Как научить ребенка общаться

Правильное построение коммуникаций, умение договариваться и решать конфликты с помощью слов — важная часть всестороннего развития ребенка. Увы, этим полезным навыком владеют далеко не все дети. Однако, чем раньше вы поможете ребенку овладеть им, тем более успешным он станет в будущем.

Развивайте в игре

игры дают огромное поле для проработки коммуникативных навыков у малышей и дошкольников. Эти способы используют на курсах раннего развития. Благодаря им получается проиграть на игрушках момент знакомства и всевозможные трудности, связанные с общением. Очень удобно использовать для этого кукольный или пальчиковый театр, где игрушки знакомятся, общаются, решают конфликты мирным путем. После игры обсудите с ребенком сложившуюся ситуацию, варианты решений.

Расширяйте круг знакомств ребенка

Ученые доказали, что чем больше времени дети проводят за просмотром мультиков или сидят в планшете, тем медленнее идет речевое развитие ребенка и хуже развиваются способности к коммуникации. Поэтому ограничьте время, которое ребенок проводит с гаджетами. Побольше гуляйте на площадках, знакомьтесь с другими детьми и их родителями, посещайте детские мероприятия, представления, игротеки.

Подайте пример

Ребенок берет за основу то, что ежедневно видит в обычной жизни. Если родители общаются друг с другом, у них много друзей, они легко заводят и поддерживают разговор с людьми, то их пример положительно влияет на ребенка. «Общение — это просто, комфортно и интересно» — такую установку дают родители своим поведение. Также важно общаться с самим ребенком. Отвечайте на вопросы развернуто и полно, не отмахивайтесь от малыша, не разговаривайте раздраженным или насмешливым тоном.

Развивайте эмоциональный интеллект

Когда ребенок в контакте со своими эмоциями, ему легче понять чувства другого. Такие люди умеют слушать и слышать, улавливают настроение собеседника, умеют «читать» невербальные знаки. Все это необходимо для построения успешной коммуникации. Развить эмпатию помогут развивающие занятия с психологом или занятия в центре .

Запишите ребенка в детскую театральную студию

Самая распространенная причина, по которой дети не идут на контакт со сверстниками, — застенчивость. И тут важно решать проблему как можно раньше. Хороший способ сделать это — отдать малыша на актерские курсы. Под руководством педагогов ребенок сумеет побороть страх перед общением и познакомится с ораторскими приемами, которые помогут ему стать замечательным собеседником.

Отведите ребенка в центр детского развития

Важно с детства формировать правильный круг общения. К сожалению, одноклассники не всегда оказываются теми людьми, с которыми ребенку интересно и приятно общаться. Камнем преткновения может стать различие в интересах, ценностях, культурных уровнях и взглядах на жизнь. Однако в детских центрах, как правило, группы подбираются по интересам. Именно в таких местах дети часто находят лучших друзей, учатся быть частью команды, начинают свободно и легко взаимодействовать со сверстниками.

В Центре развития успешных детей «Имена Продакшн» воспитанники обретают вторую семью. Покидая стены центра, наши выпускники уносят с собой нечто большее, чем просто знания или опыт. У нас они приобретают верных друзей, отношения с которыми продолжают и после окончания учебы. И ваш ребенок тоже может стать частью большой и дружной семьи «Имена Продакшн»!

Многих интересует вопрос” Как научить ребенка общаться со сверстниками”? Дружить ребенок начинает к трем годикам. Это тот период, когда кроха поступает в детский сад. Именно в это время он познает азы общения.

Социальный успех и его условия

Удача в общении гарантируется, если малютка усвоит несколько правил. Такие правила психологами называются условиями социального успеха. Что же это такое?

  • 1 условие. Личная привлекательность. Ребенку необходимо объяснить, что человек должен быть ухоженным, иметь хорошие манеры, быть опрятным и чистоплотным и уметь быть интересным для собеседника.
  • 2 условие. Навыки общения. Ребята получают первые умения общения в своей семье. Побольше разговаривайте, контактируйте с ребенком. Если у крохи есть старший брат или сестра, будет хорошо, если они часто будут общаться.

Совет: Научите ребенка общению посредством длительной и активной практики.

Обучение ребенка общению Как научить ребенка общаться

Часто робость и застенчивость крохи становится причиной неспособности к общению. В таком случае способствуйте поднятию самооценки малютки и дайте ему стать более раскрепощенным. Итак, для прививания навыков общения придерживайтесь следующих правил.

  1. Нельзя выражать недовольство ребенком. Не осуждайте его как личность. Критикуйте его неугодный и вредный поступок.
  2. Не предъявляйте к деткам много претензий, чтобы кроха не почувствовал себя не нужным.
  3. Чтобы научить ребенка общаться со сверстниками, в контакте с ним сохраняйте доброжелательный тон. Малыш должен знать, что если он что-то сделал, все равно его ценят и очень любят, а для мамы и папы он самый хороший. Если у малыша будет такой настрой, он легче воспримет критику в общении.
  4. Ребенку разрешите самостоятельно принимать решения. Не подвергайте критике их даже в том случае, если такие решения не очень нравятся вам. Вы можете, только выразить свое мнение о том или ином поступке малютки и оставить выбор за ним. Помимо всего не пытайтесь лезть в занятия деток и не помогайте им даже в тех случаях, когда ребенок самостоятельным образом, хотя с трудом, справится со своей задачей.
  5. При общении, ребенок может в свою сторону снести обиду. Не оставляйте ее наедине с ребенком. Поговорите и выслушайте сына или дочку, объясните, кто был виноват, чтобы потом он не повторял тех же ошибок. Совет: Никогда не говорите ребенку, что твои проблемы являются глупостью, и ты во всем был виноват.
  6. Чтобы поднять самооценку ребенка и научить его общаться с друзьями, не давите своим авторитетом на него и не стремитесь всегда быть правым. Иногда дайте крохе научиться на личных ошибках и принимать свои решения. Позвольте малышу давать вам рекомендации и подвергать вас критике. Таким образом, вы сформируете у деток самоуважение и чувство достоинства.
  7. Для того чтобы малыш не боялся разговаривать со сверстниками, сделайте такую маленькую хитрость. На одежду или курточку пришейте пуговичку и скажите ему, как только он начнет бояться чего – то, пусть потрогает ее и, тогда вы подумаете о нем и поможете ему.
  8. Для обучения общению, нужно выучиться нескольким фразам, например: “Здравствуй, меня зовут Саша. А тебя? Хочешь я угощу тебя конфетой?”

Советы как помочь ребенку поладить со сверстниками Как научить ребенка общаться

Ребенок избавился от боязливости и нерешительности и готов к новым свершениям. В это время вспомните о двух вышеизложенных условиях социального успеха. Но не забывайте, что лучше личным примером показать детке, как нужно общаться. Нормой обучения для малышей является образец родителей. Итак, предлагаем следующие советы.

  • Будьте ласковы, искренни и открыты с членами семьи. Детки, видя этот пример, будут его применять в общении со сверстниками. Ребенок должен знать, что добрые люди всегда имеют хороших друзей.
  • Будьте заботливыми, вежливыми и уважительными по отношению к членам семьи. Тогда ребенок будет относиться с уважением к окружающим, проявлять сострадание, заботу и любовь.
  • Просите ребенка помочь в уборке дома или сделать ужин. Если внутри семьи будете много общаться, у ребенка лучше сформируются общительные навыки.
  • Ребенок должен быть уверен, что его в семье любят. В этом случае он легко откроется вам и расскажет о своих внутренних эмоциях друзьям.
  • Если в семье несколько детей, и они ссорятся, не поощряйте конкуренцию и споры между ними. Объясните ребенку, что злость, вражда являются плохими союзниками в хорошем общении.
  • Ребенок должен знать, что помимо своих интересов, есть и интересы друзей. Они должны делиться своими игрушками и научиться правилам вежливого тона.
  • Для воспитания внутренней решительности уделяйте малышу, который налаживает общение, постоянное внимание.
  • Для правильного обучения ребенка общению скажите ему, что нужно вежливо попросить разрешения взять ту или иную игрушку, а не драться и громко кричать.
  • Для общения с друзьями деткам прививайте чувство справедливости. Например, если игрушку взяли силой, он может защищаться и свои права отстаивать. Если же попросили, то можно дать сверстнику поиграть с ней.
  • Ребенок должен знать, что ничего особенного нет в том, чтобы первым попроситься играть. Он также может сам предложить дружбу.
  • Ему нужно привить уважение к окружающим. Он не должен дразнить сверстников, играть по честным правилам, доверенные ему секреты не разбалтывать.

Придерживайтесь этих советов, прививайте навыки общения со сверстниками, учите элементарным правилам общения и вы увидите, что в скором времени из них вырастут хорошие люди.

Как научить ребенка общаться

В статье расскажем, почему дети избегают общения с ровесниками, как помочь ребенку преодолеть стеснение и как родители могут помочь наладить контакт.

Дети постоянно взаимодействуют друг с другом. Их связывают совместные игры, учебная деятельность, общие интересы. И даже когда дети сидят, уткнувшись в гаджеты, они общаются друг с другом через соцсети или онлайн-игры.

Очевидно, что каждый родитель желает, чтобы ребенок имел друзей, легко сходился с людьми, не затруднялся во взаимодействии. Умение общаться не появляется в одночасье. Коммуникабельность нужно формировать и развивать с детства, и в этом важную роль играют родители.

Проблемы общения

Как научить ребенка общаться

Общение у детей по-прежнему ведущий вид деятельности, просто изменилась его форма. Настала эпоха мессенджеров и соцсетей, дающая более широкие возможности взаимодействия.

Однако есть дети, которые «прячутся» в гаджетах от живого общения. И причина не в существовании смартфонов, а в их психологических потребностях. Проблемы общения детей кроются глубоко внутри них самих.

Особенности развития

Дети развиваются неодинаково. Каждый ребенок уникален и имеет собственную траекторию развития. Дошкольники очень терпимы друг к другу. Плохо развитая речь, нарушения звукопроизношения, разница в возрасте не являются помехой для взаимодействия. Но ближе к школьному возрасту начинает проявляться разница между развитием детей. Активные дети с высоким интеллектом тянутся к таким же сверстникам, так как им интереснее друг с другом. Дошкольники менее активные или отстающие в социальном, умственном и речевом развитии, часто предпочитают играть в одиночестве, чтобы не быть осмеянным сверстниками за шепелявость, заикание или неумение обращаться со смартфоном. Одиночество сначала является защитой от душевной боли, а потом перерастает в привычку и необходимость.

Застенчивость

Застенчивость – это качество человека, характеризующееся робостью, боязливостью, нерешительностью. Не стоит путать застенчивость и скромность. Застенчивому ребенку жить очень трудно: он боится идти к доске, даже если хорошо подготовился к уроку; боится задать вопрос незнакомому человеку, войти в чью-то игру. Любое взаимодействие вызывает у него страх. Даже публичная похвала вызывает у ребенка смущение и дискомфорт. Корни застенчивости в неуверенности в себе. Застенчивый ребенок нуждается в общении, но боится его, ощущая барьер.

Как научить ребенка общаться

Интровертность

Люди отличаются друг от друга по разным показателям, в том числе по психологической направленности личности. Большинство людей являются экстравертами: они нуждаются в общении, их энергия направлена на других. Но есть категория, называемая интровертами, чья энергия направлена на себя самого. Им некомфортно в коллективе, они не склонны проявлять эмоции. Такие люди вызывают недоверие окружающих, потому что не понятно, о чем они думают, что чувствуют.

Ошибки воспитания

Большинство родителей не уделяет внимания развитию навыков общения у детей, в итоге дети не знают, как правильно общаться, какие слова нужно использовать. Потребность высказать свое мнение перерастает в громкий монолог, перебивание окружающих, требования и агрессию. Как следствие – у этих детей нет друзей, а окружающие стараются избежать общения с ними.

Учим детей общаться

Если ваш ребенок не стремится к общению с другими детьми, то попытайтесь найти причину. Для начала исключите дефекты речи и психологические проблемы у вашего ребенка, или начните их устранять.

Дошкольный и младший школьный возраст являются сенситивными периодами для развития коммуникабельности. Начните прямо сейчас.

Как научить ребенка общаться

Шаг 1: Уверенно демонстрируйте навыки социального взаимодействия

Дети копируют поведение близких взрослых. Поэтому важно постоянно показывать им пример:

— проявляйте заботу об окружающих;

— показывайте свою заинтересованность в общении с другими людьми;

Шаг 2: Учите детей быть культурными людьми

Изучайте правила вежливости и поведения в общественных местах. Учите детей взаимодействию с окружающими. Навыки культуры формируются в детстве, а остаются всю жизнь.

Шаг 3: Делайте шире круг общения

Знакомьте детей с другими людьми, посещайте новые места.

Как научить ребенка общаться

Шаг 4: Учите детей самостоятельно разрешать конфликты

Дети склонны ссориться, но должны уметь находить выход из ситуации мирным путем. Во время конфликтов не спешите становиться на сторону ребенка, разберитесь в проблеме. Поощряйте проявления дипломатичности в поведении вашего ребенка.

Шаг 5: Учите детей принимать решение

Старайтесь всегда предоставлять ребенку выбор, даже в самых мелочах. При этом он должен осознавать важность собственного решения.

Все мы желаем добра своим детям. Быть успешным — значит уметь взаимодействовать с другими людьми, так как наш успех должен быть принят окружающими. Научите своих детей общаться. Этот монотонный труд принесет свои плоды очень скоро. Вы не раз порадуетесь успехам своих детей.

Как научить ребенка общатьсяПриятный в общении человек легко заводит новые знакомства, уверенно чувствует себя в любой компании, способен быстро завоевать расположение окружающих. Но как научить ребёнка общаться? Давайте разбираться!

Совет 1. Уважайте с пелёнок

В общении с карапузом нужно проявлять должное уважение. Знания, навыки и жизненный опыт — дело наживное, а их отсутствие в дошкольном возрасте — явление естественное и вовсе не повод относиться к малышу свысока.

Общайтесь с ребёнком как с равным собеседником:

  • советуйтесь с ним,
  • позволяйте ему иметь собственную точку зрения;
  • пусть он с детства учится защищать своё мнение.

Совет 2. Проявляйте терпение

В наш стремительный век мы так привыкли к высоким скоростям, что нередко и общаемся так же стремительно, перекидываясь фразами, словно мячиком в пинг-понге. Отбил, не отбил — лови следующий. Но в общении с маленькими детьми такой подход недопустим. Тут важно не количество озвученных мыслей, а их качество.

Задавая ребёнку вопрос, будьте готовы проявить терпение и дать малышу достаточно времени, чтобы собраться, подобрать нужные слова и выложить ответ.

  • не торопите;
  • не навязывайте свой вариант фразы;
  • не осуждайте и не высмеивайте медлительность.

Совет 3. Учите не только говорить, но и разговаривать

Важно понимать, что речевые навыки — это не только способность чётко произносить звуки, верно употреблять слова и грамотно вплетать их в предложения. Для полноценного общения важно понимать, ЧТО, КАК и КОГДА уместно говорить. Чтобы научить ребёнка общаться со сверстниками, позволяйте ему высказываться, не отвлекая внимание на логопедические проблемы.

  • исправлять малыша, конечно, надо;
  • заниматься развитием речи, безусловно, нужно;
  • но делать это следует аккуратно.

Не отбейте чрезмерными замечаниями всяческое стремление к живому общению.

Совет 4. Читайте хорошие детские книги

Соответствующая возрастным особенностям ребёнка детская литература отлично развивает коммуникативные навыки, стимулирует воображение, учит понимать родную речь и чутко воспринимать её мелодию и структуру. Читайте всегда, когда это возможно. А иногда можно не читать в прямом смысле слова, а фантазировать на тему того, что может быть написано в этой красивой красочной книжке. Рассматривайте с ребёнком иллюстрации и вместе сочиняйте свои собственные истории.

  • обращайте внимание на характер и поведение персонажей;
  • анализируйте описанные в книге ситуации;
  • учите ребёнка делать выводы.

Совет 5. Фильтруйте информационную среду

Включив телевизор или погрузившись в просмотр интернет-страниц, порой так и хочется воскликнуть: «О времена! О нравы!». Как бы ни стремились родители оградить любимое чадо от информационного потока, сделать это полностью не получится. Но хотя бы в первые годы жизни малыша фильтровать уровень контента, к которому кроха имеет доступ, и можно, и нужно. Стоит отказаться от привычки оставлять в качестве звукового фона телевизор или ставить ребёнку первые попавшиеся под руку мультфильмы, предварительно не просмотрев их критическим взглядом взрослого, заинтересованного в здоровом и полноценном развитии карапуза.

  • задумывайтесь, какие образцы общения окружают ребёнка;
  • тщательно выбирайте мультики, фильмы и передачи для детского просмотра;
  • контролируйте собственный стиль общения.

Совет 6. Поощряйте полные ответы

Как научить ребенка общатьсяВыясняя, как прошёл день ребёнка в детском саду, что нового он видел на прогулке с папой или в какие игры он играл в гостях у бабушки, поощряйте малыша давать полные, развёрнутые ответы. Для этого избегайте простых вопросов в пользу открытых.

  • Простой вопрос: «Тебе было интересно в гостях?»
  • Открытый вопрос: «Что интересного с тобой сегодня случилось?»

Задавайте больше уточняющих вопросов, просите подробностей, проявляйте искренний интерес ко всему, что говорит ребёнок. Таким образом вы формируете хорошую привычку к полноценному, здоровому общению.

Совет 7. Больше играйте

Игры дают навыки, необходимые для эффективного общения:

  • работать в команде;
  • следовать правилам;
  • не зазнаваться при успехе;
  • достойно принимать поражение.

Используйте разные варианты игр: подвижные и музыкальные, словесные и настольные. Очень хорошим помощником в развитии коммуникативных навыков признана сюжетно-ролевая игра, позволяющая моделировать для детей самые разнообразные ситуации из всех сфер человеческого общества.

Совет 8. Давайте больше самостоятельности

Как птенец рано или поздно вылетает из гнезда, так и малыш когда-то должен отправиться в большой мир. Вы не сможете всегда и везде контролировать ребёнка, по первому зову приходить на помощь, подсказывать выход из затруднительных ситуаций. Детям придётся научиться общаться со сверстниками самостоятельно. И лучше, чтобы самостоятельность в общении прививалась плавно.

  • будьте рядом, оставаясь в стороне;
  • не вмешивайтесь в детские игры без необходимости;
  • позвольте малышам попробовать разобраться с намечающейся ссорой без участия взрослых.

Совет 9. Учите принимать отказ

Важно с раннего детства формировать у ребёнка уважение к личному пространству — собственному и чужому. Не путайте общительность с назойливостью. Малыш должен понимать и принимать право других детей:

  • не делиться игрушками;
  • не пускать в игру новых участников;
  • не проявлять заинтересованность в знакомстве.

Прорабатывайте такие ситуации, обучая принимать отказ без ущерба для собственной самооценки. Учите искусству искать компромиссы.

Совет 10. Формируйте культуру общения

Азбука вежливости для детей — основа полноценного общения. Дети должны уметь:

  • начинать разговор;
  • поддерживать беседу;
  • прощаться.

Предлагайте разные варианты приветствия и окончания беседы. Отрабатывайте разные стили общения (деловое, дружеское, ситуативное). Обращайте внимание на необходимость внимательно слушать собеседника, не перебивая и не вмешиваясь в чужой разговор.

10 упражнений на развитие коммуникативных навыков
  1. Перечислить 5 способов приветствия.
  2. Перечислить 5 способов прощания.
  3. Сделать знакомому 5 комплиментов.
  4. Назвать 5 «вежливых» слов.
  5. Спрятать игрушку и описать словами, где она находится.
  6. Объяснить, как пройти к аптеке (магазину, парку).
  7. Описать словами своего знакомого.
  8. Описать, что изображено на картине.
  9. Составить устный рассказ на произвольную тему.
  10. Показать жестами и мимикой разные эмоции.

Помните: дети впитывают всё, что видят вокруг себя. Хотите научить ребёнка здоровому общению? Будьте достойным примером! Счастливого вам родительства, друзья!

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:

Как научить ребенка общаться

Мы живем в обществе, поэтому нам необходимо общаться. Общение помогает решать разные вопросы, учиться, работать, заводить друзей. Поэтому этому навыку следует учить ребенка с малых лет. Важно не упустить момент, когда малыш готов к первому общению и постепенно надо учить его умению контактировать с людьми.

Коммуникативное развитие детей зависит от семьи, дошкольного и школьного учреждения. И, хотя в саду и в школе целенаправленно развивают речь ребенка, учат вежливо разговаривать и слушать друг друга, семья – важнее всего. Если ребенок не видит примера для подражания ежедневно в кругу своей семьи, ему будет очень тяжело привыкнуть к правилам общения.

Если родители уделяют ребенку время для игр с ним, интересуются его мнением, выслушивают его проблемы, то ребенок будет приобретать именно такие навыки общения, которые необходимы. Если же в семье мало общаются друг с другом, не выслушивают ребенка и друг друга, у малыша закрепятся искаженные коммуникативные навыки.

Что включает в себя это понятие?

Коммуникативное развитие детей заключается в умении налаживать контакт с окружающими, правильно с ними общаться, слушать и выслушивать собеседника, стараться понять его чувства, находить выход из конфликтных ситуаций с помощью общения.

То есть, ребенка надо научить быть вежливым (здороваться, прощаться, благодарить и извиняться), слушать, не перебивая, и слышать то, что хочет донести собеседник. Малыш с детства должен понять, что общаться с людьми надо аккуратно, стараться не обидеть другого человека во время разговора. Нельзя унижать или оскорблять людей, даже если они не согласны с мнением ребенка.

Всему этому должны научить, прежде всего, родители. Когда начинать обучение? С самого рождения.

Как учить общаться ребенка в разном возрасте

В первые дни жизни кроха учится общаться с мамой. Поэтому в этот период малышу важен тесный контакт с мамой. Необходимо разговаривать с ребенком, чаще брать его на руки.

Когда малыш немного подрастет, научиться произносить первые слова, можно начинать развитие общения со взрослыми. Этот период длится от года до трех лет. Общаться с ребенком нужно на равных, не отталкивать его, это необходимо для формирования правильного навыка общения.

С трех до семи лет малыш уже ходит в детский сад, общается со своими сверстниками. Тут важно не запрещать играть и дружить ребенку с другими детьми. Именно в этот период надо научить малыша:

• играть и дружить;
• идти на контакт;
• не обижать;
• понимать, чего хочет другой человек.

В школьном возрасте ребенок уже умеет общаться, устанавливать контакт. Но необходимо продолжать учить уже подросшее чадо, как правильно общаться с другими людьми.

В любом возрасте развивать коммуникативные навыки помогут игры.

Специальные игры

Все игры, которые помогают научиться общаться, нужно проводить с группой детей. В этом и заключается основная особенность занятий. Вот несколько вариантов.

Волшебный лес. Необходимо поделится на две команды: лес и путники. Путники должны пройти через лес, а ребята, изображающие деревья, должны не пропускать их. Если путник вежлив, пропустить можно, если груб – нет.

За стеклом. Дети садятся друг напротив друга. Ведущий объясняет, что между ними стекло, они не слышат друг друга. Поэтому одна группа должна объяснить другой с помощью жестов свои потребности и эмоции: жажду, голод, холод, а также радость, печаль и т.д.

Вежливые слова. Сначала ведущий бросает ребенку мяч, он должен поймать его и сказать что-то вежливое. А затем дети по очереди кидают мяч друг другу. Чем больше вежливых слов ребята вспомнят, тем лучше.

Коробка с секретом. В любой коробке прорезать отверстия, число отверстий должно быть равным количеству игроков. А затем все одновременно просовывают руки в отверстие, руки встречаются и игроки должны найти руку, «познакомиться» с этой рукой, угадать чья она.

Зеркало. Необходимо разделиться на пары. Один игрок – это зеркало, он должен синхронно повторять все движения второго игрока. Потом дети должны поменяться местами.

Комплименты. Это очень простая и приятная игра. Нужно просто говорить друг другу комплименты, чем больше, тем лучше. Но комплименты должны быть искренними.

Все эти игры можно проводить в большом коллективе: в саду и школе. А дома просто учить ребенка, как нужно себя вести и показывать личный пример. А также приглашать домой друзей ребенка, организовывать вечеринки и, таким образом, учить детей общаться.

Коммуникативное развитие детей очень важно в настоящее время, когда дети много времени проводят у компьютера, значит, преобладает общение виртуальное, а не реальное. Поэтому старайтесь чаще общаться со своим ребенком, интересуйтесь, как прошел его день, какие впечатления он получил. И не забывайте рассказывать о себе. Ведь вы общаетесь, ребенок должен понимать, что важны не только его мысли и чувства, но и чувства другого человека. Ребенок должен научиться не только говорить, но и слушать.

Как научить ребенка общатьсяДети бывают разными по характеру: одни из них общительные и даже чересчур разговорчивые, другие – необщительные и избегают любого контакта со своими ровесниками, предпочитая находиться в одиночестве большую часть времени. Если ребёнок относится ко второй категории, и при каждой прогулке в парке или на детской площадке старается сторониться других малышей, не находя для себя увлекательными совместные игры с ними, прячется ото всех, то однозначно стоит вникнуть в проблему и помочь ребёночку решить её.

Постоянное непреодолимое желание остаться наедине с собой нередко озадачивает и беспокоит родителей, начинающих всё чаще задаваться вопросами: «В чём причина такого необычного и нездорового поведения? Может, это мы в этом виноваты?»

Вопреки всем ожиданиям, детские психологи уверены, что такое поведение вполне нормальное для деток 2-3 лет, а объясняется это очень просто. С самого рождения по этот период малыши в основном общаются только со своими ближними родственниками, а в частности – с родителями. В 2-3 года иногда дети ещё не нуждаются в обществе других детей, так как дома они имеют всё самое нужное для развития, для совместных игр им пока хватает родителей.

Со временем малыш начинает нуждаться в обществе сверстников. И это объясняется довольно просто. Ребёнок, ещё не знающий, как правильно реагировать на какие-либо события, смотрит на реакцию других людей, после чего перенимает реакцию (мимику, тон голоса, телодвижения), также малыш не всегда знает, как вести себя в той или иной ситуации с родителями и другими взрослыми, а всему этому он способен научиться именно у своих сверстников.

Чаще всего именно в возрасте 4-5 лет малыши становятся очень заинтересованными в обществе своих ровесников, начинают интересоваться совместными играми, общением и обретают желание узнать друг друга как можно лучше, стараются найти себе как можно больше друзей. Беспокоиться стоит только если в возрасте 5 лет ребёночек всё так же не заинтересован в обществе сверстников и предпочитает сторониться других детей. Родителям в первую очередь нужно установить причины отчуждённости малыша.

“Всякая ценность имеет цену.
Единственное, что бесценно –
это человеческое общение”
Антуан-де-Сент-Экзюпери.

Цель: Возбуждение интереса родителей к теме общения, формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Выявление условий развития коммуникативности, получение практических навыков игры с детьми, позитивных средств общения с ребенком.

Задачи:

  • Развитие вербальных средств общения.
  • Оптимизация самооценки родителей и развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
  • Развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния.
  • Активизация комплекса актёрских способностей, достижение состояния раскованности и свободы.

Участники: воспитатели, родители, психолог.

Подготовительная работа:

  1. Подбор игровых упражнений для развития коммуникативных способностей детей.
  2. Приглашение психолога на родительское собрание.
  3. Составление памятки для родителей по теме собрания.

Оформление, оборудование и инвентарь:

  • оформление листов с описанием игровых упражнений для проведения практикума с родителями;
  • тест-игра “Как вы общаетесь с детьми?”;
  • памятки для родителей “Учим детей общению”;

План:

  1. Организационный момент
  2. Вводная часть
  3. Основная часть
  4. Сообщение психолога
  5. Практическая часть
  6. Работа в микрогруппах
  7. Рефлексия
  8. Вывод
  9. Тест-игра
  10. Подведение итогов по тест-игре
  11. Обсуждение и принятие решения родительского собрания в форме рекомендаций
  12. Заключительная часть

Ход собрания

1. Организационный момент

Здравствуйте, уважаемые родители. Вы видите, что у нас сегодня необычная обстановка, все стулья распределены на 3 части. Сегодня мы с Вами будем не только общаться, но и играть.

Примечание: Звучит музыка. Родители занимают рабочие места в группе, которые распределены по 3 подгруппам.

2. Вводная часть

И прежде чем мы с Вами начнем наше родительское собрание, я предлагаю Вам сказать друг другу “Здравствуйте”, но не обычным для нас способом, а с помощью игры.

Я предлагаю сыграть в игру “Здравствуйте”.

Правила игры таковы: Нужно успеть за 1 минуту, поздороваться с как можно большим количеством присутствующих людей. Давайте мы будем приветствовать друг друга рукопожатием.

Примечание: в конце игры подводятся итоги – сколько раз успели поздороваться, не остался ли кто-то без приветствия, какое сейчас настроение у игроков.

3. Основная часть

Сообщение психолога

В мире нет одинаковых людей. Мы все разные. Но каждому человеку хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть, не ломали бы его личность, а помогали стать ещё лучше, ещё прекраснее. Особенно мы ценим, а порой и требуем, такого отношения со стороны близких нам людей. Проблема общения, его роль в формировании взаимоотношений людей друг с другом — тема нашей встречи. Как родители могут помочь ребёнку войти в огромный мир взаимоотношений? Все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Не всегда это получается, и задача взрослых – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Способность к общению включает в себя:

1) желание вступать в контакт с окружающими (“Я хочу!”);

2) умение организовать общение (“Я умею!”);

3) знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (“Я знаю!”).

Всему этому ребенок научается в семье, в детской группе и в общении со взрослыми – педагогами и воспитателями, родителями. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности. Как это сделать? Этому и будет посвящено наше родительское собрание.

Человек учится общению с раннего возраста и овладевает различными его видами в зависимости от окружающей среды, от людей, с которыми взаимодействует. Это происходит стихийно, в процессе накопления им житейского опыта.

Чтобы грамотно выстроить взаимодействие с ребенком, понять и принять его суждения, нужно хорошо знать не только его индивидуальные особенности, но и общие закономерности развития общения в детском возрасте.

Коммуникативная деятельность имеет большое значение для формирования и развития детской психики, а также для становления человека как личности. Если бы с рождения ребенок был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не смог бы стать культурно и нравственно развитым гражданином.

В общении сначала через прямое подражание, а затем через словесные инструкции ребенок приобретает основной жизненный опыт. Люди, с которыми он контактирует, являются для него носителями этого опыта.

Сфера общения – самый мощный источник, определяющий психическое состояние ребенка, его здоровье.

Необходимо соблюдать важный принцип психогигиены здоровья: “Не вреди!”. Поэтому от взрослого требуется особая бдительность при общении как с другими взрослыми в присутствии детей, так и с самими детьми.

Дети усваивают те формы общения, которые преобладают в их окружении и в их личных отношениях с другими людьми.

Выработать нужное поведение у ребенка, развить его речь, научить общаться можно, прежде всего, примером самих родителей, взрослых.

4. Практическая часть

Работа в микрогруппах

Вот и сегодня, мы не будем много говорить, а научимся общаться в игре, в небольших группах.

Примечание: Каждая микрогруппа получает листы с описанием игр на развитие коммуникативных способностей.

В течение 10 минут члены микрогруппы знакомятся с содержанием игр, затем представители из каждой группы проводят игры со всеми родителями.

1 микрогруппа: игра “Ролевая гимнастика”

Предложить выполнить задание. Например:

1) рассказать известное стихотворение следующим образом:

Как научить ребенка общаться

Навыки общения у детей

Дети любят других детей и охотно делятся своими игрушками. Ребенку интереснее наблюдать, как другие дети играют с его игрушкой, когда он сам им ее дал, чем видеть, как эту игрушку взяли без спроса. Ситуация меняется на втором году жизни ребенка, хотя если малыш часто общается с другими детьми, он может и дальше спокойно делиться своими игрушками.
Как правило, в возрасте двух лет дети еще не умеют обзаводиться друзьями и играть вместе со сверстниками. Но если ребенок постарше проявляет интерес и предлагает дружбу, малыш с радостью ему ответит. Дети начинают понимать, как заводить друзей, только в два-три года, хотя некоторые даже в трехлетнем возрасте больший интерес проявляют к самой игре, чем к компании. Начиная с трех лет ребенку становится важно, с кем играть.

Бывают ли дети застенчивыми от рождения?

Считается, что существует генетическая предрасположенность к застенчивости. Хотя большинство детей не боятся незнакомцев, некоторые все же более робкие, чем другие. Каждый ребенок проходит через период, когда его доверие вызывают только самые близкие люди. У некоторых детей такой период затягивается надолго. Бывают дети, которые ни за что не хотят оставаться одни на празднике, а бывают такие, которые с удовольствием веселятся без родителей. Застенчивость — это одно из тех качеств, которые остаются с нами на протяжении всей жизни. И хотя ребенку можно помочь справиться с ней, довольно сложно, а порой и вовсе невозможно робкого, застенчивого ребенка научить быть душой компании.
Важно понимать, что на ребенка влияет то, как мы реагируем на его темперамент. Застенчивому ребенку помогут внимательные родители, а жизнерадостный, активный экстраверт будет страдать в авторитарной семье. Если ограничивать общение скромного ребенка с другими детьми, в дальнейшем ему будет еще сложнее справляться со своей застенчивостью. А если не принимать во внимание его темперамент и принуждать его к общению, можно подорвать доверие к себе. Лучше всего придерживаться золотой середины – внимательно и постепенно приучать ребенка к общению с другими детьми.

Как помочь ребенку стать общительным

  • Научите ребенка помогать. Пусть он помогает вам делать уборку или накрывать на стол. У ребенка, который растет в семье, где принято помогать друг другу, лучше развиваются навыки общения.
  • Показывайте хороший пример. Родители должны быть вежливыми и заботливыми, они должны уважать друг друга, если хотят, чтобы дети тоже вели себя подобным образом.
  • Показывайте детям свою привязанность, даже если для вас это нелегко. У открытого и ласкового ребенка всегда есть друзья.
  • Хвалите ребенка, когда он демонстрирует свои успехи. Говорите ему чаще, как вы гордитесь тем, что он вежливый и заботливый. Поощряйте желание помочь и позаботиться о близких.
  • Не поощряйте конкуренцию между детьми. Не делите все поровну, это приведет к тому, что каждый ребенок будет стремиться отхватить для себя кусок побольше. Давайте столько, сколько нужно.
  • Любите детей одинаково. Ребенок, который знает, что его любят, охотнее делится своими печалями и радостями с окружающими.

Как научить детей играть вместе

Не забывайте, что ребенок определяет себя через вещи, которыми владеет. Малышка видит себя как маленькую девочку, которая живет именно с этими родителями, у которой есть именно этот брат, этот велосипед, игрушечный гараж для машин и плюшевый медвежонок. Поэтому делиться своими игрушками – не такая простая задача. В конце концов, если она – «девочка с плюшевым мишкой», то кем же она будет, если ее мишкой будет играть кто-то другой? Если вы ждете в гости другого ребенка:

  • Заранее обсудите, в какие игрушки они будут играть, а какие можно оставить в коробке. Ведь необязательно делиться всеми игрушками.
  • Не думайте, что ребенок на протяжении нескольких часов будет делиться своими игрушками.
  • Постарайтесь придумать игру, при которой дети делились бы друг с другом на равных. Например, порисовать новыми карандашами, которые изначально не принадлежали никому из детей. Можно предложить детям помочь вам испечь пирожки, а потом всем вместе попить с ними чай.
  • Поговорите с ребенком о том, что надо делиться, и выберите условный сигнал, который в случае необходимости напомнит ребенку о вашем разговоре (Например, слово «Помнишь?» будет означать: «Помнишь, о чем мы говорили?»)
  • Предложите детям потанцевать под музыку, попрыгать на диване или побросаться бумажными шариками. Так можно будет их отвлечь и избежать ненужных переживаний и расстройств.
  • Не оставляйте ребенка без внимания, ведь дети, которых не замечают, становятся капризными.

Как научить ребенка общаться

Не всегда то, как общается ребенок, кажется нам правильным. Что-то (со «взрослой колокольни») мы бы с удовольствием исправили, но… Он учится общаться, и в этом процессе набивает собственные шишки! Хотелось бы «подстелить соломки» да немного вложить своего ума в его голову, но ребенок почему-то этому сопротивляется. И мы, выдав порцию добрых советов о том, как помириться и больше не ссориться, можем услышать: «Ничего ты, мама, не понимаешь!».
Если это перевести в более вежливую форму, то это прозвучало бы так: «Позволь мне набирать свой собственный опыт». Конечно, совсем уж оставить в покое ребенка мы не можем, ведь порой он выходит за рамки приличий…
Но как же совместить его право на собственный опыт и наш родительский долг воспитать достойного человека?
1. ДАЙТЕ ПРАВО НА ОШИБКУ
Не ждите, что ребенок (а ведь он только дошкольник!) будет изначально асом общения.
Чтобы научиться писать, нужно писать, и никто это сразу не делает без помарок. Пока учишься кататься на велосипеде, приобретаешь немало синяков, и теоретические советы здесь почти не помощники. Так и в общении – у ребенка должно быть право на ошибку. За ошибки общения (был слишком груб, зря обиделся, не захотел договориться, ударил вместо того, чтобы поговорить) не стоит осуждать его слишком строго.
2 ОБСУЖДАЙТЕ, НЕ ОСУЖДАЯ
Если вы считаете, что ребенок в общении со сверстником повел себя неправильно, это лишь повод для разговора.
Самое главное в обсуждении – диалог. Распространенную ошибку взрослых можно обозначить так: «слишком много слов». Мы говорим столь много и экспрессивно, что ребенок теряет основную мысль уже после нескольких минут. Он думает: «Я что-то неправильно сделал, и мама очень рассердилась».
Эффективность такой взрослой лекции приближается к нулю. Вы можете это проверить, в конце спросив ребенка: «Ты все понял?». Он, конечно, ответит: «Да». Но если вы уточните: «А что именно ты понял?» – то он затруднится с ответом. И это будет означать, что разговор нужно было строить иным образом, и, как говорится, «весь пар ушел в гудок».

3. РОДИТЕЛЬСКИЙ ПРИМЕР
Конечно, вам знакома мысль «Начни с себя». Банально, почти навязло в зубах. Но от этого не потеряло актуальности. Особенно это важно в то время, когда у ребенка закладываются основы социального общения, т е. в дошкольном возрасте.
Если не хотите, чтобы ребенок проявлял агрессию в контакте со сверстниками, обратите внимание, нет ли жестокости в вашей семье. Если желаете, чтобы он был более инициативным, посмотрите, кого из близкого окружения можно назвать робким.
В общем, что бы вас ни беспокоило в отношениях ребенка со сверстниками, «примерьте» эту ситуацию на свою, взрослую жизнь. Может быть, тогда причины его поведения станут для вас более ясными.

4. РАЗГОВАРИВАЙТЕ!
Дети обычно идут к своим родителям с тревогами и вопросами. Нужно сильно постараться, чтобы вызвать у ребенка такое недоверие, чтобы он избегал говорить с вами о проблемах. Иногда для того, чтобы разговор состоялся, нужно проявить инициативу.
Хорошая привычка – спрашивать ребенка о том, как прошел его день. Не только что он ел, не ругала ли его Мариванна и как он спал. Но прежде всего о том, с кем он сегодня играл и во что; было ли ему весело или грустно; какие интересные мысли приходили ему в голову.
Такая беседа располагает к тому, чтобы естественным образом поделиться своими тревогами о том, что Толик не дал ему трансформера, Лешка не захотел играть, Ваня, напротив, целый день хвостиком ходил, а про Таню говорят, что она в него влюбилась. А дальше уже можно поговорить, но не забывая об уважении к чувствам ребенка!

5. ПОМОЩНИЦА-ИГРА
Чтобы показать ребенку основы доброжелательного общения, нужно использовать такое мощное средство, как игра.
Если беседы (которые чаще бывают нотациями) имеют коэффициент полезного действия около 20 процентов в дошкольном возрасте, то игра – 80! Вы можете напрямую разыгрывать сценки на основе проблемной ситуации, беря в качестве актеров плюшевых друзей. Ребенок может играть за любого персонажа или просто смотреть.
В процессе игры можно делать паузу и спрашивать: «Как ты думаешь, что сейчас чувствует Мишка? А что хочется сделать Зайчику? Правильно ли он поступит? Как ты предложишь ему поступить, чтобы не обидеть друга?». Таким образом вы поможете ребенку расширить репертуар действий, и это поможет ему действовать более эффективно в похожих ситуациях в жизни.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector