Факторы развития психики ребенка

Развитие психики ребенка — процесс созревания и усложнения психич. функций и личности.

Содержание

Факторы, которые влияют на развитие психики ребёнка

  • Наследственно-биологические
  • Специальные:
    • воспитание
    • обучение
    • влияние окружающей среды

    Этапы развития психических функций

    В процессе развития, ребёнок постоянно получает новые знания, развиваются умственные способности, формируется отношение ребёнка к окружающему, происходит становление личности человека.

    Выделяют следующие этапы:

    1. развитие основных двигательных функций — происходит от момента рождения до 1 года;
    2. развитие более сложных двигательных функций и созревание чувственной сферы — от 1 года до 3 лет;
    3. созревание эмоциональной сферы — от 3 до 12 лет;
    4. созревание мыслительной деятельности — после 12 лет.

    Познание окружающего мира

    См. также

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Полезное

    Смотреть что такое «Развитие психики ребёнка» в других словарях:

    Ребёнок — У этого термина существуют и другие значения, см. Ребёнок (значения). Запрос «дети» перенаправляется сюда; см. также другие значения … Википедия

    РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ — становление специфически человеческих высш. психич. функций в процессе жизнедеятельности ребенка Вопрос об условиях и движущих силах P и долгое время оставался дискуссионным Его рассмотрение велось в плане теории двух факторов (наследственности и … Российская педагогическая энциклопедия

    Развитие психическое — становление специфически человеческих высших психических функций в процессе жизнедеятельности ребёнка. Вопрос об условиях и движущих силах Р.п. долгое время оставался дискуссионным. Одни авторы считали, что решающее значение имеет фактор… … Педагогический терминологический словарь

    Детская психология — отрасль психологии, изучающая факты и закономерности психического развития ребёнка. Имеет ряд общих проблем с педагогической психологией (См. Педагогическая психология). Тесно связана с педагогикой (См. Педагогика), а также с возрастной… … Большая советская энциклопедия

    Дошкольное детство — период в развитии ребёнка от рождения до поступления в школу. В рамках Д.д. выделяют младенческий возраст (от рождения до 1 года), ранний возраст (от 1 года до 3 лет), преддошкольный возраст (3 5 лет) и собственно дошкольный возраст (от 5 лет … Педагогический терминологический словарь

    БОЛДУИН — (Baldwin) Джеймс Марк (12.1.1861, Колумбия, шт. Юж. Каролина, 8.11.1934, Париж), амер. психолог, социолог, историк. Один из основателей амер. социальной психологии. Проф. ун тов Принстона, Балтимора, Торонто, Мехико. Подготовленный под ред. Б.… … Российская педагогическая энциклопедия

    БОЛДУИН Джеймс Марк — (12.1.1861, Колумбия, шт. Юж. Каролина, 8.11.1934, Париж), амер. психолог, социолог, историк. Один из основателей амер. социальной психологии. Проф. ун тов Принстона, Балтимора, Торонто, Мехико. Подготовленный под ред. Б. «Dictionary of… … Российская педагогическая энциклопедия

    Психология детская — – межотраслевой раздел психологии, изучающий развитие психики ребёнка, начиная от момента его зарождения и особенно фетального периода развития до пубертатного возраста (в среднем 12 лет). Внимание исследователей может быть сосредоточено при этом … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая факты и закономерности психич. развития ребёнка. Имеет ряд общих проблем с пед. психологией. Тесно связана с педагогикой, а также с возрастной морфологией и физиологией, в особенности с физиологией высш. нервной… … Российская педагогическая энциклопедия

    Опережающее обучение — Опережающее обучение  вид обучения, при котором краткие основы темы даются преподавателем до того, как начнется изучение её по программе. Краткие основы могут даваться как тезисы при рассмотрении смежной тематики, так и представлять собой… … Википедия

    4193 дн. с момента
    открытия on-line центра

    6. Периодизации индивидуального развития в психиатрии

    Возрастные уровни патологического нервно-психического
    реагирования на различные вредности (В.В. Ковалёв)

    Первый уровень реагирования – соматовегетативный – 0–3 года

    • Различные варианты невропатического синдрома
      • возбудимость,
      • склонность к расстройствам
        • пищеварения,
        • питания,
        • сна,
        • навыков опрятности и т.п.
        • более раннем завершении формирования
          регуляции вегетативных функций в онтогенезе,
          значительно опережающего формирование
          регуляции моторных функции.

        Второй уровень реагирования – психомоторный – 4–10 лет

        • Проявления гипердинамического синдрома,
        • системные невротические и
          неврозоподобные двигательные расстройства
          • тики,
          • заикание,
          • мутизм и т.п.
          • наиболее интенсивной дифференциации функций
            двигательного анализатора
            в этом возрасте.

          Третий уровень реагирования – аффективный – 7–12 лет

          • Сндромы страхов,
          • повышенная аффективная возбудимость,
          • уходы и бродяжничества.

          Четвёртый уровень реагирования – аффективный – 12–16 лет

          • Уже проявляется сверхценными образованиями типа
            • патохарактерологических реакций
              • протест,
              • эмансипация и т.п.,

              Проявления симптоматики предыдущих уровней на следующем

              • Симптоматика, свойственная каждому последующему уровню,
                не исключает проявлений предшествующих уровней реагирования,
                однако отодвигает их на второй план и так или иначе видоизменяет.

              Систематика развития психики ребёнка (Г.К. Ушаков)

              Первый этап развития психики – моторный – 0–1 года

              • Хотя совершенствование моторики и ее дифференциация
                происходят на протяжении всей жизни индивида
                .
              • Реакции ребенка в первые месяцы жизни являются
                по сути рудиментами последующих психических реакций.

              • крик,
              • плач,
              • двигательное беспокойство.

              • флексоров (мышц-сгибателей) либо
              • экстензоров (мышц-разгибателей).

              Второй этап развития психики – сенсомоторный – 1–3 лет

              • 6 мес. – 6-7 лет – значение формирующихся
                моторных реакций продолжает оставаться ведущим, однако
                они утрачивают свой чисто двигательный характер и
                становятся более сложными «сенсомоторными актами»
                (позднее, совершенствуясь, они станут психомоторными, т.е.
                будут носить осознанный характер).

              • овладением целенаправленности движений,
                что в будущем приводит к волевым действиям.
              • Развиваются
                • органы чувств,
                • внимание,
                • формируется мышление,
                • представления о настоящем и прошлом,
                • первичное сознание «Я»
                  (элемент самосознания, 3-3,5 года).
                • формирование у ребенка
                  представления «схемы тела» (к 6-7 годам).

                Третий этап развития психики – аффективный – 3–12 лет

                • Высшие (эпикритические) аффекты,
                  в отличие от простых (органических), никогда не возникают
                  • без образа,
                  • представления,
                    а позднее и
                  • без понятия,
                    т.е. вовлечения в переживание
                    • идеаторной (рассудочной, когнитивной) сферы.

                    • лабильность аффекта,
                    • добродушие и
                    • детская увлеченность
                      становятся менее выраженными.
                    • Аффективность приобретает
                      постоянно-индивидуальный характер,
                      и можно четко выявить 2 типа поведенческих реакций.
                      • У одних детей преобладают черты
                        экстравертированности, и они более общительны.
                      • У других преобладает
                        интровертированность, и они более молчаливы.

                      Четвёртый этап развития психики – идеаторный – 11-12+ лет

                      • Начинается еще в глубине сенсомоторного этапа,
                        однако истинное его начало должно в возрастом 11-12 лет.
                      • У ребенка обычно появляется возможность
                        • строить сложные умозаключения и
                        • упрочняется феномен «удвоенности реальности»
                          он означает сформировавшийся у ребенка
                          навык оперировать объектами
                          • внешней реальности, с одной стороны, и
                          • реальностью субъективной
                            (мыслимой, представляемой) – с другой.
                            Обе эти реальности взаимопроникают друг в друга.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector