Фазы развития ребенка

как проходящее 3 последовательные фазы –фазу нормального аутизма, фазу симбиоза и фазу сепарации-индивидуации, разделяя последнюю на 4 подфазы:

АУТИЧЕСКАЯ фаза(1й мес. жизни)
Младенец очень мало взаимодействует с внешними стимулами. Он не может различать внутренние и внешние стимулы и не выделяет себя из окружающего его мира
Защитные механизмы работают на соматическом уровне (по схеме переполнение –разрядка), поведение направлено на поддержание внутреннего равновесия. Выживание ребенка целиком зависит от матери
СИМБИОТИЧЕСКАЯ фаза(2–5мес. жизни)
Неспособный провести чёткое различие между собой и матерью, ребёнок переживает соматическое и психическое слияние с ней. Весь его мир сосредоточен на ней одной.Только примерно на третьем месяце жизни, возникает смутное осознание, что потребности удовлетворяются «внешним» объектом.
К четвёртому месяцу это скорее стадия начала диалога. Если у младенца получается воздействовать на мать и добиться от неё нужной младенцу реакции, пара мать-младенец обретает способность латать неизбежные разрывы в эмпатической связи

Подфаза дифференциации(5 –9 мес. жизни)
Младенец начинает проявлять интерес к миру, лежащему за пределами общения с матерью, но ребёнок ещё нуждается в «эмоциональной дозаправке»с мамой, иногда через физический контакт, иногда с помощью контакта глаз. Образ матери, будучи помещенным внутрь, превращается в одну из функций»Я»(самоутешение в отсутствие матери).
Удаление от матери развивается в контексте уверенности во взаимоотношениях.
Хорошая мать активно приспосабливается к потребностям ребёнка, и в самом начале, адаптируясь к ребёнку на все 100%, мать создаёт иллюзию того, как бы находится под его контролем, а затем постепенно разрушает эту иллюзию.
Стопроцентное приспособление к нуждам младенца постепенно ослабевает.
Когда мать оставляет ребёнка одного на короткий срок, он испытывает тревогу и одновременно –пробуждение умственной активности и чувствительности. Если всё идёт хорошо, этот опыт помогает ребёнку постичь, что внешние объекты реальны. Только неполная адаптация к потребностям ребёнка делает объекты реальными и развивает способность младенца выражать отношение к внешней реальности, адекватно оценивать её и думать о ней

Подфаза практики(10 – 15-16 мес.)
В этом возрасте дети учатся ходить. Между 15-м и 18-м месяцами, ребёнок обретает способность формировать представление о своей матери. В поведении ребёнка появляется интерес к другим людям.
Ребёнок научается оживлять людей во внутренней реальности. Разлучаясь с матерью на короткий срок, ребёнок хранит в памяти её образ, и этот внутрипсихический образ достаточен для поддержания его душевного благополучия (если отсутствие не слишком долго)

Подфаза воссоединения(16 – 24 мес.)
В этой фаза отделение от матери перемежается с прилипанием к ней. Постоянная озабоченность по поводу местонахождения матери сопровождается колебаниями настроения и вспышками капризности.
Вместе с тем ребёнок осознаёт, что его желания не всегда совпадают с желаниями его матери, он не всегда может повелевать ею. Возникает борьба за власть.
Некоторые матери в этот период неспособны принять возросшую требовательность и капризность ребенка.Иные, наоборот, неспособны смириться с растущей сепарацией, отделением ребенка. Всё это может стать источником проблем в процессе его психического развития.
Прогресс в интеллектуальном развитии заставляет ребёнка осознать свою беспомощность и своё одиночество, свою незначительность и свою слабость

Подфаза постоянства объекта(24 –36 месяцев)
С возрастом регулирующие функции»Я» развиваются и ребёнок обретает способность регулировать захватывающие его аффекты самостоятельно. Появляется Внутренний образ матери. Ребёнок может интегрировать любовь и ненависть к матери. обретает уверенность в том, что его любящие взаимоотношения с матерью будут продолжаться несмотря на разлуки или временный гнев.
Достижение постоянства объекта обычно сопровождается достижением постоянства собственного»Я»

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector