Диагностика речи дошкольников методики

Предлагаемые методики обследования могут быть использованы для выявления уровня речевого развития детей дошкольного возраста. В первом разделе представлены материалы по педагогической диагностике, направленные на выявление речевых умений и навыков детей на протяжении дошкольного детства. Эти методики соотносятся с выполнением программы по развитию речи, разработанной в лаборатории развития речи и речевого общения Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО. Они выявляют овладение ребенком словарным запасом родного языка, его грамматическим строем, звуковой стороной речи и умение использовать все речевые умения при построении связных высказываний разных типов (описание, повествование, рассуждение). В разделе также раскрываются стандартные требования, предъявляемые к речи взрослых и детей.

В свете этих требований рассматриваются конкретные речевые задачи: лексическая работа, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры и развитие связной монологической речи. Выполнение предлагаемых заданий по всем возрастным группам должно показать степень овладения программными задачами. Необходимо подчеркнуть условность балльных оценок — они вводятся лишь для того, чтобы выявить уровень речевого развития. При этом обязателен и качественный анализ детских высказываний. Оценки даются ответам детей всех возрастных групп, при этом важно соотносить их с теми требованиями, которые изложены в программе.

Таким образом, обследование могут проводить прежде всего те педагоги, которые знакомы с этой программой. Результаты диагностического обследования дадут педагогу общую, предварительную картину речевого развития детей и помогут наметить конкретные методы индивидуальной работы с каждым ребенком. Если у ребенка имеются недостатки в звуковой стороне речи, надо уделить особое внимание работе над звукопроиз-ношением, дикцией, темпом, силой голоса, интонационной выразительностью (в зависимости от того, какой элемент звуковой культуры речи требует доработки). Однако это не означает, что отпадает необходимость углубленно работать над другими сторонами речи (лексической, грамматической). Напротив, эта методика поможет выявить линии сочетания разных речевых задач на специальных занятиях, в индивидуальных играх и упражнениях, которые могут проводиться в утренние или вечерние часы. К этой работе могут привлекаться и родители, общение с которыми доя ребенка является мощным фактором его речевого развития.

Е. А. Стребелёва считает, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более эффективной оказывается кор­рекция и компенсация нарушений. Необходимость ранней диагностики определяет­ся важнейшим свойством нервной системы ребенка — пла­стичностью, то есть нервная система молодого организма гиб­ко реагирует на воздействие извне. [3]

В настоящее время растет количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Причины этого явления разнообразны и многочисленны. Это и следствие сочетания различных неблагоприятных факторов: биологических, социальных, и следствие поражения центральной нервной системы различного характера. Вредные факторы, воздействующие на мозг в период его развития, приводят к задержке развития различных функций, в том числе речи.

В нашем городе дети с речевыми нарушениями попадают в специализированные группы в пять лет, в лучшем случае в четыре года, и самый значимый для развития ребенка возраст — до четырех-пяти лет — оказывается упущенным. В школе у такого ребенка возникают проблемы с устной и письменной речью — при обучении чтению и письму.

Ранняя диагностика нарушений познавательной дея­тельности и речи у детей чрезвычайно важна и крайне необходима. Доказано, что, чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полной и эффективной может оказаться кор­рекция, а в некоторых случаях возможно и предупреждение вторичных отклонений развития.

Как и во всех детских садах города, в нашем ДОУ в 2005 году был организован ПМПк (психолого-медико-педагогический консилиум). В своей работе ПМПк руководствуется письмом Миноб­разования РФ «О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения» от 27.03.2000 г. № 27/901-6.

Согласно Положению о ПМПк, основными задачами ПМПк являются следующие:

– обнаружение и ранняя (с первых дней пребывания воспи­танника в детском саду) диагностика отклонений в развитии;

– выявление резервных возможностей развития воспитанника;

– определение характера, продолжительности и эффективно­сти специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в МДОУ возможностей.

Еще одним не менее важным моментом, побудившим заняться поиском методик диагностики речи младших дошкольников, является запрос родителей детей раннего и младшего возраста. Нарушения речи (а именно — ее отсутствие, непонимание ребенком речи взрослых, непонятность детских высказываний, нежелание использовать речь в общении со взрослым и др.) вызывают беспокойство у родителей малышей второго и третьего года жизни и заставляют их обращаться к специалистам, и прежде всего, к логопедам.

В связи с вышеназванными причинами встал вопрос всестороннего логопедического обследования детей начиная со 2-ой младшей группы.

Современный подход к проблеме выявления и коррекции нарушений речи требует от логопеда четких представлений о том, каким образом и по каким законам происходит становление речи у нормально развивающегося ребенка. Эти знания служат основой для грамотного проведения логопедического обследования детей, своевременного выявления у них речевых нарушений и их адекватной классификации. Лишь на этой основе возможно правильное планирование и реализация систематической коррекционной помощи детям с речевой патологией.

Схема логопедического обследования детей среднего и старшего возраста в ДОУ хорошо отработана и обеспечена достаточным количеством методических пособий и материалов. Обследованиеразвития речи ребенка младшего дошкольного возраста нередко представляет трудности, обусловленные возрастными особенностями. Также возникли сложности с подбором методик и пособий для логопедического обследования детей младшего возраста в условиях дошкольного учреждения. Подобных методик крайне мало, они многозатратны по времени, что является безусловным минусом, так как логопед работающий на коррекционной группе не располагает достаточным временем, для обследования детей массовых групп детского сада по классическим методикам. [1]

Указанные причины послужили толчком для разработки методики «Экспресс-обследование речи детей 2-3 лет». [2].

Данная методика предназначена для оперативного массового обследования развития речи у детей 2 – 3 лет с целью выявления нарушений речи и постановки воспитанников на учет ПМПк.

Методика удобна для использования как в кабинете логопеда, так и в условиях массовой группы. Обследование занимает мало времени, в этом смысле практически исключается возможность утомления ребенка.Содержит необходимый материал для предварительного обследования и анализа общей картины развития речи у детей 2 – 3 лет: лексического запаса, уровня овладения ребенком звукослоговой структурой языка, степени сформированности фразовой речи.

Оборудование для обследования: картинный материал (15 шт.), иллюстрации к стихам А.Барто, иллюстрации к сказке «Курочка Ряба». Картинки однофигурные, с четким контуром, цвета классические достаточно яркие.

Схема обследования следующая.

Обследование начинается с приглашения ребенка посмотреть картинки.

Затем следует предварительная беседа с ребенком о нем самом, о его семье, о любимых игрушках, домашних животных, и т.д., позволяющая составить общее впечатление о ребенке и его речевом развитии. В зависимости от желания ребенка, беседа может быть разбита на части и проводится по ходу обследования.

Далее ребенку предъявляются комплекты картинок. Всего пять комплектов по 3 картинки. Предлагается поочередно назвать картинки и выполнить задания логопеда по этим картинкам.

1 комплект: собака, кошка, утка . Проверяется воспроизведение звукоподражаний, предъявленных и названных логопедом животных и птиц. При желании ребенка можно побеседовать о его домашних питомцах.

2 комплект: зайка, мишка, девочка (кукла) . Сказать ребенку, что девочку зовут Таня, предложить ребенку рассказать стихи А.Барто: «Наша Таня», «Зайка», «Мишка»; стихотворение «Мишка косолапый». Уточняется, знает ли ребенок другие стихи.

3 комплект: юла, кубик, мячик .Предлагается назвать цвета предметов.

4комплект: телефон, лопатка, ведёрко .Подбор глаголов к существительным.

5 комплект: машина, пирамидка, Дед Мороз. Части предметов.

При назывании всех картинок проверяется словарь, отмечается сформированность звукопроизношения, слоговой структуры слова.

После этого ребенку предлагается посмотреть книжку «Курочка Ряба», пересказать сказку по иллюстрациям.

По ходу обследования заполняется Карта экспресс-обследования ребенка 2 – 3 лет (Приложение 1).

Раннее выявление различных отклонений в формировании речи позволяет обратить внимание родителей на задержку речевого развития ребенка,воспитаннику по показаниям получить своевременную медицинскую помощь. Педагоги разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут, представляют родителям необходимые консультации. Таким образом имеется возможность компенсировать первичный дефект и предотвратить вторичные отклонения в развитии речи в более позднем возрасте.

1. Громова О.Е. Логопедическое обследование детей 2 – 4 лет. Методическое пособие/ О.Е.Громова, Г.Н.Соломатина. М.: Сфера, 2004.

2. Нищева Н.В. Речевая карта ребенка младшего дошкольного возраста./Н. В. Нищева. Спб.: Детство-ПРЕСС, 2003.

3. Стреблева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста/Е. А. Стребелёва. М.: Просвещение, 2007.

Приложение 1.

КАРТА ЭКСПРЕСС-ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА 2 – 3 ЛЕТ

Фамилия, имя ребенка возраст

1. Беседа

2. Словарь. Звуко-слоговая структура слов.

Разделы: Логопедия

Логопедическое обследование ребенка крайне необходимо для определения уровня его речевого развития.

В последнее время отмечается рост числа детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые приводят к нарушению развития высших психических функций, в том числе и речи. Диагностическое исследование таких детей представляет определённые трудности, т.к. у данного контингента детей имеются не только речевые, но коммуникативные и эмоционально-волевые расстройства различной степени выраженности.

Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет определить нарушение или несформированность функциональных систем, в том числе и речи, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребёнком, а с другой стороны – комплексная диагностика способствует определению специальных коррекционных методов обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей.
Особое значение приобретают комплексные методы диагностики в исследовании нарушений и отклонений в развитии высших психических функций у детей:

  • Устной и письменной речи
  • Особенностей процессов восприятия
  • Внимания
  • Памяти
  • Мышления
  • Пространственного воображения.

Логопедическое обследование включает 2 самостоятельных раздела:

  • “Общая диагностика” (память, внимание, счёт, мышление, эмоции).
  • “Речевая диагностика” (устная речь, чтение, письмо, слухоречевая память).

Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребёнка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленности коррекции.

ЧТО ВХОДИТ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ?

  • Диагностика (около 1 часа)
  • Консультация родителей
  • Оформление логопедического заключения
  • Обсуждение с родителями индивидуальной программы сопровождения ребенка
  • Проводится обследование состояния речи ребенка по следующим направлениям:

    • произносительная сторона
    • фонематические процессы (слух и восприятие, звуковой анализ и синтез)
    • словарь
    • грамматический строй речи
    • связная речь
    • артикуляционная моторика (подвижность органов речи)
    • мелкая моторика рук

    Перед проведением диагностики предлагается заполнить анамнез – анкету, в которой родители описывают основные моменты развития ребенка, начиная от рождения, условия его жизни. Все полученные данные помогают понять причину нарушения и спланировать свою работу так, чтобы максимально помочь ребенку.
    После проведения диагностики, ребёнку рекомендуется необходимая программа развития. Которая учитывает его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности.

    Составляется ПРОТОКОЛ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ, который ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ПУНКТЫ:

  • Имя, фамилия, возраст, дата рождения, домашний адрес.
  • Имена отчества родителей, кем работают, как зовут других членов семьи, проживающих совместно с ребёнком.
  • Жалобы родителей, характеристика воспитателей.
  • Данные раннего развития: а) общего (кратко); б) речевого (подробно, по периодам).
  • Строение органов артикуляции, подвижность их.
  • Речь: а) импрессивная (понимание речи); б) экспрессивная (владение собственной речью) — с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; рассказ, пересказ.
  • Состояние вербального интеллекта.
  • ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

    При обследовании общего развития ребенка необходимо выяснить:

    • на каком уровне находятся знания основных цветов, геометрических форм, величины предметов (Например, показать от самого высокого до самого низкого и т.п.)
    • умение ориентироваться в пространстве (спереди, сзади, вверху, внизу, сбоку); во времени (времена года, части суток)
    • состояние конструктивной деятельности (сложить разрезную картинку из двух-четырех частей);
    • знание элементарных математических понятий (один, много, ни одного);
    • умение классифицировать предметы (обобщающие понятия, выделение четвертого лишнего)

    При обследовании речевого развития ребенка проверяется активная и пассивная речь. Здесь необходимо выяснить:

    • понимает ли ребёнок обращённую к нему речь;
    • какими речевыми средствами пользуется он в общении;
    • подражает ли речи взрослого;
    • как отвечает на вопросы (односложно или развёрнутыми фразами);
    • использует ли мимику, жесты.

    ОБСЛЕДОВАНИЕ НОМИНАТИВНОГО СЛОВАРЯ

  • Предметный словарь:
    • покажи и назови предметы (куклу, машину, часы, книгу, зеркало);
    • покажи и назови части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею);
    • покажи и назови части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов);
    • покажи и назови животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу).
  • Предикативный словарь:
    • покажи и назови, что делает конкретный человек (едет, идет, ест, сидит, плывет);
    • покажи и назови, что делает человек на картинке (шьет, вяжет, гладит, готовит)
  • Классификация предметов:
    • назови предметы одним словом (овощи, фрукты, игрушки, животные, птицы, посуда, мебель, транспорт, инструменты);
    • узнай предметы по характерным признакам (что состоит из кабины, кузова, колес, фар, руля, сиденья – машина).
  • ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

  • Единственное и множественное число существительных (покажи карандаш/карандаши; возьми себе шары, а мне дай шар);
  • единственное и множественное число глаголов (покажи, где плывет, а где плывут);
  • настоящее и прошедшее время глаголов (покажи, где мальчик складывает кубики, а где сложил; где ловит рыбу, а где поймал);
  • формы мужского и женского рода глагола (угадай, про какую картинку я сказал – нарисовал/нарисовала дом, читал/читала книгу);
  • нахождение предмета по названному признаку (мужскому, женскому, среднему роду прилагательного): дай мне картинку, на которой синий (шар), синее (море), синяя (шапка);
  • предлоги и предложно-падежные конструкции (где находится предмет?)
  • ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

  • Как тебя зовут?
  • Сколько тебе лет?
  • Как зовут твою маму?
  • Как зовут твоего папу?
  • Есть ли у тебя брат, сестра?
  • Кто старше (младше)?
  • Кто еще с тобой живет?
  • Какая твоя любимая игрушка?
  • С кем ты подружился в детском саду?
  • Составление предложений по картинкам.

    Составление предложений по опорным словам.

    СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКЕ, ИЛИ СЕРИИ КАРТИНОК.

    СОСТАВЛЕНИЕ рассказа по описанию игрушки.

    По результатам диагностики делается заключение о состоянии речи ребёнка. В ходе консультации знакомлю родителей с результатами обследования, отвечаю на вопросы и информирую о необходимости логопедической помощи. По показаниям предлагаю сопровождение ребёнка по индивидуальной программе, учитывающей его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности и составленной на основе разработанных логопедических программ.

    Литература:

    • Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова “Дидактический материал по обследованию речи детей ” изд-во “АРКТИ” 2009 г.

    Логопедическое обследование — это комплексная диагностика состояния речевой деятельности. Включает сбор и анализ анамнеза, осмотр анатомического строения артикуляционного аппарата, оценку фонетическо-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

    Цель настоящего мероприятия — выявление имеющихся недостатков в речевой системе, определение их причин, характера, глубины и степени, а также установление компенсаторных механизмов организма и построение маршрута индивидуальной коррекционной помощи.

    Задачи логопедического обследования

    Диагностика проводится логопедом и носит комплексный характер. При этом принимаются во внимание возрастные, психологические и интеллектуальные особенности ребенка-логопата. Основными задачами данной процедуры являются:

    • диагностика степени сформированности различных сторон речи;
    • пристальное изучение недостатков конкретных компонентов речевой системы, анализ особенностей недоразвития;
    • развитие потенциальных компенсаторных возможностей и прогнозирование динамики логопедической работы;
    • констатация общего уровня речевого развития, логопедического заключения для определения адаптивной программы и форм обучающего процесса.

    В процессе обследования выявляются и невербальные характеристики, показатели сенсорного развития. Определяется умение ребенка различать цвета, форму предметов, способность к анализу, синтезу и классификации, состояние ориентировки в пространстве.

    Технология логопедического обследования

    В технологическую последовательность входит 6 этапов (Грибова О. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.):

    • ориентировочный,
    • деференцировочный,
    • диагностический,
    • аналитический,
    • прогностический,
    • информирование родителей.

    Принципы логопедического обследования

    В основе любой деятельности исследовательского характера лежат общие принципы и методы. Принципы — это исходные теоретические положения, которыми исследователь руководствуется в ходе деятельности. Принципы логопедического обследования учитывают тот факт, что первичная несформированность одного из речевых компонентов влечет за собой вторичные негативные изменения речевой системы в целом. Поэтому обследование должно быть комплексным, целостным и динамическим, но одновременно должно иметь собственное специфическое содержание, направленное на аналитику речевого дефекта.

    Логопедическое обследование начинается с анализа медицинской и психолого-педагогической документации, имеющейся на диагностируемого ребенка, со сбора анамнестических сведений от педагогов и родителей, а затем проводится исследование состояния общей и ручной моторики, речевого аппарата , фонетической стороны речи (звукопроизношения и просодики), фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи, связной речи, чтения и письма. Результаты диагностики заносятся в речевую карту — карта обследования речи.

    Этапы логопедического обследования

    1. Ориентировочный (сбор анамнестических сведений; уточнение запроса родителей; выявление предварительных индивидуально-типологических особенностей ребенка.
    2. Диагностический (изучение имеющихся у ребенка речевых и неречевых средств коммуникации; характер нарушений языковых средств).
    3. Аналитический (интерпретация полученных в ходе диагностики данных; оформление документации).
    4. Прогностический (прогнозирование потенциала ребенка; выяснение направлений логопедической работы; разработка индивидуального маршрута).

    Экспресс-диагностика в работе логопеда

    Экспресс-диагностика осуществляется при первичном осмотре ребенка логопедом детской поликлиники или специализированного детского цента. Данная методика не предполагает длительного наблюдения за ребенком и углубленного анализа анамнестических сведений. В результате такой диагностики выявляются речевые недостатки и определяется предварительное заключение, которое впоследствии подтверждается и уточняется при оформлении ребенка с нарушением речи на логопункт или в компенсирующее детской учреждение.

    Применение иллюстративных дидактических материалов предоставляет широкие возможности применения различных анализаторных систем в ходе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи.

    Предлагаемое пособие для экпресс-диагностики поможет провести диагностику с дошкольниками и за короткий временной промежуток определить имеет ли ребенок дефект речи.

    Для выяснения способности ребенка к самостоятельным развернутым высказываниям предлагается составить рассказ по серии сюжетных картинок.

    По завершении обследования родитель также получает рекомендации специалиста. При необходимости выписывает справку логопеда — такой документ часто нужен для поступления в школу или для комиссии по комплектованию в логопедические детские сады.

    Для более полного логопедического обследования предлагается иллюстрированный альбом Волковской Т.Н. В данном альбоме даны подробные методические рекомендации по обследованию импрессивной (понимание речи) и экспрессивной (самостоятельной) речи детей с речевыми аномалиями. Пособие способствует эффективному логопедическому обследованию фонематической, лексической и грамматической стороны речи, связной речи. Предложены варианты речевых карт и формулировки логопедических заключений. Название: Иллюстративная методика логопедического обследования.

    Важно: инструкции по выполнению заданий логопед проговаривает доброжелательно, в умеренном темпе, задавая интонационную тональность в ходе диагностической процедуры.

    Скрининговая диагностика логопеда также широко применяется для изучения речевой функции детей дошкольного возраста.

    Представленные ниже материалы (для обследования ребенка 4-5 лет) не обязательно использовать в полном объеме. Обследование каждого ребенка индивидуально. Специалист в ходе ознакомительной беседы выявляет уровень речевого и общего развития ребенка, и в зависимости от этого выбирает материал необходимый для конкретного ребенка. Логопед следит за тем, чтобы ребенок не переутомился, чередует виды деятельности.

    В ходе диагностики определяется уровень сформированности у ребенка фонетической системы (звукопроизношение, звукослоговая структура, динамическая организация речи), фонематических функций, лексико-грамматического строя речи, речевой моторики, связной речи. Полученные данные помогают понять причину нарушения и спланировать коррекционную работу так, чтобы максимально помочь ребенку.

    Логопедическое обследование детей 4-5 лет (пояснительная записка).

    1. Обследование звукопроизношения (С 2-14).

    Ребенок называет предметы, изображенные на картинках.

    2. Обследование звуко-слоговой структуры слова (С 15).

    Ребенок называет предметы, изображенные на картинках.

    3. Обследование состояния фонематического восприятия (С 16-19).

    Предложите ребенку поиграть в «попугая». Вы говорите, а попугай повторяет.

    Повторение слогов с оппозиционными звуками:

    па – ба, на – га, ба – на, га – да, та – да, ка – га, та – на, ва – та, мя – ма, ба – ма.

    Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (по картинкам). Покажи, где миска? Где мишка?

    Картинки: мишка – мышка, уточка – удочка, корка – горка, бочка – почка, трава – дрова.

    Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (по картинкам). Покажи, где рак? Где лак?

    Картинки: рак – лак, суп – зуб, чашки — шашки, вечер — ветер, глаза — гроза, коза — коса, чеснок — щенок, миска — мишка, малина – Марина, цветик – Светик.

    4. Обследование состояния фонематического анализа синтеза (С 20).

    Выделение заданного звука из слов.
    Выделение [м] («мычание телёнка») или [р] («моторчик») из слов: мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар.

    5. Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи (С 21 – 22).

    Проверяем объем и точность понимания значения слов.

    Понимание различных грамматических форм (по картинкам):

    • дифференциация единственного и множественного числа существительных
      Картинки: чашка – чашки, гриб – грибы, мяч – мячи.
    • дифференциация предложно – падежных конструкций с предлогами (на, в, под, за, над, перед, около, по) Где гусеница?

    Понимание словосочетаний и простых предложений.

    Покажи — палочкой карандаш, карандашом палочку.

    Понимание простых распространённых предложений, вопросительных предложений.

    6. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи (С 23-37).

    Существительные. Назвать предметные картинки по лексическим темам и обобщающие понятия. С 4 лет – игрушки, посуда, животные; с 5 лет – те же и обувь, овощи, фрукты, семья.
    Назвать геометрические фигуры.

    Глаголы. Что делает? (по картинкам)

    (Птица – летает, рыба – плавает, змея – ползает, лягушка – прыгает, самолет – летает, лодка – плывет, машина – едет, собака – лает, кусает, ест, играет…)

    Прилагательные.
    «Назови цвета».
    Подбор определений к слову: еж — какой?, солнце – какое?, конфета – какая? носки – какие? и т.д.

    • Состояние словоизменения.

    Употребление имён существительных в именительном падеже единственного и множественного числа. Игра «Один – много» (по картинкам).

    Картинки: стол – столы, шар – шары, мяч – мячи, рука – руки, кукла – куклы, дерево – деревья, лев – львы, стул – стулья.

    Употребление имён существительных в косвенных падежах без предлога.
    У меня есть карандаш. У меня нет карандаша. Я рисую карандашом.

    • Состояние словообразования

    Образование названий детёнышей животных: у утки, у гуся, у лисы, у кошки.

    7. Обследование связной речи (С 38-40).

    Предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку (серию сюжетных картинок) и рассказать, что на ней (них) нарисовано.

    Актуальность исследований, посвященных проблеме развития речи, определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития – мышление, воображение, память, эмоции.

    Раннее детство охватывает возраст от одного до 3 лет. По мнению Д.Б. Эльконина, ведущей деятельностью становится предметно-манипулятивная, ускоряется процесс психологического развития. Этому способствует то, что ребенок начинает самостоятельно передвигаться, появляется деятельность с предметами, активно развивается речевое общение (как импрессивная, так и экспрессивная речь), зарождается самооценка. Уже в кризисе первого года жизни складываются основные противоречия, приводящие ребенка на новые этапы развития:

    1) автономная речь как средство общения обращена к другому, но лишена постоянных значений, что требует ее преобразования; она понятна другим и используется как средство общения с другими и управления собой;

    2) манипуляции с предметами должны смениться деятельностью с предметами;

    3) становление ходьбы не как самостоятельного движения, а как средства достижения других целей.

    По мнению Г.М. Ляминой, в раннем детстве существуют такие новообразования, как речь, предметная деятельность, а также создаются предпосылки для развития личности. Ребенок начинает отделять себя от других предметов, выделяться из окружающих его людей, что приводит к начальных форм самосознания. В раннем детстве быстро развиваются разнообразные познавательные функции в их первоначальных формах (сенсорное развитие, память, мышление, внимание). В это же время у ребенка начинают проявляться коммуникативные свойства, интерес к людям, общительность, подражание, формируются первичные формы самосознания (18).

    М.И. Лисина отмечает, что психическое развитие в раннем детстве и многообразие его форм и проявлений зависят от того, насколько ребенок включен в общение со взрослыми и насколько активно он себя проявляет в предметной познавательной деятельности. В период раннего детства развиваются две стороны общения: общение со взрослым и общение со сверстниками. Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с взрослым. Проблеме общения ребенка со взрослыми посвящены исследования многих ученых-психологов: Л.А. Божович, Л.С. Выготского, Я.Л. Коломенского, М.И. Лисиной, Т.А. Марковой, Л.А. Пеньевской, Р.И. Жуковской и др.

    Ранний возраст является наиболее важным в развитии речи. Проблемой развития речи занимались Н.И. Жинкин, М.И. Лисина, А.В. Запорожец и другие. В отечественной педагогике и возрастной психологии процесс развития ребенка от рождения до 3 лет разделяют на два основных периода: младенчество (от рождения до 12 месяцев) и ранний возраст (от 12 до 36 месяцев).

    Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Д.Б. Эльконин показали важность раннего возраста в развитии речи, считая его сензитивным периодом для формирования звукопроизношения, словаря, грамматической стороны речи. Л.С. Выготский отмечал, что в раннем возрасте овладение речью представляет собой центральную линию развития ребенка, поскольку меняет его отношение к окружающей среде, выводя из ситуационной зависимости. Речевая система формируется и функционирует в неразрывной связи с развитием сенсорной, сенсомоторной, интеллектуальной, аффективно-волевой сфер ребенка.

    По мнению Д.Б. Эльконина, в раннем детстве отмечается бурное развитие следующих психических сфер: общения, речевой, познавательной (восприятия, мышления), двигательной и эмоционально-волевой сферы. К трем годам ребенок начинает говорить о себе в третьем лице, формируется чувство «Я», отмечается выраженное стремление к самостоятельности. Особенности поведения ребенка в этот период зависят от отношения к нему взрослых. Этот этап развития называют кризисом 3 лет (первый возрастной кризис). Психологическим новообразованием является обособление себя от окружающих, что имеет большое значение для личностного развития ребенка. Развитие ребенка раннего возраста происходит только в условиях взаимодействия со взрослыми [5].

    Ранний возраст является наиболее важным в развитии речи. Отклонения в овладении речью затрудняют общение с близкими взрослыми, препятствуют развитию познавательных процессов, отрицательно влияют на формирование самосознания. В связи с этим проблема предупреждения отклонений в развитии речи, выявление детей с нарушениями речи является актуальной проблемой современной науки (О.Е. Громова, К.Л. Печора, Г.В. Чиркина, Е.В. Шереметьева и др.).

    Поскольку отклонения в развитии речи детей раннего возраста в дальнейшем могут повлиять на становление словарного запаса и грамматического строя, необходимо коррекционное воздействие для предупреждения вторичных нарушений. Для этого необходимо комплексное логопедическое обследование. Методики изучения речи в раннем возрасте рассматриваются в работах О.Е. Громовой, К.Л. Печоры, Г.В. Чиркиной, Е.В. Шереметьевой.

    О.Е. Громова для диагностики речи детей раннего возраста разработала опросник для родителей. Адресуя этот опросник родителям ребенка раннего возраста, специалисту (логопеду или воспитателю) следует помнить, что наиболее значимыми показателями являются: количественный и качественный состав пассивного словарного запаса ребенка; процентное соотношение между первыми словами и объемом пассивного словаря по каждой из основных словарных групп; наличие в окружающей ребенка обстановке ситуации, однозначно требующей номинации явления или предмета в соответствии с коммуникативными потребностями (прагматический фактор); частотность ситуации, в которой это слово следует употреблять [1].

    Г.В. Чиркина отмечает, что логопедическое заключение о речевом развитии ребенка раннего возраста коренным образом отличается от общепринятой в детской логопедии терминологии для детей старше 3 лет, т.к. мы имеем дело с формирующейся функцией в ее сензитивном периоде становления. В зависимости от того, какие факторы являются ведущими в механизме возникновения отклонений в речевом развитии, формулируется и логопедическое заключение [3].

    К.Л. Печора предлагает свою методику диагностики нервно-психического развития ребенка 2-3 лет. Автор выделяет нормальное развитие ребенка и развитие с опережением на один-два эпикризных срока (один-два квартала, полугодия), что является физиологической нормой, развитие с опережением на три и более эпикризных срока (три квартала и более) и задержанное развитие, которое включает в себя задержку темпов развития и собственно задержку развития [2].

    Е.В. Шереметьева разработала модель психоречевого развития ребенка раннего возраста, которая охватывает пять стадий психоречевого развития ребенка. Каждая стадия включает в себя: психофизиологическую готовность ребенка к овладению речью; когнитивный компонент, который опосредованно показывает специалистам качество внешнесредового воздействия семьи; предъязыковые и языковые средства общения ребенка с близкими взрослыми [4].

    Сводная характеристика всех выше рассмотренных методик представлена в таблице.

    Методики изучения предпосылок нарушения речи у детей раннего дошкольного возраста

    Языки

    • Русский
    • English
    • КОНФЕРЕНЦИИ
    • ЖУРНАЛ
    • АВТОРАМ
    • ОПЛАТА
    • ЧаВО (FAQ)
    • НОВОСТИ
    • КОНТАКТЫ
    • Неврология, нейрохирургия и психиатрия |
    • Неврология

    Попова О.В., Мишукова А.Ю.

    Диагностика нарушений речи у детей дошкольного возраста

    Попова О.В., Мишукова А.Ю.

    Научный руководитель: к.м.н., ассистент Колоколова А.М.

    ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ

    Кафедра нервных болезней

    Актуальность. Своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Имеется много исследований, которые с большой убедительностью показали, что все психические процессы у ребенка – восприятие, память, внимание, мыслительные операции, воображение – развиваются через речь (Л. С. Выготский, А Л. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.). Развитие ребенка, начиная с периода новорожденности, детерминируется социальными факторами в виде бессознательно осуществляемых обучающих воздействий на него матери, а потом и других взрослых. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов, из них наиболее важным является младший дошкольный возраст.

    Цель работы: изучить уровень развития речи у детей второй младшей группы дошкольного образовательного учреждения.

    Материалы и методы. Обследованы 26 детей в возрасте от 3 до 4 лет, из них: 14 мальчиков и 12 девочек. Согласие родителей получено. С каждым ребенком проведена беседа с определением уровня развития его экспрессивной речи (повторной, автоматизированной и спонтанной речи с опорой на сюжетную картинку), импрессивной и номинативной речи.

    Результаты. В ходе проведения беседы получены следующие данные: 1 ребенок (мальчик) – моторная алалия, ОНР Iуровня, 3 ребенка (2 девочки и 1 мальчик) – литеральная парафазия, 22 ребенка (7 девочек и 12 мальчиков) – возрастная дислалия, 3 девочки четко произносят все звуки, нарушений речи не выявлено.

    Выводы. Для ранней диагностики и комплексной коррекции нарушений речи необходима совместная работа педагогов, логопедов и неврологов с целью предупреждения развития вторичных нарушений письма, чтения и, как следствия, плохой успеваемости в школе и низкой познавательной активности.

    Содержимое публикации

    Суркова Ольга Викторовна

    МБДОУ д\с №72 г. Белгород

    Учитель-логопед

    Современные методики исследования речевого развития детей раннего возраста.

    Современные социальные, экономические, экологические условия жизни привели к уве­личению числа детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Проблемы моторного, психического и речевого развития ребенка часто проявляются уже в раннем и младшем дошкольном возрасте.

    В настоящее время раннему возрасту уделяется самое пристальное внимание со сто­роны медиков, психологов, педагогов, дефектологов. И это не случайно. Ранний возраст является уникальным, стратегически важным для всего последующего умственного, физи­ческого, речевого и эмоционального развития ребенка.

    Ранний возраст — это период становления функциональных систем, формирования выс­ших психических функций. Функции коры головного мозга развиваются в результате взаимо­действия ребенка с окружающей средой, и особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В этот период совершенствуются способности мозга принимать сигналы из внешнего мира, перерабатывать и хранить информацию, формируются процессы вос­приятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, памяти, внимания, что создает базу для дальнейшего психического развития.

    Ранний возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования мно­гих психических функций. Известно, что наиболее интенсивно в раннем нем возрасте развивается речь − важнейший компонент успешной социализации ребенка. С появлением речи перестраивается вся психика малыша: его познавательная и аффективная сферы; речь оказывает серьезное влияние на регуляцию поведения, психомоторное развитие и многое другое.

    Речь наряду с интеллектом является важным показателем развития малыша, а ее нарушения − свидетельством неблагополучия в психической сфере. Речь отражает успешность овладения родным языком – главным социальным приобретением ребенка в этот период.

    Речевые проявления ребенка раннего возраста отражают его коммуникативно-познавательную активность, в процессе которой закладываются основы будущих высших психических функций: памяти, внимания, мышления.

    Поэтому, именно ранний возраст представляет собой важный этап, с точки зрения эффективности психолого-педагогического воздействия. В связи с этим особое значение приобретает ранняя диагностика речевого развития, которая позволяет целенаправленно проводить коррекцию выявленных нарушений.

    Вопрос диагностики раннего речевого развития является достаточно разработанным в методической литературе. В частности методики диагностики раннего речевого развития описаны в работах таких современных исследователей как: Разенкова Ю.В., Громова О.Е., Серебрякова Н.В., Приходько О.Г., Шереметьева Е.В., Павлова Н.Н., Стребелева Е.А.

    В основе каждого диагностического комплекса лежат свои принципы

    и подходы, каждая методика имеет свою структуру, подбор лексического материала имеет свои тонкости и детали.

    Исходя из теоретического анализа авторских методик и технологий обследования речи, можно выделить ряд общих факторов, учет которых необходим при использовании того или иного диагностического комплекса на практике.

    Не все исследуемые методики направлены на изучение детей раннего дошкольного возраста. В некоторых из них не указывается возраст детей, лишь даются указания о необходимости дифференцированно подходить к подбору слов и наглядного материала с учетом возраста детей, при использовании этих методик необходимо учитывать особенности возраста детей и онтогенез становления речи в этом возрасте.

    В тех же методиках, которые направленны именно на ранний возраст даётся общая схема обследования и приводится перечень компонентов, необходимых для выявления того или иного уровня развития речи детей.

    В структуре все изученных методик, прослеживается определенная последовательность обследования. Серебрякова Н.В. предлагает следующую последовательность в обследовании: фонематическая сторона речи- грамматический строй импрессивной речи-лексика и грамматика импрессивной речи- связная (фразовая речь); Громова О.Е.: звуко-слоговой строй речи- лексико-грамматический строй; Разенкова Ю.В.: понимание речи- фонематический и речевой слух- активная речь; Приходько О.Г.: понимание речи, экспрессивная речь, лексико-грамматический строй речи ,слоговая структура, фонетический строй речи.

    Таким образом, исходя из анализа, представленных схем, можно сделать вывод о необходимости проведения обследования в определенной последовательности: от понимания речи (пассивного словаря) до связной речи (активного словаря). Данная схема позволит получить достоверные данные.

    В каждой из методик автором подобран определенный лексический материал, который отвечает следующим условиям: учет возраста детей, доступность понимания и учет частоты употребления лексических единиц – предлагаемые слова, должны быть понятными, знакомыми и общеупотребительными. Так же немало важную роль играет наличие наглядного дидактического материала. Каждая методика включает подборку диагностического материала, подобранного в соответствии со схемой обследования, предъявляемыми требованиями к лексике, возрастом детей. Игровые задания подобраны таким образом, что будут поддерживать интерес ребенка в ходе диагностики, а также позволят избежать утомления и получить достоверные данные. Предъявляемая детям наглядность должна быть реалистичной, понятной, доступной, красочной, эстетически оформленной и соответствовать восприятию детей данного возраста.

    В каждой методике авторами приводится подробное пошаговое описание проведения диагностики, к заданиям предлагается инструкция. Наличие инструкции позволяет повысить эффективность диагностики.

    Каждая методика построена с учетом основных диагностических принципов:

    — принцип системного подхода – позволяет установить взаимосвязь между полученными данными;

    — принцип деятельностного подхода — диагностика проводится с учетом ведущей деятельности;

    — принцип комплексного подхода – предполагает изучение данных , полученных от других специалистов ( врач, психолог и др.)

    По результатам диагностики, в каждой методике предполагается наличие протокола обследования, с помощью которого осуществляется оценка и анализ полученных результатов. В некоторых методиках предполагается наличие системы баллов, которые выставляются в ходе выполнения того или иного задания. По результатам диагностики баллы суммируются, исходя из набранного количества баллов, выявляется уровень речевого развития ребенка.

    Проведенный анализ диагностических методик позволяет систематизировать взгляды по рассматриваемой теме, а также обозначить и конкретизировать круг проблем, необходимых для детальной проработки в теории и на практике.

    1. Проверка состояния фонематического восприятия

    Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее. Предъявление – воспроизведение – предъявление – воспроизведение

    · ма – на –ма — на – ма — на –

    · да — та – да — та – да – та –

    · га – ка – га — ка – га – ка –

    · за – са – за — са – за — са –

    · жа – ша – жа — ша — жа – ша –

    · са – ша – са — ша — са – ша –

    · ца – са – ца — са – ца – са –

    · ча – тя – ча — — тя – ча – тя –

    · ра – ла – ра — ла – ра – ла –

    Оценивается воспроизведение пробы в целом ( ба- па – па – ба). Слоги предъявляются до первого воспроизведения, точного повторения добиваться не следует, т.к. задачей обследования является измерение актуального уровня развития речи.

    1 балл — точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;

    0,5 балла – первый член воспроизводится правильно ( ба – па – ба – па);

    0,25 балла – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками;

    0 баллов – отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.

    2) Исследование артикуляционной моторики

    Инструкция: смотри, как я выполняю, и повторяй за мной движения.

    · Губы «трубочкой» — округлены и вытянуты вперед;

    · Язык «лопаткой» — широкий, распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт;

    · Язык «иголочкой» — узкий язык с заостренным кончиком выдвинут изо рта., рот приоткрыт;

    · Язык «чашечкой» — рот открыт, широкий язык с загнутыми вверх краями образует подобие чашечки или ковша;

    · «вкусное варенье» — рот открыт, широкий язык обхватывает верхнюю губу и затем медленным движением сверху вниз убирается в ротовую полость;

    · «качели» — рот открыт, язык поочередно касается то верхней, то нижней губы;

    · «маятник» — рот открыт, язык высунут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому;

    · чередование движений губ: «улыбка» — «трубочка».

    Для того, чтобы оценить выполнение артикуляционных движений, нужно попросить ребенка удерживать органы речи в нужном положении 3 –5 секунд, последние три упражнения необходимо выполнить по 4 – 5 раз. В момент выполнения ребенком артикуляционных упражнений следует обращать внимание на их объем, темп выполнения, точность конфигурации, симметричность, наличие синкинезий, т.е. сопутствующих непроизвольных движений (например, при выполнении упражнения «маятник» нередко наблюдаются сопутствующие движения подбородка, реже головы или глазных яблок вслед за языком; синкинезии могут отмечаться и со стороны моторики рук), гиперкинезов, т.е. насильственных движений в мышцах речевого аппарата, усиленного слюноотделения, тремора органов речи, т.е. дрожания языка или губ, а также посинения артикуляционных органов или носогубного треугольника.

    1 балл – правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному;

    0,5 балла – за медленное и напряженное выполнение;

    0,25 балла — выполнение с ошибками — длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector