Физиологическое развитие детей дошкольного возраста

Возраст 3-7 лет относится к дошкольному периоду, который очень важен в развитии ребенка, так как характеризуется качественным и функциональным совершенствованием головного мозга, всех органов и систем организма.

Динамика физического развития ребенка в дошкольном возрасте отличается неравномерностью. На 4-м и 5-м годах жизни рост ребенка несколько замедляется, ребенок за год вырастает на 4-6 см, а на протяжении последующего периода жизни возрасте 6-7 лет) прибавка в росте достигает 8-10 см в год. К 7-ми годам у него заметно удлиняются верхние и нижние конечности, увеличивается окружность грудной клетки.

Прибавка массы тела детей к 4-м годам жизни , как и прибавки роста, несколько замедляются и составляют в среднем за год 1,2-1,3 кг, а затем снова отмечается более интенсивное увеличение массы тела: за 5-й год жизни ребенок прибавляет в среднем 2 кг, за 6-й -2,5 кг, за 7-й около 3,5 кг. К 6-7 годам масса тела ребенка удваивается по сравнению с его массой в годовалом возрасте.

В дошкольном возрасте формируются базовые двигательные уме­ния и навыки, создается фундамент двигательной деятельности.

В младшем дошкольном возрасте движения еще несовершенные, неточные, сознательное управление движениями ограниченно, изгибы позвоночника, сводов стоп маловыраженны, вестибуляр­ный аппарат развит недостаточно, центр тяжести расположен высоко, мышцы ног слабые, поэтому часты падения. Двигатель­ная реакция замедленна, мышцы-разгибатели развиты недоста­точно. Малыши быстро утомляются. Движения дети выполняют схематично, несогласованно, ча­сто замедленно.

На 3-м и 4-м году жизни заметно расширяется двигательный опыт ребенка, развивается произвольность управления движени­ями. К 3 годам формируются умения бросать и ловить мяч, бегать и прыгать с места, лазать по гимнастической лестнице. В этом воз­расте дети способны последовательно выполнять несколько дви­гательных действий подряд, изменять направление движения и подчиняться заданному темпу (в основном среднему). В 4-летнем возрасте малыши достаточно хорошо сохраняют равновесие, спус­каются с горы на санках, передвигаются на лыжах и ездят на трехколесном велосипеде.

В среднем дошкольном возрасте движения ребенка разнообраз­нее, так как расширяются возможности опорно-двигательного аппарата. Скелет приобретает прочность в связи с активным про­цессом окостенения: начинается сращение костей таза, изгибы позвоночника шейного и грудного отделов вполне отчетливы и определенны. Ребенок гораздо устойчивее в статических позах и в динамике. Под руководством взрослых дети могут дать элементар­ный анализ движения, выделить в нем несколько характерных особенностей. Более устойчивыми становятся внимание, двига­тельная память, мышление, воображение. Дети лучше ориентиру­ются в пространстве, согласовывают свои движения с движения­ми товарищей. На 5-м году жизни в силу наступающей морфо-функциональной зрелости центров головного мозга, регулирую­щих крупные группы мышц, движения становятся точнее и энер­гичнее, формируются способность удерживать исходное положе­ние, сохранять направление, амплитуду и темп движений, уме­ние участвовать в играх с ловлей и увертыванием, где результат зависит от совместных действий.

В старшем дошкольном возрасте позвоночник еще недостаточ­но сформирован, поэтому надо следить за осанкой детей. На 6-м и 7 м году жизни происходит качественный скачок в развитии дви­жений, появляются выразительность, плавность и точность, осо­бенно при выполнении общеразвивающих упражнений. Дети луч­ше осваивают ритм движения, точнее оценивают пространственное располо­жение частей тела, предметов. Ребята начинают замечать ошибки при выполнении отдельных упражнений, способны на элементарный анализ. Они могут различать в содержании не только его основные элементы, но и детали, начинают изучать более тонкие движения в действии. В результате успешно осваиваются прыжки в длину и высоту с разбега, прыжки со скакалкой, лазанье по ше­сту и канату, метание на дальность и в цель, катание на двухколесном велосипеде, коньках, лыжах и плавание.

Дети дошкольного возраста по сравнению с детьми раннего возраста более выносливы к физическим нагрузкам. У них хорошо развита речь, дети этого возраста имеют определенные навыки в самообслуживании, труде, подготовлены к обучению в школе. Сопротивляемость к заболеваниям у них значительно выше.

Головной мозгпри рождении 350-380 гр. (10% от массы тела), к 3-м годам увеличивается в 3 раза. Имеются все борозды и извилины. Основная дифференцировка заканчивается к 8 годам. Спинной мозг к 2 годам напоминает спинной мозг взрослого человека. К 5 годам его масса увеличивается в 3 раза, доходит по длине до первого поясничного позвонка. Спинной мозг функционально более совершенен, чем головной.

Вегетативная нервная системаобеспечивает поддержание сосудистого тонуса, регулирует функции внутренних органов. Однако, эта регуляция легко нарушается при воздействии неадекватных возрасту внешних факторов.

Кожа и подкожно-жировая клетчатка– осуществляет защитную, терморегуляторную, выделительную, дыхательную и др. функции. Защитная функция выражена слабо. Потовые железы полностью развиваются к 5-7 годам и через них удаляются шлаки. Больше потовых желез располагаются в подмышечной, паховой области и заканчивают свое развитие к половому созреванию. Подкожно-жировая клетчатка развита достаточно. До 6 лет идет увеличение жировых клеток.

Костная система. Кости постепенно уплотняются и с 2-3 лет уже имеют пластинчатое строение. Швы на голове закрываются ко 2-3 месяцу, а их полное сращение происходит в 3-4 года. Укрепление позвоночника и его изгибов происходит к 7-12 годам. Стопа и ее свод укрепляются к 5 годам. Грудная клетка имеет цилиндрическую форму и оканчивает свое формирование, как и позвоночник к 12-13 годам.

К 2-3 годам имеется полный набор молочных зубов в количестве двадцати. Постоянные зубы начинают прорезываться к 5-7 годам. Смена молочных зубов идет с 6-7 лет. С 3-х лет ребенок должен хорошо полоскать и чистить зубы и не злоупотреблять сладостями (зубы разрушает молочная кислота, которую вырабатывают бактерии, живущие в крахмале и сахаре)

Мышечная система.Мышечная масса прирастает к 5 годам. Дети много двигаются, увеличивается сила мышц, выносливость, совершенствуется координация движения. Очень важно знать, что движения в этом возрасте ребенку жизненно необходимы. С движением параллельно развивается зрение, слух, обоняние, тактильная чувствительность. А т.к. центральное звено двигательного анализатора расположено рядом с центром речи, письма, то сигналы из двигательного центра распространяются на соседние области и стимулируют их развитие. Если давать ребенку задание выполнять движения пальцами рук, можно совершенствовать его речь, учить счету, письму и т.д.

Органы дыханиятоже совершенствуются. Носовые ходы становятся более широкими. Придаточные пазухи носа формируются к 2-х летнему возрасту и полного развития достигают к периоду полового созревания. Лимфатическая ткань разрастается и пик роста приходится на 4-10 лет. Гортань и трахея обильно кровоснабжены. Бронхи прекращают свое ветвление к 7 годам. Увеличивается масса легких и их объем, созревает ацинус. В легких идет развитие эластической ткани, они богато васкуляризированы. Дыхание имеет свои особенности. В 1-2 года ЧД 30-35 в минуту, в 5-6 лет ЧД 25 в минуту, к 10-12 годам становится как у взрослого – 17-18 в минуту. К 5-7 годам ребенок может делать глубокий вдох.

Сердечно-сосудистая система. В 1,5-2 года вес сердца увеличивается в 3 раза, а к 6 годам – в 11 раз. При рождении у ребенка просвет артерий и вен одинаковый, в диаметре они широкие, поэтому и давление низкое – 70/36 мм.рт.ст. С возрастом артерии становятся уже, давление увеличивается.

Давлениеможно определить по формуле

Систолическое 90 + 2п,где п – число лет

Диастолическое 60 + п

Пульс 1 год – 120-135 уд./ мин.

Года – 100-120 уд./ мин.

Года – 100-110 уд./мин.

Лет – 80-100 уд./ мин.

Лет – 70-100 уд./ мин.

Органы мочевыделения. Идет интенсивное созревание ткани почки. Снижена способность сохранять воду при длительном голодании, что ведет к быстрому обезвоживанию. Мочеточники и лоханки широкие. Это может привести к застою мочи и развитию ИМВП. У грудных детей удельный вес мочи низкий за счет сниженной концентрационной функции почек. Частота мочеиспусканий 20-25 в сутки. Объем мочевого пузыря к году 200 мл, число мочеиспусканий 15 раз в сутки.

Количество выделенной мочи за сутки = 600 + 100 (п – 1), где п- возраст ребенка в годах.

Физиологическое развитие детей дошкольного возраста

Иммунная система. На нее оказывает влияние активная иммунизация. Посещение детьми ДОУ также приводит к частой антигенной стимуляции. Процесс созревания иммунной системы заканчивается с наступлением половой зрелости. Лимфатическая ткань является основным субстратом иммунной системы. К лимфоидным образованиям относят вилочковую железу, лимфоузлы, селезенку, миндалины, лимфоузлы кишечника (пейеровы бляшки). Центральным звеном является вилочковая железа. От 1 до 3-х лет идет интенсивное ее увеличение, а к 12 годам – ее инволюция.

Физическое развитие

Увеличение массы и роста идет неравномерно. Пик увеличения массы приходится на 1-4 года и 8-10 лет, а роста – на 5-7 лет и 14-15 лет. Масса на 2-м году жизни увеличивается на 2,5-3 кг, на 3-м – на 1,5-2 кг. С 3 до 10 лет вес тела ребенка в среднем ежегодно увеличивается на 2 кг, а с 10-15 лет – на 3-4 кг.

Ориентировочно долженствующую массу тела можно рассчитать по формуле:

10,5 + 2п,

где п — возраст ребенка до 11 лет, а 10,5 – масса ребенка в 1 год.

Для ориентировочного расчета длины тела пользуются формулой:

Ребенок в 4 года имеет рост 100 см.

Если меньше 4 лет,

то его рост = 100 – 8(4-п)

Если больше 4 лет,

То его рост = 100 + 6(п-4)

Где п –возраст в годах.

Окружность головына 1-ом году увеличивается на 10-11 см, за 2 год – на 2 см, за 3 год – на 1 см. В дальнейшем прирост головы идет очень медленно, а после 6 лет она увеличивается всего на 5-6 см.

Окружность грудиза 1 год увеличивается на 13-15 см, за 2 год – на 2,5-3 см, за 3 год – на 1,5-2 см.

Известно, что ребенок развивается в результате непосредственного влияния на него взрослых, в процессе самостоятельной деятельности, а также под влиянием информации, поступающей из окружающей среды. Дети много играют с игрушками, двигаются и вместе с тем с интересом наблюдают за окружающим, рассматривают картинки, по разнообразным поводам обращаются к родителям, с удовольствием выполняют их поручения.

Дошкольный возраст с 3 до 6 лет является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. В этот период у ребенка продолжают развиваться и совершенствоваться все двигательные навыки, однако его общение с окружающим миром пока еще ограниченно. Постепенно дети приобретают самостоятельность, их организм крепнет, движения становятся более четкими, уверенными, быстрыми. Обогащению жизненного практического опыта способствует совершенствование действий с различными предметами домашнего обихода и игрушками. Действия становятся более точными, осмысленными, целенаправленными.

Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у дошкольников мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности, выработке основных гигиенических навыков. В дошкольном возрасте, как и в раннем детстве, большое значение для формирования ясных представлений об окружающем мире имеет чувственный опыт ребенка. В этом периоде игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих играх, — игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. Игра дошкольника значительно усложняется: в ней приобретается жизненный опыт, все отчетливее прослеживается определенный замысел, проявляется и развивается творческое воображение. С каждым годом в умственном развитии детей все большую роль начинают играть словесные пояснения и задания взрослого.

Одними из важнейших средств воспитания здорового ребенка являются физические упражнения, подвижные игры и спортивные развлечения. Занимаясь физическими упражнениями с детьми, важно внимательно следить за их здоровьем, обращать внимание на их внешний вид, настроение, самочувствие, утомляемость, аппетит и сон. Каждому, даже вполне здоровому ребенку желательно 2-3 раза в год проходить медицинский осмотр. При этом рекомендуется записывать показатели роста, веса и окружности грудной клетки ребенка, что позволит следить за его правильным развитием.

Условно приняты следующие периоды детства:

Период новорожденности — первые 3-4 недели жизни. Ребенок приспосабливается к новым условиям (у него возникает легочное дыхание, начинает функционировать пищеварительный тракт, устанавливается теплорегуляция); его нервная система еще незрелая — из-за несовершенства коры головного мозга, выражены только безусловные рефлексы.

Грудной период — первый год жизни. Начинают совершенствоваться функции центральной нервной системы; вырабатываются условные рефлексы; формируются движения; быстро увеличиваются вес и рост.

Преддошкольный период — от 1 года до 3 лет. Рост несколько замедляется, двигательные навыки совершенствуются; формируется речь; ребенок приобретает некоторые гигиенические навыки.

Дошкольный период — от 3 до 7 лет. Так же, как и преддошкольный, он характеризуется некоторым замедлением роста. Ребенок теряет избыточную округлость, у него крепнет мускулатура, сильно развивается скелет. К концу дошкольного периода начинается смена молочных зубов. Ребенок переходит на режим питания взрослых, становится более устойчивым к заболеваниям.

Развитие детей от 3 до 6 лет. В дошкольный период как бы закладывается фундамент здоровья и полноценного физического развития.

Многие ученые в области физической культуры и спорта считают, что целью физического воспитания подрастающего поколения является формирование основ физической и духовной культуры личности, повышение ресурсов здоровья как системы ценностей, активно и долгосрочно реализуемых в здоровом образе жизни. Применительно к дошкольному возрасту, по их мнению, основными задачами физического воспитания являются:

− формирование у детей осознанной потребности в освоении ценностей здоровья, физической культуры и спорта;

− природосообразное и индивидуально-приемлемое развитие физического потенциала, обеспечивающее достижение необходимого и достаточного уровня развития физических качеств ребенка, его двигательных умений и навыков;

− общее физкультурное образование дошкольников, направленное на освоение ими интеллектуальных, технологических, нравственных, этических и эстетических ценностей физической культуры;

− актуализация знаний на уровне начальных навыков проведения самостоятельных занятий.

В раннем и дошкольном возрасте важно решать задачи воспитания практически всех физических качеств. В первую очередь следует обращать внимание на воспитание координационных способностей, в частности на такие компоненты, как чувство равновесия, точность, ритмичность, согласованность отдельных движений.

Необходимо, чтобы занятия физической культурой доставляли детям радость, поддерживали хорошее настроение, побуждали к самостоятельности.

В детских дошкольных учреждениях средствами развития двигательных качеств служат физические упражнения, оздоровительные силы природы, гигиенические и социально-бытовые факторы, а также подвижные игры.

Основные анатомо-физиологические особенности детей в возрасте от 1 месяца до 7 лет.

Для изучения теории и методики физического воспитания детей дошколь­ного возраста важное значение имеют знания о возрастных особенностях физического развития опорно-двигательного аппарата, центральной нервной си­стемы, морфологических и функциональных изменений мышечной системы.

Нервная система

В раннем и дошкольном возрасте совершенствуются функциональные воз­можности центральной нервной системы, основные дифференцировки не­рвных клеток. В процессе взаимодействия с внешней средой у детей формиру­ются умения и навыки, новые, белее сложные условные рефлексы образуются на основе уже имеющихся.

Следует учитывать особенность центральной не­рвной системы ребенка сохранять следы тех процессов, которые в ней проис­ходили. Отсюда понятна способность детей быстро и легко запоминать пока­занные им движения. Однако для закрепления и совершенствования усвоенного необходимы многократные повторения.

Большая возбудимость, реактивность, высокая пластичность нервной системы у детей способствует лучшему, а иног­да и более быстрому, чем у взрослых, освоению довольно сложных двигатель­ных навыков: ходьбы на лыжах, фигурного катания на коньках, плавания. При­чем очень важно с самого начала правильно формировать двигательные навыки у дошкольников, так как исправлять их очень трудно.

Опорно-двигательный аппарат

Развитие скелета, суставно-связочного аппарата у детей до 7 лет еще не окон­чено. По сравнению со взрослыми костная система ребенка богаче хрящевой тканью и содержит больше органических веществ и меньше минеральных солей, поэтому кости ребенка, легко поддающиеся искривлению, могут при­обрести неправильную форму под влиянием неблагоприятных внешних фак­торов. Окостенение скелета происходит постепенно на протяжении всего пе­риода детства. В это время почти каждая из 206 костей скелета продолжает значительно изменяться по форме, размерам и внутреннему строению.

Кост­ная система дошкольников характеризуется незавершенностью костеобразовательного процесса и сохраняет в отдельных местах хрящевое строение (ки­сти рук, берцовые кости, некоторые части позвоночника), поэтому очень важно следить за правильной осанкой детей, за правильным положением тела во время сна, предупреждая возникновение деформаций позвоночника, груд­ной клетки, костей таза, конечностей.

Следует помнить, что чрезмерные на­грузки отрицательно сказываются на развитии скелета, вызывают искривле­ние костей, и наоборот, умеренные по нагрузке и доступные для данного возраста физические упражнения — бег, лазание, прыжки — стимулируют рост костей, способствуют их укреплению. Формирование костного скелета про­должается до периода полового созревания.

Мышечная система

Она развита у детей значительно слабее, чем у взрослых. Общая масса мус­кулатуры у ребенка дошкольного возраста составляет 20—22% по отношению к массе тела, т. е. в 2 раза меньше, чем у взрослого. Мышцы ребенка имеют волокнистую структуру, и по мере его роста, наряду с удлинением, происхо­дит рост мышц, главным образом, в толщину. Скелетная мускулатура ребенка до 7 лет характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций и связок. Брюшной пресс развит слабо и не в состоянии выдерживать большие физические напряжения.

Происходит расслабление волокон и могут образовывать­ся грыжи (пупочные). У мальчиков 6 лет слабо развито паховое мышечное кольцо, поэтому недопустимы чрезмерные нагрузки (возможно образование паховых грыж). Хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, однако мелкие мышцы спины, имеющие большое значение для удержания правильного положения позвоночного столба, развиты слабее. Вот почему уже в этом возрасте необходимо следить за осанкой ребенка.

Относительно слабо развиты мелкие мышцы кисти, поэтому дети не обладают точной координа­цией движений пальцев. Масса мышц нижних конечностей по отношению к массе тела увеличивается интенсивнее, чем масса верхних конечностей, что связано с высокой двигательной активностью ребенка.

Несмотря на то что уже к 5 годам значительно увеличивается мышечная масса, возрастает сила и работоспособность мышц, однако дети еще не способны к значительным мы­шечным напряжениям, к длительным физическим нагрузкам. Систематически тренируя мышечный аппарат, надо помнить: деятельность с попеременным напряжением и расслаблением мышц меньше утомляет, чем та, которая тре­бует статических усилий (длительное стояние или сидение). Учитывая быст­рую утомляемость, необходимо избегать чрезмерных физических усилий при выполнении физических упражнений.

Исследования показывают, что в зависимости от состояния центральной нервной системы (сильные уравновешенные нервные процессы, сильные неуравновешенные нервные процессы, слабые нервные процессы и т. д.) дети осваивают движения по-разному и только три движения формируются у всех детей одновременно:

  1. поднимание и удерживание головы в вертикальном положении (1—1,5 ме­сяцев);
  2. поднимание головы из положения лежа на животе (4—5 месяцев);
  3. поднимание туловища с опорой на предплечья (5—6 месяцев).

Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Борисова М. М. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Схемы и таблицы. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 192 с. С. 55-60.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector