Как воспитать одаренного ребенка

Правила воспитания одаренных детей

Как воспитать одаренного ребенкаАлександра Перфилова руководитель онлайн-школы Skysmart, эксперт в сфере образования

  • Как понять, что ваш ребенок одаренный
  • Как помочь одаренному ребенку в учебе
  • Как помочь одаренному ребенку в жизни и общении

Любому родителю кажется, что его дети умнее и лучше других. Но если дочь за месяц сама проходит программу на целый год вперед, а сын в шестом классе решает задачи по высшей математике, это может и встревожить. Ведь теперь нужно поддерживать эти способности. Или не нужно? Как правильно воспитывать одаренных детей, чтобы они не только преуспели в жизни, но и получали от нее удовольствие?

Как понять, что ваш ребенок одаренный

Он достигает результатов. То есть не только старается – например, пишет стихи в десять лет. Его стихи – действительно стихи, а не имитация того, что он где-то слышал или читал. Это не подражание взрослым, а самоценная деятельность с настоящим результатом.

У дошкольников может быть чуть иная картина — они начинают раньше других читать, считать и писать. Это называют общей одаренностью — она касается общих способностей, а не специальных. Но в любом случае, важно, чтобы результаты видели не только вы, но и другие взрослые, например, педагоги.

«Выше на голову», чем сверстники. Это видно не всегда, особенно если мальчик или девочка уже учится в профильной школе. Тогда можно сравнить его со «средним» учеником из обычной школы, потому что одаренность определяют именно как способности, развитые сверх нормы.

Проходит формальные тесты. Если кажется, что школьник действительно достигает необычных результатов, можно провести с ним формальные тесты на общие или специальные способности, творческое мышление или интеллект. Проводить и интерпретировать их должен психолог, занимающийся поддержкой одаренных детей. Тесты, которые можно найти в интернете, не дадут вам никакой ясности – это скорее развлечение.

Не теряет мотивации. Одаренные дети больше других хотят заниматься своим делом и вдохновляются им. Орнитология, робототехника или макраме – они глубоко увлечены тем, что делают. Искренний интерес к предмету не пропадает у них никогда, даже если сталкиваются с критикой (к которой, кстати, весьма чувствительны).

Способности проявляются в дошкольном и младшем школьном возрасте. Общая одаренность часто проявляется еще у дошкольников. Например, они начинают рано читать или писать, демонстрируют прекрасный музыкальный слух или спортивные таланты. Причем эти способности не пропадают – наоборот, к младшему школьному возрасту они становятся только заметнее. А вот после пубертатного скачка, с которого начинается подростковый возраст, они могут затихнуть, и сын или дочь сравняется по способностям со сверстниками.

Как помочь одаренному ребенку в учебе

Поддерживать интерес. Такого школьника не надо заставлять учиться, он уже увлечен своим делом. Но ему нужно помогать: покупать книги, водить в музеи, знакомить с интересными людьми. Иногда этого мало, и тогда родителям приходится создавать особую образовательную среду. Например, обустраивать дома зооуголок или лабораторию. Нередко требуется обучение по индивидуальной программе – по всем предметам или только по одному, например, по математике. Некоторые семьи в таком случае переходят на домашнее обучение — сейчас в этом могут помочь многие образовательные организации.

Развивать таланты равномерно. Не забывайте, что нет такой профессии, как “одаренный ребенок”. Дети вырастают, и им придется искать свое место в мире, выбирать профессию, работать с людьми. Время узких специалистов прошло – сегодня профессиональный мир движется в сторону многопредметности, а навыки коммуникации, командной работы и креативности ценятся выше красного диплома. Поэтому концентрация на одном предмете – большой риск. Развивайте таланты, но не забывайте и о других областях знаний и о социализации.

Следить за режимом. У одаренных детей, несмотря на внутреннюю мотивацию, могут быть проблемы с организацией рабочего времени и пространства. Но самоорганизации нужно просто научиться. Важно выстроить график так, чтобы сын или дочь занимались любимым делом в те часы, когда у них больше всего энергии и сил. Также важно научить детей отдыхать — растущему организму сон и еда важны не менее, чем развитие способностей.

Искать поддержку. Родители могут не справиться сами. Тогда стоит поискать профильные сообщества или экспертов. Существуют центры выявления и поддержки одаренных детей, но помочь могут и в дополнительных образовательных организациях и ассоциациях домашнего обучения. Там подскажут, где и как можно развить способности школьника, как выстроить эффективный график работы.

Повышать планку. Одаренные дети часто заканчивают школу экстерном. Школьная программа кажется им легкой и даже примитивной, потому что в школах, как правило, нет сильных наставников – учителей, которые очень глубоко разбираются в предмете и могут вести юное дарование за собой. Чтобы найти такого, можно обратиться в университеты или попросить школьных учителей посоветовать кого-то из их коллег.

Как помочь одаренному ребенку в жизни и общении

Поддерживать в неудачах. Очень важно не осуждать и не ругать за провалы, а просто быть рядом. От одаренного ребенка и так все ждут слишком многого, и он чувствует, что у него меньше прав на ошибку, чем у его сверстников. В такой ситуации родители должны быть надежной спокойной гаванью. Не стоит отчитывать и за неизбежные срывы графика — ведь школьник еще не умеет жить по расписанию, он не всегда находит силы на дела. Важно быть рядом и проживать все неудачи вместе.

Думать не только об учебе. Существует такое явление, как драма одаренного ребенка — все считают, что он должен работать и развивать свои таланты прямо сейчас. Поэтому родители и учителя фактически лишают его детства. А детство очень важно – оно дает нам запас сил на всю последующую жизнь. Если школьник хочет вернуться в детство, нельзя его заставлять быть взрослым во имя таланта.

Всегда спрашивайте себя – действительно ли я помогаю моему ребенку во всем, или я поддерживаю его, только когда дело касается учебы?

Поддерживать социализацию. Важно общаться — не обязательно со сверстниками, это могут быть и интересные взрослые. Поэтому важно выстраивать обучение и свободное время так, чтобы рядом оказывались люди, с которыми мальчик или девочка может выстроить отношения и быть самим собой. Ходите на мероприятия для тех, кто интересуется той же сферой, что и ваш ребенок, отправляйте его на лето в тематические лагеря.

Не бояться все бросить. Родителям очень важно помнить, что одаренность может пройти без следа. Талантливые дети часто превращаются в обычных подростков. Причем это происходит именно тогда, когда их ровесники начинают искать себя и приобретают новую мотивацию для учебы.

Если способности сошли на нет, важно поддерживать ребенка и не толкать его к результатам, которые ему больше не интересны. Ведь вы будете любить его, даже если он не станет знаменитым физиком или примой Большого театра.

Воспитание детей — занятие непростое. Каждый родитель хочет воспитать, если не гения, то хотя бы талантливого и успешного ребенка. Загубить детские навыки просто, а вот развить — не очень. Особенно тогда, когда мать или отец пытаются реализовать в малыше собственные амбиции или несбывшиеся мечты. Все это губительно сказывается на ребенке. Но если следовать нескольким простейшим советам, шансы на воспитание юного таланта значительно возрастут. Так что же делать тем, кому хочется, чтобы их ребенок преуспел в каком-нибудь деле?

Правильные игры с пеленок

Развитие таланта необходимо начинать с первых лет жизни. Если малыш никогда не играл с конструктором, ему вряд ли захочется быть архитектором. Ребенок не любит рисовать? Художник из него не получится.

Как воспитать одаренного ребенка

Родители должны обеспечить малышу доступ к разнообразным детским творческим играм, а затем занять выжидательную позицию. Ребенок сам выберет, что ему нравится.

Культурное развитие

Талантливые дети вырастают из тех, кого родители культурно развивают. Сидя дома, не получится развиваться.

Ребенка необходимо водить в парки, кино, театры. Концерты, утренники, общественные мероприятия, детские центры, выставки — все это благоприятно скажется на развитии юного таланта. Так малыш научится понимать прекрасное.

Как воспитать одаренного ребенка

Отличной идеей будет взять в привычку часто путешествовать. Не обязательно каждые выходные ездить за границу. Достаточно просто проводить меньше времени дома.

Секции

Чтобы у ребенка развивались таланты, их нужно не только обнаружить, но и «тренировать». Для этого подходят всевозможные кружки и секции. Пусть малыш сам выберет, что ему хочется попробовать.

Из-под палки талант не вырастить! Если ребенок принципиально не хочет посещать какой-то кружок, не нужно его заставлять и уговаривать. Ничего хорошего из этого не выйдет.

Как воспитать одаренного ребенка

Не стоит ругать малыша за безответственное отношение к занятиям, неудачам и нежелание посещать уроки. Зато всегда можно правильно мотивировать ребенка, пробудив в нем интерес к чему-либо.

Любовь — залог успеха

Трудно поверить, но для воспитания талантливого и успешного малыша, необходимо показывать ему свои чувства — любовь. Ребенок, который знает, что его любят не за достижения, а просто за то, что он есть, лучше развивается.

Не нужно ругать малыша за неудачи, стоит акцентировать внимание только на успехах. Ребенок может подумать, что родительскую любовь он должен заслужить. И когда в ней не будет надобности, желание заниматься чем-либо пропадет. Зато появится огромное множество комплексов.

Обязанности

У каждого ребенка должны быть свои обязанности в семье. Хороший родитель должен уметь объяснять, что определенные действия необходимо выполнять в обязательном порядке, «потому что надо».

Наличие обязанностей развивает чувство ответственности. Оно поможет в будущем развитию талантов. Но у малышей обязанности должны переплетаться с игрой, содержать игровые элементы.

Собственное мнение

Самое трудное для многих родителей — не навязывать собственное мнение. Если мама хотела стать знаменитой балериной или певицей, это не значит, что ее малыш обязан разделять эти интересы.

Как воспитать одаренного ребенка

Лучше предоставить ребенку право выбора. Даже если он меняет свои увлечения ежемесячно.

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок был самым талантливым и гениальным. Но как показывает практика, узнав о необычных дарованиях своего дитя, многие родители теряются и не знают, как его дальше воспитывать.

Как воспитать одаренного ребенка

В нашей статье мы расскажем, как определить, является ли ваш ребёнок вундеркиндом и как правильно воспитывать одарённого отпрыска, чтобы не загубить его талант ещё в самом детстве.

  1. Как определить, что ваш ребёнок является вундеркиндом?
  2. Положительные признаки одарённого ребёнка
  3. Отрицательные признаки одарённого ребёнка

Как определить, что ваш ребёнок является вундеркиндом?

Очень часто родители не замечают особых способностей у своего ребёнка. А его необычное поведение, списывают на нестандартную психику или возрастные «заскоки» ребёнка. Чтобы не уподобляться таким родителям, ознакомьтесь с положительными и отрицательными признаками вундеркинда:

Положительные признаки одарённого ребёнка

1. Невероятное любопытство. Как правило, одарённые дети очень любопытны. Им интересно всё, от устройства карандаша, то принципа работы ракетного двигателя. Если ваш ребёнок задаёт много умных вопросов, а главное, требует на них немедленных ответов, то стоит задуматься, а вдруг ваше дитя — вундеркинд?

2. Сосредоточенность на одном деле. Обычным маленьким детям не свойственно долго заниматься одним и тем же делом. И если вы заметили, что ваш ребёнок подолгу сидит за книгой или часами читает статьи в интернете, то вероятно это одарённый ребёнок.

3. Взрослая речь. Одарённые дети очень любят использовать в своей речи сложные термины и понятия, несвойственные для детского лепета. Ребёнок говорящий, как взрослый человек, несомненно, обладает скрытым талантом.

4. Взрослые разговоры. Если ребёнок спросил вас, что вы думаете о результатах последних президентских выборов? То не спешите звонить детскому психологу! Скорее всего, у вас семье растёт будущий гениальный политик.

5. Недетские интересы. Пока сверстники вашего чада «рубятся» в игровую приставку, он сидит рядом и читает императив Канта.

Отрицательные признаки одарённого ребёнка

1. Полное равнодушие к школьным занятиям. Стандартная школьная программа становится неинтересной вашему ребёнку, поскольку она даётся ему слишком легко. Отсюда у ребёнка пропадает желание ходить в школу и общаться с учителями и одноклассниками.

2. Заносчивость. Одарённый ребёнок, видя своё превосходство над сверстниками, начинает думать, что он лучше и вести себя с ними заносчиво.

Продолжение статьи на второй странице

Обнаружение, что ваш ребенок одарен, неизбежно приводит к вопросу о том, что с этим делать. Независимо от того, заметили ли вы продвинутые формы поведения у вашего ребенка или кто-то другой указал на вас, есть вероятность, что вам остается задуматься, что, если что-то, вы должны сделать с этим. Некоторые родители беспокоятся о том, что они будут делать неправильные вещи или что они недостаточно умны, талантливы или образованы, чтобы обеспечить то, что нужно их ребенку. Однако все, что нужно, — это немного понимания и творчества. Вот несколько идей, с чего можно начать.

Общее руководство по воспитанию одаренных детей

Первый ключ к тому, чтобы помочь одаренному ребенку максимально использовать его или ее способности, состоит в том, чтобы узнать, что значит развивать эти способности. Воспитание — это в основном удовлетворение интересов ребенка и ознакомление его с новыми идеями и опытом. Например, если вы заметили, что ваш ребенок интересуется динозаврами, приобретите игрушки и книги о них. Тем не менее, даже если ваш ребенок не проявляет особого интереса к музыке, вы все равно хотите приобрести музыкальные игрушки и подвергнуть своего ребенка музыке.

взаимодействующий

Вы также можете воспитывать своего одаренного ребенка, когда вы разговариваете и играете вместе. Одаренные дети любят использовать свой мозг. Они любят думать и разбираться, поэтому задавайте им вопросы! И, конечно же, у одаренных детей есть много вопросов, которые они себе задают! То, как вы отвечаете на их вопросы, может помочь им думать и учиться находить ответы. То, как вы отвечаете на вопросы вашего ребенка, может помочь им сохранить любовь к учебе и научить их пожизненным навыкам для продолжения обучения.

мероприятия

По мере того, как вам станет легче с общей идеей воспитания интересов и способностей вашего одаренного ребенка, вы можете начать планировать некоторые мероприятия. На самом деле, вам не нужно много планирования. Например, прогулка совсем не требует большого планирования, но простая прогулка может привести к интересным исследованиям и дискуссиям. Большинство одаренных детей достаточно наблюдательны, поэтому они могут заметить то, что вы не замечаете, но это не значит, что вы не можете задавать вопросы!

программы

Поддерживать стимулирование одаренного ребенка дома может быть сложной задачей. Кажется, они хотят (и нуждаются) в непрерывной интеллектуальной стимуляции. Вам не нужно делать все это дома, хотя. Подумайте об отправке вашего ребенка в программу, которая либо предназначена для одаренных детей, либо привлекает множество одаренных детей. Если ваш ребенок достаточно взрослый, вы можете отправить его в лагерь. Если ваш ребенок слишком мал, чтобы выходить один, рассмотрите местную программу, например, предлагаемую библиотеками или сообществами.

Игры и игрушки

Хороший способ развить способности ребенка — это предоставить хорошие игрушки и книги. Но они не могут быть просто книгами и игрушками. Одаренным детям часто надоедает типичная игрушка, и они не всегда находят самые популярные книги интересными. Поиск подходящих игрушек и книг для одаренных детей может быть сложной задачей, но не в том случае, если вы знаете, что искать. Одаренным детям нравятся игрушки, которые позволяют им учиться, думать и проявлять творческий подход. Их вкус в книгах похож.

Воспитание против толчка

Даже если вы думаете, что делаете именно то, что, как вы думаете, вы должны делать, чтобы развивать способности своего ребенка, вы все равно можете беспокоиться о том, что вы толкаете своего ребенка и можете причинять вред. Нам всем так часто говорят, что мы не должны толкать наших детей, что мы не можем сдержать сомнения. Для душевного спокойствия вы захотите понять разницу между воспитанием и толчком.

Мечта многих родителей иметь и воспитать одаренного ребенка. Многие родители под одаренностью ребенка понимают его успешное обучение в школе, возгласы восхищения и похвалы со стороны воспитателей и учителей. Однако далеко не всегда самые прилежные ученики становятся успешными людьми. Все зависит от качества воспитания ребенка в раннем детстве. Когда родители очень требовательны и заботятся только о развитии таланта ребенка, а не о нем самом, то одаренные дети вырастают незаинтересованными, подавленными и обидчивыми людьми.

Ребенок вундеркинд — это уникальное и неповторимое явление, дословно «чудо-дитя». Поэтому столь же индивидуальным должен быть и его процесс воспитания. Российский генетик Владимир Эфроимсон на основании своих исследований пришел к выводу, что вундеркинд отличается отклонением в развитии мозга и психическом развитии, такой ребенок встречается примерно один раз из тысячи обыкновенных детей и развивается в нужной мере лишь у одного из миллиона, а действительно гением становится один из десяти миллионов. Эти данные вполне отражают истину: хоть много детей рождаются одаренными, но большинство из них не могут реализовывать свои способности. По мнению психологов, для формирования вундеркинда родители должны быть особенными и готовыми к непосильному труду для развития его способностей.

Прежде чем говорить о том, как воспитать вундеркинда, надо выяснить, одарен ли на самом деле ваш ребенок или у него имеются общие теоретические навыки и знания. Признаками одаренности ребенка являются такие способности:

1. Ребенок старается во всем найти свои собственные уникальные пути решения и обучения.
2. Он легко и быстро осваивает все аспекты своего увлечения и может часами рассказывать об этом.
3. Он очень любознателен и желает изучать все больше и больше.
4. Он слишком требователен к себе и самокритичен.
5. Он отличается большой целеустремленностью и трудолюбием.

Как воспитать одаренного ребенка

Задача родителей на том этапе, когда ребенок с нескрываемым удовольствием начинает заниматься тем видом деятельности, который ему нравится, вовремя выявить способности ребенка и направить максимально возможные усилия на их развитие.

Причиной неудачи многих родителей одаренных детей является неправильное воспитание и отсутствие индивидуального подхода. В этом случае одаренный ребенок вырастает не умеющим общаться и закомплексованым неудачником. Часто, несмотря на свои умственные способности, они отличаются нежеланием трудиться и беспечностью. Как же правильно воспитать вундеркинда?

Вот какие рекомендации дают на этот счет психологи:
1. С самого раннего возраста с ребенком много общайтесь. Вундеркиндов, которые посещали ясли и детский сад, не бывает. Для воспитания вундеркинда с раннего возраста необходимо постоянное пребывание с ним рядом любящего его человека.
2. Желательно, чтобы у вундеркинда был младший брат или сестра. Вундеркинду необходимо постоянно кого-то учить, чтобы самому дальше развиваться.

Как воспитать одаренного ребенка

3. Никогда не критикуйте и не снижайте самооценку ребенка. Все время просите его объяснить что-то вам или младшему ребенку.
4. Воспитывайте в ребенке настойчивость, трудолюбие и силу воли. Не опекайте его, учите самостоятельности.

5. Не подгоняйте ребенка под те стандарты, какие должны быть у детей его возраста.
Если ребенок отличается от других детей внешне или своим поведением, то не следует от него требовать, чтобы он изменился.

6. Поддерживайте интерес ребенка к тому виду деятельности, которым он увлекается. Не подавляйте в нем желание фантазировать, если даже это вам не нравится.
7. Всячески поддерживайте стремление ребенка участвовать в общественной жизни, посещать кружки и секции.

8. Выбирайте ему школу для обучения одаренных детей. Посещая обыкновенную школу, он не будет использовать свой богатый потенциал, в результате у него не развиваются такие свойства характера, как усидчивость, трудолюбие и сила воли.

9. Не заставляйте ребенка учить все предметы на отлично, главное не отбивайте у него желание заниматься любимым увлечением. Многие гении не отличались успехами в школе. Так Исаак Ньютон в школе очень плохо учился, а Альберт Эйнштейн развивался очень медленно, поздно научился говорить и пошел в школу.

10. Помните, одаренному ребенку нужно не восхищение, а помощь. Не хвалите и не давайте этого делать воспитателям. В противном случае ребенок может вырасти нездоровым эгоистом, считающим себя выше остальных людей. Гордитесь своим ребенком, но только ни при нем.

По мнению психологов, одаренность ребенка очень редко выявляется в раннем возрасте. Дети только к 8 годам, то есть во 2-3 классе, обнаруживают все возможности своих интеллектуальных способностей. В этом возрасте нельзя быть равнодушным и невнимательным к интересам своего ребенка. Только будучи бдительными и заботливыми родители могут дать одаренному ребенку шанс на счастливую жизнь.

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»

В Центре дополнительного образования детей «Планирование карьеры» города Томска в течение пяти лет реализуется проект «Родитель и ребенок — успешное будущее России». Важным направлением этого проекта является работа с семьей по воспитанию одаренного ребенка. Педагоги-психологи Центра участвуют в проведении родительских собраний с элементами психологического тренинга школ города, проводят индивидуальные консультации с родителями по вопросам гармонизации семейных взаимоотношений, разностороннего развития личности. За пять лет в мероприятиях проекта приняли участие более 5000 родителей.

Одаренные дети нуждаются в развитии независимости, способностей самоуправления и самодисциплины. Общеобразовательная школа, как правило, не ставит перед ними индивидуальных задач, поэтому они должны опираться на собственные силы и сами ставить себе цели в достижении развития личностных способностей. А помочь в этом — прямая задача родителей, которые, чаще всего, являются первооткрывателями таланта своего ребенка.

Ответственность родителей проявляется в своевременном развитии в своих детях таких личностных качеств, как:

  • интеллектуальная любознательность и готовность к исследовательскому риску;
  • привычка опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
  • умение помогать находить общий язык и радость в общении с другими людьми.

На занятиях с родителями психологи Центра «Планирование карьеры» акцентируют внимание взрослых на создании условий для развития личностных качеств, способствующих проявлению таланта. Первый шаг в этом направлении — принятие самими родителями соответствующих позиций, демонстрация этих качеств собственным поведением.

Стимулирующее влияние родителей на развитие одаренного ребенка — факт, подтвержденный многими биографическими исследованиями. Джон Стюарт Милль (1806–1873) — известный английский философ, логик, политэконом, этик и психолог был сыном Джеймса Милля, разностороннего мыслителя. Сын превзошел отца, как по известности, так и по масштабу своих идей, однако период становления сына прошел под необычайно сильным воздействием отца. Отец стал обучать Джона Стюарта греческому языку в 3 года, латыни — в 8 лет. Отец постоянно поощрял чтение исторической литературы. В этих книгах изображались энергичные люди, справляющиеся с необычными обстоятельствами и преодолевающие трудности. Трудности приходилось преодолевать и самому Джону Стюарту, так как отец порой был не просто требователен, но и суров. Например, ему приходилось практиковаться в написании стихов, а они давались плохо, но отец заставлял продолжать это занятие в обязательном порядке. Все же отец не столько загружал память Милля, сколько стремился развить его способность к пониманию и мышлению: «Все, что могло быть обнаружено при помощи мышления, сообщалось мне только после того, как я истощал попытки достичь его сам», пишет Милль в своей «Автобиографии».

Характерной чертой семейного воспитания талантливых детей является то, что наиболее активным родителем в воспитательном отношении выступает, как правило, отец, а не мать. Нежные любящие отцы, много времени уделяющие детям и матери, воспитывающие независимость, любознательность и гибкость, развивают в своих детях черты, ведущие к продуктивному творчеству.

Дэвид Льюис составил для взрослых ряд правил, исполнение которых стимулирует позитивное умственное развитие одаренного ребенка. Список состоит из сорока утверждений, вот несколько из них, активно используемых педагогами-психологами Центра в работе с родителями:

  1. Я отвечаю на все вопросы ребенка как можно более терпеливо и честно.
  2. Я поставил стенд, на котором ребенок может демонстрировать свои работы.
  3. Я не ругаю ребенка за беспорядок в его комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.
  4. Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.
  5. Я беру ребенка в поездки по интересным местам.
  6. Я снабжаю ребенка книгами и материалами для его занятий.
  7. Я приучаю ребенка к чтению с малых лет.
  8. Я побуждаю ребенка придумывать истории, фантазировать.
  9. Я хвалю ребенка за выученные стихи, рассказы и песни.
  10. Я разрабатываю практические эксперименты, чтобы помочь ребенку больше узнать.
  11. Я позволяю ребенку играть со всяким хламом.
  12. Я помогаю ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы.
  13. Я поощряю в ребенке максимальную независимость от взрослых.

Конечная цель нашей работы с одаренными детьми и их родителями по проекту «Родитель и ребенок — успешное будущее России» — создание психологического климата, в котором талантливый человек может использовать максимум своей энергии на продуктивные занятия. А делает счастливым одаренного ребенка то, что приносит удовольствие каждому ребенку без исключения — новые цели, новые объекты исследования, новые чувства и переживания.

А.А. Трофимова, педагог-психолог муниципального образовательного учреждения дополнительного обучения детей «Планирование карьеры», г. Томск

Журнал «Одаренный ребенок», №3, 2009

Как воспитать одаренного ребенка

Мы все хотели бы, чтобы наши дети добились успехов в жизни, проявили свои таланты и совершенствовали их.

Как воспитать одаренного ребенка

Тем не менее, мы часто встречаем талантливых, творческих людей, которые так и не смогли полноценно использовать свои возможности, и людей со средними способностями, но с огромной верой в себя и высокой работоспособностью, добившихся значительных результатов в жизни. Мы солидарны с теми, кто считает, что учитель или окружающая культура не создают человека. Они не рождают в нем способности любить или быть любопытным, философствовать или творить.

Как воспитать одаренного ребенка

Скорее, они дают возможность, благоприятствуют, побуждают, помогают тому, что существует в зародыше, стать реальным и актуальным. Последние в наших силах, и мы должны всемерно помогать растущей личности раскрыть, развить свои способности.

Существует ряд особенностей, связанных с психологическим здоровьем одаренных учащихся:

Ø для одаренных детей, как правило, характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить себе множество опасных последствий какого-либо события;

Ø чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств и эмоций окружающих их людей и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникающему вокруг них;

Как воспитать одаренного ребенка

Ø часто негативно оценивают себя, даже считают ненормальными, что вызывается социальным неприятием их со стороны сверстников;

Ø большинство одаренных детей спят меньше своих сверстников и раньше отказываются от дневного сна;

Ø одаренные дети иногда испытывают трудности с тонкой двигательной координацией, навыками ручной работы, координацией между визуальным восприятием и механическим движением. Особенно ярко это может выглядеть на фоне развитых познавательных способностей.

Как воспитывать одаренных детей

(советы родителям)

1. Проанализируйте вашу систему ценностей и установок в отношении воспитания детей. Способствует ли она реализации личности и одаренности в обществе?

2. Будьте честными в отношении к детям. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а одаренные дети – особенно.

3. Оценивайте уровень развития ребенка. Обращайте внимание на его достижения. Оценки для одаренных детей – одновременно и награда, и мерило их самовосприятия и самооценки. Прежде чем оценивать, необходимо спросить себя: «Что я вижу, что ценю в ребенке и как ему показать это?». При таком подходе система оценок со стороны родителей и педагогов, в которой ребенок видит себя, будет точнее и полнее отражать его свойства во всей многогранности.

4. Будьте позитивно настроены на одаренность. Старайтесь вовремя уловить изменения, происходящие с ребенком. Они могут выражаться в неординарных вопросах, высказываниях или в нестандартном поведении и являться признаками одаренности.

Как воспитать одаренного ребенка

5. Уважайте в ребенке его индивидуальность и неповторимость. Не проецируйте на него собственные интересы, увлечения и ожидания. Любите ребенка таким, какой он есть, а не за его исключительные таланты. Способствуйте развитию у него таких свойств, как щедрость, готовность помочь другим, терпение, ответственность, целенаправленность, чувство юмора и т. д.

6. Помогайте умственному росту одаренных детей в соответствии с их необычными способностями, обогащая наборы игр, обеспечивая достаточный круг общения, включая в разнообразные посильные занятия. В то же время не перегружайте таких детей: созревание личности еще не закончилось, и ее функциональные возможности не беспредельны.

7. Не ставьте ребенка в слишком жесткие рамки и не навязывайте ему то, к чему у него не возникает собственных побуждений. Прислушивайтесь к желаниям и потребностям ребенка.

8. Будьте терпимы к странным идеям ребенка, уважайте любопытство, старайтесь отвечать на все его вопросы.

Как воспитать одаренного ребенка

9. Учите ребенка понимать и принимать других людей, сопереживать им, ставить себя на их место, проигрывать их роли, вырабатывать дружелюбное отношение к менее одаренному человеку. Это позволит избежать у одаренного ребенка формирования эгоцентризма.

10. Помните о повышенной чувствительности одаренных детей. Оказывайте им необходимую помощь и эмоциональную поддержку путем поощрения их деятельности, внимательно и доброжелательно относитесь к их мнениям и проблемам. С терпением и спокойствием воспринимайте эмоциональные перепады ребенка. Помогайте ему разобраться в том, что не все негативные комментарии и замечания относятся к нему и что люди говорят и действуют иногда неосознанно, без злого умысла.

ГУО «Козенская средняя школа Мозырского района»

Как воспитать одаренного ребенка

Как сохранить психологическое здоровье одаренного ребенка

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector