Как общаться с гиперактивными детьми

Как общаться с гиперактивным ребёнком

В последнее время родители, воспитатели все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возраста отличаются подвижностью, но при этом могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания.

Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность.

Родители жалуются на то, что ребенок не дает им покоя – он постоянно вмешивается в разговоры взрослых, с ним все время что-то случается, а для того, чтобы добиться послушания, приходится повышать голос, но замечания и наказания не приносят результатов.

Во время коллективных занятий такие дети чаще всего вскакивают с места, не понимают, чего хочет от них воспитатель, не могут выполнить задание до конца. Гиперактивный ребенок получает больше всех замечаний, окриков, «отрицательного внимания». Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять свое поведение правилам или уступать другим и вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы.

Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек. К подростковому возрасту повышенная двигательная активность, как правило, исчезает, а импульсивность и дефицит внимания остаются. Поведенческие нарушения сохраняются почти 70% подростков и 50% взрослых, имевших в детстве диагноз гиперактивности.

Основными причинами возникновения гиперактивности у детей прежде всего являются патология беременности, родов, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни, генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, стиль воспитания в семье и т.д.

В основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция, наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.

Опасность СДВГ заключается в том, что в подростковом возрасте он может развиться в асоциальное поведение. Работая с гиперактивными детьми, каждый раз необходимо анализировать конкретную ситуацию, характерную для данного случая.

Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это.

В общении с гиперактивным ребенком взрослым необходимо помнить следующее:

· Стараться не «замечать» мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребенка, так как от шума возбуждение усиливается. С гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко, спокойно. Желательно, чтобы не было восторженных интонаций, эмоционального приподнятого тона. Так как ребенок очень чувствителен и восприимчив, быстро присоединится к такому настроению. Эмоции захлестнут ребенка и станут препятствием для дальнейших успешных действий.

· Негативные методы воспитания неэффективны у этих детей. Особенности нервной системы таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу. Похвала и позитивная реакция взрослого очень необходима этим детям. Но надо лишь помнить, что делать это, надо не слишком эмоционально.

· Важно научиться давать инструкцию гиперактивному ребенку. Указания должны быть немногословными и содержать не более 10-ти слов. Не следует давать инструкцию сразу: пойти в комнату, убрать игрушки, помыть руки и прийти в столовую. Лучше давать те же указания по порциям, следующее только после того как выполнено предыдущее. Их выполнение необходимо контролировать.

· Запретов должно быть немного, они должны быть заранее оговорены с ребенком и сформулированы в четкой непреклонной форме. Ребенок должен четко знать, какие санкции последуют за нарушением запрета. В общении недопустим попустительский стиль поведения, т.к. гиперактивные дети сразу же чувствуют ситуацию и начинают манипулировать взрослыми.

· Гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать воспитателя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Сначала желательно обеспечить тренировку только одной функции. Например, если вы хотите, чтобы он был внимательным, выполняя какое-либо задание, постарайтесь не замечать, что он ерзает и вскакивает с места. Получив замечание, ребенок постарается какое-то время вести себя «хорошо», но уже не сможет сосредоточиться на задании.

· Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5-15 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливает энергию. В этом момент ребенок отвлекается, не реагирует на взрослого. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течение 5-15 минут.

· Нагрузка ребенка должна соответствовать его возможностям. Ребенку легче, если во время занятия его переключают на другой вид деятельности: например, поднять «случайно оброненный карандаш», помочь что-то раздать, принести, а также гимнастика для пальцев, физкультминутки.

· Необходимо помнить, что гиперактивному ребенку легче работать в начале дня, чем вечером, в начале занятия, чем в конце. Ребенок, работая один на один со взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой.

· От гиперактивного ребенка нельзя требовать выполнения сразу быть внимательным, усидчивым, сдержанным. Можно тренировать навык усидчивости и поощрять ребенка только за спокойное поведение, не требую в этот момент активного внимания в подходящей ситуации.

· Гиперактивному ребенку трудно переключаться с одного действия на другое. Поэтому необходимо заранее предупреждать ребенка о начале новой деятельности. Причем очень хорошо, если это будет звонок будильника или кухонный таймер.

· Усталость этих детей выражается в двигательном беспокойстве, часто принимаемом окружающими за активность. Утомление приводит к снижению самоконтроля. Поэтому стоит ограничивать время пребывания гиперактивных детей в местах скопления большого количества людей.

· Одно из важных условий успешного взаимодействия с гиперактивными детьми – соблюдения режима дня. Все процедуры и виды деятельности должны быть заранее известны ребенку.

· Желательно выработать с ребенком систему поощрений. Например, за каждое хорошо и своевременно выполненное действие ребенок получает жетоны, которые затем меняются на награды: право идти на прогулку в первой паре, дежурство во время обеда, совместное чтение, в зависимости от интересов ребенка.

· При неудовлетворенном поведении рекомендуется легкое наказание. Но оно не должно быть немедленным и неизбежным (словесное неодобрение, временная изоляция от общения, лишение привилегий).

· С гиперактивными детьми полезно играть в игры с правилами, заниматься лепкой из глины, играть в игры с водой и песком.

Дети, страдающие СДВГ, как никакие другие требуют со стороны взрослых терпения и участия. Работа с ними должна быть кропотливой и комплексной, так как выработка единой системы требований в школе и семье сможет помочь адаптироваться таким детям и быть успешными.

Тема СДВГ давно уже мишень для споров среди родителей. Одни считают, что гиперактивность ни что иное как избалованность детей. Другие же понимают, что непоседе нужно помочь научиться контролировать эмоции и поведение. Как это сделать – читайте в статье Ульяны Литвиновой.

Как общаться с гиперактивными детьми

М ой сын с рождения не отличался спокойным нравом. Сон практически отсутствовал, а с того момента, как малыш начал ходить, я и вовсе забыла о покое. У меня постоянно возникало ощущение, что сын всё делает мне назло, наперекор моим просьбам и требованиям.

Как общаться с гиперактивными детьми

Как общаться с гиперактивными детьми

9 советов, как усмирить гиперактивного ребёнка

1. Необходимо найти грамотного невролога, который обратит внимание на проблему, но в то же время не назначит лишние медикаменты.

2. Пройти курс занятий с нейропсихологом. Это клинический психолог, который хорошо разбирается в особенностях развития детского мозга и применяет в своей работе методы сенсомоторной коррекции. На первый взгляд, эти занятия могут показаться весьма странными (глазодвигательные упражнения, ползание, сжимание рук и ног и т.д.). Но все эти упражнения способствуют началу работы мозга в нужном направлении. На самом деле, это возвращение ребёнка в младенчество и проработка навыков ощущения своего тела. Как сказала мне нейропсихолог, дети с СДВГ постоянно испытывают тревожное состояние из-за отсутствия ощущения собственного тела, поэтому им всё время нужно «ходить по лезвию ножа», чтобы себя прочувствовать. В Москве есть специализированные бесплатные центры, в которых работают нейропсихологи.

Как общаться с гиперактивными детьми

3. Найти игры по душе, которые будут успокаивать ребёнка. Дети с СДВГ часто сообразительные, легко обучаемые, если их действительно заинтересовать. В нашем случае сына очень увлекает конструктор, он из него строит настоящие шедевры. У нас дома есть различные виды: магнитные, мегаблоки, деревянная железная дорога от «IKEA» и т.д. Также гиперактивным ребятам желательны настольные игры, так как они формируют усидчивость и концентрацию внимания.

4. Подобрать подходящую секцию. Самый главный фактор при выборе вида спорта – чтобы ребёнок после занятия чувствовал усталость, а не перевозбуждение. Как правило, рекомендуют бассейн. Мы для себя выбрали единоборства, бассейн тоже обязательно подключим позже.

Как общаться с гиперактивными детьми

5. Ежедневные прогулки на свежем воздухе.

6. Соблюдать режима дня.

7. Полноценно питаться.

8. Избегать массовых мероприятий. Нервная система гиперактивных детей не терпит перегрузок.

9. Продумать меры поощрения и наказания, всегда выполнять обещания.

Все эти методы мне очень помогли. Учительница заметила значительные изменения: сын стал более сконцентрированным, включается в учебный процесс, делает меньше ошибок в тетрадях. В наших с ним взаимоотношениях тоже наметился прогресс: они стали более спокойными и доверительными. Если регулярно выполнять советы по воспитанию гиперактивного ребёнка, то обязательно будет эффект. Нужно запастись терпением и спокойно реагировать на его поведение

Рекомендации родителям по гиперактивным детям

  • Часто неспособен удерживать внимание на деталях ; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
  • Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
  • Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращённую к нему речь.
  • Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
  • Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
  • Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).
  • Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).
  • Легко отвлекается на посторонние стимулы.
  • Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

Из перечисленных выше признаков невнимательности по крайней мере шесть должны сохраняться у ребёнка не менее 6 месяцев.

  • Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
  • Часто встаёт со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
  • Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
  • Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
  • Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».
  • Часто бывает болтливым.

  • Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца.
  • Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
  • Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).

Из перечисленных выше признаков гиперактивности и импульсивности по крайней мере шесть должны сохраняться у ребёнка не менее 6 месяцев.

С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ

  • Заранее договариваться с ребенком о времени игры, о длительности прогулки и т.д.
  • Об истечении времени ребенку сообщает не взрослый, а заведенный заранее будильник , кухонный таймер, что будет способствовать снижению агрессии ребенка.
  • Выработать совместно с ребенком систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение.
  • Выработать и расположить в удобном для ребенка месте свод правил поведения в классе, дома .
  • Просить ребенка вслух проговаривать эти правила .
  • Перед началом занятия ребенок может сказать, что он хотел бы пожелать себе сам при выполнении задания.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ

1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели ». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил. Помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания , но чувствительны к малейшей похвале . Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания. Обнимайте своего ребенка.

2. Чаще говорите «да», избегайте слов «нет» и «нельзя». Говорите сдержанно, спокойно, мягко.

3. Поручите ему часть домашних дел , которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т.д.) и ни в коем случае не выполняйте их за него.

4. Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нем вместе с ребенком его успехи дома и в школе. Примерные графы: выполнение домашних обязанностей, учеба в школе, выполнение домашних заданий.

5 . Введите бальную или знаковую систему вознаграждения (можно каждый хороший поступок отмечать звездочкой, а определенное их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой).

6. Определите для ребенка рамки поведения – что можно и чего нельзя . Вседозволенность однозначно не принесет никакой пользы.

7. Не навязывайте ему жестких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнение правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы. Попытайтесь объяснить, почему что-то вредно или опасно. Не получается — постарайтесь отвлечь, переключить внимание на другой объект.

8. Поддерживайте дома четкий распорядок дня . Прием пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребенка за его соблюдение.

9. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени , чтобы он мог его завершить.

10. Дома следует создать для ребенка спокойную обстановку. Идеально было бы предоставить ему отдельную комнату. В ней должно быть минимальное количество предметов, которые могут отвлекать, рассеивать его внимание. Цвет обоев должен быть не ярким, успокаивающим. Очень хорошо организовать в его комнате спортивный уголок.

11. Создайте необходимые условия для работы. У ребенка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких фотографий и плакатов. Засеките по часам, как долго ребенок может оставаться на месте. Если он может спокойно посидеть только пять минут, не заставляйте его работать десять ( дайте небольшой перерыв , после чего ребенок снова сможет работать).

12. Оберегайте ребенка от переутомления , поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной активности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.

13. Старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Недостаток сна ведет к еще большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребенок может стать неуправляемым.

14. Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем, как что-то сделать, пусть посчитает от 1 до 10.

15. Давайте ребенку больше возможности расходовать избыточную энергию . Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – длительные прогулки, спортивные занятия.

16. Воспитывайте у ребенка интерес к какому-нибудь занятию . Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области . Хорошо, если в свободное время ребенок будет занят своим хобби. Однако не следует перегружать ребенка занятиями в разных кружках, особенно в таких, где есть значительные нагрузки на память и внимание, а также , если ребенок особой радости от этих занятий не испытывает.

Как общаться с гиперактивными детьми

«Советовать человеку с СДВ (синдром дефицита внимания) стараться — примерно то же самое, что предлагать близорукому присмотреться как следует»

Кто такой гиперактивный ребёнок?

Понятие гиперактивный состоит из двух слов “гипер” — выше нормы, “активный”- действенный, деятельный. Под гиперактивностью понимают состояние, при котором двигательная активность и возбудимость человека выше нормы является непродуктивной и необоснованной, а также признаком неуравновешенной нервной системы.

В основе всего лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-нервопотолог, при проведении специальной диагностики. Поэтому ставить диагноз гиперактивности ребёнка может только врач, если о ребенке говорят, что он гиперактивный — это не всегда показатель дисфункции. Часто учителя и родители так называют просто физически активных детей.

Первые проявления гиперактивности заметны у детей в возрасте до 7 лет. По статистике, приведенной Расселлом Баркли говорится, что диагностированных мальчиков в три-шесть раз больше, чем девочек. В каждом детском коллективе встречается ребёнок, который не может подчиняться инструкциям, долго сидеть на одном месте, сохранять тишину. Не всегда, но среди таких детей и встречаются гиперактивные. Они создают дополнительные трудности учителям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, неконтролируемы и безответственны. Гиперактивный ребенок легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко ждёт ответа на них.

Причины возникновения гиперактивности:

  1. Генетические факторы (особенности строения головного мозга)
  2. Родовые травмы
  3. Инфекционные болезни, перенесенные в первые месяцы жизни ребёнка.
  4. Больше причин можно найти здесь .

Внешние проявления гиперактивности

Гиперактивного ребёнка часто можно спутать с ребёнком с повышенной тревожностью. Главное их отличие в том, что последний не несет социального разрушения, как в случае с гиперактивный ребёнком, который является источником ссор, обид, драк и разного рода конфликтов и недоразумений.

Итак, рассмотрим признаки гиперактивного ребёнка подробнее:

1. Дефицит активного внимания.

Ребенку трудно удержать внимание, с удовольствием берётся за задание, но не доводит до конца. Ребёнок испытывает сложности в самоорганизации и часто теряет вещи.

2. Постоянная двигательная активность.

Неусидчивый ребёнок, спит мало в сравнении с другими детьми даже в младенчестве. Много говорит и постоянно ерзает.

3. Импульсивность.

Может толкнуть сверстника без видимой причины, не может дождаться своей очереди, отвечает быстро и не всегда правильно, ведь для него главное ответить, а значит привлечь к себе внимание. Не соблюдает и не подчиняется правилам.

НО: уровень интеллектуального развития не зависит от наличия гиперактивности, может существенно быть выше возрастной нормы.

Если несколько данных признаков существуют, то можно предполагать гиперактивность. Первое что надо сделать сообщить об этом родителям, чтобы они обратились к психологу. Но все же не всегда родители видят проблему в работе с такими детьми для педагога, отказывая в визите к психологу.

Советы при работе с гиперактивными детьми

  1. Ребенку легче работать в начале дня , чем в середине или в конце. Учитывая этот факт, стоит проводить более сложные занятие в первой половине дня, более подвижные занятия, где можно выбросить энергию, переносить на вторую половину дня.
  2. При индивидуальной работе, проявление гиперактивности отсутствует, если нет возможности включить ребёнка в групповую работу, возможно стоит рассмотретьвариант индивидуальных занятий .
  3. Нагрузка ребёнка должна соответствовать возможностям. Если все остальные дети выполняют задание в течении 10 минут, а гиперактивный ребёнок управился за 5 минут, возможно не выполнив задание полностью, не стоит заставлять его закончить. Это не принесёт никакой пользы. Стоит переключить на другую деятельность. Урок необходимо планировать, добавляя разные виды деятельности, производя более частую их смену. Например, после выполнения 2-3 заданий провести физкультурную разминку или игру. Особенность таких детей в том, что они могут делать несколько дел одновременно, но не выносят однотипных заданий.
  4. Во время урока следить, чтобы ученик был с «вами», а не «витал в облаках». Иногда достаточно коснуться руки ученика во время урока или задать вопрос именно ему, обратив внимание на себя.
  5. Гиперактивные дети плохо ориентируются во времени, поэтому могут не успевать выполнить задание или потратить больше времени, чем нужно. Здесь есть два варианта — или напоминать о времени, или научить ребенка пользоваться таймером.
  6. В связи с повышенной эмоциональностью дети остро реагируют, если с ними не играют или не общаются, ведь сами они очень общительны и любят поговорить. В такой ситуации стоит вмешаться учителю в игру для правильного распределения ролей , иначе у гиперактивного ребёнка может понизиться самооценка.

Личный опыт

Я столкнулась с гиперактивным ребёнком в начале своей работы в качестве репетитора по английскому языку. Знакомая попросила позаниматься с сыном 4-х лет, до этого не имевшим опыт занятий вообще и не имеющим представление о том, что такое урок. Федор постоянно двигался, сидел на месте 3 минуты, очень увлекался насекомыми, быстро схватывал информацию. Так как пробное занятие состоялось летом, я решила, что занятия будут проходить на улице. Занятия планировали по 35 минут с частой сменой заданий. Задания тщательно подбирались, ведь если они не отвечали интересам Фёдора, замотивировать его сделать что-то было просто невозможно.

Изучение алфавита происходило в стихотворной форме. Так Федор за одно занятие запомнил стихи на все 26 букв. Слова запоминали в формате употребления их в играх и составлении диалогов. Больше внимания уделяли разговорной форме языка, стараясь делать письменные задания за столом за 3-5 минут, чтобы Федор не терял к ним интерес.

Гиперактивного ребёнка можно научить всему, стоит лишь придумать систему поощрений, так как наказания совсем не работают в данном случае. Систему поощрений стоит разработать вместе с родителями, чтобы и на занятиях и дома эта система мотивации ребёнка была единой. Работа с такими детьми требует очень сильных эмоциональных затрат от учителя.

Как вы работает с гиперактивными детьми? Какие пути взаимодействия с ними применяете в своей практике?

Рекомендации родителям по гиперактивным детям

  • Часто неспособен удерживать внимание на деталях ; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
  • Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
  • Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращённую к нему речь.
  • Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
  • Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
  • Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).
  • Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).
  • Легко отвлекается на посторонние стимулы.
  • Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

Из перечисленных выше признаков невнимательности по крайней мере шесть должны сохраняться у ребёнка не менее 6 месяцев.

  • Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
  • Часто встаёт со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
  • Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
  • Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
  • Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».
  • Часто бывает болтливым.

  • Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца.
  • Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
  • Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).

Из перечисленных выше признаков гиперактивности и импульсивности по крайней мере шесть должны сохраняться у ребёнка не менее 6 месяцев.

С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ

  • Заранее договариваться с ребенком о времени игры, о длительности прогулки и т.д.
  • Об истечении времени ребенку сообщает не взрослый, а заведенный заранее будильник , кухонный таймер, что будет способствовать снижению агрессии ребенка.
  • Выработать совместно с ребенком систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение.
  • Выработать и расположить в удобном для ребенка месте свод правил поведения в классе, дома .
  • Просить ребенка вслух проговаривать эти правила .
  • Перед началом занятия ребенок может сказать, что он хотел бы пожелать себе сам при выполнении задания.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ

1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели ». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил. Помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания , но чувствительны к малейшей похвале . Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания. Обнимайте своего ребенка.

2. Чаще говорите «да», избегайте слов «нет» и «нельзя». Говорите сдержанно, спокойно, мягко.

3. Поручите ему часть домашних дел , которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т.д.) и ни в коем случае не выполняйте их за него.

4. Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нем вместе с ребенком его успехи дома и в школе. Примерные графы: выполнение домашних обязанностей, учеба в школе, выполнение домашних заданий.

5 . Введите бальную или знаковую систему вознаграждения (можно каждый хороший поступок отмечать звездочкой, а определенное их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой).

6. Определите для ребенка рамки поведения – что можно и чего нельзя . Вседозволенность однозначно не принесет никакой пользы.

7. Не навязывайте ему жестких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнение правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы. Попытайтесь объяснить, почему что-то вредно или опасно. Не получается — постарайтесь отвлечь, переключить внимание на другой объект.

8. Поддерживайте дома четкий распорядок дня . Прием пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребенка за его соблюдение.

9. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени , чтобы он мог его завершить.

10. Дома следует создать для ребенка спокойную обстановку. Идеально было бы предоставить ему отдельную комнату. В ней должно быть минимальное количество предметов, которые могут отвлекать, рассеивать его внимание. Цвет обоев должен быть не ярким, успокаивающим. Очень хорошо организовать в его комнате спортивный уголок.

11. Создайте необходимые условия для работы. У ребенка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких фотографий и плакатов. Засеките по часам, как долго ребенок может оставаться на месте. Если он может спокойно посидеть только пять минут, не заставляйте его работать десять ( дайте небольшой перерыв , после чего ребенок снова сможет работать).

12. Оберегайте ребенка от переутомления , поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной активности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.

13. Старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Недостаток сна ведет к еще большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребенок может стать неуправляемым.

14. Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем, как что-то сделать, пусть посчитает от 1 до 10.

15. Давайте ребенку больше возможности расходовать избыточную энергию . Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – длительные прогулки, спортивные занятия.

16. Воспитывайте у ребенка интерес к какому-нибудь занятию . Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области . Хорошо, если в свободное время ребенок будет занят своим хобби. Однако не следует перегружать ребенка занятиями в разных кружках, особенно в таких, где есть значительные нагрузки на память и внимание, а также , если ребенок особой радости от этих занятий не испытывает.

Проблемы «вечных двигателей» мы обсуждаем с психиатром, доктором медицинских наук, профессором Галиной Козловской.

Признаки неблагополучия

Типичный обладатель синдрома СДВГ – это «вождь краснокожих» из рассказа О’Генри. Но кроме излишней двигательной активности у него наблюдаются:

  • вегетативные расстройства: нарушения сна, мраморность кожи, излишняя потливость, сухость и тусклость волос, признаки кожного диатеза…
  • проблемы с аппетитом: то ребенок прожорлив и ест все подряд, то, наоборот, отказывается от еды;
  • нестабильность веса: он то прибавляет в весе, мало питаясь, то худеет, несмотря на повышенный аппетит.

Дефицит внимания у ребенка с СДВГ – настоящий бич. Сосредоточить его больше, чем на 3-5 минут, удается с трудом. Но эти 3-5 минут могут быть продуктивными, если ребенку дать интересное задание и, главное, работать вместе с ним.

Гиперактивные дети жаждут внимания, навязчивы, встревают в разговоры взрослых, перебивают собеседников, не соблюдают правил игры… Дети отказываются общаться с ними, вызывая тем самым у «вечных живчиков» раздражение, ревность, зависть.

Агрессивен или несдержан?

Гиперактивных детей часто обвиняют в агрессивности. Но они скорее импульсивны. Такой ребенок может налететь, пихнуть, повалить, разрушить, но это не целенаправленная агрессия. Таким детям не свойственна зависть, жадность. Они, наоборот, готовы дружить. Хотя дружба у них поверхностна: они не умеют терпеть, жертвовать.

Как общаться с гиперактивными детьмиСДВГ в школе. Фото — фотобанк Лори

В каком возрасте проявляется СДВГ?

Порой даже внутриутробно. Повышенная подвижность плода, особенно в ночное время, может указывать на будущую гиперактивность ребенка. Часто гиперактивность проявляется в первый год. Младенец с трудом выдерживает пеленание, очень подвижен и во время сна, и во время бодрствования. Но явно гиперактивность видна в первый школьный год, когда все дети могут высидеть урок, а наш живчик – нет.

В чем причина?

Есть версия, что гиперактивность вызвана гипоксией плода, которая возникает при неправильном питании беременной женщины, курении, стрессах, большой физической нагрузке, при заболевании вирусной инфекцией.

Еще одна версия – генетическая. Ее сторонники утверждают, что у гиперактивных нарушены дефаминовые и серотониновые процессы в нервной системе в результате поражения генных структур.

И, наконец, влияние социальных факторов. Современный мир не учитывает особенностей развития мальчиков. Им от природы свойственны бо´льшая двигательная и познавательная активность, бо´льшая, чем девочкам, любознательность и при этом – какое-то время – бо´льшая поверхностность внимания. Воля у них формируется медленнее, чем у девочек.

Двигательная расторможенность у мальчиков нередко бывает реакцией на подавление их активности. А подавление это связано с тем, что в современном мире преобладает женский тип воспитания. Женщины в семье, в детском саду, в школе вольно или невольно навязывают мальчикам свою психологию, свои модели поведения.

Что делать родителям?

Прежде всего обратиться к невропатологу, который поможет избавиться от последствий перинатальной патологии, пропишет успокоительные микстуры, массаж.

Не надо сдерживать активность младенца. Распеленайте его, дайте ему возможность свободно двигать ручками и ножками.

Мальчикам надо предоставить возможность выплескивать энергию, но в то же время приучать их к осмысленным двигательным занятиям: плаванию, танцам, бегу, игре в мяч. Главное – с таким ребенком правильно обращаться. Не надо его усаживать: он может слушать сказку и на ходу. Не нужно ставить в угол, для него это ужасное наказание. Физически наказывать тоже бесполезно. Ругань, крики, подзатыльники на детей с СДВГ не действуют. Наоборот, они будут вести себя еще хуже.

Стараясь удержать его внимание, используйте простые поощрения: конфетку, кусочек печенья. Награда должна быть символической, но она нужна. Гиперактивный ребенок не умеет предвидеть последствия своих поступков.

А если хорошие дела подкрепляются поощрениями, ребенок на условно-рефлекторном уровне усваивает правильные модели поведения. Причем он должен чувствовать, что взрослый как бы играет с ним в хорошее поведение.

Постепенно от материальных поощрений надо переходить к словесным. Дети с СДВГ плохо управляемые, но эмоционально не тупые, наоборот, чувствительные. Они способны понять, что обидели кого-то, раскаяться. Апеллируя к их природной доброте, используя в качестве стимула ласку, нужно приучать их к поведению, принятому в обществе.

Лекарство – спорт

В школьном возрасте гиперактивным детям необходима спортивная нагрузка. Полезны занятия, помогающие тренировать волю: карате, ушу. Командные виды спорта типа футбола тоже хороши, но для ребенка постарше. В младшем школьном возрасте гиперактивные дети плохо усваивают командные правила.

Подростки

К 12-13 годам двигательная расторможенность уходит и без лечения. Однако проявляется другая проблема: гиперактивный ребенок уже научился обращаться с обществом так, как общество обращалось с ним. Поведение его становится асоциальным: появляется склонность ко лжи, воровству, побегам из дома… Воля не сформирована, поэтому такие подростки – легкая добыча для криминальных структур.

Подросткам, страдавшим в детстве СДВГ, необходим бо´льший родительский контроль, чем их здоровым сверстникам. И в то же время такой ребенок должен чувствовать себя в семье любимым. Получая моральное вознаграждение за хорошие поступки, гиперактивные дети воздают сторицей.

Прогноз на будущее

Какие профессии больше подходит таким людям?

Им по душе работа, связанная с беготней: курьер, коммивояжер, рекламный или страховой агент. С повышенным вниманием окружающих: актер, танцор… С путешествиями: фотокорреспондент… Они могут стать хорошими организаторами. Если только не дать им пойти по кривой дорожке.

Личное мнение

Вилли Токарев: «У меня японская система воспитания детей. Какими бы суматошными они ни были, я ничего им не запрещаю. Табу накладывается только на то, что вредит их здоровью. Если родители будут расставлять запреты, это переломит – характер ребенка. К тому же дети – народ очень впечатлительный.

Результат я вижу по дочери и сыну: они очень талантливые. Им нравится музыка, пускай ею занимаются. Дочери 9 лет, она участвует в моих концертах, поет бэк-вокалом. Думаю, и сын, как подрастет, тоже будет ей подпевать.»

Говоря про гиперактивных детей, подразумевается синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) — это особое состояние ЦНС (центральной нервной системы), при котором корковая часть головного мозга не вполне справляется со своей задачей: оказывать корректирующее влияние на подкорковую часть. В норме кора «тормозит» подкорку, которая, образно выражаясь, побуждает человека «хотеть всего и сразу», добиваться своего силой, не дожидаясь подходящих условий. У детей с СДВГ процесс этой регуляции нарушается.

Основной метод диагностики СДВГ — наблюдение. Если малыш быстро устает и отвлекается, часто конфликтует, легко впадает в истерику, покажите ребенка специалисту. Возможно, это проявления СДВГ.

Причины СДВГ

1. Патология во время беременности:

токсикоз, нефропатия, анемия, простудные заболевания, угроза выкидыша, травмы и стрессы, курение, употребление алкоголя и психоактивных веществ, лекарственных препаратов.

2. Тяжелые роды, «кесарево сечение», низкие показатели у ребенка по шкале АПГАР, тяжелое состояние младенца после родов.

3. Черепно-мозговые травмы у ребенка,

такие как сотрясение мозга или более тяжелые.

В результате воздействия такого рода неблагоприятных факторов нарушается процесс созревание систем головного мозга, отвечающих за память, мышление, речь, внимание, восприятие. Также отстает формирование процесса торможения, именно поэтому такие ребята возбудимы с самого раннего детства.

Как общаться с гиперактивными детьми

Общие рекомендации:

1. Общайтесь с ребенком мягко и спокойно.

2. Постоянно соблюдайте режим дня.

Установите четкие границы дозволенного.

3. По возможности оградите ребенка от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач.

4. Устанавливая запреты, заранее оговаривайте их с ребенком.

Помните, что запреты нужно вводить постепенно и формулировать в очень четкой и непреклонной форме.

5. Доведите до сведения ребенка, какие штрафные санкции последуют за нарушение того или иного запрета.

В свою очередь, будьте последовательны при исполнении этих санкций.

6. Избегайте, запрещая что-либо ребенку, употреблять слова «нет» и «нельзя».

Ребенок с СДВГ, будучи очень импульсивным, скорее всего, тут же отреагирует на такой запрет непослушанием или вербальной агрессией. Лучше дайте ребенку возможность выбора. Запрещая что-либо, говорите спокойно и сдержанно.

7. Хвалите ребенка за его успехи и достижения:

удачное выполнение задания, проявленную усидчивость или аккуратность. Однако лучше это делать не слишком эмоционально, чтобы не перевозбудить его.

8. Используйте систему поощрений за хорошее поведение.

Поощрения могут быть одномоментными и накопительными (например, жетоны).

9. Правильно давайте ребенку инструкции: помните, что они должны быть немногословны (не более 10 слов).

За один раз дается только одно задание. Нельзя сказать ребенку: «Иди в детскую, убери игрушки, потом почисти зубы и ложись спать». Помните, что каждое последующее задание дается только после того, как выполнено предыдущее. Таким образом, сначала попросите ребенка убрать игрушки и только после того, как он это сделает, скажите, что пора отправляться чистить зубы. Выполнение каждой просьбы необходимо контролировать — однако следите за тем, чтобы ваши указания были выполнимы для ребенка.

Как общаться с гиперактивными детьми

10. В силу своей импульсивности таким детям трудно по первому требованию взрослого переключиться с одного вида деятельности на другой.

Поэтому, если вы хотите дать какое-то задание гиперактивному ребенку, сообщите о своих намерениях за несколько минут до начала новой деятельности.

11. Постарайтесь вместе с ребенком выявить, в какой области он наиболее успешен, и помогите ему наиболее полно реализовать себя в этой сфере.

Это научит его самоуважению, а когда оно появится, то и сверстники не будут к нему негативно относиться. Попросите учителя (воспитателя), чтобы он хотя бы иногда обращал внимание группы или класса на достижения вашего ребенка, пусть даже совсем небольшие.

12. Если ребенок суетится, «разбрасывается», перескакивает с одного на другое, помогите ему сконцентрировать внимание на том, что он делает, осознать это.

Например, можно задавать ребенку простые вопросы: что это? какого это цвета (формы, размера)? что ты сейчас чувствуешь?

Правила работы с гиперактивными детьми

1. Работать с гиперактивным ребенком целесообразней в первую половину дня, а не вечером.

2. Уменьшать нагрузку ребенка следует по времени, но не облегчать ее.

3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.

4. Быть артистичным, экспрессивным педагогом.

5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.

Как общаться с гиперактивными детьми

7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

12. Предоставлять ребенку возможность выбора.

Сегодня термин «гиперактивный ребенок» широко известен не только среди профессиональных педагогов и психологов, но и среди родителей.

С одной стороны, активный ребенок – это нормально. Ведь не зря говорят, что если ребенка не видно и не слышно, то он либо заболел, либо успел что-то натворить.

И в то же время быть родителем сверхактивного ребенка непросто – столько сил, внимания и терпения нужно, чтобы просто за ним уследить!

Наказание не должно унижать!

Это настоящее «маленькое торнадо» в Вашем доме! Кажется, что он умудряется находиться сразу в нескольких местах. Такой ребенок подвижен, суетлив, беспокоен, ему все время хочется куда-то бежать и что-то делать. Он с энтузиазмом хватается сразу за несколько дел и ни одно не доводит до конца. Быстро и легко отвлекается на любой раздражитель – слово, посторонний шум, какое-то событие.

Особенно «непослушны» руки ребенка: он постоянно что-то трогает, вертит, бросает, ломает.

Довольно часто у гиперактивного ребенка проблемы с координацией движений, поэтому шишки, ссадины и синяки для него обычное явление. У такого малыша настроение меняется, как погода, он может быть вспыльчив, агрессивен, упрям.

Гиперактивный ребенок любопытен, но его любопытство поверхностное, сиюминутное. Он успевает задать Вам тысячу вопросов, но у него не хватает усидчивости и терпения выслушать ответ и вникнуть в суть вещей.

Является ли гиперактивность проблемой?

С одной стороны, гиперактивность – это данность Вашего ребенка. Просто он так устроен, что у него легковозбудимая нервная система и неразвитое внимание. Не стоит думать, что малыш делает что-то назло или вследствие плохого воспитания. Ведь никому же не придет в голову винить ребенка в том, что у него голубые глаза или курносый нос?! Так и гиперактивность – всего лишь одна из особенностей Вашего ребенка.

Но эта особенность влечет за собой множество не очень приятных последствий. Таким детям в десятки раз сложнее адаптироваться в детском саду и школе. Вы только представьте: каково ребенку, который и пяти минут провести спокойно не может, выдержать целый урок, ни на что не отвлекаясь?!

Слушать учителя, точно выполнять задания, быть собранным, организованным и аккуратным – для этого нужно развитое внимание. А с вниманием у гиперактивного ребенка как раз и проблемы! Он, наоборот, невнимателен, непослушен, не организован, не ответственен, не аккуратен – в общем сплошные «не». Результат вполне предсказуем: сложности с освоением школьной программы, слабая успеваемость, жалобы учителей и неуверенность ребенка в своих силах.

Что делать, если у Вас гиперактивный ребенок?

1. Примите этот факт. Это не всегда просто, но очень действенно. Станет намного легче, исчезнет соблазн обвинить себя или ребенка в происходящем.

2. Не оценивайте ребенка и ни в коем случае не сравнивайте его с другими детьми (одноклассниками, друзьями, старшими братьями и сестрами). Ваш ребенок уникален – и это ценно!

3. Покажите пример спокойного поведения. Видите, что ребенок не может сам угомониться? Попробуйте разговаривать с ним тихо, размеренно, двигаться медленно и плавно. Ребенок невольно подстроиться под Вас и постепенно успокоится.

4. Если ребенок занят какой-то спокойной игрой (конструктор, пазлы, рисование и др.), не мешайте ему. Даже если Вам от ребенка что-то нужно, это может подождать. Дайте ребенку побыть в тишине и покое. Такой опыт ему жизненно необходим.

5. Постоянно развивайте внимание ребенка. Здесь Вам в помощь разнообразные игры, развивающие пособия и курсы.

6. Научите ребенка расслабляться. Покажите ему простые релаксационные техники (например, покачивания или счет вдохов и выдохов). Также хорошо успокаивает массаж.

7. Сведите до минимума (или вообще исключите) компьютерные игры и телепередачи, возбуждающие нервную систему ребенка.

8. Направьте энергию ребенка на что-то полезное. Запишите его в бассейн, на танцы, в спортивную секцию.

9. Для гиперактивных детей особенно важен режим дня. Ребенок должен понимать, что для подвижных игр и активности есть свое время, как и для более тихих занятий. Например, перед сном все игры переводите в спокойный режим. Так ребенок и уснет быстрее, и сон будет здоровым и безмятежным.

10. Самое главное – Ваша любовь, забота и терпение. Вашему ребенку очень важно чувствовать себя любимым и защищенным. Гиперактивность с возрастом пройдет, а сознание того, что тебя любят и принимают таким, какой ты есть, останется с ребенком на всю жизнь.

Что делать, если в вашей семье растёт гиперактивный ребёнок? Как быть родителям, если их ребёнок настолько неугомонный и стремительный, что с ним трудно совладать? Как быть, если он не может спокойно реагировать на всё, что происходит, играть со сверстниками? Как быть, если он неусидчив и ему непросто передать знания? Как выбрать правильную стратегию воспитания гиперактивного ребёнка и что кроется в его неугомонности?

Симптомы гиперактивного поведения:

несоблюдение правил и норм поведения

проблемы со сном

задержка и нарушения речевого развития и прочие.

Симптомы гиперактивности уже можно заметить у 2-3 летнего крохи. Чаще всего родители не спешат обращаться к доктору, однако, как только ребёнок поступает в первый класс, у него возникают сложности с учёбой, которые появляются вследствие гиперактивности. Если признаки гиперактивности сохраняются у ребёнка более 6 месяцев, то нужно проконсультироваться со специалистом — психологом, невропатологом.

На каждый из описанных симптомов обязательно нужно реагировать и обращаться за помощью к специалистам, которые дадут правильные рекомендации, как помочь ребёнку, как научиться его успокаивать, как адаптироваться ему в обществе.

Несколько рекомендаций помогут вам оптимально организовать жизнь гиперактивного ребёнка:

Запрещайте правильно. При общении с гиперактивным ребёнком не используйте отрицания, отрицательную частицу «не», слова «нет» и «нельзя». Лучше переформулировать запреты, например: «Не ходи по газону!» следует заменить на «Лучше играй на дорожке». То есть, запрещая что-то малышу, сразу предлагайте альтернативу.

Задачи ставьте чётко. Гиперактивных детей отличает слабо развитое логическое и абстрактное мышление. Поэтому задания нужно озвучивать чётко. В общении с ребёнком употребляйте короткие простые фразы, избегая сложных формулировок.

Соблюдайте последовательность. Гиперактивным, невнимательным детям лучше не давать несколько поручений одновременно, как «переоденься, и сложи одежду, помой руки и скорей садись обедать». Ребёнку будет трудно сразу воспринять всю информацию. Скорей всего, он отвлечётся и забудет выполнить всё, что нужно. Лучше давать поручения одно за другим, сохраняя логическую последовательность.

Следите за временем. Гиперактивным детям сложно ощущать время, поэтому родители должны сами следить за тем, сколько времени малыш тратит на выполнение того или иного задания.

Приучайте к режиму дня. Распорядок дня — основа нормальной жизни гиперактивного ребёнка. Ребёнок должен достаточное количество времени спать (не менее 8-10 часов в сутки), кушать, заниматься (учиться), играть, гулять в одно и то же время. Не забывайте хвалить малыша, если он соблюдает правила.

Будьте позитивно настроены. Радуйтесь успехам ребёнка, хвалите его, поддерживайте. Малыш должен чувствовать, что о нём заботятся и помогают справиться со сложностями. Сглаживайте конфликты.

Чётко обозначьте критерии хорошего поведения. Вседозволенность — не лучшая тактика воспитания. Ребёнок должен понимать, что ему можно, а что нельзя; как вести себя красиво, а как — нет.

Создайте комфортные условия для развития ребёнка. У малыша должно быть своё место в доме, где он может спокойно играть и заниматься. Не отвлекайте ребёнка от занятий. Следите за тем, чтобы он не переутомлялся.

Создайте возможности для траты излишков энергии. Гиперактивным детям лучше иметь хобби. Хорошо, если это будет спорт, где ребёнок сможет выплеснуть излишнюю энергию. Больше гуляйте на свежем воздухе.

Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».

Говорите сдержанно, спокойно, мягко. (Окрики возбуждают ребёнка).

Давайте ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

Поощряйте ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, конструктором, настольными играми, раскрашивание, чтение).

Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребёнка чрезмерное стимулирующее действие.

Оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

Давайте ребёнку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – прогулки, бег, спортивные занятия (гимнастика, плавание, теннис, но не борьба или бокс, т.к. эти виды спорта травматичны).

Помните о том, что присущая детям гиперактивность может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.

Из рациона гиперактивного ребёнка нужно исключить продукты, содержащие красители и консерванты.

Непросто рекомендовать, что конкретно нужно делать с гиперактивностью малыша, ведь каждый случай индивидуален и порождён разными причинами. Главное – быть любящими и терпеливыми родителями, которые помогут малышу адаптироваться в окружающем мире и справиться с трудностями, с которыми он сталкивается.

Информацию предоставил Е.В.Лебедева, методист

организационно- методического отделения

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector