Как научить ребенка концентрировать внимание

Как часто сегодня можно услышать от учителей, что у ребенка не хватает внимания для выполнения заданий! А ведь это напрямую сказывается на успеваемости. Нелепые ошибки из-за невнимательности приводят к низким оценкам, особенно за письменные работы. Между тем эту проблему можно решить еще до школы – научить ребенка внимательности вполне реально.

Как научить ребенка концентрировать внимание

Немного теории

Что такое внимание? В общем смысле – способность сосредотачиваться на объекте, действии, событии, внутренних переживаниях. При этом усиленно работают память, мышление, сенсорика. А концентрация внимания – способность длительно удерживать его на этом объекте, действии, событии, переживании, выделяя «объект» в сознании из всех остальных вокруг.

Соответственно, развитие концентрации у детей подразумевает развитие у них навыка удерживать на чем-то внимание, не отвлекаясь. Способность эта совершенствуется с возрастом.

До 3 лет у малышей в основном внимание непроизвольное, то есть не зависящее от их желания, а вызываемое внешними стимулами (показали яркую игрушку, сильно хлопнули дверью, включили музыку или любимый мультик, чирикнула пестрая птичка…). Малыш реагирует на эти раздражители, пока они ему интересны.

Произвольное внимание требует воли и целенаправленности, умения управлять умственной деятельностью. Навык сосредоточения на чем-либо по осознанному желанию вырабатывается у детей к 5–6 годам.

От того, насколько глубоко и всесторонне развито внимание дошкольника, во многом будет зависеть его успеваемость уже как школьника.

Что значит – всесторонне? Это значит, должны быть развиты все важные свойства внимания: объем, концентрация, переключаемость, устойчивость.

Как научить ребенка концентрировать внимание

Свойства внимания

Итак, какие же важные стороны внимания должны быть развиты, чтобы можно было назвать ребенка внимательным?

  • Произвольность – умение осознанно направлять внимание на нужный объект. Это один из важнейших навыков, позволяющих усваивать материал на уроках.
  • Концентрация – способность преднамеренного сосредоточения на чем-либо. Здесь важную роль играет мотивация. Концентрировать внимание ребенок учится посредством своего сознания. Считается, что в среднем человек может концентрироваться около 40 минут – это как раз время школьного урока.
  • Объем внимания – то есть количество одновременно удерживаемых сознанием предметов в поле зрения. Другими словами, способность длительно сосредотачиваться на нескольких объектах. Чем их больше и время дольше, тем выше объем внимания.
  • Устойчивость – умение длительно сосредотачиваться на одном предмете, не переключаясь на другой. Устойчивость дает возможность открывать в привычных вещах все новые свойства и качества. Если ребенок не концентрирует внимание на объекте, постоянно отвлекается от него, внимание считается лабильным.
  • Переключаемость – способность целенаправленно изменять фокус внимания. Переключаемость обусловлена внешними обстоятельствами, влиянием более значимого объекта и характеризуется преднамеренностью. В противном случае мы получаем не переключаемость, а обычную отвлекаемость. Переключаемость важна для смены деятельности.
  • Распределение – умение сконцентрировать внимание одновременно на нескольких примерно одинаковых по значимости объектах. Добиться этого бывает нелегко, человек быстро устает от необходимости постоянно удерживать в фокусе все предметы.
  • Избирательность – способность сознания выделять более значимую часть или свойство объекта, явления, поставленного вопроса. Избирательность особенно важна при решении математических задач.

Как научить ребенка концентрировать внимание

Развиваемся в игре

Как научить ребенка внимательности? Конечно – поиграть с ним. Игра – самый лучший способ обучения дошкольников. Она одновременно доставляет им удовольствие и приносит пользу. В разном возрасте игры отличаются степенью сложности – соответственно уровню развития ребенка. Вот несколько примеров.

Играть можно с детками 1–3 лет. Взрослый располагает некие предметы в определенном порядке (выкладывает узор из мозаики, строит башню из кубиков, собирает в хаотичном порядке пирамидку). Малыш должен воссоздать образец.

Усложните: дайте ребенку запомнить расположение предметов, а затем накройте их. Пусть собирает по памяти. Другой вариант – образец выкладывает ребенок, а родитель повторяет (периодически «ошибаясь», чтобы у малыша была необходимость следить за процессом и исправлять неточности).

Вариант с развитием слухового внимания – повторить ритм, который отбивают родители.

  • Перемены.

Эта игра подходит для детей от 1 до 7 лет, только для каждого возраста берут свое количество предметов (от 3 до 8). Предметы расставляют перед ребенком, дают ему возможность запомнить их количество и порядок расположения. Затем юный игрок отворачивается, взрослый меняет предметы местами, убирает или добавляет новые. Малышу нужно повернуться и определить, что изменилось. Вариант – что изменилось в облике мамы (надела брошь, сняла очки, распустила волосы).

  • Помеха.

Подходит для детишек 3–5 лет. В зависимости от способностей ребенка он может считать вслух, делать простые вычисления, рассказывать стихотворение. Задача взрослого – отвлекать его разными способами, задача малыша – не сбиться. Вариант: ребенок повторяет вслух одно слово (например, «вилка»), а мама другое («звезда»). Кто собьется первый?

  • Сыщик.

Играть можно с 3 до 7 лет, подбирая уровень сложности. Задача ребенка – найти в комнате предмет, который описывает взрослый, называя более общие, а затем – более конкретные признаки.

  • Лишнее слово.

Игра для детей 5 – 7 лет. Взрослый называет цепочку слов и просит ребенка найти лишнее и объяснить, по какому признаку он его выделил (одушевленность, род, назначение предмета, цвет, форма, количество букв, слогов и т. д.).

Игры можно упрощать или усложнять в зависимости от того, насколько ребенок справляется с поставленной задачей. Если ему достаточно легко – добавьте предметов, усложняйте вопросы, наращивайте количество действий. Если сложно – уменьшайте. Важно, чтобы задача была посильной, иначе малыш не захочет ее решать, – но и не слишком простой, иначе ему быстро наскучит.

Итак, чтобы сделать своего ребенка внимательным, не обязательно усаживать его за скучную писанину или засекать 40 минут при выполнении каких-либо действий. Играя, можно добиться этого намного быстрее, проще и веселее.

Пошаговые приемы, как помочь ребенку сфокусироваться, сделать нелюбимое домашнее задание, выучить стих и научиться собранности.

Читайте на Еве

  • Дети
  • Образование
  • Психология
  • Детское здоровье
  • Дети и родители

Как научить ребенка концентрировать внимание

Как научить ребенка концентрировать внимание

Наша ассоциация учреждена, чтобы помочь детям и взрослым людям с такими трудностями, как дислексия, дисграфия и дискалькулия. Активно об этих проблемах начали говорить совсем недавно. А вот СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) уже достаточно давно обсуждается, в обществе знают о его существовании и трудностях, с которыми сталкиваются дети.

● Явным образом СДВГ выражается трудностями в обучении, в том числе — сложностями концентрации внимания, усидчивости, восприятия учебного материала .

Специалисты по СДВГ предлагают ряд мер , чтоб корректировать такие проявления. Эти меры можно применять как для детей с диагностированным синдромом дефицита внимания и гиперактивности, так и для того, чтоб просто помочь ребенку без СДВГ легче справляться с учебой .

● Если вы видите, что ребенок непоседлив и постоянно отвлекается, а вы пытаетесь с ним, например, выучить стихотворение, постарайтесь присмотреться к тому, как он лучше воспринимает вашу речь ? Может, ему проще что-то крутить в руках, под столом толкать мячик, а может, слушать вас и одновременно рисовать?

В мае на вебинарной площадке Ассоциации родителей и детей с дислексией учитель, журналист, администратор форума «Наши невнимательные гиперактивные дети» Ирина Лукьянова прочитает серию вебинаров на эту тему.

Как научить ребенка концентрировать внимание

Как научить ребенка концентрировать внимание

Ирина Лукьянова, учитель, журналист, администратор форума «Наши невнимательные гиперактивные дети»:

Занятия с гиперактивным ребенком дома требуют от взрослого, который с ним занимается, очень много спокойствия и самоорганизации : в самом деле, трудно организовать ребенка, если сам постоянно отвлекаешься и нервничаешь.

Делать уроки с ребенком — занятие нервное . А нервное оно потому, что ребенок работать не хочет и не может, взрослый оказывается бессилен справиться с этой ситуацией и пытается воздействовать на ребенка уговорами, криками, давлением, принуждением. Для того чтобы стало полегче, нужно пересмотреть подходы к совместной работе над домашними заданиями.

● Первое , что помогает — это занять правильную позицию по отношению к ребенку: взрослый — не надсмотрщик за нерадивым рабом, не начальник, требующий от подчиненного безукоризненного выполнения работы. Ему нужна не сама работа как таковая, ему нужно, чтобы ребенок сам научился эту работу делать. А значит, помощь взрослого состоит не в том, чтобы заставить ребенка работать, а в том, чтобы мотивировать его, научить делать правильно и проверять себя.

Роль взрослого — помощь, а не принуждение . От него зависит, насколько ребенок будет чувствовать себя уверенно, насколько поверит в себя и свою способность осилить трудную работу.

● Второе — это правильная организация процесса: чем более ребенок невнимателен, тем большую роль в организации процесса приходится брать на себя родителю. Нужно помочь ребенку выработать привычные алгоритмы : сначала убрать со стола лишнее, потом выложить на стол нужное. Проверить задание в электронном дневнике, собрать недостающее с друзей. Это уже большая подготовительная часть. Справился? — отлично. Можно передохнуть — но не с гаджетом, а попрыгать , например.

Как научить ребенка концентрировать внимание

● Вторая большая часть — собственно уроки. Что на завтра, на послезавтра? Нужно ли сделать часть какого-то большого проекта на месяц вперед? Что делать первым, вторым, последним? Начинать с трудного или с легкого? Можно вместе отметить нужные задания в учебниках и сделать в них закладки. Выписать на листочек список заданий на сегодня, повесить перед глазами и вычеркивать те, что уже сделаны.

Следить за паузами в работе : устал — отдохни (но не берись за гаджеты, они сразу перетянут на себя все внимание). Заодно можно поучиться самонаблюдению и самоконтролю: успеешь ли ты сделать уроки за один час? За полтора? Сколько тебе нужно времени на три предмета? Но для этого хорошо бы сначала родителю понаблюдать, как долго ребенок в состоянии удерживать активное внимание, сколько ему нужно, чтобы отдохнуть между занятиями, какие способы отдыха подходят лучше других.

Ругать ребенка за ошибки бессмысленно — это отобьет у него всякое желание работать дальше. Лучше помочь ему найти свои ошибки, аккуратно их исправить и похвалить за то, что получилось хорошо.

Если ребенок очень гиперактивен, ему можно позволить читать стоя или сидя на фитболе, мять в руках игрушку (очень хороши для этого продающиеся сейчас мягкие силиконовые игрушки с многочисленными щупальцами или пупырышками), жать эспандер — словом, совершать мелкие физические движения, которые помогают сохранять концентрацию на предмете. А вот качаться на стуле лучше не стоит.

Как научить ребенка концентрировать внимание

Если ребенок еще маленький и у него есть серьезные проблемы с мотивацией, на первых порах можно дополнительно вознаграждать его за каждый выполненный кусочек работы — скажем, фишками, которые можно обменять на какой-то приз, или маленькими конфетками. Со временем необходимость в этих наградах отпадет, а навык делить большую работу на маленькие части останется.

А вот платить деньги за сделанные уроки или хорошие оценки — плохая идея : эта работа все-таки нужна самому ребенку, а не родителям.

Конечно, в одной небольшой публикации невозможно подробно рассказать о мелких хитростях, которые помогают делать уроки с невнимательным ребенком. В моей книге «Экстремальное материнство» , которая посвящена воспитанию гиперактивных, невнимательных, импульсивных и неорганизованных детей, домашним заданиям посвящена целая глава. А с 11 мая по понедельникам на площадке Ассоциации родителей и детей с дислексией я буду вести серию вебинаров для учителей о том, как помогать детям с СДВГ в классе. Приходите! И приводите учителей своих детей.

Дата публикации 04 января 2015 . Опубликовано в Статьи по воспитанию

Как научить ребенка концентрировать внимание

Советы, которые вы прочитаете ниже, не являются откровением свыше. Но они заслуживают вашего внимания, потому что прошли проверку временем.

Этот совет относится к детям любого возраста: обратите внимание на то, солько часов в сутки ваш ребёнок спит, что он ест и как часто делает перерывы во время выполнения заданий, которые требует сосредоточенности.

Ложиться спать (и не только детям) лучше до 10 часов вечера. Дело в том, что с 22.00 до 24.00 наша нервная система перезагружается, как компьютер. Эти два часа природа выделила для того, чтобы дать мозгу отдохнуть и набраться сил перед очередным периодом бодрствования. Сон в этот временной промежуток — самый целебный. Не сбивайте вашему ребёнку эту тонкую настройку – уложите его спать вовремя. Кстати, детям (и взрослым, которые занимаются умственной деятельностью) советуют спать не менее 9 часов ночью и от 15 до 90 минут днём.

Как научить ребенка концентрировать внимание

Перед и во время выполнения задания, которое требует концентрации, можно пожевать немного розмарина, съесть шоколадку, миндальные орешки или выпить сладкого чаю с лимоном. Эти продукты стимулируют мозговую деятельность.

Чем младше ребёнок, тем чаще нужно делать перерывы. Пусть ваше чадо попрыгает или побегает. Пятилетний ребёнок способен сосредоточенно выполнять задание в течение 8-10 минут. Затем он устаёт и теряет интерес к тому, что делал. Не упустите этот момент. Вы должны отвлечь его от работы до того, как он сам начнёт отвлекаться. Чем старше дети, тем дольше они могут концентрироваться на задании. Длительность такой концентрации зависит от индивидуальных особенностей, и жестких границ нет и быть не может.

Ещё один очень действенный способ помочь вашему ребёнку сосредоточиться – это обеспечить правильное освещение. Идеальный вариант – зелёная лампа с мягким неярким светом, который позволит глазам и мозгу дольше оставаться в рабочем состоянии.А если в комнате, где происходят занятия, появится аквариум с рыбками, то работоспособность вашего сына или дочери увеличится на порядок.

Как научить ребенка концентрировать внимание

И, наконец, несколько упражнений для развития концентрации.

Слежение глазками. Предложите ребёнку сесть на стул и сконцентрироваться на предмете, который вы держите в руках. Лучше всего, если это будет игрушка. Причем, чем младше ребёнок, тем больше должна быть игрушка. А теперь начните передвигать предмет слева направо или наоборот на расстоянии 30 см от глаз ребёнка. Пусть он или она следит за предметом только глазками, не двигая головой. Скорость, с которой вы перемещаете предмет, должна быть такой, чтобы ребёнок успевал следить за ним. Со временем, скорость и продолжительность задания увеличиваются. Главное, чтобы выполнение этого упражнения было по силам ребёнку.

Скороговорки. Любая скороговорка – это замечательный комплексный тренажёр. Начинайте проговаривать их медленно, сосредоточившись на четком и качественном произношении. Постепенно наращивайте темп. Чтобы усложнить задачу, предложите ребёнку не шевелиться, когда он произносит скороговорку. За каждое движение – штраф (не ограничивайте свою фантазию). И не забудьте, что лучший стимул – это соревнование.

А вы заметили некое совпадение: когда ребенку нужно заниматься или делать уроки, ему сразу хочется покушать, попить, полежать? Ребенок просто ищет повод избежать скучных и сложных дел. Причиной этому служит плохая концентрация внимания, ребенку сложно сосредоточится на одном важном деле. Даже взрослому человеку не так уж и просто собрать силу в кулак и терпеливо закончить работу, что уж говорить о маленьком ребенке! Вокруг столько веселья: улица, друзья, телевизор – какие тут занятия? В таких случаях ребенку без специальных упражнений не обойтись.

Как научить ребенка концентрировать внимание

Для тренировки внимания следует выполнять несколько простых упражнений:

1. Сохраняем позу. Дети очень активны и подвижны, сидение за столом их быстро утомляет. Что бы помочь ребенку сохранить усидчивость, поиграйте с ним в игры:

  • Памятник – в этой игре нужно изобразить известного человека и замереть. Мама будет угадывать загаданного героя. Задача ребенка не двигаться и не моргать, иначе проиграет;
  • Море волнуется – знакомая многим игра, говорим такие слова: «море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура замри!» После слова «Замри» ребенок должен принять позу фигуры или предмета. Мама должна отгадать кого изображает ребенок.

2. Сбрасываем напряжение. Для хорошей концентрации внимания ребенок должен научиться расслабляться. В этом ему помогут небольшие упражнения:

  • Глубоко вдохнуть и выдохнуть 6 раз;
  • Потянуться, вытягивая руки и ноги;
  • Помассировать переносицу, виски, потереть ладошки.

3. Помолчим. Есть еще одна вещь, которая мешает сосредоточиться ребенку – это посторонняя болтовня. Где-то спросит не по делу, начинает «ойкать», озвучивать реплики из мультиков, невольно уходя от сути своей работы. Избавиться от этой привычки можно, играя в игры:

  • Молчим – учим ребенка долго молчать, говорим ребенку такие слова: «чок-чок, зубы на крючок, кто промолвит слово, тому щелчок!» и вместе с ребенком молчите. Кто первый скажет слово, тот проиграл;
  • Крокодил – с помощью мимики и жестов необходимо изображать животных. Второй участник будет отгадывать. Тот кто больше угадал – победил.

4. Фиксируем взгляд. Что бы уметь концентрировать детское внимание, необходимо научиться долго удерживать объект в поле зрения. Для этого подойдут следующие игры:

  • Дартс – кидать дротики в цель, можно для безопасности использовать шарики на липучках;
  • Стрельба по мишени в тире;
  • Серсо – набрасывание колец на палочки;
  • Вышивание – для девочек;
  • Выжигание – для мальчиков.

5. Переключаем внимание. Что бы ребенок долго не отвлекался и быстро включался в работу, ему нужно научиться переключать свое внимание. В этом ему помогут игры с условными сигналами:

  • Хлопки – услышав один хлопок, ребенок должен поднять руки, два хлопка –приседать, три – покружиться;
  • Путаница – нужно показывать ребенку части тела и называть их не правильно, задача ребенка назвать быстро правильное название, например: дотрагиваетесь до подбородка и говорите «ухо», ребенок должен быстро вас исправить, затем дотрагиваетесь до рта и говорите «глаз» и т. д. В процессе игры ускоряете темп, только сами не запутайтесь.

6. Тренировка памяти. Учим ребенка запоминать место, вещи. Для этого поиграйте в игру «Положи на место». Расставьте предметы, пусть ребенок их запомнит и место, где они лежат. Затем пусть ребенок выйдет из комнаты и в этот момент поменяйте предметы местами. Задача ребенка все расставить по своим местам.

Если после тренировок ребенок с трудом может сосредоточиться, то стоит обратить внимание на его здоровье. Некоторые случаи могут свидетельствовать о наличии гиперактивности или синдрома дефицита внимания. Все это не стоит оставлять без внимания, обязательно проконсультируйтесь со специалистом.

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу ВКонтакте.

Мы в Яндекс.Дзен — присоединяйтесь!

Как научить ребенка концентрировать внимание

Малыши и дошкольники легко отвлекаются. Это связано с физиологическими особенностями развития мозга. Примерно к 8 годам дети обычно уже способны концентрировать внимание, поэтому родители и учителя переживают, если ребенок этого возраста часто отвлекается на уроках и в жизни. У него нередко возникают трудности с обучением и в быту.

Уговоры, упреки взрослых бесполезны, ведь отвлекающийся ребенок не виноват, что не может приложить волевые усилия. Но родители способны помочь ему лучше концентрироваться. Разберемся, как это сделать.

Отвлекающийся ребенок: откуда берется невнимательность

Вниманием называют такое состояние сознания, когда человек сосредотачивается на определенном значимом для него предмете или процессе. Ключевое слово здесь — «значимом», а если речь идет о ребенке, то интересном. Именно поэтому дети так легко вникают во все, что их захватывает, и с огромным трудом изучают скучные школьные предметы.

Читайте нас в Instagram

Эта особенность детского восприятия нередко становится причиной конфликтов учителей и родителей. Первые списывают невнимательность ребенка на огрехи в воспитании, а вторые считают, что проблема в педагогах, которые не умеют интересно преподавать. Поиск виновных ничего не даст, ведь это не улучшает ситуацию.

Помимо физиологических и психологических особенностей развития, на способность к концентрации влияют нагрузки. Если ребенок устает, от него нельзя требовать внимательности. Если же он глубоко переживает неудачи, боится разочаровать взрослых, добиться сосредоточенности становится сложнее.

Есть методы, которые помогают улучшить концентрацию внимания, но прежде чем их применять, нужно убедиться, что у ребенка продуманный график. Если ему не хватает отдыха, любые советы окажутся бесполезными. Чтобы понять, насколько сильно ребенок устает, следует понаблюдать за ним несколько дней, отмечая, в каком состоянии он приходит из школы, успевает ли отдыхать перед выполнением домашнего задания.

Как помочь школьнику — 7 советов родителям

В идеале следует как можно раньше начинать учить ребенка фокусировать внимание, доводить начатое дело до конца. Это потом существенно облегчит его учебу в школе. С раннего детства много времени проводите за рассматриванием, раскрашиванием картинок, уделяйте внимание деталям. Также полезно чтение вслух с обсуждением прочитанного. Пазлы и мозаика помогают сосредотачиваться на цветах и формах.

Если ребенок уже учится в школе, помогайте ему концентрироваться с помощью таких методов:

Ограничьте время перед экранами телевизоров или компьютеров до 1-2 часов. Мультфильмы и видеоигры — зло. Ребенок быстро привыкает к пассивным развлечениям, а потом у него возникают трудности с концентрацией на чем-то, что не играет яркими красками и не вспыхивает.

Правильно организуйте рабочее место. На столе не должно быть ничего лишнего, мешающего и отвлекающего. Зато все, необходимое для работы, пусть будет доступно.

Продумайте и соблюдайте режим. Садитесь за уроки в одно и то же время. Это поможет выработать полезные привычки.

Контролируйте объем работы. Отвлекающийся ребенок станет еще невнимательнее, если оценит задачу как невыполнимую. Разбивайте работу на этапы.

Делайте перерывы. Небольшая перемена после 30-40 минут работы жизненно необходима. Завершите начатый этап и поболтайте на отвлеченные темы, попейте чаю, но не затягивайте перерыв.

Приучайте проверять написанное. После выполнения задания попросите ребенка прочитать написанное, указывая себе пальчиком.

Не требуйте от ребенка слишком многого и не сравнивайте его результаты с «другими детками». Помните об индивидуальных особенностях и существовании банальной усталости. Вы не можете судить, насколько сформирован мозг ребенка и готов ли он к высоким нагрузкам.

3 простых и полезных игры для концентрации внимания

Эффективное обучение ребенка возможно лишь при условии интереса к упражнениям. Идеальный вариант — игра. Учите ребенка концентрироваться с помощью простых, но занимательных приемов. Редакция estet-portal.com предлагает на выбор 3 игры, которые понравятся детям 7-10 лет и натренируют внимательность.

Игра 1. «Найди и покажи спрятанные слова»

Суть игры: в наборе спрятаны заранее известные слова, а ребенку нужно их найти и обвести, как показано в таблицах ниже.

Такие таблицы можно в изобилии найти в интернете или составить самостоятельно. Высший пилотаж — научить ребенка «прятать слова», а потом обмениваться с ним подготовленными таблицами.

Буквы можно записывать и в строку. Идеальный вариант — специальные раскраски. Их можно купить или распечатать.

Игра 2. «Назови цвет» — классический тест на внимательность

Названия цветов, написанные другими цветами, традиционно используют для тренировки концентрации внимания. Называть нужно только цвет, а не слово! Используйте вариант, предложенный ниже.

Учтите, что дети мгновенно запоминают правильные ответы, поэтому, когда ваш ребенок научится без запинки называть цвета, подготовьте для него новые наборы слов.

Игра 3. «Найди отличия»: концентрируемся на деталях

В продаже всегда есть множество сборников с картинками, в которых нужно найти отличия между похожими изображениями. Выберите сюжеты из любимых мультиков вашего ребенка, и он с удовольствием поиграет, заодно тренируя внимательность.

Прелесть игры в том, что она подходит для любого возраста. Обращайте внимание на детализацию картинок. Чем старше ребенок, тем более сложные упражнения можно подбирать.

Главное о внимательности ребенка и способах ее развития

Как бы вам ни было обидно, что ваш ребенок менее внимателен, чем сверстники, не упрекайте его и не кричите. Это все равно не принесет пользы, а вот повредить может существенно. Страх заставит ребенка избегать уроков и полезных упражнений. Он закроется, а ведь вы хотите добиться совершенно иного результата. Лучше поступайте так:

Успокойтесь. Примите как данность, что дети разные. Отвлекающийся ребенок вовсе не глуп, но имеет определенные особенности развития. Не переживайте, просто помогите ему.

Организуйте рабочее место ребенка. Уберите все лишнее и оставьте только нужное. Исключение — декор, выполненный руками самого ребенка.

Делите задачи на выполнимые этапы. Ребенок не супермен. Его только испугает колоссальный объем работы. Выполняйте ее поэтапно.

Читайте нас в Telegram

Спокойствие, терпение и доброжелательность родителей творят чудеса с детьми. Позанимайтесь с ребенком несколько недель и убедитесь в этом лично.

Вам может быть интересно: Тест для проверки памяти.

Как научить ребенка концентрировать внимание

Anna Ivanova

Детская рассеянность — нормальное явление: ребёнок сосредотачивается только на том, что ему интересно. Играл, услышал мультик из другой комнаты, побежал смотреть — игрушки, естественно, не прибрал ни сразу, ни потом. Дал другу в детском садике машинку поиграть, пришёл папа — счастье, праздник, про машинку вспомнил только дома. Это нормально: ребёнку сложно удерживать внимание на том, что его в данный момент не интересует. С возрастом проблема исчезнет сама собой… или нет?

К сожалению, в школьные годы ситуация только усугубляется. Подростку, который не умеет концентрировать внимание, сложно учиться: он не сможет сосредоточиться на материале, а значит и понять его. А ещё ребёнок продолжает забывать про уроки и вещи, опаздывать. Потому что чем старше класс, тем больше моментов требуют внимания, а школьник и так уже не справлялся.

Что делать, если подросток невнимательный?

Работать над развитием способности концентрироваться. Ведь это такой же навык, как и любой другой. Тем более, что для его тренировки существуют простые, понятные и эффективные упражнения. Главное, поймите: подросток уже умеет быть внимательным, просто сейчас этот навык находится под контролем эмоций.

Простой пример: попросите ребёнка рассказать о компьютерной игре, в которую он сейчас играет или о фильме, который недавно посмотрел. Вы удивитесь, как много запомнил «невнимательный» подросток.

Дело в том, что люди от природы легко концентрируются на интересных вещах. Это называется непроизвольным вниманием. Наша задача — научить ребёнка контролировать внимание, сделать его осознанным. В этом помогут регулярные тренировки, а чтобы подросток занимался с удовольствием превратите скучные занятия в интересную игру.

Стремление играть на службе образования

Прежде чем начать развивать внимание, подготовьтесь. Превратите занятия в подобие компьютерных RPG: составьте шкалу прогресса, разбейте её на «уровни персонажа», введите систему достижений и ключевые точки с наградами.
Такой формат тренировок мотивирует и помогает добиться результата. Игровая система подходит и для других занятий, и для обычных уроков.

Упражнения для развития внимания

Но одной системы мало, вам нужны уровни — упражнения для развития внимания. Мы выбрали для вас пять базовых, каждое из которых не требует ничего или практически ничего (кроме чуточки вашего времени и желания).
Главное, принимайте участие в занятиях. Ребёнку (в любом возрасте) важно видеть, что родители его поддерживают. А стремление получить от вас похвалу — еще один отличный стимул.

Упражнение 1: Запомни картинку

Классическое упражнение на развитие внимания: открываете перед подростком книгу с какой-нибудь иллюстрацией и просите запомнить, что на ней изображено. Через 30 секунд берёте книжку так, чтобы ребёнок не видел, а он пересказывает картинку. Чем больше элементов запомнил, тем лучше.

Кстати, у этого упражнения много разных вариантов — чтобы ребёнок не заскучал, советуем их чередовать. Например, можно вместо книги дать подростку на запоминание какой-нибудь обычный предмет: пенал, наушники, вазу с полки — что угодно. А потом спрашиваете о деталях: какого цвета рисунок на вазе? Молния на пенале металлическая или пластиковая?

А еще, если вы достаточно хорошо знаете своего ребенка, можно подбирать картинки по его увлечениям. Например, разбирать детально костюмы супер-героев или персонажей любимой игры. Скорее всего, ему это понравится больше, чем абстрактные картинки или наушники, а пользы от этого будет столько же.

Упражнение 2: Что вокруг?

Теперь переводим внимание ребёнка с картинки на реальный мир. Попросите подростка запомнить, что лежит на столе — дайте на это около минуты. Потом отверните его от стола, и пусть ребёнок расскажет, что и где находится. Постепенно упражнение можно будет усложнять: добавлять новые предметы, запоминать не только саму вещь, но и её расположение и т. д. За каждую новую ступень выдавайте «достижение» и награду.

А если дома скучно, можно перенести упражнение на улицу. Запоминайте детали в кинотеатре, музее, кафе или магазине. Можете соревноваться в том, кто заметит больше интересных вещей.

Упражнение 3: Чего не хватает или что изменилось?

Следующая ступень: ребёнок запоминает, что лежало на столе, а потом вы — так, чтобы он не видел — убираете один или несколько предметов. Нужно как можно быстрее назвать, чего не хватает. Усложнённые варианты: указать, где лежал отсутствующий предмет, описать его более подробно.

К этому упражнению можно подключить и мужа: пусть попробует заметить, что изменилось в вашей внешности, и вспомнить цвет лака на ногтях, который был на прошлой неделе. Мальчикам-подросткам такая тренировка тоже пойдет на пользу.

Упражнение 4: Скоростной опрос

Это занятие помогает развить способность концентрироваться не на каком-то физическом предмете, а на определённом занятии. Правила просты: вы готовите вопросы, на которые ребёнок точно знает короткий ответ, а потом быстро их задаёте. Ответил? Сразу следующий вопрос, без пауз.
Вопросы могут быть самыми разными — главное, старайтесь учитывать и школьную программу, и интересы подростка. Например, вот так:

  1. Самый глубокий океан? (Тихий)
  2. Самый популярный блогер, которого ты смотришь? (Уточните заранее, при случае)
  3. Как называется домик из веток? (Шалаш)
  4. Кто поёт эту песню?

И так далее. Вам нужно добиться того, чтобы ребёнок полностью сконцентрировался на игре и отвечал максимально быстро.

Чтобы вам было проще тренироваться, мы собрали упражнения в один файл. Вы можете его скачать, распечатать и начать совершенствовать внимание.
[/aligned-text]

Это упражнение можно сделать еще более полезным, если модернизировать его под школьную программу. Вместо абстрактных вопросов, подготовьте вопросы по параграфу, который нужно выучить к следующему уроку.
Вы просматриваете параграфы самостоятельно и делаете по ним викторину: готовите несколько вопросов, на которые можно ответить в одно слово. Например, если учили географию, то получится: «Самая известная гора Японии? — Фудзияма!».

За каждый правильный ответ выдаёте бонусные баллы. А баллы потом обмениваете на что-нибудь важное и ценное: карманные деньги, сладости или разрешение пойти на концерт любимой группы.

Упражнение 5: Из песни слова не выкинешь

Рассказываете подростку короткое стихотворение или поёте песню. Потом повторяете, но убрав из текста одну строчку. Задача ребёнка в том, чтобы понять, какой именно строчки не хватает и где она была. Начать можно с хорошо знакомых произведений, постепенно переходя на всё более сложные задачи.

Как построить занятия?

Чтобы ребёнок не переутомлялся, занимайтесь по 15–20 минут в день — этого вполне достаточно. Через несколько недель вы увидите, что подросток стал более внимательным.

Можно начинать с упражнений на развитие внимания домашнюю работу, можно встраивать их в будничные дела — например, играть в «запомни картинку», пока едете домой. А еще упражнения можно комбинировать с упражнениями для тренировки памяти и заниматься не каждый день, а 2–3 раза в неделю по 25–35 минут.

Главное, не заставляйте ребёнка работать над собой, а увлекайте тренировками.

Отказ от ответсвенности

Обращаем ваше внимание, что вся информация, размещённая на сайте Prowellness предоставлена исключительно в ознакомительных целях и не является персональной программой, прямой рекомендацией к действию или врачебными советами. Не используйте данные материалы для диагностики, лечения или проведения любых медицинских манипуляций. Перед применением любой методики или употреблением любого продукта проконсультируйтесь с врачом. Данный сайт не является специализированным медицинским порталом и не заменяет профессиональной консультации специалиста. Владелец Сайта не несет никакой ответственности ни перед какой стороной, понесший косвенный или прямой ущерб в результате неправильного использования материалов, размещенных на данном ресурсе.

Огромное количество информации, обрушивающейся буквально ежесекундно, невозможно усвоить и обработать. В связи с этим следует научиться выделять только полезные и важные в данный момент сведения. Именно внимание помогает концентрироваться на значимом.

Свойства внимания

Прежде чем решить, как развить внимательность у ребенка, советуем разобраться со следующими свойствами этого понятия:

  • Концентрация – навык сосредотачиваться на нужном объекте и его составляющих, а также способность вникать. Дети с плохо развитой концентрацией отличаются рассеянностью и несобранностью.
  • Объем — количество объектов, которые ребенок или взрослый может одновременно воспринимать и удерживать в сознании. В норме, для первоклассников их количество составляет от 3 до 5. Объем внимания напрямую связан со способностью к логическому мышлению.
  • Устойчивость — возможность сосредотачиваться на конкретном объекте в течение длительного промежутка времени. Дети с устойчивым вниманием добиваются успеха в решении задач повышенной сложности, требующих длительной напряженной работы.
  • Распределение – способность уделять внимание одновременно двум или нескольким объектам при параллельном выполнении действий с ними. Ребенок с такими способностями хорошо справляется с несколькими делами одновременно.
  • Переключение внимания — перемещение внимания с одного вида деятельности на другой или с одного объекта на второй.

Развитие внимательности у детей: с чего начать

Как научить ребенка концентрировать внимание

Внимание! Срок, в течение которого малыши разных возрастов могут концентрироваться на отдельном предмете, сильно различается. Для двухлеток он составляет 4–10 минут, для четырехлеток — 8–20 минут, для семилеток — 14–35 минут, а для восьмилеток — 16–40 минут.

Такой большой разброс показывает, что дети очень разные, и нельзя предъявлять ко всем ученикам в классе или малышам в группе детсада одинаковые требования.

Развитие внимательности: что нужно предпринять

Развитию внимания у детей способствует техника правильного дыхания. При «неправильном» дыхании в мозг поступает меньше кислорода. Для того чтобы развить этот навык, занимайтесь с малышом выдуванием мыльных пузырей, игрой на духовых инструментах, используйте свистульки и развивайте речевое дыхание с помощью специальных упражнений.

Как научить ребенка концентрировать внимание

Внимание! Устраивайте игры на открытом воздухе. Установлено, что существует прямая зависимость между физическими упражнениями, успеваемостью и интеллектом. Особенно полезны упражнения на развитие координации движений и такие подвижные игры, как догонялки, футбол.

Занимайтесь с ребенком различными видами рукоделия: бисероплетением, вязанием игрушек. Такие разновидности ручного труда повысят зрительно-моторную координацию и научат решать проблемы.

Играйте в настольные игры. Такие забавы развивают стремление к победе и достижению результата, а также учат концентрировать внимание.

Первоклашка у меня. Смышленый, соображает хорошо, по программе успевает, по математике особенно.
Но постоянно отвлекается, в тч на уроках, что ему очень мешает.
Когда готовит дз, может в параллель комментировать действия брата, который за стенкой (слышимость у нас хорошоя к сожалению), в связи с этим крайне невнимательный, даже когда исправленные слова переписывает в тетрадь, все равно буквы пропускает(((

Один педагог посоветовала давать печатные тексты и просить отыскать определенную букву. Вот у нас получается от 3 до 7 букв может пропустить на 1,5 страницы. Это много?
Как еще бороться с невнимательностью, научить ребенка концентрироваться?

по 1.5 страницы искать одинаковые буквы — многовато для такого возраста. Пропустить[/cit]Одной достаточно?
Текст не газетного шрифта, больше.

В школе есть уроки хореографии, на физ ре футбол, еще предмет бисероплетения.
В классе 10 человек, подход почти индивидуальный.

Ребенок не то чтобы запущен, у него темперамент такой.
Не запоминает что неинтересно.
Что кушали в шк не помнит, что задано тоже, с доски забыл списать задание. Аааа! Каждый день звоню воспитательнице, уточняю.

Ребенок не то чтобы запущен, у него темперамент такой.
Не запоминает что неинтересно.
Что кушали в шк не помнит, что задано тоже, с доски забыл списать задание. Аааа! Каждый день звоню воспитательнице, уточняю.

Это все совершенно нормально, тем более для первоклассника. Терпение, поощрение и развитие.
Школьные занятия хореографии и футбол на физре — неплохо, но этого мало как вообще для двигательной активности, так и для развития концентрации. Еще куда-нибудь ходите, время же есть.

Как научить ребенка концентрировать внимание

Дефицит внимания и неумение концентрироваться на поставленной задаче в течение длительного времени – настоящий бич современных детей, а заодно и их родителей. Немалую роль в этом играет все ускоряющийся темп современной жизни и чрезмерное увлечение средствами массовой информации. Телевизионные передачи, компьютерные и видеоигры перевозбуждают неокрепшую нервную систему детей и буквально высасывают из них способность сосредотачиваться на долгое время. Малыш не успевает следить за мельканием кадров и привыкает к быстрому и поверхностному усвоению информации. И вот мама в миллионный раз показывает ребенку, как правильно писать букву «А», а тот ерзает на стуле и играет с карандашом. «Будь внимательнее!» — то и дело повторяет родительница, постепенно теряя терпение. А вот любимую сказку ребенок может внимательно слушать хоть сто раз подряд. Дети могут (и хотят!) сосредотачиваться только на том, что им интересно в данную минуту.

Педиатры считают, что в возрасте 4-5 лет ребенок в среднем должен быть способен фокусировать внимание на одной задаче от 8 до 20 минут. Чтобы высчитать эту цифру для более старшего возраста, нужно каждый год умножить на 5 минут. Но и это правило, как любые другие, зависит от ситуации. И не только от интересности поставленной задачи, но еще и, например, от времени суток. Одна и та же задача, поставленная перед ребенком утром, сразу после просыпания, в середине дня, перед или после тихого часа, перед ночным сном привлечет разное количество внимания. Нить возможной концентрации очень эластична. Как же помочь ребенку и научить его концентрироваться?

1. Сделайте занятие по-настоящему интересным. Сколько внимания затратит малыш на то или иное занятие, зависит от того, насколько ему нравится эта деятельность. Когда вы впервые предлагаете ребенку занятие, которое важнее вам, а не ребенку (например, учите малыша писать буквы), вы в первую очередь испытываете свою креативность и гибкость как родителя и как учителя. Если малышу это занятие не нравится, то между ним и родителем порой начинается настоящая борьба. И отказаться от этой борьбы почти невозможно, ведь требования к детям, поступающим в школу, сейчас очень высоки: ребенок должен быть усидчив, послушен, знать азы грамматики и математики, уметь воспринимать новое и выполнять задачи, поставленные перед ним учителем. И начинается борьба не на жизнь, а на смерть между ним и родителем. Родитель пытается научить малыша обратному счету, а тому в этот момент интересней разбирать игрушечную машинку. И поразительно: с машинкой он может возиться подряд целых полчаса, а вот для того, чтобы выучить счет, не хочет потратить и пяти минут!

Поэтому немного изобретательности со стороны мамы поможет превратить скучную вещь в интересную. Например, вместо того, чтобы заставлять ребенка писать буквы карандашом, можно попросить его сделать это мелом на доске или на асфальте, красками на оконном стекле, вылепить из пластилина или из теста для печенья. Дети замечательно учатся писать буквы палочкой на песке во время прогулки (а чем еще заняться, если, к примеру, на улице сыро и грязно и негде играть). Готовые прописи малоинтересны для детей. А вот попробуйте сделать прописи сами вместе с ребенком из нескольких листов обычной бумаги – совсем другое дело! Совместные поделки кроме навыков концентрации хорошо развивают мелкую моторику рук, и они более интересны, чем академические уроки.

2. Чтобы получить внимание, научитесь давать его сами. Родители сами часто отвлекаются во время занятий с ребенком. «Выключи чайник!» — кричит мама папе, а внимание ребенка уже улетело. Даже взрослому после того, как его отвлекли, бывает трудно сосредоточиться вновь, что уж говорить о малыше. Бывает и так, что, занимаясь с ребенком, мама то и дело разговаривает по телефону или смотрит «одним глазом» в телевизор. Если уж собрались научить ребенка сосредотачиваться, сядьте рядом с ним в тишине и подарите несколько минут своего времени – целиком, не отвлекаясь ни на что. Четкие и ясные инструкции помогут ребенку лучше понять поставленную задачу и сконцентрироваться на ней. Бесполезно надеяться, что ребенок будет учиться по вашим инструкциям, выкрикнутым из кухни в детскую. Обязательно должен быть контакт глаза в глаза и плечо к плечу.

3. Заранее предупредите рассеянность. Чтобы ребенок не отвлекался на перекусы и на «попить водички», перед началом занятий предложите ему легкий полдник. Не следует начинать учебу и после подвижных игр, когда ребенок слишком устал и перевозбудился. Если ребенок уже учится в школе или ходит в какую-нибудь секцию, то не заставляйте его делать домашнее задание сразу после возвращения домой, любому человеку нужно время, чтобы прийти в себя. Уроки и секции не должны идти сплошным потоком. Если ребенок концентрируется с каждым разом все хуже, возможно, его расписание слишком перегружено.
Если ребенка отвлекают брат или сестра, усадите их за занятия по разным комнатам. Не разрешайте одному ребёнку смотреть телевизор или играть в компьютерные игры, пока вы занимаетесь с другим. Никакие уроки не выдержат такой конкуренции.

Часто дети становятся рассеянными и теряют сосредоточенность, когда им кажется, что задача для них слишком трудна. Помочь можно, разделив задачу на несложные инструкции. Если вы велите ребенку убрать его комнату, то вряд ли из этой затеи выйдет что-нибудь путное. Гораздо лучше обозначить задачи помельче: подбери с пола игрушки, а потом я скажу тебе, что делать дальше. Вместо постоянных словесных напоминаний сделать то или иное, которые ребенком игнорируются, гораздо эффективнее бывает повесить картинку, иллюстрирующую задачу. Например, картинку мальчика, чистящего зубы или играющего на пианино. И не забывайте хвалить ребенка за самостоятельно выполненную работу.

4. Тренируйте память, наблюдательность и внимание. Существует множество игр, которые, в отличие от телевизионных передач и компьютерных игр, хорошо тренируют умение концентрироваться. Это практически все настольные игры, рисование, собирание паззлов. Да и само по себе отключение телевизора уже заставляет ребенка внимательно прислушиваться и приглядываться к окружающей его обстановке. Побуждайте также ребенка подмечать мелкие интересные детали во время совместных игр и прогулок, читать вместе вывески, считать машины определенного цвета, обращать внимание на цвета, формы, текстуру вещей.

Кстати, до двух лет педиатры вообще не рекомендуют детям смотреть телевизионные передачи, даже мультики. А после этого возраста ребенку можно позволить посмотреть телевизор примерно 20-30 минут в день, всего 2-3 часа в неделю. И не быстрые «горластые» американские мультсериалы, а спокойные, добрые короткие мультики.

Как научить ребенка концентрировать внимание

Ребёнок не может сосредоточиться на одном задании? Он не исключение. Это характерная черта большинства людей эпохи информационных технологий, так как огромное количество сведений вынуждает сокращать время на их изучение и осознание.Тем не менее концентрация важна для учёбы и построения карьеры. Как помочь ребёнку развить внимание, рассказываем в материале.

Почему концентрироваться всё сложнее

Николас Карр, автор книг о влиянии современных технологий на людей, пишет о том, что богатство человеческого интеллекта зависит от способности переносить информацию из рабочей памяти в долговременную.

Мы способны создавать сложные идеи только из тех фактов и опыта, которые хранятся в долгосрочной памяти. При переносе информации из краткосрочной памяти в долгосрочную может образоваться брешь: любое отвлечение может привести к потере информации, так как краткосрочная память неустойчива.

Карр утверждает, каждый раз, когда мы отвлекаемся, мозг «перезагружается», затрачивая на это избыточные ресурсы. Онлайн‑пространство способствует этому, так как по структуре своей прерывисто: оно наполнено гипертекстами, уведомлениями и визуальными материалами, которые постоянно борются за внимание пользователя и способствуют отвлечению.

Зачем развивать внимание

Мышление делает нас людьми: позволяет взаимодействовать друг с другом, развиваться и создавать что‑то новое. То, каким станет ребёнок и как сложится его дальнейшая жизнь, зависит от способа мышления, который формируется через наблюдение, научение, запоминание.

Концентрация напрямую влияет на способность к обучению, а следовательно, и на мышление. Способность детей фокусироваться на задаче — навык, от которого напрямую зависят успехи в учёбе, а затем и в работе. Так как верные соратники успеха — трудолюбие и упорство, которые невозможны без способности к концентрации.

Как ментальная арифметика помогает сконцентрироваться

Занятия ментальной арифметикой способствуют развитию числовой памяти. Ученики, осваивающие ментальную арифметику, показывают поразительные результаты при запоминании чисел по сравнению с обычными детьми того же возраста. Это связано с тем, что они не просто запоминают числа, но и задействуют воображение — представляют их в виде бусин на специальный счётах — абаке.

Елизавета Ронгинская, менеджер по развитию центра «Менар»: «По нашим наблюдениям, концентрация внимания у ребёнка, который занимается более месяца, увеличивается. Это замечают не только преподаватели, но и родители.

Связано это с двумя факторами: мотивация и форма организации образовательного процесса. На начальном этапе ребёнок удивляется возможностям ментальной арифметики (это происходит уже на пробном занятии), что мотивирует его на обучение. Учебный процесс выстроен таким образом, что большинство заданий — на время и скорость. Отсюда и повышение концентрации внимания. Когда ученик выполняет ментальную работу на компьютере, он понимает: если пропустит хоть одно число в цепочке, то даст неправильный ответ. Ученикам с низким уровнем концентрации внимания уменьшают количество цифр в цепочке, увеличивая её по ходу развития его навыков.

На занятиях ментальной арифметикой дети развивают внимание параллельно навыкам быстрого счёта. Поэтому специально работать над концентрацией не нужно!».

Ирина Мешко, директор центра «Менар» в Сестрорецке: «Мы сравниваем результаты ребят, которые ходят к нам на подготовку к школе. Те из них, которые дополнительно посещают занятия по ментальной арифметике, считают, читают и выполняют различные задания педагогов качественнее и быстрее своих сверстников».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector