Как развивать речь ребенка дома

Малыш от года до 3 лет должен научиться многим вещам, в том числе и речи. Развитие речи у детей – важный аспект воспитания. Необходимо, чтобы ребёнок овладел речевыми навыками в нужное время, потому что это важно для его целостного развития. Речь помогает совершенствовать мыслительную деятельность, расширяет кругозор детей, имеет позитивное влияние на психологическую составляющую ребёнка, регулирует его поведение. Поэтому важно знать, как развивать речь детей дошкольного возраста. Ведь именно в этот период формируется навык устного общения.

Если речь хорошо развита, малышу и взрослым легче общаться, они быстрее понимают друг друга, отсутствуют неловкие моменты, при которых мама не может понять, что её малыш говорит.

Некоторые взрослые считают, что речь формируется сама по себе и не нужно прикладывать усилий, чтобы помочь созданию этого навыка. Но это не так. Родители должны с самого рождения разговаривать с младенцем, развивать его речь.

Также важно создавать с ребёнком условия, в которых он сможет потренировать свои коммуникационные навыки. Если не развивать речь ребёнка, то он может очень поздно заговорить. А ещё существует риск отклонения в комплексном развитии. Поэтому родители должны знать, как развить речь у ребёнка.

КАКИЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯЮТ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ?

Речь детей зависит от следующих факторов:

  • наследственность;
  • строение и функционирование внутренних органов и систем;
  • физическое и психическое здоровье;
  • речь окружающих (родителей, бабушки и дедушки, воспитателей в яслях и детском саду, учителей в школе);
  • постоянная речевая практика;
  • семейная атмосфера;
  • воспитание;
  • учеба в развивающих центрах.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

  • Подготовительный, или пассивный. Начинается, когда рождается ребенок, а заканчивается, когда ему исполняется 1 год. В это время младенец реагирует на общение, понимает, откуда идет звук, он готов к игре.
  • Преддошкольный, или автономный. Начинается, когда вашему сыну или дочери исполняется год, и заканчивается в 3 года. Первые звуки и слова ещё не совсем понятны, но малыш уже пытается строить фразы. В это время накапливается словарный запас. Ребенок понимает слова и использует их.
  • Дошкольный, или активный. Пока ребенок готовится к школе, у него активно развивается речь, увеличивается количество людей, с которыми он общается. Малыш уже может связно, четко и развернуто говорить. Речь становится средством познания окружающего мира.
  • Школьный. Самый важный, ответственный и серьезный период развития речи. До 18 лет ребенок усваивает базовые правила грамматики, пунктуации, орфографии. В это время развивается уже не устная речь, а письменная. Школьник начинает овладевать литературной речью. Кроме того, у него формируется определенный сленг, связанный с возрастом и компанией, в которой он находится.

КАК РАЗВИТЬ УСТНУЮ РЕЧЬ У РЕБЕНКА ДОМА?

Особенности развития речи ребенка зависит от его возраста. Младенец может выражать свое настроение уже на первой неделе жизни, в том числе и вербально. Поэтому важно не упустить этот момент и начать разговаривать с сыном или дочерью с первых дней. Само собой, это не значит, что через полгода ваш малыш сможет цитировать Пушкина, но возникнет накопительный эффект от постоянных занятий.

Есть несколько способов, как быстро развить речь у ребёнка. И все они зависят от того, в каком возрасте сейчас находится малыш.

  • С рождения до 6 месяцев.

У всех мам и пап должна быть хорошая привычка всё время разговаривать с младенцем, комментировать его действия. Например: «Наша Машенька проснулась. Сейчас мы с ней оденемся, покушаем и пойдём гулять». Для остальных людей это выглядит немного странно, но постоянно слушая чужую речь, младенец привыкает к ней и начинает повторять звуки и слова. Главное, чтобы вы говорили слова в правильной интонации, с верным ударением, чётко и ясно. Никаких «сюсюканий» не нужно, иначе малыш будет слышать слова в неправильном виде.

Родителям необходимо выучить небольшие стишки и песенки. Напевая их малышу, у последнего разовьётся речь, чувство ритма и слуха. Будет отлично, если проговаривание стишков и пение песен будет происходить во время регулярных процедур: умывание, кормление, одевание, прогулка. Для каждого занятия – своя песня. Впоследствии ребёнок по песне будет понимать, чем он сейчас займётся.

  • С полугода до года.

Если малыш произносит какие-то звуки, то обязательно реагируйте на них словами или фразами. Тогда у вас сформируется некое подобие диалога. Используйте обучающие игры, в которых одновременно развивается речь, мелкая моторика рук и координация движений.

Познакомьте ребёнка с животными. Покажите ему рисунок или картинку, скажите, как зовут зверька, опишите его, а потом издайте звук, который издает животное, и попросите сына или дочь повторить. Например: «Это корова. У нее четыре ноги, рога и хвост. Корова дает молоко и говорит «Мууу!». Обязательно время от времени показывайте ребёнку корову и повторяйте звуки, которые она произносит.

  • С года до 2-х лет.

Начиная с 15 месяцев словарный запас малыша должен перейти из пассивного состояния в активное. То есть крошка должен начать называть вещи, движения, обозначение обстоятельств. В этот момент необходимо продолжать занятия, а не останавливаться на достигнутом.

После года стоит познакомить ребёнка с детскими развивающими книжками, где будут красочные картинки и интересные истории. Читайте их малышу, рассматривайте с ним изображения. Называйте ему предметы, цвета, характеристики. Попробуйте обсудить с ним увиденное и прочитанное. Читайте с разными голосами и интонациями, как того требует сюжет. Этим вы ещё больше заинтересуете сына или дочь. Делайте это не один раз, а регулярно, иначе пользы не будет.

  • С двух до трёх лет.

В этом возрасте речь развивается у малыша по трем направлениям:

  • Запас слов и понятий увеличивается.
  • Ребёнок пытается построить сложные фразы («Кошка ест», «машина едет»).
  • Речь становится более чистой (звук «р» начинает проговариваться, уходят шипящие и свистящие звуки).

В этот период ребёнок начинает узнавать окружающий мир, ему становится всё интересно, он играет в «почемучку». Задача родителей не отнекиваться от него, ссылаясь на множество дел, а набраться терпения и отвечать на каждый вопрос. «Почему солнце светит?», «Почему небо голубое?», «Почему самолёт летает и не падает?» Необходимо отвечать, избегая сложных слов и терминов. Ребёнок должен понимать, что вы ему объясняете.

Сегодня перед родителями, как никогда, остро стоит задача — создать условия для полноценного формирования речи ребенка. Одним из важных факторов является непосредственное участие мам и пап в развитии этого умения у детей старшего дошкольного возраста. В нашем новом блоге для родителей логопед клуба «Магис Дети» Ксения Драгунова даст несколько рекомендаций, как разговаривать и заниматься с ребенком дома.

Как правило, если у малыша есть сложности с произношением некоторых звуков, то в возрасте 5-6 лет он начинает посещать занятия у специалиста, но для полного и быстрого достижения результата необходимы: системный подход, занятия дома и соблюдение определенных рекомендаций специалистов, которых необходимо придерживаться дома.

Как развивать речь ребенка дома

С ЧЕГО НАЧАТЬ?

Начинать нужно с себя. В любом возрасте дети активно подражают речи взрослого, поэтому, в первую очередь, родителям необходимо следить за тем, что и как они говорят, произносить звуки и слова правильно. Ведь, если говорить неверно, то ребенок будет усваивать неправильную речь, а в дальнейшем так же ее и воспроизводить. Чтобы этого не происходило важно помнить про два «золотых нельзя»:

  1. Нельзя искажать слова.
  2. Нельзя подражать детскому произношению и «сюсюкать».

Разговаривая с малышом необходимо следить, чтобы речь была четкой, выразительной, грамотной, простой и ясной. Нельзя допускать, чтобы ребенок обозначал окружающие предметы звукопроизношениями. Если он плохо говорит или вообще не произносит какое-либо слово, то можно воспользоваться следующей схемой: не спрашивать и не настаивать, чтобы ребенок произнес слово, а попросить его указать на предмет, самому произнести слово и объяснить, как оно звучит.

Как развивать речь ребенка дома

КАК СФОРМИРОВАТЬ ГРАМОТНУЮ РЕЧЬ?

Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, но делайте это тактично. Если Вы посмеетесь над ребенком, то обидите его, и он может потерять к Вам доверие.

Для развития речевых способностей важна игровая деятельность, через которую малыш познает окружающую его реальность. Проигрывайте и проговаривайте с ним самые простые жизненные ситуации, именно так будет формироваться словарный и фонетический запас. Обращайте внимание ребенка на различных птиц и животных, предметы, которые издают звуки. Включайте его не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи. Обязательно давайте ребенку полезные поручения, благодарите за помощь.

Чтобы развитие речи шло успешно необходимо уделять внимание не только произносительным навыкам, но и совершенствовать умения понимать смысл речи. Приучите ребенка задавать вопросы,

если слово ему не знакомо. По дороге из садика обсуждайте со своим чадом, как прошел его день, что нового и интересного произошло или как прошла ваша совместная прогулка, что ему запомнилось и понравилось больше всего.

Помните, что слушая Вашу речь, ребенок впитывает информацию об окружающем мире. Поэтому стилем Вашего общения должно стать не просто обозначение предмета или явления, а детальное его описание. Приведем простой пример, недостаточно просто сказать «Вон летит ворона!», нужно дать больше деталей к этому факту — где именно она пролетает, какого цвета, издает ли в процессе звуки. Используйте наглядный материал! Детям сложно воспринимать слова, оторванные от изображения.

УПРАЖНЕНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ РЕЧЬ.

Существует большое количество упражнений на развитие речи, предлагаем вам пару не сложных заданий, который с легкостью можно делать дома.

«СОЧИНЯЕМ»

Попробуйте вместе с ребенком придумать продолжение всем известной сказки. Или, дочитав сказку до середины, придумайте конец, а потом сравните с тем, что придумал автор сказки.

Попробуйте перемешать героев нескольких сказок и придумать для них новое приключение.

Записывайте наиболее удачные варианты, но не в процессе сочинения, а после, так как это будет отвлекать и вас, и ребенка. Обязательно в конце проговорите еще раз все подробности получившегося произведения.

Свою сказку издайте тиражом в 2-5 экземпляров и подарите бабушкам и дедушкам. Естественно, с иллюстрациями юного писателя и художника.

Уверяем, что этот процесс затянет Вас обоих, вполне возможно, это станет началом писательской карьеры Вашего малыша!

Как развивать речь ребенка дома

«ПРЕДСТАВЬ, ЧТО ТЫ…»

Предложите ребенку представить себе, что он вдруг превратился в кого-нибудь или во что-нибудь. Пусть малыш поделиться, что он будет слышать, видеть вокруг себя, что будет чувствовать, какие желания испытывать.

Превратиться ребенок может:

  • во взрослого человека;
  • в ребенка другого возраста и противоположного пола;
  • в героя сказки или мультфильма;
  • в известного человека (актера, певца, президента);
  • в любое животное;
  • в любое растение или предмет.

Более того, эти упражнения не только развивают речь, но и помогают малышу включать в процесс работы свой творческий потенциал! Занимайтесь, фантазируйте, играйте! Делайте это с удовольствием и результат не заставит себя долго ждать!

Самое главное – поддерживайте все начинания своего ребенка, хвалите его даже за незначительные успехи! Желаем удачи!

С чего начинается хорошее знакомство, подписание крупного контракта или путешествие в страну мечты? Конечно, со слова. Без речи мы не могли бы развивать свои таланты, находить единомышленников и реализовываться в профессиональной сфере. Да что там говорить — даже купить в магазине было бы проблематично.

Но наверняка вам кажется: уж , а талантом разговора и вы, и ваши дети владеют отлично. Но это не всегда так. И для начала предлагаем пройти небольшой тест.

Как выявить у детей?

Понаблюдайте за детской речью в течение дня. Чтобы эксперимент был более информативным, старайтесь побольше разговаривать с малышом, предлагайте разные темы, вызывайте на обсуждения.

Отмечайте, как часто вы слышите слова и междометия: ну, значит, как бы, короче, это, типа, значит, в общем, , , наверное — и другие сорные слова.

Затрудняют ли они понимание сказанного? Создают ли впечатление, что слушать рассказчика неприятно?

Если да — вам стоит заняться речевым развитием ребенка. И чем скорее, тем лучше. Кружок сценической речи для детей — лучший способ сделать это.

Совет! Отличный вариант — записать разговор на диктофон и прослушать вместе с ребенком. Взгляд со стороны поможет оценить масштаб проблемы и выявить «сорняки», которые встречаются чаще всего.

Почему нужно заниматься речевым развитием?

Итак, вы выявили у малыша проблемы с презентацией себя и даже начали искать, куда отдать ребенка на уроки сценической речи для детей. Или же у вас есть установка, что это только для артистов и выступлений на сцене? Спешим убедить вас в обратном! Умение красиво и грамотно говорить пригодится всем и везде. Какие же «бонусы» получает ребенок развивая речь:

  • Разовьет дикцию, улучшит произношение, потренирует артикуляционный аппарат. Уже через несколько занятий, вы увидите разницу «до и после».
  • Пропадет страх публичных выступлений даже у самых застенчивых детей.
  • Помимо работы над произношением, тембром и темпом речи, на уроках дети осваивают структуру построения выступления.
  • Происходит тренировка памяти, развитие фантазии.
  • Занятия сценической речью неразрывно связаны с формированием речевой свободы, умением управлять дыхательной системой, голосом.
  • Обучаясь выступлению перед публикой, ребенок развивает не только актерские навыки, но и эмпатию, умение чувствовать настроение собеседника. Это качество обязательно пригодится ему в будущем.
  • Нередко через обучение сценической речи дети приобщаются к чтению и начинают любить классику. Ведь на уроках воспитанники не только учатся красиво говорить со сцены, но знакомятся с мировой историей искусства.

Речь и мышление

В научном журнале Proceedings of the National Academy of Sciences было опубликовано интересное исследование о том, как дети изучают родной язык. Антрополог Чарльз Янг сравнил лепетание малышей, которые только учатся говорить, и записи с «уроков языка» для шимпанзе. Выяснилось следующее: в отличие от животных, дети изучают родной язык не столько путем подражания, сколько путем самостоятельных экспериментов со словами и звуками. Набор звуковых комбинаций у обезьян был очень мал. Малыши свободно выходили за рамки изученного и экспериментировали со словообразованием, меняли структуру слов.

Таким образом, можно сделать вывод, что обучение речи в любой форме стимулирует интеллектуальное развитие и формирует новые нейронные связи.

Это интересно! Биолог П. Гаряев провел занятный эксперимент — с помощью специального прибора, он доказал, что бранное слово может вызвать эффект, похожий на облучение радиацией.

На занятиях в детском центре «Имена Продакшн» мы не стараемся сделать из воспитанников звезд. Наша главная цель вооружить их полезными навыками для успешной жизни. Неважно, изберут ли они путь артиста или выберут профессию, далекую от сцены. Главное, что у них на всю жизнь останутся знания и умения правильно коммуницировать, договариваться и привлекать внимание собеседника своей речью. И это поможет вашим детям самостоятельно добиваться успеха, повышать качество жизни и становиться лучше каждый день!

Одним из самых действенных способов развить детскую речь является чтение. Но малыши до 3 лет еще не умеют читать, поэтому ищем другие способы решения вопроса. Как помочь маленькому человеку быстрее заговорить?

Как развивать речь ребенка дома

Хорошо бы обратиться к детскому логопеду. Он составит специальные речевые упражнения для ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Но одни дети боятся людей в белых халатах (наш логопед, например, всегда ходил в белом халате), другие просто не воспринимают посторонних людей.
Как решить проблему? Чаще гуляйте с ребенком на природе. Развитие детской речи нуждается в постоянном пополнении знаний. Когда их станет достаточно для того, чтобы ребенок мог свободно высказать мысль, он заговорит.

Малыши часто учатся разговаривать сами с собой — им нравится слушать свой голос. Не пугайтесь, если ребенок разговаривает с зеркалом! Это не от одиночества — он познает себя.

Кроме того, общение в неформальной обстановке, прогулки на природе делают процесс обучения намного более приятным.

Польза прогулок для всей семьи

Преимущества прогулок на природе очевидны. Малышу нравится проводить время на свежем воздухе, именно там он узнает много нового и интересного об окружающем мире.

Такие прогулки полезны и для мам, которые засиделись в декретном отпуске. Витамин Д, поступающий в организм с солнечными лучами, свежий воздух, хорошая погода – все это положительно влияет на настроение женщин и детей, которое передается всем домочадцам.

Если у вас под боком есть парк или лес, вам не понадобятся никакие специалисты по развитию детской речи. В таких местах слишком много интересных и вдохновляющих вещей, чтобы о них не разговаривать. И чем больше малыши разговаривают, тем полнее и богаче становится детская речь.

Природа − наш лучший учитель! Гуляйте с детьми как можно чаще, и вы увидите − вскоре малыш начнет лепетать только ради того, чтобы поделиться с вами своими впечатлениями, которые его переполняют!

Поэтому разговаривайте со своим ребенком как можно больше и чаще. Говорите обо всем на свете – о том, как прошел ваш день, какие дела вы собираетесь сегодня сделать, что происходит вокруг. Обсуждайте героев мультфильмов, их поступки, характер.

Природа – лучший источник тем для разговоров!

Если вы не знаете, о чем разговаривать с малышом – оглянитесь вокруг! Потенциальные темы вокруг вас – деревья, дорожки, прохожие, здания, насекомые, растения…
Мы предлагаем вам ознакомиться с 5 видами упражнений для развития речевой активности, которыми можно заняться во время прогулок с детьми на природе:

1. Обсуждение способов перемещения. Например, во время прогулки по лесу дорогу перегородило повалившееся дерево (палка, бревно). Начните разговаривать о том, как можно было бы преодолеть это препятствие. Как бы малыш хотел пройти – над/под/через/вдоль/обойти вокруг? Таким образом вы сразу убиваете двух зайцев – предоставляете ребенку право выбора, даете возможность проявить инициативу и стать более самостоятельным и обучаете его пространственным понятиям. Также можно обсуждать скорость передвижения по лесу – пусть ребенок выберет, идти по тропинке быстро-быстро или медленно. Предложите ребенку поднять его повыше, чтобы он мог исследовать как можно большую территорию, или же опуститься на корточки, чтобы лучше рассмотреть то, что находится у нас под ногами.

В лесу ваш ребенок сам найдет, с чем поиграть, что посмотреть, о чем поговорить. Ваша задача — слушать и помогать!

2. Описание природы. Сосредоточьтесь на описании происходящего вокруг. Если вы увидели мох, предложите малышу потрогать его. Пока он занят, рассказывайте ему об ощущениях, которые испытывает ребенок (мокрый, мягкий, зеленый). Когда ребенок закончит исследовать предмет, задайте ему несколько вопросов. Какой он на ощупь? В каком месте он находится (на дереве, под деревом, на земле)? Если ребенок отвечает правильно, но односложно (вверху), подтверждайте его слова, используя расширенные предложения (правильно, мох растет на верхней части дерева). Используйте описательные слова, когда обсуждаете животных и насекомых. Вместо того чтобы сказать: «Посмотри, а вон гриб!», скажите: «Посмотри на этот маленький коричневый гриб!».
3. Описание чувств. Отличный способ разнообразить речь малыша – описывать во время прогулки не только то, что мы видим, но и что мы слышим, чувствуем на запах или на ощупь. Найдите ямку, дырку в дереве или в земле. Обсудите с ребенком, какая она глубокая, темная, загадочная. Предложите угадать, кто бы в ней мог жить. Кору дерева можно описать следующими прилагательными: грубая, сухая, влажная, твердая, мягкая, неровная, гладкая, рыхлая, рассыпчатая. Белка может скакать по деревьям и шелестеть в листьях, карабкаться или спускаться по дереву. Насекомые могут быть маленькими или большими, с яркой окраской, замаскироваться под траву или дерево.

Почему малыши любят насекомых? Потому что они еще меньше самих малышей? или за их яркую расцветку? А может, потому что они постоянно заняты чем-то интересным.

4. Использование «больших» слов. Не бойтесь использовать превосходные степени. Преувеличивайте на здоровье – это поможет ребенку быстрее понять разницу между противоположными понятиями. А еще он учит синонимы. Если малыш говорит, что дерево большое, подтвердите: да, оно просто огромное! Часто дети пытаются употреблять такие слова в стандартных ситуациях. Иногда это употребление было правильным («Посмотри какой огромный паук!» – и да, на дереве действительно сидел огромный паук), а иногда нет («Я огромный брат Лены»). Если ребенок использует слово не совсем верно, мягко корректируйте его речь, но не заостряйте внимания.
5. Сравнение предметов. Сравнение и противопоставление предметов действительно помогает малышу лучше понять мир. К примеру, изучайте насекомых. Нередко дети называют всех маленьких насекомых муравьями (букашками, жучками), даже если смотрят на божью коровку. Вместо того чтобы исправить ребенка, сравните двух насекомых – так ребенок намного быстрее поймет разницу и выучит новое слово. Сравнивая и противопоставляя, малыш обогащает свою речь. Теперь, когда он знает разницу между муравьем и божьей коровкой, ему захочется выучить названия других насекомых и найти отличия.

Развивать детскую речь чрезвычайно важно. При этом процесс обучения довольно прост. Немного вашего времени и терпения – и малыш заговорит правильно.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector