Гиперактивное поведение

По данным различных исследований, гиперактивностью страдают до 18 % детей. По сравнению с девочками у мальчиков в 4-5 раз чаще наблюдается гиперактивность в сочетании с синдромом дефицита внимания. Она серьезно мешает их адаптации в обществе.

Синдром дефицита внимания (СДВГ) характеризуется выраженной невнимательностью и (или) гиперактивностью с импульсивностью.

Гиперактивное поведение

Проявления синдрома

Обычно симптомы СДВГ у детей начинают возникать в возрасте 2-3 лет. Однако в большинстве случаев родители обращаются к врачу, когда ребенок начинает ходить в школу, и у него обнаруживаются проблемы с учебой, которые являются следствием гиперактивности. Гиперактивность и импульсивность приводит к тому, что ребенок испытывает постоянную потребность в движении.

Кроме этого, у ребенка появляется:

  • неусидчивость, суетливость, беспокойство, не способность ждать
  • невнимательность, не способность выполнить домашнюю работу
  • импульсивность, эмоциональная нестабильность, плаксивость
  • игнорирование правил и норм поведения; эти дети постоянно вмешивается в деятельность других людей
  • наличие проблем со сном
  • задержка речевого развития и т.д

Самая большая беда гиперактивного ребенка – это отвлекаемость. Все привлекает его внимание, но оно ни на чем не задерживается, скользит с одного на другое: вот он смотрит телевизионную передачу, тут же переводит взгляд на муху на потолке, чтобы еще через секунду отвлечься разговором матери с бабушкой.

На уроке в школе ему не сосредоточиться. В простейших примерах он допускает нелепые ошибки, но не из-за отсутствия способностей, а чаще всего из-за крайней невнимательности и торопливости.

Такой ребенок при умственной нагрузке быстро утомляется, испытывает затруднения с выполнением и завершением заданий, уделяет избыточное внимание деталям, или наоборот, не обращает на них никакого внимания.

Последствия СДВГ

Нарушение внимания и/или явления гиперактивности — импульсивности приводят к тому, что ребенок школьного возраста при нормальном или высоком интеллекте имеет нарушения навыков чтения и письма, не справляется со школьными заданиями, совершает много ошибок в выполненных работах и не склонен прислушиваться к советам взрослых.

Ребенок является источником постоянного беспокойства для окружающих (родителей, педагогов, сверстников), так как вмешивается в чужие разговоры и деятельность, берет чужие вещи, часто ведет себя совершенно непредсказуемо, избыточно реагирует на внешние раздражители (реакция не соответствует ситуации).

Такие дети с трудом адаптируются в коллективе, их отчетливое стремление к лидерству не имеет под собой фактического подкрепления. В силу своей нетерпеливости и импульсивности, они часто вступают в конфликты со сверстниками и учителями.

Они также не способны предвидеть последствия своего поведения, не признают авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам. Подростки с данной патологией чаще склонны к раннему началу курения и приему наркотических препаратов, плохо адаптируются к окружающему миру.

Диагностика синдрома гиперактивности у детей

Заподозрив у ребенка в любом возрасте такие нарушения, родителям обязательно нужно обратиться к врачу — детскому неврологу для проведения обследования, так как причиной гиперактивного поведения ребенка могут являться психические заболевания, заболевания нервной системы, последствия травм головы.

Каждая мама мечтает, чтобы ее ребенок был послушным, спокойным и внимательным!

В МСЧ № 157 ведет прием детский невролог, врач высшей категории ЛАТЫШЕВА М.И.

Гиперкинетический синдром — расстройство, характеризующееся нарушением внимания, двигательной гиперактивностью и импульсивностью поведения.

Термин «гиперкинетический синдром» имеет в психиатрии несколько синонимов: «гиперкинетическое расстройство» ( hyperki netic disorder ), «гиперактивное расстройство» ( hyperactivity disorder ), «синдром дефицита внимания» ( attention deficite syndrome ), «дефицит внимания с гиперактивностью» (attention-deficite hyperactivity disorder) [ Заваденко Н . Н . и др ., 1997; Faraone S. V. , Biederman J., 1998].

В МКБ-10 этот синдром отнесен к классу «Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте» ( F 9), составляя группу «Гиперкинетические расстройства» ( F 90).

Распространенность. Частота синдрома среди детей первых лет жизни колеблется в пределах 1,5—2, среди детей школьного возраста — от 2 до 20 %. У мальчиков гиперкинетический синдром встречается в 3—4 раза чаще, чем у девочек.

Клинические проявления. Гиперкинетические расстройства часто возникают в раннем детстве (до 5 лет), хотя диагностируются значительно позже. Расстройства внимания проявляются повышенной отвлекаемостью (без признаков гиперметаморфоза) и неспособностью к деятельности, требующей когнитивных усилий. Ребенок не может длительно удерживать внимание на игрушке, занятиях, ждать и терпеть. Он испытывает затруднения при необходимость сидеть на месте, при этом он часто беспокойно двигает руками и ногами, ерзает, начинает вставать, бегать, испытывает затруднения в тихом проведении досуга, предпочитая моторную активность. В препубертатном возрасте ребенок может кратковременно сдерживать двигательное беспокойство, ощущая при этом чувство внутреннего напряжения и тревоги. Импульсивность обнаруживается в ответах ребенка, которые он дает, не выслушав вопроса, а также в неспособности дожидаться своей очереди в игровых ситуациях, в прерывании разговоров или игр других. Импульсивность проявляется и в том, что поведение ребенка часто маломотивировано: двигательные реакции и поведенческие поступки неожиданны (рывки, скачки, пробежки, неадекватные ситуации, резкая смена деятельности, прерывание игры, беседы с врачом и т. п.). С началом обучения в школе у детей с гиперкинетическим синдромом нередко выявляются специфические проблемы обучения: трудности письма, расстройства памяти, слухоречевые дисфункции; интеллект, как правило, не нарушается. Почти постоянно у этих

детей наблюдаются эмоциональная лабильность, перцептивные двигательные нарушения и расстройства координации. У 75 % детей довольно устойчиво возникают агрессивное, протестное, вызывающее поведение или, напротив, подавленное настроение и тревога, нередко как вторичные образования, связанные с нарушением внутрисемейных и межперсональных отношений.

При неврологическом обследовании у детей обнаруживаются «мягкие» неврологические симптомы и координаторные нарушения, незрелость зрительно-моторной координации и восприятия, слуховой дифференциации. На ЭЭГ выявляются характерные для синдрома особенности [Горбачевская Н. Л. и др., 1998].

В некоторых случаях первые проявления синдрома обнаруживаются в младенчестве: дети с этим расстройством чрезмерно чувствительны к раздражителям и легко травмируются шумом, светом, изменениями температуры окружающей среды, обстановки. Типичными являются двигательное беспокойство в виде чрезмерной активности в кровати, в бодрствовании и нередко во сне, сопротивление пеленанию, непродолжительный сон, эмоциональная лабильность.

Течение гиперкинетических расстройств индивидуально. Как правило, купирование патологических симптомов наступает в возрасте 12—20 лет, причем сначала ослабевают, а затем исчезают двигательная гиперактивность и импульсивность; расстройства внимания регрессируют последними. Но в некоторых случаях может обнаруживаться предрасположенность к антисоциальному поведению, личностным и эмоциональным расстройствам. В 15—20 % случаев симптомы расстройства внимания с гиперактивностью сохраняются на всю жизнь человека, проявляясь на субклиническом уровне.

Синдром дефицита внимания необходимо дифференцировать от других поведенческих нарушений у детей с агрессивностью и двигательной расторможенностью, которые могут быть проявлениями психопатоподобных нарушений на фоне церебрально-органических резидуальных дисфункций, а также представлять собой дебют эндогенных психических заболеваний (например, кататоническое возбуждение с гебефренными проявлениями в поведении и др.).

Этиология и патогенез Клинические проявления гиперкинетического синдрома соответствуют представлениям о задержке созревания структур мозга, ответственных за регуляцию и контроль функции внимания Это делает правомерным его рассмотрение в общей группе искажений развития. Единой причины синдрома нет и его развитие может быть вызвано различными внутренними и внешними факторами (травматическими, обменными, токсическими, инфекционными, патологии беременности и родов и др.). Среди них выделяют и психосоциальные факторы в виде эмоциональной депривации, стрессы, связанные с разными формами насилия, и т. п. Большое место отводится генетическим и конституциональным факторам. Все перечисленные влияния могут приводить к той форме мозговой патологии, которая ранее обозначалась как «минимальная мозговая дисфункция». В 1957 г. M. Laufer именно с ней связал клинический синдром вышеописанного характера, который и назвал гиперкинетическим.

Этиологической гетерогенности гиперкинетического синдрома могут быть противопоставлены попытки современных исследователей установить его основные патогенетические звенья. Обобщение соответствующих данных было представлено в 1998 г. S. V. Far aone и J Biederman. В процессе семейных и близнецовых исследований, а также в работах, выполненных с помощью метода приемных детей, сегреционного и молекулярно-генетического анализа, было показано, что значительную роль в

развитии синдрома дефицита внимания играет генетический компонент Молекулярно-генетические исследования, в частности, дали основание предположить, что 3 гена могут увеличивать предрасположенность к синдрому: гены дофаминового рецептора D4 и D2, ген дофаминового транспортера У детей с гиперкинетическим синдромом был установлен нейропсихологический дефицит, касающийся прежде всего исполнительных функций интеллекта и рабочей памяти: по своему типу этот дефицит сходен с таковым при лобном синдроме у взрослых. Это дало основание предположить существование дисфункции лобной коры и нейрохимических систем, проецирующихся в лобную кору. Компьютерная томография подтвердила вовлеченность лобно-подкорковых путей Эти пути, как известно, богаты катехоламинами (чем отчасти может быть объяснено лечебное действие стимуляторов). Существует и катехоламиновая гипотеза синдрома, но пока прямых ее доказательств не получено.

Лечение. Единой точки зрения на лечение гипердинамического синдрома нет. В зарубежной литературе акцент в терапии этих состояний делается на церебральные стимуляторы: метилфенидат (ритилин), пемолин (цилерт), дексадрин. Рекомендуется использовать препараты, стимулирующие созревание нервных клеток (церебролизин, когитум, ноотропы, витамины группы В и др.), улучшающие мозговой кровоток (кавинтон, сермион, оксибрал и др.) в сочетании с этаперазином, сонапаксом, тераленом и др. Важное место в лечебных мероприятиях отводится психологической поддержке родителей, семейной психотерапии, установлению контакта и тесного сотрудничества с воспитателем и педагогами детских коллективов, где воспитываются или учатся эти дети.

Этот вопрос часто задает мамам врач педиатр. И ответить на него подчас не просто.

«Непоседа», «вечный двигатель», «ураганчик»… Какие только определения не слышат родители в адрес своего чрезмерно активного чада. В младенчестве кроха не раз выпадал из коляски, позже – выламывал прутья кроватки, чтобы беспрепятственно вылезать из нее. В четыре года маленький озорник не способен дослушать сказку, а увлечь его тихой игрой хотя бы на десять минут, трудно выполнимая задача.

Стоит ли беспокоиться, если ваш малыш полон неисчерпаемой энергии, а вы далеко не всегда находите с ним «общий язык»? Поговорим об этом с детским неврологом ОКДЦ, Надеждой Леонидовной Ким.

От истории болезни к истории здоровья

Не каждого возбужденного и невнимательного проказника стоит относить к категории детей с гиперкинетическим расстройством. Если у ребенка энергия бьет через край, он становится непослушным и упрямым, нередко злится – это еще не значит, что он болен.

Согласитесь, у каждого человека (и дети тут не исключение) время от времени случаются моменты гневливости. Сколько детей не желают укладываться спать или балуются в супермаркете! Шумный малыш-полный сил с раннего утра – это повод для радости, а не беспокойства.

— Но есть, наверное, и признаки, которые явно говорят об отклонениях поведения?

Обычно признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у ребенка обнаруживаются в возрасте двух-трех лет. Однако часто родители обращаются за врачебной помощью лишь когда малыш идет в школу. Именно тут проявляются проблемы, бороться с которыми становится все сложнее. Прежде всего это:

  • суетливость, беспокойство, неусидчивость;
  • эмоциональная нестабильность, импульсивность;
  • игнорирование правил поведения;
  • сложности с организацией деятельности;
  • забывчивость и склонность терять вещи;
  • проблемы со сном.

— В чем причины таких нарушений?

На сегодняшний день основной причиной гиперкинетического расстройства считается генетическая предрасположенность: около 30% родителей детей с синдромом гиперактивности страдали тем же недугом.
В некоторых случаях причиной гиперактивности ребенка становятся нарушения внутриутробного развития. Если на протяжении беременности у будущей мамы был токсикоз или повышенное давление, а у малыша диагностировали внутриутробную асфиксию, риск развития заболевания увеличивается как минимум в три раза. Кроме того, стремительные или, наоборот, затяжные роды, употребление матерью никотина или алкоголя во время беременности или грудного кормления. тоже могут стать причиной синдрома гиперактивности ребенка. Среди таких причин и хроническая патология , отиты и соматические заболевания, частые простуды, прием сильнодействующих лекарств в возрасте до 1 года. Повлиять на нервную систему могут также травмы головы и падения в грудном возрасте.
Вашему малышу нужна любовь и забота.

— Что предпринять мамам и папам, если они столкнулись с подобным диагнозом?

Многие родители не считают нужным бороться с синдромом гиперактивности у детей, списывая плохое поведение на трудный возраст. Однако в дальнейшем болезнь оборачивается куда более серьезными проблемами — плохой успеваемостью школьника, частой критикой со стороны учителей и друзей, нервными срывами и постоянными стрессами, обидчивостью, снижением иммунитета, социальной изоляцией.

Любое задание утомляет такого ребенка очень быстро, буквально через пару минут после начала. Сосредоточиться на изучении нового предмета практически невозможно. Садясь за домашнее задание по языку,ребенок открывает тетрадь по математике и не замечает, что пишет текст на листе в клетку. Он забывает записать информацию в дневник, может забыть учебник и тетради на парте или не услышать обращенную к нему просьбу, избегает заданий, требующих внимания и сосредоточенности.

У таких детей, как правило, очень плохая память. Пытаясь заучить что-то наизусть, ребенок может повторить фразу двадцать раз и не воспроизвести ее уже через минуту. Происходит это из-за постоянной отвлекаемости: дети механически произносят заучиваемые слова, но мысленно следят за ползущей мухой на стене или прислушиваются к звукам с улицы.

Поэтому надо как можно раньше обратить внимание на особенности поведения вашего ребенка, обратиться за консультацией к опытному специалисту и провести комплексную корректирующую терапию.

Задача врача – собрать информацию и провести комплексное обследование, чтобы исключить другие возможные причины такого поведения ребенка — внезапное изменение в семье, например развод родителей, недиагностированную эпилепсию, депрессию, снижение слуха, зрения, и другие соматические заболевания, воздействующие на функции головного мозга.

Какие конкретные советы можно дать родителям , чтобы облегчить общение с таким ребенком?

— Проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании. Следите за своей речью, говорите всегда медленно, спокойным голосом.Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи. Стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии. Не допускайте ссор в присутствии ребенка. Оберегайте ребенка от переутомления, т.к. оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной активности.Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора или у компьютера.

Старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и в крупных увеселительных центрах оказывают на ребенка чрезмерно возбуждающее действие.

Гиперактивное поведение

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – одно из наиболее часто встречающихся психических и поведенческий расстройств детского возраста. По результатам исследования American Psychiatric Association, согласно критериям Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, от 3 до 7% школьников США страдают той или иной формой СДВГ. И эта цифра постепенно увеличивается. Согласно исследованию, опубликованному в Morbidity and mortality Weekly report, примерно 2,7 млн. детей в США в возрасте от 4 до 17 лет, имеющие диагноз СДВГ, получают соответствующую лекарственную терапию. В России СДВГ страдают от 7 до 16% детей.

В США различают три типа СДВГ: гиперактивный, или импульсивный тип, тип с преимущественным нарушением внимания, а также смешанный тип. Критерии диагностики включают в себя: невозможность удерживать внимание длительное время, неусидчивость; импульсивность; трудности в активном слушании; затруднения при выполнении инструкций, сложности в доведении начатого задания до конца; громкая речь, шумные игры.

В США рекомедуется проводить оценку наличия СДВГ у детей в возрасте от 4 до 18-ти лет, родители которых предъявляют жалобы на неуспеваемость в школе, нарушение поведения, невнимательность, гиперактивность или импульсивность, длящиеся на протяжении последних 6 месяцев, но начавшиеся не позднее 7 лет.

В качестве терапии первой линии American Academy of Pediatrics ( AAP ) рекомендует проведение психотерапии, семейной терапии. Рекомендуется включать в работу с ребёнком и учителей, проводить разъяснительные беседы. Если данные мероприятия не продемонстрировали должного эффекта, то к лечению подключают лекарственную терапию.

Родителям рекомендуется составлять список дел для детей, чтобы те ничего не забыли. Список должен содержать такие пункты, как подъём, приём пищи, выполнение домашнего задания, бытовые хлопоты, игры, подготовка ко сну.

Несмотря на то, что зависимость между СДВГ и просмотром телепрограмм не доказана, AAP рекомендует ограничить время, проведенное детьми у телевизора: исключить просмотр телевизора детям до 2 лет, и не более 2 часов для детей постарше. Вместе с этим необходимо поощрять деятельность, направленную на тренировку внимания: различные игры, собирание кубиков, Лего и пазлов, чтение.

При назначении лекарственной терапии следует взвесить уровень риска и возможную пользу применения препарата. Обоснованность назначения лекарственной терапии особенно важна при применении стимулирующих средств. К ним относятся препараты амфетамина, метилфенидата. Существуют пролонгированные формы действия данных препаратов в виде жидкостей или таблеток для рассасывания. Более «мягкими» препаратами считаются широко назначаемые лекарственные средства на основе гуанфацина и клонидина.

Как и в США, в России также различают три типа СДВГ: с преимущественным нарушением внимания, с преобладанием гиперактивности, смешанная форма. Помимо этой классификации существует разработанная отечественными учёными дифференциация по клинико-патогенетическому типу, в которой различают энцефалопатическую форму, в генезе которой играет роль органическое поражение ЦНС, а также дизонтогенетическую форму как возрастной прототип формирующегося личностного расстройства и смешанную форму. В зависимости от клинико-патогенетического типа СДВГ строится и лечение.

Препаратом первого выбора в России является препарат атомоксетин (торговое название “Страттера”). По механизму действия он является ингибитором обратного захвата норадреналина.

Препаратами второго выбора являются ноотропы и нейролептики. Для лечения СДВГ энцефалопатической или смешанной форм без выраженных нарушений поведения начинают с ноотропов, которые оказывают стимулирующее действие на недостаточно сформированные когнитивные функции, улучшают обменные процессы в ЦНС, а также способствуют созреванию тормозных и регуляторных процессов в головном мозге. Стоит, однако, учитывать и то, что ноотропы имеют очень слабую доказательную базу и, несмотря на апробированные показания, должны использоваться ограниченно.

При нарушении поведения рекомендуется лечение нейролептическими препаратами, имеющими «мягкое» седативное действие: тиоридазин, хлорпротиксен, перициазин. При наличии когнитивного дефицита необходимо добавить в схему лечения ноотропные средства.

Препаратами третьего выбора являются трициклические антидепрессанты (амитриптилин, кломипрамин, имипрамин) в связи с их возможностью блокировать обратный захват норадреналина.

Помимо психотропных препаратов в терапии СДВГ применяют, как и в США, агонисты центральных альфа2-адренорецепторов: клонидин, гуанфацин; а также осуществляется контроль негативных факторов питания и окружающей среды, препятствующий проникновению в организм детей свинца, пестицидов. В питание включаются витамины, витаминоподбные вещества (омега-3 ПНЖК, фолаты), а также макро- и микроэлементы (магний, цинк, железо).

В России, как и в США, коррекция СДВГ осуществляется посредством комплексного подхода, включающего в себя помимо медикаментозной терапии, методы изменения поведения, нейропсихологическую и педагогическую коррекцию, элементы психотерапии, психосоциальной терапии и реабилитации. При этом в процесс лечения вовлекаются родители, учителя, воспитатели.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что несмотря на то, что в нашей стране психостимуляторы не зарегистрированы к применению у детей, в целом, концепция реабилитации схожа с таковой в США: рекомендуется многопрофильный подход к лечению с привлечением не только психиатров, но и психотерапевтов, нейропсихологов, родителей и учителей.

Гиперактивное поведение

1. «СДВГ – это выдуманный диагноз»

Научные исследования синдрома дефицита внимания и гиперактивности связывают это состояние с дисбалансом нейромедиаторов. Т.е. мозг человека с этим синдром действительно не имеет в доступе достаточное количество нужных веществ, что приводит к возникновению симптомов: невнимательности, импульсивности, гиперактивности. Синдром дефицита внимания и гиперактивности отмечен в международных классификациях болезней.

2. «СДВГ бывает только у мальчиков в детстве»

Девочки тоже могут страдать от этого синдрома, и показывать симптомы как невнимательности, так и гиперактивности. Но из-за существования этого мифа, трудности у девочек диагностируются значительно реже. Симптомы СДВГ проявляются так же и у подростков и взрослых людей, вне зависимости от пола, расы или социальных условий.

3. «Дети, про которых говорят, что у них СДВГ, просто активные и энергичные»

Все дети могут быть иногда невнимательными или непоседливыми. Но, когда мы говорим об СДВГ, то частота и сила этих проявлений такова, что это мешает нормальному существованию и развитию ребёнка, ему сложно учиться и дружить.

Для постановки диагноза следует помнить следующее: симптомы начинают проявляться в раннем возрасте, длятся более 6 месяцев, проявляются в разных ситуациях (не только в школе или только на уроках музыки, например).

4. «Гиперактивность – это основное проявление СДВГ»

Выделяют 3 «вида» СДВГ: невнимательный, гиперактивный, смешанный. Дети с СДВГ первого вида испытывают огромные трудности с концентрацией внимания, но могут быть вовсе не гиперактивными (такой вариант чаще наблюдается у девочек, и часто приводит к игнорированию их проблем). Многие взрослые со вторым и третьим вариантом синдрома учатся справляться с импульсивностью и неусидчивостью, но продолжают испытывать трудности с вниманием.

5. «Ребёнок «перерастёт» СДВГ»

Иногда. По исследованиям западных коллег, 70% детей с СДВГ имеет те же проблемы в подростковом возрасте. Половина из них будет испытывать трудности с концентрацией внимания и во взрослом возрасте.

6. «СДВГ – это новомодный диагноз»

Проявления, описывающие эту особенность развития, впервые были опубликованы английским педиатром в 1902 году. Название самого синдрома менялось, но основные его симптомы, остаются такими же, как в первой публикации Джорджа Фредерика Стилла.

7. «СДВГ возникает из-за плохого воспитания»

СДВГ не возникает из-за плохого воспитания. Когда ребёнок с СДВГ вскакивает с места и выкрикивает, это связано с трудностями регуляции своего поведения, а не отсутствием дисциплины. Неврологические исследования отмечают снижение активности зон мозга, отвечающих за контроль внимания, а также – дисбаланс нейромедиаторов, передающих сигналы между клетками мозга. На данный момент учёные рассматривают как генетическое влияние, так и влияние среды. Часто дети с СДВГ имеют близких родных, с похожими трудностями.

Светлана Александровна Плахова — нейропсихолог, оказывает помощь детям в развитии и коррекции познавательных функций, используя обширный диапазон возможностей, который предлагает нейропсихология.
Вместе с логопедом Л.А. Поплавской является автором и ведущим специальной подготовки к школе для детей с трудностями в обучении, в том числе СДВГ.

Адрес: Ростовская набережная, д. 3, Москва, Россия

Информация, представленная на данном сайте, носит информационный характер и не является публичной офертой (определяемой положениями ст. 437(2) Гражданского кодекса РФ).

Информация и изображения, представленные на данном сайте, защищены авторскими и иными интеллектуальными правами.

За исключением случаев, предусмотренных законом, любым лицам запрещается изменять, использовать, копировать, распространять, воспроизводить любую информацию и изображения, представленные на страницах сайта, без предварительного письменного разрешения администрации сайта.

Для записи на прием, пожалуйста, заполните форму записи,
и мы перезвоним Вам в ближайшее время

Гиперактивное поведение

СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. Такой диагноз ставят детям, чаще мальчикам старше 4 лет. Это расстройство работы нервной системы, которое проявляется характерным поведением ребенка и требует коррекции.

Суть расстройства

В основе СДВГ лежит волнообразная и не соответствующая ситуации выработка веществ, с помощью которых по нейронным цепям передается информация, происходит это в зонах мозга, ответственных за удержание внимания, принятия решений. При СДВГ возникают трудности с:

    удерживанием внимания на определенном объекте, которым может быть предмет, движение или ситуация;

принятием решений (например, в процессе выбора игрушек);

участием в разных видах деятельности;

  • поведением, соответствующим возрастным нормам и социальным правилам.
  • СДВГ проявляется в детском возрасте. Синдром сохраняется на долгие годы, затрудняя процесс обучения и социализации ребенка.

    Распознаем синдром самостоятельно

    О наличии устойчивых нарушений можно говорить только после достижения ребенком 4-5-летнего возраста. Все отклонения, которые возникают раньше, принято считать поведенческими реакциями, которые поддаются коррекции и не требуют специфического лечения. Следует подозревать СДВГ, если родители замечают следующие симптомы (один или несколько):

      Проблемы внимательности. Малыш не может сконцентрироваться на выполнении одного действия даже короткое время, ко всему в считанные минуты теряет интерес, забывчив, рассеян.

    Поведенческие проблемы. Ребенок не способен принимать осознанные решения, выполняет действия бездумно, не оценивая ситуацию и не принимая во внимание ее последствия, игнорирует нормы поведения.

  • Проблемы активности. Малыш не может играть в игры, требующие концентрации внимания и выполнения заранее оговоренных правил.
  • На СДВГ указывает сочетание перечисленных симптомов со следующими критериями:

      расстройства присутствуют дольше 6 месяцев и оказывают значительное влияние на общение с другими людьми;

    симптомы сохраняются в различных ситуациях, не зависят от окружения;

    проблемное поведение сохраняется таким в школе и дома, на площадке, в других общественных местах;

  • ребенку менее 12 лет.
  • Подозрения или диагноз?

    Родители чрезмерно активного ребенка могут заподозрить у него СДВГ. Подкрепить или опровергнуть подозрения помогут опросники (Виндербильта или Коннорса), которые можно найти в интернете. Однако самостоятельно делать выводы не стоит. Прояснить ситуацию поможет врач-невролог. Диагноз СДВГ ставят на основании:

    анамнеза (сведений о жизни, развитии, заболеваниях);

  • беседы с родителями и маленьким пациентом.
  • Специалист поможет подобрать правильный подход к ребенку, расскажет об АВА (прикладном анализе поведения), а при необходимости назначит медикаментозное лечение.

    Какие лекарства назначают

    Для коррекции СДВГ важно урегулировать выработку нейромедиаторов, чтобы поддерживать их уровень стабильным. В РФ зарегистрирован только 1 препарат с нужным эффектом – атомоксетин (психостимулятор). Если средство недоступно или у пациента обнаружены сопутствующие патологии, в индивидуальном порядке подбирают препараты из группы антидепрессантов. Седативные и ноотропные препараты при СДВГ не используются.

    Нужны ли консультации с другими специалистами?

    При любой проблеме неврологического профиля помощь должна соответствовать проблеме. Например, если ребенок предрасположен к тревожным состояниям или страхам, требуется работа с психологом.

    Базовым методом лечения СДВГ выступает АВА-терапия, на которой специализируются АВА-тераписты. Это неврологи, психиатры, психотерапевты и психологи, прошедшие соответствующую специализацию. Родителям детей с СДВГ стоит пройти специальные курсы, которые помогут внедрить поведенческую АВА-терапию в образ жизни семьи. Заниматься этим методом дважды в неделю по часу не получится, поскольку синдром требует постоянного правильного взаимодействия с пациентом. Не стоит терять связь со специалистом, может потребоваться помощь специалиста в решении некоторых вопросов.

    Нужен ли нейропсихолог

    Нейропсихологи занимаются топической диагностикой нарушений высших корковых функций, что в будущем поможет более дифференцировано подходить к их коррекции.

    Для терапии СДВГ в услугах нейропсихолога необходимости нет, достаточно помощи невролога и психотерапевта. Врачи подберут рациональные методы АВА-терапии для тренировки нарушенных функций, а при необходимости назначат психостимуляторы. На сегодняшний день других терапевтических подходов, доказавших результативность и неопасность, к синдрому дефицита внимания и гиперактивности не существует.

    С учетом варианта течения, возраста пациента, выраженности проявлений выбираются наиболее подходящие методики и их сочетания:

    Для коррекции двигательной активности и импульсивности используются специальные методики лечебной физкультуры (ЛФК), стабилометрия с биологической обратной связью (БОС).

    В обычной жизни пациентам с СДВГ не рекомендуют занятия теми видами спорта, которые предполагают соревновательный характер и имеют выраженный эмоциональный компонент, например, единоборства, командные игры. Полезны бег «трусцой», плавание (не соревновательное), езда на велосипеде, прогулки на лыжах.

    Для улучшения психологического и эмоционального состояния, уменьшения тревожности, преодоления депрессии, нарушений сна используют разнообразные методы психотерапии. Выбор методики, подходящей конкретному пациенту, осуществляет психолог или психотерапевт.

    Релаксационные методики: специальный расслабляющий массаж, релаксационные сессии, медикаментозное лечение.
    При дефиците внимания используются когнитивные тренировки. Иглорефлексотерапия (ИРТ) традиционно используется для восстановления регуляции работы многих органов, в том числе, головного мозга.

    СДВГ – это неврологическое поведенческое расстройство, начинающееся в детском возрасте, проявляющееся трудностями концентрации и поддержания внимания, чрезмерной двигательной активностью (гиперактивностью) и несдержанностью (импульсивностью).

    В последние годы частота СДВГ увеличилась, в том числе, у взрослых. Раньше считалось, что к подростковому возрасту симптомы СДВГ значительно сглаживаются или проходят. Однако сейчас эти представления изменились: в 30-70% случаев СДВГ сохраняется и во взрослом возрасте. Чаще всего это связано с недостаточно эффективным лечением в детстве.

    Гиперактивное поведение

    Все процессы, происходящие в нервной системе, базируются на двух противоположно направленных механизмах: возбуждении и торможении. В норме они сбалансированы. Однако формирование нервной системы происходит не сразу после рождения. Головной мозг в основном формируется до возраста 8 лет, но окончательно только к 25 годам. Поэтому у детей часто возбуждение и торможение выходят из-под контроля, в некоторых случаях приводя к СДВГ. Со временем мозг созревает, и симптоматика СДВГ сглаживается или проходит самостоятельно. Но даже у взрослого человека могут сохраняться когнитивные, поведенческие, и двигательные
    расстройства, сформировавшиеся вследствие СДВГ. Именно поэтому распространенность СДВГ у взрослых, хоть и увеличилась за последние годы, но всё же остаётся гораздо меньшей, чем у детей.

    В целом, проявления у детей и взрослых не отличаются, но есть особенности.

    Во-первых, если у ребенка не было СДВГ, то и взрослого данное заболевание не разовьётся. Поэтому СДВГ у взрослых – это не отдельное заболевание, а сохраняющиеся с детства нарушения.

    Во-вторых, у взрослых нарушения внимания преобладают над проявлениями гиперактивности. Таким людям сложно сконцентрироваться и удерживать внимание, поэтому им могут быть недоступны многие виды деятельности, где требуется сосредоточиться. Гиперактивность может проявляться неусидчивостью, поэтому им не подходит сидячая малоподвижная работа.
    Импульсивность может проявляться конфликтами в семье и на работе.

    И в-третьих, наличие СДВГ во взрослом возрасте требует тщательного обследования, чтобы исключить другие расстройства, в т.ч. психические заболевания.

    Проявления СДВГ зависят от варианта течения заболевания.

    Агрессия — (от лат. — нападение, приступ) — это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), а также моральный ущерб живым существам (негативные переживания, состояние напряженности, подавленности, страха и т.п.).

    Проблема агрессивного поведения детей весьма актуальна в наши дни. Учителя в школе отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, учителя просто не знают, как справиться с их поведением. Почему же дети агрессивны?

    Дети черпают знания о моделях поведения из трех источников.

    Во-первых, — это семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать его закрепление.

    Во-вторых, агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения («я самый сильный и мне все можно») во время игр.

    В третьих, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. В настоящее время практически не вызывает сомнения тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь детей.

    Диагностические критерии агрессивности для детей младшего школьного возраста:

    1. Часто теряют контроль над собой.

    2. Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми, используют физическое насилие.

    3. Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы взрослых.

    4. Часто винят других в своем «неправильном» поведении и ошибках.

    5. Завистливы и мнительны.

    6. Проявляют жестокость по отношению к людям и животным (намеренно делают больно).

    7. Не умеют брать ответственность за свои поступки.

    8. В отношениях проявляют низкий уровень сочувствия.

    9. Имеют неврологические симптомы: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание.

    10. Не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной ситуации).

    На агрессивное поведение ребенка влияют различные семейные факторы:

    — низкая степень сплоченности семьи; — конфликтность; — недостаточная близость между родителями и ребенком; — неблагоприятные взаимоотношения между детьми; — неадекватный стиль семейного воспитания (гипоопека, гиперопека); — агрессия отца по отношению к матери.

    Агрессивное поведение детей — это своеобразный сигнал, крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справиться не в силах.

    Особенности семей агрессивных детей

    1. В семьях агрессивных детей разрушены эмоциональные привязанности между родителями и детьми, особенно между отцами и сыновьями. Родители не разделяют ценности и интересы друг друга, испытывают негативные чувства по отношению друг к другу.

    2. Отцы часто сами демонстрируют модели агрессивного поведения, а также поощряют в поведении своих детей агрессивные тенденции.

    3. Матери агрессивных детей не требовательны к своим детям, часть равнодушны по отношению к их социальной успешности. Дети не имеют четких обязанностей по дому.

    4. У родителей агрессивных детей модели воспитания и поведения часто противоречат друг другу, и к ребенку предъявляются взаимоисключающие требования. В результате у ребенка вырабатывается модель вызывающего, оппозиционного поведения, которая переносится на окружающий мир.

    5. Основные воспитательные средства, к которым всегда прибегают родители агрессивных детей: физические наказания, угрозы, лишение привилегий, введение ограничений и отсутствие поощрений, частые изоляции детей, сознательное лишение любви и заботы в случае проступка.

    Формы агрессивного поведения:

    Непатологическая форма, как правило, характеризуется негрубой выраженностью расстройств поведения и способностью к компенсации в благоприятных условиях. Например, агрессивное поведение подростков может носить характер возрастных реакций и не нарушать в целом их взаимоотношений с окружающими.

    Патологическая агрессия, напротив, связана с качественными изменениями составляющих насильственного поведения, обусловленных болезненными изменениями психической деятельности. Признаки патологической изменений: агрессивное поведение с изменениями в эмоциональной сфере и возникновением аффективно-злобных реакций; агрессивное поведение с наличием мести, ненависти, обиды; садистическая агрессия.

    Агрессивное асоциальное поведение в целом вызывает устойчивое негативное отношение общества и является серьезным барьером между личностью и окружающими ее людьми. Поскольку агрессия имеет глубокие биологические и социальные корни, искоренить ее очень сложно. Снижение ее проявлений возможно через создание системы эффективного контроля на нескольких уровнях – общества, семьи, школы.

    Психологическая помощь агрессивным детям

    Агрессивные дети нуждаются в положительном к себе отношении. Это важно потому, что их представление о себе формулируется в основном в отрицательных терминах и тем самым разрушается их внутренне «Я», нанося вред личности. Принятое вами правильное отношение к своему ребенку влияет на его адекватное самовосприятие и поступки. Помните, что лишь сохраняя положительный настрой в отношении вашего ребенка, вы окажите позитивное влияние на проблему, если она уже существует.

    Советы родителям

    1. Если это возможно, сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением.

    2. Показать ребенку неприемлемость агрессивного поведения, физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более – к людям. Осуждение такого поведения, демонстрация его невыгодности ребенку действуют довольно эффективно.

    3. Установить четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нем.

    4. Предоставить детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них общительности, сочувствия, дружелюбия.

    5. Обучать конструктивным способам управления гневом (через активную деятельность, сознательное признание своей обиды и озвучивание своих эмоций партнеру, воздержание от агрессивных высказываний и поступков, прощение, определение причин гнева и работу с ними, поиск компромиссов, дипломатичный диалог с обидчиком и т.д.) и его принятия как естественной, присущей любому человеку эмоции.

    Задать вопрос специалисту Вы можете на сайте КОКПБ им. академика В.М. Бехтерева: http://www.kokpb.com/

    Читайте также материалы на нашем сайте в рамках месяца психического здоровья

    Уникальная методика лечения успешно применяется более 20 лет. Принимаем детей на восстановительное лечение от 0 лет. Помогаем в сложных случаях.

  • Бесплатный прием реабилитолога
  • Скидка 50% на 1-е занятие (90 минут)
  • Гиперактивное поведение

    Расстройства аутистического спектра

    Гиперактивное поведение

    Аутизм обусловлен генетическими нарушениями развития головного мозга. Его первопричины заключены в генах, которые влияют на формирование синаптических связей. Аутизм относится к расстройствам аутистического спектра. Впервые официально о появлении диагноза РАС в медицинской статистике заявила заместитель министра здравоохранения РФ Татьяна Яковлева в 2014 году. До этого времени страдающие РАС пациенты относились к лицам с психическими отклонениями неясной этиологии.

    Приблизительно в это же время расстройства аутистического спектра разделили с другими схожими заболеваниями и перестали считать аутизм детской болезнью, которая после исполнения 18 лет плавно трансформируется в шизофрению. В BRT центре нейрореабилитации ведется лечение детей с диагнозом РАС. Здесь применяются эффективные авторские методы и зарекомендовавшие себя техники, которые используют в международной терапевтической практике. Уже после первого курса процедур становятся хорошо заметны изменения в состоянии ребенка.

    Первые симптомы диагноза РАС: внимание к деталям

    Расстройство аутистического спектра (РАС, ASD) ― это нарушение развития, провоцирующее социальные, коммуникационные и поведенческие проблемы. Степень отклонений от нормы у каждого ребенка отличается. Аутизм сложно выявить до 2 лет, но первые симптомы обращают на себя внимание в возрасте 12-18 месяцев. Дети с РАС часто кажутся спокойными, уравновешенными, нетребовательными. Настораживающими симптомами в это время становятся отсутствие зрительного контакта с матерью и реакции на голос близкого человека.

    Поводом для обращения к врачу становятся следующие признаки:

    • В возрасте 6 месяцев у ребенка нет проявлений радости, удовольствия.
    • В 12 месяцев ребенок не отзывается на собственное имя.
    • После исполнения года малыш не пытается войти в контакт со взрослым, поболтать с ним на «детском» языке.
    • В год ребенок не показывает заинтересованности в происходящих вокруг событиях.
    • В 16 месяцев ребенок не произносит никаких слов.
    • В 24 месяца малыш не способен говорить простейшие фразы из 2 слов, подражать словам мамы и пытаться их повторить.

    В более старшем возрасте такие дети не стремятся играть со взрослыми и сверстниками, не проявляют готовности к тактильному контакту, не отзываются на обращение к ним, повторяют одни и те же слова (фразы) или движения, не могут выразить свои желания, не понимают вопросов.

    Гиперактивное поведение

    Сложность идентификации диагноза РАС

    Диагноз РАС сложно идентифицировать, так как часто он идет в сопровождении других нарушений. Среди них эпилептические припадки, депрессивные расстройства, гиперактивное поведение (связанное с дефицитом внимания). Сохранность интеллекта тоже существенно разнится. В этой группе встречаются умственно отсталые и дети с хорошими познавательными способностями. При дифференциальной диагностике исследователи стараются сразу отсечь нарушения слуха и специфические отклонения в речевом развитии. Чем раньше и точнее поставлен диагноз, тем эффективнее коррекция выявленных особенностей.

    Гиперактивное поведение

    Как лечить РАС: классика или новаторство

    До сих пор не существует оптимального метода лечения расстройств аутистического спектра, дающего ощутимые результаты при работе с пациентами разных возрастов. К традиционным техникам лечения относят медикаментозную терапию, методики психосоциальной помощи, поведенческой терапии, безглютеновую диету, структурированное обучение, трудотерапию и логопедические практики. Эти варианты лечения, как правило, менее чем удовлетворительные, что приводит только к частичному улучшению одного или нескольких аспектов заболевания.

    Гиперактивное поведение

    В чем преимущество BRT центра нейрореабилитации

    В нашем центре используются международные практики и авторские методы терапии аутизма. В их числе уже зарекомендовавшие себя техники:

    • Императивно-корригирующая гимнастика. Процедура направлена на гармонизацию мышечно-суставного баланса, нормализацию работы опорно-двигательного аппарата. Эта форма терапии относится к категории структурной реабилитации. Миофасциальное расслабление корректирует неподвижность скелетных мышц, устраняет дискомфорт, стимулирует рефлекс мышечного растяжения. ИКГ улучшает кровообращение, повышает оксигенацию, способствует эвакуации токсинов из организма. Все это объясняет улучшение моторной и неврологической функций у детей с РАС.
    • Метод Фельденкрайза. В ходе занятий с детьми улучшается дифференциация движений и ощущений собственного тела. Ребенок учится чувствовать себя и свое местоположение в пространстве. Этот метод эффективен в коррекции сенсорных проблем, которые становятся причиной острого стресса для ребенка с РАС и членов его семьи.
    • Нейропсихологическая оценка. Проводится для лучшего понимания сильных сторон личности конкретного ребенка и проблем, которые мешают его гармоничному развитию. Тестирование раскрывает информацию о причинах поведения и дает основу для разработки индивидуального плана лечения.

    В BRT клинике работают известные профессора и специалисты в области неврологии и нейропсихологии. Ваше обращение к нам ― начало успешного избавления от ухудшающих качество жизни диагнозов.

    Гиперактивное поведение

    Петракова Ольга Алексеевна

    Врач ЛФК. Специалист по физической и нейрореабилитации.

    Специализируется на восстановлении детей с особенностями развития (ДЦП, ЗПР, аутизм.). Проходила обучение и стажировки в Японии, Австралии, Тайланде, Сингапуре. Получила международную аккредитацию по реабилитации Фельденкрайз Метод GCFP, DynamicTape, TOMATISFB. Владеет кранио-сакральной терапией (остеопатия).

    Врачи

    Гиперактивное поведение

    ДЕТСКИЙ ЛУНАТИЗМ: ПОЛЕТЫ ВО СНЕ ИЛИ НАЯВУ?

    Людей, которые ходят или разговаривают во сне, в просторечии называют веселым словом «лунатики». Однако, явление это совсем не безобидное. Симптомом каких заболеваний может являться детский лунатизм, рассказала врач-невролог клиники ЭКСПЕРТ Светлана Безух.

    Светлана Безух — врач высшей категории, невролог, д.м.н, профессор. Автор 150 научных работ. Входит в состав Международной ассоциации неврологов. Стаж работы — более 40 лет. Принимает пациентов в клинике «Эксперт».

    — Что такое лунатизм? Какие у него основные симптомы?

    — Сам по себе сомнамбулизм, или лунатизм, как его называют на бытовом уровне, — это вид нарушения сна, то есть парасомния. Причем бывает не только снохождение, но и сноговорение. Нередко ребенок внезапно просыпается, садится в кровати с закрытыми глазами, видя какие-то свои сновидения, через несколько минут ложится и продолжает спать. Он может разговаривать во сне либо что-то бормотать, не просыпаясь, также может встать с постели, сделать несколько шагов с закрытыми глазами.

    — Как правильно вести себя с лунатиком?

    — Родители часто спрашивают, стоит ли будить ребенка в этой ситуации? Нет. Этим вы только усугубите ситуацию. Если он находится в состоянии снохождения, то его нужно осторожно взять за руку и уложить. Не надо с ним разговаривать, тормошить, что-то у него спрашивать.

    — Что чувствует ребенок во время таких состояний?

    — Во время парасомнии ребенок ничего не чувствует, он спит. Утром он, как правило, ничего не помнит.

    — Возможно ли снохождение во время дневного сна?

    — Могут быть эпизоды снохождения во время любого сна.

    Гиперактивное поведение

    Лунатизм может быть одним из видов эпилепсии

    — Чем опасен лунатизм?

    — Если вы знаете, что ребенок впадает в такое состояние, необходимо обезопасить его от неприятных ситуаций. В спальне ребенка не должно быть мебели с острыми углами, выбирайте для него невысокую кровать. Когда он спит, окна должны быть закрыты так, чтобы их нельзя было открыть. Если состояния нарушенного сна возникают часто, необходимо периодически контролировать ребенка в это время, держа дверь в его комнату приоткрытой, и так далее.

    — В каком возрасте чаще всего возникает снохождение и сноговорение?

    — В моем клиническом опыте чаще всего это были дети 6, 10, 11 лет, а также в период пубертатного возраста, когда меняется гормональный фон, начинается процесс полового созревания, и, естественно, организм переживает стресс.

    — Что провоцирует лунатизм?

    — Ответ на этот вопрос может быть связан с перинатальным периодом, то есть со временем внутриутробного развития и родов. Если выясняется, что у ребенка, страдающего лунатизмом, есть предпосылки для формирования органического поражения центральной нервной системы (ЦНС), так как у его мамы была осложненная беременность и/или роды, а также если он перенес черепно-мозговую травму, менингит, то нужно провести обследование для исключения у него эпилепсии.

    — К какому врачу необходимо обращаться в таком случае? Какие исследования обычно назначают?

    — Такого ребенка нужно показать эпилептологу или неврологу, сомнологу, нейропсихологу. В план инструментального обследования входит электроэнцефалография, по показаниям возможно проведение МРТ или КТ головного мозга, особенно если снохождение развилось после перенесенной черепно-мозговой травмы или нейроинфекционного заболевания.

    — Как проходит лечение ребенка, у которого заподозрили эпилепсию на фоне лунатизма?

    — Если поставлен диагноз «эпилепсия», то назначается специфическое медикаментозное лечение и наблюдение эпилептологом.

    Правильный режим — залог здоровья

    — Что может еще скрывать под собой лунатизм?

    — Синдром гиперактивности и дефицита внимания. С ним мы сталкиваемся довольно часто. Такие дети крайне гиперактивны, у них масса неконтролируемых движений: они могут подергивать плечами, моргать, издавать разные звуки на фоне гиперактивного поведения, импульсивности.

    — И какое лечение применяют в данном случае?

    — В основном, немедикаментозные методы: психолого-педагогическая коррекция, семейная психотерапия, поведенческая терапия, релаксационные методики, устранение сопутствующей патологии. Применение медикаментозных средств показано, если вышеназванные методики неэффективны.

    — Что делать, если у ребенка нет проблем с ЦНС, нет гиперактивности, а снохождение время от времени возникает?

    — Если у ребенка нет данных заболеваний, то необходим правильный режим. За несколько часов до сна рекомендовано пребывание на свежем воздухе и спокойные игры. Комната ребенка должны быть хорошо проветрена, а в квартире — тихо до тех пор, пока он не уснет. Перед сном можно почитать сказку в течение 10–15 минут. Необходимо следить за эмоциональным состоянием ребенка, особенно во второй половине дня и перед сном: исключить компьютерные игры, телевизор.

    — Раньше считали, что сомнамбулизм связан с лунными фазами. Есть ли такая взаимосвязь?

    — Это суеверия, никакого отношения к фазам луны лунатизм не имеет. Снохождение в определенные фазы луны — это просто совпадение.

    — Передается ли сомнамбулизм по наследству?

    — Если у ребенка, страдающего снохождением, поставлен диагноз «эпилепсия», то сложно заранее предполагать, что в дальнейшем он передаст это заболевание по наследству своим детям. Наследственная причина эпилепсии выявляется в 5–8% наблюдений.

    Если ребенку поставлен диагноз синдром гиперактивности и дефицита внимания, то рекомендовано расспросить родителей, не было ли у них в детстве каких-то проявлений данного заболевания. Этот синдром в 10–15% наблюдений имеет наследственную предрасположенность. Особенно у мальчиков.

    — Может ли сомнамбулизм со временем пройти сам?

    — Если это симптом эпилепсии, сам он не пройдет. Если он входит в структуру гиперактивности и дефицита внимания, то тоже может пройти только после лечения. Если снохождение является проявлением нарушений сна — парасомнией, то так же необходимо соответствующее лечение и наблюдение у сомнолога. Очень важно наладить режим сна и отдыха, исключить стрессовые факторы, влияющие на полноценный сон ребенка. Если нет вышеуказанных заболеваний, то налаживание гигиены сна позволит устранить снохождения.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector