Адаптация ребенка в саду

« Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ »

«Воспитание детей – это мудрое ограничение.

Ребёнок должен понять три вещи:

можно, нельзя, надо».

С чего начинается адаптация маленького ребенка? Начинается, когда малыш переступает порог детского сада. С этого момента малыш усваивать правила поведения, а значит учится жить в новой реальности.

Адаптация , т. е. вхождение человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям , является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам ( адаптированности , т. е. совокупности всех полезных изменений организма и психики, или негативным (стрессу) .

Психолог Е.Смирнова пишет: «Ребенку нужно общество сверстников, других детей. Возможно, такое утверждение покажется странным: ведь дети раннего возраста еще не умеют играть вместе — только рядом. Но они склонны к подражанию и способны заражать друг друга тем или иным состоянием: не только плачем или испугом, но и радостью, смехом, веселой беготней — и получают от этого несказанное удовольствие».

Привыкание к детскому саду, дети часто переживают тяжело, попадают в новую среду и часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами.

Адаптация сопровождается эмоциональным напряжением, беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, раздраженно отказывается от общения, сторонится незнакомых взрослых и детей.

Из этого следует, нарушение социальных связей и как следствие, приводит к нарушению сна и аппетита. Разлука и встреча с родителями протекают очень бурно: малыш не отпускает их от себя и долго плачет после ухода, а приход встречает слезами. Это приводит к падению уровеня речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом.

В каждой семье адаптационный период ребенка в саду проходит индивидуально и имеет разную протяженность. Существует три вида адаптации :

— легкая адаптация – поведение ребенка нормализуется в течении 10-15 дней;

адаптация средней тяжести – в течение месяца;

— тяжелая адаптация требует от 2 до 6 и более месяцев.

Учеными установлен ряд факторов, определяющих, насколько успешно малыш справиться с предстоящими ему изменениями в привычном образе жизни. Эти факторы связаны с физическим, и с психическим состоянием ребенка, они тесно переплетены и взаимно обусловлены .

1. Состояние здоровья и уровень развития ребенка. Здоровый, развитый по возрасту , малыш обладает большими возможностями к адаптации , он лучше справляется с трудностями.

Отсутствие правильного режима, достаточного сна приводит к хроническому переутомлению, истощению нервной системы. Такой ребенок хуже справляется с трудностями адаптационного периода , у него возникает стрессовое состояние и, как следствие, — заболевание.

2. Возраст , в котором малыш поступает в ДОУ.

3. Степень сформированности у ребенка предметной деятельности и умения общаться с окружающими. Психологи выявили четкую закономерность между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием к детскому саду. Легче всего адаптация протекает у малышей , которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками. Впервые попав в дошкольное учреждение , они быстро откликаются на предложение воспитательницы поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. Для них это – привычное занятие, и в случае затруднения такие дети упорно ищут выход из ситуации, не стесняясь, обращаются за помощью к взрослому. Для ребенка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в контакт со взрослым, так как он владеет средствами необходимыми для этого.

4. Большое влияние на течение адаптации оказывает и отношение со сверстниками. Неумение общаться с другими детьми в сочетании с трудностями в установлении контактов с взрослыми еще больше отягощает сложность адаптационного периода .

От успешности деятельности педагога в этом направлении зависит дальнейшая жизнь ребенка, и не только в детском саду. Отрицательный опыт адаптации может сыграть негативную роль и в начальной школе.

Таким образом, создание психологически благоприятной атмосферы в группе является одной из основных составляющих успешной адаптации малышей к детскому саду:

— постепенное увеличение времени пребывания в детском саду;

— создание благоприятной атмосферы (развешивание фото родителей (виртуальное присутствие родителей, игрушечные телефонные звонки);

— красочное оформление группы.

Таким образом, задачей воспитателя является создание эмоционально-комфортных условий в группе. Это залог успешности решения всего комплекса образовательных задач, формирования эмоциональной сферы детей и благополучной адаптации детей.

Сколько времени будет продолжаться адаптационный период , сказать трудно, потому что все дети проходят его по – разному. Но привыкание к дошкольному учреждению – это так, же и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Сегодня не принято даже говорить о яслях. Большинство мам посмотрит на вас, в лучшем случае, как на безумную. Самые ярые сторонницы домашнего воспитания навсегда клеймят позором, назовут кукушкой, станут перешептываться о том, как вы ненавидите своего ребенка.

Конечно, психологи советуют отдавать детей в сад не раньше трех лет, а то и вовсе не отдавать. Однако не всегда и не у всех есть возможность сидеть без работы так долго. Разбираться с причинами необходимости в яслях доверим мамам самостоятельно. Поговорим об адаптации детей раннего возраста в саду, о ее сложностях и особенностях.

Что влияет на способность к адаптации в детском саду/яслях?

Детский сад – это, в первую очередь, коллектив. Причем коллектив ребенку незнакомый. Другие дети и чужие взрослые едва ли вызовут положительную реакцию с первой минуты. Однако опыт мам показывает, что есть малыши, которые охотно идут в садик с первых дней. Другие могут закатывать истерики в течение целого года. От чего это зависит:

  • социализация. Если мама все время находится с малышом дома или общается в ограниченном кругу, ребенок вряд ли сможет спокойно воспринимать большое количество новых людей. Да, социализация детям до 3 лет не нужна. Однако постоянное общение со сверстниками и взрослыми поможет ребенку проще пойти в сад;
  • самостоятельность. Насколько ваш малыш предоставлен себе в течение дня? К самостоятельности рекомендуется приучать детей с рождения, оставляя их наедине с собой на пять-десять минут и увеличивая это время постепенно. Годовалый малыш может играть сам без вмешательства взрослых около часа. Если же мама не отпускает ребенка ни на шаг, стремится все делать за него, постоянно отвлекает его от игры вопросами, запретами или наставлениями, малышу будет трудно пойти в детский сад. Ведь здесь нет мамы на каждого мальчика и девочку. Один воспитатель физически не сможет уделить достаточно времени каждому ребенку, лишенному способности занимать себя;
  • готовность к режиму. За две недели до похода в садик рекомендуется перевести ребенка на режим дня дошкольного учреждения. Можно узнать у воспитателя, когда дети едят и спят, когда гуляют. Дневной сон – самое сложное и важное. Если ребенок после года спит больше одного раза, будет сложнее;
  • настрой родителей. Как мама ведет ребенка в сад в первый раз? Обычно на транквилизаторах или с признаками острого невроза. Конечно, ребенок в такой ситуации тоже будет нервничать. Воспитатели говорят, что многие родители остаются у ворот сада. Курят, страдают, рвут на себе волосы, грызут ногти, а потом приходят со слезами на глазах «избавить свое сокровище от заключения». Это неправильно. Ребенок должен понимать, что садик – не наказание и не каторга. Что маме нужно работать, а ему весело проводить время с детьми. Поэтому родители должны быть спокойными и уверенными. Обычно плач заканчивается на закрытии двери за мамой, но это не с первого дня;
  • выбор детского сада. Адекватность воспитателя и его готовность к адаптации очень важна. Молодые специалисты боятся плачущих детей. Воспитатель без опыта может посоветовать водить ребенка на час, пока тот не начнет проводить этот час спокойно. Однако так положительного результата вы не добьетесь. Время нужно увеличивать, воспитателя, по возможности, выбирать с опытом. Спокойного и уравновешенного, знакомого с адаптационными особенностями детей в яслях.

Сколько длится и как проходит адаптация в детском саду/яслях у малышей от года?

Продолжительность адаптации зависит от вышеперечисленных факторов и от индивидуальных особенностей ребенка, его привязанности к матери. Процесс может занять от двух недель до двух месяцев. В особо тяжелых случаях говорят даже о годе привыкания к саду. Однако воспитатели яслей утверждают, что дети до двух лет гораздо лучше адаптируются и быстрее вливаются в коллектив, чем ребята, которых отдали в садик в два-три года.

Этапы адаптации в яслях:

  • Период активных истерик прекращается в течение первой недели. Причем первые три дня ребенок может ходить спокойно и с удовольствием. Когда он узнает всех детей, переберет все игрушки, может случится первая истерика;
  • Затем следует период «отрывания от мамы». Ребенок начинает плакать только на подходе к саду, а внутри его уже силой забирает воспитатель. За мамой закрывается дверь, плач затихает. Малыш занят другими делами, играть спектакль уже не нужно;
  • Постепенное увеличение времени пребывания. После первых недель в саду можно переходить на режим «с дневным сном». Ребенок снова может начать капризничать, ведь он привык спать дома и сразу после пробуждения видеть маму. Малыша забирают после пробуждения;
  • Затем ребенок остается на весь тихий час, на полдник, ужин и так далее до окончания дня в детском саду.

В идеальной вселенной все это умещается в месяц. Социализированные дети могут привыкнуть спать в садике с первых дней.

Что делать маме?

Набраться терпения, успокоить нервы, настроить себя и малыша на позитивный лад. Пусть ребенок воспринимает ясли как праздник. Если у вас нет положительного опыта посещения детского сада, пусть тот член семьи, у которого он есть, расскажет малышу о яслях.

Дорогие друзья, если у вас есть вопросы или интересующие вас темы, прошу вас оставить комментарий под статьей. Ваше мнение очень важно!

Адаптация ребенка в саду

М ногие родители, получая путёвки в садик, выбирают именно лето для периода адаптации, не дожидаясь 1 сентября. Летом дети в саду много гуляют на улице, и привыкание к новому месту проходит легче для малышей.

Уже несколько лет я работаю с малышами. Сколько раз мне доводилось, как им трудно адаптироваться к новому для них месту обитания – детскому саду. Накопив определённый опыт, хочу перед началом учебного года дать родителям советы, которые помогут вам и вашим детям пережить этот трудный период.

Адаптация ребенка в саду

6 советов воспитателя родителям новичков

За день до первого дня в детском саду побеседуйте с ребёнком. Говорите ему о том, как хорошо ходить в садик, для чего это нужно, что он там будет делать, как там хорошо и весело с другими детками. Обязательно проговорите имена воспитателей, чтобы малыш уже знал их, и ему было легче к ним обратиться.

Первое время в детское дошкольное учреждение можно носить с собой любимую игрушку. Ребёнку легче, когда в незнакомом месте рядом с ним что-то родное и любимое. Кроме того, это хорошая мотивация для малыша: воспитатель предложит рисовать для игрушки, лепить для неё или учить игрушку держать карандаш, смешивать краски и т.д.

Если ребёнку сложно оторваться именно от мамы, то рекомендую, чтобы в сад приводил кто-то другой: папа, бабушка, дедушка. Тот, с кем попрощаться легче, чем с любимой мамочкой. А мама пусть забирает – вот будет радости!

Адаптация ребенка в саду

Ни для кого не секрет, что чем быстрее расставание, тем оно менее болезненно. Поэтому в садике как можно скорее переодевайте ребёнка и уходите. Никаких долгих прощаний и объятий! Так будет только больше слёз и у ребёнка, и у мамы.

Можно придумать какой-то ритуал и выполнять его каждый раз во время прощания. Например, малыш может помахать маме рукой в окно. Тогда в группе он будет быстрей бежать к окну, а не плакать на стульчике. Потом будет махать вся группа! Проверено на своём опыте.

Будет здорово, если вы заранее подружитесь с детьми, которые посещают эту же группу. Встречайтесь с ними не только в стенах детского сада, но и, например, на детской площадке, в парке, ходите друг к другу в гости. Тогда в группе малышам не будет так страшно оставаться в незнакомом месте без мамы.

Адаптация ребенка в саду

Как работают эти советы? Необычную историю про одеяло с именем «Гу-гу» рассказала наш блогер Александра Коробка:

«У нас привыкание к саду шло очень непросто. Набор в группу был в июне, и Ване на тот момент был только 1 год и 7 месяцев. Он у нас рано начал разговаривать, любил смотреть мультики, лёжа на диване со своим одеялом. Ключевое слово здесь «одеяло»: он настолько его любил, что нам приходилось брать его в дорогу, в гости, особенно если мы оставались где-то надолго. Ваня даже дал ему имя – «Гу-гу».

Адаптация ребенка в саду

Когда я его отводила в садик первые дни, сердце моё разрывалось. У меня постоянно лились слёзы градом. Сыну было нелегче. И тут помогло наше одеяло! Мы взяли его в садик, и, когда воспитатель отводил Ваню в группу, он сидел на стульчике и обнимал своё одеяло, ни с кем не играя. На тот момент он был одним из самых маленьких, остальные дети были в возрасте 2-2,5 года. Наша адаптация длилась месяца полтора. Первое время мы ходили на 2-4 часа, с каждым разом прибавляя по полчаса. Когда Ваня начал привыкать, воспитатель тихонечко забрала у него наше «Гу-гу». Он немного повозмущался, но зато стал играть с детками.

Адаптация ребенка в саду

Теперь в садик мы ходим с удовольствием. Бывает, конечно, немного капризов по утрам, что хочу ещё поспать. Но есть у меня пара фраз, которые всё-таки вызывают у него желание встать из тёплой кроватки и пойти умываться. Например, такие: «Сынок, а сегодня вы будете лепить из пластилина?». Он шепчет: «Не знаю…». Я ему в ответ: «Давай сходим и узнаем». Или заранее спрашиваю, что они будут делать завтра. Его это заинтересовывает. И да, дома мы до сих пор спим с нашим одеялом».

Первые дни, а иногда и месяцы в детском саду для малыша всегда стресс. А случаи, когда адаптация ребенка к условиям детского сада проходит незаметно для него и родителей, скорее исключение, нежели правило. Большинство же детей закатывают бурные истерики во время утренних сборов в сад и по приходу в группу или тихо и испуганно сидят на стульчике в ожидании мамы.

Адаптация ребенка в саду

Порой за весь день малыш вообще ничего не ест от переживаний. Были случаи, когда у малыша временно пропадала речь, хотя до садика он болтал без умолку. Причина такого состояния — смена режима дня, длительное присутствие в кругу новых людей, нахождение в непривычной обстановке. А еще и мамы с папой несколько часов нет рядом. А те, в свою очередь, с нетерпением ожидают времени, когда уже можно забирать кроху домой. И именно родители должны позаботиться о том, как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду.

Советы психолога, как ребенку пережить адаптацию в детском саду

В первую очередь родителям необходимо приготовиться к большим изменениям в привычном укладе жизни. Первое время горько плачущего малыша будет настолько жалко, что захочется прекратить его мучения раз и навсегда, забрав его из дошкольного учреждения. Но это не выход. К коллективу надо привыкать как можно раньше. Потому родителям нужно настроить себя на оптимистичный лад и постараться свой хороший настрой передать и ребенку.

Предлагаем познакомиться с советами психолога и следовать им, тогда адаптация ребенка в детском саду не скажется негативно на его психологическом состоянии.

Подготовка к саду

  • Первые беседы с малышом на тему детского сада нужно начинать заранее, месяца за три до посещения. Во время прогулки выбирать маршрут рядом с садиком, рассказывать малышу, как там интересно. Он сам увидит, что все ребята играют, никто не плачет. А если подойти часов в 17 или 18, ребенок убедится, что всех забирают родители. Так у него сложится первое мнение о садике. Важно, чтобы оно было положительным.
  • Подчеркивать в разговорах, какие хорошие воспитатели, добрые, веселые. Поэтому детки их любят и слушаются. Если же у родителей возникают претензии к саду, ребенку о них знать необязательно.
  • Как только до первого посещения садика останется месяц, нужно начинать приучать его к режиму дня, который вскоре будет постоянным.

Первые дни в саду

Теперь о том, как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду, если он уже начал его посещать.

  • Как минимум неделю нужно оставлять малыша в садике не более чем на 2 часа.
  • Выходные и праздничные дни проводить в том же режиме, что и будни.
  • Не затягивать укладывание спать вечером, чтобы утром малыш легко просыпался.
  • Каждый день по дороге из садика расспрашивать малыша, что нового с ним случилось, положительные моменты можно просить его повторить.
  • Участившиеся капризы в период адаптации, родителям нужно воспринимать как норму и относиться к ним снисходительнее.
  • Чаще обнимать малыша, брать на руки, гладить по голове. Так он будет понимать, что начало посещения садика не означает, что родители его меньше стали любить.
  • Избегать просмотра ребенком агрессивных мультфильмов, стараться уберечь его от новых нервных потрясений.
  • Исключить в доме скандалы и любые разговоры на повышенных тонах.
  • Чаще говорить крохе, что его любят и вечером обязательно придут за ним в садик.
  • Проговаривать с ребенком время, когда за ним придут, и никогда не опаздывать и не уводить малыша последним из группы.
  • Прощаться утром и встречаться вечером на позитиве.
  • Дома в ролевой игре дать малышу роль мамы или папы, а родителям сыграть его самого. Пусть и он «поводит» их в сад.

Да, не у всех детей адаптация проходит гладко и безболезненно. Но родители могут и должны держать ситуацию под контролем.

Нажмите клавиши Ctrl + D чтобы добавить статью в закладки.

Адаптация ребенка в саду

Недавняя публикация про сопливых детей вызвала бурю возмущения в родительских массах. Давайте попробуем разобраться, почему дети болеют в детском саду и, главное, как можно на это повлиять.

К сожалению, дети, посещающие детский сад, могут болеть до 12–16 раз в год. Сложно назвать это нормой. Скорее, это можно назвать обычным явлением. Каковы же причины этого «обычного явления»?

1. Особенности социального поведения.
Дошкольники общаются значительно более тесно, нежели школьники. Чем младше ребёнок, тем больше познавание мира и сверстников завязано на тактильном контакте. Тем больше вероятности заразиться вирусной инфекцией. В школе начинается разобщение, ограничение тесных контактов — дети болеют реже.

Как решить проблему?
Время.

2. Рост детей.
Чем ниже ребёнок, тем выше концентрация вирусов, выделяемых окружающими, около его лица — капельки влаги, летящие из носов и ртов, благодаря силе всемирного тяготения, стремятся вниз, а не вверх. Чем выше становится ребёнок, тем быстрее он уходит из взвеси вирусов, которая остаётся внизу.

Как решить проблему?
Время.

3. Личная гигиена.
Чем младше дети, тем хуже они соблюдают правила личной гигиены. А в детских садах с большим количеством детей в группе снижен контроль за тем, как и когда дети моют руки и лицо (да, лицо тоже нужно регулярно ополаскивать!). Школьники взрослеют и начинают, в большинстве своём, следить за чистотой кожи рук и лица.

Как решить проблему?
Приучить детей мыть руки и лицо прохладной водой несколько раз в день.

4. Дневной сон.
Конечно, не сам дневной сон повышает частоту ОРВИ, а его условия. Немногие детские сады могут похвастаться отдельной спальней, в которой дети отдыхают на достаточном расстоянии друг от друга. Частая проблема — многоярусные кровати из вызвижных ящиков — тут, как несложно догадаться, больше всех «везёт» тому, кто спит в самом низу. Школьники не спят в школе, у них меньше шансов заболеть ОРВИ.

Как решить проблему?
Забирать ребенка домой после обеда, искать детский сад с просторной спальней. Фантастика, правда? Значит, смирение.

5. Несоответствие гигиеническим нормам температуры и влажности воздуха в детских садах.
в детском саду всегда сухо и жарко. А ведь температура не должна превышать 19–20 градусов, а влажность должна быть не менее 40–50%. Покупка мойки воздуха, или, хотя бы, постоянное проветривание могли бы помочь, но….
В школах ситуация тоже не ахти какая, но жары в 25 градусов уже нет, поэтому ситуация гораздо лучше.

Как решить проблему?
Требовать наладить климат в детском саду.

6. Наличие в группе откровенно больных, а не просто сопливых детей.
Многие родители ведут в сад больного ребенка, потому что им некуда его деть. Просто насморк без ухудшения самочувствия — это, собственно, не болезнь. Это состояние, которое в англоязычных источниках называют common cold. Не заразно, но неприятно для окружающих.

Решение проблемы — …. ну, это проблема государственной поддержки родительства. Боюсь, что мы не сможем ее решить.

7. Отсутствие нормальной информированности родителей о мерах профилактики ОРВИ помимо вышеупомянутых.
Многие уверены, что оксолиновая мазь, промывание носа, виферон и прочие -фероны, гомеопатические горошки, чеснок успешно предотвращают ОРВИ. Увы, это совершенно не соответствует действительности. Сейчас поднимется лес рук: «а мне помогает». И придется сделать маленькое отступление.

Во всем мире медицина основана на фактах и доказательствах. Почти во всём. 1/6 суши, увы, живет по другому принципу — «у нас так принято». Огромное количество препаратов, не имеющих доказанных эффективности и, главное, безопасности, «работает» исключительно потому, что так совпало. После — не значит, . Помогает чеснок в коробочке от ? — (у ребенка нет аллергии, у окружающих не подступает тошнота к горлу ) — ОК, используйте! Но давать ребенку препарат с недоказанными эффективностью и безопасностью или же с доказанными неэффективностью и небезопасностью не стоит. Это важно.

Позднее мы подробно поговорим о многих заблуждениях, а сейчас вернёмся к детскому саду.

Итак, эффективны и безопасны:

— вакцинация от гемофильной и пневмококковой инфекций — снижают риск тяжелых осложнений ОРВИ
— витамин Д — снижает риск ОРВИ. Его должны принимать все дети с рождения до 3 лет (сейчас обсуждается приём до 7–8 лет) ежедневно круглый год без перерывов в дозировке 500 МЕ вне зависимости от региона проживания и количества солнечных дней (кстати, от солнца нужно защишаться, но об этом отдельно и позже)
— вакцинация от гриппа в учреждениях закрытого типа (круглосуточные детские сады, кадетский корпус )

Адаптация ребенка в саду

Васильева Наталья Рашидовна
врач-педиатр

В жизни практически каждого ребенка и родителя наступает момент, который становится для них важным и интересным событием, – пора идти в детский сад. И многие малыши испытывают трудности с такой резкой переменой обстановки. Внезапная разлука с мамой, шумные одногруппники, незнакомые люди и помещение, сон не в своей кроватке – все это так внезапно обрушивается на ребенка, что малышу сложно сразу справиться с ситуацией. Главное – спокойствие, ведь адаптация к саду различной степени сложности – это абсолютно нормальная реакция каждого ребенка.

С учетом того, что для абсолютного большинства детей знакомство с садом – это определенный стресс, многие родители отмечают, что поведение сына или дочери после возвращения из группы домой меняется. Ребенок нервничает, проявляет беспокойство и раздражительность, плачет, скандалит, даже становится агрессивным. А также проявляются проблемы со сном, которые очень волнуют родителей.

Степени нарушения детского сна в период адаптации к детскому саду

Как уже отмечалось выше, все дети индивидуальны и дают разную реакцию на сад. Тяжесть реакции различается степенями:

  1. Простая адаптация. Сон может нарушаться, но это временное явление, которое исчезает через 7-10 дней. В поведении ребенка могут наблюдаться агрессия, подавленность, замкнутость, капризность, но все эти проявления полностью исчезают примерно через месяц.
  2. Адаптация средней сложности . Сон может расстраиваться на срок от 20 до 40 дней. Ребенку требуется более длительное время, чтобы его эмоциональный фон стабилизировался и нормализовался.
  3. Тяжелая адаптация . Все реакции малыша, включая сон, претерпевают серьезные нарушения на срок от 2 месяцев до полугода.
  4. Крайне тяжелая адаптация . Длится от полугода и дольше; ставит под сомнение целесообразность пребывания ребенка в детском
    саду.[1]

Как проявляются нарушения сна ребенка в период адаптации к детскому саду?

Нарушения сна деток, которые только пошли в детский сад, проявляется ухудшением качества и продолжительности сна, сложностями с отходом ко сну – засыпанием. Сон наступает порой с трудом, становится тревожным, процесс сопровождается слезами и капризами. Ребенок часто просыпается, хнычет, плачет в дреме и непосредственно перед отходом ко сну.[2]

По утрам кроху, наоборот, бывает очень непросто разбудить, а само пробуждение приводит к новому витку переживаний. Стоит отметить, что реакции детей очень индивидуальны. Кто-то не может заснуть в саду, а дома вечером, усталый и переутомленный, быстро засыпает. Другой же от чрезвычайного перевозбуждения и обилия эмоций в течение дня не может угомониться часов до 10-11 вечера.

А между тем, ученые уже давно установили прямую зависимость между самочувствием ребенка, его гармоничным развитием, полноценным восстановлением утраченной энергии и дневным сном. А также негативные последствия его отсутствия.[3]

Как помочь ребенку восстановить нормальный сон и легче адаптироваться к саду?

Следует обратить особое внимание на важность совместной работы родителей и педагогов в этом направлении. Главное – Вашему ребенку нужно Ваше терпение, понимание и полное спокойствие.

  • За пару месяцев до сада необходимо наладить режим сна, и сместить засыпание на ночь на более раннее время.[4]
  • Важно, чтобы ребенок не замечал Ваше волнение;
  • Не ругайте малыша за слезы, страх и нежелание оставаться без мамы с чужими тетями. Он имеет право на собственные чувства. Поддержите его, скажите, что понимаете его волнение.
  • Хвалите ребенка при других за то, какой он уже большой и какой молодец, что ходит в сад.

То, насколько быстро малыш адаптируется и преодолеет проблемы со сном, во многом зависит терпеливое отношение мамы и квалификация педагогов в детском саду. Поймите, нет плохих, неправильных деток, которые не хотят ходить в сад. Их временное нежелание – это норма. Есть ошибки, нетерпение и неумение создать детям комфортные условия со стороны взрослых людей.

Что еще можно сделать?

В ряде случаев для улучшения сна у детей дошкольного возраста требуется применение средств, облегчающих засыпание и снимающих тревожность у ребенка.[5] К ним относится немецкий безрецептурный препарат «Дормикинд», который создан специально для детей, содержит натуральные действующие компоненты и может применяться с самого рождения. «Дормикинд» не нарушает дневную активность ребенка, экономичен и отпускается в аптеках без рецепта врача.

[1] Психологи на b17.ru Статья «В детский сад с улыбкой, или как пережить адаптацию ребенка» http://www.b17.ru/article/38019/

[2] Д.Р. Гарафутдинова Статья для педагогов детского сада «Сон и пробуждение ребенка в условиях детского сада» с Социальной сети работников образования nsportal.ru

[3] Д.Р. Гарафутдинова Статья для педагогов детского сада «Сон и пробуждение ребенка в условиях детского сада» с Социальной сети работников образования nsportal.ru

[4] Статья «Как помочь ребенку спать в садике?» с сайта «Дневник доктора мамы annamama.ru»

[5] «Нарушение сна в детском возрасте», журнал «Неврология и психиатрия». 1/2012 К.м.н. М.Г. ПОЛУЭКТОВ ГБОУ ВПО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» Минздравсоцразвития России, кафедра нервных болезней ФППОВ

Адаптация ребенка в саду

Адаптация ребенка в саду

Адаптация ребенка в саду

Официальный представитель в России: ООО “Альпен Фарма” 117513 , Россия, г.Москва , ул. Островитянова, д.6
Тел./факс: +7 (495) 609-65-72, www.alpenpharma.com, [email protected] © 2016-2021

КАРТА САЙТА ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ

Сколько времени должно пройти, чтобы ребенок адаптировался в детском саду?

Время адаптации ребенка в детском саду в большей степени зависит от самого ребенка. Кроме того, на срок адаптации могут влиять воспитатели, дети в группе, да и сами родители ребенка. Если все условия и факторы благополучные, то обычно полная адаптация наступает через 2-3 месяца.

Как влияет окружение ребенка на адаптацию в детском саду?

Адаптация к детскому саду проходит дольше у тех малышей, у кого узкий круг общения, и наоборот. Поэтому постарайтесь приучить ребенка общаться с большим количеством людей до начала посещения детского сада, расширьте круг его общения.

Может ли помочь малышу адаптироваться к детскому саду мама?

Какова причина частых болезней ребенка после начала посещений детского сада?

Из-за сильного стресса, который ребенок получает в результате начала посещения детского сада, его иммунитет ослабляется. Это одна из самых частых причин заболеваний. Бытует мнение, что ребенок часто заражается от больных детей, которых приводят в садик. Не всегда это верно. Новая непривычная обстановка вызывает у малыша много переживаний и беспокойства. Из-за этого ребенок находится в состоянии стресса, что и приводит к снижению иммунитета. Поэтому ребенок легко может заболеть, даже если в группе нет больных детей. Можно сказать, что причина частых заболеваний малыша скорее психологическая. Именно в этот период особенно важна поддержка родителей, чтобы помочь малышу справиться со стрессом.

В чем причина того, что ребенок отказывается есть в детском саду, хотя дома он ест сам?

Дети очень трудно переносят в новую обстановку свои навыки и знания. Стресс ещё более усугубляет ситуацию. Поэтому, поступив в детский сад, малыши часто «забывают», что они умеют кушать сами. Это скоро пройдёт, не стоит беспокоиться.

Начав посещать детский сад, ребенок стал несговорчив, капризен и даже упрям, делает всё наоборот. Причина в садике?

Если вашему малышу от 2 до 4 лет, то, скорее всего, у него проявляется кризис 3-х лет.

По каким признакам можно определить, что адаптация у ребенка уже закончилась?

Если ваш ребенок хорошо кушает, спит, играет с другими детьми в детском саду, то можно говорить о завершении адаптации.

Как лучше привыкать к детскому саду: постепенно или сразу оставить ребенка на целый день?

Лучше привыкать к детскому саду постепенно. Лучше всего с одного-двух часов нахождения вместе с родителями в детском саду.

Какие дети сложнее всего привыкают к детскому саду?

Трудности с адаптацией могут возникнуть у:

· сильно опекаемых детей;

· единственного в семье ребенка;

· детей, сильно зависящих от мамы;

· неуверенных в себе детей;

Нужна ли подготовка к началу посещения детского сада? В течение какого времени?

Подготовку лучше всего начинать за 3-6 месяцев. Изучите рекомендации специалистов.

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Адаптация ребенка в саду

На проблему адаптации к детскому саду родители мало обращают внимание, увы, это правда. Почему у ребенка частые простудные, респираторные заболевания, плохое настроение и громкий, длительный плач, истерика перед походом в детский сад?

Адаптация ребенка в саду

[1]

Не хочу в детский сад!

Дети намного хуже переносят детские сады хуже, чем школу. Потому как это первый их контакт с посторонними детьми на длительное время, расставание с родителями и первая чужая еда.

Если отдавать детей в детский сад еще с ясельного возраста – они все же привыкают к этому заведению, но могут начать называть своих воспитательниц мамами. Если удобная привычка отдавать детей в ясли учащается – это может плохо сказаться на чувстве близости к семье у детей и ощущении присутствия родителей. Последствия дают о себе знать даже во взрослой жизни уже подрастающих детей.

Если вы можете себе позволить оставаться с малышом хотя бы до его 3-х -4-х летнего возраста, не упускайте такой возможности. Даже при рождении второго ребенка не стоит отдавать своего старшенького в сад. Он может выполнять очень полезные функции: убирать игрушки, одеяльца, развлекать младшего ребенка, играть погремушкой с младшим братом или сестрой. Естественно, не стоит упускать из виду то, что дети должны иметь возможность привязаться друг к другу, а если их разделить по детским садам и разным бабушкам, может случиться эмоциональный разрыв.

Если все-таки ребенку придется идти в детский сад, вам вместе нужно к этому подготовиться.

Готовимся в детский сад

Первое, что нужно сделать – это не волноваться. Если перед походом в детский сад вы будете слишком переживать – ребенок тоже начнет волноваться и привыкнет нервничать перед походами в сад. Не говорите ребенку о том, что может ему осложнить жизнь в саду, и тем более, не говорите ему, что там будет лучше, чем это возможно. Попробуйте ребенку объяснить все правильно, реалистично, как обычную необходимость со своими плюсами.

Перед походом в сад постарайтесь сделать так, что бы ребенок привык есть все сразу, без частых и легких перекусов. Кормите его в одно и то же время дня, 3-4 раза в день, в зависимости от аппетитов малыша. Если кормить ребенка не слишком калорийными продуктами, то у него со временем улучшается аппетит.

Поговорите с малышом уверенным, строгим тоном голоса. Если при таком настоятельном общении с ребенком от откажется и вовсе от еды, или начнет есть под огромным давлением, подумайте об этом серьезно. В таком случае необходимо настоятельно побеседовать с воспитателем в детском саду, чтобы этот человек не заставлял есть вашего малыша, а терпеливо ждал.

Не подгоняйте ребенка во время употребления пищи. Очень часто малыши не хотят идти в детские сады из-за того, что их заставляют есть, притом то, что им не особо нравится, дома ведь вкуснее. Кормите своего ребенка примерно так же, как и в детском саду, чтобы он привык к меню. Если ребенок панически отказывается идти в детский сад, возможно, пришло время подумать о том, нужно ли ему вообще это.

Закалка перед детским садом

Закаляйте своего малыша, особенно если собираетесь идти в детский сад. В детском саду часто встречаются дети с плохой адаптацией и плохим иммунитетом, потому ваш ребенок должен быть крепок здоровьем. В теплое время года, а именно весной, летом ходите босиком с малышом, не обращая внимания на погодные условия.

Не меряйте своему малыш слишком часто температуру и не говорите ему о том, что ваш ребенок может заболеть. Малыш должен быть уверен в своей неуязвимости, ему нужно чувствовать себя защищенным. Постарайтесь приучить своего ребенка к холодному: чаю, молоке, сокам, воде, кефиру и т.д. Детям очень полезно в небольших количествах есть мороженое. Из-за разницы температур у ребенка выработается со временем иммунитет. К тому же, дети очень любят мороженое, такое запретное, такое вкусное. Оказывается, оно еще и очень полезное.

Расставание с мамой

Многие дети очень болезненно воспринимают прощание со своими родителями, даже на короткий промежуток времени, они не воспринимают даже уговоры остаться с близкими им людьми, так как трудно переживают расставание с матерью и отцом.

Проявляться это может по-разному: нежелание есть или плохой аппетит, плохой сон либо отсутствие сна, пропадает настроение, дети постоянно спрашивают, где мама, папа, спрашивают, сколько времени. Причина такого поведения детьми заложена в них родителями.

Если мама не воспринимает то, как может себя вести ребенок, она сильно тревожится, неправильно оценивает свое положение в семье. Если дети ведут себя слишком тревожно при расставании с родителями, можно обратиться к психологу, но можно и попытаться решить проблему самостоятельно.

Как правильно поступать с ребенком?

Попытайтесь отлучаться от ребенка, например, в магазин, когда он чем-то занят: увлекательной игрой с друзьями, рисованием. Можно отлучаться в то время, когда ребенок конструирует своими руками сюрприз для родителей. Если вы собираетесь часто выходить из дома и оставлять ребенка одного – приучите его к тому, чтобы он сам считал время до того, как ему пора лечь спать и сам же ложился, то же касается и времени приема пищи.

Возлагайте на него дополнительные обязанности. Например, чтобы он помогал вам что-то искать или мыл посуду, убирал за собой и т.д., тогда ребенок будет чувствовать ответственность и малышу не будет одиноко, когда он будет находиться сам в доме.

Говорите ему о том, что благодаря его неоценимой помощи вам намного легче справляться по дому и он молодец, что упрощает маме или папе жизнь.

Можете придумать ритуалы, например, когда уходите на работу, чтобы ваш малыш махал вам рукой на прощание из окна квартиры, провожал до дверей или лифта. Если вы будете приносить ребенку вкусные или приятные сюрпризы, приходя с работы, он тоже попытается сделать вам приятное, притом будет с нетерпением ждать вас, чтобы увлеченно рассказать о том, что с ним происходило в течение дня.

Воспитание – это очень важно

То, что вы даете своим детям в раннем возрасте, будет сказываться в течение всей их взрослой жизни, некоторые вещи поменяются лишь слегка. Приложите все возможные усилия, чтобы ваш ребенок был самостоятельным, ответственным и ценил вас. Хвалите его за успехи и с увлечением рассказывайте об интересных вещах, пробуждая его интерес. Жить с таким ребенком будет одно удовольствие. И проблемы адаптации к детскому саду останутся в прошлом.

[2], [3]

Комментарии

В этом возрасте дети не умеют манипулировать. Может отложить садик?

Напишу насчет нашей адаптации. Первую неделю ходили по 2 часа (час в группе, час на улице), сын понял, что я его забираю с улицы. В группе орал что гулять надо идти, на улице- надо маму встречать. Т.е в садике он все время только ждал чего то, не играл. После садика домой шли, он на улице (и дома потом) выплескивал энергию за эти 2 часа. Начали ходить до 12. Трудно только с утра передать ребенка воспитателю. Она забирает орущего ребенка, идут мыть ручки, пока идут до раковины, сын успокаивается немного. В разговоре с воспитателем, обмолвилась, что когда маленький был, не сидел в коляске, чтоб до дома дойти, давала сухарик, пока грыз, сидел в коляске. В столовой сухарей насушили для нас, других деток тоже так отвлекают))).
Может вам на подольше оставлять, час поплачет, потом все равно успокоится. Обратит свое внимание на игрушки.
У меня воспитатель еще спрашивала, какими игрушками дома играет, сначала машинки сыну давали. Сейчас, наоборот, то чего дома нет.
Пообщайтесь с воспитателем, с заведующей, они ж опытные специалисты, как вам лучше поступить, как можно отвлечь.
Перед тем как идти в сад, пару раз общалась долго с заведующей, по поводу поведения мамы (дома перед садом и когда привожу), что и когда рассказывать ребенку про сад). И один раз с воспитателем, она узнавала информацию по ребенку (что умеет, что говорит, что любит, как и чем играет).
У нас госсад.

Адаптация ребенка в саду

Адаптация детей к ДОУ всегда занимала и занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что ребёнок всегда привык находиться с мамой и папой и детский сад – это новый и очень сложный период в жизни ребенка, и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сильным эмоциональным всплеском и изменением поведенческих реакций ребенка.

Проблема адаптации детей к ДОУ всегда занимала и занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что ребёнок всегда привык находиться с мамой и папой и детский сад – это новый и очень сложный период в жизни ребенка, и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сильным эмоциональным всплеском и изменением поведенческих реакций ребенка. Ведь адаптация — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, психологическом, социальном.

Тяжёлая адаптация ребёнка к детскому саду может привести к самой неблагоприятной ее форме – дезадаптации, которая будет проявляется в нарушениях дисциплины, игровой, учебной деятельности и сложных взаимоотношениях со сверстниками и воспитателями.

Чаще всего ребёнок начинает посещать детский сад от 2 до 3 лет. Этот период, как считает большинство психологов, самый благоприятный для адаптации малыша к условиям дошкольного учреждения, так как в этом возрасте он уже начинается тянуться к общению со сверстниками, постепенно отдаляясь от матери.

Как уже было сказано выше, в процессе адаптации участвуют все системы организма, в том числе и иммунная система, поэтому в этот период велик риск частых простудных заболеваний, что тоже не стоит упускать из виду.

Анализ заболеваемости показывает, что пик приходится на первый месяц поступления в детское дошкольное учреждение, то есть на период адаптации.

К сожалению, нередко этот процесс протекает сложно и болезненно. Ребенок может отказаться от еды, сна, общения со сверстниками и взрослыми, у него появляются нежелательные привычки.

Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности, высокая «цена», которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяет необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению и, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.

Поэтому, чтобы помочь ребенку адаптироваться, привыкнуть к новым условиям существования, необходима такая организация его жизни в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному привыканию его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыкам общения со взрослыми и сверстниками.

Всего можно выделить три основных стиля, с помощью которых ребенок может адаптироваться к новой окружающей среде:

а) творческий стиль — ребенок старается активно изменять условия окружающей среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом, приспосабливается сам;

б) конформный стиль — ребенок просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства окружающей среды;

в) избегающий стиль — ребенок пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспособиться к ним. Наиболее оптимальным, является творческий стиль. Наименее оптимальным — избегающий.

Основная задача воспитателя в адаптационный период — помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоится в новой среде, почувствовать себя уверено и комфортно. А так он почувствует себя лишь тогда, когда узнает и поймет, какие люди его окружают, в каком помещении он находится. Решению этой задачи, начиная с первого дня в детском саду, посвящается первое полугодие. Вся работа проводится воспитателем в игровой форме и в форме наблюдений за ребёнком.

Я, как педагог, проработавший с детьми раннего возраста не один год, хочу поделится своим опытом в этой области.

Для себя я выделила основные составляющие педагогического процесса с ребёнком в период адаптации:

  • работа с семьёй (консультации, беседы, анкетирование)
  • реализация индивидуального подхода к ребёнку с учётом его активных потребностей и психологических особенностей
  • создание благоприятного психологического климата в группе по средством игр: «Давайте познакомимся!», «Назови друга ласково», «Чей голосок?», созданий игровых ситуаций: «Я иду к вам в гости с подарками», «Приходите ко мне в гости я буду угощать», бесед с детьми, релаксации: прослушивания записей со звуками природы, спокойных –мелодий, элементы театрализованной деятельности:
  • показ настольного театра «Теремок»,
  • драматизация сказки «Как собака друга искала»
  • инсценирование потешки «Курочка Рябушечка»
  • регистрация наблюдений за ребёнком в адаптационном листе.

И в заключении хочется ещё раз подчеркнуть, что адаптация к условиям детского сада-это серьёзное испытание и новый этап в жизни малыша, и только грамотная и кропотливая работа педагога поможет преодолеть его более легко и безболезненно.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector