Физическое развитие ребенка 6 лет

Физическое развитие ребенка в возрасте от 3 до 6 лет: ключевые показатели

Трехлетний возраст – своего рода новая ступень в развитии ребенка. Это уже не карапуз, а вполне самостоятельный маленький человечек. В этот период происходит постепенное исчезновение младенческих черт и появление новых, характерных только для дошкольников.

Показатели роста и веса

В период с 3 до 6 лет увеличение веса происходит в основном за счет развития мышц. Рост мышечных тканей постепенно замедляется, отставая от роста жировых тканей. Это объясняет тот факт, что дошкольники чаще всего выглядят более стройными по сравнению с малышами. У мальчиков в этом возрасте больше мышечных тканей, у девочек – жировых.

Средний показатель роста у мальчиков в возрасте 3 лет – 97 см. Девочки-ровесницы традиционно ниже на 2,5 см.

Вес у мальчиков в 3 года достигает в среднем 14,5 кг, а в 6 лет – 21,8 кг. Девочки легче ровесников примерно на 450 г.

Развитие двигательной активности

Начиная с 3-летнего возраста у детей увеличивается скорость движений и улучшается их координация. К 4 годам усиливается чувство равновесия. Это происходит из-за изменений пропорций тела, вследствие чего смещается центр тяжести.

С каждым годом в интервале от 3 до 6 лет дети начинают двигаться с большей скоростью. Они демонстрируют хорошую реакцию и умение выполнять несколько видов деятельности одновременно. Это относится к активным играм.

Умение держать равновесие в возрасте 3–6 лет позволяет детям осваивать новые виды физической активности, к примеру, катание на лыжах и коньках.

Развитие тонкой моторики

Если в 3 года дети плохо справляются с умением самостоятельно застегивать одежду, без расплескивания наливать жидкость в посуду, к 4 годам наступает период улучшения координации движений.

Процесс развития тонкой моторики происходит постепенно. Сначала дети все делают неуклюже. И здесь родителям важно проявить терпение и не ругать за пролитую воду, разбитую чашку или спутанные шнурки.

К 4 годам дети умеют самостоятельно застегивать и расстегивать молнии, кнопки и пуговицы, поворачивать дверную ручку, без помощи взрослых быстро одеваться и раздеваться. К приобретенным навыкам прибавляются умение умываться и чистить зубы, резать ножницами бумагу и ткань.

В 5-летнем возрасте дети уже умеют самостоятельно вставлять и завязывать шнурки.

Развитие костной системы

В период от 3 до 6 лет костная система ребенка претерпевает серьезные изменения:

  • с 3 лет хрящи постепенно превращаются в твердые кости, которые увеличиваются в объеме;
  • с 4–5 лет начинают выпадать «молочные» зубы;
  • с 6 лет появляются первые постоянные зубы.

Во время формирования костной системы ребенка важно обеспечивать его потребность в питательных веществах. Недоедание может стать причиной угрозы для полноценного развития маленького человечка.

Необходимо соблюдать и гигиену полости рта. Если не приучать ребенка к ежедневной чистке зубов, они могут начать портиться. А преждевременное разрушение молочных зубов рискует привести к смещению постоянных.

Особенности питания в период 3–6 лет

Для полноценного развития ребенку в возрасте 3–6 лет требуется 1800 калорий в день. Рацион должны составлять продукты, обладающие высокой питательной ценностью: мясо, яйца, блюда из разных круп, фрукты и сырые овощи.

В этом возрастном периоде дети часто высказывают капризы во время еды. Чтобы свести к минимуму отказы, необходимо превращать завтраки, обеды и ужины в красивый ритуал, даже простые и будничные блюда оформлять затейливо.

Многие родители делают ошибку, балуя ребенка высококалорийными продуктами, но с небольшой питательной ценностью. А это риск нарушения обмена веществ и появления избыточного веса.

Умения и навыки

В возрасте от 3 до 6 лет ребенок умеет:

  • контролировать движения частей тела;
  • ловить мяч двумя руками;
  • многократно ударять об пол мячом и ловить его;
  • удерживать равновесие, стоя на одной ноге, в течение 15 секунд;
  • хорошо прыгать;
  • самостоятельно ходить по бревну;
  • кататься на двухколесном велосипеде;
  • прыгать через скакалку;
  • танцевать;
  • знать разницу между правой или левой рукой;
  • уверенно расстегивать и застегивать застежки на одежде.

Стимулирование физического развития ребенка

Для полноценного физического развития ребенка ему необходимо создавать комфортные условия. Наряду с правильным питанием и полноценным отдыхом он должен находиться в обществе других детей. Ведь совместные игры всегда благотворно влияют на развитие ребенка, как физическое, так и психоэмоциональное.

Вместимость детского желудка вдвое меньше, чем у взрослого человека. Ребенку трудно переваривать обильную пищу, поэтому желательно кормить его чаще, но понемногу. Легкие перекусы помогут предотвратить детские капризы из-за чувства голода.

Олеся Бутузова, врач-педиатр: «Чтобы ребенок рос и развивался гармонично, родители должны принимать активное участие в его жизни. Причем не только в качестве повара диетических блюд или антропометриста, измеряющего рост и вес каждые 2 месяца. Родители должны стать друзьями, принимающими участие в играх детей. Ведь именно игровая деятельность – локомотив детского развития. Помните, не следует ждать от ребенка умения забивать мяч в ворота или ездить на двухколесном велосипеде, если вы не показали ему пример. Как бы это ни казалось странным, дети не умеют играть. Всему этому их нужно НАУЧИТЬ».

Автор: Елена Нерсесян-Брыткова

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ОТ 7 ДО 12 ЛЕТ.

Если бы дети продолжали расти так же быстро, как они росли в период внутриутробного развития, то к 20 годам их рост составил бы 6, 1 м, а весили бы они больше чем весит земной шар! К счастью темп роста к 5- 6 годам замедляется, до 12-13 лет остается примерно тем же и вновь резко увеличивается в подростковом возрасте.

По мере роста рук и ног и уменьшения жирового слоя дети все больше становятся похожими на взрослых, пропадает их неуклюжесть.

В первые школьные годы мальчики и девочки мало различаются по физическому развитию, но в старших классах это равновесие нарушается, это связано и с индивидуальными различиями, и с более ранним становлением организма девочек.

В возрасте от 6 до 12 лет большинство детей прибавляет в росте по 5-7 см в год. Средний рост 6-летних детей лишь 1,22 м, к подростковому возрасту он увеличивается до 1,52 м. Обычно в 6 лет девочки немного ниже мальчиков, догоняя их к 9 годам и немного обгоняя к 10.

Вес в этом возрасте увеличивается в среднем на 2-2,7 кг в год.

За период от 6 до 12 лет вес тела удваивается, увеличиваясь примерно от 18 до 36 кг. В 6-летнем возрасте девочки весят обычно немного меньше мальчиков, в 8 лет их вес примерно одинаков, а 9-10 лет девочки обгоняют мальчиков.

Мозг и нервная система. В этом возрасте отмечается наибольшее увеличение мозга — от 90 % мозга взрослого человека в 5 лет и до 95% в 10 лет. Продолжается совершенствование нервной системы. Развиваются новые связи между нервными клетками, усиливается специализация полушарий головного мозга. К 7 – 8 годам нервная ткань, соединяющая полушария, становится более совершенной и обеспечивает их лучшее взаимодействие. Эти изменение нервной системы закладывают основу для следующего этапа умственного развития ребенка.

Кости. Рост костей особенно заметен. Это касается в первую очередь лицевых, а так же длинных костей рук и ног. Однако в костной системе детей по-прежнему меньше неорганических соединений, больше воды и белковоподобных веществ, чем в костях взрослых.

Детские кости требуют лучшего кровоснабжения, связки закреплены менее прочно, а в местах их соединения больше пространства, чем у взрослых, поэтому растущий ребенок более гибок и в то же время чувствителен к давлению и растяжению мышц, обладает меньшей сопротивляемостью костным инфекциям, чем взрослый.

Неразвитые кости ребенка подвергаются немалой опасности и в случае физических перегрузок, к которым побуждают детей, например, ради победы в спортивных соревнованиях.

Мышцы и жировая ткань. До изменения рациона питания в начальных классах жировая ткань у детей обычно не меняется. Однако с переменой пищи происходит постепенное нарастание массы и силы мышц.

Вообще у мальчиков мышечной ткани больше, чем у девочек, поэтому мужчины в любом возрасте сильнее женщин.

Но несмотря на то, что мышцы в среднем детском возрасте становятся более сильными и прочными, все же у ребенка они функционируют не так как у взрослого. Неловкость, некоординированность движений, неспособность долго сидеть спокойно и быстрая утомляемость характерна для детей с незрелой достаточно развитой мышечной тканью.

По мере того как мышцы наливаются силой, дети испытывают все большую потребность в движениях, физической активности.

Правильное, прямое положение тела требует постоянного напряжение мышц. Неправильная поза усиливает нагрузку на кости, связки и костные соединения. Она может быть результатом лени, слабого развития мышц или болезни. Такие виды деятельности, как танцы, езда на велосипеде, физический труд, могут быть полезны для улучшения осанки и повышения тонуса мышц. Но если занятия танцами начинаются слишком рано, да еще связаны с перегрузками, они могут быть опасны для костей и мышц.

У школьников в возрасте от 7 до 12 лет обычно не наблюдается столь резкого улучшения двигательных способностей, как это бывает в промежутке от рождения до пяти лет. Однако и в этом возрасте двигательные навыки развиваются, позволяя детям овладевать разнообразными сложными видами физической деятельности и совершенствовать свои двигательные навыки .

РАЗЛИЧИЕ ПРАВОЙ И ЛЕВОЙ СТОРОНЫ (ЛАТЕРАЛЬНОСТЬ).

Способность различать правую и левую стороны тела, как и предпочтение одной из них, формируется, и довольно быстро, и в первые школьные годы.

К 7 годам 75% детей могут правильно определить правую и левую руку другого человека, с какой бы стороны они на него не смотрели. К 8 годам с этой задачей справляются 95 % детей.

Умение различать правую и левую стороны – важная предпосылка для многих видов обучения.

ИЗМЕНЕНИЕ ВИДОВ ПОВСЕДНЕВНОЙ АКТИВНОСТИ.

К 6 годам плохой аппетит, присущий ребенку в раннем детстве, постепенно исчезает. Ребенок ест больше, особенно если пища разнообразная. В это возрасте и вплоть до 12 лет у детей, как правило, нет проблем со здоровьем. Однако родители не должны терять бдительность во избежание несчастных случаев.

В первые школьные годы ребенок растет не очень быстро, поэтому потребность в калорийной пище у него не столь велика, как во время ускоренного физического развития в подростковом возрасте.

Физическое развитие ребенка 6 лет

Физическое развитие ребенка 6 лет — ребенок более активно начинает расти, за год примерно может вырасти на 5-7 см, вес может увеличится на 2,5 — 3 кг.

В этом возрасте ребенок уже сформирован как личность, он уже имеет свою точку зрения и свое отношение к окружающему миру.

Детский мозг по набору функций уже полностью соответствует взрослому.

В этом возрасте двигательная активность развита, идет развитие выносливости. Шестилетка уже может пройти расстояние в несколько километров, и не почувствовать усталости.

Кости достаточно крепки, но минеральных веществ в них на порядок меньше, чем у взрослого человека. Позвоночник по-прежнему уязвим, важно следить за осанкой дошколенка.

В течении всего года дети растут не равномерно, весной и летом рост происходит быстрее, ребенок «тянется к солнышку», зимой активность роста замедляется. Мальчики растут быстрее девочек.

Но в этом периоде рост и развитие ниже, чем у детей среднего дошкольного возраста, объясняется это тем, что развитие организма ребенка происходит волнообразно.

У шестилеток более развивается подвижность позвоночника, плечевых и тазобедренных суставов. Мышцы пока развиты слабо. Сначала развиваются мышцы туловища, плечевого пояса, нижних конечностей. Более мелкие мышцы развиваются позднее.

Формирование стопы играет большую роль в формировании опорно— двигательной функции у детей. Различия между детской и взрослой стопами в том, что детская более короткая и суженная в пяточной области.

Суставно—связочный аппарат сформирован при рождении, он продолжает совершенствовать функциональность в детском периоде.

По мере развития мышечной массы, улучшается координация движений. В этом возрасте более развиты психомоторные движения, они отвечают за быстроту и точность. Мышцы мальчиков более работоспособны нежели у девочек.

У шестилетних детей слабые дыхательные мышцы. Сердце так же еще не окрепло, однако органы и ткани снабжаются кровью быстрее, чем у взрослого в два раза. Связано это с большим числом сердечных сокращений. Так же метаболизм дошкольника быстрее, чем у взрослого.

В 6 лет ребенка хорошо отдать в спортивную секцию или в танцевальный кружок. Там он познакомится с новыми сверстниками, вдоволь набегается, напрыгается, совершенствуя свое тело.

На физическое развитие ребенка 6 лет влияет несколько факторов:

— эмоциональная обстановка в семье;

— гормоны в организме;

Мальчики и девочки уже явно отличаются друг от друга поведением.

В этот период различными становятся игры у детей разных полов, девочки любят играть в спокойные игры, они более усидчивы. Мальчики, наоборот любят побегать, попрыгать.

Шестилетние дети умеют хорошо владеть своим телом. Они могут выполнять достаточно сложные физические упражнения, хорошо прыгают, лазают по «шведской» стенке, им легко удается кататься на двухколесном велосипеде.

Ребятам такого возраста свойственна настойчивость в умении совершать какие-либо трюки.

Дошколята хорошо владеют мелкой моторикой рук, они умеют складывать пазлы, собирать конструктор с мелкими деталями, интересуются шитьем, и могут изготовить поделку из ткани. Могут вылепить из пластилина фигуру похожую на реальную.

Физическое развитие ребенка 6 лет мальчика отличается от физического развития ребенка 6 лет девочки, мальчишки становятся более вытянутыми, «прогонистыми». У них развита крупная моторика, которая совершенствуется благодаря играм с мячом и лазанием по турникам.

Девчонки заметно округлее мальчиков, у них начинает откладываться подкожный жир, у малышек более развита мелкая моторика, творческие способности. Малышки любят играть небольшими группами усевшись в кружок. Для девочек легче освоение письма.

Важно понимать, что между воспитанием девочек и мальчиков есть разница.

Будущим мужчинам важно объяснять, что будет результатом поступка, малышкам же стоит донести эмоциональную сторону действия.

Что должен уметь делать дошкольник в 6 лет

Родители задаваясь вопросом о физическом развитии ребенка 6 лет должны знать, что должен уметь делать дошкольник.

  1. Бегом шестилетка может преодолеть расстояние в 200 — 300 метров, во время забега он может обегать препятствие, перепрыгивать через невысокие преграды. Во время бега он может ускорятся и замедляться.
  2. Без усилия дошколенок может, закрыв глаза дотрагиваться до любой части тела.
  3. В этом возрасте ребенок может ловить руками или останавливать ногами мяч, может забросить его в цель.
  4. Если попросить малыша пройтись по узкой поверхности, он без труда это исполнит.
  5. У будущих выпускников детского сада игры направлены на прыжки, девочки чаще играют в «классики» или «резиночку». Малыш при ходьбе по лестнице старается перепрыгнуть через пару ступеней сразу.
  6. Малыш может прыгать во все стороны через небольшое препятствие;
  7. Идя, может подпрыгивать, чередуя правую и левую ноги;
  8. Может ползти спереди назад, на животе, а так же, проползать под препятствиями;
  9. Может приседать с прямой спиной, не теряя равновесия;
  10. Играть в бадминтон, если научить, хорошо плавает.
  11. Особенную любовь ребятни возрастом 6 лет завоевала гимнастическая стенка, по ней они готовы карабкаться часами

В возрасте 6 лет закладываются понятие культуры подвижности, удачно осваиваются новые, доселе неизвестные упражнения и шаги, основы физической культуры.

Шестилетки с легкостью выполняют упражнения, даже без специального инструктажа, потому что нервная система пластична, а мышцы уже достаточно сильны.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector