Гиперактивные дети психологическая помощь

Ещё несколько десятков лет назад в отечественной медицине не существовало такого термина, как СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. Термина не было, а дети были. В каждом классе.

Гиперактивные дети психологическая помощь

В спомните своё детство: наверняка среди ваших одноклассников были те, кто ни секунды не мог усидеть на месте, ёрзал, получал постоянные замечания от педагогов, писал, как курица лапой, запинался на ровном месте, даже возле доски ухитрялся плясать чечётку. С большой долей вероятности можно сказать, что это были дети с СДВГ.

Гиперактивные дети психологическая помощь

Чем гиперактивный ребёнок отличается от сверстников

  • С самого рождения малыш спит мало. Молодая мама (тут я с улыбкой вспоминаю себя), начитавшись книжек, знает, что младенец 3 месяца после рождения спит по 18-20 часов в сутки. Но моя дочка спала гораздо меньше, а сколько – я уже плохо помню от постоянного недосыпа.
  • Ребёнок начинает говорить поздно. В 3 года говорит слогами, в 4 – формирует предложения, но посторонние люди не могут разобрать его речь, настолько она несвязна.
  • У малыша повышенная двигательная активность, но при этом ни одно дело он не доводит до конца. Если это ваш первый ребёнок, то очень сложно разграничить активность и гиперактивность. Малыши любознательны, лезут везде, им всё интересно. Однако дети с СДВГ двигаются хаотично: начали собирать пирамидку – через 30 секунд бросили, переключились на мячик, на ходу отвлеклись на кота.
  • Такие малыши не могут сидеть спокойно на одном месте дольше 5 минут. Их не заинтересуют ни кубики, ни сортеры. А рассказывая какую-нибудь историю, ребёнок будет ходить кругами, как заводная кукла.

Гиперактивные дети психологическая помощь

Смотрите на нашем YouTube-канале видео «Что делать, когда ребёнок бесит»:

Когда и к какому специалисту обратиться

Примерно после 3 лет, когда стало понятно, что речь у дочери развита плохо и никакие домашние методики развития мелкой моторики не помогают, мы обратились к логопеду. Сначала в детском саду – специалист ответил, что необходимо ждать ещё пару лет, всё может наладиться. Потом в частном центре. Потом нам порекомендовали обратиться к неврологу.

От врачей в поликлинике по месту жительства мы уходили растерянные и подавленные. Дочь по-прежнему плохо говорила, не умела вести себя в детском саду. Единственное, что ей давалось хорошо – это лепка из пластилина. Здесь педагоги её хвалили. Но гораздо реже, чем жаловались мне на её поведение.

Гиперактивные дети психологическая помощь

По отзывам других мам я нашла невролога в частном центре. На осмотре дочь ходила босыми ногами по коврику, прыгала, считала, отвечала на вопросы, играла с предложенными игрушками. А затем врач рассказала мне, какие обследования необходимо пройти, чтобы исключить или подтвердить СДВГ и начать корректировать состояние ребёнка.

После невролога в течение нескольких месяцев мы прошли дефектолога и психолога. Начали выполнять рекомендации. Подключили плавание и массаж. Продолжали посещать сад.

Что ожидает ребёнка с СДВГ в школе

К первому классу дочери я знала, какие трудности могут подстерегать нас в учебном процессе, поэтому не питала особых иллюзий, что мой ребёнок станет отличником. Хотя гиперактивные дети способны учиться на пятёрки в начальной школе, но львиная доля затрат (моральных и временных) на учёбу в этом случае ложится именно на родителей.

Гиперактивные дети психологическая помощь

  1. Не ждите, что гиперактивный ребёнок будет собран и сосредоточен в школе. Он начнёт терять сменную обувь, телефон, дневник, ручки. Про таких детей учителя говорят: «А голову ты дома не забыл?» При этом педагоги близки к истине: мысли у детей с СДВГ скачут с одного предмета на другой, они часто забывают, с чего всё, собственно, начиналось.
  2. У таких детей часто проблемы с письмом – дисграфия. Они пишут вкривь и вкось, игнорируя поля и строчки. Им нужно больше времени, чем сверстникам, чтобы поставить руку.
  3. Поведение. Если в детском саду воспитатели уже привыкли к особенностям ребёнка, научились гасить их взрывные истерики, то в школе всё начинается по новому кругу. Замечания, что ребёнок не может спокойно сидеть на уроках, сыплются на родителей, как из рога изобилия.
  4. Гиперактивные дети совершенно не умеют прогнозировать, к чему приведут их поступки. Этим пользуются одноклассники: просят сделать какую-нибудь шалость, а сами убегают. Крайним остаётся тот, кто не сообразил, что к чему. Однако грамотный педагог способен пресечь такие ситуации.

Но гиперактивный ребёнок в первом классе – уже не тот трёхлетний малыш, с истерикой которого практически невозможно было справиться. Он более самостоятелен, способен ненадолго, но концентрироваться, хотя по-прежнему отстаёт от сверстников в части усидчивости и внимания. СДВГ – это особенность развития ребёнка, которая компенсируется с годами. И зачастую дети, которым в 4-5 лет ставили «гиперактивность», к концу школы уже ничем не отличаются от одноклассников – ни по почерку, ни по поведению.

Как родителям сохранить свой собственный ресурс

Тут действует «золотое правило»: в самолёте надевайте кислородную маску сначала на себя, потом на ребёнка. Родитель гиперактивного малыша должен быть спокоен и твёрд, как просроченный пряник. Лично мне помогли:

  • Книги психологов о гиперактивных детях. Современные специалисты не обходят эту проблему. Они пишут об этом и в блогах, и в печатных изданиях.
  • Передачи детских педиатров и неврологов о СДВГ по ТВ или в записях на YouTube-каналах.
  • Беседа с другими родителями, воспитывающими таких же детей. Ты видишь, что не одинок.
  • Ориентирование на потребности ребёнка, а не на ожидание окружающих. Это не значит, что нужно игнорировать элементарные правила поведения в общественных местах. Отнюдь. Это значит – установить такой ритм жизни ребёнку, чтобы ему было комфортно. Не перенасыщать впечатлениями, выстроить строгий режим.
  • Поддержка семьи. Очень важно, чтобы папа, бабушка и другие близкие родственники не считали малыша невоспитанным, а уважали его взросление и право на ошибку.
  • Вера в то, что ваш ребёнок – самый лучший, уникальный и самый любимый. Собственно, так оно и есть.

Гиперактивные дети психологическая помощь

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей относится к разряду спорных диагнозов, не воспринимаемых многими всерьез. У некоторых он и вовсе вызывает раздражение: мол, нечего оправдывать лень и дурное воспитание поколения модными психическими расстройствами. Между тем симптомы данного состояния были описаны в научных трудах еще на заре XX столетия. На сегодняшний день чрезмерная импульсивность, невнимательность и другие признаки СДВГ проявляются приблизительно у 6% населения планеты, однако к медикам обращаются лишь 2%. Воспитывать и обучать детей с таким синдромом весьма непросто, к тому же многие родители не готовы признать, что с их ребенком что-то не так. Они склонны искать причины его плохого поведения в окружающей обстановке, взаимоотношениях со школьными учителями, сверстниками и т. д. Хорошая новость в том, что, своевременно приняв необходимые меры, состояние детей с СДВГ можно существенно улучшить. Но прежде разберемся, что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности, в чем его опасность и как сформировать оптимальный семейный микроклимат для дошкольника или школьника с диагнозом СДВГ. Эти и другие вопросы комментирует семейный психолог, кандидат психологических наук Екатерина Талакова.

Гиперактивные дети психологическая помощь

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка: что это и почему он возникает?

Если ваш ребенок рассеян, забывчив, суетлив в жестах и разговоре, ни на чем не может сосредоточиться, всегда готов сорваться с места и куда-то бежать — возможно, у него СДВГ. Такие дети часто устраивают истерики: начинают рыдать и не могут остановиться, на них жалуются воспитатели и учителя.

«Со стороны СДВГ выглядит как дурное поведение, но на самом деле данное состояние порождает неспособность мозга быстро адаптироваться к ситуации, — поясняет Екатерина Талакова. — При этом спровоцировать развитие синдрома может генетическая предрасположенность, тяжелое течение беременности, психологическая обстановка в семье, особенности конкретного организма. Также СДВГ может развиться по причине осложнения после других заболеваний, например, вследствие родовой травмы или инфекционного поражения центральной нервной системы ребенка».

Гиперактивные дети психологическая помощь

Когда возникает и до какого возраста может проявляться СДВГ?

Признаки СДВГ максимально полно проявляются в возрасте пяти-семи лет, ведь когда ребенок идет в школу, ему приходится подчиняться новым правилам и осваивать большие объемы знаний. Однако начальные симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности можно заметить уже в первый год жизни ребенка.

Малыши с СДВГ чаще плачут, плохо засыпают, чутко реагируют на внешние раздражители: слишком яркий свет, громкий голос, неожиданный звук и так далее. Кроме того, зачастую они значительно позже, чем сверстники, учатся переворачиваться, садиться, ползать, говорить.

«Если заболевание не лечить, то неприятная симптоматика может преследовать человека всю жизнь. И даже обладая высоким уровнем развития, взрослые люди с диагнозом СДВГ сложно адаптируются в социуме: не могут сосредоточиться на работе, провоцируют конфликты, с трудом выстраивают личные отношения», — предупреждает наш эксперт.

Гиперактивные дети психологическая помощь

Каковы основные проявления гиперактивности и дефицита внимания, существует ли разница между этими понятиями?

Дефицит внимания, не дополненный гиперактивностью, проявляется как рассеянность, невнимательность, равнодушие к словам окружающих, забывчивость, неорганизованность. Ребенок словно витает в облаках: теряет вещи, отвлекается, ни на чем не может сосредоточиться. Такое поведение часто встречается у девочек, несмотря на то, что в целом СДВГ наиболее распространен у представителей сильной половины человечества.

В свою очередь, гиперактивность без примеси недостатка внимания имеет такие проявления, как беспокойность, суетливость, активность без конкретной цели. Гиперактивный ребенок не может долго усидеть на месте: он то и дело вскакивает, куда-то бежит, возвращается, елозит на стуле, заламывает кисти рук. Таким детям сложно выдержать целый школьный урок, не вставая. Они болтливы, не умеют играть в спокойные игры, часто подвергают себя опасности.

Как лечится и корректируется СДВГ?

Лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности должно быть комплексным, поэтому работа с детьми с СДВГ включает в себя три практически равнозначные составные части:

  • психологическая коррекция;
  • терапия медикаментами;
  • родительская поддержка.

Задача лечащего врача и психолога — сформировать у маленького пациента новые навыки поведения. Задача родителей — закрепить их, внедрив в повседневную жизнь. При этом ребенку важно дать ощущение, что дома его понимают и поддерживают.

Гиперактивные дети психологическая помощь

Существуют ли профилактические меры, препятствующие развитию СДВГ?

К счастью, развитие синдрома дефицита внимания и гиперактивности можно предотвратить. Для этого следует придерживаться обычных правил здорового образа жизни: соблюдать режим сна, много гулять на свежем воздухе, употреблять простую здоровую пищу, придерживаясь рациона, в котором преобладают овощи, фрукты и ягоды, отказаться от добавленного сахара. Все это снижает нагрузку на нервную и эндокринную системы ребенка и дает им возможность полноценно развиваться.

Остановить развитие СДВГ также поможет спокойная доброжелательная атмосфера в семье, а скандалы и конфликты между значимыми для ребенка людьми могут стать спусковым крючком для прогрессирования синдрома.

Может ли проблема СДВГ исчезнуть сама по себе?

«Такой вариант возможен, но довольно редко, — говорит Екатерина Талакова. — Ведь существует две формы СДВГ — простая и осложненная. Первая характеризуется лишь рассеянностью и гиперактивностью, в некоторых случаях ее удается перерасти. При осложненной форме к симптомам добавляются расстройства сна, головные боли, панические атаки, заикание и так далее. В этом случае лечение крайне необходимо, так как с возрастом симптомы только усугубляются».

Каковы последствия СДВГ у ребенка?

СДВГ у детей дошкольного и школьного возраста приводит к тому, что из-за неспособности концентрировать внимание им очень трудно дается обучение. Часто старшеклассники, страдающие такой проблемой, не могут сдать школьные экзамены и поступить в вуз.

Из-за повышенной импульсивности, неумения прогнозировать последствия своих слов и поступков в подростковом возрасте у таких детей усиливаются конфликты со сверстниками. Им редко удается выстроить продолжительные дружеские и романтические отношения.

«При этом диагноз СДВГ не связан с интеллектом. Большинство гиперактивных детей многосторонне развиты, талантливы, одарены творчески и способны глубоко чувствовать. Однако из-за плохой регуляции нервной системы ребенок с СДВГ в обычной школе, равно как и дома, не в состоянии полноценно проявить эти качества», — добавляет Екатерина Талакова.

Гиперактивные дети психологическая помощь

Гиперактивные дети психологическая помощьЧто такое детская гиперактивность, откуда берется дефицит внимания и как воспитывать неусидчивого ребенка — рассказала психолог Юлия Коновалова.

Несмотря на то, что в наше время гиперактивность и аутизм чаще обычного встречаются у подрастающих детей, по сути, синдром дефицита внимания – это неспособность удерживать внимание длительное время на одном объекте или действии.

Такие дети очень подвижны, они постоянно меняют деятельность и редко что-то доводят до конца. Такие образы как «шило в одном месте», «что вижу, о том и пою» — очень подходят для таких деток.

Причинами гиперактивности могут быть инфекции, родовые травмы, трудные роды, свинцовое отравление или неправильное питание.

Гиперактивность чаще встречается у детей и подростков, чем у взрослых людей.

Они могут увидеть птичку и, подражая ей, начать бегать, потом их взгляд зацепится за игрушку и они начинают в нее играть, потом их отвлечет шорох, и они будут рассказывать, что там происходит — и так постоянно.

Их воображение часто очень подвижно, а фантазия богата. Они начинают рассказывать какие-то невероятные истории, но их внимания редко хватает на то, чтобы эти истории закончить.

Информационная перегрузка

Есть теория о том, что в наше время пространство очень сильно перегружено информацией и объектами, в принципе, даже взрослому человеку очень сложно концентрироваться в условиях мегаполиса. Когда детская психика не справляется с переживанием реальности, ребенок от нее «уходит» в другие миры.

Когда ребенок начинает жить во всех мирах одновременно, в том числе фантазийных, и не может задержаться в одном из них – это похоже на гиперактивность. В любом случае – это способ справляться с реальностью, которая постоянно меняется и в которой некомфортно, небезопасно, слишком тревожно.

Спровоцировать более яркое проявление СДВГ способны травмирующие события – такие как переезд, развод родителей или другие серьезные изменения в жизни ребенка. Но для развития синдрома дефицита внимания должна быть предрасположенность и психическое нарушение. К 4-5 годам нарушение уже хорошо видно, а к 6-7 проявляется в полной мере.

Если вы когда-нибудь пробовали хотя бы в течение нескольких часов повторять все действия, которые совершает маленький ребенок, вы знаете, что на несколько часов не хватает практически ни одного взрослого – мы устаем гораздо раньше, тогда когда ребенок продолжает играть в свои игры как ни в чем не бывало.

Ребенок с СДВГ активнее обычного во много раз. Конечно, с таким детенышем очень непросто приходится и родителям, и учителям. Часто таких детей пытаются заставить сидеть смирно, долго молчать, но все безрезультатно. Малыш честно будет стараться, но через какое-то время можно заметить, как его тело само начинает подергиваться, елозить и совершать движения. Хотя ребенок все еще старается. Пожалейте ребенка – он сам не понимает, что с ним происходит и оттого, что у него не получается выполнять ваши требования, его тревожность только усиливается. Что в свою очередь только усугубляет ситуацию.

Границы и распорядок

В воспитании таких особых деток родителям придется запастись терпением. Только методичное и постоянное закрепление границ способствует развитию концентрации внимания. Хотя бы несколько раз в день ловите своего ребенка и фиксируйте в объятиях. Он получает опыт остановки и ощущение внешней границы, которую выдерживает спокойный взрослый. Для таких деток очень важно ритмизировать распорядок дня.

Гиперактивные дети психологическая помощь

Оптимально, чтобы одни и те же действия выполнялись в одной и той же последовательности в одно и то же время. Если это не совсем получается, то хотя бы выдерживать последовательность. Например, в школу идем только после завтрака. И никак иначе.

Также для таких деток важно постоянно выполнять упражнения на внимание, но просто так сразу сесть и начать заниматься – это у них не получится, потому что в их теле очень много энергии, которая отвлекает. Поэтому перед занятиями очень хорошо создать возможность физического утомления.

Направить деятельность таким образом, чтобы ребенок набегался, напрыгался, устал и после этого у вас будет 10-15 минут на то, чтобы поделать упражнения на концентрацию внимания. Очень здорово, если в жизни таких деток появляется активный спорт – например футбол, чтобы они могли физически уставать. В построении графика занятий или выполнения заданий учитывайте ритм – активно-спокойно-активно-спокойно.

Всегда сначала должна быть физическая активность, а потом выполнение заданий.

Часто синдром дефицита внимания сопровождается нарушением сна. И по назначению врача можно принимать слабые препараты, чтобы ребенок мог получать отдых и восстанавливать силы.

Но самое важное, как всегда – это терпение родителя, его любовь и принятие особенностей своего ребенка.

Как расшифровать СДВГ? Это синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Если у вас гиперактивный ребенок, иногда вам будет казаться, что это сложно и утомительно, но тем не менее, нет ничего невозможного. Да, гиперактивный ребенок невнимателен, порой неусидчив, переполнен бесконечной энергией и вечно перепрыгивает с одного вида деятельности на другой. Тем не менее, если набраться терпения и задаться целью, то можно навести порядок в его жизни.

Что делать родителям, если ребенок гиперактивный? Рекомендациями делится детский психолог Алла Дорофеева.

УСТАНОВИТЕ ПОРЯДОК ДОМА

Свободный стиль воспитания с гиперактивными детьми неприемлем. Гиперактивный ребенок чувствуют себя плохо, если правила и четкий распорядок отсутствуют, такому ребенку нужны инструкции и шаблоны. Они склонны беспокоиться, если не знают, что делать дальше.

Необходимо определить время, когда ребенок должен проснуться, почистить зубы, позавтракать, сделать домашнее задание, поиграть и лечь спать.

МЕНЬШЕ ЗАПРЕТОВ

Не противьтесь всему, что делает ваш ребенок. Ругаться на ребенка с СДВГ неэффективно и вредно. Это принесет больше вреда, чем пользы.

Малыш будет изо всех сил пытаться понять, почему вы кричите на него, и будет еще больше беспокоиться. Просто поймите, что он нуждается в вашей помощи даже в повседневных делах.

Помогайте ребенку справляться с важными задачами — собраться в школу, поесть, сделать домашнее задание. Не делайте акцент на оценках и не сравнивайте его с братьями, сестрами, друзьями.

РАЗБЕЙТЕ СЛОЖНЫЕ ЗАДАЧИ НА ПРОСТЫЕ

Ребенку с СДВГ может быть очень трудно понять и применять сложные инструкции. Поэтому важно, чтобы вы разбили даже простую задачу на мелкие фрагменты.

Научите ребенка смотреть вам в глаза, когда что-то ему объясняете. Тогда ему будет легче сосредоточиться на том, что вы говорите.

Разбейте информацию на части, повторите несколько раз. Как только вы убедитесь, что ваш ребенок понял инструкции, можете попросить его повторить каждый шаг.

Не нервничайте и не подгоняйте малыша, иначе он почувствует ваше нетерпение и станет более беспокойным.

Для ребенка постарше, который умеет читать можно записать инструкции. Пошаговые инструкции, прикрепленные к холодильнику или доске в его комнате, помогут ребенку сосредоточиться на каждом шаге и выполнять их один за другим. Можно помечать галочкой дела, которые уже сделаны. Обязательно вознаградите свое чадо, когда он все сделает. Это будет мотивировать его стараться еще больше в следующий раз.

МЕНЬШЕ ОТВЛЕКАЮЩИХ ФАКТОРОВ

Мелочи, на которые вы даже не обратите внимания, могут отвлекать и беспокоить ребенка с СДВГ. Гиперактивный ребенок должен сидеть удобно, вдали от окон и дверей. Иначе происходящее за окном или за дверью может его отвлекать. Не удерживайте его на одном месте, так как это может вызвать у него беспокойство. Но сокращение числа отвлекающих факторов поможет ему сосредоточиться.

Важно создать уютное и привлекательное рабочее пространство. Убедитесь, что он понимает, что домашняя работа и учеба — не наказание. Обращайтесь к ребенку за помощью в планировании учебного пространства. Пусть поможет вам создать комфортный уголок, где ему будет легче концентрироваться.

Помните, что даже выполнение домашнего задания лучше дробить на части и давать отдых в виде «пятиминуток», разбавляя, например, гимнастикой.

ИСПОЛЬЗУЙТЕ ПООЩРЕНИЕ

Делайте акцент не на промахах, а на успехах, вознаграждая ребенка.

Отмечайте и хвалите каждый положительный результат малыша, даже если он заканчивает задание с вашей помощью.

Постепенно уменьшайте количество помощи, которую вы оказываете.

Положительное подкрепление, небольшие награды, объятия, похлопывание по спине и т. д. помогут вашему ребенку в борьбе за выполнение задания. Если задача было особенно сложной, позвольте ребенку самому решить, как вы его побалуете.

РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ИГРАТЬ

Малышу тоже нужно бегать и просто играть, как всем детям. В этом он не отличается от всех остальных. Поэтому важно, чтобы вы позволяли ему просто играть и делать то, что ему хочется, не одергивая его.

Старайтесь не делать график своего ребенка слишком строгим и не решайте за него, во что он должен играть. Дайте малышу возможность ежедневно гулять на улице.

Это поможет ему выплескивать энергию и лучше контролировать свое настроение. Дома организуйте небольшой спортивный уголок.

ПРИНИМАЙТЕ ОСОБЕННОСТИ ВАШЕГО РЕБЕНКА

Гиперактивность не может быть полностью устранена, но ее можно держать под разумным контролем. Научитесь понимать и признавать тот факт, что ваш ребенок всегда будет активным и чрезмерно энергичным. Поэтому вам придется научиться проявлять больше терпимости и терпения.

Хвалите ребёнка при любой возможности, акцентируйте внимание на его хороших качествах.

Также очень важен физический контакт. Старайтесь чаще обнять или взять его за руку, поддержать и утешить при необходимости. Ваш главный союзник терпение.

НАЙДИТЕ РАЗНЫЕ СПОСОБЫ ДЛЯ ВЫХОДА ЭНЕРГИИ

Позвольте ему заниматься такими видами деятельности, как бег, спорт и прогулки. Необходимо направлять энергию ребенка в полезную деятельность. Например, освоение игр, направленных на развитие саморегуляции, усидчивости, внимания.

НЕ ДАВАЙТЕ СЛИШКОМ УСТАВАТЬ

Если ваш ребенок слишком устанет, его самообладание надломится, и с ним станет труднее обращаться. Будьте осторожны в своих высказываниях и аккуратно изложите правила. Определите время для игры и активности.

РИТУАЛЫ И ТРАДИЦИИ

Например, ритуалы при пробуждении или засыпании создадут благоприятную атмосферу. Можно придумать отдельные ритуалы для прощания, для семейных трапез и конечно, для праздников.

КОРРЕКЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ

Чтобы добиться значительных результатов в коррекции поведения ребенка с СДВГ важна совместная работа специалистов: детского невролога, психолога, логопеда (дефектолога), педагога и родителей.

Чтобы начать, уточните пожелания к детскому психологу

Гиперактивные дети психологическая помощь

Гиперактивные дети психологическая помощь

Гиперактивные дети психологическая помощь

Гиперактивные дети психологическая помощь

Гиперактивный ребёнок — отзывы

Оксана оставилa отзыв

Ольга оставилa отзыв

4,81 · 21 отзыв · Очень хвалят

Елена оставилa отзыв

4,92 · 106 отзывов · Очень хвалят

Дарья оставилa отзыв

Анна оставилa отзыв

Сергей оставил отзыв

Анастасия оставилa отзыв

Татьяна оставилa отзыв

Заработайте на том,
что делаете лучше всех

Услуги, востребованные клиентами в этом году

  • Психологи для гиперактивного ребёнка — широкая база частных специалистов
  • Проверенные отзывы о специалистах на Профи
  • Психологи для гиперактивного ребёнка — выбирайте специалиста, учитывая цену и рейтинг в Ростове-на-Дону!
  1. Репетиторы
  2. Психологи
  3. Психологическое консультирование
  4. Детские психологи

Психологи для гиперактивного ребёнка

  • Новый заказ
  • Все услуги
  • Все отзывы
  • История заказов
  • Условия использования
  • Работа в Ростове-на-Дону
  • Вход для специалистов
  • Партнёрская программа
  • Рекламодателям
  • О компании
  • Вакансии
  • Жизнь в Профи
  • Блог

Будни: с 6 до 22
Выходные: с 8 до 22

Информация, опубликованная на данном сайте, предназначена для любой аудитории, если иное не указано дополнительно в отношении отдельных материалов.

Гиперактивные дети психологическая помощь

Гиперактивным сейчас готовы назвать почти любого ребёнка, который просто активен, не запуган, обладает живыми эмоциями, детской непосредственностью, любит подвигаться и не стесняется выражать себя. Важно отличать гиперактивных детей от просто активных, легковозбудимых, демонстративных, эмоциональных. Это может сделать только специалист (психоневролог или психолог).

Существует много противоречий во взглядах на причины и лечение гиперактивного поведения. Все, однако, согласны в вопросе о том, как проявляется такое поведение. Основная проблема – внимание ребёнка легко привлечь, но невозможно удержать, а так же повышенная неструктурированная активность.

Выделяют три основных признака проявления синдрома:

1) Избыток моторной активности (беспокойство, суетливость, бесцельность, много двигается, вертится на месте; нарушена координация, несформирована мелкая моторика; нарушение режима сна – бодрствования.

2) Нарушение внимания (трудности удержания, снижение избирательности, выраженная отвлекаемость).

3) Импульсивность (несформированность регуляторных функций, нет предварительного обдумывания действий, трудно ждать, чрезмерно говорлив, т.к. недостаточно развита внутренняя речь)

Причины возникновения синдрома:

1) Последствия родовых травм (осложнения в перинатальном периоде)

2) Нарушения био-химического баланса ЦНС

3) Нарушения кровообращения головного мозга; следствие – повышенная истощаемость («двигательная буря» — попытка ребёнка привести свой мозг к нормальному состоянию)

4) Наследственный характер

5) Недостаточное питание, асфиксия мозга, органические поражения и др.

Диагноз СДВГ ставит невролог, невропатолог, психоневролог (после 7 лет), хотя увидеть можно раньше.

При проведении коррекции важен комплексный подход:

— Невролог (медицинский подход)

— Психолог (нейропсихологический, психотерапевтический подходы).

Цель: выработать адаптивный, компенсаторный вариант – чтобы ребёнок научился управлять собой, создал свои собственные формы самоконтроля.

Важно знать, что:

— У ребёнка нет цели доставить всем неприятности или кого-то разозлить. Просто он плохо управляет собственным поведением и эмоциями. Процессы возбуждения в его нервной системе превалируют над процессами торможения.

— Необходимо оберегать ребёнка от переутомления, от избыточного количества впечатлений (не посещать с ним многолюдные места, ограничивать просмотр телевизора и т.п.)

— Бесполезно сдерживать естественную потребность ребёнка поиграть, побегать, пошуметь. Не запрещайте активные действия в категоричной форме, не кричите на ребёнка – от громкого голоса возбуждение только усиливается. Лучше направить его неуёмную энергию в конструктивное русло, переключить его на другое занятие, по возможности предложить ему активно подвигаться: пусть он что–нибудь принесёт, поможет вам помыть посуду, полить цветы.

— Чтобы успокоить ребёнка, возьмите его за руку, погладьте по голове, обнимите. Хвалите его за каждое проявление сдержанности, в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. Не настаивайте на том, чтобы ребёнок во что бы то ни стало извинился, если он «плохо» себя вёл.

— Основная задача в воспитании такого ребёнка – не научить его сдерживать свои порывы и импульсы, а научить его управлять собой. Поэтому полезны любые игры, позволяющие чередовать возбуждение и торможение, активность и расслабление.

— Для таких детей очень полезны движения на свежем воздухе, занятия с песком, водой и любым другим мелким материалом. Управляя своей мелкой моторикой, ребёнок учится управлять собой.

— Для ребёнка важен режим, но стоит с пониманием относиться к тому факту, что ему иногда трудно будет переключить свою активность, поэтому режимные моменты должны существовать, но не должны быть очень жёсткими.

— Воздерживайтесь от осуждающих и критических замечаний в адрес такого ребёнка, поскольку это почти наверняка снизит его и без того невысокую самооценку и повысит тревожность , что усилит гиперактивные симптомы. Ребёнок не виноват в том, что он такой, поэтому ругать и наказывать его бесполезно.

— К подростковому возрасту признаки гиперактивности у многих детей проходят, но ребёнку ещё предстоит обучение в школе, где подобное поведение будет сильно мешать ему самому и процессу обучения других детей. Поэтому стоит по возможности заранее подобрать для ребёнка школу, где количество детей в классе не превышает 12-14 человек.

— Важно помнить, что саморегуляция – это то, что будет даваться вашему ребёнку с особым трудом. Но ей будет трудно научиться, если она будет замещена вашей регуляцией. Поэтому неполезно всё время контролировать или одёргивать ребёнка, стоит это делать только в тех случаях, когда он точно не может сделать это сам.

— Ребёнку важно самореализоваться. При всей кажущейся непоследовательности его действий он хочет быть полезным, хорошим, любимым. Ему важно давать какие-то мелкие задания и поручения и благодарить за них, даже если они сделаны не идеально.

— Следует избегать крайностей в воспитании – проявления чрезмерной мягкости и вседозволенности и излишней строгости и неоправданных наказаний. Чётко объясняйте правила поведения в различных ситуациях и последовательно требуйте их выполнения.

— Воспитывать гиперактивного ребёнка – огромная психологическая нагрузка для отдельно взятого родителя и для всей семьи, поэтому по мере возможности важно расширять круг знакомых и помощников, способных помогать ребёнку в его деятельности и развитии.

Терапия при СДВГ сочетает психолого-педагогические и клинические методы, с детьми работают педиатр, невролог, психотерапевт и при необходимости логопед.

Специалисты клиники оценивают данные анамнеза, общее состояние ребенка, проводят обследования, позволяющие обнаружить не только явные симптомы заболевания, но и трудно выявляемые изменения в работе ЦНС, которые типичны для СДВГ.

В зависимости от характера и степени выраженности симптомов, их влияния на качество жизни ребенка, подбирают индивидуальную методику реабилитации, включающую терапию соматических нарушений, психотерапевтическую и логопедическую коррекцию, массаж, специально разработанные комплексы ЛФК, при необходимости – медикаментозное лечение.

В последние годы в комплексной реабилитации СДВГ все шире используется транслингвальная нейростимуляция (ТЛНС) – неинвазивное воздействие на головной мозг через стимуляцию рецепторов языка. ТЛНС воздействует на стволовые структуры, в первую очередь на ретикулярную формацию, которая регулирует процессы возбуждения и торможения всего головного мозга. В результате нормализуется эмоциональный фон, контроль поведения и импульсивности, улучшаются когнитивные функции (память, внимание, мышление), обучаемость, нормализуются циклы сна/бодрствования, улучшается переносимость физических, умственных и психических нагрузок. Потребуется от 5 до 20 сеансов ТЛНС, обычно в сочетании с психотерапевтической или медикаментозной коррекцией.

Очень важную роль во время терапии играют родители, с ними обязательно работают специалисты, так как прогноз более благоприятен, если родители осознают, что такое поведение ребенка является не провинностью, а заболеванием, что ребенок нуждается в дополнительной помощи, спокойном и доброжелательном отношении, поддержке и положительной обратной связи.

Правильно организованный режим дня – это первое, на что следует обратить внимание. Ребенку нужно, чтобы обед, ужин, ежедневные занятия производились в одно и то же время. Для развития навыка самоорганизации можно вести списки дел, планировать свое время.

При выполнении заданий, будь то учеба или помощь по дому, необходимо ограничить количество отвлекающих факторов, создать такую атмосферу, при которой ребенок сможет сосредоточиться.

Важной частью коррекции нарушений при СДВГ являются специальные игры, позволяющие выработать активное торможение, реализовать потребность в движении, развивающие общение и т. д.

Подбор конкретных методик и упражнений для домашнего применения зависит от характера нарушений. Одни дети при СДВГ ведут себя пассивно и не проявляют интереса к окружающему миру, у других заболевание проявляется в виде постоянной эмоциональной напряженности – для каждого случая должны быть подобраны индивидуальные рекомендации.

Клиника «В НОВЫЙ ДЕНЬ» гарантирует внимательный подход и разработку персонализированных планов реабилитации при СДВГ с использованием авторских методик и наиболее эффективных современных решений. Убедитесь в этом сами, обратившись к нам за консультацией.

Проходит ли СДВГ с возрастом? Можно ли не обращаться к врачу, дожидаясь, пока ребенок «перерастет» это состояние?

СДВГ могут сопутствовать эмоциональные расстройства, при которых ребенок становится нервным, плаксивым, постоянно ощущает упадок сил. Бывает, что заболевание сопровождается тиками, задержкой психоречевого или психического развития.

Со временем СДВГ перестает проявлять себя такими симптомами, как чрезмерная активность и неспособность контролировать эмоции и поведение. У взрослых СДВГ проявляется как низкая успеваемость в обучении и, как следствие, невозможность овладеть профессиональными навыками на достаточном уровне, плохая память, невозможность рационально планировать свое время.

Нередко у людей с СДВГ с возрастом развиваются неврозы, депрессивные расстройства, возникают проблемы с алкоголем и наркоманией, зависимость от психостимуляторов.

Важно понимать, что СДВГ – это патологическое состояние, которое требует коррекции под руководством специалиста.

Как помогает реабилитация при СДВГ

В настоящее время доказана целесообразность и социальная значимость комплексной реабилитации детей, которым поставлен диагноз СДВГ.

Реабилитацию следует проводить как можно раньше, в идеале – с младшего дошкольного возраста, до тех пор пока компенсаторные возможности мозга еще достаточно велики и не успел сформироваться стойкий патологический стереотип. Интенсивность лечения зависит от специфики и выраженности клинических проявлений заболевания и является различной в каждом конкретном случае. Но можно точно сказать, что реабилитацию детей с СДВГ нужно проводить на регулярной основе.

Коррекционная терапия позволяет достичь следующих результатов:

● Улучшение показателей внимания и когнитивных функций.
● Уменьшение гиперактивности.
● Снижение импульсивности.
● Улучшение поведения.

Гиперактивные дети психологическая помощь

Когда требуется помощь клинического психолога:

  • Сложности в межличностных отношениях,
  • проблемы с постановкой целей,
  • неуверенное поведение,
  • депрессивные состояния,
  • психосоматические расстройства,
  • синдром хронической усталости,
  • тревоги,
  • страхи,
  • панические состояния,
  • нарушения сна,
  • нарушение пищевого поведения.

Детям:

  • адаптация к детскому саду или школе;
  • проблемы в обучении, успеваемости;
  • невнимательность;
  • конфликтность, раздражительность, агрессивность;
  • страхи, повышенная тревожность;
  • проблемы взаимоотношений со сверстниками;
  • трудности в общении со взрослыми;
  • психологические травмы, кризисные состояния (потеря близких, развод родителей);
  • психосоматические заболевания.

Чтобы понять и разобраться с проблемами, которые волнуют ребенка или взрослого, клинический психолог предлагает выполнить специальные тщательно подобранные и проверенные, имеющие научное обоснование тесты, которые показывают, как работают:

  • память, внимание, мышление ребенка,
  • каковы особенности поведения, личности и характера

Консультация клинического психолога для детей, подростков и взрослых

Детская клиническая психология — это междисциплинарная область знаний.

Клинический психолог часто работает «в команде» с другими специалистами: врачами, нейропсихологом, логопедом, дефектологом.

Когда происходит такой комплексный подход к решению выявленной проблемы, то это существенно ускоряет работу специалистов и делает ее максимально эффективной.

Клинический психолог занимается проблемами психически здоровых детей, а также может оказывать помощь детям с различными нарушениями:

  • отставание в развитии,
  • психосоматические расстройства,
  • СДВГ,
  • аутизм,
  • мутизм,
  • трудности, связанные с заболеваниями (эпилепсия, последствия травм, психических расстройств).

НАШИ ПРЕИМУЩЕСТВА:

  • Индивидуальный комплексный подход с учетом личностных особенностей развития
  • Сочетание сенсомоторной и когнитивной коррекции
  • Непрерывный контроль и оценка динамики коррекционного процесса
  • Уникальные нестандартные подходы к диагностике и коррекции
  • Авторские методики всесторонней коррекционной работы
  • Работа с детьми с особенностями развития, начиная с раннего возраста
  • Опыт работы со сложными патологиями.

Главная задача специалистов нашего Центра психологии и нейропсихологии PsyMed — психологов, нейропсихологов, дефектологов, помочь справиться ребенку с возникающими трудностями в развитии, сложностями в поведении и усвоении школьной программы (письмо, чтение, счет), развить у ребенка сильные стороны личности, научить ребенка правильно пользоваться своими ресурсами для преодолении возникающих жизненных трудностей. Своевременная нейропсихологическая и психологическая диагностика, а также коррекция поможет ребенку развить и закрепить умения и навыки, чтобы двигаться к успеху.

Гиперактивные дети психологическая помощь«Маленькие детки – маленькие бедки, большие…» Особенно у тех, кто с детства словно подключены к батарейке Energizer, помните как в рекламе? С точки зрения психологов и врачей, такие малыши часто страдают синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Чем опасно такое состояние и что делать, поговорим подробно.

Отчего заводится моторчик гиперактивности

СДВГ не следует путать с чрезмерно подвижным ребенком. Очень активный малыш порой – следствие плохого воспитания или стрессового состояния (развод родителей, смерть кого-либо из близких людей и т.д.). Что нельзя сказать о синдроме гиперактивности. Это состояние возникает на фоне различных психофизиологических изменений центральной нервной системы, а также других заболеваний как, например, аллергия и т.д.

Гиперактивность часто замечается педагогами и психологом в дошкольном учреждении или в начальных классах. Спросите, почему не родителями? Часто они списывают не совсем стандартное поведение своего чада на обычное баловство или плохое настроение.

Установлено, что чрезмерно активные дети наследуют это состояние в 95% от своих родителей. А в классе численностью 25 человек, обязательно найдется один ребенок, страдающий синдромом гиперактивности.

Тревожные звоночки для психолога

Итак, когда нужно бить тревогу и обращаться к психологам? СДВГ, как правило, проявляется в 3-4 года, когда заметны нарушения со стороны:

  1. внимания;
  2. движения;
  3. коммуникабельности

Характерны недостатки в координации мелкой моторики, движения, а именно ребенок неуклюж, неловок. Часто не может самостоятельно завязывать шнурки, застегивать пуговицы, осваивать навыки рисования и т.д.

На занятиях такие дети характеризуются неусидчивостью, быстро теряют интерес и внимание к информации, полученной на уроках. Они не могут выполнить задание до конца, часто отвлекаются, а успеваемость в это время снижается.

Если в семье есть братья, сестры, родители часто сравнивают их с ними. Тем самым усугубляя ситуацию, развивая тем самым комплексы. Гиперактивные дети неответственно относятся к поручениям взрослых, редко помогают родителям. На замечания отвечают упрямством, агрессией или вспыльчивостью. Слова запрета или какие-либо наказания не воспринимаются и имеют только отрицательный эффект.

К подростковому периоду некоторые проявления синдрома исчезают, а вот другие наоборот обостряются, например, импульсивность, враждебность, недоброжелательность и т.д., которые сохраняются и во взрослом возрасте. Такие качества негативно сказываются на личной жизни, а также коммуникации в социуме.

Как обуздать «бурю»?

СДВГ поддается коррекции, требует помощи со стороны родителей, педагогов, психологов и врачей. Включает ряд методов, которые в совокупности дают прекрасные результаты:

  1. Питание является неотъемлемым компонентом в коррекции поведения. Многие продукты могут спровоцировать активность головного мозга, тем самым усугубляя и без того непростую ситуацию. Так, например, фастфуды, газировка, сладкое и т.д. не только наносят урон весу, но и увеличивают возбудимость головного мозга. Наличие в продуктах различных консервантов, красителей также негативно сказывается на состоянии здоровья. Правильный рацион поможет улучшить не только физическое, но и психологическое состояние ребенка.
  2. Говорим нет запретам. Чем больше запретов, тем больше нарастание импульсивности и негатива. Старайтесь отвлечь малыша, предлагая ему совершить другие действия. Например, если он прыгает на диване, не следует говорить – не прыгай. А предложите ему другие действие, к примеру – а сколько ты сможешь сложить кубиков вверх? или, а давай-ка поиграем в города и т.д. Тем самым вы отвлечете его от неправильного действия без применения запретных слов или наказаний.
  3. Физические упражнения и спорт. Занятие спортом позволяет ребенку дисциплинировать себя, помогая стать более организованным. Повышает самооценку, исключает развитие комплексов.
  4. Ограничение нахождения у компьютера, телефона, планшета, телевизора. Учеными давно доказано пагубное влияние на здоровье при длительном использовании гаджетов. Родители должны ограничивать это времяпровождение и увлекать малыша другими занятиями, например, чтение, рисование, лепка и т.д.
  5. Прививаем дисциплину. Многие родители пытаются навязать дисциплину в армейском режиме, тем самым больше отдаляя ребенка от себя, особенно если он гиперактивен. В таком деле нужна мудрость и гибкость требований. Необходимо спокойно объяснить своему чаду, если он не выполнит вашу просьбу, тогда он лишится некоторых своих увлечений (катание на велосипеде, игр на компьютере, похода в кино и т.д.).
  6. Создаем условия. Чтобы выполнить домашнее задание, ребенку необходима обстановка, не отвлекающая его внимание. Найдите в квартире уютное место без раздражающих факторов. Во время выполнения заданий, старайтесь делать перерывы, разрешайте ему подвигаться через каждые 20-25 минут.
  7. Приучаем к порядку. Ребенок обязан понимать, что после игры все игрушки должны быть собраны. Те же требования и к одежде. Очень помогают в развитии навыков самоорганизация – цветовые маркировки, например, цветные стикеры позволят сориентироваться малышу, что должно находиться на каком месте. Можно обозначить цветовыми маркировками шкафы для тетрадей и книжек, для вещей, для игрушек и т.д. Детям старшего возраста не давайте более двух инструкций в день для выполнения. Лучше если они будут записаны на бумаге или доске. Например: полей цветы, вынеси мусор и т.д.
  8. Атмосфера в семье. Конфликты и ссоры усугубляют состояние ребенка, поэтому взрослые должны понимать и учитывать этот факт. Поймите все семейные неприятности, он связывает с собой и порой делает ошибочные выводы. Задача взрослых оградить свое чадо от негативного воздействия выяснения отношений. Чаще проводите вместе время, устраивайте походы на природу, театр, кино и т.д. Совместное проведение свободного времени является лучшей терапией синдрома гиперактивности.
  9. Сотрудничество со специалистами. Порой взрослые не могут самостоятельно справиться с ребенком, поэтому помощь со стороны, способствует лучшей психологической коррекции. Совместный тандем со специалистами дает прекрасные результаты. Педагоги и психологи играют важную роль в жизни чрезмерно активных детей.

Если гиперактивность связана, с какими-либо заболеваниями, врач подберет необходимое лечение, тем самым улучшит состояние здоровья ребенка. Лечебный массаж и гимнастика укрепят не только физический дух, но психологическое состояние.

В заключение хочется еще раз отметить, коррекция синдрома гиперактивности возможна, но только при правильном подходе и с помощью специалистов. Чем раньше отмечено отклонение, тем лучше результаты. Помните, самостоятельная терапия может привести к усугублению ситуации.

Дата публикации: 11.09.2017. Последнее изменение: 04.06.2018.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector