Адаптация ребенка

Ребенок пошел в детский сад. Этому решению предшествовали часы тревог и раздумий, переживаний и сомнений. Как малыш адаптируется к новым условиям? Не будет ли плакать? Не заболеет ли? Какие там люди? Как его встретят? А если. А вдруг.
Все правильно. Думать и тревожиться есть о чем. И, безусловно, малыша нужно готовить к детскому саду заранее. В чем же конкретно должна заключаться подготовка малыша к детскому саду? И что можно сделать, чтобы его адаптация к детскому саду прошла относительно безболезненно?

Различают три степени тяжести прохождения адаптационного периода:

  • легкая адаптация — сдвиги нормализуются в течение 10—15 дней. Аппетит налаживается в течение недели, ребенок прибавляет в весе, В первую неделю возможны проблемы с засыпанием, сон может быть непродолжительн ым. К 20 дню сон нормализуется, защитные силы восстанавливаютс я к концу 2-3 недели. Острых заболеваний не возникает, болеет не чаще обычного или не болеет. Отношения с близкими людьми не нарушаются, ребенок спокойно и радостно начинает относиться к детскому коллективу.
  • адаптация средней тяжести — сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание, длительностью 5—7 дней, есть признаки психического стресса; Впервые дни возникает отказ от еды. Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает во сне, просыпается со слезами. Сон и аппетит восстанавливаютс я через 20-40 дней, настроение неустойчиво в течение месяца. Отчетливо выражены изменения в поведении и в деятельности вегетативной нервной системы: нарушение стула, бледность, потливость, диатез и т.д.
  • тяжелая адаптация — длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма. Стойкий отказ от еды. С трудом привыкает к новой пище. Может отказываться от самостоятельного приема пищи. Аппетит восстанавливаетс я к 60 дню. Плохо засыпает, сон короткий, прерывистый. Во время сна наблюдаются всхлипывания, могут вскрикивать во сне. Сон восстанавливаетс я к 60 дню. Неадекватное поведение ребенка граничит с невротическим состоянием.

Адаптация с осложнениями бывает:

— у детей, привыкших быть в центре внимания взрослых, удовлетворяющих все его прихоти.

— у детей 3 группы здоровья: у них наблюдаются частые обострения основного заболевания.

— у единственных в семье детей, особенно чрезмерно опекаемых, зависимых от матери, неуверенных в себе.

— у детей с флегматическим темпераментом, так как они не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть.

— у детей, чьи мамы имеют повышенную тревожность, неправильно оценивают собственную роль в жизни ребенка, не желают увидеть в поведении ребенка элементы манипулирования взрослыми.

У ребенка во время адаптационного периода могут наблюдаться:

  • Увеличение отрицательных эмоций: страхи, гнев, хныканье.
  • Познавательная деятельность может быть в спячке.
  • Социальные навыки могут растеряться.
  • Наблюдаются изменения в речи.
  • Двигательная активность: или сильно заторможен или неуправляемо гиперактивен.

Все вышеперечисленны е характеристики проходят после адаптационного периода.

Примерные сроки успешной адаптации ребенка к детскому саду: в 3 года — 2-3 недели; в старшем дошкольном возрасте — 1 месяц.

Рекомендации родителям для успешной адаптации ребенка:

1. В первые дни приводить ребенка только на прогулку, где условия напоминают условия домашнего двора: ребенку проще познакомиться с воспитателем и другими детьми.

2. Лучше не приводить новичков своевременно в детский сад, чтобы ребенок стал свидетелем отрицательных эмоций и слез других детей при расставании со своими родителями. Лучше приводить на вечернюю прогулку, когда можно обратить внимание ребенка на то, как родители приходят за детьми, как они радостно встречаются, как забирают ребят домой, как дети прощаются друг с другом, договариваются о завтрашней встрече. Это поможет детям по утрам спокойнее переносить расставание.

3. Принести с собой игрушки, фотографию своей семьи, знакомые и привычные предметы – для обеспечения комфорта и уверенности.

4. Расскажите воспитателю об особенностях и привычках ребенка. Какие сказки любит читать, каких героев сказок и мультфильмов особенно любит, во что предпочитает играть. Опишите, как Ваш малыш реагирует на большие коллективы детей, громкие звуки, как Вы его успокаиваете, если он плачет…

5. Наблюдайте, как ребенок играет с другими детьми. Взаимоотношения детей со сверстниками в этом возрасте только формируются. Отдавая ребенка в детский сад, мы ускоряем этот процесс, поэтому было бы неправильно пускать его на самотек.) Подходит ли он к группе играющих детей? Если ему трудно это сделать, помогите: научите его правильно здороваться с группой детей, предлагать детям свои игрушки, попросить разрешения играть с ними, правильно реагировать на отказ, находя компромиссный вариант. Приучите ребенка выносить во двор, а в дальнейшем приносить в детский сад только те игрушки, которыми он готов поделиться с друзьями.

6. Со вниманием и интересом расспрашивайте ребенка о том, чем он занимается в детском саду, радуйтесь за его личные успехи и маленькие или большие победы.

7. Соблюдайте дома режим дня и рекомендации воспитателей детского сада.

8. Не обсуждайте при ребенке, если вам что-то не понравилось в детском саду, не формируйте негатив по отношению к воспитателям, сотрудникам.

9. Уменьшите нагрузку на нервную систему. На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.

10. Не реагируйте на выходки ребенка и не наказывайте его за детские капризы.

11. Дома следует побольше играть с ребенком в подвижные эмоциональные игры, поскольку в детском саду ребенок чувствует себя скованно, напряженно, а если не разрядить это напряжение, то оно может стать причиной невроза.

12. При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу или психологу.

Примерная программа адаптационного периода ребенка

1 неделя. Знакомство:

  • Можно привести ребенка во время прогулки: играя рядом с другими детьми, малыш может найти себе друга и через несколько дней согласится вместе с другими детьми войти в незнакомый дом.
  • Можно привести ребенка в группу, когда остальные дети гуляют и дать ему возможность не спеша освоить все, что непривычно и пугает его: туалетную комнату, раздевалку со шкафчиками, спальню, игровую комнату.
  • Во время нахождения ребенка в группе (около часа) желательно в течение всего времени присутствие мамы.
  • Кратковременное отсутствие близкого взрослого, начиная с 10-15 минут и доведя до 2-3 часов.
  • Увеличение времени пребывания малыша в дошкольном учреждении (по его желанию).

Если адаптация к детскому саду не произошла в течение 1 года и более, то это сигнал родителям о необходимости обратиться к специалисту.

Сегодня условия жизни детей иногда ничуть не уступают взрослым по своей жесткости. Малыши подвергаются серьезным стрессам от избытка информационных систем (компьютеров, телевизоров) и ведут достаточно активный образ жизни. Большинство детей идут в школу в возрасте 6 лет, уже обладая определенными навыками в чтении и письме. Помимо постоянно растущей умственной нагрузки они получают дополнительное напряжение в кружках, иногда и серьезную физическую нагрузку в спортивных и танцевальных секциях. Все это не только способствует их ускоренному развитию, но и повышает невротизацию, является причиной зачастую серьезного нарушения адаптации в семье, саду и школе.

Адаптацией можно назвать физиологические и психические изменения, которые происходят в организме с целью привыкания к новым условиям жизни. Соответственно выделяют физиологическую адаптацию, например, к высокой температуре, и социально-психическую. На механизме последней остановимся несколько подробнее.

На любой стресс отвечает в первую очередь вегетативная нервная система, которая работает автономно. Кроме того, в одной связке с ней на борьбу с психическим стрессовым воздействием также выходят некоторые структуры головного мозга и эндокринные железы за счет продукции своих гормонов. Раздражение особых структур головного мозга приводит к возникновению сильного страха и тревоги. Вот наглядный пример: ребенок участвует в мероприятии, например, рассказывает длинное стихотворение перед большой публикой. Он очень волнуется, разражаются участки его головного мозга, и возникает боязнь ошибиться, не оправдать ожидания, выглядеть глупо. В ответ на это вегетативная нервная система мобилизует все силы организма: учащается сердцебиение и кровообращение, частота вдохов возрастает — все направлено на качественное выполнение поставленной задачи. Это и есть адаптация. Но если со стороны вегетативной нервной системы она нарушена, то чувства напряжения остаются надолго. Это снижает работоспособность всего организма в целом: нарушается функция сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной систем. Поэтому у детей могут возникать не только расстройства поведения, но и головные боли, боли в области сердца, в животе, запоры и поносы, нервные тики, нарушения сна и многое другое.

Адаптация ребенка

В чем заключается социальная дезадаптация ребенка? Понимание того, почему социальная адаптация нарушается — ключевой момент в решении проблемы. Чем раньше выявлена дезадаптация, тем легче будет устранить ее последствия, а сделать это не так просто. Часто даже врачам это удается не сразу, так как последствия нарушенной социально-психологической адаптации могут возникать вместе с каким-либо другим заболеванием, и отличить симптомы дезадаптации от симптоматики других болезней бывает не так просто. Работа родителей в данном случае огромна, поскольку они должны поддерживать с ребенком постоянный прочный контакт с самого рождения. Это является не только своеобразной профилактикой нарушений адаптации, но еще и дает возможность вовремя увидеть отклонения в состоянии малыша и начать над этим работать.

Многие родители уверяют, что их ребенку внимания более чем достаточно, и это нередко является переоценкой их усилий. Задумайтесь о том, сколько времени вы ежедневно проводите с ребенком, работая полный день? Воспитание бабушками и дедушками уже давно перестало быть редкостью из-за повышенной занятости родителей или просто их неготовности иметь ребенка. Также повышается частота разводов и это тоже, несомненно, сказывается на способности ребенка к нормальным адаптивным реакциям. Тяжелая ситуация дома, в саду, в школе, в кружках, на детской площадке может положить начало дезадаптации, равно как и заболевания нервной системы и других систем организма, мешающие его нормальной функции и полноценному развитию. Большая учебная нагрузка, чрезмерная физическая утомляемость — это тоже факторы, провоцирующие проблемы в адаптации.

Как помочь ребенку? Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что родители просто обязаны поддерживать с ребенком прочную связь, если они хотят видеть его полноценной личностью. В этом случае на счету каждая минута, поэтому старайтесь вместо совместного просмотра телевизора заняться с ребенком чем-то, что упрочит вашу связь за счет непосредственного общения. Сходите в парк, на выставку, в детское кафе, поиграйте в развивающие игры, вместе участвуйте в конкурсах. Так ребенок будет чувствовать вашу постоянную поддержку, защищенность, и нервное напряжение постепенно отступит.

Адаптация ребенка

Помимо этого не позволяйте ребенку чрезмерно переутомляться, сколько бы лет ему ни было. Не пренебрегайте отдыхом, опять же совместным и полезным для здоровья. Не старайтесь «забить» график малыша и расписать его жизнь по минутам, просто давайте ему чаще побыть ребенком. Не забывайте делать регулярные короткие перерывы в работе, не допускайте, чтобы дети сидели за уроками или компьютером долгое время беспрерывно. Сегодняшние девочки и мальчики идут в школу обычно в 6 лет, иногда и того раньше. Для многих детей это отнюдь не так хорошо потому, что они бывают не готовы к новым условиям в эти годы ни физически, ни морально. Специалисты полагают, что многим детям лучше отправляться в первый класс в возрасте 6.5-7 лет, так как за этот год малыш «созревает» до похода в школу.

Разбирайтесь и решайте все проблемные ситуации. Будь это развод, смерть близких, плохое отношение к ребенку в школе или в саду, вы должны сглаживать сильный стресс, который он при этом получает и постоянно поддерживать малыша. Рассказать о своих «личных» проблемах он сможет только в том случае, если у вас налажены доверительные отношения. Часто они отсутствуют между родителями и детьми подросткового возраста. Важно этого не допустить, поэтому чаще интересуйтесь жизнью ребенка, спрашиваете его мнение, не критикуйте, а старайтесь мягко советовать, подкрепляя рекомендации наглядными жизненными примерами.

Не менее важно следить за физическим здоровьем ребенка. Любая болезнь может быть стартом для нарушения его адаптации. Поэтому важно своевременно и максимально быстро устранять заболевания. Однако не всегда они бывают настолько явными, что родители обращаются к врачу. Дефицит витаминов, микроэлементов, несбалансированное питание, нарушенный режим сна и бодрствования нарушают работу нервной системы и, следовательно, процессы адаптации.

Если ребенок постоянно испытывает чувство тревоги, страха перед походом в школу или сад, можно прибегнуть к медикаментозной терапии, только использовать нужно натуральные растительные препараты. Во многих случаях пустырник, мелисса, валериана, пион оказывают очень хорошее успокоительное действие без побочных эффектов и нежелательных реакций. Старайтесь также сбалансировать рацион питания, с ним дети должны получать все необходимое для нормального развития. При нарушении адаптации особенно важно поддерживать нужный уровень магния, поскольку он нормализует работу нервной системы, а значит, и всех внутренних органов. Он содержится в пшеничных отрубях, семечках подсолнечника и тыквы, орехах, чечевице. Если вы заподозрили дефицит тех или иных веществ, можно обратиться к врачу. После осмотра и анализов он назначит витаминные комплексы или другие препараты.

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»

Рассмотрим основные моменты, играющие важное значение в комфортной адаптации ребенка к детскому дошкольному образовательному учреждению.

Адаптация ребенка

До прихода ребенка в группу расскажите воспитателю о следующих особенностях ребенка:

— о приемах воспитания в семье,

— о домашнем режиме,

— способах кормления и укладывания в сон,

— не забудьте про уменьшительное имя ребенка,

— о сложившихся привычках и аппетите.

Далее, необходимо узнать у воспитателя о режиме дня в группе и питании, и начать максимально приближать ваш режим.

Число часов, проводимых ребенком в группе нужно увеличивать постепенно. Вначале познакомьте ребенка с детским садом, погуляйте рядом. Далее сходите на общую прогулку с группой, а потом уже оставляйте малыша на часы. В течение первой недели ребенок должен быть в яслях не более 3х часов, далее увеличиваем время исходя из эмоционального состояния ребенка. Может потребоваться 2-3 недели, чтобы ребенок оставался на полный день.

В период адаптации сохраняем привычные для ребенка способы кормления и укладывания в сон. Временное сохранение привычных для ребенка приемов воспитания (пустышка), даже если они противоречат установленным в детском саду правилам, помогает ему легче адаптироваться к новым условиям.

В первые дни пребывания в яслях нельзя проводить травмирующие ребенка процедуры: делать уколы, стричь волосы и ногти и т.д.

В период подготовки к ДОУ и в период адаптации к нему для профилактики витаминной недостаточности и связанной с ней снижением иммунитета и повышенной склонности к заболеваниям, рекомендуется применение витаминных препаратов. Это необходимо, так как в период адаптации дети часто теряют аппетит и плохо едят новую пищу. Но витамины необходимо начать давать заранее, дабы исключить аллергические на них реакции.

Что необходимо сделать до поступления в детский сад в обычную группу:

— научить есть ложкой самостоятельно, и пить из кружки,

— приучить к горшку и научить ребенка оповещать о том, что ему необходимо им воспользоваться,

— приучить засыпать самостоятельно в своей кроватке,

— отучить от пустышек и бутылок.

Если ребенок еще находится на грудном вскармливании, то ни в коем случае не нужно его отлучать в периоде адаптации. В этом возрасте грудь уже остается только на вечерние и ночные кормления (по требованию ребенка) и является отличным источником успокоения и близости с мамой. Не нужно лишать ребенка этих преимуществ в периоде адаптации.

Адаптация ребенкаВот малыш и вырос, и его пора отдавать в детский сад. И тут у многих родителей возникают вполне объяснимые страхи: а как это сделать? А вдруг ненаглядное чадо испугается? А вдруг ему не понравится? А что, если воспитатели окажутся слишком строгими, а другие ребята будут обижать любимое сокровище? Из-за этих мыслей настроение портится, а желание пойти в сад и вовсе пропадает. Как же справится со страхами, и на самом ли деле адаптация – настолько ужасная штука? Что ж, будем разбираться.

Сначала нужно успокоиться родителям

И это чистая правда. Переживая, мама и папа автоматически передают свое состояние ребенку, он на бессознательном уровне усваивает одно: сад – это страшно. Там обязательно будут обижать, ругать, там изначально плохо и тоскливо. Может, родители и не говорят этого прямо, но дети – лучшие локаторы. Они легко улавливают психологическое состояние своих самых родных людей и впитывают его. Поэтому, если переживают родители, ребенок тоже автоматически станет тревожиться.

Наилучший вариант – сесть, расслабиться и представить все хорошие стороны. А их в садике очень даже много.

Во-первых, ребенок попадет в среду своих сверстников, а это огромный шаг на пути личностного развития. До этого малыш общался только со взрослыми, или (в лучшем случае) с братьями и сестрами. Теперь коллектив значительно расширится, в нем появятся друзья и недруги, и маленький человек будет учиться выстраивать отношения непосредственно в контакте с другими детьми.

Во-вторых, воспитывается самостоятельность. В садике никто не будет делать простые вещи за вашего ребенка. Ему придется учиться самому. И это вовсе не страшно. Дети легко обучаются разным действиям, глядя на сверстников. Вы увидите, что ваше чадо, еще месяц назад не умевшее держать ложку, теперь совершенно спокойно само уплетает еду за обе пухлые щечки, правильно берет ручку, надевает одежду. И это еще только начало.

В-третьих, в детском саду начинает буквально семимильными шагами развиваться речевой аппарат. И это тоже легко объяснимо. В домашних условиях малышу и не требуется разговаривать внятно и четко, его любящие родители и так понимают. Но в садике все резко меняется. Вокруг незнакомые люди и дети, и они не будут вникать в неясную речь. Им некогда понимать жесты. И ребенку волей-неволей приходится начинать говорить связно и понятно. Тем более что сейчас во многих садах есть логопеды.

Как происходит адаптация?

Не так все страшно, как кажется сначала

Адаптация – это только звучит так грозно. На самом деле, практически у всех детей она проходит безболезненно. Другое дело, что тут необходимо знать основы детской психологии. И тогда ни мама, ни папа не попадутся на простые, но безотказно работающие, манипуляции собственного чада.

Как уже говорилось выше, дети – отличные психологи. Правда, чисто на интуитивном уровне, но это дела не меняет. Они легко понимают, как, когда и чем можно воздействовать на своих родителей. И постоянно этим пользуются.

Что происходит, когда малыш идет в детский сад? Он вырывается из привычной для него обстановки, попадает от горячо любимой (и зачастую очень мягкой и уступчивой) мамочки или бабушки в совершенно новый коллектив. Конечно, первоначально такая перемена испугает любого ребенка, и таких большинство. Правда, в основе своей дети быстро привыкают к новым условиям, увлекаются игрушками, различными мероприятиями и занятиями, и страх проходит. Но первые дни – это, конечно, стресс.

Тут важно понять, что психологически ничего тяжелого или страшного не происходит. Это обычное состояние человека, даже взрослого, когда он оказывается в непривычной обстановке, когда полностью меняется уклад жизни. Только вот взрослые, в силу уже сформированного взгляда на жизнь и характера, сложнее к ним привыкают. У детей же адаптация происходит мгновенно.

Адаптационный период в детском саду

Многие ребята уже через несколько дней с улыбкой идут в садик. Другие же продолжают плакать. Им не столько плохо, сколько непривычно. И вот тут родители совершают распространенную ошибку: они уступают. Начинают уговаривать малыша, забирать его раньше, оставлять порой дома. И не понимают, что тем самым только затягивают процесс привыкания и усложняют себе жизнь.

Ребенок – отличный манипулятор, его природа таким создала, чтобы он имел все шансы выжить. И вот когда малыш находит эту слабину, он начинает на нее давить. И все, год, а то и больше, кошмара обеспечены. Каждое утро это будут истерики, крики вплоть до хрипоты, хватания за одежду мамы или папы, скандалы. Родители станут подозревать воспитателей в плохом отношении, других детей – в нападках на свое сокровище. А на деле виноваты только они одни.

Для того чтобы подобного не приключилось, и адаптация прошла успешно, нужно знать всего несколько простых правил.

Секреты быстрой адаптации к детскому саду

Прежде всего – относиться спокойно и быть твердой. Уступать нельзя, поддаваться на плач не стоит. Как правило, едва родитель уйдет – ребенок тут же успокаивается и уже через несколько минут радостно играет со сверстниками. Идеальная схема поведения мамы или папы в саду такова. Привели, раздели ребенка, поцеловали и ушли. Никаких долгих прощаний, поцелуев, объятий. Все должно быть по-деловому.

Тут еще может возникнуть вопрос, когда начать оставлять на полный день. Лучше всего первые два дня поводить на пару часов, потом еще два дня до дневного сна, и в пятницу – на весь день. Ребенок это запомнит, и в понедельник уже легко останется до вечера. Лучше с этим не задерживаться, иначе малыш привыкнет, что его забирают до сна, и потом опять-таки возникнут проблемы.

Во-вторых, использование разговоров и ласки тоже может возыметь очень хороший эффект. Только вот должно происходить это за пределами садика. Дома следует постоянно говорить ребенку, как там хорошо, какие веселые дети и интересные занятия. Приправлять эти речи необходимо тактильным контактом – гладить, обнимать сына или дочку. Показывать ребенку, что его любят, и по сути ничего не изменилось.

И еще. Необходимо спрашивать, как прошел день в садике и внимательно выслушивать рассказы своего сокровища, демонстрируя интерес. Если малыш рассказывает приятное и хорошее, важно делать на этом акцент, говоря: «Вот, видишь, какой у тебя чудесный садик!» И всегда говорить об этом месте следует только в положительном контексте.

Однако малыш может рассказать и о плохих вещах. Например, его обидели или отругали. Как быть в таком случае? Необходимо объяснить, что так бывает, рассказать, как стоит поступать в подобном случае. И всегда приводить в пример собственную жизнь, вспоминая истории из нее. Этим самым родители становятся ближе к ребенку, ставят себя с ним на одну ступень, тем самым повышая уровень доверия. Да и вообще, истории из жизни мамы или папы всегда завораживают детей и дают им ощущение, что так же было и с родителями. А значит, ничего страшного не происходит.

Все эти правила сделают адаптацию как можно более быстрой и легкой. Однако в саду существует еще одна проблема: частая заболеваемость. И ее никак не избежать, разве что только постоянно повышать иммунитет долгими продуктами и натуральными витаминами.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector