Диагноз зпр

Диагноз зпр

Задержка психического развития (сокращённо ЗПР) диагностируется в детском возрасте. Для нее характерны уменьшение когнитивных функций: внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи. Они как качественно, так и количественно отличаются от возрастной среднестатистической нормы.

ЗПР, не будучи компенсированной, может приводить к умственной отсталости. Подобные отклонения познавательных процессов от нормы могут начать развиваться во взрослом возрасте (будучи в детстве сформированными нормально). Но в таком случае говорят не о ЗПР, а о деменции (слабоумии).

Нужно отметить, что ставить диагноз ЗПР специалисты вправе только в том случае, если большая часть когнитивных процессов ребенка отстаёт от нормы. Если же диагностируется отставание только по одному параметру, то речь идет о неравномерности психического развития с конкретизацией диагноза. Так, при несоответствующем возрасту развитии речи ставится диагноз ЗРР (задержка развития речи), при недостаточном уровне устойчивости, объёма и переключения внимания речь будет идти о диагнозе «дефицит внимания» и так далее.

Причины задержки развития разные. Они бывают генетическими, интоксикационными, инфекционными, врожденными нарушениями метаболизма, гормональными, вызванными опухолями головного мозга, сосудистыми.

Диагностика задержки психического развития проводится несколькими специалистами: детским психиатром, психологом, дефектологом. Включает в себя сбор анамнеза и осмотр, лабораторные и инструментальные обследования.

Признаки задержки психического развития

Основной признак — отставание процессов от возрастной нормы. Кроме того:

  • отставание в развитии мелкой и крупной моторики;
  • несоответствующая возрасту способность к саморегуляции,
  • сложность в распознавании эмоций и выражении собственных чувств.

Причины ЗПР

биологические:

  • органические нарушения центральной нервной системы;
  • генетические заболевания, влияющие на развитие ЦНС (синдром Ретта, Даун — синдром, туберозный склероз и многие другие);
  • патологии беременности у матери: токсикозы, резус — конфликты, различной этиологии гипоксии;
  • внутриутробные инфекции, родовые ЧМТ, преждевременные или стремительные роды, алкогольный синдром;
  • тяжелые заболевания в раннем детстве: грипп, эпилепсия, ЧМТ, нейроинфекции (менингит, энцефалит и проч.);

социально-психологические:

  • гипоопека (недостаток родительского взаимодействия с ребенком): при этом ЗПР может развиваться у совершенно здоровых детей, рожденных здоровыми родителями. Очень часто данное расстройство развивается у воспитанников домов ребенка, даже при условии их абсолютного соматического и психического здоровья. Это является лишним доказательством того, насколько важен факт нормальной привязанности к «своему» взрослому и возможности нормальных условий развития.
  • гиперопека. Да, это может казаться удивительным и невероятным, но в практике врачей психиатров и психологов описаны многочисленные примеры, когда, чаще всего, поздно рождённые, долгожданные дети имеют задержку развития моторных навыков, речи, саморегуляции, эмоционального развития и прочего по причине именно чрезмерной опеки. Ребенок может в возрасте 5 лет иметь набор из 5 слов в активной речи, не уметь самостоятельно одеваться или раздеваться, есть при помощи ложки и пользоваться туалетом.

Коррекция

Коррекция ЗПР в клинике д.м.н. Минутко начинается с выяснения причины, вызвавшей данное состояние. Детская психиатрия — это особенно ответственная область медицины, а потому детские психиатры должны соответствовать самому высокому уровню подготовки. Кроме специалистов — психиатров в диагностическом обследовании принимают участие клинические и социальные психологи, нейрофизиологи.

После выяснения причины идет одновременная работа по реабилитации и коррекции ЗПР, а также работа, направленная на терапию (устранение) основной причины.

Стоит заметить, что причины, приведшие к ЗПР не поддаются лечению, но определение этиологии помогает понять прогноз и оценить риски рождения второго ребенка с ЗПР.

В зависимости от характера основного заболевания могут быть назначены фармакологические методы лечения (только при наличии показаний и в безопасной для ребенка дозировке!), методы нейрореабилитации, работа с семьей, инструментальная терапия (биологическая обратная связь, транскраниальная стимуляция, кинезотерапия).

Родителям важно помнить: задержка психического развития — не приговор. Верное определение причины ее развития, грамотный подход к терапии и комплекс реабилитационных мероприятий — это именно те необходимые меры, которые позволяют добиться выравнивания уровня психического развития до возрастной нормы.

Следует помнить, что до 50% больных ЗПР имеют саморазрушительное поведение. Поэтому при нем, необходимо обратится к врачу.

Действия родителей, если они заподозрили у ребенка ЗПР:

  • пойти на прием к грамотному специалисту — детскому психиатру или нейропсихиатру. Обратите особое внимание: как бы ни было неприятно узнать, что развитие ребенка отстает от нормы, диагностировать и реабилитировать его должны представители традиционной медицины. ЗПР компенсируется только при сотрудничестве психиатров, неврологов, психологов, логопедов, дефектологов. Никакие народные целители, парапсихологи, экстрасенсы и гомеопаты не способны развить речь, увеличить объем и устойчивость внимания или помочь в эмоциональном развитии;
  • накануне вспомнить и записать, а если есть — собрать документы, содержащие данные о протекании беременности, родах, периоде раннего детства, о перенесенных заболеваниях и инфекциях, черепно-мозговых травмах, случаях задержки психического развития у кого-то из родственников;
  • выполнять рекомендации всех специалистов, которые будут работать с ребенком;
  • помнить, что по-настоящему помочь в реабилитации специалист может только при совместных усилиях с родителями: ведь как бы ни был высок уровень профессионализма врача, психолога, логопеда, дефектолога, именно родители проводят с ребенком большее количество времени, именно они способны мотивировать его на занятия, создать в доме обстановку, благоприятную для развития;
  • помнить: чем более своевременно начаты диагностика и коррекция, тем выше шансы того, что ребенку не потребуется специализированная школа. Чем более тесно вы сотрудничаете со специалистами, тем больше доверяет им ребенок.

Лечение ЗРП: +7 (966) 330-11-66

Если Вы проживаете не в Москве, то есть возможность получения помощи по Skype.

Воспользуйтесь одним из наших предложений!

Диагноз зпр

Диагноз зпр

Диагноз зпр

Диагноз зпр

Наивысшая форма демонстрации человеческих способностей — речь, так сказать итогом развития. Кроме того, она работает в комплексе с некоторыми функциями организма. Именно поэтому слишком медленное развитие речи является одним из показателей задержка психического развития или ЗПР.

Диагноз «ЗПР» в основном используют специалисты отечественной практики. ЗПР по сравнению с другими нарушениями в развитии более поддается изменениям и корректировке.

Классификация ЗПР

Медики придумывали разные классификации. В одной из выделено следующее:

  1. Отставание в эмоциональной и волевой области — констатирующий генез ЗПР;
  2. Заболевания именно соматического характера или же двигательная недоразвитость, кроме этого встречается и сенсорная — соматогенное происхождение ЗПР;
  3. Воспитание было подобрано неверно: использовался метод гиперопеки, гипоопеки, агрессивный или тоталитарный стиль воспитания детей — психогенное происхождение ЗПР;
  4. Воздействие именно на нервную систему, что и приводит к задержке в развитии детей — церебрально-органический генез ЗПР.

Со временем термин «ЗПР» перестанет существовать. Его не будут использовать ни психологи, ни педагоги и уж тем более врачи. Все потому что термин не несет в себе абсолютно никакой информации о самом нарушении, он просто описывает сами симптомы.

Диагностика

Данный диагноз в основном ставится детским психиатром и неврологом. Но он ставится только после тщательного обследования, которое включает в себя: аппаратные методики, анализ анамнеза и многое другое. Более того перед тем, как поставить диагноз необходимо исключить вероятность других патологических заболеваний. Например, слабоумие. Чаще всего ЗПР — диагноз, который сопутствует какому-то неврологическому расстройство или возможно особая ситуация в жизни, которая влияет на ребенка и затормаживает его естественное формирование.

После того, как был поставлен диагноз ЗПР, то ребенка отправляют к логопеду, а также к нейропсихологу. На обследовании выявляются механизмы задержек и их качества. Ребенку ставят более конкретный диагноз. К примеру, повышенная утомляемость, особенность мышления, алалия, несформированность в сфере контроля или сниженный объем речевого или слухового восприятия. Таких уточнений очень много. У ребенка их может быть несколько.

Лечение

Предотвращать дальнейшее неправильное развитие чаще всего надо именно комплексным лечением. Здесь в работу подключаются многие специалисты: врач-невролог, а также профессионалы лечебно-педагогической отрасли.

Нейропсихолог помогает сформировать функции, которые отстают в развитии. Логопед помогает ребенку с речью: активирует словари, работает над правильным чтением и аккуратным письмом. Логопед помогает предотвратить развития дисграфии, дислексии. Кроме работы данных специалистов во многих случаях требуется работа массажиста, остеопатическое лечение и мануальная терапия.

На западе в медицине используют для лечения ЗПР — транскраниальная магнитная стимуляция или сокращенно ТМС. Работа данная методики работает на безболезненных магнитных импульсах, которые влияют на нервные клеточки. Они находятся в конкретных отделах головного мозга. Эти импульсы не проникают через внешние естественные барьеры организма, и они кратковременные.

Задержка психического развития определяется специалистами как отставание психических процессов, которые носят обратимый характер. Недостаточное развитие эмоциональной базы и нарушения в психическом развитии проявляются в низком уровне интеллекта, слабом развитии двигательных навыков, речи, памяти, внимания, мышления. У деток с ЗПР наблюдаются примитивность и нестабильность эмоционального фона, отсутствие самоконтроля поведения, крайне низкая успеваемость в обучении. Ребенок с диагнозом ЗПР нуждается в правильно подобранном коррекционном обучении и комплексном медицинском сопровождении.

Почему происходит задержка психического развития?

Факторов, которые создают неблагоприятные условия для эмоционально-психического развития малыша, достаточно много:

  • Генетическая предрасположенность (наличие ЗПР у одного из родителей)
  • Поражения ЦНС и нарушения процесса созревания головного мозга
  • Патологии и вирусные заболевания во время вынашивания ребенка, резус-конфликт
  • Сложный акушерский анамнез – родовые травмы, гипоксия, асфиксия
  • Последствия серьезных травм черепа и мозга
  • Задержка моторного развития
  • Дефекты речи, нарушения работы органов слуха, плохое зрение
  • Психические травмы, гипер- и гипоопека, авторитарное воспитание

Какие могут быть осложнения?

Психическое развитие малышей тесно связано с физическим здоровьем и моторными навыками. Нарушения в психоэмоциональном состоянии ребенка оказывают прямое влияние на развитие моторики, устной речи, процессов мышления и, наоборот. Диагноз ЗПР – это прямая угроза речевому развитию, а без своевременного вмешательства это предвестник дисграфии или дислексии.

Катастрофически низкая степень успеваемости в учебе – это еще не самое страшное. Адаптация детей с ЗПР в социуме проходит крайне медленно и сложно. Ровесники не принимают деток с диагнозом ЗПР, провоцируя их на замкнутость, а иногда и проявления агрессии.

Специалисты и родители деток с синдромом ЗПР отмечают следующие осложнения:

  • Развитие серьезных расстройств психики
  • Нарушение самых простых навыков общения и поведения
  • Тяжелые проблемы с адаптацией в социальной среде
  • Развитие сопутствующих синдромов – задержки речевого, психомоторного развития

Очень часто задержка психо-речевого развития сопровождается некоторыми признаками аутизма. На данный момент в медицинской практике нет результативных методик терапии этой болезни, вылечить аутизм нельзя. Родителей должны насторожить следующие симптомы у ребенка: слабая мимика, отсутствие речи и интереса к окружающему миру, регулярное выполнение бессмысленных действий.

Как определить, что у ребенка ЗПР?

Симптомы проявляются к 5-6 годам, однако если вы замечаете, что ваш малыш в чем-то отстает от сверстников, тогда не стоит надеяться на чудо – обращайтесь к специалистам незамедлительно.

Тревожными звоночками являются такие симптомы:

  • Ребенок поздно (позднее нормы) приобретает определенные навыки – начинает держать голову, произносить первые слова, встает на ножки.
  • Ему сложно освоить навыки личной гигиены, самостоятельное одевание, застегивание пуговиц становится для него проблемой.
  • В первые месяцы жизни у малыша не наблюдается эмоционального тесного контакта с мамой.
  • Ребенок не стремится общаться с родными и другими детьми, предпочитает играть один, мало говорит, ведет себя слишком спокойно.
  • Он часто повторяет действия, лишенные всякого смысла (ходит по кругу, например), быстро утомляется.
  • Ребенку сложно концентрировать внимание на предмете/действии, часто появляются приступы агрессии, тревожности.

Диагностика и лечение ЗПР

Выявить нарушения в психомоторном развитии ребенка можно уже в 4 года. Для этого требуется комплексное обследование узкопрофильными специалистами – логопедом, детским психологом, невропатологом, психиатром. В процессе обследования выполняется тестирование интеллектуальных способностей и мыслительных процессов, компьютерная томография, электроэнцефалография, МРТ мозга, исключается диагноз аутизма и олигофрении.

В нашем Центре реабилитации детей мы сталкиваемся с клиническими случаями различной степени тяжести, однако всегда работаем по простой схеме, которая доказала свою эффективность:

  • На первой встрече с ребенком и родителями выбираем подходящие методы диагностики и оценки состояния маленького пациента.
  • Определяем список проблем и ставим перед собой задачи, которые решаем поэтапно.
  • Устанавливаем ключевые цели реабилитации и подробно объясняем родителям – что и зачем будем выполнять на коррекционных занятиях.
  • Оцениваем результаты работы с пациентом по индивидуальным критериям.

Стоит понимать, что универсального во всех отношениях реабилитационного комплекса для детей с ЗПР нет, и не будет. Каждый случай уникален, поэтому и программа коррекции должна быть строго индивидуальная, разработанная с учетом особенностей и потребностей пациента. То, что помогло Мише, не обязательно будет эффективным для Маши.

Мы не ставим эксперименты над детьми и их родителями, потому что знаем, как дорого время в детском возрасте, когда любые патологии в развитии исправляются намного легче и быстрее. В Центре работают специалисты с богатым практическим опытом, которые используют передовые европейские методики терапии ЗПР. Занятия направлены на:

  • Развитие памяти, интеллекта, мышления.
  • Улучшение моторики и двигательной активности.
  • Устранение дефектов речевого развития.
  • Приобретение необходимых навыков общения и социализации.

Огромный плюс в том, что мы комплексно подходим к вопросу реабилитации, поскольку понимаем тесную связь между психическим и моторным развитием детей. Здоровое психо-эмоциональное развитие невозможно без моторной активности ребенка, поэтому помимо занятий с дефектологом, логопедом и психологом, мы проводим занятия ЛФК и упражнения на виброплатформе Галилео. Программа занятий разрабатывается строго индивидуально, с учетом физиологического и психологического состояния ребенка.

Терапия должна носить системный характер, так как ЗПР имеет высокую опасность регресса. Поэтому мы активно привлекаем родителей к реабилитационному процессу: делимся с ними собственными наработками, методиками лечения и рекомендациями. Мы твердо уверены, что заметных результатов можно добиться, только работая вместе.

Задержка психического развития (ЗПР) – нарушение процесса развития ребенка, при котором его основные психические функции (память, внимание, мышление, эмоции, воля и др.) не соответствуют условно-возрастным нормам, отстают от нее. Как правило, ЗПР выявляется в старшем дошкольном или младшем школьном возрасте, с началом этапа обучения и социализации ребенка.

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОЖЕТ ПРОЯВЛЯТЬСЯ В ТАКИХ СИМПТОМАХ, КАК НЕДОСТАТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ, РЕЧИ, ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ, МЫШЛЕНИЯ, РЕГУЛЯЦИИ И САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ, ПРИМИТИВНОСТЬЮ И НЕУСТОЙЧИВОСТЬЮ ЭМОЦИЙ, ПЛОХОЙ УСПЕВАЕМОСТЬЮ В ШКОЛЕ.

По некоторым данным, проблемы, связанные с задержкой психического развития, могут затрагивать до 15-17% детей 6-8 лет.

Это весьма высокий показатель. Он говорит о том, что почти каждый пятый ребенок-дошкольник или первоклассник может так или иначе столкнуться с трудностями в обучении и общении.

Необходимо знать, что нарушения, вызванные ЗПР обратимы в абсолютном большинстве случаев. Психическая и эмоциональная сфера детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов поддаются эффективной коррекции. Однако для этого требуется, чтобы диагноз ЗПР был определен как можно раньше, с учетом личностных характеристик ребенка и его окружения (семья, детский сад или школа, более широкий круг общения).

Проблемы, вызванные ЗПР, чаще всего проявляются у детей в момент, когда они впервые сталкиваются с необходимостью усваивать новую информацию, непривычно сложную для них и в непривычно больших объемах. Это требует от малышей перехода от игры как основной формы познания к более сложным его формам. Именно такой переход совершается в период подготовки к школе и на начальных этапах школьного обучения.

ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ПОСТОЯННО ИСПЫТЫВАЕТ ТРУДНОСТИ В УСВОЕНИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА, ЕСЛИ У НЕГО НЕ СКЛАДЫВАЮТСЯ НОРМАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ, ЕСЛИ ПЕДАГОГИ РЕГУЛЯРНО ОТМЕЧАЮТ ЕГО БЕСПОКОЙНОЕ ИЛИ, НАОБОРОТ, СЛИШКОМ ПАССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, — ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ПРИЗНАКАМИ ЗПР.

В этом случае ни в коем случае не следует терять времени: чем раньше будет начата коррекционная работа, тем быстрее, безболезненнее и дешевле будет достигнут положительный эффект.

Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь. Восприятие у таких детей фрагментарно, замедленно, неточно.

Лучше развито зрительное восприятие, хуже – слуховое. Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и дефицита внимания.

Память характеризуется мозаичностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при воспроизведении информации.

ДЕТИ С ЗПР ИСПЫТЫВАЮТ ТРУДНОСТИ С АНАЛИЗОМ И СИНТЕЗОМ, СРАВНЕНИЕМ, ОБОБЩЕНИЕМ; НЕ МОГУТ УПОРЯДОЧИТЬ СОБЫТИЯ, ПОСТРОИТЬ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ, СФОРМУЛИРОВАТЬ ВЫВОДЫ.

Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной неустойчивостью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безволием, незрелостью личности в целом. Часто могут проявляться агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность. Их игры чаще всего однообразны и стереотипны, без развернутого сюжета. Такие дети не любят соблюдать игровые правила, их фантазия не выходит за привычные рамки.

Своевременное обращение к специалистам – детским психологам и нейропсихологам позволит вам по-настоящему помочь своему ребенку справиться с проблемами, которые в противном случае способны очень сильно осложнить и омрачить ему жизнь – и в школе, и после нее.

НАДО, В ЧАСТНОСТИ, ПОМНИТЬ, ЧТО ДЕТИ – ЕГО СВЕРСТНИКИ – СКЛОННЫ К НЕПРИЯЗНЕННОМУ, А ЗАЧАСТУЮ И ВРАЖДЕБНОМУ ОТНОШЕНИЮ К ТЕМ, КОГО ОНИ СЧИТАЮТ «СЛАБЕЕ», «ГЛУПЕЕ», ВООБЩЕ – «ХУЖЕ» СЕБЯ.

При обращении к специалисту вы должны постараться выяснить, что стало причиной задержки психического развития у вашего ребенка. Таких причин может быть несколько. Вот основные из них:

биологические (негрубые органические повреждения центральной нервной системы локального характера и их остаточные явления), которые способны вызвать нарушение созревания различных отделов головного мозга.

Такие повреждения могут быть нанесены ребенку еще до его рождения, в период беременности матери из-за тяжелых токсикозов, резус-конфликта, гипоксии плода, внутриутробных инфекций, внутричерепных родовых травм, недоношенности.

В постнатальном периоде и раннем детском возрасте задержку психического развития могут вызывать тяжелые соматические заболевания ребенка (гипотрофия, грипп, нейроинфекции, рахит), черепно-мозговые травмы и др.

социальные: недостаток опеки со стороны родителей (гипоопека, безнадзорность) или, напротив, ее переизбыток (гиперопека), авторитарный характер воспитания, социальная депривация, дефицит общения со сверстниками и взрослыми.

ЗПР иногда имеет наследственную природу и в некоторых семьях диагностируется из поколения в поколение.

Задержка психического развития может также возникать и у детей, страдающих нарушениями зрения и слуха, дефектами речи. В этом случае ЗПР является следствием дефицита сенсорной информации и общения и носит вторичный характер.

ДОКАЗАНО ПРАКТИКОЙ, ЧТО ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ ДЕТИ С НЕОСЛОЖНЕННОЙ ФОРМОЙ ЗПР МОГУТ ПРЕОДОЛЕТЬ ТРУДНОСТИ РАЗВИТИЯ, УСПЕШНО УЧИТЬСЯ В ШКОЛЕ, СТРОИТЬ НОРМАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ.

При этом очень важно, чтобы родители понимали: временные трудности на начальном этапе обучения ребенка не являются результатом нерадивости или лени, а имеют объективные причины, которые могут и должны быть успешно преодолены.

Нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста

Диагноз зпр

  • Главная
  • Услуги
  • Заболевания
  • Задержка психического развития ЗПР лечение
  • Неврология
  • Функциональная диагностика
  • Психотерапия
  • Массаж
  • Психиатрия
  • ЛФК
  • Логопедия
  • Психология
  • Cовременные мeтoды лeчeния ДЦП в Ставрополе.
  • Фopмы ДЦП и иx клиничecкиe пpoявлeния
  • Спастическая диплегия (синдром Литтля)
  • Дискинетическая (Гиперкинетическая) форма ДЦП
  • Атаксическая (Aтoничecки-acтaтичecкaя ) форма ДПЦ
  • Гемиплегическая (Гeмипapeтичecкaя) форма ДЦП
  • Heйpoциpкулятopнaя диcтoния
  • Вегетососудистая дистония ВСД
  • ЭЭГ (электроэнцефалография)
  • Комплексное исследование ВНС
  • Транслингвальная нейростимуляция
  • Биоакустическая коррекция
  • Транскраниальная микрополяризация головного мозга ТКМП
  • Солярная микрополяризация
  • Трансвертебральная микрополяризация
  • Занятия на мелкую моторику
  • Логопедический массаж
  • Мозжечковая стимуляция
  • Лечебный массаж (медицинский массаж)
  • Лечебная физкультура

У детей с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии эмоциональной сферы, что в свою очередь влияет на развитие основных компонентов познания: на ощущение, восприятие, память, мышление.

В результате неблагополучия в сфере межличностных отношений у детей создается отрицательное представление о самом себе: они мало верят в собственные способности и низко оценивают свои возможности.

Причины задержки психического развития

Биологические

  • патология беременности – тяжелые токсикозы, внутриутробная гипоксия, инфекция, интоксикация;
  • недоношенность;
  • асфиксия и травмы при родах;
  • заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребёнка;
  • генетическая обусловленность.

Социальные

  • длительное ограничение жизнедеятельности ребёнка;
  • неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребёнка.

Диагностика задержки психического развития

На основании диагностики и сведений о развитии ребенка врачи выносят заключении о наличии задержки психического развития, дают рекомендации по лечению и организации воспитания и обучения ребенка.

Прогноз лечения задержки психического развития (ЗПР)

Дети с ЗПР нуждаются в медикаментозном, физиотерапевтическом и коррекционном лечении.
Применение транскраниальной микрополяризации совместно с методом биоакустической коррекции в комплексе при лечении ЗПР усиливает эффект физиотерапевтического лечения и корректирующих занятий. Лечение в нашем медицинском центре помогает сократить отставание ребенка от сверстников, улучшить его социальную адаптацию.

Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают самостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и даже ВУЗах.

Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планирование беременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятный условий для воспитания и развития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование у специалистов и организация коррекционной работы.

Задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов (мышления, памяти, внимания) и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного нейропсихологического обучения и коррекции.

Симптомы

Уже с четырех месяцев могут быть заметны некоторые признаки в отставании психического развития малыша. Дети, страдающие ЗПР, достаточно поздно по сравнению с общепринятыми возрастными нормами начинают держать голову, говорить свои первые слова и делать первые шаги. Также они испытывают затруднения при приеме пищи, так как не могут научиться правильно работать языком, челюстью, руками и ногами.

Ребенок, страдающий ЗПР, замкнут в себе, не обладает самоуверенностью, не особо идет на контакт со сверстниками, нелюдим. Также такие дети зачастую страдают энурезом, плохо спят по ночам, излишне тревожны и не спокойны. В приобретении навыков самообслуживания испытывают затруднения (не могут самостоятельно обуться, завязать шнурки).

С двух лет, у детей с ЗПР слабо развита память, плохо развита речь (они не выговаривают некоторые буквы, переставляют слоги в словах, их словарный запас отличается скудностью). Ребенок с диагнозом задержки психического развития к пяти годам не обладает аналитическими способностями, у него отсутствует образное мышление, он не способен сравнивать и обобщать. В связи со всеми этими проблемами, таким детям трудно учиться в школе, их успеваемость в школе всегда на низком уровне.

Существует классификация видов ЗПР, каждый из которых имеет свои симптомы и причины возникновения, а также методы лечения и коррекции:

– Конституционная задержка психического развития.
Причинами в этом случае служат генетические заболевания и плохая наследственность. Для детей с конституционной ЗПР характерны частая смена настроения, нестойкие привязанности, поверхностные эмоции.

– Соматогенная задержка психического развития.
Причинами являются инфекционные заболевания и их осложнения. К этому недугу могут привести тяжелые формы аллергии, дистрофия, сердечные заболевания, перенесенные операции. У ребенка наблюдается повышенная нервозность, боязливость, частые и беспричинные капризы.

– Психогенная задержка психического развития.
Причины ее возникновения имеют социальные и психологические свойства (недостаточное внимание со стороны взрослых, неблагоприятные условия проживания, недостаток родительской любви и ласки, а также безответственное отношение женщины к беременности: курение, употребление алкоголя и наркотиков). Это чревато нарушениями в интеллектуальном развитии ребенка, у которого часто происходят психозы и неврозы, развивается эгоцентризм и безволие.

– Церебрально-органическая задержка психического развития.
Встречается достаточно часто. Причиной является первичное негрубое органическое поражение головного мозга. У ребенка в этом случае возникает несформированность эмоционально-волевой сферы психики и познавательной деятельности.

Причины

Нейропсихологами и неврологами выявлены причины возникновения у детей ЗПР. Они делятся на две группы: биологические и социальные. Кроме того, большую роль играет наследственность и генетическая предрасположенность ребенка. К биологическим причинам задержки психического развития также относятся сложно протекающая беременность (тяжелая форма токсикоза, различные инфекции беременной), гипоксия плода, недоношенность, тяжелые роды. В первые месяцы жизни новорожденного ЗПР могут спровоцировать травмы, серьезные осложнения после инфекционных заболеваний, которые приводят к поражению центральной нервной системы.

К социальным причинам возникновения ЗПР относятся:
– нездоровая атмосфера в семье;
– психологические травмы (бытовые конфликты и ссоры);
– отсутствие должного внимания со стороны родителей;
– постоянные физические наказания и унижения ребенка как личности;
– частые переезды с одного места жительства на другое.

Диагностика

При несвоевременном обращении к нейропсихологу, психологу диагноз ЗПР может привести к хроническим и тяжелым порокам. У ребенка возникнут трудности с речевым и интеллектуальным развитием, появятся сложные психические расстройства.

Задержка психического развития диагностируется в результате комплексного обследования нейропсихолога, психолога, логопеда, дефектолога, невролога.

Если ребенку поставлен диагноз ЗПР, то не стоит отчаиваться, так как выход есть: за последние 2 года в Тюменском центре детской нейропсихологии и нейрореабилитации речи “Нейротори” 40 детей с диагнозом задержка психического развития повысили способность обучаться, научились контролировать поведение, начали разговаривать. Те ребята, которые учатся в школе, перешли на традиционную программу обучения.

Рекомендуемые методы коррекции:

– Нейродвигательная коррекция поведения
– Нейрокогнитивная коррекция
– БАК Синхро-С
– Томатис
– Резет-терапия
– Кинезиология

БАК «Синхро-С»

Метод Биоакустической коррекции – восстановление функционального состояния ЦНС и активация естественных ресурсов организма.

Метод «Томатис»

Томатис – метод сенсорной интеграции, направления, занимающего лидирующие позиции в коррекционной работе с особыми детьми во всем мире.

Резет-терапия

Доступная и мягкая техника для балансирования мышц челюсти и восстановления работы височно-нижнечелюстного сустава (от англ. “Reset” – перезапуск, перенастройка).

Под задержкой психического развития или ЗПР понимают задержку темпа формирования психических функций в детском возрасте.

Данный диагноз используется детскими врачами-неврологами и логопедами для констатации факта отставания в развитии таких функций, как внимание, память, мышление, эмоционально-волевая сфера и, в ряде случаев, речь.

Речь является высшей формой проявления возможностей человека, опосредует высшие психические функции, является результатом развития и совокупной работы ряда психических функций. Таким образом, определенные проявления отставания в развитии речи могут быть симптомами задержки психического развития (ЗПР).

Диагноз «задержка психического развития» используется, преимущественно, в отечественной практике и выставляется в дошкольном возрасте. При сохранении симптомов отставания в школьном возрасте диагноз уточняется и пересматривается.

В иерархии нарушений и задержек развития, особенности развития, называемые задержкой психического развития (ЗПР), являются наиболее прогностически благоприятным и поддающимся коррекции нарушением.

Классификация

Существуют различные классификации задержек психического развития. По одной из классификаций выделяют:

1) ЗПР конституционального генеза, где причиной ЗПР считают задержку развития эмоционально-волевой сферы;

2) ЗПР соматогенного происхождения (вследствие соматического заболевания, двигательной или сенсорной депривации);

3) ЗПР психогенного происхождения (гипоопека, гиперопека, развитие по невротическому типу, вследствие тоталитарного и агрессивного стиля воспитания);

4) ЗПР церебрально-органического генеза (задержки развития на фоне патологического воздействия на нервную систему различной этиологии).

Сам по себе термин «ЗПР» является описательным, не несет информации о структуре нарушения и постепенно теряет свою актуальность среди специалистов педагогического профиля (психологов и логопедов).

Диагностика

Как правило, ЗПР диагностируется детским неврологом или психиатром после всестороннего обследования с использованием аппаратных методов обследования (ЭЭГ, УЗДГ), сбора анамнеза и исключения других вариантов патологического развития ребенка (умственная отсталость, психические заболевания). Часто ЗПР является диагнозом, сопутствующим какому-либо неврологическому нарушению или особой жизненной ситуации ребенка.

После постановки врачом диагноза ЗПР, ребенок попадает на обследование к логопеду и нейропсихологу для уточнения качества и механизма задержек, выявления наиболее дефицитарных функций и постановки более точного нейропсихологического и логопедического статуса (например, несформированность сферы программирования и контроля, повышенная утомляемость, несформированность в сфере праксиса (диспраксия) или гнозиса, особенности мышления или эмоционально-волевой сферы, снижение объема слухо-речевого восприятия, алалия, и т.д.).

Лечение

Для преодоления задержки психического развития в большинстве случаев необходим комплексный мультидисциплинарный подход, когда врач-невролог назначает медикаментозное лечение для устранения неврологических причин задержки, но также в терапии участвуют специалисты лечебно-педагогического профиля.

Нейропсихолог занимается формированием и развитием отстающих психических функций. Логопед работает над развитием речи, формированием активного и пассивного словаря, ведет работу над развитием письма и чтения для предотвращения развития в будущем дислексии и дисграфии. В ряде случаев необходим курс массажа, мануальной терапии, остеопатического лечения.

Особое место в лечении ЗПР отводится уникальной методике, активно применяемой в современной практике ведущих западных медицинских центров – транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС). Принцип действия метода транскраниальной магнитной стимуляции заключается в безболезненном и неинвазивном воздействии кратковременных магнитных импульсов на нервные клетки определенных отделов коры головного мозга.

Курсовое лечение с помощью ТМС увеличивает как эффективность применения терапии, так и коррекционных занятий со специалистами – в разы сокращая время, требуемое на достижение результата. ЦРН «ДокторНейро» является одной из немногих в Москве клиник, практикующих применение ТМС в лечении задержки психического развития. В нашем центре установлено оборудование для проведения ТМС в максимальной комплектации, что позволяет нам применять как собственные, так и все известные на сегодняшний день протоколы лечения.

Задержка психического развития (ЗПР) — это замедление нормального темпа психического развития. ЗПР выражается в недостаточности общего запаса знаний ребенка, снижении объема внимания и памяти, незрелости мышления, недостаточности автоматизации движений и действий, низкой целенаправленности и слабости саморегуляции, быстрой утомляемости в интеллектуальной деятельности, задержке развития эмоциональной сферы.

Причиной ЗПР могут быть:

  • патологии беременности и родов: инфекции во время беременности, тяжелый токсикоз, гипоксия плода, травмы при родах;
  • инфекции и травмы в первые годы жизни;
  • хронические заболевания;
  • длительное ограничение нормальной жизнедеятельности ребенка, которое может быть связано как с хроническими заболеваниями, так и с неправильным воспитанием;
  • длительные или частые психотравмирующие ситуации.

Как преодолеть заболевание?

ЗПР можно и нужно преодолевать, т.к. недостаточная сформированность основных психических функций и задержка эмоционального развития в данном случае обратимы. Развитие ребенка может достичь нормального уровня, если вовремя заметить трудности и обеспечить грамотную коррекционно-развивающую поддержку ребенка. Необходимы согласованные действия родителей, нейропсихолога, логопеда и психотерапевта. Нейропсихолог поможет развить основные психические функции детей (внимание, память, мышление, речь), сформировать навыки самоконтроля и программирования в интеллектуальной деятельности. Также целью работы нейропсихолога является оптимизация нейродинамических показателей при взаимодействии с родителями, которым даются рекомендации, какие общеукрепляющие процедуры в домашних условиях можно осуществлять, чтобы повысить общую умственную работоспособность ребенка.

Важная составляющая коррекционного процесса — развитие речи ребенка и сферы общих знаний, т.к. опосредствование речью своих действий помогает детям с ЗПР преодолеть часть трудностей в интеллектуальной деятельности. При этом целесообразно подключение к комплексной работе логопеда-дефектолога.

Дети с ЗПР чувствует свою неуспешность в детском саду и школе, это часто приводит к эмоциональным нарушениям, которые могут усугубить отставание в развитии познавательных функций. В таком случае необходимо сотрудничество с психотерапевтом для преодоления проблем в эмоционально-личностной и коммуникативной сферах.

Задержка полового развития (ЗПР)

Задержка полового развития – состояние организма, при котором проявление вторичных половых признаков и базовых физиологических процессов – развитие молочных желез, начало и установление менструального цикла – не происходят в возрастной период, определяемый гинекологической практикой как нормальный, то есть здоровый.

В норме первая менструация (менархе) у девочки должна начаться не позднее, чем в течение 5 лет после начала развития молочных желез, которое, в свою очередь, должно происходить в возрасте 10-11-ти лет.

При отсутствии своевременной диагностики и лечения задержка полового развития может приводить к нарушению репродуктивных способностей и бесплодию, а при неправильном внутриутробном формировании яичников — развитию злокачественных новообразований в половых железах.

Диагноз зпр

Задержка полового развития: причины

Организм каждого человека уникален и имеет свои особенности, зачастую функционирует по собственному ритму. Однако в ряде случаев речь идет не об особенностях организма, а о нарушении работы его систем, которые могли произойти как по внутренним факторам, так и по внешним. Причинами ЗПР могут быть хромосомные заболевания, наследственность, неблагоприятно протекавшие роды, инфекции и интоксикации, перенесенные ребенком, эндокринные и хронические системные заболевания, а также неблагоприятные факторы окружающей среды, обладающие мутагенным эффектом.

Классификация задержки полового развития:

  • гипогонадотропная ЗПР – нарушение работы центральных механизмов регуляции эндокринной системы;
  • гиперонадотропная ЗПР – нарушение работы половых желез в продуцировании женских половых гормонов;
  • констутуционная ЗПР – «семейный вариант», наследственная предрасположенность.

Задержка полового развития: симптомы

Если в 15-16 лет у формирующейся девушки отсутствует менструальный цикл, либо наблюдаются его существенные колебания, а также если у 10-13 летней девочки не началось или остановилось развитие молочных желез, речь может идти о задержке полового развития.

  • отсутствие развития молочных желез в 13 лет и старше;
  • остановка развития молочных желез более чем на 18 месяцев;
  • отсутствие первого менструального цикла в 15 лет и старше;
  • нарушения менструального цикла в 15 лет и старше;

ВАЖНО: если у вашего ребенка присутствует один или несколько вышеперечисленных симптомов, не откладывайте визит к детскому гинекологу. Отсутствие адекватного лечения при задержке полового развития может быть опасно для гинекологического и репродуктивного здоровья девочки.

Задержка полового развития: диагностика

Консультация и осмотр детского гинеколога – первый шаг диагностических мероприятий. Далее доктор рекомендует комплексное обследование организма, чтобы оценить работу систем и органов, нарушения в функционировании которых могли привести к данному состоянию. Программа обследования в ряде случае создается коллегиально – при взаимодействии гинеколога, педиатра, невролога, генетика и психотерапевта.

Базовая диагностика ЗПР – это:

  • развернутое гормональное обследование;
  • исследование органов малого таза;
  • исследование щитовидной железы;
  • исследование молочных желез;
  • исследование надпочечников;
  • оценка биологического возраста;

В Центре акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова для диагностики различных заболеваний и патологических состояний применяются самые прогрессивные, эффективные и безопасные методики, в том числе эхографические исследования. Рентгенографическое оборудование соответствует стандартам безопасности. Ультразвуковая диагностика проводится на высокоточных аппаратах последнего поколения.

Задержка полового развития: лечение

Программа лечения задержки полового развития рекомендуется на основании результатов проведенной диагностики и зависит от ее формы. У девочек с нарушенной центральной регуляцией формирования органов репродуктивной системы применяется направленная на улучшение регуляции функции яичников терапия, в том числе физиолечение. При гипергонадотропных формах – развивающая и поддерживающая заместительная гормональная терапия. При выявлении нарушения формирования пола (при 46, XY кариотипе) – щадящее оперативное лечение лапароскопическим доступом.

Каждая программа консервативной терапии, либо оперативного лечения, создается при взаимодействии ведущих специалистов Центра, с учетом не только выявленной патологии, но и особенностей организма ребенка и его возраста. Гормональная терапия является максимально бережной, безопасна для репродуктивного и общесоматического здоровья девочки.

Гинекологическое здоровье нуждается в бережном и внимательном отношении с самых ранних лет. Регулярное посещение детского гинеколога должно быть одной из неотъемлемых составляющих профилактического наблюдения для каждой девочки. Пока ребенок не достиг того возраста, чтобы посещать врача самостоятельно, ответственность за проспективное гинекологическое наблюдение принадлежит родителям. Детские гинекологи Центра акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова настоятельно рекомендуют посещать врача, а при появлении болезненных симптомов или нехарактерных выделений из половых путей обращаться к специалисту незамедлительно.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector