Авторские методики развития детей

Материалы этого раздела:

Наверное, самой лучшей обучающей методикой будет являться та, которая будет написана с учетом знаний об устройстве и развитии мозга. Уже сейчас такие методисты, как Доман и Зайцев, с успехом применяют то, что они знают о развитии мозга (Доман) и о словообразовании (Зайцев). Хотелось бы надеяться, что и в дальнейшем методисты будут обращать внимание на то, насколько их методики подстроены под мозговую активность, насколько эффективно мозг ребенка будет воспринимать те знания, которые ему пытаются дать. И, уж конечно, науки о мозге позволяют выделить те периоды, во время которых происходит наибольшая нейронная активность различных функциональных областей. Обучающие методики следует рассчитывать именно на то время и на тот возраст, когда они будут наиболее эффективны.

Все работы педагогов-новаторов, о которых шла речь в данной работе, рассчитаны на первые 5 – 7 лет жизни. А что делать дальше с детьми, воспитанными по их методикам? В институте Домана есть программы дальнейшего обучения более старших детей, а в нашей стране этого нет. В результате такие дети остаются либо на домашнем обучении, либо идут в обычную школу, где им сложно прижиться, или же идут в частные школы, работающие по авторским методикам. В Москве есть несколько таких школ. Все они работают по довольно оригинальным методикам, но и они тоже не рассчитаны на таких развитых детей. А в обычных школах, к примеру, в первом классе на двадцать шестом уроке математики дается цифра 5, на пятьдесят первом уроке — цифра 8. Современная школа СТО часов сидит в первом десятке.

Зная все трудности, с которыми потом придется столкнуться их «излишне» развитым детям, многие родители отказываются от методик раннего развития, боясь сломать им психику на этих проблемах. Очень бы хотелось, чтобы группа методистов занялась разработкой программ для детей, воспитанных на методиках раннего развития.

И еще один минус наших школ: в старших классах принято подавать большое количество материала. В результате усвоение этого материала становится в значительной степени малопродуктивным, нетворческим. Знания перестают быть важнейшим условием и стимулом развития мышления; напротив, они подавляют и притупляют его. Мышление в таком случае не развивается с достаточной интенсивностью и не приводит к глубокому овладению знаниями.

Теперь поговорим о школьном тестировании. В школах уверяют, что его цель – выявить уровень знаний ребенка. На самом деле, как заметил еще Доман, они делают как раз обратное – пытаются выявить то, что ребенок не знает. Все дети любят познавать и ненавидят, когда их проверяют. Про это Доман говорит так: «Школьная система устроена так, что ребенок чувствует себя проигравшим, и потому в нем преобладает чувство неудовлетворенности». К тому же, этот метод неполноценен еще и потому, что тесты, контрольные работы, характеризуют только лишь результат мыслительного процесса, вовсе не раскрывая наиболее важную, процессуальную сторону мышления. А зная лишь результат психического процесса, мы не можем достаточно полно судить об уровне сформированности мышления у данного ученика. Надо учитывать и то, что знания, которыми овладел ученик, неоднозначно характеризуют его мышление.

А как же тогда проверять детей? Скорее всего, наилучшим выходом из положения было бы устраивать детские конференции, в которых дети бы рассказывали и обсуждали то, что они узнали. Нужно ставить ученика в положение «исследователя», наталкивающегося на посильные для него вопросы и проблемы. Ведь лучше всего учащиеся открывают и усваивают новые для них знания именно в процессе решения задач. А экзамены стоит вообще исключить вплоть до выпускного класса. В некоторых школах уже работает такая система, и она дает хорошие результаты. Остается надеяться, что и в других школах ситуация изменится к лучшему.

Любой родитель, конечно, хочет, чтобы его ребенок вырос умным и сообразительным. Сейчас для обучения малышей существует масса возможностей: развивающие клубы открывают свои двери для детишек самого раннего возраста, полки магазинов пестрят пособиями, помогающими использовать методики раннего развития прямо дома. От многообразия обучающего материала глаза разбегаются!

Я хочу поделиться с вами нашим опытом использования авторских методик. Сразу оговорюсь, что я не сторонница раннего развития детей: умение читать с рождения и считать до ста в два года — это совсем не те результаты, которых я жду от своего сына. На мой взгляд, главное – сформировать в ребенке интерес к учёбе, чтобы ему хотелось заниматься, и тогда (в свое время) он с легкостью научится и читать, и писать, и считать.

Авторские методики развития детей

Карточки, на которых нарисован и подписан предмет, дают самые широкие возможности для ненавязчивого обучения многому. Такие карточки мы купили сыну, когда ему исполнилось полгода. Я не пыталась скакать с карточками вокруг ребенка, мечтая, что он научится читать раньше, чем говорить. Мы просто развесили их по квартире, показывали и называли сыну по мере интереса. В результате, ребенок запоминает изображенный предмет и его название (заодно визуально воспринимает и написание, но акцентировать на этом внимание пока рано). Таким образом, легко выучить животных, фрукты, овощи, технику и многое другое.

В два года, пойдя на занятия в клуб, сын освоил новый вид работы с карточками: берется небольшое количество карточек 5-8, на которых изображены какие-то предметы, и их объемные аналоги (фигурки животных, игрушечная посуда, муляжи продуктов). Ребенок должен найти соответствие и расставить предметы на их изображения. Удобно брать тематические блоки: допустим, животные Севера, морские животные, столовые приборы, фрукты и т.д. Опять же акцент на написанном слове не делается, но родитель (или педагог) прочитывает его, и ребенок визуально запоминает слово.

Авторские методики развития детей

Когда у ребенка появляется интерес к буквам (у нас, например, он появился примерно в два года и девять месяцев), можно использовать другие интересные методы работы с карточками Домана. Для занятий вам понадобится обычный набор деревянных (или любых других) букв. Из них ребенок с удовольствием будет собирать слово, написанное на карточке. Визуальное изображение поможет ребенку понять, какое же слово он собрал, и сопоставить его с предметом или понятием. Еще одно излюбленное занятие моего сына к трем годам: сопоставлять отдельно напечатанное слово со словом, напечатанным на карточке с картинкой. Например, даете шесть карточек с картинками и надписями и шесть карточек с этими же словами без картинок. Сравнивая надписи побуквенно, ребенок находит пары. Такая работа закрепляет знание букв, формирует интерес к чтению.

Это интересное пособие, созданное русскими педагогами Борисом и Еленой Никитиными. Невзрачные на первый взгляд деревянные квадраты способны увлекать ребенка часами, составляя серьезную конкуренцию модным, ярко раскрашенным пазлам-владышам. Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат. Головоломка была трудна даже для взрослых. И Никитины на ее основе создали более простые задания подобного типа для малышей.

Авторские методики развития детей

Мы обзавелись квадратами Никитиных к двум годам. Сейчас (нам недавно исполнилось три) уже самозабвенно собираем первую и вторую ступень самостоятельно и третью с моей помощью. Игра подходит для детей разного возраста. Самые младшие начинают понимать, что из частей, иногда даже очень странной формы, можно сложить квадрат. Осознают, что необходимо переворачивать все кусочки на лицевую сторону и отбирать части по цвету или по оттенкам цветов. Таким образом, происходит тренировка в развитии цветоощущения и сообразительности при решении проблемы частей целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположений.

Про применение методики Монтессори и обучение чтению по кубикам Зайцева читайте здесь

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector