Как научить ребенка говорить мама

Умение выражать свои мысли и чувства – это одна из важнейших способностей человека. Ведь именно от этого будет зависеть его жизнь: его взаимодействия с окружающими, уровень его самореализации и др. В связи с этим родители стараются научить своего малыша разговаривать сразу же, как он начинает что-либо понимать из того, что происходит с ним и вокруг него.

Кто играет роль в формировании личности малыша?

Взрослые в данном случае играют важную роль в развитии своего ребенка. Дети не просто стараются подражать своим родителям, они приобретают языковые навыки еще задолго до произнесения первого слова.

Известно, что первым словом малыша является слово «мама» только в 40% случаев, чаще всего детки учатся говорить слово «дай». Однако и для этого требуется несколько месяцев работы малышей с родителями. Главное – постоянно общаться с ребенком. Так, если родители общительные, разговорчивые люди, то их дети произносят свои первые слова намного раньше. Поэтому важно постоянно разговаривать с чадом. К примеру, если мама вышла с ним на прогулку, рекомендуется говорить ребенку все, что происходит вокруг.

Во время игры с детками необходимо четко проговаривать каждое слово, в данном случае этим словом является «мама». Например, можно спросить у ребенка о том, где мама или папа и прикрыть лицо ладошками. Когда малыш правильно отвечает, очень важно хвалить его, похлопать, порадоваться. Им это очень нравится. При этом стимулируется их развитие в будущем.

Что говорят исследования?

По результатам исследований доказано, что детям от 4 месяцев и старше нравится, как разговаривают с ними родители. Когда ребенок произносит свои первые слова, родители начинают с ним разговаривать по-другому, меняют тон голоса, выделяют гласные, стараясь развивать речь дальше. До этих пор они разговаривают с ним как с взрослым. Не следует этого делать, детям нравится, когда с ними по-особенному общаются.

Чтобы стимулировать формирование речи у своего малыша, можно использовать гимнастику для пальчиков и различные игры, развивающие моторику. Можно воспользоваться различными методиками, описанными в различной литературе. Такие игры помогут в развитии ребенка, а значит и приблизят тот момент, когда мамы и папы услышат первые слова своего ребеночка.

Когда ребенок может заговорить?

Каждый человек уникален. Каждый ребенок развивается по-своему. Одни детки начинают разговаривать в годик, а другим необходимо гораздо больше времени, чтобы развить в себе такую способность. Если родители будут помнить о некоторых особенностях, они смогут очень легко развить языковые навыки у своего малыша.

Прежде всего, необходимо помнить об индивидуальном развитии. Как говорилось выше, все дети начинают разговаривать в разном возрасте. И родители могут способствовать развитию речевых способностей, если будут постоянно проводить с ребенком занятия. Ведь малыши, они как губка, способны впитать все, что происходит вокруг них – эмоции, примеры поведения, определенные умения и др. В возрасте одного годика они уже могут отчетливо произносить звуки, в полтора годика уже появятся словосочетания, а к двум годикам малыш и вовсе начнет говорить предложениями. Все это будет зависеть только от того, сколько времени и внимания родители будут уделять своему крохе.

Слово — продолжение мысли

Важно помнить о постоянном общении. С ребенком нужно всегда разговаривать. Так, если мама готовит кушать, можно рассказать малышу, какой вкусный обед готовит мама, если они идут в гости или просто гулять на улицу, следует объяснить дочке или сынишке, во что мама его оденет, куда они пойдут, холодно на улице или тепло. В течение всего дня малыш должен быть собеседником, даже если он еще не разговаривает. Для ребеночка это очень важно. Даже если он еще не может разговаривать, он прекрасно понимает все и по-своему во всем участвует.

После шести месяцев детей интересуют все звуки вокруг него. В таком возрасте следует объяснять им, как делает собачка, машина, коровка и т.д. Благодаря таким урокам ребенок начнет ассоциировать и запоминать определенные звуки, которые в дальнейшем станут словами, словосочетаниями, а потом и вовсе, целыми предложениями.

Моторика и речь

Огромное внимание со стороны родителей должно уделяться времяпрепровождению за чтением. Необходимо постоянно читать ребенку различные произведения. При этом важно подобрать интересные сказки, рассказы, учитывая возраст крохи. Мамы должны знать, что малыш лучше всего воспринимает рассказ, если мама ему все пересказывает с выразительностью, поясняя не очень понятные для ребенка моменты.

Книга – глубина познания истины

Чтение книг является очень интересным и полезным занятием. Даже непоседливые детки могут заинтересоваться рассказом родителей, если правильно подбирается книжечка. К тому же важно привить ребенку любовь к чтению с самого детства. Ведь только книги способны и в дальнейшем развивать мышление ребенка, фантазию, а также получать много полезных знаний и советов.

Можно также проводить дома различные инсценировки. К примеру, можно вырезать из бумаги каких-либо героев сказок или слепить их из пластилина и проводить домашние «спектакли». Такие занятия способствуют развитию фантазии, речи.

Учите своих малышей прекрасному и они будут благодарны Вам за это в будущем!

Едва ли можно найти родителей, которые бы не ждали первого слова малыша. Взрослым хочется ускорить этот процесс и побыстрее услышать, как дети к ним обращаются. Как научить ребенка говорить «мама» и «папа», какие признаки указывают на его готовность заговорить?

Как научить ребенка говорить «мама»?

Каждый малыш растет и развивается по индивидуальному сценарию. Одни дети начинают рано произносить простые слова, другие остаются молчунами и не спешат порадовать близких подобными успехами. Родители замечают, что чадо отличается от детишек знакомых, которые уже вовсю лепечут, и начинают беспокоиться из-за того, что он не перешел на данный этап. Каждая женщина мечтает услышать «мама» и радуется, когда это происходит.

Обычно слово «мама» ребенок начинает отчетливо произносить к 1-1,5 годам. Однако не стоит впадать в панику, если первый день рождения малыша позади, а он так и не научился обращаться к самому близкому и родному человеку. При этом не нужно полностью игнорировать возможные нарушения, необходимо все же проконсультироваться со специалистом и определить, имеют ли место нарушения речевого развития. Родителям стоит понаблюдать за сыном или дочкой.

Существуют факторы, которые указывают на готовность маленького человека заговорить в скором времени:

  • Понимание ребенком обращенной к нему речи. Он откликается на собственное имя, реагирует на слова взрослых.
  • Отсутствие нарушений слуха и зрительной функции.
  • Ребенок перестал «агукать» и начал лепетать. Он дает собственные звуковые наименования различным предметам, которые отдаленно напоминают их названия.
  • Во время игры малыш стремится повторять за родителями, выполняет действия, которые ему задали.

Процесс формирования речи напрямую зависит от психического развития и мышления. Женщина и мужчина должны следить за этими важными аспектами. В случае если есть подозрения на определенные проблемы, нужно обратиться к следующим специалистам:

  • педиатру;
  • неврологу;
  • психологу;
  • логопеду.

Если врач успокоил родителей и сообщил, что малыш развивается в соответствии с возрастными нормами и не имеет проблем со здоровьем, мама и папа могут помочь ребенку разговориться. Главное условие — общение. С ребенком нужно много разговаривать, ведь он все понимает. Чем больше внимания уделяется разговорам, тем богаче пассивный словарный запас крохи и тем быстрее он заговорит.

Что нужно делать для того, чтобы малыш научился говорить «мама»:

  • Применять правильные формы слов. Не стоит упрощать процесс обучения словами вроде «би-би» или «ав-ав».
  • Предложения должны быть простыми и при необходимости повторяться несколько раз.
  • Речь мамы должна быть четкой, стоит находиться лицом к ребенку во время общения.
  • Следует создавать иллюзию беседы — задавать вопрос и самостоятельно отвечать на него.
  • Описывайте словами все, что происходит вокруг. Рассказывайте, во что одеваете малыша, куда идете, какая погода за окном и т.д.
  • Исключите фоновые звуки, такие как телевизор или радио.
  • Не используйте соску во время общения с малышом.

Как научить ребенка говорить «папа»?

С мамой ребёнок проводит много времени, а с отцом видится гораздо реже. По этой причине слово «папа» может стать элементом речи ребенка позже. Мужчина должен как можно чаще общаться с сыном или дочкой, когда он дома. Если взаимодействие с малышом происходит редко, оно должно быть эмоциональным и запоминающимся, приветствуются занятия в игровой форме.

Как научить ребенка говорить мама

Игры, которые помогут быстрее произнести слово «папа»:

  • Шнуровки, перебирание бусин помогают развивать мелкую моторику и ускоряют формирование речи. Любые мелкие предметы в руках ребенка стимулируют речевое развитие, однако стоит быть осторожными и всегда следить, чтобы он не засунул детали в рот и не подавился.
  • Пальчиковые игры, легкий массаж рук. Лучше рассказывать во время таких игр легко запоминающиеся стишки и потешки.
  • Ребенок развеселится, если папа начнет повторять за ним все звуки. Затем он может сам произнести звук и предложить малышу сделать то же самое.
  • Вечером нужно укладывать ребенка спать и читать книги с незатейливым сюжетом. Можно сочинять истории про смелого папу, который поддержит в трудную минуту и защитит.
  • Игра в прятки также поможет ускорить процесс. Папа закрывает лицо ладонями и говорит «где папа?», потом убирает руки и произносит «а вот папа». Маленькие дети любят так играть, это поднимает настроение и укрепляет эмоциональную связь с отцом.

Интересный факт: согласно статистике, дети начинают говорить слово «папа» немного раньше, чем «мама» (меньше 50% всех малышей). Также ребенку проще произносить «дай», «на», «ам». Женщина не должна расстраиваться и принимать это близко к сердцу. Первым малыш произнесет то слово, которое будет проще выговорить. Это не означает, что маму он любит меньше.

Как научить ребенка говорить мамаЕсли малыш не спешит произносить слова «мама» или «папа», а сверстники уже вовсю это делают, не стоит переживать раньше времени, лучше получить консультацию грамотного врача. Дети развиваются индивидуально, поэтому вероятно, что скоро ребенок начнет много говорить, особенно если родители стараются чаще с ним общаться и стимулировать речь.

Татьяна Владимировна Швецова,
педиатр, клинический психолог

А что вы думаете о том, как ребёнка научить говорить, дорогие читатели? Пишите свои мысли и мнения в комментариях!

  • Что должен уметь ребенок по месяцам
  • Грудничок
  • Чему научить грудничка
  • Дошкольник
  • Знание. Умение. Навыки
  • Календарь развития детей по месяцам
  • А знаете ли вы, что…
  • Домашняя аптечка
  • Как вырастить личность?

Как научить ребенка говорить мама

Как научить ребенка говорить мамаМногие родители хотят как можно скорее услышать долгожданное «мама» или «папа» от своего малыша. Как научить ребенка говорить мама ? Но все дети развиваются одинаково, некоторые болтают уже в 1,5 года, а кто-то до 3ех лет молчит. Все зависит от множества факторов, начиная от наследственности и заканчивая социальным окружением.

Первое слово ребенка — то, которое на слуху, а поскольку малыш первое время проводит исключительно с мамой, мама — самое часто употребляемое слово. Чтобы научить ребенка говорить «мама», всегда начинайте комментировать действия матери (или свои) словами: «мама делает…», «мама взяла..» и так далее. Играя с ребенком, побуждайте его говорить, произнося четко и внятно по слогам «ма-ма», малышам нравится повторять слоги за взрослыми.

И как часто случается, первым словом ребенка бывает не «мама» (первым его говорят лишь около 40% детей), а «дай» (это первое слово у 60% детей). Этим первым словам предшествуют месяцы совместной работы ребенка и его родителей. Постоянное общение – это основа, благодаря которой дети начинают говорить. Обратите внимание, что у разговорчивых родителей дети начинают разговаривать быстрее. Не упускайте возможность как можно чаще разговаривать с ребенком. Например, если на прогулке малыш не спит, говорите ему обо всем, что видите и думаете.

Как научить ребенка говорить мама , произносить первые слова? Не заставляйте, это только отобьет желание малыша говорить. Именно поэтому многие педагоги рекомендуют заниматься не развитие собственно речи, заставляя монотонно повторять слоги и слова, а развивать мелкую моторику. Это могут быть различные пальчиковые игры, шнуровки, сортировка зерен и т.д.
Как правило, фонемы (звуки) «ма», «па» и «ба» присутствуют во всех языках, и именно поэтому, первыми словами являются «мама» или «папа». Ребенок их чаще всего слышит и они достаточно легки для произнесения. Ребенок обязательно научиться говорить мама и папа.

Играя с малышом в игры, четко проговаривайте слово «мама» и произносите его на эмоциональном подъеме. Например, используйте слово «мама», спрашивая ребенка «Где мама?» и прячась за ладошками. Радуйтесь, хвалите и хлопайте, когда ребенок даст правильный ответ. Малыши очень любят похвалу. Более того? Она стимулирует их дальнейшее развитие, и ваш ребенок быстрее научится говорить слова.

Стимулировать развитие речи можно с помощью пальчиковой гимнастики и игр на развитие моторики. Также положительную динамику оказывают на развитие речи малышей разнообразные методики по развитию речи, например, «Говорим с пеленок» и др. Занятия-игры будут способствовать развитию речи ребенка в общем, а в частности приблизят то время, когда ребенок в первый раз скажет слово «мама».

Советы мамочек, как научить ребенка говорить заветное МА-МА . Ведь кто может лучше знать, как не мама, воспитавшая своего малыша?

  • Один пример из жизни семьи, как они научили ребенка говорить мама! Был такой период, папу тоже начали первым называть, очень обидно было, слово мама знал, но упорно не говорил. Тогда мы начали ежедневные «тренировки» по 3 раза в день. я выходила в другую комнату, а когда появлялась, папа или бабушка радостно кричали Мама! Несколько дней, и все наладилось! Сначала тоже начал кричать мама, а потом уже и в обращение перешло. А, ну и называть друг друга мама и папа, тоже помогает, и пусть папа почаще отправляет ребенка отнести что-нибудь маме.
  • Вы говорите о себе так: -Мама купила для тебя конфетку. -Пойдешь с мамой гулять?Или спрячьте у себя в кармане чего-нибудь вкусное, скажите: -посмотри у мамы в кармане что-то вкусное есть. Иди, посмотри. Заходя в комнату говорите: -мама пришла!Нужно ребенку ассоциативный ряд выстроить. Пусть не говорит, но хотя бы научить думать как о маме нужно…А там уж не далеко и до желанного слова : «МАМА» Вот так можно научить ребенка говорить Мама.
  • Мой ребенок сказал «мама» в 7 месяцев. Абсолютно не учила, произвольно, как то получилось у нее. Нам еще в педагогическом колледже говорили, что слова «мама», «папа», «баба» и тому подобное являются самыми простыми для детей любой национальности, так что не переживайте и не мучайте ребенка, скоро скажет. А пока наслаждайтесь общением с ребенком и помогите ему познавать мир.

Как научить ребенка говорить мама

Сначала дитя сидит, ползает, а затем почти одновременно с освоением самостоятельной ходьбы начинает и говорить. Первые слова — огромная радость для папы и мамы. Но когда они прозвучат, полностью зависит от них, от бабушек и дедушек, которые ежедневно общаются с малышом и воспитывают его.

Развитие речевого аппарата и речи крохи — комплексная задача. Артикуляция малыша развивается с ежедневным общением взрослых с ребенком. Ведь детки смотрят на родителей, копируют движения их губ, мимику, первые звуки.

Конечно, исключения в традиционном развитии речевого аппарата составляют неправильный прикус и короткая уздечка. Они приводят к шепелявости, устранением которой должны заниматься специалисты (стоматологи, логопеды). Но все это выявится позже, а задача родителей — с раннего детства как можно больше общаться со своей крохой для формирования у нее пассивного словарного запаса. Больше того, общаться с малышом нужно с утробы. Уже после 20 недели дитя слышит голос мамы и привыкает к нему. Поэтому не нежно игнорировать это, а стоит воспользоваться возможностью раннего развития малыша. И тогда комплекс оживления (реакция улыбкой и активностью на обращение мамы) у ребеночка может проявиться раньше, чем в 2 месяца.

В полугодовалом возрасте начинается накопление у крохи пассивного словаря. Первые произносимые ним звуки, так называемый «птичий» язык — это элементарное неумение подбирать и проговаривать простые слова для выражения состояния, желаний, протестов, мыслей.

Дети усваивают гораздо больше, чем мы думаем, если с ними заниматься. Просто у них на физиологическом уровне не развита связь между речью и координацией движений. Поэтому не стоит опускать руки, думая, что дитя ничего не понимает, слишком маленькое. В этом главная и большая ошибка папы и мамы. Когда у девочки или мальчика нет стимуляции к общению, то не будет и общения, которое обязательно переходит с пассивной формы в активную.

Научить говорить слова — это не значит, что начинать нужно с традиционного слова «мама». Вы с самого раннего возраста должны просто общаться с малышом, рассказывая и объясняя, что делаете, зачем нужно умывание, кормление, чистая одежда, прогулка. Повторяя одни и те же слова по 100-150 раз, вы откладываете их в пассивный словарный запас. Делать это нужно спокойно, с улыбкой, неторопливо. Повторение и для грудничка — мать учения. Ваши труды даром не пропадут, гарантируют специалисты. В один прекрасный момент дитя выдаст вам и слова, и целые фразы.

А для этого вы должны:

  1. Четко и коротко озвучивать все свои действия: «Вася умывается», «Вита кушает», «Каша вкусная».
  2. Не сюсюкайте с ребенком, а называйте слова своими именами. Не «бобо», а «больно», не «жижа», а «огонь». Усвоив ваш упрощенный диалект, ребенку потом придется перестраиваться и переучиваться, а это сложнее.
  3. Повторяйте звуки, которые произносит ребенок, говорить их хором будет веселее. Если это слоги «ду-ду», то повторяйте их с малышом вместе, а затем немного поменяйте, произносите «до-до». Это будет и тренировкой речевого аппарата, и развивающей игрой.
  4. Развитие детской речи очень тесно связано с развитием мелкой моторики пальцев. Поэтому стимулируйте познание малышом предметов из разного материала, разной формы. Давайте ему в ручки ребристые, круглые, твердые, мягкие, шуршащие вещи. Чем они будут разнообразнее, тем лучше для общего развития.
  5. После 6 месяцев ежедневно повторяйте простые слова, состоящие из двух слогов. «Дай», «папа», «мама», «кот» — их нужно говорить, когда ребенок сосредоточен, четко артикулирует, повторяя 4-5 раз. И так по несколько раз в день. Но настройтесь на то, что даже если вы будете чаще других повторять слово «мама», то первым словом все-таки может быть «папа», «баба», то есть то, чего вы не ждете.
  6. Пойте ребенку песни. Это могут быть не только колыбельные. Они должны быть спокойными, с добрыми словами. Некоторые продвинутые мамы просто поют малышу все то, что видят, своеобразными речитативами.
  7. Хвалите дитя за первые успехи, повторяйте за ним его слова, гладьте по головке — и тогда оно обязательно скажет слово «мама», если не вторым, то третьим, четвертым.

Как играть в слова с малышом, которому еще нет года

Я с умилением, любовью и улыбкой на лице вспоминаю свой большой, как мне раньше казалось, опыт общения с племянниками. Успех напрямую зависел от того, насколько хорошо я смогу расслабиться и окунуться в детство. Игра во взрослого всегда приводила меня к фиаско в общении с ними. Меня начинала раздражать излишняя веселость и непосредственность детей, в этих качествах мне неизменно чудились непослушание и капризы. Я не могу объяснить, почему: возможно, взрослому во мне казалось, что уж мы-то не были такими озорниками.

Сейчас я думаю, что опыт был не таким уж и большим — во всяком случае, его оказалось недостаточно, чтобы полностью подготовить меня к материнству. Когда родился мой сын, я остро почувствовала, что теперь-то уж точно мне необходимо быть взрослой и нести ответственность не только за саму себя, но и за моего кроху. И потребовалось долгих пять месяцев, чтобы я наконец вспомнила и осознала: в общении с ребенком иногда полезно самой впадать в детство.

Хочу поделиться и объяснить на примере разговоров с младенцем, что я имею в виду. Говорить с детьми порой бывает непросто. Я, даже будучи невероятно болтливой, столкнулась с тем, что иногда совершенно не знала, о чем говорить с малышом, который еще не разговаривает, а поначалу даже не гулит и не лепечет. «Как так? — вероятно, спросит читатель. — Это же твой ребенок, и ты не знаешь, о чем с ним говорить?».

Конечно, сюсюкать с сыном и восторгаться его неземной красотой я могу довольно долго. Однако я убеждена, что для овладения родным языком малышу необходимо слышать более разнообразные и содержательные речи. Пожалуй, меня несколько вводило в смятение то, что малыш не отвечает. Мне не хватало обратной реакции с его стороны. При любой коммуникации мне всегда было важно, чтобы меня не только слышали, но и слушали, задавая вопросы, приводя контраргументы и тому подобное. С племянниками мне удавалось найти общий язык только, когда я выключала в себе «занудного взрослого» и начинала говорить с ними наравне, а не сверху вниз.

Я общалась с сыном и порой ловила себя на мысли о том, что это глупо — общаться с младенцем всерьез. Но мало-помалу я начала находить и придумывать способы говорить с сыном много и содержательно.

  1. Первое, что я начала делать примерно со второго месяца жизни малыша — это читать вслух. И совершенно неважно, какая книга, на мой взгляд, ведь главное, что ребенок слышит живую речь и голос родного человека. Единственное, сейчас мой ползунок очень любопытен и жаден до всего: либо ползает самозабвенно, либо тренирует навыки стояния, держась за опору, и мое чтение для него — лишь малоинтересный фон. Либо он отчаянно пытается отобрать у меня книжку и съесть, когда я сажаю его перед собой с намерением почитать вместе, — поэтому пока для сына читаю меньше.
  2. Я стала сочинять четверостишия на своем родном языке — татарском — про самого сына и бесконечно их ему рассказывать. Например, перевод одного из них: «Мухаммад у нас лялька! В Казани живет бабушка. Няму дает мама. А на работу ходит папа».
  3. В бездонных просторах интернета я нашла громадный список словесных игр. Нам пока доступны из них лишь несколько, например, следующие.

Где. Поочередно спрашиваю у малыша о местонахождении предметов. Где лампа? Где стол? Где стул — и т.п. И сама же отвечаю, показывая малышу предмет. Предполагается, что со временем малыш начнет сам находить и показывать, а затем и называть нужные предметы.

Съедобное-несъедобное. Просто перечисляю разные слова. Если я назвала что-то съедобное, задорно восклицаю «Ам!», делая вид, что хочу съесть малыша. В идеале «Ам» должен начать говорить ребенок.

Кто как кричит. Опять же сама спрашиваю: Как ревет осел? Как кричит лягушка? И сама отвечаю. Чем более артистично и весело я это делаю, тем больше визжит и радуется сын.

По аналогии с вышеперечисленным я придумала свою игру и назвала ее «Обо всем и ни о чем». Просто задаю вопросы обо всем и, естественно, сама же отвечаю. Вопросы могут быть любые. Например: ты кто? Ты малыш. А кто я? Я мама. Какой ты? Ты маленький. А я какая? Я большая. Что ты делаешь? Где мы находимся — и так далее, пока не надоест. Ничего особенного, но порой, когда фантазия иссякла и прочие разговоры утомили, задаю подобные вопросы.

  1. С тех пор как сын научился сидеть, я сажаю его себе на ногу и делаю вид, что катаю верхом на коне. Недавно пришла идея делать остановки, натыкаясь на дома различных животных, разыгрывать диалоги. Скачем-скачем-скачем. Имитирую звук от топота копыт, подгоняю коня «На!», имитирую ответ животного «И-ха!». Замедляю топот копыт. Говорю:
    — Вот гляди, сынок, норка. Кто, интересно, в норке живет? Тук-тук, здравствуйте! Кто тут живет?
    — Пи-пи-пи, я мышка.
    — Как поживаешь, мышка? А что ты любишь из еды? Мы бы тебя угостили.
    — Пи-пи-пи, я ем сыр и хлеб.
    — Эх, сыра у нас нет, но вот хлебом можем поделиться.
    — Спасибо, пи-пи-пи.
    — На здоровье, дружок, а мы продолжим свой путь.

—>

Таким образом наш воображаемый конь делает остановки возле жилья баранов, лягушек, кошек и других животных. Играем, пока сыну весело.

  1. А также я изображаю великого сказочника. Я рассказываю сыну об обычных предметах в сказочной форме. Например, рассказываю ему о репке и свекле, которые живут в деревенском огороде моей тети и целый день ждут, когда же наступит семь вечера, и их польют водой. Конечно, для взрослого человека это сказка может показаться неинтересной, но подобным образом я знакомлю сына с названиями различных овощей и ягод (ведь они обитают по соседству с нашими героями репкой и свеклой), рассказываю ему о том, что грядки надо поливать.
  2. Рассказываю. На этот раз просто делаю то, что, наверное, делают все матери. Озвучиваю малышу каждое свое действие, описываю наше окружение во время прогулок, рассказываю ему немногочисленные стихи, сказки и скороговорки, которые знаю наизусть, истории из жизни пророков.

Я осознала, что хочу уже относиться к сыну как к личности. Да, он еще мал и не понимает слов, не говорит, но он понимает мой взгляд, жесты и улыбки и отвечает мне взглядом, полным нежности и обожания, а это лучшая обратная реакция, которую можно вообразить.

В завершение я хочу сказать, что хотя материнство и предполагает неизбежное взросление, иногда очень полезно спуститься со своего возраста и побыть с ребенком наравне — играть с ним, смеяться, совершенно не тревожась о том, что со стороны это может выглядеть глупо.

Родители предвкушают долгожданные слова, но часто не знают, как помочь малышу произнести их правильно и четко.

Как научить ребенка говорить мама

Yellmed расскажет, как научить ребенка разговаривать.

  1. Постоянно говорите и комментируйте свои действия
  2. Читайте детские книжки
  3. Развивайте мелкую моторику пальцев
  4. Устраивайте игры «а что ты хочешь?»

Постоянно говорите и комментируйте свои действия

Чем чаще малыш слышит вашу речь, тем быстрее заговорит. Со стороны кажется странным, что комментируете чуть ли не каждое действие, однако это имеет смысл.

Ребенку необходимо слышать интонацию, произношение по слогам. Пусть видит, как вы артикулируете. Дома можно описывать вещи, с которыми играете и которых касается ладошка малыша. На улице называйте все, что видите вокруг.

Читайте детские книжки

Книжки для малышей интересны не только стишками и сказками на ночь, но и иллюстрациями. Им важно рассматривать картинки и одновременно слушать, что читает взрослый.

Читайте с интонацией и расстановкой, медленно и певуче. Пусть это будет похоже на настоящее театральное представление. Так малыш с интересом начнет следить за вами, произношением, эмоциями на лице.

Можете описывать то, что нарисовано в книжке. Если это животные, попробуйте изображать, как они «разговаривают»: котик «мяу-мяу», собачка «гав-гав», коровка «му-му». Звукоподражание быстро запоминается. Используйте его и в быту: кушаем «ням-ням», едем на машине «би-би», топаем ножками «топ-топ».

Как научить ребенка говорить мама

Развивайте мелкую моторику пальцев

Так малыш быстрее заговорит. Можете приобрести или сделать самостоятельно бизиборд – развивающую игрушку, на которой размещены замочки, кнопочки, фигурки и прочее, что очень интересно малышу. Ребенок начнет перебирать все пальчиками, нажимать, двигать, растягивать.

Устраивайте игры «а что ты хочешь?»

Малыш часто просит что-то с помощью хныканья или протягивания ручек. Устройте ему игру: предлагайте рядом лежащие игрушки и называйте их. Можете произносить не название, а звукоподражание. Например, малыш хочет держать в ручках игрушку-лягушку, а вы ее называете «ква-ква».

Попробуйте сделать вид, будто не понимаете, что хочет чадо. Но не делайте это часто и не доводите игру до плача.

Постарайтесь, чтобы ребенок постоянно слышал речь — вашу и близких. Не коверкайте слова, произносите четко, с интонацией. Часто играйте, читайте сказки, и через общение, игры и повседневные вещи малыш быстро придет к долгожданным первым словам.

Ранее Yellmed рассказывал, зачем родители прячут лица детей в социальных сетях.

Маленький ребенок – это всегда загадка, которую мама и папа разгадывают на протяжении многих лет. Когда удастся получить от малыша долгожданную беззубую улыбку, услышать первое слово, научить его говорить, рисовать, читать?

Сколько еще вопросов тревожат молодых родителей, даже представить сложно. И чаще всего это происходит потому, что они очень мало знают о развитии ребенка. На самом деле все, происходящее с малышом год от года, сугубо индивидуально.

Когда у ребенка впервые получится начать говорить «мама»? Тогда, когда он будет готов к этому. Но поскольку каждая мама рано или поздно начинает переживать, поговорим о развитии речи подробнее.

Из этой статьи вы узнаете

Первые звуки

У каждого малыша, когда он появляется на свет, есть только один способ говорить с окружающими, сообщать им о своих проблемах. Это плач. Первый звук, который слышит мама от новорожденного, говорит о том, что он живым и невредимым явился в новый мир. И с этого самого момента начинается непрерывное развитие малыша, которое будет длиться не один год.

Поначалу ребенок говорит лишь простейшие звуки. Первое время это только гласные, спустя несколько месяцев в арсенал крохи добавляются согласные, но пройдет еще много времени, прежде чем он скажет «мама» осознанно. Можно ли его этому научить? Есть вещи, которые дети осваивают исключительно самостоятельно. Однако родители вполне могут подтолкнуть ребенка, поспособствовать скорейшему развитию малыша.

Процесс эволюции речи

Для правильного понимания того, что и когда начинает делать ребенок, важно знать примерные фазы развития речи малыша.

  • До трех месяцев новорожденный издает отдельные звуки.
  • В возрасте примерно четырех месяцев ребенок начинает лепетать. Это поток бессвязных звуков, в котором иногда удается различить даже цельные слова. Однако это лишь случайность.
  • До девяти месяцев дети учатся составлять простые слова и начинают познавать богатство интонаций речи взрослых. Именно в этот период можно впервые услышать «мама», «папа» и т. п. Каким будет первое слово, в большей мере зависит от родителей. Дети склонны повторять то, что чаще всего слышат.
  • К полутора годам в арсенале малыша обычно присутствуют несколько слов, которыми он активно пользуется и понимает их значение.
  • За второй год жизни дети расширяют свой запас до двух сотен слов. Они с интересом слушают, о чем и как говорят взрослые. Запоминают каждое слово, составляют простые предложения.
  • Следующий год является очень важным в жизни ребенка. Он начинает осознавать себя как личность, учится стоить сложные предложения, начинает не только пересказывать прочитанные ему книги, но даже придумывать собственные истории. Многие дети уже идут в сад, там они начинают общаться с другими малышами и взрослыми, расширяют свой кругозор.

Это примерная схема, отражающая, когда дети обычно начинают говорить «мама», во сколько месяцев их можно научить общаться с другими людьми. Однако эти усредненные данные нельзя использовать для того, чтобы контролировать развитие крохи. Как уже говорилось выше, каждый ребенок уникален. Кто-то в год уже учит первые четверостишья, а кто-то в три еще упорно молчит.

Как научить ребенка говорить мама

Все малыши разные

Очень часто родители сравнивают своего малыша с другими детьми. Их пугает и задевает гордость, когда кто-то оказывается лучше, умеет больше. Они начинают пытаться научить кроху произносить какое-то слово, злятся, если у него ничего не получается. Это неправильная и вредная практика.

Дело в том, что нельзя научить говорить, овладение речью – очень сложный психический процесс. Зато можно развивать кроху, ведь дети познают мир через своих родителей, общение с ними, занятия, чтение книг, игры. Не так уж важно, когда они скажут какое-то определенное слово. Главная задача родителей – научить своих малышей понимать, чего от них хотят, расширять их словарный запас.

Почему малыши молчат

Психологи утверждают, что не следует раньше времени вмешиваться в процесс развития малышей. Если они молчат в год, в два и даже три – это еще не повод для паники. Однако родителям все-таки следует обращать пристальное внимание на таких детей. Когда стоит волноваться?

На самом деле все просто. Необходимо следить не за речью, а за общим развитием крохи. Если он ничего не говорит, но при этом все понимает и может объяснить по-своему, чего хочет, значит, с его общим развитием все в порядке.

Как научить ребенка говорить мама

Почему дети молчат? Зачастую в этом бывают виноваты сами взрослые. Если мама мало общается со своим малышом, предпочитает оставлять его наедине с телевизором, чему она сможет его научить? Сколько месяцев пройдет впустую, пока кроха сам поймет, что с людьми надо разговаривать?

Следует отметить, что развитие речи малышей может быть активным и пассивным. В первом случае они учатся говорить, произнося слова самостоятельно. Во втором же слушают, наблюдают, анализируют. Те, кто идет по второму пути, обычно начинают активно разговаривать на третий год жизни, но в течение всего нескольких месяцев догоняют своих ровесников, а зачастую и перегоняют.

Как помочь малышам

Научить говорить маленького человечка нельзя. Зато можно ему помочь в освоении такого сложного навыка. Как это сделать?

  • Активно и регулярно общаться, комментировать все, что происходит вокруг.
  • Описывать и пояснять свои действия, когда малыши находятся рядом и наблюдают.
  • Как можно чаще обращаться к детям с просьбами и поручениями, просить у них совета, интересоваться мнением, побуждать к общению.
  • Читать книги, рассказывать стихи, рисовать, при этом подталкивая малышей к тому, чтобы они поддерживали разговор.

Если заниматься с детьми стабильно и с удовольствием, они будут год за годом радовать вас своими успехами.

Эксперты по раннему развитию утверждают, что умение говорить с ранних лет является важнейшим фактором, который определяет дальнейшее развитие ребенка. Особенно важными считаются первые 2 года жизни, когда происходит понимание того, развивается ли речь согласно установленным нормам или нет.

Умение правильно говорить напрямую зависит от родителей ребенка, т.е. они должны уделять повышенное внимание этому процессу. Сегодня все большее количество мам и пап стремятся научить ребенка говорить как можно раньше, используя для этого советы специалистов.

Но важно понимать, что этот процесс достаточно сложен, и нужно приложить максимум усилий, чтобы ребенок быстро заговорил. Практически никто из нас не помнит, как учился разговаривать в детстве, поэтому нам сложно адекватно оценивать, насколько это может быть сложным. Вместе с тем у этого процесса есть свои сложности, к которым нужно быть готовым.

Как развивается речь ребенка до 1 года

Существует несколько основных стадий развития речи, но это достаточно общие нормы, потому что развитие каждого ребенка происходит сугубо индивидуально. Это значит, что возможны незначительные отклонения от установленной нормы и это не будет считаться какой-то патологией.

Но родители должны быть обеспокоены тем, если на момент поступления в детский сад, ребенок до сих пор не начал произносить целые слова – это является признаком задержки речевого или психомоторного развития.

  • Начиная с 6-8 недели в ответ на попытку взрослого вступить в контакт малыш произносит отдельные звуки – гуканье (начальное гуление).
  • Истинное гуление или певучее гуление появляется на 2-3-м месяце. В первые два месяца жизни дети произносят только определенный набор звуков, а также отзываются на обращение родителей. Ребенок, находясь в спокойном состоянии, издает протяжные гласные звуки. Период гуления ребенок начинает произносить согласные звуки, сочетая их с гласными. Постепенно рефлекторные звуки заменяются на коммуникативные, т.е. ребенок начинает общаться с окружающими людьми.
  • После 6 месяцев считается нормой умение произносить простые слоги, которые к концу первого года жизни должны превратиться в связки, которые заменяют единичные обозначения предметов.
  • В 9 месяцев ребенок демонстрирует понимание обращенной к нему речи, реагирует на свое имя, воспринимает некоторые простые словесные инструкции и отвечает на них действием: «открой рот», «дай ручку», прижимаются щекой к матери на просьбу «поцелуй маму», поднимают голову и глаза к лампе на вопрос «где огонек?», ищут спрятанную у них на глазах игрушку, при слове «нельзя» перестают тянуться к какому-либо предмету, или прекращают тянуть его в рот и т.п.
  • К 12 месяцам ребенок должен понимать смысл простых фраз, с которыми к нему обращаются. Словарь обычно достигает 8-10, а иногда и большего количества «слов» (баба, киса, му, бэ и др.), которые имеют конкретное значение.
  • К 1 году ребенок понимает и выполняет 5-10 простых инструкций: «принеси то-то», «закрой дверь», «дай чашку» и др. Таким образом, на первом году жизни у ребенка происходит подготовка речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно идет активный процесс развития понимания речи.

Развитие речи с 1 до 2 лет

В период от 1 года до 2 лет у ребенка начинается процесс первоначального развития речевых навыков, потому что ребёнок начинает ходить. С появлением способности передвигаться быстро расширяются представления об окружающем мире, интенсивно развивается речь: малыш спрашивает, что как называется. В речи наблюдаются звуковые искажения, употребляются ударные и начальные слоги, пропускаются трудные звуки, имеются перестановки слогов. В это время для ребенка более важна интонация, с которой он произносит слова, выразительность речи, поэтому он попросту не замечает недостатков при произношении отдельных звуков.

К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. В общении со взрослым малыш объединяет 2-3 слова, например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал) и т.д. Постепенно формируются грамматические категории (число, род, падеж…). На втором году жизни происходит достаточно быстрое накопление словаря, который достигает до 200 слов в пассивном словаре, и в активном порядка 50 слов.

Развитие речи с 2 до 3 лет

Период с 2-х до 3 лет дети начинают употреблять местоимения и падежные склонения, активно формируется грамматическая сторона речи. Пассивный словарь 250-300 слов. На этом этапе здоровый ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов. Дети могут рассказывать простые стихи. Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию («пойди в кухню и принеси чашку»), верно, использует местоимения я, ты, мне, предложения строит из двух слов. К двум годам ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет. Во время игры пользуется словами и двухсловными предложениями обозначает свои действия, так называемая комментирующая речь. Развивается речевое дыхание, высота и сила голоса.

Развитие речи с 3-х до 4-х лет

В этот период освоены все виды грамматических структур, допустимы ошибки употребления сложных предлогов (из-за, из-под). Словарный запас 800 — 1000 слов, ребенок использует предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Активно формируется эгоцентрическая речь. Ребенок называет свое имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов — выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку», употребляет в предложении простые предлоги и союзы потому что, если, когда. Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без нее, может оценить свое и чужое произношение, задает вопросы когда? почему?

Однако в 3-летнем возрасте ребенок еще не может четко произносить все звуки, это так называемая физиологическая дислалия – расстройство звукопроизношения, наблюдающееся у детей в возрасте до 5-ти лет, обусловленное недостаточным развитием движений органов артикуляции, а также недостаточной сформированностью фонематического слуха. В результате чего ряд звуков оказывается сложным для произношения. Если ситуация не меняется к 5 годам, то в этом случае необходимо обратиться за помощью к логопеду.

Как научить ребенка говорить: основные особенности процесса

Занятия по формированию правильной речи у ребенка не нужно откладывать на потом. В идеале начать заниматься как можно раньше – с 1,5-2 лет.

Но это не значит, что до двух лет не нужно принимать участия в речевом развитии. Напротив, разговаривать с ребенком нужно с первых дней его жизни, показывая и называя ему окружающие предметы. Постепенно происходит расширение словарного запаса, он начинает называть те предметы, которые ему знакомы.

Ниже указаны основные рекомендации, которые помогут научить ребенка хорошо разговаривать с ранних лет его жизни.

3 недели назад 15 Просмотры

Связанные статьи

Как научить ребенка говорить мама

Как оставаться в тонусе на карантине: три простых лайфхака

Как научить ребенка говорить мама

5 причин читать вслух ребенку, который уже умеет это делать

Как научить ребенка говорить мама

Как оставаться в тонусе на карантине: три простых лайфхака

Как научить ребенка говорить мама

Родители предвкушают долгожданные слова, но часто не знают, как помочь малышу произнести их правильно и четко.

Постоянно говорите и комментируйте свои действия
Чем чаще малыш слышит вашу речь, тем быстрее заговорит. Со стороны кажется странным, что комментируете чуть ли не каждое действие, однако это имеет смысл.

Ребенку необходимо слышать интонацию, произношение по слогам. Пусть видит, как вы артикулируете. Дома можно описывать вещи, с которыми играете и которых касается ладошка малыша. На улице называйте все, что видите вокруг.

Читайте детские книжки
Книжки для малышей интересны не только стишками и сказками на ночь, но и иллюстрациями. Им важно рассматривать картинки и одновременно слушать, что читает взрослый.

Читайте с интонацией и расстановкой, медленно и певуче. Пусть это будет похоже на настоящее театральное представление. Так малыш с интересом начнет следить за вами, произношением, эмоциями на лице.

Можете описывать то, что нарисовано в книжке. Если это животные, попробуйте изображать, как они «разговаривают»: котик «мяу-мяу», собачка «гав-гав», коровка «му-му». Звукоподражание быстро запоминается. Используйте его и в быту: кушаем «ням-ням», едем на машине «би-би», топаем ножками «топ-топ».

Развивайте мелкую моторику пальцев
Так малыш быстрее заговорит. Можете приобрести или сделать самостоятельно бизиборд – развивающую игрушку, на которой размещены замочки, кнопочки, фигурки и прочее, что очень интересно малышу. Ребенок начнет перебирать все пальчиками, нажимать, двигать, растягивать.

Устраивайте игры «а что ты хочешь?»
Малыш часто просит что-то с помощью хныканья или протягивания ручек. Устройте ему игру: предлагайте рядом лежащие игрушки и называйте их. Можете произносить не название, а звукоподражание. Например, малыш хочет держать в ручках игрушку-лягушку, а вы ее называете «ква-ква».

Попробуйте сделать вид, будто не понимаете, что хочет чадо. Но не делайте это часто и не доводите игру до плача.

Постарайтесь, чтобы ребенок постоянно слышал речь — вашу и близких. Не коверкайте слова, произносите четко, с интонацией. Часто играйте, читайте сказки, и через общение, игры и повседневные вещи малыш быстро придет к долгожданным первым словам.

Поделиться «Скажи «мама, папа». Как научить ребенка говорить»

  • Digg
  • Facebook
  • Google+
  • Twitter
  • VKontakte
  • Email
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector