Эмоциональное развитие дошкольников

Эмоциональное развитие дошкольников

В дошкольном возрасте у детей активно развивается эмоциональная сфера, это нужно учитывать в процессе воспитания.

Даже в возрасте 3–4 лет ребенок уже представляет собой отдельную личность. У него есть свои симпатии и антипатии, и с каждым годом все сильнее развиваются черты характера. Ребенок все лучше умеет выражать свои чувства с помощью слов, а это значит, что у него становится меньше истерик. У ребенка все еще может резко меняться настроение, но теперь он чаще говорит о том, что злится или грустит, чем впадает в истерику.

Дошкольный возраст: эмоции управляют ребенком

Хотя трехлетний ребенок уже может понимать собственные эмоции, он все еще с трудом может их контролировать. Если ребенок увидит что-то смешное, он истерично посмеется. Если его что-то расстроит или рассердит, он может заплакать.

В этом возрасте ребенок еще не научился контролировать свои эмоциональные импульсы. Если у ребенка есть какое-либо чувство, скорее всего, оно повлияет на его поведение. Например, ребенок может отобрать игрушку у сверстника, если захочет с ней поиграть. Если ребенок хочет печенье, а вы говорите ему подождать до обеда, он расстроится. Отсроченное удовольствие ничего не значит для ребенка – он хочет это здесь и сейчас.

Ребенок в возрасте 3–4 лет может драться, кусаться или толкаться, когда у него возникает конфликт с кем-то. Он просто пока не понимает, какое поведение уместное, а какое – нет. Ваша задача – научить ребенка тому, что есть правильные и неправильные способы выражать эмоции и улаживать конфликты.

Когда ребенок станет старше, он будет замечать связь между эмоциональными всплесками и негативными последствиями. Если ребенок впадает в истерику – вы можете установить для него определенные последствия. Так он поймет, что истерика – это неприемлемый способ демонстрировать свои эмоции.

У 4-летнего ребенка развивается чувство юмора. Он любит дурачиться и заставлять людей смеяться. Не удивляйтесь, если дети называют друг друга «тупицами», а затем сами смеются над этим.

Примерно в 4 года у ребенка начинает появляться сочувствие. 4-летние дети начинают понимать, что у других тоже есть чувства, и они замечают, когда другой ребенок грустит или обижается. В таком случае они могут захотеть обнять другого ребенка.

К 5 годам в эмоциональном развитии детей происходит скачок. Ребенок намного лучше говорит о своих чувствах и контролирует эмоции. Также он умеет справляться с истериками и импульсивным поведением. Например, он терпеливо ждет своей очереди и спрашивает, прежде чем взять чью-то вещь.

Когда 5-летний ребенок злится, он скорее выразит свою злость словами, чем физически или с помощью истерики. Однако в этом есть и недостаток: ребенок может начать использовать грубые слова и обзываться, когда злится или расстроен.

Примерно в этом возрасте ребенок может начать интересоваться вопросами, связанными с сексуальностью. Он может задавать вопросы о том, откуда берутся дети. Ребенок проявляет интерес к своему телу: например, он может трогать свои гениталии. Это нормально: главное, чтобы он понимал, что уместно, а что – нет. Объясните ребенку, что интересоваться своим телом – это нормально, но недопустимо делать это в присутствии других людей. Также объясните ребенку, что никому нельзя прикасаться к интимным частям его тела, кроме мамы и папы во время купания или врача (тоже в присутствии мамы или папы).

Эмоциональное развитие дошкольников

Дошкольники и игры на воображение

Примерно в 3 года у детей начинает развиваться воображение. В этом возрасте ребенок много времени проводит в воображаемом мире, созданном им самим. У каждой куклы и мягкой игрушки есть свое имя. Ребенок может разговаривать с воображаемыми друзьями. Родители могут беспокоиться, считая, что воображаемые друзья – это признак одиночества. Но на самом деле все наоборот. Дети придумывают воображаемые миры, чтобы научиться взаимодействовать с реальными людьми. Это практика для реальной жизни. В возрасте, когда ребенок мало что может контролировать в своей жизни, в воображаемом мире он – главный.

В то же время, когда дошкольник начинает разговаривать с воображаемыми друзьями, он может начать бояться монстра, который живет под его кроватью. Подобные страхи распространены среди детей. Не шутите на эту тему – ребенок серьезно относится к ней. Лучшее, что вы можете сделать для него – убедить его в том, что он в безопасности и ему ничто не угрожает.

Когда ребенок станет старше, игры на воображение останутся важной частью его жизни. Но он лучше будет понимать разницу между фантазией и реальностью, и его фантазии станут более сложными. Не беспокойтесь по поводу игр, связанных со стрельбой и насилием. Детям в этом возрасте свойственно увлекаться оружием, но это не значит, что в старшем возрасте у ребенка появится склонность к насилию.

Ваш самостоятельный дошкольник

Чем старше становится дошкольник, тем больше он стремится к самостоятельности. Это может показаться нелогичным, но лучший способ сделать ребенка самостоятельным – это сохранять четкий распорядок в его жизни. Давайте ему выбор, но ограниченный. Например, предложите выбрать одну из двух форм одежды в школу или одно из двух блюд на ужин. Но если ребенок просит разрешения сделать что-то неприемлемое, стойте на своем. Возможность выбрать из двух хороших вариантов повышает уверенность ребенка в себе и убеждает его в том, что он в безопасности.

Эмоциональное развитие дошкольниковВ дошкольный период происходит активное развитие психологических и физиологических особенностей личности маленького ребенка.

Малыш, развиваясь, стремится к изучению мира, новых знаний.

Важные мыслительные процессы неотделимы от эмоций, формировать которые самостоятельно дошкольник не в состоянии.

Особенности

Период дошкольного возраста примечателен появлением новых интересов, потребностей, мотивов малыша. Эмоции его становятся глубокими по смысловому наполнению и менее импульсивными.

ИНФОРМАЦИЯ! Эмоции, которые трудно поддаются контролю в дошкольный период, связаны с органическими потребностями (жажда, голод и т.д.).

Эмоциональное развитие дошкольниковПретерпевает изменение и роль эмоций в деятельности будущего первоклассника.

Если в раннем детстве ориентиром для ребенка служила оценка взрослого, то теперь он испытывает положительные эмоции, предвкушая радость от результата своей деятельности и одобрения окружающих людей.

Взрослея, ребенок использует новые для него формы выражения эмоций: мимику, пантомимику, интонацию.

Применение выразительных средств помогает глубже понять переживания другого человека. Дошкольный период примечателен еще и тем, что познавательная сфера оказывает положительное влияние на эмоциональное развитие личности.

СПРАВКА! Для повышения интеллектуального уровня ребенка важно включение речи в эмоциональные процессы.

В дошкольный период мотивационная сфера тоже претерпевает качественные изменения: на первый план выходят не личные цели, а общественные мотивы. И вместе с ними – социальные эмоции, стимулируя глубокие и устойчивые переживания.

Кроме того, у старшего дошкольника наблюдается эмоциональное предвосхищение. Это чувство позволяет предвидеть ребенку возможную реакцию значимого взрослого на свои поступки и действия.

СПРАВКА! Если на ранних этапах развития дошкольник радовался желаемому результату, то через несколько месяцев испытывает положительные эмоции от того, что может этот результат получить.

Думает о том, какую радость доставит маме, готовит подарок, отказываясь от просмотра любимого мультфильма.

Волевая сфера у дошкольников

Эмоциональное развитие дошкольниковЭмоциональное развитие неразрывно связано с волевой сферой.

Дошкольный возраст — период, когда ребенок учится сознательно управлять своим поведением, внутренними и внешними действиями.

У дошкольника во время воспитания и обучения под воздействием требований взрослых и сверстников появляется возможность преодолевать трудности, добиваясь желаемого результата, подчинять свои действия разным задачам.

Будущий первоклассник контролирует свою позу, а впоследствии — восприятие, мышление и память.

ИНФОРМАЦИЯ! На протяжении дошкольного периода меняется как сами волевые действия, так и их процентное соотношение в общей массе поведения. Если в начале поведение состояло в основном из импульсивных поступков, то ближе к 7 годам способен к длинным волевым усилиям.

Занятия и игры, развивающие эмоции

Эмоциональное развитие дошкольниковЭмоции играют важную роль в развитии ребенка, помогая воспринимать действительность и реагировать на окружающий мир.

Эмоциональная сфера дошкольников незрелая, им сложно переживать не только отрицательные чувства (обиды, страха, тревоги), но и положительные эмоции (радость, удивление).

Родителю, педагогу необходимо знакомить ребенка с эмоциями, адекватным выражением чувств, переживаний.

Это необходимо для того, чтобы лучше понимать других людей, уметь сопереживать, видеть причины различных настроений.

Упражнение «Музыкальная шкатулка»

Детям дают послушать отрывок музыкального произведения. После этого, выясняют, какое настроение вызывает прослушанная мелодия: грустное, радостное, веселое, равнодушное и т.д. Это упражнение помогает разобраться в понимании передачи эмоционального состояния, развивает образное мышление.

Игра «Волшебный мешочек»

В начале игры интересуются, какое у ребенка настроение, что чувствует, испытывает ли он гнев, обиду на кого-нибудь. Затем следует попросить сложить все негативные эмоции, которые в данный момент есть, в мешочек, туго его завязать и избавиться. Для того, чтобы дошкольник «взял» положительные эмоции, необходим второй мешочек: яркий и красочный. Из второго достанет для себя то, что захочет. Игра на осознание своего эмоционального состояния, избавления от нежелательных эмоций.

Полезны в использовании психогимнастические этюды на выражение эмоций. Дети при этом играют небольшие роли, изображают героев.

Этюд на выражение удивления «Фокус»

Мальчик удивился, когда фокусник спрятал кошку в чемодан, закрыл, а когда открыл, оттуда выпрыгнул кролик!

Этюд на выражение грусти «Золушка»

Золушка вернулась с бала грустной: она больше не встретится с принцем и не найдет свою туфельку.

Полезное видео

Рекомендуем посмотреть видео по нашей теме:

Полноценное развитие эмоциональной сферы чрезвычайно важно для формирования личности дошкольника. Ведь оно влияет на познавательные процессы, мотивацию поведения ребенка. Именно поэтому необходимо применять игры, упражнения в повседневной жизни, иначе развитие может задержаться.

Под собственно эмоциональным развитием понимается педагогически обусловленный процесс, неразрывно связанный с введением детей в мир культуры — взаимоотношений, мировосприятия, самовыражения, творческой самореализации и др. Данный процесс подразумевает целенаправленную работу с эмоциями, последовательное обогащение эмоциональных проявлений детей.

Направлениями эмоционального развития, приводящими к новообразованиям в эмоциональной сфере, являются развитие опыта эмоционального реагирования, развитие эмоциональной экспрессии, обогащение представлений об эмоциях, обогащение словаря эмоциональной лексики. Процессуальную сторону развития составляют последовательно усложняющиеся формы эмоционального реагирования: краткие эмоциональные реакции, эмоциональная дифференциация, эмоциональная идентификация и эмоциональное обособление. Рассмотрим структурные единицы, входящие в собственно эмоциональное развитие.

1. Развитие эмоционального реагирования, первого базального механизма эмоциональной регуляции действий (деятельности) детей, субъективной поведенческой адаптации поведения. С него начинаются социализация, интеллектуализация эмоций, становление эмоционально-чувственного опыта, разворачивание динамики сложного процесса эмоционального развития в целом. Несмотря на то что эмоциональные реакции являются природнозаданными (с первых дней жизни ребенок бурно реагирует на дискомфорт в физиологическом состоянии, проявляя так называемые натуральные эмоции), только в процессе общения, целенаправленных педагогических влияний возможно становление социально значимых форм эмоционального реагирования — разнообразных, ярких, адекватных социальному стимулу эмоциональных реакций. При проведении такой работы важно опираться на положения, научно обоснованные в работах психологов.

Во-первых, успешное развитие эмоционального реагирования и, следовательно, благополучное функционирование эмоциональной сферы в целом зависит от качества сенсорного опыта детей, уровня развития сенсорной сферы. Известно, что сенсорная сфера — многомерное образование, которое помимо интеллектуального и мнемонического включает в себя эмоциональный компонент. Присутствуя в ощущениях, эмоции придают им определенный эмоциональный тон (А. В. Запорожец), являются следствием процесса ощущения (Е. II. Ильин).

Во-вторых, эмоциональная и сенсорная сферы имеют природообусловленные взаимосвязи и оказывают друг на друга взаимное влияние (А. В. Запорожец). Богатый сенсорный опыт ребенка одновременно является результатом развития других психических функций, в частности кратких эмоциональных реакций. Разно- модальные ощущения выступают естественными стимуляторами эмоций в течение всей жизни человека, являются своего рода ключом, запускающим механизм эмоционального реагирования. Разнообразие ощущений, обилие нюансов в пределах одного ощущения может вызывать целую гамму эмоциональных реакций.

Эти положения позволяют вывести важное педагогическое знание: воздействуя на сенсорную сферу личности, обогащая сенсорный опыт детей можно одновременно непроизвольно влиять на аффективную сферу, вызывая эмоциональные реакции, которые при педагогическом управлении из диффузных, трудноразличимых постепенно становятся яркими выразительными, индивидуализированными.

2. Развитие эмоциональной экспрессии, или моторных механизмов эмоциональных проявлений: жестов, мимики, пантомимики, речевой интонации. Это направление педагогической работы строится на выделенной психологами и психофизиологами связи между эмоциями и движениями.

Согласно теории выразительных эмоций (В. А. Лабунская, С. Л. Рубинштейн и др.) каждой эмоции присуще свое моторное оформление. К моторным компонентам традиционно относят

мимику (изменения в выражении лица), пантомимику (изменения позы, движения тела), жесты (движения рук), речевую интонацию (различные оттенки голоса и интонации). Экспрессивная сторона — это не просто атрибут эмоций, внешняя форма их существования, но и способ развития эмоциональной сферы. С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что выразительные движения не только выражают уже сформированное переживание, но и сами формируют его.

Эмоциональная экспрессия — инструмент, обеспечивающий не только выживание и благополучие малыша (К. Изард). В становлении и развитии экспрессивной стороны эмоций важную роль играют социальная среда, когнитивный уровень развития ребенка. В связи с этим можно говорить, что внешние проявления эмоций являются результатом проявления внутренних эмоциональных процессов, личности в целом.

  • 3. Развитие представлений об эмоциях. Известно, что представления есть образы предметов, явлений, событий, возникающие на основе припоминания или продуктивного воображения. Представления об эмоциях являются комплексным образованием, включающим в себя когнитивно-аффективные компоненты. Как показывают исследования (Е. И. Изотова, М. А. Кузьмищева и др.), когнитивная составляющая характеризуется совокупностью знаний об эмоциональной жизни человека: причинах эмоциональных проявлений, адекватном моторном оформлении эмоций, содержании переживаний и т.д. Аффективная составляющая представлений заключается в индивидуальной окрашенности эмоционального отношения ребенка. Педагогическое управление этой стороной эмоционального развития детей включает в себя следующие направления:
    • а) развитие представлений о конкретных проявлениях эмоций (радость, грусть, страх, удивление, гнев и др.), амбивалентности эмоций;
    • б) развитие представлений об экспрессивной стороне выражения эмоций в мимике, жестах, пантомимике, речи;
    • в) обогащение представлений о причинно-следственных связях в эмоциональных проявлениях;
    • г) развитие представлений об адекватных способах эмоционального выражения, обогащение детей «проективным материалом» (термин В. В. Зеньковского), открывающим ребенку моральный смысл социокультурных норм эмоциональных проявлений.
  • 4. Обогащение, активизация словаря эмоциональной лексики. Такая сторона эмоционального развития детей, как овладение словесными обозначениями эмоций, или «языком чувств» (Л. А. Венгер, В. С. Мухина), включает в себя:
  • 1) освоение понятийного содержания слов, обозначающих эмоции, различные переживания, оттенки настроений; их отнесенности с определенным состоянием человека, сказочного персонажа;
  • 2) постижение смысловой стороны речи, что позволяет ребенку объяснить причину той или иной эмоции, настроения, способа поведения, раскрыть смысл обобщенных эмоциональных характеристик (девочка-рёвушка, Царевна Несмеяна, заяц-хвастун и т.д.);
  • 3) активизацию речевого общения, что позволяет разрешать конфликтные ситуации, воздействовать с целью изменения негативного состояния, делать комплименты и др.

Усвоение словесных обозначений эмоциональных проявлений, понимание лексико-семантической структуры данной группы слов возможно только при наличии конкретно-чувственных образов, или представлений, детей об эмоциях. Только непосредственно воспринимая эмоциональную жизнь, «считывая» с лица, жестов, позы эмоциональное состояние, ребенок учится переводить эмоции в словесный план, учится читать и словесно обозначать различные настроения, говорить о своих переживаниях и чувствах другого.

Освоение понятийного содержания слов, раскрытие их семантики необходимо осуществлять в единстве с развитием эмоциональной экспрессии, привлекая жизненный опыт детей. В теории речевого развития дошкольников общепризнано, что конкретно- отнесенная форма значения слов возникает раньше понятия и является предпосылкой для его становления.

Вы будете перенаправлены на Автор24

Эмоциональное развитие — это процесс развития (формирования) умений, позволяющих откликаться на явления окружающего мира, контролировать собственные чувства и управлять их проявлениями.

Составляющие эмоционального развития

Для эмоционального развития характерны содержательные характеристики. Они включают:

  • элементы (типы) эмоций,
  • комбинации и функции эмоций,
  • индивидуальную систему эмоциональных значений,
  • системность в виде взаимной связи эмоций между собой и элементами личностной структуры с когнитивной сферой и потребностями.

Эмоциональное развитие индивида непосредственно связано с речью. По этой причине полноценная эмоциональная жизнь может быть лишь при непременном наличии символической языковой системы. С точки зрения семиотического подхода развитие механизмов эмоционального реагирования в детском развитии существует как дифференциация и последовательное усложнение. Этот процесс наглядно демонстрирует единство процессуальных и содержательных составляющих эмоционального развития.

В младенчестве эмоциональное реагирование сопровождается криками и мышечным напряжением (например, при рождении ребенка). Это проявление эмоций отрицательного значения как ответ на начало жизни организма. Позитивное состояние удовлетворенности наблюдается в покое, расслаблении. В завершение первого месяца жизни уже могут появиться соответствующие положительные эмоции (например, улыбка).

Первые три месяца в жизни ребенка преобладают реакции неудовольствия (плач), а также удовлетворения (например, после насыщения). Позднее происходит выработка мимических проявлений, которые имеют не только фиксированную структуру, но и предупреждают выражение готовности к испугу, капризам, настороженности (сочетаются с телесной экспрессией).

Зависимость ребенка от взрослых способствует преломлению его отношения к действительности и самому себе посредством призмы отношений с взрослым человеком, который запускает через подражание механизм дифференцированного реагирования. Из-за подражания взрослым у детей развивается эмоциональная дифференциация в качестве свойства психики. Наряду с этим подражание представляет собой первичную форму идентификации.

Готовые работы на аналогичную тему

Первые стадии эмоционального развития представлены идентификацией мамы и состояния малыша. Этот процесс помогает развивать эмоциональную причастность ребенка к человеческому роду.

Возрастное развитие эмоциональной сферы ребенка

С возрастом механизмы эмоционального реагирования усложняются, что происходит на всех стадиях дошкольного возраста. Это происходит при наличии знаковой ситуации. В дальнейшем для эмоциональных проявлений свойственна дифференциация и схематизация эмоциональных обобщений. Эти особенности исследователи относят к содержательным характеристикам.

Теория преодоления описывает психогенез отдельных эмоций, включая радость, интерес и страдание. Он проясняет искомые содержательные и процессуальные составляющие эмоционального развития в рамках их единства. Например, радость представляет собой сложное чувство. Его появление нельзя объяснить однозначно. Так, эмоциональный подъем в этой эмоции связан, как правило, с прошлым эмоциональным опытом, который в сознании ассоциируется с определенными людьми (событиями).

В рассуждениях некоторых ученых можно проследить идею детерминированности эмоций в качестве процессуальной характеристики эмоционального развития. Например, радость производна от успеха, а неуверенность начинается с непреодолимых барьеров. Как видно, исследователи подразумевает под этим пониманием содержательную сторону эмоционального развития в ходе раскрытия связи эмоций и результатов оценки.

Эмоциональное развитие дошкольника

Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте связано, в первую очередь, с появлением новых интересов, мотивов и потребностей. Важные изменения в мотивационной сфере заключаются в возникновении общественных мотивов, которые уже не обусловлены достижением узких личных целей. По этой причине начинают интенсивно развиваться социальные эмоции и нравственные чувства, которые в пред дошкольном возрасте отсутствовали или наблюдались в зачаточном состоянии.

Эмоциональная сфера меняется при установлении иерархии мотивов. Выявление одного основного мотива, которому подчиняется система других, должно стимулировать устойчивость и глубину переживаний. При этом их можно отнести не к ближайшим (сиюминутным), а к относительно далеким результатам деятельности.

Эмоциональные переживания в дошкольном возрасте вызваны не непосредственно воспринимаемым фактором, а глубоким внутренним смыслом, приобретаемым этим фактом при появлении ведущего мотива деятельности ребенка. У дошкольников развивается эмоциональное предвосхищение, заставляющее их переживать в отношении возможных результатов деятельности.

Значение эмоций в деятельности ребенка меняется в дошкольный период существенно. Если раньше дети могли испытывать радость от получения желаемого результата, то теперь они уже радуются по той причине, что просто результат получают. Если ранее они выполняли нравственную норму для зарабатывания положительной оценки, то теперь они ее выполняют и предвидят, каким образом обрадуются другие люди их поступку.

Таким образом, с одной стороны, эмоциональное развитие происходит через формирование новых мотивов и их соподчинение, а с другой — данное соподчинение обеспечено эмоциональным предвосхищением. Изменения в эмоциональной области связаны с развитием мотивационной и познавательной сферы. Включение речевой составляющей в эмоциональные процессы должно обеспечивать интеллектуализацию. Тогда эмоции становятся более обобщенными и начинают осознаваться.

Первую попытку сдержать свои эмоции (внешние проявления чувств) можно заметить у ребенка в 3 года (например, малыш пытается сдержать слезы, но ему это плохо удается). Старшие дошкольники уже начинают управлять выражением эмоций и воздействуют на себя словами.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector