Дошкольный возраст психология

Вы будете перенаправлены на Автор24

Периодизация дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это период, в который дети активно овладевают собственным телом и интересуются вопросами телесной конструкции людей. Они начинают осознавать свой пол, приобретают представления о разных типах и стилях поведения. Так, большинство мальчиков стремятся стать сильными и смелыми, а девочки хотят быть аккуратными и т. д.

В период раннего дошкольного детства (от 1 до 3 лет) дети уже не являются беспомощным существом. Они очень активны в действиях и своем стремлении общаться с взрослыми, начинают подражать им. Так, малыши готовятся к общению с окружающими и к доверительным отношениям с ними. В это время происходит формирование предметной деятельности, овладение телом и речью.

В старшем дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) дети овладевают социальным пространством отношений между людьми. Этот процесс осуществляется во время общения и игр со взрослыми и сверстниками. Дошкольники осваивают функции предметов, открывая ценностное отношение к ним. В этот период они учатся общепринятыми формами общения, которые имеют большое значение во взаимодействии с окружающими. Здесь на помощь маленькому человеку приходит развитие речи и коммуникация через выразительные движения.

В 6-7 лет ребенок начинает осознавать себя во времени. Он помнит себя в прошлом, видит в настоящем и представляет в будущем. Так же развивается его самосознание с помощью интеллектуального и личностного развития. Это производится на основе эмоций и оценки чужого поведения.

Психическое развитие дошкольника, как правило, связано с высокой ранимостью. Воздействие окружающего мира на него способно оказываться слишком сильным и становится часто причиной нежелательных нервных реакций. В этой ситуации важно уберечь его от воздействия очень сильных раздражителей.

В дошкольный период дети бурно протестуют против барьеров, возникающих в ходе познавательной деятельности. Чрезвычайно строгие запреты могут порождать психологические травмы. Они серьезно дезорганизуют мысли, чувства и способны приводить к неврозам.

Родители и педагоги должны заботиться об организации оптимального ритма дня дошкольника. Режим должен сочетать и чередовать интеллектуальные, физические и эмоциональные нагрузки.

Готовые работы на аналогичную тему

Развитие психических функций

Психическое развитие дошкольника осуществляется посредством формирования:

  • Восприятия,
  • Мышления,
  • Памяти,
  • Речи.

Восприятие характеризуется большей осмысленностью, совершенством и целенаправленностью. Дошкольник начинает рассматривать и наблюдать. Таким образом, формируется сенсорное восприятие.

Для детей дошкольного возраста присуще наглядно-образное мышление. Детская логика не способна помешать рассуждать правильно, успешно решая достаточно сложные задания. Для этого детям необходимо запомнить задачу, а также ясно себе представлять и понимать её условия. Самые лучшие результаты они демонстрируют в том случае, когда делают выводы, в основе которых лежит их собственный опыт.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития памяти. Если в младшем дошкольном возрасте она имеет непроизвольный характер (скорее, эмоциональный), то в среднем дошкольном возрасте начинается развитие произвольной памяти. С увеличением словарного запаса формируется звуковая сторона речи. В этом помогает усвоение правил грамматики и особенности произношения.

Ведущая деятельность дошкольника представлена игровой деятельностью. Дети играют с взрослыми людьми и сверстниками, вступая в определенные отношения благодаря правилам игры. В каждой игре предусмотрены свои правила, тема, сюжет, роль, игрушки и игровые действия.

Особенности развития дошкольника

Дошкольный возраст продолжается до семи лет. В это время происходит интенсивное созревание организма ребенка. Благодаря общему росту автоматически формируются и развиваются ткани и органы. Физическое развитие помогает создать условия для усвоения новых форм общественного опыта. Ребенок становится более самостоятельным в ходе воспитания и обучения.

Дошкольный период характеризуется переходом на новую социальную ступень развития. То место, которое занимает дошкольник среди других людей, начинает существенно отличаться от того, какое он занимал в раннем возрасте. У него появляется перечень определённых, элементарных обязанностей. Связь детей с взрослыми приобретает новые формы.

Совместная деятельность дошкольника и взрослого меняется путем выполнения указаний взрослого. В это время можно начать систематическое обучение по определённой программе. Существенная особенность детей представлена возникновением взаимоотношений со сверстниками. В этом процессе образуется «детское общество». Внутренняя точка зрения ребёнка в отношении других людей характеризуется увеличивающимся осознанием собственного «Я», роли своих поступков и увеличивающимся интересом к взрослому миру.

Психологическое развитие дошкольников подробно изучено. Ученые обращают внимание на раскрытие динамики развития психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения). Здесь важно обратиться также к рассмотрению совершенствования основных видов деятельности (игровая деятельность) на основе соответствующих методов воспитания и обучения.

В дошкольном возрасте начинается социализация познавательных функций. Она включает в себя:

  • Вербализацию, когда речевое развитие напрямую связано с развитием всех процессов,
  • Опосредованность, при которой развитие познавательных процессов осуществляется с помощью использования орудий, знаков;
  • Произвольность (самостоятельное регулирование ребенком познавательных процессов).

Более целенаправленный характер восприятие дошкольника приобретает к шестилетнему возрасту. Он может долго рассматривать предмет или его изображение, обращая при этом внимание на детали, которые указал взрослый. Ребенок с интонацией поет песни, повторяет и импровизирует плясовые движения.

Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра — самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

§ 1. ИГРА КАК ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Ролевая или, как ее иногда называют, творческая игра появляется в дошкольном возрасте. Это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет соответствующий образ — мамы, доктора, водителя, пирата — и образцы его действий. Образный план игры настолько важен, что без него игра просто не может существовать. Но, хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребенка его действительной жизнью.

Как уже отмечалось в предыдущей главе, игра «вырастает» из предметно-манипулятивной деятельности в конце раннего детства. Первоначально ребенок был поглощен предметом и действиями с ним. Когда он овладел действиями, вплетенными в совместную деятельность со взрослым, он начал осознавать, что он действует сам и действует как взрослый. Собственно, и раньше он действовал как взрослый, подражая ему, но не замечал этого. Как пишет Д.Б. Эльконин, он смотрел на предмет через взрослого, «как через стекло». В дошкольном возрасте аффект переносится с предмета на человека, благодаря чему взрослый и его действия становятся для ребенка образцом не только объективно, но и субъективно.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector