Факторы развития ребенка

«…Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно».

Академик Н.М. Амосов

Факторы, напрямую влияющие на здоровье ребенка и всецело зависящие от людей, занимающихся уходом и воспитанием этого ребенка:

— достаточные физические нагрузки;

— максимальная продолжительность гуляния.

Питание и здоровье ребенка

Здоровье ребенка и правильное питание не разрывно связаны между собой. Это всем известный факт. Существует мнение, что здоровый, правильно питающийся ребенок — это тот ребенок, который ест по расписанию, четыре раза в день, сбалансированное меню. Однако это не совсем так.

Здоровый, правильно питающийся ребенок, обязательно ест по аппетиту, а это значит, не нужно заставлять ребенка есть, захочет поест, не захочет, и не надо. Ведь аппетит это наглядный индикатор состояния организма. Переедать вредно. Так вот, ребенок, которого заставляют есть, в любом случае переедает, что создает дополнительную нагрузку на печень, может вызвать расстройство желудка и еще множество неприятностей.

Существует оптимальный набор продуктов, при употреблении которых органы пищеварения будут работать «без сбоев». Так для завтрака подходят рыба, вареное яйцо или омлет, котлета, творог, каша. И обязательно какие-нибудь овощи. В качестве питья желательно горячее молоко или кофейный напиток на молоке, сок. Обед – максимальное количество овощей, в том числе сырых, в виде овощных салатов или винегрет (можно с сельдью). Первое горячее блюдо (но не слишком объемное) – суп и высококалорийное мясное или рыбное блюдо с гарниром, преимущественно из овощей. На сладкое – фруктовый сок, свежие фрукты, компот из свежих или сухих фруктов, но не кисели из концентрата. На ужин — блюда из творога, овощей, яиц и кисломолочные напитки.

Физические нагрузки и их роль в здоровье ребенка.

Важным социально-гигиеническим фактором, влияющим на здоровье детей, является физическое воспитание. Физвоспитание, в широком понимании этого фактора, включает систематическое использование в воспитании ребёнка естественных факторов природы (воздуха, солнца, воды), широкое использование различных методов закаливания, физической культуры и спорта, меняющиеся в зависимости от возраста ребёнка. Даже у практически здоровых детей возможны значительные индивидуальные колебания в их физическом, моторном, психическом развитии, связанные с их особенностями в конституционных характеристиках, с условиями воспитания ребёнка. Физкультура имеет громадное значение для правильного развития детей. Она должна быть одним из повседневных режимных моментов в жизни здоровых детей.

Ещё большее значение имеет лечебная физкультура, особенно такие её элементы, как массаж и гимнастика при лечении больных детей. Физкультура даёт положительные результаты только при условии правильной организации всей жизни ребёнка и при наличии благополучной окружающей среды. При отсутствии этого физкультура, как правило, малоэффективна, нередко бесполезна, а иногда может быть вредна. В физическом воспитании детей наряду с лечебной физкультурой и спортом, массажем (особенно у детей раннего возраста) и гимнастикой, исключительно большое значение имеет правильное и систематическое использование естественных факторов природы. Так, при условии правильного проведения, закаливание является одним из главных средств общего оздоровления детского организма, предупреждения заболеваний и обеспечения гармонического развития ребёнка.

Массаж является методом неспецифической терапии, а физические упражнения — средством стимулирования физиологических процессов в организме ребёнка. Гимнастика и утренняя зарядка являются средством развития качества движений и одновременно средством поддержания положительного эмоционального тонуса. Таким образом, значение физического воспитания для детского организма трудно переоценить. Вместе с тем, во многих семьях данному аспекту жизнедеятельности ребёнка уделяется очень мало внимания. А надо руководствоваться тем, что для человека необходима физическая тренировка его тела, причем с самого раннего детства. И для этого не обязательно посещать платные тренировочные мероприятия, достаточно во время прогулки побегать с ребенком, попрыгать и вообще, прививать ему любовь к физическим нагрузкам. При этом одеваться нужно соответственно. Ведь логически понятно, что одежда должна быть удобной и в ней не должно быть жарко.

Здоровье ребенка на прямую зависит от того, насколько у него есть возможность тренировать себя и свое тело, и насколько эта привычка будет сопровождать его во взрослой жизни.

Контакт с природой и его влияние на здоровье ребенка.

Почему для здоровья ребенка так важен свежий воздух? Причиной 90% ОРЗ у детей являются вирусы. Вирусы прекрасно сохраняют свою живучесть в домашней пыли и в стоячем теплом воздухе. А такие условия везде — в помещениях, дома, на работе, в саду, в школе, где стоит помимо батареи, пара обогревателей, а сквозняк воспринимается, как прямая угроза жизни. На улице подхватить вирус, допустим, гриппа возможно только от зараженного человека, в движущемся прохладном воздухе он обязательно быстро погибнет. А вот в теплом, не проветриваемом помещении, вирус прекрасно найдет себе место. А что еще позволяет нам не заболеть при встрече с вирусом — местный иммунитет.

Наши органы дыхания, вырабатывают слизь, которая в огромных количествах содержат вещества, позволяющие убивать вирусы. Но для корректной борьбы с вирусами, слизь должна иметь нормальное состояние густоты и уж никак не быть сухой. А что влияет на состояние слизи? Влажность воздуха. На улице обычно влажность находиться в приемлемых рамках, в помещение же, множество факторов, обеспечивающих сухость воздуха. А в сухом воздухе, слизь в носу высыхает что затрудняет дыхание и не позволяет выполнять основную задачу местному иммунитету.

Здоровье ребенка, важнейший фактор, на который родители в состоянии влиять. Отказавшись от насильственного кормления, проводя с ребенком активно время на свежем воздухе, можно обеспечить ребенку здоровую счастливую жизнь. Здоровье ребенка бесценно. А выполнять три вышеперечисленных правила не так уж и сложно.

Факторы развития ребенка

Сейчас очень популярно раннее развитие и многие специалисты обеспокоены этой ситуацией, и неспроста. Для освоения любого навыка у ребенка есть свой сензитивный (*чувствительный, подходящий) период и что важно, у каждого возраста есть свой ведущий вид деятельности. Почему ребенка в 2 месяца не учат ходить? Потому что организм малыша к этому не готов, не окреп скелет, не подготовлены мышцы, не созрел мозг для ориентации в пространстве. И хорошо, что мало кто старается ускорить этот процесс, ведь вреда было бы не мало.

Тоже самое происходит с другими навыками. Говоря простым языком: области мозга должны созреть, а нервная система в должной степени сформировать достаточное количество нейронных связей. Итак, запоминаем ведущие виды деятельности, на которые должен быть упор:

Младенчество (до года) — это непосредственно-эмоциональное общение. В этом возрасте формируется базальное доверие к миру (*внутренее ощущение, что мир — безопасен, а люди заботливы и надежны), к слову, вот почему нельзя оставлять ребенка одного «проплакаться» в своей кроватке. Ваше тепло, нежность, забота, любовь, голос (желательно эмоционально и участно сопровождающий все окружающее) — вот самое необходимое в этом возрасте. Если занятия по картинкам вам помогают более увлечённо общаться с ребенком, прекрасно. Но главное для малыша — это контакт непосредственно с Вами.

Раннее детство (1-3) — предметно-манипулятивная деятельность, ребенок становится исследователем, все посмотреть, повертеть, потрогать, пощупать, кинуть, изучить всеми возможными способами. Манипуляция предметов — вот основная задача этого возраста, мы можем предлагать разные вещи для ознакомления, для использования. Расширяем кругозор, изучаем свойства предметов, возможность их использования, параллельно развиваем и обогащаем речь посредством изучения окружающего мира. Но это не про учёбу и чтение.

Дошкольный возраст (3-7) — сюжетно ролевая игра, вот чего в жизни ребенка должно быть больше всего! И все занятия в формате увлекательной игры и в удовольствие.

Младший школьный возраст (7-10) — учебная деятельность, именно поэтому в этом возрасте детки идут в школу.

Подростки (10-15) — межличностное общение, учёба несколько отходит на второй план, становится важным обучиться необходимым коммуникативным навыкам, умению выстраивать взаимоотношения.

Ранняя юность (15-17) — учебно-профессиональная деятельность, где требуется принятие решений по поводу планирования своего дальнейшего будущего.

Так какой же главный фактор развития ребенка, неужели раннее развитие: английский с пелёнок, математика с рождения, коньки в год? Очевидно, что нет. Принуждать ребенка делать то, что ему не интересно, так еще и что возрасту не соответсвует, не лучшая идея.

Развивать здорового ребенка любящему и неравнодушному родителю, предлагающему свое внимание, различные игры, увлекательные задания, стимульные материалы, читающему, рассказывающему о всем интересующем, разговаривающему, отзывчивому, обсуждающему эмоции и чувства, задающему вопросы — куда более продуктивнее, чем любой клуб раннего развития.

Но я бы выделила основополагающим фактором даже не это.

Основа любого развития ребёнка — это его социальная ситуация развития, и если мы говорим о дошкольном возрасте, то львиную долю ее составляет семейная среда. Если ребенок не вынужден постоянно находиться в стрессе, быть свидетелем скандалов и ругани своих родителей, он как бы метафорически может повернуться к миру лицом. А ситуация конфликта в семье постоянно поворачивает ребенка лицом к родителям, при этом формируя страх, тревоги и переживания.

Если в семье мир и лад ребенок может быть уверен, что все хорошо, он в безопасности, и поэтому не страшно «повернуться спиной» к родителям и смело идти экспериментировать и изучать разнообразный мир.

Поэтому, если говорить о развитии детей, то в первую очередь, мы должны позаботиться о той среде, в которой ребенку будет комфортно, где семья — это фундамент покоя и безопасности. И частенько изначальный запрос с жалобой на поведение ребёнка переходит в индивидуальную или семейную терапию, что само по себе говорит о сознательности и интеллекте родителей.

Берегите свои семьи!

Факторы развития ребенкаНе секрет, что люди имеют разный уровень интеллектуального развития, причём эта разница заметна уже в детстве. Но что является причиной? Какие факторы определяют интеллектуальное развитие человека? В статье мы рассмотрим ключевые из этих факторов и разберёмся с тем, какое влияние они оказывают.

Генетические факторы

Это потенциал, получаемый вместе с наследственной информацией от родителей. Это важный фактор, но не определяющий. Даже с хорошей предрасположенностью человек может не добиться высокого уровня развития, если не будет делать шаги, направленные на реализацию его потенциала.

О самих этих факторах, их механизмах и общей структуре науке известно достаточно мало. Она может назвать только ряд генов, которые отвечают за дефекты развития и различные аномалии.

Факторы окружающей среды

Недостаточное количество принимаемой пищи в первые полгода жизни может очень сильно сказаться на развитии ребенка. Однако если после полугода он начинает питаться нормально и жить в стабильных условиях, к 4-5 годам он догоняет своих сверстников в развитии. Но такого опыта, конечно же, стоит избегать.

Психическая стимуляция также крайне важна. Если малыш испытывает дефицит в общении, то уже ко второму году жизни он начинает отставать в речевой и двигательной сфере.

Поэтому важно постоянно общаться с ребёнком, давать ему возможность манипулировать различными предметами и осваивать различные новые навыки, учиться чему-то.

Семейные факторы

Чем больше в семье детей, тем ниже их IQ. Это было доказано в 1970-х годах в Нидерландах. Количество исследованных людей составило более 300 000 юношей со средним возрастом 19 лет. Причём первенцы, как правило, умнее своих младших братьев и сестёр.

Также уровень развития ребёнка зависит от социальной среды. Во Франции в 1980 году было проведено исследование: сравнили коэффициент интеллекта детей из бедных семей, но воспитанных в привилегированном слое, и их братьев и сестёр, воспитанных в низшем социальном слое. Разница составила примерно 20 пунктов в пользу воспитанных в привилегированном обществе.

Влияние школы

В школе больше всего ценят послушание. Часто это выступает ограничением для творческих детей. Множество ограничений, правил и шаблонов душат их природную оригинальность.

Ещё в двадцатом веке итальянка Мария Монтессори предложила систему образования, в которой каждый ребёнок занимается в своём собственном ритме, то есть индивидуально. Это привело к положительным результатам. Но поскольку свобода и самостоятельность не допускается обществом, метод Марии Монтессори не используется.

Личностные качества ребёнка

Многое зависит от характера и темперамента. Например, флегматикам будет достаточно сложно проявить себя в школе. Их могут начать считать малоспособными только ввиду их темперамента.

Можно условно разделить детей на вдумчивых и импульсивных. Первые могут углубиться в задание и работать с ним столько, сколько им нужно, несмотря на сложность. Вторые же нацелены на быстрый результат, поэтому зачастую дают тот ответ, который первым пришёл в голову. Это затрудняет процесс обучения.

Также вдумчивые дети избегают участия в жизни коллектива (класса) и стараются не попадать в незнакомые социальные ситуации. Импульсивные же легко входят в коллектив и не боятся рисковать.

Личностные качества родителей

У детей с высоким уровнем интеллектуального и творческого развития родители обычно имеют положительное отношение к жизни, любят свою работу.

Родители детей с высоким уровнем развития интеллекта энергичны и динамичны, предпочитают культурное времяпрепровождение, отличаются независимостью во мнении, нонконформизмом, свободой в принятии решений.

Если родители сами отличаются высоким уровнем развития творческих и интеллектуальных способностей, если они дают ребёнку возможность для развития, поддерживают его и уважают, то это оказывает благотворное влияние и помогает ребёнку максимально реализовать свой потенциал.

Фонд «Обнажённые сердца»

9 February 2020

Дана Джонсон, эксперт в области детского развития и влияния на него семьи, поделился с Фондом «Обнаженные сердца» своими взглядами на ранние годы и роль семьи в развитии мозга ребенка.

Ранние годы и развитие мозга

Первые два года жизни являются самыми важными для правильного развития мозга. Крайне важно в это время окружить ребенка лучшими условиями.

На развитие мозга влияет и ДНК, однако в том, как ДНК будет руководить нашим телом в строительстве мозга, также большую роль играет окружение, которое обеспечивают ребенку его родители. Если не соблюдаются определенные условия, мозг развивается атипично. Если в определенное время мы не получим правильных стимулов, развитие не будет оптимальным.

Когда мама или папа приходят, чтобы успокоить малыша, кормят его, меняют подгузник, это снижает уровень стресса, и мозг этого ребенка лучше развивается.

Дети в приемной семье

Даже кратковременное пребывание в учреждении пагубно влияет на развитие ребенка. Ключевым элементом детского развития является присутствие родителя, того, кто заботится о ребенке. Второй важный момент: разумные ожидания помогут избежать больших разочарований. Такие дети воспитывались в условиях, которые не способствовали нормальному развитию, поэтому их трудности отличаются от трудностей детей, выросших в биологических семьях.

В том, что ребенок ведет себя иначе, нет вашей вины, это не должно быть показателем ваших способностей как родителя. Итак, вы реагируете на ребенка с пониманием, что у него есть трудности, с которыми вы будете помогать ему справляться, и со временем ребенку станет проще. Несоответствие между ожиданиями и реальностью часто становится причиной неудачного опыта приемного воспитания. Поэтому предварительная подготовка родителей к тому, с чем им предстоит столкнуться, и их последующая поддержка в этом процессе имеют большое значение.

Когда дети переходят из приемной семьи или учреждения, особенно в более старшем возрасте, они проходят через стадию, которую некоторые родители называют медовым месяцем. В этот период ребенок ведет себя очень хорошо, но в действительности переживает стресс, боится, что с ним случится что-то плохое. И когда ребенок начинает открываться своим приемным родителям и осознает, что эта новая семья не причинит ему вреда, у него может начать проявляться подавленное прежде проблемное поведение. Ирония в том, что начало трудностей – это хорошо, так ребенок сообщает родителям, что ему комфортно.

Родителям нужно быть терпеливыми. Нужно создать структурированную, понятную и безопасную среду, придерживаться постоянного режима. Когда эти условия соблюдаются, дети осознают, что в их жизни есть определенность, они могут предугадывать события, не будет хаоса, в котором они пребывали прежде. Они чувствуют себя лучше в такой среде.

Внешнесредовые факторы, обеспечивающие нормальное развитие ребенка

Реализация информации любого гена зависит прежде всего от воздействия внутренней среды, создаваемой другими генами, а затем от внешней среды, оказывающей влияние как на генотип в целом, так и на отдельные его части. К внешнесредовым относятся все негенетические влияния, действующие на развивающийся организм до и после рождения. Во время внутриутробного развития средой для плода является организм матери, обеспечивающий соответствующую температуру, питание, дыхание и другие жизненно важные факторы. После рождения ребенок как социальное существо долгое время находится в условиях среды, искусственно регулируемой взрослыми соответственно возможностям и потребностям его организма. Сам по себе вопрос о взаимодействии генотипа с внешней средой на всех этапах развития ребенка легко доступен для понимания. Сложность состоит в том, что трудно предсказать, как подействует на каждого отдельного индивидуума тот или иной фактор окружающей среды.

При изучении различий между индивидуумами соотносительное влияние наследственности и среды более определенно можно учесть, анализируя измеримые компоненты признака. Например, масса тела может нарастать при увеличении калорийности пищи. Однако это не значит, что у всех индивидуумов при одинаковом повышении калорийности произойдет одинаковое возрастание массы тела. У людей с пониженным обменом веществ увеличение будет большим, с повышенным — меньшим. Два и более генотипов в одних условиях будут давать сходные реакции, в других — значительно отличающиеся или совершенно противоположные. Только монозиготные близнецы, как имеющие идентичные генотипы, обычно почти одинаково реагируют на одни и те же средовые влияния.

Изучение фенотипов двух монозиготных детей-близнецов, воспитывающихся в одной семье, и двух дизиготных близнецов, также живущих в условиях одной семьи, позволяет выяснить, как действует одинаковая окружающая среда на формирование фенотипических признаков у детей с идентичным и разным генотипами. Исследования показывают, что у монозиготных близнецов реакции на одни и те же внешнесредовые агенты в 70 — 80 % одинаковы, тогда как у дизиготных совпадение в проявлении признака встречается в 2 — 3 раза реже. Большой интерес представляют и данные об изменении признаков или о характере реакций на внешнесредовые агенты, когда монозиготные близнецы живут и воспитываются в разных условиях. В этом случае совпадение (конкордантность) в проявлении реакций у монозиготных близнецов достоверно выше, чем у дизиготных. Интерес подобных исследований состоит не только в том, что они доказывают первостепенное значение наследственной информации в формировании фенотипических признаков, но и в том, что в определенном проценте случаев при одинаковом генотипе наблюдается несовпадение реакций на влияние средовых факторов. Установление причин разных реакций на одни и те же внешнесредовые агенты у монозиготных близнецов позволит оказывать более целенаправленное воздействие на формирование положительных фенотипических признаков и вести профилактику болезней.

Многие заболевания развиваются в связи с неблагоприятным влиянием факторов внешней среды: бактерий, вирусов, грибов, животных паразитов и др. Нерациональное питание, неблагоприятные сезонные и климатические факторы предрасполагают к болезням или непосредственно вызывают патологические состояния. Однако при воздействии их на организм одни люди заболевают, другие остаются здоровыми или болеют в легкой форме.

Выяснение предрасположенности и резистентности к заболеваниям у детей, позволяющее сделать профилактику более индивидуализированной и целенаправленной, возможно с помощью ряда методов. Наиболее доступным из них, особенно участковому педиатру, является способ изучения семьи ребенка, при котором обращается внимание на особенности питания, характер жилищных условий, материальную обеспеченность, культуру родителей, взаимоотношения между родителями и детьми, методы воспитания, соблюдение режима ребенком и др. На фоне всего этого важно собрать генеалогический анамнез и в карточке развития ребенка составить его родословную, которую при каждой встрече с родственниками необходимо уточнять, опрашивая и даже осматривая их. Особое внимание следует обращать на распространенность заболеваний в ближайших к больному поколениях данной семьи.

О предрасположенности или резистентности к заболеваниям могут свидетельствовать ранее отмечавшиеся у ребенка реакции на внешние агенты (аллергия и др.) и заболевания. Определенное значение для диагностики склонности к заболеваниям может иметь характеристика физического и нервно-психического развития, а также конституциональные особенности ребенка.

Последние годы быстро увеличивается число людей с избыточной массой тела и ожирением. К сожалению, эта проблема не обошла стороной и детей. Безусловно, существует генетическая предрасположенность к ожирению. Но в настоящее время огромное внимание уделяется различным факторам окружающей среды, среди которых важнейшую роль играет питание. Различные вещества, содержащиеся в продуктах, могут влиять на активность генов, повышая или снижая риск развития ожирения. Поэтому крайне важным является адекватное поступление нутриентов, начиная с внутриутробного периода. Именно первые 1000 дней от момента зачатия до 2-х летнего возраста – самый ответственный период, именно в это время идет процесс формирования органов и становления обменных процессов.

Факторы развития ребенка

Факторы риска

Факторами риска развития избыточной массы тела и ожирения у ребенка являются:

  • ожирение и избыточной масса тела у женщины до наступления беременности;
  • избыточная прибавка в весе во время беременности независимо от нутритивного статуса;
  • задержка внутриутробного развития ребенка;
  • избыточный вес новорожденного;
  • рождение ребенка путем кесарева сечения.

Характер питания ребенка после рождения может как снизить, так и увеличить риск реализации заложенных внутриутробно проблем. Грудное молоко является ведущим профилактическим фактором. Однако высокая, избыточная скорость роста детей на протяжении первых 6 месяцев жизни, независимо от характера вскармливания, существенно повышает риск развития ожирения. Преимущества грудного вскармливания могут также нивелироваться в случае неадекватного питания ребенка в дальнейшем.

Следующий фактор риска развития ожирения — это уменьшение продолжительности сна у ребенка грудного возраста.

Факторы развития ребенка

Важно помнить, что нельзя использовать кормление ребенка в качестве единственного средства, позволяющего его успокоить. Потребление пищи увеличивается, повышая риск избыточного веса. Причины беспокойства многочисленны: функциональные нарушения пищеварения (чаще колики), жажда, неудобное положение, заполненные одноразовые подгузники или мокрые пеленки, усталость от длительного бодрствования, желание общения и другое.

Как диагностировать избыточный вес

Для своевременного выявления избыточных прибавок массы тела всем детям, независимо от вида вскармливания, необходим ежемесячный контроль динамики антропометрических показателей (на первом месяце жизни – еженедельный). В настоящее время рекомендовано использовать Нормы роста детей, разработанные Всемирной Организацией Здравоохранения. Можно зайти на сайт, распечатать центильные таблицы: масса к возрасту, длина к возрасту и масса к росту с учетом возраста и пола ребенка. Средние показатели находятся между двумя желтыми линиями – 15 и 85 центильными кривыми. Важны не только показатели в данный момент времени, но и их динамика. Следует учитывать особенности конституции ребенка. Разобраться в ситуации поможет педиатр.

Правильное начало прикорма

Ответственным периодом в жизни малыша является время введения прикорма. Раннее его назначение (до 4 месяцев жизни) и использование продуктов в избыточном количестве могут увеличить риск развития избыточной массы тела и ожирения, в том числе и в отдаленном периоде. Важно начать введение прикорма в интервале от 4-х до 6-и месячного возраста, названным «окном толерантности». Такой подход приводит к минимальному числу осложнений и проблем, снижая частоту развития аллергических реакций и дефицитных состояний, способствует формированию правильных вкусовых привычек. Тяга к сладкому заложена генетически. Начало введения прикорма с фруктовых пюре и соков может привести к отказу от необходимых детям несладких продуктов, главным образом овощей. А использование соков между кормлениями формирует привычку к частым перекусам с использованием сладких продуктов.

Факторы развития ребенка

В качестве первого прикорма рекомендовано назначать овощное пюре или детскую кашу. Здоровым детям с антропометрическими показателями, соответствующими норме, а также детям с избыточной массой тела предпочтение следует отдать овощному пюре. Овощной прикорм целесообразно начинать с продуктов, вкус которых не всегда нравится детям, но богатых микронутриентами (пюре из брокколи или цветной капусты). Они лучше воспринимаются детьми, которые еще не пробовали другие продукты. Установлено, что для «принятия» нового вкуса может потребоваться до 10−15 дней. Продукт следует предлагать в начале кормления, при отказе — несколько раз в день. Предпочтителен одновременный прием 3-х овощей. С определенной периодичностью проводится их замена на новые. Важно не только ввести овощи своевременно, но и в дальнейшем следить за их достаточным употреблением. От этого зависит, насколько правильным будет питание в дальнейшем.

Белок в рационе

Скорость роста ребенка определяется содержания в рационе белка. Избыточное потребление молочных продуктов повышает риск ожирения. Поэтому неадаптированные кисломолочные продукты (творог, биолакт, йогурт, кефир) рекомендовано вводить с 8-и месяцев и не превышать рекомендуемое количество. В то же время, их прием важен для ребенка, поскольку они необходимы для роста и развития детей а также оказывают положительное влияние на состав кишечной микробиоты, которая меняется на фоне введения прикорма. Цельное коровье молоко не желательно использовать в питани малыша на первом году жизни. Важно отметить, что мясное пюре преимущественно увеличивает длину тела.

Избыточный вес и прикорм

Что делать, если ребенок уже имеет избыточный вес к моменту введение прикорма. Это повод не отказываться от его введения, а назначить с 4—4,5 месяцев. Первыми продуктами у детей с избыточной массой тела должны быть низкокалорийные овощи, предпочтительно кабачки и различные виды капусты. При выраженном избытке массы тела их целесообразно давать в два кормления (по 70−100 г), уменьшая объем детской молочной смеси или грудного молока. Такой подход может использоваться до 6-месячного возраста, когда в питание ребенку необходимо вести мясное пюре. При этом важным является контроль за частотой и продолжительностью кормлений, особенно при грудном вскармливании.

Факторы развития ребенка

Детские безмолочные каши без сахара промышленного выпуска можно ввести до назначения мясного пюре ― в 5,5 месяцев (особенно в группе риска по развитию железодефицитных состояний) или после мясного пюре ― в 6 мес. При этом каши разводятся водой. Возможно добавление в них небольшого количества грудного молока или детской молочной смеси. в объеме, не превышающем 1/2 от необходимого для разведения каши количества жидкости. Детям первого года жизни с избыточной массой тела не следует давать сливочное масло и детское печенье. Введение соков также нежелательно, но возможно после включения в рацион основных продуктов прикорма. При этом они должны использоваться в возрастном объеме после кормления, но не в перерывах между едой.

Неадаптированные кисломолочные продукты (детские творог, кефир, йогурт, биолакт) назначаются индивидуально, после 8−12 месяцев, под строгим контролем рекомендуемого объема. Цельное коровье молоко на первом году жизни не используется.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector