Физкультура для детей 3 4 лет

Физкультура для детей 3 4 лет

Пособие содержит упражнения утренней гимнастики игрового характера для детей 3–5 лет. Книга адресована воспитателям, инструкторам по физической культуре, заместителям заведующих по воспитательно-оздоровительной работе дошкольных образовательных учреждений, родителям.

Оглавление

  • Введение
  • Утренняя гимнастика для детей 3–4 лет

Из серии: Библиотека воспитателя (Мозаика-Синтез)

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Утренняя гимнастика в детском саду. Упражнения для детей 3-5 лет предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Утренняя гимнастика для детей 3–4 лет

(комплекс с элементами дыхательной гимнастики)

Дети в спортивной форме входят в физкультурный зал. Воспитатель предлагает им отгадать загадку:

К зернышкам прыг!

Дети. Воробей.

Воспитатель. Сегодня мы с вами воробьи-воробышки — маленькие добрые птички.

Ходьба обычная, друг за другом (10 секунд).

Ходьба на носочках (10 секунд).

Медленный бег (15 секунд).

Быстрый бег (15 секунд).

Ходьба друг за другом (10 секунд).

Построение в круг.

Дыхательное упражнение «Ах!». Вдох, задержать дыхание, выдыхая, произнести: «а-а-а-х». Повторить 2 раза.

Упражнение «Воробышки машут крыльями». Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки за спиной. Руки развести в стороны, помахать всей рукой и кистью руки. Спрятать руки за спину. Повторить 5 раз. Темп умеренный.

Указание детям: «Сохраняйте устойчивое положение тела».

Упражнение «Спрятались воробышки». Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Присесть, опустить голову, обхватить голову руками. Вернуться в исходную позицию. Повторить 5 раз. Темп умеренный.

Указание детям: «Хорошо выпрямитесь».

Упражнение «Воробышки дышат». Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть: «ч-и-и-и-р-и-и-к», постукивая пальцами по крыльям носа. Повторить 3 раза. Темп медленный.

Указание детям: «Вдох должен быть короче выдоха».

Упражнение «Воробышки греются на солнышке». Исходная позиция: лежа на спине, руки на полу над головой. Повернуться на живот. Вернуться в исходную позицию. Повторить 5 раз. Темп быстрый.

Упражнение «Воробышки радуются». Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. 8—10 подпрыгиваний на месте, чередуя с ходьбой на месте. Повторить 3 раза.

Указание детям: «Прыгайте легко, высоко».

Ходьба врассыпную в медленном темпе (20 секунд).

Дыхательное упражнение «Дуем на крылышки». Вдох — на 1, 2 счета. Выдох — на 1, 2, 3, 4 счета (20 секунд).

Дети возвращаются в группу.

«В гостях у солнышка»

(комплекс с использованием методов снятия психоэмоционального напряжения)

Дети входят в зал.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, как светло и тепло сегодня в нашем физкультурном зале. А знаете ли вы почему?

Все очень просто — мы с вами в гостях у солнышка. Солнышко освещает и согревает все вокруг.

Проводится игра «Солнечный зайчик».

Воспитатель. Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, но ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть солнечного зайчика, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот — погладь его и там. Зайчик не озорник — он просто любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним.

Ходьба врассыпную за солнечным зайчиком (15 секунд).

Бег врассыпную (15 секунд).

Ходьба в колонне по одному (15 секунд).

Построение в круг.

Упражнение «Улыбнись солнышку». Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки на плечах. Поднять правую ногу и вытянуть правую руку вперед ладошкой вверх, улыбнуться. Вернуться в исходную позицию. Те же движения повторить левой рукой и ногой. Вернуться в исходную позицию. Повторить 3 раза.

Указание детям: «Внимательно, четко выполняйте задание: одновременно действуйте правой рукой и правой ногой».

Упражнение «Играем с солнышком». Исходная позиция: сидя, ноги согнуты в коленях, руками обхватить колени. Поворот сидя, переступая ногами, на 360 градусов. Вернуться в исходную позицию. Повторить 5 раз.

  • Физкультура
  • Гимнастические упражнения
    • Занятия бегом
    • Китайская гимнастика цигун
    • Силовые упражнения
    • Упражнения для беременных и послеродового периода
    • Упражнения для всех
    • Упражнения для детей
    • Упражнения и игры для детей
  • Йога
    • Теория
    • Упражнения
  • Лечебная физкультура
    • В детской хирургии
    • Врачебный контроль
      • Методы исследований
      • Оценка здоровья
      • Формы работы
    • История лечебной физкультуры
    • Методики и упражнения лечебной физкультуры
    • Организация лечебной физкультуры
    • Основы лечебной физической культуры
    • При заболеваниях внутренних органов у детей
    • При заболеваниях дыхательного аппарата
    • При заболеваниях мочеполовой системы
      • При гинекологических заболеваниях
    • При заболеваниях нервной системы
    • При заболеваниях пищеварительного аппарата
    • При заболеваниях сердечно-сосудистой системы
    • При заболеваниях у детей
    • При ожирении
    • При травмах и заболеваниях аппарата движения
  • Массаж
    • Точечный массаж
  • Рекомендации
    • Виды спорта
    • Всем
    • Методики спортивной деятельности
    • Полезная и здоровая пища
    • Работа с дошкольниками
    • Родителям и детям
    • Спортивный комплекс
    • Физкультура в обществе

Упражнения и игры для детей 3—4 лет

К трем годам ребенок уже уверенно ходит, хотя шаги его еще неровны, а движения рук не согласованы с движениями ног. Он начинает бегать, но еще не может так сильно отталкиваться ногой от земли, чтобы его тело взлетело в воздух: в его беге отсутствует фаза полета, которая возникает у детей к концу четвертого-пятого года жизни. Трехлетний ребенок с удовольствием прыгает, отталкиваясь одновременно обеими ногами; проползает под веревочкой, стулом; катает и бросает мяч; переставляет и перекладывает предметы; лазает по невысокой лесенке.

Вот эти-то основные движения и следует развивать и упражнять у ребенка трех-четырех лет в первую очередь.

Упражнения и игры вдвоем-втроем

Ходьба. 1. Ходить по трем прямым «тропинкам» длиной по 5—10 м: сначала по первой «тропинке» шириной 30 см, затем по второй — 20 см и потом по третьей — 15 см. Не переступать во время ходьбы линии, ограничивающие «тропинку».

Ходить по «кривой тропинке», извивающейся зигзагами, спиралью. Оформить упражнение в игру: охотник идет по тропинке через болото; соступил с тропинки — увяз в грязи.

Ходить «по кочкам» на болоте: кочки — кружки, начерченные .на расстоянии 30—40 см один от другого.

Пройти, перешагивая через кубики, коробочки, разложенные на пути, не задев ни одного предмета.

Пройти по комнате, как спортсмен, прямо держа голову и не глядя под ноги.

Ходить от одного стола к другому: с первого стола взять два кубика и поставить их на втором столе один на другой; со второго стола взять два других кубика и также поставить их на первом. Не смотреть во время ходьбы под ноги, держать голову прямо.

Ходить зигзагами, не задевая расставленных на полу стульев. Оформить упражнение в игру: задел стул — испачкался в краске.

Бег. 1. Изображая паровоз, ребенок бежит по «рельсам», начерченным на земле; мать — «стрелочник». Если она поднимет желтый флажок, то ребенок, постепенно замедляя бег, останавливается; на красный флажок надо сразу остановиться; если поднят зеленый флажок, то «паровоз» гудит и отправляется в путь.

Ребенок бегает, изображает летающего голубя; мать выступает в роли совы. Если мать скажет «ночь», то ребенок останавливается и не имеет права шевелиться. Как только он сделает движение, его замечает вылетевшая на ночную добычу «сова» и уносит в свое гнездо. Когда мать скажет «день», ребенок снова начинает бегать по комнате.

Мать катит мяч: ребенок догоняет его бегом и приносит к матери. Повторить 4—5 раз. Затем дать ребенку отдохнуть.

Мать указывает ребенку место, до которого надо добежать (в 10—15 м), и говорит: «Беги, а я тебя буду догонять». Ребенок бежит, а мать делает вид, что не может его догнать, и отстает. Повторить 3—4 раза.

Прыжки. 1. Ребенок прыгает на месте, на обеих ногах, изображая «воробышка». Когда мать хлопнет один раз в ладоши, ребенок убегает в свой «воробьиный» дом

(квадратик, начерченный на земле, и т. п.). Затем шагом возвращается и снова начинает прыгать. Повторить игру 4—5 раз, давая ребенку сделать 8—12 прыжков при каждом выходе.

Следить, чтобы ребенок прыгал на носках, лишь слегка касаясь подошвами земли.

2. Ребенок становится на небольшое возвышение (5 — 15 см) и спрыгивает в кружок, начерченный на земле.
Проделать 6—8 прыжков. Следить, чтобы ребенок приземлялся с носков на всю ступню и мягко приседал, сгибая ноги в коленях, как рессоры. Оформить в игру: мать «спит», ребенок должен соскочить так бесшумно, чтобы ее не разбудить.

Положить на землю веревочку. Ребенок пробует прыгать через нее вперед и назад, не поворачиваясь.

Обозначить двумя чертами коридорчик шириной 40—45 см. Ребенок прыгает через него с места, отталкиваясь обеими ногами. Проделать 6—8 прыжков. Следить, чтобы, отталкиваясь от земли, ребенок делал энергичный взмах руками вперед, а приземляясь, мягко приседал, сгибая ноги в коленях.

Ребенок прыгает через коридорчик с разбега, отталкиваясь одной йогой. Это упражнение можно давать хорошо развитым детям 4 лет.

Перекладывание, катание и бросание предметов. 1. Ребенок стоит перед доской, положенной на два стула; мать сидит с другой стороны. Мать, протягивая руки под доской, кладет на землю у ног ребенка два кубика; ребенок наклоняется, берет кубики и быстро ставит их на доску один на другой; мать снова берет кубики и кладет их на землю и т. д.

Ребенок бросает мяч среднего размера через доску в руки матери. Мать катит мяч к его ногам. Ребенок приседает и, подняв мяч, снова бросает его матери.

Мать передает мяч ребенку, протягивая руки над доской. Ребенок катит мяч матери по полу.

Ребенок, сидя на полу, ударяет мячом о землю перед собой (между широко разведенными ногами) и старается поймать его обеими руками. То же упражнение, но в положении стоя.

Мать, стоя на расстоянии одного шага от ребенка, бросает ему в руки мяч среднего размера. Ребенок ловит мяч, прижимая его обеими руками к груди. Сначала надо почти передавать мяч, а затем постепенно увеличивать расстояние его полета.

Ползание. 1. Ребенок изображает крота. Он сидит в «норе» — на коврике под столом. Крот на четвереньках выползает из своей норки и ползает по коврику. Кто-нибудь из старших ребят, изображая охотничью собаку, громко лает. Крот быстро уползает в свою норку.

2. Между четырьмя стульями протягивают на высоте 50—60 см четыре веревочки. Ребенок становится перед препятствием во весь рост. По команде матери, он быстро опускается на четвереньки и, проползя под веревочками, становится в кружок, обозначенный на коврике мелом. Пока ребенок выполняет задание, мать медленно считает вслух. Нужно не задеть веревочек и успеть стать в кружочек не позже пятого счета.

Комплекс упражнений для детей 3-х лет

Здесь даны интересные рекомендации и комплекс упражнений для детей до 3 лет из книги Янкелевич Е. И. Физическое воспитание детей от 0 до 7 лет, ФиС, 1999.

Правила, которым необходимо следовать при создании комплекса упражнений:

1. Предлагать малышам понятные упражнения, вызывающие у них интерес.

2. По мере усвоения упражнений, через 6—10 дней, необходимо их менять.

3. Упражнения с большой нагрузкой (такие как приседания, наклоны, повороты туловища) повторять не более 2—3 раз (хотя, насчет поворотов я бы с ним не согласился, это не настолько сложное упражнение, к тому же повороты можно выполнять с помощью родителей). А общеразвивающие упражнения для рук, плечевого пояса и ног – по 4—6 раз.

4. Упражнения должны содействовать развитию навыков ходьбы, бега, лазания, бросания и, главным образом, способствовать формированию правильной осанки. (я бы добавил сюда еще и равновесие (а с ним и развитие координации движений), ведь выделяют пять основных двигательных действий, которыми должны овладеть и на которые обращают основное внимание в детском саду: Ходьба, Бег, Прыжки, Лазание, Метание)

Примерный комплекс для детей трех лет (не забывайте, что любые упражнения можно как усложнять, так и облегчать, а это значит, что практически любое упражнение можно доработать и использовать для детей как постарше, так и помладше). И.п. – исходное положение:

1. «Полетай, как птица». Ходьба по комнате, подняв руки в стороны и размахивая ими, как птица машет крыльями. Выполнять в течении 1—1,5 мин (время определяется интересом ребенка, если ему наскучит летать уже секунд через 30, то надо либо ввести дополнительные элементы (задания), либо менять упражнение).

2. «Был маленький, стал большой». И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Присесть в упор присев, положив руки на колени и наклонив голову. Встать и, потянувшись, поднять руки вверх. Повторить 4—6 раз. Есть такая игра «Великаны и Гномы», когда дети или ребенок ходят по комнате (залу), а ведущий говорит «Великаны» или «Гномы». На первую команду дети поднимаются на носочки, поднимают руки вверх и тянутся к потолку, а по второй команде начинают передвигаться «гусиным шагом» (в приседе).

3. «Самолет». И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны. Выполняются наклоны туловища направо-налево, одновременно делая большие махи руками (или же постараться удерживать руки точно в стороны (даже в наклоне) – что намного труднее).

4. «Покажи ножки». И.п. – стоя боком к стулу, ноги вместе, держась за спинку стула одной рукой. Поочередно поднимать вперед-вверх то одну, то другую ногу, стараясь не сгибать ее в колене. Повторить 3—5 раз каждой ногой.

5. «Попрыгай по кочкам». И.п. – стоя, ноги вместе, руки опущены. Прыжки по комнате поочередно на одной и другой ноге. Выполнять в течение 30—40 сек (если соседи снизу позволят).

6. Ходьба с хлопками. Ходьба по комнате, делая хлопки руками перед собой, над головой и за спиной. Выполнять 1—1,5 мин.

В воз­расте двух-трех лет дети любят под­ра­жать взрос­лым. Исполь­зуйте это каче­ство в полез­ных целях. Делать зарядку вам при­дется вме­сте. Всего лишь пока­жите малышу хоро­ший при­мер, и он обя­за­тельно будет делать все так, как мама или папа. «Делай, как мы, делай лучше нас»! — пусть эти слова ста­нут деви­зом вашей семьи.

Гим­на­стика для малы­шей не должна пре­вра­щаться в слож­ные сило­вые упраж­не­ния, отжи­ма­ния, кача­ния пресса или акро­ба­ти­че­ские трюки. Ее необ­хо­димо про­во­дить в тече­ние 5—10 минут, и только в игро­вой форме. Иначе и не полу­чится. В таком воз­расте трудно удер­жать вни­ма­ние ребенка, его необ­хо­димо чем-то увлечь. Исполь­зуйте и обыг­ры­вайте темы, близ­кие и понят­ные малышу. Не давайте сразу все упраж­не­ния. Доста­точно двух-трех, чтобы малыш поиг­рал и в то же время усвоил какие-то новые дви­га­тель­ные навыки.

Зарядка для самых маленьких

Достань сол­нышко. Ска­жите малышу, что солнце све­тит прямо у него над голо­вой (можете дер­жать в руках жел­тый воз­душ­ный шар). Попро­сите его достать сол­нышко. Он будет вытя­ги­вать ручки вверх и под­ни­маться на носочки. Вот вам и упраж­не­ние № 1.

На носоч­ках и на пяточ­ках. Спро­сите у ребенка: как он умеет ходить на носоч­ках и на пяточ­ках? Пока­жите, как это делать. Пусть кукла или люби­мая мяг­кая игрушка тоже при­мут уча­стие и про­де­мон­стри­руют свои способности.

При­се­да­ния. Как научить ребенка при­се­дать? Раз­бро­сайте по ком­нате раз­ные пред­меты (или игрушки) и попро­сите малыша при­но­сить их вам по одной и скла­ды­вать, напри­мер, в коробку. Усло­вия игры «заста­вят» его приседать.

Мостик. Этот мостик отли­ча­ется от взрос­лого, потому что выпол­ня­ется наобо­рот. Малыш дол­жен сто­ять на руках и сто­пах, но не живо­том, а спи­ной вверх. Сле­дите, чтобы он выпрям­лял коленки. Загля­ните крохе в лицо и спро­сите: «А кто у нас мости­ком стал?»

Паро­во­зик. Пусть малыш ста­нет на чет­ве­реньки и пока­жет, как едет паро­воз. Можно сопро­вож­дать дви­же­ния зву­ками: «чух-чух». Обо­значьте тра­ек­то­рию дви­же­ния «паро­во­зика», пусть попро­бует сде­лать зад­ний ход.

Само­ле­тик. Рас­ставьте руки в сто­роны и обле­тите вокруг ком­наты. Сопро­вож­дайте ваши дви­же­ния зву­ками летя­щего само­лета: «у‑у-у‑у».

Нож­ницы. Это клас­си­че­ское упраж­не­ние, кото­рое все мы хорошо знаем. Мышцы пресса у ребенка еще не настолько креп­кие, чтобы долго удер­жи­вать ноги на весу. У него будут свои «нож­ницы». Глав­ное — старание!

Кошечка. Пусть малыш ста­нет на чет­ве­реньки и про­гнет спинку вверх и вниз, как кошечка. Не забудьте помурлыкать!

Мишка косо­ла­пый. Спро­сите у ребенка: «Как ходит мишка?» Пусть он пока­жет. Про­де­мон­стри­руйте и вы неук­лю­жие дви­же­ния косолапого.

Бег и прыжки. Сприн­тер­ский бег для двух­лет­него кара­пуза, ско­рее всего, закон­чится паде­нием. Учи­тесь быст­рому бегу посте­пенно. Для хоро­шей коор­ди­на­ции дви­же­ний и рав­но­ве­сия пред­ло­жите малышу бегать между рас­став­лен­ными пред­ме­тами. После бега зай­ми­тесь прыж­ками. Это не соста­вит огром­ного труда: попро­сите малыша пока­зать, как пры­гает заяц.

Профилактика плоскостопия

Для профилактики плоскостопия делайте гимнастику для стоп.

◈ Уса­дите малыша на пол и пред­ло­жите ему побыть обе­зьян­кой. Вокруг раз­бро­сайте раз­ные (неболь­шие) пред­меты и попро­сите кроху собрать их паль­чи­ками ног. Пока­жите, как это делать. Задача ока­жется не из легких!

◈ Сядьте на полу (на мяг­кой поверх­но­сти) друг напро­тив друга, зажмите поло­тенце (или одежду) между ногами и поиг­райте в «пере­тя­ги­ва­ние каната».

◈ Сядьте на полу, пере­да­вайте друг другу мяч, тол­кая его стопами.

◈ Пусть малыш под­ни­мет руки вверх, ста­нет на носочки и прой­дет несколько кру­гов по ком­нате. Это упраж­не­ние хорошо тре­ни­рует мышцы голени и стопы.

Двигаемся под песенки

При жела­нии любую дет­скую песенку можно исполь­зо­вать в каче­стве музы­каль­ного сопро­вож­де­ния, а также под­сказки к дей­ствию при выпол­не­нии зарядки. Вот, напри­мер, такую:

А‑а, в Африке горы вот такой вышины, (под­ни­маем руки вверх)

А‑а, в Африке реки вот такой ширины, (под­ни­маем руки в стороны)

А‑а, кро­ко­дилы, беге­моты, (хло­паем в ладоши)

А‑а, обе­зьяны, кашалоты,

А‑а, и зеле­ный попу­гай (машем руками, как птички)

Физкультура для детей 3 4 лет

В возрасте двух-трех лет у детей развивается речь, внимание становится более устойчивым, совершенствуется память. Однако дети быстро утомляются, легко возбуждаются. Движения ребенка еще недостаточно сформированы, не до конца произвольны. Малыш импульсивен по природе своей в таком возрасте, и пока не может придерживаться точно заданной формы движения, но способен действовать подражательно.

Для создания положительного отношения ребенка к занятиям физкультурой, гимнастика проводится в игровой форме. Обычно дети с удовольствием имитируют голоса и движения животных, изображают различные предметы (часы, мыльный пузырь и т.д.). Поэтому желательно давать каждому движению образное название, подобрать соответствующие слова для тренировки речевого выдоха.

Перед тем как познакомить вашего ребенка с новым игровым комплексом общеразвивающих упражнений, вы можете прочитать вслух соответствующее художественное произведение, рассмотреть картинки, разучить с малышом «потешку» и т.д.

Подобные упражнения дают деткам и в детских садиках, в яслях.

Длительность утренней гимнастики — 4—5 минут. Не больше, остальное время ребенку в таком возрасте будет тяжело и трудно воспринять.

Комплексы состоят из 2–3 игровых, подражательных упражнений. Детям этого возраста свойственна подвижность и слабая способность принимать законченные, фиксированные положения, поэтому все движения выполняются последовательно.

Упражнения повторяются 4—5 раз.

Начинается зарядка с кратковременной ходьбы, чередующейся с медленным бегом. Руки во время движения опущены, продолжительность бега 7 -10 секунд. Иногда бег заменяется подскоками на месте на двух ногах — малыш подскакивает, как зайчик, как мячик, 6-8 раз, чередуя подскоки с ходьбой. Если в комплекс включены два общеразвивающих упражнения , то они даются в такой последовательности

1) для мышц плечевого пояса и рук;

Если включены три упражнения , то используется такая последовательность:

1) для мышц плечевого пояса и рук;

Физкультура для детей 3 4 лет

Упражнения для мышц плечевого пояса

• подъемы рук вперед, вверх, в стороны;

• раскачивание рук вперед-назад;

• отведение рук за спину;

Чуть позже вводятся:

• сгибание и разгибание рук, согнутых в локтях;

• хлопки перед грудью.

Исходные положения для рук:

• со второй половины года — руки согнуты в локтях у груди.

Общеразвивающие упражнения для туловища

• только наклоны вперед, потому что повороты и наклоны в сторону детям 2-3 лет выполнить трудно.

Исходное положение для туловища:

• сидя на стульях, на полу, вытянув ноги.

Упражнения для ног

• подскоки на месте на двух ногах;

Исходное положение для ног: ступни параллельно — «дорожкой», на ширине плеч.

Руководство для взрослых

Взрослым, важно показывать упражнения в медленном темпе, с показом сочетается и словесное объяснение. По мере усвоения ребенком упражнений темп и амплитуда нарастают.

Взрослый выполняет с малышом все упражнения с начала до конца. Объяснения и указания даются в процессе выполнения упражнений.

Комплексы общеразвивающих упражнений

для детей 2–3 лет

УПРАЖНЕНИЯ БЕЗ ПРЕДМЕТОВ

Комплекс № 1

Ходьба в произвольном направлении; на месте; повернуться ко взрослому.

Исходное положение: ноги слегка расставлены, руки вдоль тела. Выполнение: поднять руки вверх, опустить. Повторить: 4 раза.

Физкультура для детей 3 4 лет

И. п.: ноги шире плеч, руки внизу.

Выполнение: наклон вперед, пальцы рук тянутся к полу, выпрямиться.

Повторить: 4-5 раз.

И. п.: произвольное. Выполнение: подскоки на месте. Повторить: 6-8 раз, чередуя с ходьбой.

Комплекс №2

Ходьба в произвольном направлении, медленный бег, ходь­ба на месте, повернуться ко взрослому.

И. п.: ноги слегка расставлены, руки опущены, висят вдоль тела.

Выполнение: поднять руки вверх, потянуться, опустить руки. Повторить: 4 раза.

И. п.: ноги шире плеч, руки внизу.

Выполнение: наклон вперед, постучать ладошками по ко­леням.

Повторить: 4-5 раз.

Повторить: 4-5 раз.

Ходьба в произвольном направлении, на месте.

Комплекс № 3

Ходьба в произвольном направлении; легкий бег; ходьба на месте; повернуться ко взрослому; подойти к стульчику.

И. п.: стоя около стульчика, ноги слегка расставлены, руки опущены, висят вдоль тела.

Выполнение: раскачивание рук вперед-назад — «тик-так». Повторить: 4 раза.

И. п.: сидя на стульчике, ноги параллельно, руки на коленях.

Выполнение: наклон вперед, руки немного согнуть в локтях; повороты головой вправо-влево — «смотрим в окошко»; выпрямиться.

Повторить: 4-5 раз.

Комплекс № 4

Ходьба в произвольном направлении; на месте; повернуться к взрослому.

И. п.: ноги слегка расставлены, руки опущены, висят вдоль тела.

Выполнение: развести руки в стороны, помахать ими, опус­тить.

Повторить: 4 раза.

И. п.: ноги шире плеч, руки внизу.

Выполнение: наклон вперед, руки отвести назад, выпря миться.

Повторить: 4-5 раз.

И. п.: произвольное. Выполнение: подскоки на месте.

Повторить: 6-8 раз, чередуя с ходьбой.

Комплекс № 5

Ходьба в произвольном направлении; на месте; повернуться ко взрослому.

И. п.: ноги слегка расставлены, руки опущены, висят вдоль тела.

Выполнение: поднять руки вперед, хлопнуть, опустить. Повторить: 4 раза.

И. п.: ноги шире плеч, руки внизу.

Выполнение: наклон вперед, руки развести в стороны, выпрямиться.

Повторить: 4-5 раз.

И. п.: произвольное.

Выполнение: мягкие пружинящие полуприседания на месте.

Повторить: 6-8 раз, чередуя с ходьбой.

Комплекс № 6

Ходьба в произвольном направлении; на месте; повернуться ко взрослому.

И. п.: ноги слегка расставлены, руки опущены, висят вдоль тела.

Выполнение: сгибание и разгибание рук, согнутых в локтях,— «стучат колеса». Повторить: 4 раза.

2. «ПОЧИНИМ КОЛЕСА»

И. п.: ноги шире плеч, руки внизу.

Выполнение: наклон вперед; постучать по коленям — «чиним колеса»; выпрямиться. Повторить: 4-5 раз.

3. «С ГОРКИ НА ГОРКУ»

И. п.: произвольное.

Выполнение: полуприседания — «поезд едет с горки на горку».

Комплекс упражнений, которые выполняются на тренировках по гимнастике детьми 3−4 лет.

  1. Стойка на одной ноге
    Равновесие стоя на одной ноге (правой, левой) — развитие координации.

Стойка на одной ноге

  1. Ходьба
    *Разновидности ходьбы (на носках, на пятках, на внешней стороне стопы) — Профилактика плоскостопия!
  2. Прыжки
    *Разновидности прыжков (на двух ногах, на правой, левой, выпрыгивания их приседа) — Развивает силу мышц ног.

Прыжки

  1. Перекаты по полу
    *Перекаты в группировке по полу — развитие координации.

Перекарты по полу

  1. Упражнение «Лодочка»
    *»Лодочка» на спине — развитие силы мыщц живота.
    *»Лодочка» на животе — развитие силы мышц спины.

Лодочка на спине

Лодочка на животе

  1. Удержание в упоре лежа
    *Удержание в упоре лежа — укрепление верхнего плечевого пояса.

Указанный комплекс упражнений является базовым — именно с него начинаются занятия по гимнастике в возрасте 3−4 лет. Стоит отметить, что данный комплекс упражнений впоследствии выполняется на занятиях детьми всех возрастных групп — от 3 до 10 лет с добавлением дополнительных элементов.

*Упражнения, отмеченные звездочкой* применяются для всех возрастов от 3 до 10 лет.

Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет (Пензулаева) 1983 год

Скачать Советский учебник

Физкультура для детей 3 4 лет

Назначение: Пособие написано в соответствии с «Программой воспитания в детском саду». В нем излается перспективное планирование основных видов движений, раскрываются особенности проведения физкультурных занятий во второй младшей группе детского сада на весь год.

© «Просвещение» Москва 1983

Авторство: Пензулаева Людмила Ивановна

Формат: DjVu Размер файла: 2.21 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Особенности развития детей 3—4 лет

Основные виды движений.

Упражнения в ходьбе и беге

Упражнения в равновесии

Упражнения в прыжках

Упражнения в метании

Упражнения в лазанье

Примерное содержание физкультурных занятий

Упражнения, подвижные игры на прогулке.

Скачать бесплатный учебник СССР — Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет (Пензулаева) 1983 года

СКАЧАТЬ DjVu

Физическое воспитание детей дошкольного возраста представляет собой единую систему воспитательно-оздоровительных мероприятий в режиме дня, включающую ежедневное проведение утренней гимнастики, физкультурных занятий, подвижных игр и развлечений в помещении и на свежем воздухе под непосредственным руководством воспитателя.

Для более четкого соблюдения основных педагогических принципов (доступности, посильности и др.) на занятиях с детьми 3–4 лет педагогу необходимо знать особенности их развития. Именно период от 3 до 4 лет считается первым «критическим» возрастом в жизни ребенка.

Физкультурные занятия направлены на то, чтобы научить их ориентироваться в пространстве, действовать сообща, особенно в играх, проявлять индивидуальные двигательные способности. Однако самое главное – это постепенное овладение жизненно важными видами движений – ходьбой, бегом, прыжками, метанием, лазанием и равновесием, которые имеют прикладное значение.

В настоящем пособии раскрываются особенности организации и планирования физкультурных занятий с детьми 3–4 лет в определенной последовательности в течение недели, месяца и года.

В соответствии с требованиями программы по развитию движений последовательно даны различные виды ходьбы и бега, помогающие детям по мере их усвоения научиться ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, действовать сообща.

Упражнения в равновесии связаны с освоением ходьбы и бега на уменьшенной и приподнятой от пола (земли) площади опоры; они воспитывают у малышей смелость, решительность. Дети учатся более уверенно действовать в изменившейся обстановке.

Обучение прыжкам ведется от простых упражнений в подпрыгивании на месте, с продвижением вперед и к более сложным – прыжкам с небольшой высоты, в длину с места и т. д.

Физкультура для детей 3 4 лет

Общеукрепляющие упражнения для детей от 4 до 7 лет показывают специалист физической культуры и спорта (Уральский Университет физкультуры и спорта), инструктор по карате регионального центра танца «Данс-холл» Андрей Малков и его воспитанник Миша (6 лет).

1. Приседания

Эффект: укрепляет мышцы ног.

Техника выполнения:

  • Ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед.
  • Спина прямая.
  • Пятки прижаты к полу.
  • Выполнять от 20 до 50 раз в зависимости от физической подготовки ребенка.

2. Отжимания

Эффект: укрепляются мышцы рук, груди. Важно делать отжимания именно после приседаний, чтобы разгрузить мышцы ног и нагрузить верхний плечевой отдел — это равномерно распределит нагрузку на разные мышцы.

Техника выполнения:

  • В зависимости от ширины положения рук вы можете выбирать нагрузку: если руки стоят близко друг к другу, то идет проработка бицепсов, если руки расставлены широко — прорабатывается грудная часть.
  • Корпус должен находиться в прямом положении, сгибаются только руки.
  • Выполнять максимум 10 раз.
  • Еще один вариант выполнения — плавно опуститься на пол в такой очередности: колени, таз, корпус, так же плавно нужно выходить наверх в исходное положение.

3. Берпи

Эффект: развитие общей выносливости. В работу включаются ноги, пресс, корпус, руки. Выполняется в шесть этапов.

Техника выполнения:

  • Исходное положение — стоя.
  • Упор присев.
  • Выпрыгивание двумя ногами в упор лежа.
  • Полностью лечь на пол, выполнить отжимание.
  • Подтянуть ноги к груди, оказавшись вновь в положении упор присев.
  • Выпрыгнуть вверх, сделав во время прыжка хлопок руками над головой.
  • Выполнять 10 раз.

На начальном этапе нужно добиться правильного выполнения, затем постепенно наращивать темп во время упражнения.

4. Пресс

Техника выполнения:

  • Исходное положение — лежа на спине, ноги прямые, руки за голову или руки вдоль тела прямые.
  • Первыми ребенок тянет руки, создавая инерцию, затем поднимается голова, плечи, скручивание делается постепенно, руками дотянуться до носочков — чтобы в этот момент растяжения отдохнуть.
  • Плавно опуститься назад.
  • Нельзя резко падать прямым корпусом назад и резко подниматься вперед.
  • Для удобства выполнения можно придерживать ноги ребенку или зацепить носочки за основание дивана, чтобы ноги при подъеме не отрывались от пола.
  • Выполнять 10–15 раз.

5. Лодочка

Техника выполнения:

  • Исходное положение — лежа на животе, руки прямые вдоль пола, стопы вместе.
  • Одновременно ребенок поднимает обе руки и обе ноги, создавая напряжение в пояснице.
  • Замирать в таком положении не нужно.
  • Выполнять 20 раз.

6. Закидывание ног за голову

Эффект: укрепляется нижний пресс, растягивается поясничный отдел.

Техника выполнения:

  • Исходное положение — лежа на спине.
  • Постепенно поднимаем ноги и закидываем за линию головы.
  • Упор при этом на плечи, не на шею и голову.
  • Выполнять 10–15 раз.

ВАЖНО: во время занятий дома необходимо соблюдать питьевой режим — не более одного-двух глотков воды с периодичностью через два упражнения. Всего в день ребенок должен выпивать полтора литра воды. Есть лучше за полтора-два часа до занятия и насытить пищу сложными углеводами. После занятия ребенку необходимо поесть, но не раньше, чем через 30–40 минут.

Войти через uID

Ребенку исполнился год, и родителей начинает волновать новая проблема: готов ли он к общению со сверстника­ми? Для того чтобы дети научились общаться друг с другом, им устраивают совместные праздники, отмечают дни рожде­ния, а во время прогулок малыши встречаются на детской пло­щадке. Но ребятишки не всегда играют вместе. Как же при­влечь внимание детей друг к другу и при этом не прекращать физические упражнения? Есть очень простой способ. Все дети любят двигаться — так они познают окружающий мир. Пред­ложите малышам поиграть в подвижные игры.

Помните, что игры — не пустая забава. Они помогают раз­вивать не только умение двигаться, координировать движения, силу, ловкость, но и стимулируют развитие фантазии, обога­щают речевой запас, учат взаимодействию с другими детьми. Вы сами можете придумать множество веселых игр для своих малышей. Используйте короткие детские стишки, считалки, потеш­ки. Обязательно выполняйте все движения вместе с вашим ребенком, подбадривайте его, помогайте, если у него что — то не будет получать — ся. Как можно чаще хва­лите его, отмечайте даже самые маленькие успехи.

Спойте детям песенку на мотив «Во саду ли, в огороде. ».

Все захлопали в ладошки — (дети хлопают в ладошки)

Дружно, веселее! (дети стучат ножками)

Застучали наши ножки Громче и быстрее.

По коленочкам ударим — (дети хлопают по коленкам)

Тише, тише, тише. Ручки, ручки поднимаем (дети медленно поднимают ручки вверх)

Выше, выше, выше! Завертелись наши ручки, (все поворачивают кисти рук то вправо, то влево)

Снова опустились. Покружились, покружились (дети опускают ручки)

Мы топаем ногами (дети топают ножками),

Мы хлопаем руками (дети хлопают ручками),

Качаем головой (дети качают головой),

Качаем головой (дети качают головой).

Мы ручки поднимаем (дети поднимают ручки),

Мы ручки опускаем (дети отекают ручки),

Мы ручки подаем (дети берутся за руки) И бегаем кругом (дети бегут по кругу).

Прятки

Где же наши ручки, где же наши ручки,

Где же наши ручки (дети держат ручки за спиной)?

Вот наши ручки (дети показывают ручки),

Вот наши ручки (дети поворачивают ручки).

Пляшут, пляшут наши ручки

(дети поворачивают ручки то вправо, то влево),

Пляшут наши ручки.

Где же, где же наши ножки

(дети приседают, закрывая ножки ручками),

Где же наши ножки?

Вот, вот наши ножки

(дети встают и по очереди показывают каждую ножку),

Пляшут, пляшут наши ножки,

Пляшут наши ножки.

Где же, где же наши детки (дети закрывают личики),

Где же наши детки?

Вот, вот наши детки (дети кружатся),

Вот наши детки! Пляшут, пляшут наши детки,

Пляшут наши детки!

Гуляка

По дорожке топ-топ-топ (деты шагают под стихи)

Мы шагаем дружно (дети поднимают голову вверх),

Не идет проказник дождь (дети смотрит вправо, влево)?

Посмотреть нам нужно.

Все в порядке: нет дождя (дети кивают головами, подставляют личики солнцу),

Солнышко сияет. Наши щечки, нос и лоб Нежно согревает.

Руки к солнцу подниму (дети поднимают ручки вверх),

Лучики поймаю (дети сжимают кулачки),

Их я с пальчиков стряхну (дети касаются каждым пальчиком большого пальчика),

С ними поиграю (дети встряхивают ручками).

А потом я протопчу

На песке дорожку (дети топают ножками)

И колечки начерчу (дети рисуют круг каждой ножкой по очереди)

Покружусь, как мотылек (дети кружатся, размахивая ручками).

Сяду на купавку

И поглажу нежно я (дети гладят травку)

Солнышком посыплю я (дети кружатся на носочках)

Все вокруг, что знаю.

Все узнали вы меня (разводят ручки, как бы спрашивая)?

Это я — гуляю (каждый показывает на себя)!

• Мой веселый звонким мяч

Возьмите большую коробку или корзину с разными по раз­меру мячами. Высыпьте мячики из коробки и попросите детей собрать их — кто быстрее? Пока дети будут соревноваться, про­читайте им веселое стихотворение.

Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Красный, желтый, голубой,

Не угнаться за тобой!

Я тебя ладонью хлопал,

Ты скакал и звонко топал,

Ты пятнадцать раз подряд

Прыгал в угол и назад.

Дети и взрослые встают в кружок, держась за руки. В соответствии со словами песенки все вместе бегут по кругу сначала быстро, затем медленно и, наконец, останавливаются.

А потом, а потом

Все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите,

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра!

Попросите детей «поймать» солнечного зайчика. Пока дети будут его «ловить», приговаривайте:

Играют на стене.

Помани их пальчиком,

Пусть бегут к тебе!

• Волшебное дерево

Взрослый изображает дерево, увешанное подарками: в каж­дой руке он держит маленькие игрушки или фрукты. Руки вы­тянуты — это ветки, которые шевелятся от ветра. Дети протя­гивают руки, чтобы достать подарки, но тут налетает ветер, и «ветки» начинают раскачиваться из стороны в сторону, сверх и вниз. Детям придется подпрыгнуть, чтобы достать подарки.

Раздайте детям куклы и мягкие игрушки, одну куклу возьмите себе. Рассказывая стишок, показывайте, что умеет делать ваша кукла.

Хлопать куколка умеет (дети держат кукол за ручки и хлопают ими),

Своих ручек не жалеет.

Вот так, вот так,

Своих ручек не жалеет.

Топать куколка умеет

(кукла «пляшет» на коленях у детей),

Своих ножек не жалеет.

Вот так, вот так,

Своих ножек не жалеет.

А теперь мы все пойдем (дети кружатся с куклами).

С куклами плясать начнем.

Вот так, вот так,

С куклами плясать начнем.

Постройте из кубиков игрушечный домик. Раздайте детям емкости, наполненные водой: леечки, ведерки и т. д. Взрослый начинает читать потешку, а дети поливают «Кошкин дом» во­дой — «гасят пожар».

Загорелся Кошкин дом!

Бежит курочка с ведром,

А лошадка с помелом,

А собачка с фонарем,

Серый заюшка с листом.

Раз! Раз! Раз! Раз!

Взрослый рассказывает стихи или поет песенку, а дети бе­гают по лужайке, изображая мотыльков.

На зеленом на лужку

(дети бегают, держа руки в стороны)

И с цветочка на цветок

Тетя вышла на лужок

(взрослый ловит детей -мотыльков),

У нее в руках сачок.

Улетай скорей, дружок!

Поставьте на коробку несколько ярких предметов: кубики, маленькие игрушки, кегли и т. д. Раздайте малышам неболь­шие мячики или шарики и сбивайте ими игрушки. Кто самый меткий?

К палочке («удочке») привязывается веревка, на конце ко­торой находится «приманка» (маленькие игрушки, конфеты). Взрослый («рыболов») водит над головами детей удочку — то опуская, то поднимая ее. Дети («рыбки») стараются схватить «приманку». Когда кому-нибудь это удается, хлопайте в ла­доши и говорите:

Физкультура для детей 3 4 летЛечебная физкультура для детей является неотъемлемой частью развития и укрепления здоровья при наличии любых проблем развития. Занятия лечебной физкультурой для детей позволяют повысить защитный уровень иммунитета, улучшить кровообращения и быстрее адаптировать малыша к посещению детского сада. Правильно подобранная ЛФК для детей порой творит настоящие чудеса: восстанавливается иммунитет, активизируется умственная работоспособность, снижается гиперактивность и психологическая зависимость. О том, как правильно проводить занятия ЛФК для детей дошкольного возраста, можно узнать из этой статьи. В ней представлены примерные комплексы упражнений и даны рекомендации практикующих врачей.

Ничто так не ослабляет организм, как недостаток движения (гиподинамия). Физическая активность повышает сопротивляемость организма и помогает ему бороться с инфекциями. Тренированный организм более устойчив к перегреванию, охлаждению, колебаниям атмосферного давления, вирусам и инфекциям. Повышение устойчивости к инфекциям связано с повышением выработки макрофагов — «пожирателей» возбудителей болезней.

Лечебная физкультура (ЛФК) для детей дошкольного возраста дома

Лечебная физкультура для детей дошкольного возраста должна стать непременной частью физического воспитания малыша. Иммунитет укрепляют все виды аэробных физических упражнений: плавание, гимнастика, аэробика, бег, прогулки и т.п. Очень важное значение для повышения иммунитета имеют дыхательные тренировки.

Исследования ученых показали, что ЛФК дома для детей более благотворно влияет на иммунную систему, чем сбалансированное питание.

При заболеваниях органов дыхания у детей нарушается газообмен, страдает сердечно-сосудистая система, изменяется обмен веществ, снижаются защитные и приспособительные реакции организма.

Во время болезни резко ограничивается двигательная активность малыша. В то же время сами родители пытаются оградить больного ребенка от какой-либо физической нагрузки. Лечебная физкультура (АФК) улучшает работу дыхательных мышц, бронхов и легких. Гимнастические упражнения делают дыхание более глубоким, ритмичным, укрепляют дыхательные мышцы, улучшают дренажную функцию бронхов. Повышение вентиляции легких приводит к значительному увеличению газообмена, кровь лучше обогащается кислородом.

АФК активизирует выработку биологически активных веществ, увеличивающих устойчивость организма к вирусам и бактериям. Физические упражнения, усиливая деятельность надпочечников, которые вырабатывают противовоспалительные гормоны, понижают чувствительность организма к воздействию различных аллергенов.

Следовательно, правильное и регулярное применение ЛФК в лечении больного ребенка значительно ускоряет процесс его выздоровления и предупреждает повторные рецидивы заболевания.

Посмотрите лечебную физкультуру для детей на видео, где представлены наиболее актуальные советы специалистов и некоторые упражнения:

ЛФК (лечебная физкультура) для детей 2-3 лет и ребенка в 4 года (с видео)

Применение физических упражнений у детей 2-го и 3-го годов жизни. ЛФК для детей 2 лет состоит только из активных физических упражнений, которые действуют с наибольшей нагрузкой. Необходимо помнить, что на втором и третьем году жизни имеются значительные различия в темпе и характере развития отдельных детей, что требует строго индивидуального подхода. До полутора лет рекомендуется заниматься с одним ребенком или двумя, затем численность группы можно увеличить до 4 — 6 человек.

Учитывая быструю утомляемость детей 2-го и 3-го годов жизни, следует внимательно дозировать физическую нагрузку. Лечебная физкультура для ребенка 2-х лет должна быть организована в игровой форме, в противном случае удержать интерес малыша к занятиям будет очень не просто.

В комплекс лечебной физкультуры детей 3-х лет включают 8—12 упражнений на различные группы мышц. Не рекомендуется длительно повторять одно и то же упражнение.

Важно поддерживать радостное настроение детей. Физические упражнения должны иметь имитационный характер («прошли по мостику», «пролезли в зайкин домик», «сорвали яблоко» и др.).

В ЛФК для детей 3-4 года широко используются игрушки, простейшие гимнастические снаряды (мячи, палки, скамейки и др.). После полутора лет занятия можно проводить игровым методом, в виде коротких двигательных рассказов («прогулка по лесу», «пошли в гости» и др.).

ЛФК для детей 3-х лет может проводиться на улице, в различное время года это могут быть летние и зимние активные виды спорта, и подвижные игры. С 2 — 3 лет детей обучают катанию на санках. Малыши катаются по дорожкам, спускаются с небольших снежных горок, с 5 — 6 лет — возят друг друга. Катание на санках развивает у детей силу, ловкость, решительность.

С 3 — 4 лет детей можно обучать ходьбе на лыжах. При этом должны соблюдаться строгая последовательность и постепенность в освоении основных элементов движений. Сначала дети двигаются без палок. В зависимости от возраста и умений время ходьбы на лыжах составляет от 15 — 20 до 40 минут. Такие движения укрепляют и развивают все основные группы мышц, совершенствуется работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Бегу на коньках обучают детей с 5 лет. При правильной организации занятий упражнения способствуют развитию основных групп мышц, формированию правильной осанки, укреплению связок стопы, таких навыков, как ловкость, выносливость, равновесие. Посмотрите ЛФК для детей на видео, где показаны все основные упражнения и виды подвижных игр:

Езда на велосипеде доступна детям уже с 2 — 3 лет. Размеры велосипеда должны соответствовать росту ребенка. Длительность езды в умеренном темпе составляет для детей 3 — 4 лет 10—12 минут, для детей 6 — 7 лет — 20 — 30 минут. Эти занятия способствуют развитию выносливости, ловкости, укрепляют мышцы ног и стопы, тренируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector