Факторы влияющие на развитие ребенка

Навыки различных видов деятельности приобретают в детстве. Термин «развитие ребёнка» используют для описания навыков, приобретаемых ребёнком с рождения до 5 лет, когда происходит быстрое развитие движений, речи, общения и самообслуживания. В школьный период наблюдают преимущественно развитие сознания, абстрактного мышления и умения обобщать, а также дальнейшее закрепление ранее приобретённых навыков.

Нормальное развитие в течение первых нескольких лет жизни контролируется:
• родителями, у которых есть руководство нормального развития в личной карте ребёнка;
• при регулярных контрольных осмотрах ребёнка;
• каков бы ни был повод обращения ребёнка к специалисту, дополнительно проводят краткий общий осмотр.

Главной целью оценки развития маленького ребёнка считают раннее выявление задержки или патологии развития, для того чтобы:
• помочь ребёнку максимально реализовать свой потенциал;
• незамедлительно обеспечить лечение (особенно важно при нарушении слуха и зрения);
• обеспечить адекватный уход и лечение ребёнка с ограниченными возможностями.

Факторы влияющие на развитие ребенка

Развитие ребёнка представляет собой взаимное влияние наследственности и окружающей среды на развивающийся мозг. Наследственность определяет потенциал ребёнка, тогда как окружающая среда влияет на степень его реализации. Для оптимального развития окружающая среда должна соответствовать физическим и психологическим потребностям ребёнка, которые меняются в зависимости от возраста и стадии развития:
• грудные дети находятся в полной физической зависимости от своих родителей и нуждаются в определённом уходе для обеспечения психологических потребностей;
• дети в начальной школе могут самостоятельно справляться с некоторыми своими физическими потребностями и многими социальными проблемами;
• подростки способны удовлетворять большинство своих физических потребностей, испытывая вместе с тем все более сложные эмоциональные переживания.

При осмотре ребёнка оценивают четыре сферы показателей развития. К ним относят:
• крупную моторику;
• зрение и мелкую моторику;
• слух, речь и языковые навыки;
• социальные навыки, эмоции и поведение.
Крупная моторика — наиболее очевидный показатель прогресса развития. Поскольку мелкая моторика требует хорошего зрения, эти две сферы развития объединены. Развитие нормальной речи и языковых навыков зависят от удовлетворительного слуха, поэтому тоже рассмотрены вместе. Социальные навыки, эмоции и поведение представляют собой область психологического развития.

Приобретение навыков развития в каждой сфере у детей происходит приблизительно по одной схеме, но в норме может изменяться. Это похоже на поступательный процесс. Таким образом, схема приобретения навыков:
• постоянна в своей последовательности;
• всегда должна рассматриваться во временном промежутке, связывая каждый этап с тем, что было до него и что предстоит в дальнейшем;
• в норме у детей может различаться.

Недостаток в любой области навыков может повлиять на остальные сферы. Например, нарушение слуха может воздействовать на языковые, социальные и навыки общения и поведения ребёнка. По мере роста ребёнка становятся необходимыми дополнительные навыки, такие как внимание, концентрация и способность каждого ребёнка интегрировать свои навыки.

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

— Вернуться в оглавление раздела «профилактика заболеваний»

Изучение закономерностей развития ребенка дошкольного возраста позволяет выделить факторы, обусловливающие течение и результаты данного процесса. В научной литературе выделяют три фактора, влияющих на становление личности: наследственность, среда и воспитание, которые, в свою очередь, можно объединить в две группы: внешние и внутренние или социальные и биологические.

В качестве биологического фактора выступает наследственность, под которой понимают передачу от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носителями наследственности являются гены, которые и обеспечивают наследственную программу развития человека. К наследственным свойствам относятся анатомо-физиологические особенности человеческого организма: задатки речи, мышления, прямохождения, цвет кожи, глаз, волос, телосложение, тип нервной системы и т. д.

Человек появляется на свет как биологическое существо. Личностью он становится, пройдя длительный и сложный путь развития. На развитие ребенка помимо заложенных способностей влияют средовое окружение и целенаправленное педагогическое воздействие.

Среда, по мнению И. П. Подласого, это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. В педагогической литературе понятие «среда» рассматривается в широком и узком смысле. В широком смысле «среда» — природные условия, государственный строй, система общественных отношений, материальные условия жизни; в узком смысле — непосредственное предметное окружение ребенка.

В последнее время в дошкольной педагогике все чаще употребляется понятие «развивающая среда» — совокупность педагогических, психологических, социально-культурных и эстетических условий построения педагогического процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Большое влияние на развитие ребенка и формирования его личности оказывает воспитание, которое всегда носит целенаправленный и организованный характер. Эффективность воспитания зависит от готовности ребенка к педагогическому воздействию (с учетом влияния наследственности и среды) и его активности. Именно активность ребенка является залогом формирования разных видов его деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, художественной, учебной, общения. Активная позиция ребенка в деятельности делает его субъектом воспитания, что и позволяет рассматривать деятельность как средство воспитания и развития ребенка. Каждая деятельность характеризуется потребностью, мотивами, целью, свойствами, действиями и результатом. Для того чтобы ребенок овладел всеми компонентами деятельности, ему необходима помощь педагога.

Факторы влияющие на развитие ребенка

Уже много лет ведутся исследования о развитии детей разного возраста, и, в частности, раннего. Ученые пытаются найти причины и факторы, влияющие на успешное развитие ребенка.

Одним из таких факторов успешного развития любого человека, и в том числе ребенка, является количество нейронных связей между клетками в коре головного мозга.

Центром развития ребенка университета Гарварда была подготовлена серия образовательных видео «Три ключевых принципа раннего развития». В этой серии был показан процесс формирования нейронных связей между участками мозга младенцев и подробно описана важность этого процесса.

Целью этой работы было донести до зрителя уже доказанный факт, что гармоничное и здоровое развитие ребенка в первые годы его жизни создает фундамент, базу для всех его дальнейших успехов во всех областях жизни: образовании, профессии, социальных связях. Раннее развитие малыша напрямую связано с его будущим здоровьем. Кромое того, оно влияет на формирование успешной модели родительского поведения в будущем.

Джек Шонкоф, директор центра раннего развития ребенка университета Гарварда, говорит, что младенец рождается с максимальным количеством клеток мозга. А вот в процессе роста и взросления количество мозговых клеток только уменьшается.

Однако у только родившегося малыша между этими клетками крайне мало связей, а потому его мозг начинает формировать нейронные связи. Только представьте: около 700 связей в одну секунду в течение первых пяти лет жизни.

В чем же причины важности раннего развития?

1. Обратная связь с ребенком – основа развития нейронных связей.

Считается, что во многом развитие нас, как индивидуумов, обусловлено нашими генами. Но в научном мире есть еще предположение: наши гены – всего лишь план того, каким человек может стать. Да и то довольно схематичный. И чаще окружающая среда да пережитый опыт определяют, как именно в человеке проявятся (а, может быть, и вообще никак не заявятся) его генетические задатки и предрасположенности.

Ученые центра развития ребенка Гарвардского университета говорят, что «совместно гены и окружающая среда создают «архитектуру» мозга, формируя основы нашего поведения и здоровья, влияя на способности к обучению и профессиональные наклонности».

И одним из главных моментов в формировании качественных нейронных связей для малыша будет его общение со взрослыми, — значимыми для него взрослыми.

С помощью мимики, жестов и агуканья ребенок «общается» со взрослым, получая в ответ слова, прикосновения и эмоции. Такое общение становится основой в развитии нейронных связей. И каждый последующий навык или знания, приобретенные по мере взросления ребенка, опирается на предшествующие знания.

Яркий пример этого процесса: обучение чтению. Когда ребенок видит символы – названия букв, затем он понимает, что их можно складывать в слова, и как их можно читать в этих словах.

И каждый последующий этап в развитии этого навыка непременно опирается на предыдущий опыт.

Если с ребенком не разговаривать, его мозг будет развиваться хуже.

2. Факторы, влияющие на развитие ребенка в раннем возрасте

По результатам исследования 2008г, проведенного Центром развития ребенка университета Гарварда, ученые выделили факторы, которые негативно влияют на развитие мозга ребенка:

  • Психические заболевания родителей или опекунов
  • Бедность семьи
  • Неполная семья (ребенка воспитывает только один из родителей)
  • Плохое обращение (жестокость, равнодушие взрослых по отношению к ребенку)
  • Низкий уровень образования матери.

Сочетание нескольких факторов усиливает негативное влияние на развитие ребенка. Если же в жизни ребенка присутствуют все факторы, то развитие мозга происходит медленнее в 90% случаев.

В возрасте полутора лет уже можно заметить разницу в словарном запасе. Она напрямую связана с уровнем образования родителей и доходом семьи.

Словарный запас трехлеток в семьях, где оба родителя имеют высшее образование, в 2, а то и 3 раза больше, чем у тех трехлеток, родители которых не получили среднего образования.

И таким образом, дети из семей менее образованных при поступлении в начальную школу уже отстают от своих ровесников, за исключением тех, у кого хорошее социальное окружение.

Рост, длинна тела — один из важнейших показателей физического развития ребенка. Именно поэтому при рождении ребенка фиксируется не только его вес, но и рост. В последующем при развитии ребенка по изменению, прежде всего его роста можно будет судить о том, как он развивается. Именно рост будет потом определять уровень его физического развития, тогда как масса тела, будет говорить о гармоничности или не гармоничности развития ребенка.

Обычно длина тела у детей первого года жизни определяется с учетом ежемесячного ее увеличения. Допустимые пределы колебаний ± 4 см. В норме рост ребенка (средняя длина при рождении 50-54 см) в течение 1 -го года жизни увеличивается на 25 см (16-17 см в первые 6 мес. жизни и около 8 см в последующие 6 мес.). В течение 2-го года жизни отмечается уменьшение скорости роста ребенка — рост увеличивается на 10-12 см в течение года. На 3, 4 и 5-м годах жизни увеличение роста происходит относительно равномерно около 6-8 см в год. С 5-го по 10-й год жизни (до пубертатного периода) рост увеличивается в среднем на 5-6 см в год. Подростковый период характеризуется значительным увеличением скорости роста. Он начинается в возрасте около 10 лет у девочек и 12 лет у мальчиков. Ускорение роста у мальчиков начинается в возрасте между 13-15 годами. В течение этого времени рост увеличивается на 20-25 см, 10 из которых приходится на год наибольшего его ускорения. У девочек ускорение роста начинается на 1-2 года раньше, чем у мальчиков, и почти заканчивается к 13 годам; в год максимальной скорости роста этот показатель достигает 8 см. После этого пика скорость роста замедляется, и к возрасту 18 лет у девочек он почти заканчивается, у мальчиков — к 20 годам.

Факторы, влияющие на рост

Таким образом, рост и развитие ребенка являются результатом сложного сочетанного влияния на него многих факторов, как генетических, так и внешнесредовых.

Нормы роста

Рост ребенка первого года жизни можно оценить по формуле:

Для детей младше 6 мес: 66см — 2см х n, где n — число месяцев до 6мес; то есть, если ребенку, например, 4мес, то по формуле получается: 66см — 2см х 2 = 62см — это средний рост, который должен быть у ребенка в 4 месяца.

Для детей старше 6 мес: 66см + 1,5см х n, где n — число месяцев после 6мес; то есть, если ребенку 10мес, то по формуле его рост, в среднем, должен быть 66см + 1,5см х 4 = 72см.

Рост детей старше года:

Для детей младше 8лет: 130см — 7см х n, где n — число лет до 8; то есть, если ребенку 6лет, то его приблизительный рост должен быть 130см — 7см х 2 = 116см

Для детей старше 8лет: 130см +5см х n, где n-число лет после 8; например, ребенку 11лет, его приблизительный рост должен быть 130см + 5см х 3 = 145см

В целом, метод определения норм роста по формулам, имеет некоторую погрешность. Поэтому существует более точный метод определения уровня роста, а соответственно уровня физического развития ребенка. Это метод центильных таблиц. С их помощью можно определить уровень роста ребенка. Не смотря на кажущуюся сложность метода, на самом деле он очень прост. Взгляните на центильную таблицу для мальчиков:

Факторы влияющие на развитие ребенка

Таблица составляется по статистическим данным роста мальчиков всех представленных в ней возрастных групп. Находится строка, соответствующая возрасту ребенка и сопоставляется его фактический рост с представленными значениями в таблице. Если рост попадает в интервал 25%-75% , можно говорить о том, что он средний. Интервал 10% — 25% — рост ниже среднего, 75%-90% — рост выше среднего, 3%-10% — низкий рост, 90%-97% — высокий рост, до 3% — очень низкий рост, свыше 97% — очень высокий рост.

Центильная таблица для девочек:

Факторы влияющие на развитие ребенка

«Развитие ребенка и рост» и другие статьи из раздела Полезная информация

В формировании личности и развитии ребенка решающее значение имеют 2 фактора – наследственность и внешняя среда. Наследственность это передача набора факторов от родителей к ребенку на генетическом уровне. Несмотря на ее значимость, в большой степени на развитии малыша отражается окружающая обстановка, которая складывается из многих условий и может быть улучшена.

Понятие внешней среды в педагогике

Понятие среды включает ряд внешних условий, оказывающих непосредственное влияние на развитие ребенка. Все факторы можно разделить по природе происхождения на:

  • неорганические;
  • органические;
  • социальные.

Самыми простыми и доступными в нашем обществе, но от этого не менее важными, являются неорганические причины формирования организма человека. К ним относятся температура среды, уровень освещения, качество воздуха и другие показатели, напрямую влияющие на формирование здорового организма.

Среди многочисленных факторов органического происхождения наиболее значимым является питание. Рацион малыша, особенно в период приучения к пище, совершенно обоснованно подвергается жестким требованиям. Второй составляющей биологических факторов является наличие микробов, инфекций и вирусов. Значимость органических факторов, в отличие от других, по мере взросления существенно снижается, поэтому важно следить, чтобы хотя бы в первые годы жизни негативные факторы не выходили за допустимые пределы.

К положительным социальным факторам, необходимым для развития малыша, прежде всего, относятся взаимодействия с другими людьми и регулярная смена обстановки. При этом сопутствующий этим событиям, а также процессу обучения, стресс имеет негативный характер. Социальные факторы, в противовес органическим, становятся значимее по мере взросления, и достигают пика лишь в подростковом возрасте.

Роль среды в развитии малыша

Факторы влияющие на развитие ребенка

В первую очередь следует рассмотреть факторы неорганической среды. Понятно, что вредная обстановка негативно сказывается на здоровье, а при развитии малыша любые отклонения от нормы приводят к негативным последствиям. Например, даже краткосрочное пребывание в запыленном, непроветриваемом помещении, приводит к легочным заболеваниям во взрослом возрасте, а недостаток освещения при обучении снижает зрение. Хотя этот фактор кажется очевидным, пренебрегать им не следует, ведь именно он оказывает основное влияние на физическое здоровье.

Недостаток или низкое качество питания, витаминов, микроэлементов и белков в детстве отражаются на здоровье человека на протяжении всей жизни. Серьезные инфекционные заболевания также могут нанести серьезный вред. Но и разнообразия в рационе, и различные детские болезни необходимы для гармоничного развития, поэтому здесь особенно важно достижение золотой середины.

При этом влияние среды нельзя подвергать строгому контролю. Рано или поздно растущему организму предстоит столкнуться и с переохлаждениями, и с несбалансированным питанием, и со стрессами. Малыша следует оберегать от опасного влияния среды, не ограничивая контакт с ней. Идеальным примером такого подхода является подготовленная среда, в которой ребенок взаимодействует с окружающими детьми и предметами, избегая большинства опасностей.

Условия, которые оказывают непосредственное влияние на развитие речи младенцев, являются тесно связанными со спецификой и этапами формирования речи.

Так, в частности, поскольку одним из ключевых моментов в развитии речи новорожденного является реакция на звуковые раздражения, то, следовательно, условием ее эффективного формирования будет создание таких раздражений, прежде всего, при помощи голоса матери. При этом доказано, что новорожденный ребенок гораздо лучше реагирует на пение матери, чем просто на произносимые ею обычным голосом слова. Возможно, ребенку проще уловить ритм и мелодику в ситуации, когда смысла он еще не понимает. Быть может, ритмические структуры — это первые структуры, которые наше сознание одним из первых начинает различать.

Здесь недооценить роль матери, вряд ли,возможно. Отмечено, что ребенок уже в первые недели жизни остро реагирует на то, что говорит мать. Именно так начинается его обучение речи. В качестве сигналов, символизирующих о включенности в речевое взаимодействие с матерью, может служить вздрагивание ребенка всем телом, мигание, изменение дыхания и пульса.

Через некоторое время, как правило, на второй неделе жизни, звуковые раздражения начиняют вызывать задержку общих движений ребенка, прекращение крика. Все эти реакции носят характер врожденных, т.е. безусловных рефлексов, а также они указывают на то, что первичным условием развития речи ребенка является непосредственное и постоянное присутствие матери.

Н.М. Аксарина указывает на значение не только социальных, но психофизиологических условий развития речи младенцев. Она указывает на то, что с момента рождения и до 2,5-3 месяцев у ребенка появляется зрительное и слуховое сосредоточение, в этот же период формируется эмоционально положительное поведение в виде улыбок и комплекса оживления. В возрасте от трех месяцев до полугода у детей развивается зрительная и слуховая дифференциация, формируется умение отыскивать источник звука, развивается умение хватать игрушку из рук матери, возникает гуление и лепет. Эти этапы служат подспорьем для понимания речи взрослого, которое оформляется в полной мере лишь на последующих этапах.

Наиболее значимыми в возрасте от 9—10 мес. до года становятся дальнейшее развитие понимания речи взрослого и подражания ему, формирование первичного обобщения и образование в активной речи ребенка первых простых слов, а также развитие первичных действий с предметами и самостоятельной ходьбы. Ходьба здесь имеет статус фактора, влияющего на развитие речи, поскольку с изменением положения тела ребенка, он оказывается способен видеть больший ареал пространства вокруг себя, а значит и предметов, которые нуждаются в именовании.

Таким образом, условием развития речи младенца выступает не только создание благоприятной эмоциональной обстановки и наличие контакта с матерью, но и психофизиологические особенности развития организма самого ребенка. Полноценное развитие речи возможно только тогда, когда зрительный, слуховой анализаторы, а такжедвигательные функции ребенка будут развиваться в правильном направлении.

Ряд исследователей, среди которых следует назвать имена М.И. Кольцовой, Е.И. Исениной, A.B. Антаковой-Фоминой и других в своих работах обращают внимание на то, что развитие мелкой моторики пальцев рук у ребенка имеет положительные последствия для становления и развития речи младенца. Это обусловлено тем, что движения, включающие мелкие действия пальцамирук положительно влияют на функционирование речевых зон коры головного мозга. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в более взрослом (дошкольном) возрасте нередко приводит к возникновению у них заикания.

Здесь важно обратить внимание на то, что,проводя длительное время с ребенком, именно мать способствует развитию у ребенка мелкой моторики. Она прикасается к нему, трогает его ручки, следит за тем, с чем играет ребенок, предлагая ему тот или иной предмет. Ребенок, испытывающий привязанность к матери, доверительно относится к ее стимулирующим воздействиям, в результате чего, идет его развитие.

Исследователь Е.И. Тихеева выделила факторы, максимально способствующие развитию речи младенцев. К таким факторам она отнесла следующие:

— обеспечение детям социального речевого окружения, соответствующего интересам их возраста,

— постепенное расширение и обновление их социальных связей за счет включение во взаимодействие не только матери, но и других значимых людей из окружения ребенка (отца, братьев, сестер, других родственников);

— предоставление детям возможности часто слышать речь и целенаправленно говорить с ними, сопровождая речью все виды обслуживания ребенка;

— осуществлять всяческую стимуляцию и побуждение ребенка к выражению своих чувств звуками, мимикой, движениями;

— предоставление детям обстановки, содействующей развитию их восприятия и накоплению представлений;

— предоставление воспитания лицам, владеющим грамотной, правильной речью и мастерством в деле методического руководства развитием речи детей.

Таким образом, в качестве ключевых факторов, влияющих на процесс формирования речи младенца, выступают:

— социальные факторы развивающего окружения.

Подводя итог данному рассмотрению, сделаем вывод, что развитие речи ребенка, начиная с периода младенчества, осуществляется и детерминируется социальными факторами в виде бессознательно осуществляемых обучающих воздействий на него матери, испытывающей привязанность к малышу, а потом и других взрослых.

Условия жизни и воспитания ребенка могут благоприятствовать развитию речи ребенка и, напротив, могут его тормозить.

Таким образом, развитие речи ребенка представляет собой сложный процесс, включающий в себя различные аспекты. В основе всего вербального развития ребенка лежит коммуникативная функция речи. Становление устной речи происходит как становление взаимодействия, прежде всего, с материю как значимым субъектом. С психологической точки зрения речь ребенка в своем развитии проходит определенные этапы, без становления которых невозможно дальнейшее ее формирование.

Развитие личности проходит в три этапа и зависит от влияния биологической и социальной среды, воспитания, подражания, принятых социальных ролей и индивидуальной активности. Развитию подлежат и черты, которые человек унаследовал от предков.

Факторы влияющие на развитие ребенка
Что такое личность?

Личность – это индивидуальный набор качеств, которыми наделен каждый человек. Эти черты влияют и обусловливают друг друга, проявляясь в поведении человека. Развитие личности неизбежно связано с биологическим развитием, поскольку только на определенных этапах жизни человек способен сознательно направлять свою деятельность на формирование личности.

Личность формируется в процессе психического развития, который проходит в несколько этапов:

  • от рождения до зрелого возраста;
  • от зрелости до старости;
  • от старости до конца жизни.

Человек рождается с определенным набором генов, унаследованных от предков. По оценкам генетиков, при появлении на свет у ребенка закодировано 50% его черт. Остальное – это работа умственных, когнитивных, экологических, культурных и ситуационных процессов.

В детстве и юности большую роль в развитии личности играют: наследственность, биологические изменения организма и факторы окружающей среды. В зрелом возрасте человек направляет свою деятельность в основном на самопознание, самообразование, принятие определенной системы ценностей. Это достигается в результате как сознательных, так и непроизвольных действий.

Биологическая и социальная среда

Человек живет в особой биологической и социальной среде, требующей определенной адаптации. Климатические и экологические условия влияют на вид его деятельности, а традиции и правила поведения сообщества, с которым он себя идентифицирует, формируют его систему ценностей и модели поведения.

Воспитание

Воспитание – это четко сформулированная программа воздействия на человека. Его цель – привить еще незрелому и зависимому человеку определенные готовые модели поведения, влияющие на формирование его характера. В дополнение к целенаправленному воспитанию существует также стихийное (хаотичное), которое является результатом противоречия рекомендаций родителей и педагогов их поведению. Поэтому воспитание часто не приносит ожидаемых результатов.

Подражание

С самых ранних лет жизни человек действует по определенным образцам. Подражание – основная форма накопления опыта. Это связано с внешним заимствованием правил поведения, со стороны ближайшего окружения, кумиров и авторитетов. Так формируется образ идеального «Я».

Социализация

Чтобы человек мог успешно функционировать в обществе, он должен взять на себя определенные роли, вытекающие из положения, которое он занимает в социальной группе. Каждому отводится несколько ролей (например, муж, друг, коллега, наставник), что влечет за собой необходимость изменения правил поведения в зависимости от выполняемой в данный момент роли. Разнообразие социальных взаимодействий и ожиданий заставляет людей приобретать способность различать модели поведения.

Активность

У каждого человека есть биологически обусловленная необходимость удовлетворять свои потребности. Это делается в индивидуальном порядке, на который влияют все факторы, указанные выше. В восприятие мира входит и собственная деятельность. Образ мира определяет сферу деятельности человека. По мере взросления люди расширяют кругозор и развивают психику.

Зрелая личность характеризуется преимуществом когнитивной зоны и воли (характера) над другими элементами, а также повышенным уровнем самосознания и сопереживания. Формированию зрелой личности способствует курс Викиум «Критическое мышление».

Факты, которые следует знать родителям, чтобы воспитывать ребенка максимально эффективно

Факторы влияющие на развитие ребенка

Нет ничего более увлекательного, чем наблюдать, как ребенок растет и развивается. Особенно восхитителен этот процесс в глазах родителей – каждый период в жизни ребенка вызывает у них восхищение. Несмотря на то, что дети развиваются в собственном темпе, в самом процессе развития детей существует множество общих закономерностей и факторов, способных повлиять на этот процесс. Рассмотрим несколько фактов о развитии ребенка, которые будет полезно знать родителям.

1. Проблемы матери в период беременности могут влиять на развитие ребенка

В период беременности будущие мамы должны принимать ряд мер предосторожности, чтобы обеспечить нормальное развитие ребенка в утробе и после рождения. Прежде всего следует избегать тератогенов (факторов и веществ, которые могут вызвать врожденные пороки развития у ребенка), таких как алкоголь, наркотики и другие токсичные вещества. Генетические отклонения, наследственные заболевания и отклонения также могут влиять на развитие ребенка. Родители не могут воздействовать на все эти факторы, но, зная о них заранее, можно сделать вывод, потребуется ли матери и ребенку специальная помощь.

2. На развитие ребенка влияют наследственные факторы и факторы окружающей среды

Наследственность и окружающая среда достаточно сильно сказываются на развитии ребенка по отдельности, но они могут влиять на этот процесс и в совокупности. Например, генетически ребенок предрасположен к тому, чтобы быть высоким, но, если его организм не получает достаточного количества питательных веществ в период роста, он может не развить эту предрасположенность.

3. На рост и развитие ребенка влияет стиль воспитания родителей

Исследователи выделяют 4 основных стиля воспитания: демократический, авторитарный, либеральный, индифферентный. Каждый из них может по-разному влиять на развитие ребенка.

Например, дети, воспитанные демократичными родителями, часто вырастают счастливыми и успешными в жизни, в то время как дети, к которым применяли либеральный стиль воспитания, имеют проблемы с тем, чтобы подчиняться и следовать общему распорядку и могут показывать более низкую успеваемость в школе.

4. Демократичный стиль воспитания лучше всего влияет на ребенка

Такое воспитание развивает у ребенка компетентность, уверенность в себе и делает его счастливым. Демократичные родители слушают ребенка, проявляют к нему любовь и заботу, но в то же время устанавливают ограничения и последствия за плохое поведение.

5. Физическое развитие ребенка происходит по определенной схеме

Возможно, вы никогда об этом не задумывались, но организм развивается в строго определенном порядке: туловище и торс развиваются раньше, чем руки и ноги, большие мышцы – раньше, чем мелкие, а в целом процесс развития частей тела происходит в нисходящем порядке: начинается с головы и заканчивается пальцами ног.

6. То, как родители разговаривают с ребенком, влияет на развитие у него речевых навыков

Если мама с самого раннего возраста разговаривает с ребенком и называет ему предметы, которые его окружают, это помогает ему развивать речевые навыки и увеличивать словарный запас. Простая лексика и усиленная артикуляция звуков помогает детям быстрее и легче усваивать новые слова.

7. Лепет младенцев – одна из самых ранних стадий развития речи

Развитие речевых навыков у детей проходит четыре основных этапа: лепет и произнесение несвязных звуков, произнесение одного, двух слов и фраз. Иными словами, лепет младенца, который родителям может показаться непонятным набором звуков, на самом деле является первым шагом к развитию речи.

8. В своем развитии все дети проходят одни и те же этапы, но каждый ребенок развивается в собственном темпе

Детские врачи и эксперты по детскому развитию обращают внимание на этапы и основные навыки, которыми овладевает ребенок в процессе своего развития, чтобы убедиться, что ребенок развивается без отклонений. Однако следует помнить, что разные дети могут в разном возрасте произносить первое слово, сделать первый шаг и т.д. Если соседский ребенок заговорил или сделал первый шаг раньше, чем ваш, это значит только то, что он развивается быстро, а не то, что ваш ребенок отстает в развитии.

9. Чем быстрее родители реагируют на потребности ребенка, тем здоровее будет его психика

Если родители быстро реагируют на просьбы ребенка, если уделяют ему достаточно времени и играют с ним, его эмоциональная привязанность к ним возрастает.

В результате ребенок растет более чутким к окружающим, имеет более высокую самооценку и развивает более зрелые психические качества, чем дети, которым родители не уделяли должного внимания.

10. Качественный уход за ребенком положительно влияет на его развитие

Родители часто беспокоятся, оставляя ребенка в детском саду или с няней. Однако психологи утверждают, что это может иметь положительное влияние на ребенка при условии, что воспитатели или няня хорошо о нем заботятся.

Выбирая для ребенка детский сад или няню, будьте внимательны: задавайте вопросы, беседуйте с претендентом, предложите ему некоторое время провести с ребенком под вашим наблюдением. Доверяйте своей интуиции: если вам кажется, что что-то идет не так, откажитесь от услуг этого человека, даже если вы не можете логически объяснить, что именно вызвало у вас подозрения. Перебирайте различные варианты до тех пор, пока не найдете место или человека, в которых вы будете уверены на сто процентов. Главное – чтобы ребенок получил любовь и заботу.

Человек является биологическим существом, которое живет в определенной среде. С самого рождения на него действуют некие факторы. Факторы влияющие на развитие детской психики- это биологический фактор, природный и социальный. Каждый из этих факторов по-своему влияет на формирование психического развития ребенка.

Биологический фактор и его влияние

Биологический фактор в свою очередь подразделяют на врожденный и наследственный. По наследству от своих родителей ребенок получает строение мозга, строение органов чувств, нервной системы, предрасположенность к заболеваниям, свойства нервной системы, которые в дальнейшем являются основой для формирования его темперамента. Как известно, темперамент это врожденное качество. Все это можно назвать задатками, которые формируются и меняются на протяжении всего роста ребенка. Большое значение имеет то, что ребенок наследует от родителей прямохождение, строение артикуляционного аппарата и строение кисти руки. Еще ребенок наследует потребность в тепле и пище.

Факторы влияющие на развитие ребенкаВлияние социального фактора на психическое развитие ребенка

Социальный фактор очень обширный. Он включает в себя семью, воспитание в дошкольном учреждении, роль воспитателя и друзей, обучающий процесс в школе. Все начинается с семьи, когда ребенок еще совсем маленький и воспринимает окружающий мир, основываясь только на чувства. Он нуждается в защите и ласке, в тепле и понимании. В семьях, где есть взаимопонимание и отсутствуют конфликты, ребенок развивается правильно и его психики ничего не угрожает. Большую ошибку допускают те родители, которые втягивают малышей в семейные разборки. Ребенок в силу своего возраста не может понять ситуации и часто делает себя виноватым во всем происходящем, что приносит огромный вред его психическому здоровью.

По мере взросления ребенок идет в дошкольное учреждение, а далее в школу, где в его жизни появляются новые люди. Это воспитатели, педагоги и друзья. На определенном этапе дети идеализируют взрослых. Поэтому важно чтобы педагоги имели правильное представление о жизни и прививали ребенку истинные ценности и нормы правильного поведения.

Из социального фактора вытекает социально-национальный. Страна, язык, народные традиции откладывают отпечаток на психическом развитии ребенка.

Социальный фактор является доминирующим. Ребенок не может правильно развиваться без социальной среды. У детей, которые лишены полноценной социальной среды, происходит торможение психического развития, и они значительно отстают от своих сверстников. Как пример можно привести детей, которые длительное время находятся в больницах, воспитываются в приютах или интернатах. У этого явления даже есть название феномен госпитализма, то есть ограниченная человеческая среда, нехватка общения и тактильных ощущений.

Влияние природного фактора

Природный фактор сам по себе не оказывает прямого влияния на психическое развитие ребенка. Косвенно природа воздействует на ребенка через социальную среду. Здесь роль играет вода, воздух и особенности климата.

Факторы влияющие на развитие ребенкаОсновные условия для гармоничного развития ребенка

Для правильного развития психического состояния ребенка важно сочетание некоторых условий. Необходимо, чтобы головной мозг работал правильно, иначе в развитии будут наблюдаться отклонения. Вторым и важным условием являет физическое развитие. Нормальное физическое развитие и развитие нервных процессов. Обязательным условием является правильная работа органов чувств, через которые ребенок познает мир. И последнее, но не по значимости, это правильное воспитание и последовательное образование. Воспитание и образование это основные факторы правильного формирования психики ребенка.

Психически здоровым ребенок может стать только тогда, когда для него будут созданы все необходимые условия, а это уже задача взрослых. Заботится о будущем поколении следует еще до начала зачатия, создавая вокруг себя оптимальные условия, в которых потом будет воспитываться и ребенок.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector