Как развить речь у ребенка

Как развить речь у ребенка

Вопросы о развитии речи детей возникают у каждой мамы: что нужно делать, на что обратить внимание, и стоит ли ребенка водить в таком раннем возрасте к специалисту? Логопед Алина Горбатова ответила на вопросы и дала полезные советы, которые помогут сформировать правильную речь у ребёнка.

Беседуем по-взрослому

Как развить речь у ребенка

Ребенок в раннем возрасте подвержен различным рискам: это и болезни, и инфекции, и недостаток общения как физического, так и эмоционального. Поэтому именно до года особенно важно разговаривать с малышом. Не сюсюкать, а именно беседовать эмоционально и красочно. Таким образом через эмоции малыш в раннем возрасте усваивает информацию.

«Первое, что ребёнок видит — это глаза мамы, потому что они самые яркие на лице. Малыш может увидеть, почувствовать ваше настроение именно через глаза, а потом уже по остальным признакам, к примеру, по пульсу. Поэтому давайте вашему чаду побольше позитивных эмоций. Запаситесь речевым терпением. Запомните, что речь формируется на основе слуха и подражаний. Это ваш маленький ключик к здоровому развитию ребенка», — отмечает логопед.

Рассказывая о проезжающей машине, не стоит говорить ребенку: «смотри, би-би!». Постарайтесь говорить как можно более живо и развернуто. Например, описывайте важные детали: «Посмотри, какой большой, красный грузовик, какой у него большой кузов, какая огромная кабина!». Именно так и формируется словарный запас малыша.

Ребёнок до года уже может брать пример с самого главного человека в его жизни. Каждое ваше взаимодействие с малышом не пройдёт даром.

Норма или отклонение?

Как развить речь у ребенка

Стоит ли вести ребёнка, которому ещё нет и года, к логопеду? По словам специалиста, консультация не помешает, особенно если есть такие показания, как недоношенность, кесарево сечение, вялый крик или его отсутствие при рождении и другие нюансы, которые могут вызывать опасения у родителей.

Для того, чтобы понапрасну не беспокоиться за своё чадо, можно опираться на нормы речевого развития. В среднем они таковы:

  • С рождения — крик, первая голосовая реакция;
  • С 2 до 4 месяцев — период гуления;
  • C 5 месяцев ребёнок лепечет, т.е. произносит первые простые слоги;
  • Уже в 7 месяцев ребёнок может интонированно произнести слоги;
  • К году в речи у ребенка должны быть простые слова, например мама, папа, миша, киса, няня и тому подобное — в среднем от 7 до 15 слов.

Если к году ребенок не произносит простых слов, то это повод задуматься и уже начать бить тревогу. В таком случае малыша обязательно следует показать специалисту. Но и детей, которые в целом развиваются нормально, можно водить на занятия, где им правильно поставят речь на самых ранних этапах.

По словам логопеда, родителям в деле развития речи ребёнка стоит запастись терпением и не ждать, что в 2-3 года даже при постоянных занятиях малыш будет декламировать стихотворения Пушкина и Есенина. Просто радуйтесь вашим маленьким совместным победам. Именно терпение и ваше активное участие в развитии малыша очень сильно скажутся на его восприятии и речи.

Как развить речь у ребёнка

Речь человека — ключевой показатель его грамотности. Чем правильнее индивид говорит, чем лучше подбирает слова, тем более умным считается окружающими. Речь не может развиться самостоятельно. Для этого необходимо прилагать усилия: читать правильные книги, общаться с умными людьми, вести дневник и так далее. Она не даётся с рождения, а улучшается по мере взросления человека.

В возрасте года малыш произносит первые слова. Вначале простые: «мама», «папа», «дядя», но потом ребёнок учится употреблять глаголы, прилагательные, наречия. Многие родители ошибочно предполагают, что их чадо выучит язык самостоятельно, но это не совсем так. Заботливые мама и папа должны помогать своему малышу развивать речь. О том, как это сделать, прочитайте в нашей статье!

Речь бывает активной и пассивной:

Активная — та, которую малыш использует. Ребёнок знает выученные слова, может уверенно их произносить, строить с их помощью предложения.

Пассивная — та, которую чадо понимает, но по определённым причинам не произносит. Например, он может знать слово «телевизор», однако не говорить его, так как оно для него сложное.

Очень важно развивать и активную, и пассивную речь ребёнка.

Как развить пассивную речь ребёнка

Богатый словарный запас поможет малышу. Сначала он не будет произносить слова, которые выучил, но впоследствии научится использовать их в повседневной жизни. Чтобы развить пассивную речь ребёнка, следуйте нижеописанным советам.

Проговаривайте, что делаете вместе

Развитие речи можно начинать от года, а лучше делать это ещё раньше — в возрасте 6 месяцев. Наверняка вы ежедневно купаете малыша. Так начните проговаривать то, что делаете: «сейчас мы намылим тебе голову», «я включу кран и польётся вода», «вода тёплая», «я возьму мочалку и буду мылить твоё тело», «теперь мы смоем мыло», «на воде образовалась пена» и так далее. Вы можете подумать, что ребёнок ничего не понимает, но это не так. Если вы будете ежедневно проговаривать, что делаете, он сможет провести аналогию между сказанным и увиденным.

Показывайте ребёнку мультики

Чтобы развить речь малыша, показывайте ему мультики для детей. Мультфильмы должны быть с разговорами, поэтому «Том и Джерри» и «Огги и тараканы» не подойдут. Универсальный мультик, который понравится карапузу любого пола — «Спанч Боб». Также в этом плане хороши многие анимационные фильмы, созданные студией «Disney». Они помогут развить связную речь, поэтому скоро чадо научится строить целые предложения.

Читайте ребёнку книги

Чтобы развить речь малыша, читайте ему детские книги. Подбирайте лёгкие для усвоения рассказы, желательно иллюстрированные. Время от времени останавливайтесь и показывайте ребёнку рисунок. Проговаривайте то, на что показываете пальцем: «это замок», «вот речка», «вот мостик» и так далее. В этом случае, опять же, малыш проведёт аналогию между увиденным и сказанным, что поможет ему запоминать слова.

Как развить активную речь

Помните: активную речь ребёнка нужно развивать вместе с пассивной. Если при помощи советов выше вы научите малыша запоминать слова, то теперь мы поговорим о том, как учить его их произносить.

Играйте в игры, развивающие речь

Упражнения в форме игры — лучшее, что придумано для обучения детей. Вначале рекомендуется использовать простые занятия на произнесение звуков. Например, сыграйте в такую игру: кто дольше протянет определённый звук, тот и выиграл. Естественно, поддавайтесь ребёнку. Это упражнение особенно эффективно помогает произносить проблемные звуки: у многих деток не получается выговаривать «р», поэтому вместо того, чтобы просить малыша говорить слова на эту букву, попросите его протянуть её. Заранее подготовьте поощрительные призы, чтобы у малыша была мотивация играть.

Общайтесь со своим малышом

Чтобы развить речь ребёнка, общайтесь с ним. Этот совет подойдёт для довольно взрослых детей. Почаще спрашивайте чада, как у него дела, чем он сейчас занимается, как себя чувствует и так далее. Не позволяйте ему просто отвечать «хорошо», а пытайтесь спровоцировать разговор. Покажите, что вы заинтересованы в деятельности малыша, тогда он охотно поделится с вами всей информацией.

Заставляйте малыша подражать

Для развития речи ребёнка идеально подойдёт такое занятие, как подражание. Известно, что детям свойственно повторять за взрослыми. Используйте это в своих целях: произносите лёгкие слова, которые малыш без труда повторит, например, «баба», «мама», «деда», «баба» и так далее. Чем слово проще, тем лучше. Можете начать даже со звуков.

Просите ребёнка читать скороговорки

Для развития речи уже взрослого ребёнка идеально подходят скороговорки. Они улучшают дикцию, что позволяет говорить более чётко, правильно и красиво. Если ваше чадо плохо произносит определённые звуки, то в интернете вы найдёте минимум десяток скороговорок, в которых он будет главным. Многие логопеды используют их при занятии со своими учениками.

Просите ребёнка читать вслух

Чтение вслух точно поможет развить речь ребёнка. Здесь главное – не спешить. Сначала просите читать по одной странице, затем — две, дальше — ещё больше. Проявляйте заинтересованность и спрашивайте малыша о прочитанном. Таким образом вы сможете оценить, насколько чадо понимает то, о чём читает. Чтобы заинтересовать ребёнка, подберите интересные детские книги. Желательно, чтобы присутствовали яркие иллюстрации.

Работайте с малышом, чтобы он был умницей

Надеемся, что вы не просто прочитаете нашу статью, а начнёте пользоваться приведёнными в ней советами. Работайте со своим малышом, тогда из него вырастет умный, самодостаточный и интеллектуально развитый человек. Запаситесь терпением, и словарный запас вашего ребенка обязательно превзойдет ваши самые смелые ожидания!

В занятиях по развитию речи можно выделить два направления- развитие понимания речи и развитие собственной активной речи.

Самое главное, что могут, и должны делать родители в общении с ребёнком это постоянно разговаривать.Но,

превращаться в » говорящее радио» тоже не стоит.Просто,занимаясь ребёнком с рождения мать может комментировать

каждое своё действие. Например, умывая малыша, можно приговаривать:» Сейчас мы умываем глазки, ушки , носик и

т.д.» Гуляя, обращать внимание ребёнка на предметы , действия, события.Например, увидев собачку можно

сказать:»Смотри,это собачка. Она говорит-«гав-гав».

Развитие понимания речи.

Прежде всего, эта работа предполагает накопление пассивного словаря, включающего разные части речи —

существительные, глаголы, прилагательные и наречия. При этом работа ведется не только над словами, но и над

фразами. Для запоминания малышу предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия

, явления и состояния, с которыми он постоянно сталкивается в повседневной жизни, что может наблюдать, с чем

может действовать, что чувствует.

Предметный словарь: игрушки («мячик», «кубик», «машинка» и т.д.), части тела («ноги», «руки», «голова», «глаза» и т.д.),

одежда и обувь («шапка», «шарф», «куртка» и т.д.), дом и квартира («дом», «дверь», «замок», «лестница», «комната»

и т.д.), мебель («стол», «стул», «диван», «кровать» и т.д.), овощи и фрукты («капуста», «картошка», «морковка»,

«апельсин», «банан», «яблоко» и т.д.), домашние животные и их детеныши («корова/теленок», «лошадь/жеребенок»,

«свинья/поросенок» и т.д.), дикие животные («волк», «лиса», «заяц» и т.д.), и др.

Глагольный словарь: собственные действия ребенка («идет», «сидит», «стоит», «бежит», «прыгает» и т.д.), названия

действий, которые совершают близкие ребенку люди («читает», «пишет», «стирает» и т.д.) и др.

Прилагательные, наречия: названия цветов («желтый», «красный», «синий», «зеленый» и т.д.), названия некоторых

ощущений и состояний («сладкий», «соленый», «холодный», «горячий», «больно», «вкусно» и т.д.), названия некоторых

понятий («большой», «маленький»; «много», «мало» и т.д.).

Предлагаемый словарь не является строгой рекомендацией, тем не менее, дает общее представление о том, в каких

направлениях следует вести работу над развитием понимания речи у ребенка. Это, скорее, фундамент, на который

постоянно будут надстраиваться новые слова и новые группы слов.

При этом работа над словарем предполагает как уточнение значений уже знакомых ребенку слов, так и знакомство

с новыми словами. Происходит работа над словарем как в повседневном общении, так и в специально организованных

играх, например, «Покажи нужную картинку!», «Послушай загадку, покажи отгадку!», «Найди предмет по цвету» и др.

Работая над словарем, необходимо стимулировать развитие фразовой речи. Для этого мы предлагаем ребенку для

использования примеры простейших фраз, состоящих из слов (в том числе, облегченных вариантов слов), которые уже

хорошо знакомы малышу. Эти первые фразы несут в себе разные функции — предложение, побуждение, вопрос,

констатацию факта, например: «На морковку», «Дай пить», «Маша бай-бай», «Даня куп-куп», «Мишка топ-топ», «Где

мама?», «Кто там?», «Вот большой дом», «Что это?», «Это красная машинка», «Это большой кубик» и т.д. Помните, что

развитие фразовой речи — важнейшее направление развития речи малыша: фразовая речь не только помогает

в общении, но и движет вперед все развитие ребенка.

Развитие активной речи.

Основа развития активной речи- это речевое подражание.Речевое подражание — воспроизведение вслед за говорящим

произнесенных им звуков, слов, фраз. Речевое подражание маленького ребенка вначале похоже на эхо: взрослый

говорит — ребенок тут же повторяет. Со временем появляется возможность отстроченного во времени повторения.

Чтобы подражание ребенком речи взрослого было осмысленным, речь должна быть тесно связана с практической

Если речь малыша развивается с задержкой, необходимо провести специальную работу по активизации потребности

подражать слову взрослого. При этом попытки ребенка говорить принимаются в любом виде, даже если говорит

он пока непонятно и искаженно.

Развивать речевое подражание лучше в интересных играх. Например, бегаем по комнате с расставленными в стороны

руками — мы «самолеты», летим и гудим «У-у-у!»; или ходим по комнате и «крутим руль» — мы «машины», едем

и сигналим «Би-би!»; изображаем игру на дудочке — «Ду-ду-ду!»; или укладываем куклу спать и поем ей песенку «Баю-

Важно развитие глагольного словаря, ведь глагол — это основа фразы.Для этого можно использовать следующую игру:

Игра «Бух»:

На детском столике, диване расставляем слева направо ( для развития в будущем навыка чтения и письма слева

направо) кубики или пластмассовые стаканчики и по одному сбрасываем их, говоря при этом :»Бух!» Затем предлагаем

ребёнку сбрасывать по одному предметы, говоря при этом :»Бух!».Затем вместе с ребёнком расставляем заново

предметы слева направо и повторяем игру.

Развивая глагольный словарь ребенка, поначалу используйте облегченные варианты слов: «топ-топ» — идет, «кач-

кач» — качается на качелях, «ам-ам» — ест, «куп-куп» — купается, «бух» — упал и др. А,чтобы ребенку было интереснее

заниматься, можно подобрать фотографии самого ребенка и членов его семьи, на которых они выполняют какие-

либо простые узнаваемые действия.

Конечно, работу по развитию активной речи лучше проводить с использованием наглядности — предметов, игрушек

Особенно эффективным для развития речи является прием договаривания слов в знакомых потешках и стихах.

Для этого мы делаем паузы, предлагая ребенку договорить последнее слово в стихотворной строке или целую строку.

На лугу пасутся . (ко- договаривает ребёнок)

На лугу, на лугу,

На лугу пасутся . ко

Кони? Нет, не кони!

На лугу , на лугу,

На лугу пасутся. ко

Пейте дети. (молоко).
Будете здоровы!

Занятия пальчиковой гимнастикой и мелкой моторикой.

Для этих целей подходят следующие игры:

Игра «Волшебный мешочек».

В мешочек,наполненный фасолью прячут игрушку.Ребёнку предлагают мешочек и просят найти игрушку. Игра

развивает тактильное восприятие.

Такую же игру можно проделать с кинестетическим или обычным песком.

Также с ребёнком можно проводить разные пальчиковые игры, типа «Сорока-сорока», «ЗамОк» и др. Упражнения

пальчиковой гимнастики для детей всех возрастов подробно описаны в этой статье →

Занятия дыхательной гимнастикой.

Для развития плавного непрерывного высказывания необходимо развивать правильное речевое дыхание- это короткий

вдох и длинный непрерывный выдох.Этим можно заниматься с ребёнком, например, купаясь в ванной: предложить

ребёнку сдувать пену, или дуть на самодельный кораблик.

Формируем связную речь.

Специалистами доказано, что связная речь не появляется без сюжетной игры.Поэтому, играя с игрушками можно

придумывать вместе с ребёнком различные истории, проговаривая фразы.Это подтолкнёт речь малыша значительно

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector