Интеллектуальное развитие детей

Интеллектуальное развитие — непрерывный процесс, совершающийся в учении, труде, играх, жизненных ситуациях, и что оно наиболее интенсивно происходит в ходе активного усвоения и творческого применения знаний, т. е. в актах, которые содержат особенно ценные операции для развития интеллекта.

Само понятие интеллектуального (умственного) развития трактуется разными исследователями по-разному.

В числе первых с призывом заняться исследованием общего умственного развития, общего интеллекта выступили С. Л. Рубинштейн и Б. Г. Ананьев. Так, Ананьев говорил об этих категориях, как о такой сложной психической особенности человека, от которой зависит успех учения и труда.

Указанная проблема исследовалась в самых различных направлениях. Среди этих исследований следует отметить исследования Н. С. Лейтеса, отмечающего, что общие умственные способности, к которым относится прежде всего качество ума (хотя они могут существенно зависеть также от волевых и эмоциональных особенностей, характеризует возможность теоретического познания и практической деятельности человека. Самое существенное для человеческого интеллекта состоит в том, что он позволяет отражать связи и отношения предметов и явлений окружающего мира и тем самым дает возможность творчески преобразовать действительность. Как показал Н. С. Лейтес, в свойствах высшей нервной деятельности коренятся некоторые активности и саморегуляции, что собой существенные внутренние условия формирования общих умственных способностей.

Психологи пытаются раскрыть структуру общих умственных способностей. Например, Н. Д. Левитов считает, что общие умственные способности прежде всего включают в себя те качества, которые обозначаются как сообразительность (быстрота умственной ориентировки, вдумчивость, критичность.

Плодотворно исследовала проблему умственного развития Н. А. Менчинская с группой своих сотрудников. Эти исследования исходят из положения, сформированного Д. Н. Богоявленским и Н. А. Менчинской о том, что умственное развитие связанное с двумя категориями явлений. Во-первых, должно иметь место накопление фонда знаний — на это обращал внимание еще П. П. Блонский: «Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта и знаний имеет эта голова, тем более способна она рассуждать» Таким образом, знание необходимое условие мышления. Во-вторых, для характеристики умственного развития важны те умственные операции, с помощью которых приобретается знание. То есть характерной чертой умственного развития является накопление особого фонда хорошо отработанных и прочно закрепленных умственных приемов, которые можно отнести к интеллектуальным умениям. Словом умственное развитие характеризуется и тем, что отражается в сознании, и еще в большей степени тем, как происходит отражение.

интеллектуальное развитие — это развитие определенных структур интеллекта, в ходе которого мыслительные операции постепенно приобретают качественно новые свойства: скоординированность (взаимосвязанность и согласованность множества операций, обратимость (возможность в любой момент вернуться к начальной точке своих рассуждений, перейти к рассмотрению объекта с прямо противоположной точки зрения и т. д., автоматизированность (непроизвольность применения, сокращенность (свернутость отдельных звеньев,»мгновенность» актуализации)

Интеллектуальное развитие дошкольника

Современные психолого-педагогические исследования демонстрируют преемственность понятий умственного и интеллектуального развития. Иногда эти термины почти подменяют друг друга.

Что же входит в понятие «умственное развитие» ребенка.

Умственное развитие — это количественные и качественные изменения, происходящие в мыслительной деятельности ребенка (под влиянием воспитательных воздействий возраста, обогащения опытам, необходимым условием которых является полноценность органического субстрата, понимаемая как сохранность нейроанатомических структур и тонких физиологических механизмов мозговой деятельности и всех функциональных систем организма

В целом уровень умственного развития можно определить как совокупность знаний, умений и свободное оперирование сформировавшимися при их усвоении умственными действиями и формами мышления (наглядно-действенными, наглядно-образными и словесно-логическими)

интеллектуальное развитие — это уровень и скорость мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы. Также к интеллектуальному развитию относятся речевое развитие и способность к самообучению. Все это не предопределено и заранее не заложено в ребенка: только от родителей зависит, как быстро он научиться самостоятельно мыслить. Эти процессы, например, можно ускорить, замедлить или даже остановить на каком-то этапе.

Интеллектуальное развитие ребенка, в зависимости от возраста, имеет несколько стадий. В конце первого — начале второго года, пока малыш еще не овладел активно речью, ему присуще наглядно-действенное мышление. В этом возрасте наглядно и активно знакомится с окружающей действительностью с помощью тактильного изучения предметов. Главными людьми, которые помогут ребеночку познакомиться с предметами и способами их использования, становятся родители. Именно эти навыки становятся первыми знаниями ребенка на пути последующего познавания мира.

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста развивается именно, когда он ненамеренно, а естественным образом, неосознанно впитывает все знания об окружающем мире и о системе мироздания. Тогда к школьному возрасту у ребенка сложится собственное мировоззрение, благодаря которому он будет способен высказывать суждения. Поэтому не следует сводить развитие интеллекта ребенка к примитивному освоению чтения и письма в раннем возрасте, а следует идти по пути развития в самом широком понимании этого слова, где интеллектуальное развитие пересекается с физическим, эстетическим и, в конечном итоге, становится общим.

Определив тип интеллекта ребенка, родители могут помочь ему максимально развить его потенциал

Интеллектуальное развитие детей

В современном обществе принято считать, что успеваемость ребенка в школе является единственным показателем, определяющим его потенциал. Когда ребенок становится старше, многие родители хотят, чтобы он стал всесторонне развитым и успешным в разных сферах жизни. Но прежде чем он пойдет в школу, вы должны понять – ваш ребенок умный, несмотря на его оценки и физическую форму.

Ученые утверждают, что существуют разные типы интеллекта (всего их выделяют 8), и ребенок может обладать любым из этих восьми типов. В чем-то он обязательно окажется сильным.

Родители должны с раннего возраста ребенка распознать признаки, которые характеризуют его тип интеллекта. Если вы начнете развивать эти черты с раннего возраста, вы сможете оценить его потенциал и поймете, что это может быть важнее, чем успеваемость по математике или физике. Рассмотрим, как определить тип интеллекта вашего ребенка.

Теория множественного интеллекта

Американский психолог Говард Гарднер предложил теорию, которая объясняет различные виды интеллекта. Ученый предполагает, что сводить определение интеллекта ребенка к простой проверке IQ недостаточно. Академическая успеваемость, несомненно, важна, но настолько же важны и склонности ребенка к рисованию, музыке, танцам, предпринимательской деятельности и т. д. Все эти склонности необходимо учитывать, определяя потенциал ребенка. Так возникла теория множественного интеллекта, которая доказывает, что у ребенка могут доминировать 1 или 2 из 8 типов интеллекта.

8 типов интеллекта

Теория Говарда Гарднера быстро нашла последователей во всем мире. Педагоги из разных стран стали включать теорию множественного интеллекта в свои системы образования.

Рассмотрим подробнее типы интеллекта, которые встречаются у детей.

1. Телесно-кинестетический

Дети, обладающие телесно-кинестетическим интеллектом, обычно достигают успехов в спорте и других видах физической активности. Они много двигаются, и их движения хорошо скоординированы. Если ваш ребенок проявляет интерес к подвижным играм и может хорошо координировать движения своего тела, то можно с уверенностью сказать, что у него развит данный тип интеллекта. Понаблюдайте за ним, чтобы лучше понять его склонности. Он слишком суетливый? Он всегда в тонусе? Он не может долго усидеть на одном месте? Такие мелкие детали могут помочь вам определить у ребенка телесно-кинестетический тип интеллекта. Им обладают многие известные спортсмены, актеры и танцоры.

2. Визуальнопространственный

Данный тип интеллекта определяет, насколько хорошо ребенок может визуализировать объекты, места и даже свои сны. Дети, обладающие таким интеллектом, имеют таланты в рисовании, лепке и других подобных занятиях. Они хорошо определяют размеры объектов и могут в деталях воспроизводить прошедшие события. Они также склонны выражать свои мысли и чувства в визуальной форме.

Если ваш ребенок уделяет внимание деталям и способен вспомнить мельчайшие подробности повседневных событий, у него развит визуально-пространственный интеллект. Дети, обладающие им, могут стать художниками, архитекторами или специалистами в подобных сферах.

3. Логико-математический

Логический интеллект связан со способностями ребенка к математическим вычислениям и аргументации. Важной частью логико-математического интеллекта является навыки решения различных задач. Если ваш ребенок наблюдателен, умеет мыслить нестандартно, логически рассуждать, объяснять, понимать подсказки – у него развит данный тип интеллекта. Такие дети любознательны и часто задают вопросы. Они хорошо понимают язык чисел, графиков и диаграмм. У многих известных математиков развит данный тип интеллекта.

4. Музыкальный

Если ребенок любит слушать музыку, это еще не значит, что он обладает музыкальным интеллектом. Данный тип интеллекта развит у детей, которые любят сочинять музыку, петь и настукивать разные ритмы. Они лучше других понимают музыку. Если у вашего ребенка красивый голос, у него есть чувство ритма, различает тональности и интересуется игрой на музыкальных инструментах, тогда у него, несомненно, развит музыкальный интеллект. Однако важно понимать, что музыкальный интеллект – это достаточно широкое понятие, и у разных детей он может проявляться по-разному.

5. Лингвистический

У детей, обладающих лингвистическим интеллектом, обычно хорошо развиты языковые навыки. Если у вашего ребенка красивый почерк, он любит читать, хорошо понимает грамматику и умеет правильно писать сложные слова, у него развит данный тип интеллекта. Такие дети любят играть со словами и разгадывать кроссворды. У них обычно большой словарный запас, они легко запоминают новые слова. Также у них развита способность рассказывать истории.

6. Экзистенциальный

Экзистенциальный интеллект не стоит путать с интровертностью или эгоцентричностью. Он связан со способностью человека наслаждаться одиночеством. Если ребенок, оставаясь один, не скучает и не боится, то у него развит данный тип интеллекта. Этот тип связан с такими качествами, как ответственность, самосознание и самостоятельность. Дети, обладающие экзистенциальным интеллектом, осознают свои сильные и слабые стороны. Если ваш ребенок уверен в правильности своих действий, несмотря на то, что окружающие считают иначе, у него развит данный тип интеллекта. Такие дети уверены во всем, что они делают. Они слушают окружающих, но делают то, что сами считают правильным. Из таких детей вырастают успешные предприниматели.

7. Межличностный

Дети с развитым межличностным интеллектом умеют хорошо общаться с окружающими. У них обычно много друзей, и они любят быть в компании. Если ваш ребенок постоянно проводит время со своими друзьями и любит общаться с людьми, у него развит данный тип интеллекта. Такие дети умеют находить общий язык с разными людьми и понимают, как справляться с разными ситуациями. В компании они кажутся спокойными и расслабленными. С друзьями они сострадательны, добры и отзывчивы. Из таких детей вырастают хорошие дипломаты, руководители и педагоги.

8. Натуралистический

Если ваш ребенок интересуется садоводством, уходом за домашними животными, то у него развит данный тип интеллекта. Такие дети любят природу. Они интересуются различными природными явлениями, любят гулять в парках, возле рек и везде, где нет асфальта. Также они обеспокоены сохранением природы.

Когда вы знаете, как проявляется каждый из восьми типов интеллекта, вы можете определить, в чем силен ваш ребенок. Наблюдайте за ним, замечайте его способности и помогайте их развивать. Цените его таланты с раннего возраста – и вам не придется беспокоиться о его будущем.

Интеллектуальное развитие — способность пластичная, ее можно ускорить, а можно и притормозить. Все родители хотят, чтобы развитие интеллекта ребенка не стояло на месте, но что конкретно может подстегнуть, ускорить развитие? Давайте разбираться.

Развитие интеллекта: что это, зачем нужно, от чего зависит

Никого не нужно убеждать в том, что дети с высоким интеллектом добиваются большего в своей жизни, пользуются популярностью среди друзей, делают успехи в школе. Хорошая способность к усвоению знаний означает определенный уровень и скорость, с которой ребенок делает обобщения, сравнения. С помощью развитого интеллекта ребенок правильно воспринимает окружающую действительность, понимает основные процессы и явления.

Интеллект не исчерпывается только умственной сферой человека, он охватывает все стороны деятельности, с том числе эмоциональную и физическую. У маленького ребенка мышление тесно связано с физической активностью, поэтому важно ее не ограничивать. Родителям стоит помнить, что запреты в принципе тормозят мыслительные процессы.

Интеллектуальное развитие детей

Факторы, влияющие на интеллектуальное развитие ребенка:

  • наследственность;
  • образ жизни матери во время беременности;
  • условия жизни ребенка (еда, общение, познавательная и двигательная активность);
  • количество детей в семье (общее правило: чем больше детей, тем лучше ребенок приспосабливается к жизни в обществе);
  • социальный статус родителей;
  • характер и темперамент ребенка;
  • личностные качества родителей.

В деле создания лучших условий для развития интеллекта ребенка нужно учитывать вышеизложенные факторы, но не только.

Важно стараться поддерживать благоприятную эмоциональную атмосферу в доме (в состоянии стресса и нервозности членов семьи никто не сможет нормально расти и развиваться), минимизировать принуждение (интеллектуальная работа должна приносить радость и быть добровольной), сделать интеллектуальную развивающую деятельность доступной малышу и соответствующей его возрасту.

Когда начинать?

Развитие ребенка в нормальных условиях начинается с первых дней жизни, в том числе интеллектуальное. Оно идет с оптимальной скоростью, если малыш находится в безопасности, накормлен, имеет тактильный и эмоциональный контакт с мамой.

Период, в который родитель может активно поучаствовать в развитии интеллекта своего ребенка с помощью игр, вспомогательных материалов — это возраст от 2 до 8 лет. В это время мозг малыша очень восприимчив к развитию.

Побуждая ребенка к интеллектуальному развитию, нужно помнить, что до двух-трех лет малыш изучает мир, трогая все подряд и пробуя на вкус. С четырех до шести лет у ребенка длится период формирования наглядно-образного мышления. А ближе к школьному возрасту начинает интенсивно развиваться словесно-логическое мышление.

Как развивать интеллект ребенка

Пользуясь перечисленными способами развития интеллекта, нужно соблюдать несколько важных правил: создавайте условия для развития (покупайте пластилин, краски, выделите отдельный стол для творчества), не отталкивайте малыша от повседневных дел (пусть поможет маме на кухне), расширяйте круг общения. Иногда новый друг-шахматист мотивирует на занятие шахматами лучше мамы.

Развивайте своего малыша гармонично, занимайтесь вместе с ним!

Интеллектуальное развитие детей

Интеллектуальным развитием называют способности к усвоению знаний и решению нестандартных задач. Такую способность можно ускорить, замедлить или приостановить. Очень большое влияние на формирование интеллектуальных способностей оказывают условия семейного воспитания. Интеллектуальное развитие малышей дошкольного возраста – это очень важный процесс, требующий от родителей ответственности и образованности.

Все родители заинтересованы в непрерывном интеллектуальном развитии своих детей. Интеллектуальное развитие отвечает за нормальный уровень и скорость мыслительных процессов: сравнений, обобщений, распознаваний, способности делать выводы. К интеллекту относятся речь и способности к самообучению.

Дети с хорошим интеллектом всегда пользуются большой популярностью. Они в дальнейшем добиваются больших успехов в жизни. Существует множество способов развития интеллекта у малышей, которые можно применять в обучении с раннего возраста. Интеллект ребенка – это форма организации его познавательных процессов, которая обеспечивает хорошее восприятие и понимание окружающей действительности.

Интеллект охватывает все стороны деятельности человека: умственную, эмоциональную и физическую. Интеллект у детей очень важно развивать для успешного обучения, а также возможности делать то, что не умеют делать другие. Поэтому развитием интеллекта ребенка необходимо заниматься с раннего возраста.

Уровень интеллекта проявляется в мыслительных процессах ребенка. Мышление очень тесно связано с уровнем физической активности малыша. Никогда не ограничивайте двигательную активность детей. Помните, что запреты и ограничения значительно тормозят мыслительные процессы в головном мозге ребенка.

От чего зависит интеллектуальное развитие?

  1. От наследственности, которую ребенок получает вместе с генами родителей;
  2. От образа жизни мамы в период беременности;
  3. От условий жизни малыша: питания, общительности, достаточного количества двигательной и познавательной активности;
  4. От количества детей в семье. Дети из многодетной семьи намного лучше приспосабливаются к жизни в обществе;
  5. От социального статуса семьи;
  6. От характера и темперамента малыша;
  7. От качеств личности родителей.

Когда начинать развивать интеллект ребенка?

Ребенок начинает развиваться с первых дней жизни. Но наиболее интенсивно происходит развитие его интеллекта с 2 до 8 лет, поскольку в этот период мозг ребенка наиболее восприимчив и способен к развитию. С двух лет можно применять логические игры для детей, начинать обучение ребенка чтению для развития мышления и расширения запаса слов.

Условия для развития интеллекта:

  • Создание благоприятной эмоциональной атмосферы;
  • Отсутствие принуждения. Интеллектуальная деятельность должна нравиться ребенку и носить только добровольный характер;
  • Развивающая деятельность должна быть доступной для ребенка и соответствовать его возрасту.

Способы развития интеллекта:

  1. Использование развивающих игр. Для этих целей отлично подойдут шахматы, шашки, головоломки, настольные игры, которые призваны развивать интеллект и мышление у детей;
  2. Различные виды творчества: лепка, рисование, аппликация и конструирование. Они прекрасно развивают абстрактное и логическое мышление;
  3. Компьютерные игры для развития логического мышления и интеллекта;
  4. Математика и точные науки;
  5. Чтение;
  6. Изучение иностранных языков;
  7. Чтение энциклопедий, справочников, просмотр образовательных фильмов и передач, посещение познавательных сайтов и мероприятий;
  8. Использование вопросов как метода стимулирования умственных способностей малыша;
  9. Всестороннее и гармоничное развитие интеллекта.

Дошкольники окружающий мир познают в привычной для взрослых повседневной жизни в процессе общения со старшими или сверстниками, игр, труда, какой-либо деятельности. Поэтому основной задачей родителей является заметное улучшение качества прогулок на свежем воздухе, игр, занятий с малышами. Важно оценить значимость каждой минуты общения родителей с ребенком. Ведь таким образом происходит активное развитие мышления и речи, расширение знаний об окружающей среде. Организовывайте с детьми разнообразные игры, направленные на развитие памяти, речи, наблюдательности и внимания. Развитие интеллектуальных способностей малыша должно происходить целенаправленно и систематически. Обязательно во всех видах деятельности учитывайте его возрастные и индивидуальные особенности.

Наиболее эффективные приемы развития интеллекта дошкольников:

  1. Поддержка проявления любознательности ребенка;
  2. Создание условий для изучения различных материалов (песка, пластилина, глины, крупы, бобов) и инструментов с первого года жизни;
  3. Вовлечение малышей в повседневные будничные дела;
  4. Проведение разнообразных развивающих занятий с использованием карточек, пазлов, книг;
  5. Организация увлекательного и познавательного досуга малыша. Посещайте с детьми цирк, кукольные театры, музеи, ходите на стадион, рыбалку, в гости;
  6. Расширяйте круг общения детей;
  7. Общайтесь с малышом на равных, как со взрослым человеком;
  8. Соблюдайте следующие условия: здоровое питание, свежий воздух, хороший психологический климат в семье;
  9. Поддерживайте и прививайте малышу любовь к чтению;

Дети очень любознательны, поэтому родители должны направить их энергию и желание познавать окружающий мир в нужное русло.

Советы родителям по развитию интеллекта дошкольников:

  • Используйте игры для развития интеллекта ребенка;
  • Предлагайте ребенку полезные игрушки, стимулирующие мыслительную деятельность.
  • Изготовляйте игрушки самостоятельно вместе с ребенком;
  • Используйте многофункциональные игрушки;
  • Не перегружайте ребенка;
  • Проводить занятия с ребенком только в игровой форме;
  • Решайте совместно с ребенком интеллектуальные задачи. Не оставляйте малыша одного наедине с трудностями, всегда старайтесь прийти на помощь;
  • Подбирая ребенку детский сад, обращайте внимание на отношение педагогов к детям: добры ли они, создают ли условия для развития их интеллекта;
  • Развивайте творческие способности ребенка, хвалите их за различные поделки и рисунки;
  • Создайте в семье доверительные отношения, поддерживайте друг друга, всесторонне развивайте ребенка, проводите время вместе с пользой;
  • Формируйте у ребенка удовольствие и радость от процесса развития и обучения.

Развивайте малышей гармонично. Занимайтесь вместе с ребенком. Пусть занятия будут нескучными и полезными!

Интеллектуальное развитие детей

Интеллектуальное развитие ребенка – это первое, о чем задумываются родители малыша после его рождения. Они пробуют разные методики развития, потом водят на разные кружки. Как правильно развивать ребенка? В какие игры играть, чем заниматься?

Конечно, кружки и дополнительные занятия важны и нужны, но заниматься нужно и в домашних условиях. С раннего возраста надо играть с малышом в полезные развивающие игры, позволять ему изучать мир вокруг.

Что включает в себя это понятие?

Интеллектуальное развитие ребенка – это не только какая-то совокупность знаний и умений, но и способность их приобретать. Каждый малыш с рождения уже обладает неким набором психических качеств и желаний. Что-то в ребенке заложено природой, а что-то можно развить до некоторой степени. Но в любом случае, таланты малыша будут развиваться быстрее и лучше, чем те качества, которые не заложены с рождения.

Однако это не значит, что развивать нужно лишь таланты, данные природой. Ребенок должен вырасти разносторонней личностью с широким кругозором. Поэтому давать знания необходимо в разных областях, а позже ребенок сам выберет, что ему ближе. Тогда можно будет углублять именно эту сферу или область деятельности.

Как поощрять и помогать?

Что нужно делать для развития интеллекта? Попробуйте использовать следующие действия:
• не запрещайте ребенку изучать все вокруг: разбирать и собирать, ломать и чинить. Во время этого процесса ребенок учится думать, проявляет самостоятельность и смекалку;
• учите не только читать, но и любить книги;
• подбирайте ребенку интересные интеллектуальные задачки. Старайтесь решать их вместе, ребенку нравятся такие совместные поиски и рассуждения;
• кружки и секции выбирайте потому, что ребенок захотел заниматься, а не по своему желанию. Если ребенок хочет посещать лепку, не отправляйте его на английский язык;
• творчество очень важно, поэтому вовлекайте ребенка в различные творческие занятия;
• если вы учите малыша по разным методикам, делайте это в игровой форме. Игра помогает усвоить новую информацию с удовольствием и интересом;
• хвалите и поощряйте малыша.

Главная задача родителей – умело направить психические ресурсы в нужное русло. Не навязывать свои желания, а увидеть способности и желания в малыше. Если мама хотела в детстве выучить иностранный язык, это не значит, что и ребенок должен это делать. Возможно, у него нет способности к языкам, зато есть способность к шахматам.

И еще: очень важно, чтобы все занятия проходили весело. Необходимо заинтересовать ребенка. Тогда у него появится желание к обучению и развитию. Малыши развиваются в игре, они живут в этом волшебном мире. Игра позволяет детям раскрыть свои способности и таланты, узнать что-то новое, примерить на себя разные роли. Дети учатся фантазировать, думать, решать разные задачи. Интеллектуальные игры стимулируют познавательный интерес ребенка, учат быстро принимать решение, развивают логику, мышление и память.

Интеллектуальные игры

Вот несколько вариантов таких игр:
• нужны картинки с ситуациями из сказки, которую знает ребенок. Сначала нужно еще раз пересказать сказку, а затем ребенок должен разложить картинки в хронологическом порядке согласно сюжету;
• правда-неправда. Эта игра построена на вопросах и ответах. Ведущий задает вопрос: летом всегда тепло, на дереве живет белка или можно ли ходить по воде? А ребенок должен ответить, правда, это или нет;
• одно слово. Группу слов, которые называет ведущий, необходимо назвать одним словом. Например, яблоки, апельсины, груши, мандарины, одним словом называются – фрукты;
• описать предмет по памяти. Сначала ребенок должен рассмотреть какой-нибудь предмет, а затем по памяти воспроизвести, что он запомнил. Например, форму, цвет, размер, для чего он предназначен;
• поэт. Ведущий дает ребенку несколько слов, а ребенок должен придумать короткий стишок с этими словами. Конечно, рифма обязательно должна присутствовать;
• необходимо выложить несколько предметов, ребенок должен их запомнить. А затем ведущий убирает один предмет. Ребенку нужно назвать, какой предмет исчез, и описать его;
• из одного большого слова или словосочетания необходимо составить много других слов. Выигрывает тот, кто придумает самое длинное слово или у кого больше слов.

Кроме того, интеллектуальному развитию ребенка способствуют:
• шашки и шахматы;
• ребусы и лабиринты;
• кроссворды;
• кубик Рубика;
• морской бой.

То есть, полезных игр очень много, главное, вовремя предлагать их ребенку.
Кроме интеллектуального развития малыша, родителям не стоит забывать о других сторонах жизни. Необходимо развивать ребенка физически, духовно, эмоционально. Именно совокупность всего этого позволит ребенку стать всесторонне развитым человеком.

Киселева Эльвира Рудольфовна / Kiseleva Elvira Rudolfovna – воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 178»

Аннотация: В статье рассматриваются особенности интеллектуального развития дошкольников. В статье раскрывается связь зависимости интеллектуального развития дошкольника от особенностей его взаимодействия с окружающей го социальной средой

Annotation:The article discusses the features of the intellectual development of preschool children. The article reveals the connection depending on the intellectual development of preschool on the characteristics of its interaction with the environment of the social environment.

Ключевые слова: интеллектуальное развитие, интеллект, дошкольный возраст

Key words: intellectual development, intelligence, preschool age

Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познавании окружающего мира. В дошкольном возрасте быстрыми темпами происходит накопление знаний, совершенствуются познавательные процессы, формируется речь. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее осваивают и запоминают новый материал, более уверенны в собственных силах и, как показывает практика, имеют большее желание учиться.
Так что же такое — интеллектуальное развитие ребенка? Существует вечный спор, что же такое интеллектуальное развитие. Одни психологи утверждают, что это набор определенных знаний и умений, другие считают, что показателем его является способность усваивать информацию и использовать ее в случае необходимости.

В одном все согласны: интеллектуальное развитие ребенка зависит от окружения. А значит, на него влияют многие факторы, которые в каких-то случаях тормозят развитие, а в некоторых наоборот существенно ускоряют.

Интеллектуальное развитие ребенка, в зависимости от возраста, имеет несколько стадий. В конце первого — начале второго года, пока малыш еще не овладел активно речью, ему присуще наглядно-действенное мышление. В этом возрасте наглядно и активно знакомится с окружающей действительностью с помощью тактильного изучения предметов. Главными людьми, которые помогут ребеночку познакомиться с предметами и способами их использования, становятся родители. Именно эти навыки становятся первыми знаниями ребенка на пути последующего познавания мира.

У дошкольников в возрасте 4-6 лет просыпается уже наглядно-образное мышление. То есть, дошкольники мыслят наглядными образами и при этом еще не знакомы с конкретными понятиями. Мышление деток на этом этапе подчинено их восприятию .

Таким образом, интеллектуальное развитие ребенка делиться на несколько периодов, и каждый предыдущий создает фундамент для последующего.

Главное условие интеллектуального развития ребенка – хорошая атмосфера в семье. Любящие родители, которые всегда адекватно отреагируют на просьбу, помогут дружеским советом и делом, создают благоприятную почву для развития. Спокойный, уверенный в своей значимости в этом мире ребенок будет с большим интересом изучать все, что его окружает, а значит и гармонично развиваться.

Интеллект ребенка – специфическая форма организации индивидуального познавательного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия и понимания окружающего мира. Но познание окружающего мира у дошкольников, в отличие от школьников, не концентрируется на учебных занятиях – оно осуществляется в повседневной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных видах продуктивной деятельности.

Для ребенка игра — это жизнь. Игра — один из сложнейших, а в жизни ребенка и важнейших видов деятельности.

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна. С помощью игры можно привлечь интерес к учебе, познавательной и творческой деятельности, раскрыть артистические способности дошкольников. Можно организовать обучение и развитие ребенка в виде самой привлекательной, и главное, основной для него деятельности — игры.

Игра — основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается. В современной педагогике существует огромное количество развивающих игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребёнка. Прежде чем говорить о развитии дидактических игр, следует напомнить, что понятие «развитие интеллекта» включает в себя развитие памяти, восприятия, мышления, т.е. всех умственных способностей.

Умственное воспитание – это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Оно включает сообщение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей

Сконцентрировав своё внимание лишь на одном показателе, нельзя говорить о развитии детского интеллекта в целом. Нелишне заметить, что проводить развивающие дидактические игры лучше с группой детей, так как именно коллективные игры способны гораздо лучше развить интеллектуальные способности. Дошкольное детство-первая ступень в психическом развитии ребёнка, его подготовке к участию в жизни общества. Этот период является важным подготовительным этапом для следующей ступени — школьного обучения. Главное различие между ребёнком дошкольного возраста и школьником — это различие основных, ведущих видов их деятельности. В дошкольном детстве — игра, школьном — учение.

Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

Любой родитель мечтает, чтобы его ребенок не только рос здоровым, физически развитым, но и обладал высоким уровнем интеллекта. Интеллектуальное развитие детей и взрослых измеряется коэффициентом интеллекта, уровень которого выявляется при помощи определенных тестов на IQ.

Чтобы повысить уровень детского IQ существуют ряд способов, которые помимо физического развития детей, способствуют их умственному развитию. При занятиях с ребенком на повышение уровня IQ от родителей потребуется проявить силу воли, терпение, использовать собственные знания, умения и интуицию. Предлагаем вашему вниманию наблюдения о некоторых факторах, которые влияют на интеллектуальное развитие детей.

Основы интеллектуального развития детей закладываются еще в утробе матери, поэтому беременной женщине особенно важно следить за своим питанием и отказаться от вредных привычек (потребления кофеина в большом количестве, курения, алкоголя и т.п.), влияющих на здоровье и формирование всех внутренних органов в организме будущей крохи, в том числе и мозга. После рождения важно определиться, как и чем вы будете кормить ребенка: бутылочкой и смесями или грудным молоком. Считается, что грудное вскармливание обеспечивает организм ребенка антителами, которые борются с инфекциями и укрепляют собственный иммунитет малыша, а также веществами, улучшающими работу мозга крохи.

Подросшие детки с питанием должны получать достаточное количество растительной клетчатки, белков и полезных углеводов. Для интеллектуального развития детей крайне важно, чтобы их питание было максимально полезным и полноценным по составу полезных веществ, минералов, микро и макро элементов и витаминов. Питанию мозга хорошо способствуют 3-Омега жирные кислоты. Следите за тем, какие напитки пьют ваши детки, ограничите потребление ими кофеина и газированных напитков, так вредных для детского здоровья.

Наряду с полноценным питанием для интеллектуального развития детей крайне важен здоровый сон. Для того чтобы в период бодрствования мозг у ребенка функционировал нормально, ребенку необходимо хорошо высыпаться за ночь. Деткам нужно спать ночью не менее десяти часов. Укладывайте своего наследника спать в одно и то же время не позднее десяти часов вечера.

Интеллектуальное развитие детей будет органичным лишь в купе с физическим развитием. Занятия спортом, танцами, любыми видами деятельности, предполагающими активные движения, будут обогащать мозг кислородом через кровь, что чрезвычайно важно для улучшения его работы. Физически развитые дети, как правило, очень разумные и сообразительные.

Если вам очень важно, чтобы в малыше еще в детстве раскрылись какие-нибудь таланты, прилагайте к этому собственные усилия, делитесь собственными знаниями и умениями, больше общайтесь с ним, пойте ему песни, учите стихи, рисуйте, лепите, читайте, рассказывайте истории, делитесь опытом и учитесь сами чему-нибудь новому. Интеллектуальное развитие детей будет полноценным именно у тех детей, с кем родители много общаются, обмениваются мнениями, кого вовлекают в беседу на различные интересные темы, внимательно выслушивают, и кому терпеливо отвечают на вопросы.

Не забывайте вознаграждать деток похвалой, обнимайте, целуйте, замечайте все их даже самые незначительные достижения. Детей нужно любить просто за сам факт их существования: больше показывайте им, как вы их любите и цените. Не требуйте от своего малыша больше, чем он в состоянии выполнить. Дети – не инструмент для реализации неосуществленной мечты взрослых в детстве или борьбы с внутренними комплексами взрослых.

В качестве помощников при интеллектуальном развитии детей можно использовать различные развивающие игры и игрушки, которые будут развивать мышление, сообразительность, стимулировать когнитивное познание и моторные функции. Выбирая игрушки в магазине, обращайте внимание не только на их устройство и назначение, но и из каких материалов они изготовлены, насколько безопасными они будут для ребятишек. Играйте с детьми в развивающие игры, при помощи которых детки учатся думать, анализировать и рассуждать.

Создавайте дома среду, которая будет способствовать всестороннему развитию и обучению ребенка, его интеллектуальному и физическому развитию. Ваш дом должен стать максимально безопасным и помогающим ребенку получать новые навыки, знания и умения.

Не оставляете бесконтрольным время просмотра телевизора, который усложняет способность ребенка концентрироваться на обучении, лишает его интереса к развивающим занятиям и играм. Выбирайте для просмотра ребенком только те передачи, которые будут одновременно ему интересными и полезными для его интеллектуального развития. Во время занятий и обучения каким-нибудь действиям и наукам прибегайте время от времени к повторению пройденного. В процессе повторения, полученные навыки оттачиваются, а полученные знания лучше усваиваются. Если организовать процесс обучения короткими сетами, охватывающими разные направления познания, можно добиться очень приличных результатов и всестороннего интеллектуального развития детей.

Считается, что интеллектуальному развитию детей хорошо способствует музыкальное образование. На данной теории построен целый ряд развивающих методик раннего развития, среди которых наибольший интерес представляет методика Самбурской А.А. – «Музыка Интеллекта».

Интеллектуальное развитие детей будет более эффективным при активном взаимодействии детей с родителями. Однако взрослым нельзя забывать, что существуют пределы усвоения ребенком информации. Будьте последовательными и используйте уже известные отработанные на практике техники и методики повышения уровня IQ и интеллектуального развития детей.

Автор: Костенко Лариса Анатольевна, старший воспитатель МКДОУ «Подгоренский детский сад №1»
Актуальность проблемы
Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.
Сегодня существует большое количество образовательных программ для детского сада, и учреждения имеют возможность выбрать ту, которая отвечает их требованиям и интересам.
Современные требования с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.
Исходя, из целей и задач ФГОС я разработала свой проект, который позволит раскрыть новые возможности дошкольников.
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию дошкольника. Интеллектуальное развитие – это развитие операционных структур интеллекта, в ходе которых мыслительные операции постепенно приобретают качественно новые свойства: скоординированность, обратимость, автоматизированность.
Для реализации данного проекта мною была организована работа кружка «Занимательная математика». Кружок дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление, творческое воображение. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе.
Особое внимание при проведении кружковой работы уделяю развитию логических форм мышления. Организую НОД на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулирую желания детей заниматься математикой. В рамках кружковой деятельности дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к логической игре. Деятельность кружка не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий процесс педагога и детей.
Гипотеза:
Приступая к проведению проекта, я исходила из предположения о том, что ведущими условиями интеллектуального развития младших дошкольников в процессе формирования первичных математических представлений являются:
— наличие четко обоснованных целей и содержания образовательного процесса, направленных на интеллектуальное развитие дошкольников в процессе формирования первичных математических представлений;
— учет особенностей детей в процессе формирования математических представлений;
— систематичность работы путем активизации игр и игровых приемов, вызывающих интерес детей к занятиям;
— вариативность применения программ дошкольного образовательного учреждения, стимулирующих интеллектуальное развитие дошкольников;
— гуманизация образовательного процесса как условие интеллектуального развития дошкольников.
Цель проекта: интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста, развитие математических способностей, логического мышления, творческого воображения посредством внедрения инновационных технологий.
Задачи:
• Развитие основных мыслительных операций (сравнение, классификация).
• Развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения.
• Развитие творческих способностей.
• Развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации.
• Развитие математических способностей и склонностей.
• Дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от полученных новых знаний через логические игры.
• Усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления.
• Закрепление знаний, полученных в ходе непосредственно образовательной деятельности.

Вид проекта:
• познавательно — исследовательский
• групповой, долгосрочный
Сроки реализации проекта: сентябрь — май

Участники проекта:
дети II младшей группы, ст. воспитатель Костенко Л.А.
Предполагаемые результаты
К концу проекта дети должны знать:
• Счёт в пределах 5, пользуясь правильными приемами счета (называть числительные по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд; согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительным).
• Соотносить цифру с количеством предметов.
• Отгадывать математические загадки.
• Устанавливать равенство и неравенство групп предметов.
• Знать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
• Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине.
• Различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь.
• Различать и называть времена года.
• Уметь различать понятия: вчера, сегодня, завтра, правильно пользоваться этими словами.
• Ориентироваться на листе бумаги.
• Определять положение предмета по отношению к другому.
• Решать логические задачи на сравнение, классификацию.
• Понимать задание и выполнять его самостоятельно.
• Развить логические способности соответствующие данному возрасту.

Организационный этап

Интеллектуальное развитие детей

Здравствуйте, дорогие читатели! Отслеживать физический рост ребенка легко, но не так легко отслеживать его умственный рост. Интеллектуальное развитие ребенка разделено на фазы известным психологом Пиаже. Давайте рассмотрим особенности интеллектуального развития детей по этапам.

Интеллектуальное развитие детей

Что такое интеллектуальное развитие ребенка?

Интеллектуальное развитие у детей происходит быстро, используя тот опыт, который они получают. Со временем и опытом их память, навыки решения проблем, рассуждения и мыслительные способности оттачиваются и развиваются.

4 этапа интеллектуального развития ребенка

Интеллектуальное развитие ребенка характеризуется определенными действиями и примерами подражания, которые мы можем узнать, если мы их знаем. Существует четыре различных этапа интеллектуального развития ребенка, которые были указаны Пиаже.

Сенсорно-моторная стадия интеллектуального развития ребенка

Период от 0 до 2 лет

  1. Первые два месяца отмечены элементарными двигательными движениями, такими как сосание и хватание. Это рефлекторный этап.
  2. Следующие два месяца отмечены повторяющимися движениями. Это этап первичных повторяющихся реакций.
  3. В фазе от 4 до 8 месяцев ребенок повторяет движения, к примеру, когда висят игрушки над кроваткой, и малыш приводит их в движение, прикасаясь или пиная их. Это стадия вторичных повторяющихся реакций. Интеллектуальное развитие детей
  4. К тому времени, когда ребенку исполнится один год, вы увидите, что его движения становятся более сложными. Этот этап является координацией вторичных реакций.
  5. В следующие шесть месяцев ребенок обнаружит новые способы выполнения одной и той же задачи. Вы можете обнаружить, что ваш ребенок потянул подушку, чтобы взять с нее игрушку. Это третичные повторяющиеся реакции.
  6. В возрасте двух лет ребенок начинает проявлять признаки умственного решения проблем, связанных с активной деятельностью, перед выполнением действий. Это изобретение новых средств посредством ментальной комбинации.

Предпусковой период интеллектуального развития ребенка

Период от 2 до 7 лет

  1. Эта фаза интеллектуального развития дошкольного возраста длится от 2 до 7 лет и характеризуется следующими событиями в жизни ребенка.
  2. В возрасте от 2 до 4 лет развиваются языковые навыки ребенка. Его речь, однако, не очень логична. Ребенок может вспомнить и поговорить об объектах, которые в данное время не видны. Это предварительная фаза. Интеллектуальное развитие детей
  3. В возрасте от четырех до семи лет ребенок развивает свои умения говорить. Разговор имеет больше смысла, и ребенок способен распознавать и использовать простую логику. Игры с простыми правилами теперь понятны для ребенка. Это интуитивная фаза.

Период логических операций интеллектуального развития ребенка

Период от 7 до 12 лет

Теперь ребенок способен понимать логические шаблоны, а также использовать их. В это время умственные способности превращаются в твердое понимание того, что нужно сделать и для чего. Ребенок теперь способен понимать категории и может решать проблемы логически и правильно.

Обратите внимание на онлайн-школу развития интеллекта для деток от 2 до 11 лет. Здесь представлены упражнения, задачи, раскраски для детей разного возраста. Ребенок может заниматься как с мамой, так и самостоятельно! За правильно выполненные задания малыш получает грамоты и кубки!

Период формальных операций интеллектуального развития ребенка

Период от 12 лет и старше

Именно на этом заключительном этапе интеллектуального развития ребенок может начать понимать и думать об абстрактных понятиях.

Логика и дедуктивные рассуждения становятся понятными для ребенка. Сложные логические и абстрактные последовательности становятся легкими для ребенка, чтобы думать и применять их в решении текущих проблем.

Психическое и физическое развитие ребенка сильно ускоряется в первые годы его жизни. Вы должны помнить, что каждый ребенок по-своему уникален. Не оказывайте лишнего давления на своего малыша. Пусть ваш ребенок развивает свои навыки самостоятельно и наслаждается стадиями роста!

На сегодня это вся информация об интеллектуальном развитии ребенка. Поделитесь статьей с друзьями в социальных сетях и подписывайтесь на обновления блога. Удачи!

Интеллектуальное развитие ребенка

Интеллект начинает развиваться с рождения, и чем младше малыш, тем легче он воспринимает новые знания. Интеллектуальное развитие ребенка не подразумевает механическое запоминание информации. В детском центре «Буква» процесс направлен на формирование навыков мышления.

Математическое направление

Любое умение важно сделать осмысленным. Учась читать, малыш может и не понимать, что написано в книге. Многие дети с хорошей памятью просто запоминают результаты сложения. Эта механика мало что дает для интеллекта.
Гораздо важнее научить осмыслять свои действия, получать знания осознанно. Наши занятия построены таким образом, чтобы развить в крохе эти способности.

В процессе освоения ментальной арифметики и шахмат развиваются:

  • логическое мышление;
  • умение планировать свою деятельность;
  • абстрактное мышление;
  • способность ставить и достигать цели;
  • усидчивость;
  • внимание;
  • память.

Изучение иностранного языка

Язык на естественном уровне легче изучать в раннем возрасте. Малыш еще способен мыслить нестандартно, легко запоминает названия и ему не важно, какой символикой они обозначены – на русском или английском. На занятиях кроха учится мыслить на другом языке, без труда осваивает грамматику.

Развитие и подготовка к школе

Адаптация к школьной жизни проходит легче, если ребенок понимает и умеет следовать основным правилам, умеет слушать и слышать учителя, выполнять задания. С точки зрения обучения успехов добиваются детки с развитой познавательной деятельностью.

Занятия в нашем центре проходят в игровой форме, но по мере взросления воспитанников добавляется элемент дисциплины. Дети учатся мыслить разносторонне, в них культивируется интерес к получению новых знаний. Опытные педагоги учат применять новые умения на практике. В результате ребенок идет в первый класс подготовленным, с развитой мотивацией к обучению.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector