш сможет пройти испытания и добьется успехов в учебе.

  • Не перегружайте первоклассника, пусть он еще на какое-то время побудет ребенком. Родители пытаются устроить малыша в дополнительные кружки и секции, и от переутомления школьник становится замкнутым и раздражительным. Поэтому желательно водить его в разные кружки до начала учебного года или можно еще подождать один год.
  • Если есть возможность, лучше не отдавать первоклассников на продленку, поскольку она может служить дополнительным стрессовым фактором.
  • В первые дни ребенка в школе очень важно создать максимально комфортную атмосферу (начиная от прически и заканчивая выбором пенала). Если со школой будет связаны положительные эмоции, то первоклассник будет радовать вас своими успехами.
  • Обязательно выделяйте ребенку достаточное количество времени для отдыха. Лучший отдых после школьных занятий – активная прогулка или дневной сон. Оптимальное время для выполнения домашних заданий – с пяти до семи часов вечера.
  • Не забывайте хвалить своего школьника, не критикуйте его из-за ошибки в тетради или забытого стихотворения.
  • Для успешной адаптации ребенка в школе родители должны внимательно выслушивать его рассказы, давать обратную связь. Ребенок делится с родителями тем, что для него действительно важно, и что стоит внимания.
  • Нарушился аппетит, сон и нет желания учиться ‒ это признаки того, что адаптация проходит нелегко.

Социализация ребенка в школе

Родители должны интересоваться не только успехами ребенка в школе, но и любыми школьными событиями. Если дети расскажут вам о переменах прожитого дня, то они не только почувствуют себя нужными, но и смогут оценить свое поведение в разных ситуациях со стороны.

Прекрасно, если у ребенка будет возможность встречаться с одноклассниками во внешкольное время. Общие интересы и дружеские отношения ускорят социализацию ребенка к школе.

Родители должны объяснить малышу, что для успешного построения отношений в школьном коллективе необходимо знать следующие правила:

  • не ругаться без причины;
  • соглашаться на предложение играть вместе, а если не позвали в игру, то спросить разрешения на участие;
  • в любой игре надо соблюдать правила, стараться не подвести других игроков в команде;
  • нельзя ябедничать и дразниться;
  • не отдавать свои вещи, но и не трогать чужие;
  • не спорить с преподавателем из-за отметок, нельзя обижаться на учителя и расстраиваться;
  • быть аккуратным.

Если ребенок будет соблюдать эти несложные правила, то адаптация пройдет быстро и максимально безболезненно. Первоклассник не будет отвлекаться на незначительные неудачи и сконцентрируется на учебном процессе.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector