Формирование эмоциональной сферы дошкольника

В дошкольном возрасте так же, как и в раннем детстве, чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им свою окраску и выразительность. Маленький ребенок еще не умеет управлять своими переживаниями, он почти всегда оказывается в плену у захватившего его чувства.

Внешнее выражение чувств у ребенка по сравнению со взрослым человеком носит более бурный, непосредственный и непроизвольный характер. Чувства ребенка быстро и ярко вспыхивают и столь же быстро гаснут; бурное веселье нередко сменяется слезами.

Чувства дошкольника теряют ситуативность, становятся более глубокими по смысловому содержанию, возникают в ответ на предполагаемые мысленные обстоятельства (П. М. Якобсон). У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше ребенок испытывал радость от того, что получил желаемый результат, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить в ближайшем будущем. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он ее выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.

Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии — выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя.

Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием мотивационной и познавательной сфер личности, а также с развитием самосознания. Несоответствие стремлений к высокой самооценке и успехов в деятельности может быть источником отрицательных реакций.

Включение речи в эмоциональные процессы обеспечивает их интеллектуализацию, когда они становятся более осознанными и обобщенными. Слово помогает дошкольнику управлять своими эмоциями. Первые попытки сдержать свои чувства, например, внешние их проявления — слезы, можно заметить у ребенка в 3—4 года. Старший дошкольник в известной степени начинает контролировать выражение эмоций, воздействуя на себя с помощью слова. Вместе с тем дошкольники с трудом сдерживают эмоции, связанные с органическими потребностями. Голод, жажда заставляют их действовать импульсивно.

В дошкольном возрасте развитие общения со взрослыми и сверстниками, появление форм коллективной деятельности и, главным образом, сюжетно-ролевой игры приводит к дальнейшему развитию симпатии, сочувствия, формированию товарищества.

Таким образом, развитие эмоциональной сферы в дошкольном детстве идет очень интенсивно и по различным направлениям. Одним из важнейших направлений является развитие высших чувств дошкольников (интеллектуальных, эстетических, моральных), которое тесно связано с формированием понятий о плохом и хорошем, красивом и некрасивом, а также — с развитием познавательных потребностей.

Для дошкольников характерна слитность высших чувств. Ребенок оценивает как «хорошие» объекты и явления, которые вызывают у него эстетические (хороший — значит красивый), этические (хороший — значит добрый), интеллектуальные (хороший — значит интересный) переживания. Один и тот же объект вызывает переживание, в котором слиты эстетические, этические, познавательные чувства. В дальнейшем с формированием умения анализировать и давать оценку в соответствии со специфическими нравственными или эстетическими критериями синкретическое (слитное) чувство дифференцируется на эстетическое, этическое, интеллектуальное. Высшие чувства начинают формироваться с 2—3-летнего возраста.

Чувства, возникающие в процессе познавательной деятельности, называются интеллектуальными. К ним относят любопытство, любознательность, удивление, чувство нового, чувство юмора. Развитие эстетических чувств связано со становлением собственной художественно-творческой деятельности детей и художественного восприятия. Эстетические чувства проявляются в эмоциональном отношении к героическому, комическому, безобразному в природе, в жизни, в искусстве, в процессе восприятия и творчества. Развитие моральных чувств тесно связано с характером взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками. Эти переживания связаны с удовлетворением или неудовлетворением их стремлений соблюдать требования общественной жизни. К этим чувствам относятся чувство долга, сочувствие, отзывчивость, забота о других и др.

К концу дошкольного возраста высшие чувства все чаще влияют на мотивы поведения ребенка. Посредством чувств происходит регуляция поступков, действий, желаний ребенка сообразно установленным этическим и эстетическим требованиям общества.

Формирование эмоциональной сферы дошкольника
В пособии представлены теоретико-методологические обоснования образовательной программы «Социально-эмоциональное развитие детей», созданной коллективом российских авторов. Даны основные психологические характеристики детей дошкольного и школьного возраста, подробно рассматриваются вопросы их социально-эмоционального развития, краткий обзор различных зарубежных и отечественных программ социально-эмоционального развития.

Книга поможет каждому учителю эффективно подойти к реализации практической части программы. В конце пособия приводится список рекомендуемой литературы.

*Фонд предоставляет право на скачивание книги при условии, что книга будет использоваться в общественно полезных целях.

Прикрепленные материалы

  • Современное образование
  • Ключевые компетенции\навыки XXI века
  • Социально-эмоциональное развитие
  • Развитие личностного потенциала

Формирование эмоциональной сферы дошкольника

  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники

Похожие материалы

Образовательные материалы ко Дню учителя

Формирование эмоциональной сферы дошкольника

Ресурсы Программы по развитию личностного потенциала для родителей

Мобильное приложение по саморазвитию «Мой Выбор»

Формирование эмоциональной сферы дошкольника

Образовательные материалы для школьников, учителей и родителей к 1 сентября

  • О фонде
  • Конкурсы
  • Современное образование
  • Инклюзивная среда
  • Вместе
  • Библиотека
  • Помощь фонду

Россия, Москва, 121170, Кутузовский проспект, 32, к.1

Вы будете перенаправлены на Автор24

Эмоции и чувства отражают прямое переживание восприятия человеком реальности. Чувствам сопутствуют различные виды деятельности и поведение человека в жизни.

Маленький ребенок находится во власти эмоциональных проявлений, так как он не умеет управлять ими. Эмоции быстро появляются и быстро пропадают.

Задачи эмоционального развития дошкольников

Главными задачами развития эмоциональной сферы являются:

  • формирование навыка управлять собственными чувствами и способами поведения. Таким образом в чувственной сфере появляется рациональность, осмысленность, при этом ребенок обучается нормам морали и правилам поведения;
  • проявление чувственной сферы связано с динамикой и содержанием эмоций. При формировании устойчивости эмоций возникает большая глубина и появляются высокие чувства, к которым относится мораль, эстетика, любознательность;
  • обучение восприятию не только своих чувств, но и чувств других людей. Ребенок начинает распознавать эмоции через мимические жесты или позы;
  • описание базовых эмоций и отличие их от второстепенных чувственных проявлений. Дети могут сопереживать книжным героям, живется в роли различных эмоциональных состояний. Воспитанию гармоничного проявления эмоций содействует все многообразие деятельности ребенка и его взаимодействие с окружающими взрослыми людьми.
  • На эмоциональную сферу оказывает влияние познавательная сфера ребенка и его интеллектуальное развитие.
  • Активное развитие любознательных качества в ребенке способствует формированию эмоций, связанных с удивлением и радостью открытий. Чувство эстетики развивается благодаря творческой деятельности ребенка.

Факторы эмоционального развития дошкольников

Основными факторами развития дошкольника служат:

  • Познание социальных эмоций, связанных с чувством долга и моралью;
  • благодаря устной речи эмоции приобретают сознательные качества;
  • эмоциональная сфера проявляет общее психологическое состояние ребенка и его физическое самочувствие;

Ребёнок в период дошкольного возраста очень эмоционален, чувства могут властвовать в его жизни, эмоционально окрашивая его проявления. Одним из самых сильных источников переживания служат его отношения с окружающими людьми. Поведение ребенка определяется потребностью в позитивных и приятных эмоциях, идущих от людей. Такая потребность порождает множество сложных чувств, связанных с любовью, ревностью, сочувствием, завистью и тому подобными.

Если близкие люди проявляют любовь к ребенку и хорошее отношение к нему, тогда он ощущает эмоциональный достаток, чувство уверенности в себе и защищенности. Происходит формирование жизнерадостных качеств и благополучие физического и психического мировосприятия ребенка. Благоприятная эмоциональная атмосфера формирует развитие индивидуальных качеств, выработку позитивного отношения к жизни, к людям и к происходящим ситуациям. Именно при взаимных положительных чувствах ребенок перенимает подобные эмоциональные проявления.

Чувства могут либо способствовать процессу развития ребенка либо тормозить его. Если ребенок находится в нейтральном состоянии, тогда он может реагировать на предметы сознательно. При появлении эмоциональной окраски в процессе восприятия у ребенка появляется сильная эмоция и происходит фиксация чувственного плана.

Важным фактором, определяющим эмоциональность человека является степень проявления чувств в данном процессе. Чувственные проявления ускоряют решение легких задач и задерживают более сложные задачи.

Обычно приятные эмоции, которые связаны с успехом повышают эффективность, а неприятные эмоции, которые связаны с провалом и неудачей замедляют процесс.

Формирование эмоциональной сферы дошкольника

Появляясь на свет, ребенок овладевает не только речью, знаниями, приобретает определенные навыки, он учится эмоциям. На «эмоциональной шкале» находятся разнообразные состояния: радость, злость, сочувствие, зависть, удивление. Понимают ли родители эмоциональные состояния своего малыша, умеют ли объяснить их, помочь пережить, справиться? Или же они оберегают его от любых печалей. Родители, не способные вынести малейшего страдания ребёнка, каждый раз заслоняющие его от неприятностей, лишают своего малыша возможности научиться погоревать, не бояться своих отрицательных эмоций.

Развивая эмоциональную сферу ребенка, необходимо учитывать следующие моменты:

• Обогащайте активный словарный запас словами, обозначающими эмоциональные состояния: «радость», «удивление», «грусть» и т.д. Объясните ребенку: чувства не делятся на «хорошие» и «плохие». Злость иногда помогает собраться и справиться с тем, что давно не получалось. Страх не дает забывать о правилах безопасности и поэтому позволяет быть осторожным.

• Научите ребенка разделять чувства и поступки: нет плохих чувств, есть плохие поступки: «Миша рассердился на тебя, ударил. Он поступил нехорошо. Он не нашел подходящих слов, чтобы выразить свое недовольство».

• С уважением отнеситесь к чувствам ребенка: он, как и взрослые, имеет право испытывать страх, гнев, грусть. Не призывайте его отказаться, например, от проявления гнева: «Не смей грубить мне!». Лучше помогите ему понять свое состояние: «Ты сердишься на меня из-за того, что я не купила тебе игрушку?».

• Предложите различные способы, которые помогут ребенку взять себя в руки: «Ты собираешься дальше злиться или хочешь успокоиться? Что ты можешь для этого сделать? Можно побегать, покататься на велосипеде, нарисовать свои эмоции, послушать любимую музыку, потанцевать».

Проделанная работа по развитию эмоций поможет родителям понять мир переживаний ребенка, лучше узнать его состояние в различных ситуациях, понять, что именно его тревожит и радует.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector