Дети с дцп характеристика

Дети с дцп характеристика Тищенко Алевтина
Детский церебральный паралич.

Детский церебральный паралич.

К сожалению в наше время детей, имеющих заболевание ДЦП не стало меньше.

ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга на ранних этапах развития (во внутриутробный период, в момент родов и на первом году жизни). Двигательные расстройства у детей с ДЦП часто сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, с нарушениями функций других анализаторов (зрения, слуха).

Особенности проявления нарушений у детей с ДЦП.

На ранней стадии ДЦП двигательное развитие может проходить неравномерно. Ребенок может не держать еще голову в 8-10 мес., но уже начинает поворачиваться, садиться. У него нет реакции опоры, но он уже тянется к игрушке, захватывает ее. В 7-9 мес. ребенок сидеть может только с опорой, но стоит и ходит в манеже, хотя установка его тела дефектна.

Разнообразие двигательных нарушений обусловлено действием ряда факторов:

• патологией тонуса мышц (по типу стастичности, ригидности, гипотонии, дистонии);

• ограничением или невозможностью произвольных движений (парезы и параличи);

• наличием насильственных движений (гиперкинезов, тремора);

• нарушением равновесия, координации и ощущения движений.

Двигательные нарушения имеют разную степень выраженности: от тяжелой, когда ребенок не может ходить и манипулировать предметами, до легкой, при которой ребенок ходит и обслуживает себя самостоятельно.

Характеристика детей с ДЦП:

• различные нарушения познавательной и речевой деятельности;

• разнообразие расстройств эмоционально-волевой сферы (у одних – в виде повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других – в виде заторможенности, вялости, склонность к колебаниям настроения;

• своеобразие формирования личности (отсутствие уверенности в себе, самостоятельности; незрелость, наивность суждений; застенчивость, робость, повышенная чувствительность, обидчивость).

• Отклонения в психическом развитии при ДЦП определяются временем мозгового поражения, его степенью и локализацией.

Поражения на ранней стадии внутриутробного развития сопровождаются грубым недоразвитием интеллекта ребенка.

Особенностью психического развития при поражениях, развившихся во второй половине беременности и в период родов, является не только его замедленный темп, но и неравномерный

характер (ускоренное развитие одних высших психических функций и несформированность,

Формы ДЦП.

1. Спастическая диплегия или «болезнь Литтла».

Нарушается функция мышц с обеих сторон, в большей степени ног, чем рук и лица.

Характерно раннее формирование контрактур, деформаций позвоночника и суставов.

Преимущественно диагностируется у детей, родившихся недоношенными.

Наблюдается тетраплегия (тетрапарез, однако преобладает мышечная спастика в ногах.

Наиболее распространенные проявления — задержка психического и речевого развития, наличие

элементов псевдобульбарного синдрома, дизартрия и т. п. Наблюдается патология черепных

нервов: сходящееся косоглазие, атрофия зрительных нервов, нарушение слуха, нарушение речи в

виде задержки её развития, снижение интеллекта.

Эта форма наиболее благоприятна в отношении возможностей социальной адаптации.

2. Двойная гемиплегия

Одна из самых тяжелых форм ДЦП, часто являющаяся следствием хронической пре- и

перинатальной гипоксии с диффузным повреждением полушарий головного мозга.

Клинически диагностируется спастическая тетраплегия (тетрапарез, псевдобульбарный синдром,

когнитивные и речевые нарушения. У большинства детей наблюдаются эпилептические приступы.

Двигательные расстройства могут быть больше выражены в ногах, руках или быть распределены

равномерно. Характерно раннее формирование контрактур, деформаций туловища и

Почти в половине случаев двигательные расстройства сопровождаются патологией черепных

нервов: косоглазием, атрофией зрительных нервов, нарушениями слуха, псевдобульбарными

расстройствами. У детей отмечают микроцефалию, которая носит вторичный характер.

Тяжелый двигательный дефект рук и отсутствие мотивации исключают самообслуживание и

простую трудовую деятельность.

3. Гиперкинетическая форма

Одно из возможных последствий перенесенной гемолитической болезни новорожденных,

которая сопровождалась развитием «ядерной» желтухи.

Повреждаются структуры экстрапирамидной системы и слухового анализатора. Характерно

наличие гиперкинезов: атетоз, хореоатетоз, торсийная дистония дизартрия, глазодвигательные

нарушения, снижение слуха.

Характеризуется непроизвольными движениями (гиперкинезами, повышением мышечного

тонуса, одновременно с которыми могут быть параличи и парезы.

Отсутствует правильная установка туловища и конечностей.

Речевые нарушения наблюдаются чаще в форме гиперкинетической дизартрии. Интеллект развивается в основном удовлетворительно. Отмечается сохранение интеллектуальных функций, что прогностично благоприятно в отношении социальной адаптации, обучения.

Дети с хорошим интеллектом заканчивают школу, средние специальные и высшие учебные заведения, адаптируются к определённой трудовой деятельности.

4. Атонически-астатическая форма.

Наблюдается при преобладающем повреждении мозжечка и мозжечковых путей вследствие родовой травмы, гипоксически-ишемического фактора или врожденной аномалии развития.

Характеризуется низким тонусом мышц, атаксией и высокими сухожильными и периостальными рефлексами. Нередки речевые расстройства в форме мозжечковой или псевдобульбарной дизартрии. Клинически характеризуется классическим симптомокомплексом (мышечная гипотония, атаксия) и различными симптомами мозжечковой асинергии (дисметрия, интенционный тремор, дизартрия).

При этой форме ДЦП подчёркивается умеренная задержка развития интеллекта, а в ряде случаев имеет место олигофрения в степени глубокой дебильности или имбецильности.

5. Гемиплегическая форма (Cпастическая гемиплегия, гемипарез)

Характеризуется односторонним нарушением функции конечностей. Рука, как правило, страдает больше, чем нога. Дети с гемипарезами овладевают возрастными навыками позже, чем здоровые. Поэтому уровень социальной адаптации, определяется не степенью двигательного дефекта, а интеллектуальными возможностями ребёнка.

Клинически характеризуется развитием спастического гемипареза (тип Вернике-Манна, задержкой психического и речевого развития.

При этой форме нередко случаются фокальные эпилептические приступы. К

Причины возникновения речевых нарушений у детей дошкольного возраста Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние и внутренние условия. У детей.

Психолого-педагогические основы общего недоразвития речи В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом понимается такая.

Характеристика детей с ДЦП

Детский церебральный паралич (ДЦП) проявляется прежде всего в двигательных расстройствах. При одних заболеваниях больше страдают руки, при других – ноги. Нарушения движения могут носить односторонний характер. Может выявляться недостаточность тонких дифференцированных движений пальцев рук. У некоторых детей при достаточном объеме движений, при нормальном мышечном тонусе отмечаются нарушения, которые носят название апраксии (неумение выполнять целенаправленные практические действия, движения). Такие дети с трудом осваивают навыки одевания, раздевания, застегивания пуговиц, зашнуровывания ботинок, затрудняются в конструировании из кубиков, палочек и т. д.

В ряде случаев двигательная недостаточность проявляется в нарушениях равновесия и координации движений.

При некоторых формах заболевания затруднено выполнение всех произвольных движений главным образом из-за насильственных, непроизвольных движений – гиперкинезов.

Независимо от степени двигательных дефектов у детей с церебральным параличом встречаются нарушения эмоционально-волевой сферы, поведения, интеллекта. Эмоционально-волевые нарушения проявляются в повышенной возбудимости ребенка, чрезмерной чувствительности ко всем внешним раздражителям и пугливости. У одних детей отмечается беспокойство, суетливость, расторможенность, у других – вялость, пассивность, безынициативность и двигательная заторможенность. Интеллектуальное развитие часто неравномерно задержано: одни психические функции развиваются соответственно возрасту, другие – значительно отстают.

У 10-15 % детей с церебральным параличом имеются нарушения слуха, особенно они характерны для больных с гиперкинезами.

Важное значение для развития речи у ребенка имеет овладение ходьбой и манипулятивной деятельностью. Неправильное или позднее развитие этих функций в большой мере обусловливает отставание в развитии речи.

В связи с ограниченной подвижностью мышц языка и губ, насильственными движениями в дыхательной и артикуляционной мускулатуре (в мышцах лица, языка) часто нарушается звукопроизношение.

Ведущий: Молодцы! хорошо! Давайте похвалим себя за проделанную работу.

Упражнение «Погладь себя по макушке»

Цель: Эмоциональный подъем.

Ведущий. Погладьте себя по макушке. В течение дня мы получаем немало отрицательных эмоций, просто устаем. Для того чтобы снять стресс, погладьте себя по макушке (здесь много биологически активных точек), похвалите себя мысленно или вслух за успехи прошедшего дня. Спасибо вам за работу.

Ведущий ( зачитывает стихотворение) :

Мир «особого» ребенка

Интересен и пуглив.

Мир «особого» ребенка

Безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен,

Добродушен и открыт

Мир «особого» ребенка.

Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен?

Почему он так закрыт?

Почему он так испуган?

Почему не говорит?

Мир «особого» ребенка –

Он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка

Допускает лишь своих!

Упражнение «Ёжик должен быть колючим»

Предлагается просмотр мультфильма «Ежик должен быть колючим». После просмотра мультфильма обсуждение.

Ведущий : Сейчас, я предлагаю, по кругу, каждому из вас ответить на следующие вопросы:

Какое чувство родилось у вас при просмотре мультфильма?

Что бы я сделала на месте родителей для ребенка?

Что бы я сделала для этого ребенка, если бы была лесной няней?

Ведущий: На становление личности не всецело влияет болезнь, воспитание имеет огромное значение. Ребенок с тяжелыми нарушениями, попавший в благоприятную среду может стать успешным в жизни, а ребенок способный может ничего не добиться. Главное настрой, целеустремленность, любовь и трудолюбие, и можно исправить практически всё.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector