Аномальные дети

Аномальные дети

От рождения малыша с теми или иными врожденными пороками развития не застрахованы ни одни родители. Больной ребенок может появиться на свет даже у пар, которые не имеют генетических заболеваний, строго следят за соблюдением правильного образа жизни, питания и не злоупотребляют алкоголем. По данным статистики, пороки развития новорожденных регистрируются почти в 5% случаев. Очевидность одних становится ясна сразу после рождения, другие же могут проявиться позже, по мере роста ребенка.

Пороки развития детей: классификация по этиологии

В зависимости от причин возникновения пороки развития новорожденных могут быть следующими:

  • генетически обусловленными: передавшимися по наследству от родителей – носителей патологических генов;
  • тератогенными: их появление связано с внешними воздействиями в период развития плода в утробе матери – химическими, механическими, токсическими, инфекционными и др.;
  • мультифакторными: развитие данных аномалий обусловлено сочетанием тератогенных факторов воздействия и наследственной предрасположенности.

Группа риска

Проведение медико-генетической консультации, позволяющей своевременно выявить пороки развития новорожденного, рекомендуется будущим родителям в следующих случаях:

  • при наличии в семьях одного или обоих родителей случаев рождения детей с врожденными патологиями, даже в случае, если сами родители не имеют проблем со здоровьем;
  • если в семье уже имеется случай рождения ребенка с пороками развития;
  • если у женщины в анамнезе имеются случаи самопроизвольного прерывания беременности или мертворождения;
  • если супруги состоят в родственной связи;
  • если возраст будущей матери превышает 35 лет, а будущего отца – 50 лет;
  • если деятельность одного или обоих родителей связана с воздействиями негативных внешних факторов, а также при злоупотреблении ими алкоголем или наркотическими веществами.

При выявлении специалистом угрозы рождения ребенка с врожденной патологией, врач может посоветовать прерывание беременности (если беременность уже наступила), либо использование донорского биоматериала для проведения искусственного оплодотворения паре, которая только планирует беременность.

Пороки развития новорожденных: причины возникновения

К сожалению, отличное состояние организма родителей, хорошая наследственность и ведение здорового образа жизни не всегда является гарантом рождения абсолютно здорового ребенка. Почти для 60% случаев рождения детей с врожденными пороками у специалистов не имеется никаких объективных объяснений. Остальное количество связано с наследственными и внешними негативными факторами, либо их сочетанием.

Огромное значение в развитии некоторых врожденных пороков принадлежит генетике. Каждая клетка организма состоит из генов, которые в свою очередь составляют хромосомы. Если в хромосомном наборе происходит нарушение: один ген отсутствует или мутировал – возникают пороки развития детей.

Врожденные пороки развития новорожденного зачастую обусловлены состоянием здоровья будущей матери: например, если во время беременности она перенесла краснуху, у плода могут появиться пороки развития. К развитию врожденных аномалий могут привести также: употребление алкогольных напитков, наркотиков, курение, воздействие разного вида облучений.

Развитие многофакторных пороков обусловлено комбинацией тератогенных и наследственных факторов.

Клиническая картина врожденных пороков развития детей

Симптомы пороков развития плода разнообразны и зависят от того, какой орган и система задействованы в данном патологическом процессе. Чаще всего патологии проявляются сразу после того, как малыш появился на свет. К примеру, при неполноценности системы дыхания у ребенка диагностируется дыхательная недостаточность, аномалии развития сердечной мышцы проявляются нарушением ритма сердца.

Наличие ряда хромосомных заболеваний можно заподозрить по характерным внешним признакам: при синдроме Дауна дети рождаются с плоскими лицами, раскосыми глазами и характерной кожной складкой на шее. Кретинизм проявляется карликовостью, гидроцефалия – увеличенным размером головы и смещением глазных яблок.

Лечение

Определенная часть аномалий развития не поддается коррекции, ребенку может быть назначено лишь применение поддерживающей долгосрочной терапии гормональными и антибактериальными препаратами, а также психологической и педагогической поддержки.

Другие пороки развития детей могут быть излечены исключительно с помощью хирургических методов, например, трансплантации. К прискорбию, довольно большое количество врожденных пороки развития новорожденных приводят к их инвалидизации и летальному исходу в раннем возрасте. Лишь в 10% случаев пороки развития детей могут быть полностью излечимы.

Профилактика

Основная профилактическая мера по предупреждению рождения ребенка с врожденными пороками развития заключается в грамотном подходе к планированию беременности.

Оба будущих родителя должны пройти тщательное медицинское обследование с проведением медико-генетической консультации и всех необходимых генетических исследований, позволяющих своевременно выявить вероятность развития у ребенка врожденных аномалий.

Не следует пренебрегать лечением имеющихся инфекций и ведением здорового образа жизни: полноценным рационом питания, отказом от вредных привычек и исключением контактов с токсическими веществами.

Аномальные дети

Малые аномалии развития сердца (МАРС) у детей представляют собой незначительные изменения в структуре сердца и сосудов, которые, как правило, не приводят к грубым нарушениям кровотока и не вызывают значительных клинических проявлений.

Аббревиатура МАРС созвучно с названием планеты, что облегчает запоминание длинного сложного термина.

В последние годы наблюдается увеличение числа детей с малыми аномалиями развития сердца. Это, в первую очередь, обусловлено улучшением диагностики за счет широкого внедрения в практику ультразвукового исследования сердца (УЗИ сердца или ЭхоКГ — эхокардиография).

Наиболее часто встречаются следующие разновидности малых аномалий развития сердца:

  • пролапс митрального клапана (ПМК);
  • дополнительные или, по-другому, аномальные хорды (чаще в полости левого желудочка);
  • открытое овальное окно (ООО).

Малыми эти аномалии принято считать, потому что они могут исчезать в процессе развития ребенка.

Малая аномалия развития сердца проявляется симптомами вегетативной дисфункции:

  • боли в области сердца;
  • эмоциональная лабильность;
  • утомляемость;
  • признаки астено-невротического синдрома;
  • выслушивается характерный шум в сердце.

Проявления их могут стать более выраженными при росте ребенка, приводя к различным осложнениям, например, нарушение сердечного ритма, формированию дополнительных проводящих путей в сердце. Это приводит к плохой переносимости физических нагрузок и склонности к обморочным состояниям. Такие дети относятся к группе риска по развитию инфекционного эндокардита – осложнения после перенесенных острых респираторных инфекций и ангин в виде воспалительного процесса тканей сердца.

Профилактикой развития осложнений является своевременное обращение к врачу в случаях появления перечисленных жалоб и выполнение назначенных диагностических мероприятий.

Детям назначается ЭКГ(для определения возможных аритмий) и эхокардиография (УЗИ сердца). Этот метод позволяет визуализировать сердце и крупные сосуды, уточнить наличие аномалий сердца и определить, имеются ли нарушения в его работе.

Ранний возраст (с рождения и до 3 лет) в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность.

Пластичность мозга ребенка раннего возраста, сензитивные периоды формирования эмоций, интеллекта, речи и личности определяют большие потенциальные возможности коррекционной помощи. Ранняя и адекватная помощь ребенку позволяет более эффективно компенсировать нарушения в его психофизическом развитии и тем самым смягчить, а возможно, и предупредить вторичные отклонения.

Раннее выявление и коррекция отклонений в развитии являются основополагающим принципом дефектологии.

Устаревшее сегодня понятие аномальные дети (от греческого слова anomalos — неправильный) включало в себя тех детей, у которых физические и /или психические отклонения приводили к нарушению общего развития. Эти дети нуждаются в специальном (коррекционном) обучении и воспитании. Дети, чье физическое и психическое развитие не нарушено, несмотря на наличие некоторого дефекта (например, потери зрения на один глаз), не относятся к данной категории.

В нормативно-правовой документации используются несколько понятий, определяющих контингент детей, относимых к системе специального образования. Это такие понятия как «дети с нарушениями в развитии», «дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности», «дети с особыми образовательными потребностями» и т.д.

Задержанное психическое развитие. В детском возрасте замедленный темп психического развития встречается значительно чаще, чем психическое недоразвитие. Обычно задержки психического развития (ЗПР) диагностируются в дошкольном возрасте и при поступлении в школу. ЗПР проявляется в снижении общего запаса знаний, в ограниченности представлений, в недостаточной интеллектуальной целенаправленности и т.д.

Аутизм – нарушение нормального хода мышления под влиянием болезни, психотропных или иных средств, уход человека от реальности в мир фантазий и грез.

Аутизм характеризуется тремя группами расстройств:

1) нарушения в социальном взаимодействии;

2) нарушения коммуникабельности и воображения;

3) значительное сужение интересов и активности

К аномальным относятся дети, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушению нормального хода общего развития. Различные аномалии по-разному отражаются на формировании социальных связей детей, на их познавательных возможностях. В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития ребенка, другие подлежат лишь коррекции или компенсации. Развитие аномального ребенка, подчиняясь в целом общим закономерностям психического развития детей, имеет целый ряд собственных закономерностей.

Выготский выдвинул идею о сложной структуре аномального развития ребенка, в соответствии с которой наличие дефекта какого-либо одного анализатора либо интеллектуального дефекта не вызывает выпадения одной локальной функции, а приводит к целому ряду изменений, формирующих целостную картину своеобразного атипичного развития. Сложность структуры аномального развития заключается в наличии первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, и вторичных нарушений, возникающих под влиянием первичного дефекта в ходе последующего развития. Интеллектуальная недостаточность, возникшая в результате первичного дефекта — органического поражения головного мозга, — порождает вторичное нарушение высших познавательных процессов, определяющих социальное развитие ребенка. Вторичное недоразвитие свойств личности умственно отсталого ребенка проявляется в примитивных психологических реакциях, неадекватно завышенной самооценке, негативизме, несформированности волевых качеств.

Отмечается также взаимодействие первичных и вторичных дефектов. Не только первичный дефект может вызывать вторичные отклонения, но и вторичные симптомы в определенных условиях воздействуют на первичные факторы. Например, взаимодействие неполноценного слуха и возникших на этой основе речевых нарушений является свидетельством обратного влияния вторичной симптоматики на первичный дефект: ребенок с частичной потерей слуха не будет использовать его сохранные функции, если не развивает устную речь. Только при условии интенсивных занятий устной речью, то есть в процессе преодоления вторичного дефекта речевого недоразвития, могут эффективно использоваться возможности остаточного слуха. Важной закономерностью аномального развития является соотношение первичного дефекта и вторичных нарушений. «Чем дальше отстоит симптом от первопричины, — пишет Выготский, — тем он более поддается воспитательному лечебному воздействию». «То, что возникло в процессе развития ребенка как вторичное образование, принципиально говоря, может быть профилактически предупреждено или лечебно-педагогически устранено». Чем дальше разведены между собой причины (первичный дефект биологического происхождения) и вторичный симптом (нарушения в развитии психических функций), тем больше возможностей открывается для его коррекции и компенсации с помощью рациональной сиcтемы обучения и воспитания. На развитие аномального ребенка оказывают влияние степень и качество первичного дефекта, время его возникновения. Характер аномального развития детей с врожденным или рано приобретенным умственным недоразвитием (F84.9) отличается от развития детей с распавшимися психическими функциями на более поздних этапах жизни.

Источником приспособления аномальных детей являются сохранные функции. Функции нарушенного анализатора, например, заменяются интенсивным использованием сохранных.

К основным категориям аномальных детей в дефектологии относятся следующие:

1) дети с выраженными и стойкими нарушениями слуховой функции (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2) дети с глубокими нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

3) дети с нарушениями интеллектуального развития на основе органического поражения центральной нервной системы (умственно отсталые);

4) дети с тяжелыми речевыми нарушениями (логопаты);

5) дети с комплексными нарушениями психофизического развития (слепоглухонемые, слепые умственно отсталые, глухие умственно отсталые);

6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

7) дети с выраженными психопатическими формами поведения.

Дефект — это психический или физический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка. Структуру дефекта составляют дефекты первичные и вторичные.

Первичный дефект — повреждение биологических систем (отделов ЦНС, анализаторов), вызванное влиянием биологических факторов.

Вторичный дефект — недоразвитие высших психических функций вследствие наличия первичного дефекта (например, недоразвитие речи и мышления у глухих). То есть, вторичный дефект непосредственно не связан с первичным, но обусловлен им.

Сложный дефект — сочетание двух и более первичных дефектов, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности в обучении и воспитании. Он отличается качественным своеобразием, не являясь суммой первичных дефектов. Например, умственно отсталые слепые или слабовидящие. Развитие ребенка при данном виде дефекта искажено в гораздо большей степени, чем у аномальных детей других категорий.

Осложненные дефекты — дефекты, в которых выделяются ведущее (главное) нарушение и осложняющее его расстройство.

Дефекты могут быть вызваны как функциональными нарушениями, так и органическими. Отличие заключается в степени обратимости и возврата к норме. С этой позиции функциональные дефекты, безусловно, легче, поскольку при устранении неблагоприятных факторов и проведении коррекционной работы развитие интенсифицируется.

Аномальные дети — дети, нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания вследствие имеющихся физических и психических отклонений, вызванных врожденными или приобретенными дефектами. Выделяют следующие категории аномальных детей:

  • • нарушения интеллекта (ЗПР — задержка психического развития, умственная отсталость);
  • • нарушения письма и речи;
  • • нарушения зрения (слепые, ослепшие, слабовидящие);
  • • нарушения слуха (глухие, оглохшие, слабослышащие);
  • • нарушения опорно-двигательного аппарата;
  • • эмоциональные нарушения и нарушения поведения (неврозы, психопатии, патологическое формирование личности, патологические реакции);
  • • начальные проявления психических заболеваний (шизофрения, эпилепсия, аутизм);
  • • реактивные состояния;
  • • сложные дефекты.

К аномальным относятся дети, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушению нормального хода общего развития. Различные аномалии по-разному отражаются на формировании социальных связей детей, на их познавательных возможностях. В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития ребенка, другие подлежат лишь коррекции или компенсации. Развитие аномального ребенка, подчиняясь в целом общим закономерностям психического развития детей, имеет целый ряд собственных закономерностей.

Выготский выдвинул идею о сложной структуре аномального развития ребенка, в соответствии с которой наличие дефекта какого-либо одного анализатора либо интеллектуального дефекта не вызывает выпадения одной локальной функции, а приводит к целому ряду изменений, формирующих целостную картину своеобразного атипичного развития. Сложность структуры аномального развития заключается в наличии первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, и вторичных нарушений, возникающих под влиянием первичного дефекта в ходе последующего развития. Интеллектуальная недостаточность, возникшая в результате первичного дефекта — органического поражения головного мозга, — порождает вторичное нарушение высших познавательных процессов, определяющих социальное развитие ребенка. Вторичное недоразвитие свойств личности умственно отсталого ребенка проявляется в примитивных психологических реакциях, неадекватно завышенной самооценке, негативизме, несформированности волевых качеств.

Отмечается также взаимодействие первичных и вторичных дефектов. Не только первичный дефект может вызывать вторичные отклонения, но и вторичные симптомы в определенных условиях воздействуют на первичные факторы. Например, взаимодействие неполноценного слуха и возникших на этой основе речевых нарушений является свидетельством обратного влияния вторичной симптоматики на первичный дефект: ребенок с частичной потерей слуха не будет использовать его сохранные функции, если не развивает устную речь. Только при условии интенсивных занятий устной речью, то есть в процессе преодоления вторичного дефекта речевого недоразвития, могут эффективно использоваться возможности остаточного слуха. Важной закономерностью аномального развития является соотношение первичного дефекта и вторичных нарушений. «Чем дальше отстоит симптом от первопричины, — пишет Выготский, — тем он более поддается воспитательному лечебному воздействию». «То, что возникло в процессе развития ребенка как вторичное образование, принципиально говоря, может быть профилактически предупреждено или лечебно-педагогически устранено». Чем дальше разведены между собой причины (первичный дефект биологического происхождения) и вторичный симптом (нарушения в развитии психических функций), тем больше возможностей открывается для его коррекции и компенсации с помощью рациональной сиcтемы обучения и воспитания. На развитие аномального ребенка оказывают влияние степень и качество первичного дефекта, время его возникновения. Характер аномального развития детей с врожденным или рано приобретенным умственным недоразвитием (F84.9) отличается от развития детей с распавшимися психическими функциями на более поздних этапах жизни.

Источником приспособления аномальных детей являются сохранные функции. Функции нарушенного анализатора, например, заменяются интенсивным использованием сохранных.

К основным категориям аномальных детей в дефектологии относятся следующие:

1) дети с выраженными и стойкими нарушениями слуховой функции (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2) дети с глубокими нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

3) дети с нарушениями интеллектуального развития на основе органического поражения центральной нервной системы (умственно отсталые);

4) дети с тяжелыми речевыми нарушениями (логопаты);

5) дети с комплексными нарушениями психофизического развития (слепоглухонемые, слепые умственно отсталые, глухие умственно отсталые);

6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

7) дети с выраженными психопатическими формами поведения.

Выготский выдвинул идею о сложной структуре аномального развития ребенка, в соответствии с которой наличие дефекта какого-либо одного анализатора либо интеллектуального дефекта не вызывает выпадения одной локальной функции, а приводит к целому ряду изменений, формирующих целостную картину своеобразного атипичного развития. Сложность структуры аномального развития заключается в наличии первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, и вторичных нарушений, возникающих под влиянием первичного дефекта в ходе последующего развития. Интеллектуальная недостаточность, возникшая в результате первичного дефекта — органического поражения головного мозга, — порождает вторичное нарушение высших познавательных процессов, определяющих социальное развитие ребенка. Вторичное недоразвитие свойств личности умственно отсталого ребенка проявляется в примитивных психологических реакциях, неадекватно завышенной самооценке, негативизме, несформированности волевых качеств.

Отмечается также взаимодействие первичных и вторичных дефектов. Не только первичный дефект может вызывать вторичные отклонения, но и вторичные симптомы в определенных условиях воздействуют на первичные факторы. Например, взаимодействие неполноценного слуха и возникших на этой основе речевых нарушений является свидетельством обратного влияния вторичной симптоматики на первичный дефект: ребенок с частичной потерей слуха не будет использовать его сохранные функции, если не развивает устную речь.

Источником приспособления аномальных детей являются сохранные функции. Функции нарушенного анализатора, например, заменяются интенсивным использованием сохранных.

К основным категориям аномальных детей в дефектологии относятся следующие:

1) дети с выраженными и стойкими нарушениями слуховой функции (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2) дети с глубокими нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

3) дети с нарушениями интеллектуального развития на основе органического поражения центральной нервной системы (умственно отсталые);

4) дети с тяжелыми речевыми нарушениями (логопаты);

5) дети с комплексными нарушениями психофизического развития (слепоглухонемые, слепые умственно отсталые, глухие умственно отсталые);

6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

7) дети с выраженными психопатическими формами поведения.

Соотношение социального и биологического в возникновении психических нарушений у детей.

В ходе психического развития каждая функция в определенное время проходит через сенситивный период, который характеризуется не только наибольшей интенсивностью развития, но и наибольшей уязвимостью и неустойчивостью по отношению к вредности.

Особенностью детского возраста является, с одной стороны, незрелость, а, с другой — большая, чем у взрослых, тенденция к росту и обусловленная ею способность к компенсации дефекта (Сухарева, Гелльниц). Поэтому при поражениях, локализованных в определенных мозговых центрах, длительное время может не наблюдаться выпадения функций. При локальном поражении компенсация, как правило, значительно выше, чем при дефицитарности функции, возникшей на фоне общемозговой недостаточности, наблюдаемой при диффузных органических поражениях центральной нервной системы. Имеет значение интенсивность повреждения мозга. При органических поражениях мозга в детском возрасте, наряду с повреждением одних систем, наблюдается недоразвитие других, функционально связанных с поврежденными. Сочетания явлений повреждения с недоразвитием создает более обширный характер нарушений, не укладывающихся в четкие рамки топической диагностики.

Ряд проявлений дизонтогенеза, в целом менее грубых по степени выраженности и в принципе обратимых, связан с влиянием неблагоприятных социальных факторов. И в этом случае, чем раньше обнаруживаются неблагоприятные для ребенка социальные воздействия, тем более грубыми и стойкими являются нарушения развития. К социально обусловленным видам непатологических отклонений развития относится педагогическая запущенность (F84.9), то есть задержка интеллектуального и эмоционального развития, обусловленная культурной депривацией — неблагоприятными уcловиями воспитания, создающими значительный дефицит информации и эмоционального опыта на ранних этапах развития. К социально обусловленным видам патологических нарушений онтогенеза относится патохарактерологическое формирование личности — аномалия развития эмоционально-волевой сферы с наличием стойких аффективных изменений и вегетативных дисфункций, вызванная длительными неблагоприятными условиями воспитания и возникшая в результате патологически закрепившихся реакций протеста, имитации, отказа, оппозиции (Ковалев, Личко).

Анома́льные де́ти — дети, имеющие значительные отклонения в физическом и психическом развитии: нарушения интеллекта (олигофрения, задержка психического развития), речи, опорно-двигательного аппарата, анализаторов — зрительного (слепые, ослепшие, слабовидящие), слухового (глухие, оглохшие, слабослышащие). К аномальным детям относятся также дети со сложными дефектами (слепоглухонемые, слабовидящие умственно отсталые и др.). Названные «первичные» нарушения вызывают ряд «вторичных» отклонений в развитии аномальных детей, например, нарушения опорно-двигательного аппарата препятствуют предметно-практической деятельности, что вызывает отставание в развитии мышления и т. д. Большинство аномальных детей воспитываются и обучаются в системе специальных дошкольных и учебных заведений, в которых решаются задачи коррекции и компенсации дефекта и социальной адаптации. Проблемы развития, обучения и воспитания аномальных детей составляют предмет дефектологии. Употреблявшийся ранее термин «дефективные дети» в современной науке не применяется. За рубежом аномальные дети включаются в категории «дети с отклонениями», «исключительные дети» и др.

АНОМАЛЬНЫЕ ДЕТИ — АНОМА́ЛЬНЫЕ ДЕ́ТИ, дети, имеющие значительные отклонения в физическом и психическом развитии: нарушения интеллекта (олигофрения (см. ОЛИГОФРЕНИЯ), задержка психического развития (см. ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ)), речи, опорно-двигательного аппарата, анализаторов — зрительного (слепые, ослепшие, слабовидящие), слухового (глухие, оглохшие, слабослышащие). К аномальным детям относятся также дети со сложными дефектами (слепоглухонемые, слабовидящие, умственно отсталые и др.). Названные «первичные» нарушения вызывают ряд «вторичных» отклонений в развитии аномальных детей; напр., нарушения опорно-двигательного аппарата препятствуют предметно-практической деятельности, что вызывает отставание в развитии мышления и т. д. Большинство аномальных детей воспитываются и обучаются в системе специальных дошкольных и учебных заведений, в которых решаются задачи коррекции и компенсации дефекта и социальной адаптации. Проблемы развития, обучения и воспитания аномальных детей составляют предмет дефектологии (см. ДЕФЕКТОЛОГИЯ). Употреблявшийся ранее термин «дефективные дети» в современной науке не применяется. За рубежом аномальные дети включаются в категории «дети с отклонениями», «исключительные дети» и др.

АНОМАЛЬНЫЕ ДЕТИ — дети, имеющие значительные отклонения в физическом и психическом развитии: нарушения интеллекта (олигофрения, задержка психического развития), речи, опорно-двигательного аппарата, анализаторов — зрительного (слепые, ослепшие, слабовидящие), слухового (глухие, оглохшие, слабослышащие). К аномальным детям относятся также дети со сложными дефектами (слепоглухонемые, слабовидящие, умственно отсталые и др.). Названные «первичные» нарушения вызывают ряд «вторичных» отклонений в развитии аномальных детей; напр., нарушения опорно-двигательного аппарата препятствуют предметно-практической деятельности, что вызывает отставание в развитии мышления и т. д. Большинство аномальных детей воспитываются и обучаются в системе специальных дошкольных и учебных заведений, в которых решаются задачи коррекции и компенсации дефекта и социальной адаптации. Проблемы развития, обучения и воспитания аномальных детей составляют предмет дефектологии. Употреблявшийся ранее термин «дефективные дети» в современной науке не применяется. За рубежом аномальные дети включаются в категории «дети с отклонениями», «исключительные дети» и др.

дети, имеющие значительные отклонения в физическом ипсихическом развитии: нарушения интеллекта (олигофрения, задержкапсихического развития), речи, опорно-двигательного аппарата, анализаторов- зрительного (слепые, ослепшие, слабовидящие), слухового (глухие,оглохшие, слабослышащие). К аномальным детям относятся также дети сосложными дефектами (слепоглухонемые, слабовидящие, умственно отсталые идр.). Названные «первичные» нарушения вызывают ряд «вторичных» отклоненийв развитии аномальных детей; напр., нарушения опорно-двигательногоаппарата препятствуют предметно-практической деятельности, что вызываетотставание в развитии мышления и т. д. Большинство аномальных детейвоспитываются и обучаются в системе специальных дошкольных и учебныхзаведений, в которых решаются задачи коррекции и компенсации дефекта исоциальной адаптации. Проблемы развития, обучения и воспитания аномальныхдетей составляют предмет дефектологии. Употреблявшийся ранее термин»дефективные дети» в современной науке не применяется. За рубежоманомальные дети включаются в категории «дети с отклонениями»,»исключительные дети» и др.

Смотреть значение Аномальные Дети в других словарях

Дети — детей, детям, детьми (детями не прав.), о детях, ед. нет. 1. Малолетние (употр. в знач. мн. ч. от ребенок и от дитя). Спектакль для детей. Вы уж не дети! 2. Сыновья, дочери. К старику.
Толковый словарь Ушакова

Дети Мн. — 1. Мальчики, девочки в раннем возрасте, до отрочества. // разг. Детеныши животных или птенцы. 2. Сыновья, дочери (любого возраста). // Ближайшие потомки, молодое поколение.
Толковый словарь Ефремовой

Дети — -е́й, де́тям, детьми́, о де́тях; мн.
1. (ед. ребёнок). Мальчики и (или) девочки до 14 — 16 лет. Маленькие, большие д. Д. сейчас умные, развитые. Книга для детей. Воспитание детей.
Толковый словарь Кузнецова

Дети Колонистов — — потомки колонистов, родившиеся в Эстонии.
Политический словарь

Дети Оккупантов — — потомки лиц военной и гражданской администрации, родившиеся в Эстонии.
Политический словарь

Дети Боярские — (в ед. числе — сын боярский) — в Русском государстве XV- XVII вв. — служилые люди низшего разряда. При своем зарождении, в XV в. эта служилая группа была, по-видимому, составлена.
Экономический словарь

Дети Войны — ценные
бумаги компаний, занимающихся
производством оружия и боеприпасов.
Экономический словарь

Безнадзорные Дети — – дети, имеющие жилье, но по разным причинам не имеющие достаточной заботы и попечения со стороны родителей. Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением.
Юридический словарь

Беспризорные Дети — – безнадзорные дети, не имеющие места проживания.
Юридический словарь

Дети — — В настоящее время в международном законодательстве доминирует определение ребенка как любого лица моложе 18 лет. Статья 1 Конвенции ООН о правах ребенка определяет.
Юридический словарь

Дети — Жертвы Вооруженных И Межнациональных Конфликтов — экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий (дети, находящиеся в экстремальной ситуации) – это дети, нуждающиеся в заботе и помощи; — им должна быть.
Юридический словарь

Дети Боярские — — в Русском государстве XV-XVII вв. мелкие феодалы на военной службе у князей, царей, бояр, церкви. Слились с дворянством.
Юридический словарь

Дети С Ограниченными Возможностями — – дети с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями.
Юридический словарь

Дети С Особыми Нуждами (дети Со Специальными Потребностями В Обучении) — – дети, имеющие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению.
Юридический словарь

Дети, Лишенные Семьи — – в соответствие со статьей 20 Конвенции, это дети, которые временно или постоянно лишены своего семейного окружения в связи со смертью родителей, отказа родителей от.
Юридический словарь

Дети, Находящиеся В Трудной Жизненной Ситуации — – дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью.
Юридический словарь

Дети, Оставшиеся Без Попечения Родителей — – дети, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с ограничением или лишением их родительских прав, признанием родителей безвестно.
Юридический словарь

Дети, Принадлежащие К Меньшинствам И Коренному Населению — – Статья 30 Конвенции устанавливает, что дети родителей меньшинств или родителей из числа коренных народов не будут лишены права на выражение своих культурных традиций.
Юридический словарь

Дети, Проживающие В Малоимущих Семьях — – дети, живущие в семьях, доходы которой ниже прожиточного минимума.
Юридический словарь

Дети, С Проблемами В Обучении — – дети, которые испытывают трудности в процессе усвоения знаний и имеют поведенческие проблемы. Ребенок с проблемами в обучении также определяется как ребенок со специальными.
Юридический словарь

Дети, Участвующие В Боевых Действиях (дети-солдаты) — — МА осуждает как обязательный призыв детей (лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста), так и их добровольное поступление на военную службу. Данная позиция одинаково.
Юридический словарь

Дети, Уязвимые В Результате Вич/спида — Данное понятие включает детей и подростков до 18 лет, являющихся носителями ВИЧ и заболевших СПИдом; детей, ставших сиротами вследствие болезни родителей СПИДом; уязвимых.
Юридический словарь

Дети-беженцы — – Конвенция 1951 г. о статусе беженцев предлагает определение категории «беженец». Это дети и взрослые, которые «в силу обоснованного опасения преследований по причине.
Юридический словарь

Дети-жертвы Насилия — – дети, подвергшиеся и/или подвергающиеся насилию (физическому, сексуальному, психологическому насилию, оскорблениям или злоупотреблениям, отсутствию заботы или небрежному.
Юридический словарь

Дети-сироты — – дети, у которых умерли оба или единственный родитель.
Юридический словарь

Приемные Дети — – это дети, которые находятся под опекой государства или частного агентства, занимающегося усыновлением/удочерением и устройством детей в приемные семьи, но находящиеся.
Юридический словарь

Боярские Дети — — в XV-XVII вв. служилые люди низшего разряда. В XV в.- дети вольного боярства, позднее — разряд «слуг под дворским». До сер. XVI в. в силу именитого происхождения имели преимущество перед дворянами .
Исторический словарь

Дети — — евр еладим. . Семья, в которой было много детей, считалась особенно благословенной (Пс. 126:3) Бездетность была большим позором (1 Цар 1:6) В Палестине даже и доныне первый.
Исторический словарь

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector