Концентрация внимания ребенка

Концентрация внимания ребенка

По какому-то удивительному стечению обстоятельств, каждый раз, когда ребёнку нужно делать уроки или готовиться к контрольной работе, у него возникает потребность попить, поесть, отлучиться в туалет или срочно позвонить другу. Если не верить в чудеса, то напрашивается только один вывод: ребёнку трудно концентрировать внимание.

Концентрация внимания — это способность удерживать внимание на каком-либо объекте в течение длительного времени. Трудности концентрации внимания периодически испытывают все люди. Если уж взрослому человеку сложно заставить себя заниматься длительное время скучной, однообразной работой, что уж говорить о ребёнке, которому приходится делать выбор между учебником по математике и компьютерной игрой. В то же время, любимым делом школьник может заниматься часами, игнорируя всё, что не связано с ним, и не проявляя никаких признаков утомления.
Выходит, одна из самых главных причин трудностей концентрации внимания — отсутствие интереса. Если ребёнок не видит какой-либо пользы от выполняемого задания лично для себя, у него нет причины для того, чтобы направлять на него внимание. В таком случае, взрослому нужно придумать эту самую причину. Например, сказать ребёнку о том, что через полчаса начинается интересный фильм, но его можно будет посмотреть, только если будут сделаны все уроки, потому что фильм поздно заканчивается.
Вторая причина трудностей концентрации внимания — усталость. Недостаток сна, большое количество занятий, завышенные требования, недомогание — всё это заставляет ребёнка думать об отдыхе, а не об учёбе. Понаблюдайте, сколько времени школьник сохраняет оптимальную работоспособность, и предлагайте ему делать перерыв по истечении этого периода. Отдых может длиться не больше десяти минут и включать в себя небольшую физическую нагрузку. Попросите ребёнка полить цветы, помочь вам разобрать сумки с продуктами и т.д. Лучше не давать ему возможности играть в этот момент, потому что потом ему будет трудно переключиться на занятия.
Ещё один важный фактор — нарушение душевного равновесия. Если ребёнок чем-то огорчён, подавлен, обижен, он невольно будет снова и снова возвращаться к беспокоящей его проблеме. Поэтому, прежде чем «усаживать» ребёнка за уроки, необходимо дать ему возможность успокоиться, выразить своё понимание его переживаний, дать совет, поддержать.
Иногда ребёнок настолько увлечён какими-то мыслями, что никакие уловки и уговоры не помогают ему забыть о них на время. Например, младшим школьникам бывает трудно сосредоточиться, если они находятся в ожидании вечернего похода в цирк, в парк и т.д. В таком случае, нужно дать ребёнку возможность «прикоснуться к мечте» — дать подержать билеты, рассказать, насколько близко вы будете сидеть к сцене. Это позволит ребёнку выплеснуть часть распирающих его эмоций, мешающих занятиям.
Глядя в учебник или тетрадь, ребёнок видит боковым зрением любимого робота или мишку, валяющегося неподалёку, слышит звуки радио или чувствует запах вкусной картошки. Трудно требовать от ребёнка полной сосредоточенности в окружении такого количества соблазнов. Конечно, вы не можете посадить школьника с его учебными принадлежностями в вакуумную камеру, но убрать из-под его носа робота и выключить радио можно.
Если влияние всех описанных факторов устранено, а внимание ребёнка продолжает путешествовать по любым предметам, кроме тех, которые относятся к учёбе, это говорит о том, что его возможности концентрироваться нуждаются в специальной тренировке.

Упражнение 1. Сохраняем позу.
Детям свойственна активность и подвижность, поэтому длительное сидение за столом физически утомляет их. Научиться сохранять позу в течение длительного времени помогут такие игры как «Море волнуется», «Замри!» или «Памятник». Например, в последней игре ребёнку предлагается изобразить какого-нибудь известного человека и замереть без движения. Для более старательного выполнения упражнения ребёнком можно внести в игру элемент соревнования: кто дольше сохранит выбранную позу, не покачнётся, не моргнёт и т.д.

Упражнение 2. Сбрасываем напряжение.
Помимо сохранения необходимого мышечного напряжения, ребёнок должен уметь расслаблять мускулы, почувствовав усталость. Быстро сбросить напряжение и ощутить прилив сил можно с помощью следующих упражнений: — сделать 5-7 глубоких вдохов и выдохов; — потянуться всем телом, вытягивая руки за голову, а ноги — вперёд; — потереть переносицу, виски, ладонь о ладонь. — сидя на стуле или стоя на полу, сделать несколько поворотов корпусом вправо и влево.

Упражнение 3. Загадочно молчим.
Посторонние разговоры мешают сосредоточиться не меньше, чем яркие отвлекающие предметы. Задавая вам вопросы, ойкая, передразнивая своих одноклассников или изображая Бэтмена, ребёнок невольно уходит от сути выполняемой работы. Игра в «молчанку» позволит ребёнку научиться подавлять не относящиеся к делу реплики и возгласы. Договоритесь с ребёнком о призе, который получит тот, кто дольше всех промолчит. Это даст вам возможность не реагировать на вопросы ребёнка, а ему — самостоятельно и быстро справиться с заданием. Можно так же поиграть всей семьёй в игру, в которой участники должны отгадать какой-то слово или словосочетание, которое один из игроков изображает с помощью мимики и жестов.

Упражнение 4. Направляем взор.
Умение концентрировать внимание предполагает способность длительно удерживать нужный объект в поле зрения. Многим детям не хватает именно этого умения. Для того, чтобы развить его, подойдут любые игры, развивающие точность попадания в цель, например: городки, стрельба в тире, набрасывание колец. В домашних условиях можно попробовать складывать башни из спичек, девочкам — вышивать, а мальчикам — выжигать.

Упражнение 5. Переключаем внимание.
Для того, чтобы не попасть надолго во власть отвлекающих факторов, ребёнку необходимо уметь быстро переключать внимание обратно на задание. В этом помогут игры, содержащие два-три условных сигнала, на которые ребёнок должен реагировать различным образом, например: услышав один хлопок — присесть, два хлопка — попрыгать, три хлопка — поднять руки. Более сложный вариант такой игры — «Путаница». Попросите ребёнка показывать те части тела, которые вы называете, а сами показывайте неправильно, — например, говорите «глаз», а дотрагивайтесь до своего носа. Темп игры можно постепенно ускорять. Главное, чтобы вы не запутались сами!
Также можно совместить упражнения на внимание с тренировкой памяти. Попросите ребёнка внимательно посмотреть на расположение предметов в комнате, а затем предложите ему выйти за дверь. Пока его нет, переставьте местами два-три предмета и позовите ребёнка. Его задача — определить, что изменилось за время его отсутствия.

К сожалению, в некоторых случаях значительные нарушения концентрации внимания могут свидетельствовать о наличии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), возникающего при дисфункции некоторых мозговых структур. Если систематические занятия с ребёнком не дают результата, следует обратиться за консультацией к неврологу.

Родители, которые часто жалуются, что их ребенок неусидчив и не умеет сконцентрироваться на задаче, упускают из внимания важную деталь – дети любят интересные игры и задания. За тем, что им действительно интересно, они могут увлеченно проводить довольно много времени. Но как быть, если это не необходимые занятия по счету или грамматике, а любимые мультфильмы или игры с куклами? Как быть, если требования к тому, что должен знать и уметь дошкольник, за последние годы существенно выросли и хочется, чтобы ребенок не упустил свои возможности?

Как научить ребенка сосредотачиваться

Дефицит внимания и неумение концентрироваться на поставленной задаче в течение длительного времени – настоящий бич современных детей, а заодно и их родителей. Немалую роль в этом играет все ускоряющийся темп современной жизни и чрезмерное увлечение средствами массовой информации.

Телевизионные передачи, компьютерные и видеоигры перевозбуждают неокрепшую нервную систему детей и буквально высасывают из них способность сосредотачиваться на долгое время. Малыш не успевает следить за мельканием кадров и привыкает к быстрому и поверхностному усвоению информации. И вот мама в миллионный раз показывает ребенку, как правильно писать букву “А”, а тот ерзает на стуле и играет с карандашом. «Будь внимательнее!» – то и дело повторяет родительница, постепенно теряя терпение. А вот любимую сказку ребенок может внимательно слушать хоть сто раз подряд. Дети могут (и хотят!) сосредотачиваться только на том, что им интересно в данную минуту.

Педиатры считают, что в возрасте 4–5 лет ребенок должен быть способен фокусировать внимание на одной задаче в среднем от 8 до 20 минут. Чтобы высчитать эту цифру для более старшего возраста, нужно каждый год умножить на 5 минут. Но и это правило, как любые другие, зависит от ситуации. И не только от интересности поставленной задачи, но еще и, например, от времени суток. Одна и та же задача, поставленная перед ребенком утром, сразу после просыпания, в середине дня, перед или после тихого часа, перед ночным сном, привлечет разное количество внимания. Нить возможной концентрации очень эластична. Как же помочь ребенку и научить его концентрироваться?

Сделайте занятие по-настоящему интересным. Сколько внимания затратит малыш на то или иное занятие, зависит от того, насколько ему нравится эта деятельность. Когда вы впервые предлагаете ребенку занятие, которое важнее вам, а не ребенку (например, учите малыша писать буквы), вы в первую очередь испытываете свою креативность и гибкость как родителя и как учителя. Если малышу это занятие не нравится, то между ним и родителем порой начинается настоящая борьба.

И отказаться от этой борьбы почти невозможно, ведь требования к детям, поступающим в школу, сейчас очень высоки: ребенок должен быть усидчив, послушен, знать азы грамматики и математики, уметь воспринимать новое и выполнять задачи, поставленные перед ним учителем. Родитель пытается научить малыша обратному счету, а тому в этот момент интересней разбирать игрушечную машинку. И поразительно: с машинкой он может возиться подряд целых полчаса, а вот для того, чтобы выучить счет, не хочет потратить и пяти минут!

Поэтому немного изобретательности со стороны мамы поможет превратить скучную вещь в интересную. Например, вместо того, чтобы заставлять ребенка писать буквы карандашом, можно попросить его сделать это мелом на доске или на асфальте, красками на оконном стекле, вылепить из пластилина или из теста для печенья. Дети замечательно учатся писать буквы палочкой на песке во время прогулки (а чем еще заняться, если, к примеру, на улице сыро и грязно и негде играть). Совместные поделки кроме навыков концентрации хорошо развивают мелкую моторику рук, и они более интересны, чем академические уроки.

Чтобы получить внимание, научитесь давать его сами. Родители сами часто отвлекаются во время занятий с ребенком. «Выключи чайник!» – кричит мама папе, а внимание ребенка уже улетело. Даже взрослому после того, как его отвлекли, бывает трудно сосредоточиться вновь, что уж говорить о малыше. Бывает и так, что, занимаясь с ребенком, мама то и дело разговаривает по телефону или смотрит «одним глазом» в телевизор. Если уж собрались научить ребенка сосредотачиваться, сядьте рядом с ним в тишине и подарите несколько минут своего времени – целиком, не отвлекаясь ни на что. Четкие и ясные инструкции помогут ребенку лучше понять поставленную задачу и сконцентрироваться на ней. Бесполезно надеяться, что ребенок будет учиться по вашим инструкциям, выкрикнутым из кухни в детскую. Обязательно должен быть контакт глаза в глаза и плечо к плечу.

Заранее предупредите рассеянность. Чтобы ребенок не отвлекался на перекусы и на «попить водички», перед началом занятий предложите ему легкий полдник. Не следует начинать учебу и после подвижных игр, когда ребенок слишком устал и перевозбудился. Если ребенок уже учится в школе или ходит в какую-нибудь секцию, то не заставляйте его делать домашнее задание сразу после возвращения домой, любому человеку нужно время, чтобы прийти в себя. Уроки и секции не должны идти сплошным потоком. Если ребенок концентрируется с каждым разом все хуже, возможно, его расписание слишком перегружено.

Если ребенка отвлекают брат или сестра, усадите их за занятия по разным комнатам. Не разрешайте одному ребенку смотреть телевизор или играть в компьютерные игры, пока вы занимаетесь с другим. Никакие уроки не выдержат такой конкуренции.

Часто дети становятся рассеянными и теряют сосредоточенность, когда им кажется, что задача для них слишком трудна. Помочь можно, разделив задачу на несложные инструкции. Если вы велите ребенку убрать его комнату, то вряд ли из этой затеи выйдет что-нибудь путное. Гораздо лучше обозначить задачи помельче: подбери с пола игрушки, а потом я скажу тебе, что делать дальше.

Вместо постоянных словесных напоминаний сделать то или иное, которые ребенком игнорируются, гораздо эффективнее бывает повесить картинку, иллюстрирующую задачу. Например, картинку мальчика, чистящего зубы или играющего на пианино. И не забывайте хвалить ребенка за самостоятельно выполненную работу.

Тренируйте память, наблюдательность и внимание. Существует множество игр, которые, в отличие от телевизионных передач и компьютерных игр, хорошо тренируют умение концентрироваться. Это практически все настольные игры, рисование, собирание пазлов. Да и само по себе отключение телевизора уже заставляет ребенка внимательно прислушиваться и приглядываться к окружающей его обстановке. Побуждайте также ребенка подмечать мелкие интересные детали во время совместных игр и прогулок, читать вместе вывески, считать машины определенного цвета, обращать внимание на цвета, формы, текстуру вещей.

Сейчас нет возможности посещать ни детский сад, ни развивающие занятия. Мамам и папам приходится работать удаленно, в том числе решать ряд проблем, требующих внимания. Самое простое, что может сделать родитель, чтобы занять ребенку, дать ему планшет или смартфон. О том, почему лучше этого не делать и с помощью каких простых и доступных средств можно занять детей с пользой для их развития, в авторской рубрике DELFI Woman рассказывает руководитель Montessori Studija Алина Лебедева.

Влияние гаджетов на ребенка

Начну с того, почему планшет, телефон, компьютер или телевизор не стоит использовать для того, чтобы «ребенок был чем-то занят».

Вовсе не являюсь противником новых технологий. И признаю их позитивное влияние на образование и развитие. Но хочу обратить внимание родителей детей дошкольного возраста на мнение врачей и психологов, а также на данные исследований.

Чрезмерное употребление технологических устройств в раннем возрасте приводит к ряду негативных последствий, а именно:

  • Снижается концентрация мелатонина, что ведет к проблемам со сном и быстрой утомляемости.
  • Повышается импульсивность (в том числе, частые истерики).
  • Появляются проблемы с координацией движения.
  • Ограничивается мелкая моторика.
  • Возникают проблемы со зрением. Развивается близорукость.
  • Тормозится развитие речи и использование языка для общения.
  • Ухудшается развитие волевых качеств. То есть проблемы с приложением усилия к действиям.
  • Ухудшается память.
  • Появляется зависимость от электронных устройств.

Кроме того, электромагнитные излучения особенно вредны для детей дошкольного возраста и могут вести к проблемам со здоровьем. Также использование планшета и телефона сверх меры связано с недостатком подвижности и может привести к неправильному формированию мышечной ткани руки и пальцев.

Гаджеты: с какого возраста, как долго и что можно предлагать ребенку

Мнения медиков на счет использования устройств детьми дошкольного возраста в целом не отличаются. Американская академия педиатров рекомендует не давать электронные устройства детям до двух лет. Для детей 3—5 лет рекомендуется не превышать один час в день, а для детей 6—18 лет — не превышать два часа в день.

Детский врач, кандидат медицинских наук Евгений Комаровский также выступает против планшетов для детей до двух лет. Он утверждает, что даже старшим детям нельзя давать больше двух часов экранного времени в сутки, имея в виду суммарное время телефона, компьютера, планшета и телевизора.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует дошкольникам проводить перед экраном не более часа в день, меньше времени находиться в сидячем положении, больше заниматься подвижными играми и спать достаточное количество часов. Детям до года ВОЗ не советует давать гаджеты вообще.

Психологи рекомендуют следить за тем, чтобы содержание занятий в планшете подходило ребенку, и было развивающим. То есть, предлагать только те приложения, которые соответствуют возрасту и вырабатывают какой-либо навык.

Врачи советуют не давать детям смотреть мультики, в которых картинки молниеносно сменяют одна другую. Это негативно влияет на развитие внимания. «Чем младше ребенок, тем медленнее должны сменяться картинки» — говорят эксперты. С детьми важно разговаривать о том, что происходит на экране.

Интересно мнение и опыт руководителей кампаний, связанных с цифровыми технологиями. К примеру, глава компании Microsoft Билл Гейтс не давал детям пользоваться смартфонами до 14 лет. В его семье, в том числе и взрослые, не пользуются гаджетами после установленного времени. Основатель компании Apple Стив Джобс также ограждал детей от технологий. В его семье проводили вечер за беседой и чтением книг.

Навык концентрации внимания

Это может казаться парадоксальным. Электронные устройства поглощают внимание детей, но не учат их концентрации. Гаджеты рассеивают внимание, в то время как полноценное развитие ребенка происходит в моменты сосредоточения на конкретном занятии, которое требует внимательности и приложения усилий. Такими занятиями являются конструирование, вырезание ножницами, чтение книг, или их рассматривание, поливание цветов и другие виды целенаправленных действий с предметами.

Навык концентрации внимания — ключевой навык в развитии, ведь чтобы освоить другие навыки, в том числе чтение и письмо, ребенок должен уметь сосредотачиваться на этой деятельности.

Когда этот навык не развит, даже у самого смышленого и любознательного ребенка возникнут трудности в усвоении нового, будь то способность застегнуть пуговицы или школьная программа математики.

О степени развития навыков концентрации внимания говорит способность ребенка продолжительное время заниматься одним и тем же, не отвлекаясь на внешние раздражители, и не переключаясь ни на что другое. В моменты наивысшей сосредоточенности ребенок, словно профессор в лаборатории, производящий секретный эксперимент, не замечает ничего вокруг. Поэтому психологи рекомендуют исключить такие факторы, как постоянно работающий телевизор или радио, а также громко говорящие рядом взрослые.

С одной стороны, чтобы «занять ребенка», не используя смартфон, у него уже должна быть выработана способность к сосредоточению. С другой стороны, чтобы эту способность выработать, у него должна быть возможность регулярно заниматься чем-либо самостоятельно, без родительской помощи или с их минимальной поддержкой. Для этих целей как нельзя лучше подходит методика Монтессори.

Обычно, дети могут концентрировать свое внимание только на какой-нибудь одной деятельности, в особенности, если она требует их полного внимания. Если обнаруживается, что у ребенка нет концентрации внимания, то причиной этому может быть плохое обеспечение клеток мозга питательными веществами и полезными кислотами, что очень часто обусловлено постоянными стрессами и неправильным питанием. Также проблемы с концентрацией внимания могут возникать у ребенка, если у него есть какие-то с внутренние конфликты, и он не может самостоятельно успокоиться. Но самым серьезным препятствием для концентрации внимания у ребенка является страх. В таком случае сначала нужно устранить причину страха, чтобы ребенок мог нормально себя чувствовать.

Все вещества, которые приводят к тонизирующему эффекту снижают концентрацию внимания ребенка. Напитки, содержащие кофеин, такие как кола или пепси, при длительном употреблении приводят к сильному снижению концентрации внимания. Также концентрации сильно вредит жирная пища и переедание. Если кишечнику и желудку требуется большое поступление крови, чтобы переварить пищу, начинает страдать от недостатка крови мозг, а с ним и мозговая деятельность.

Лекарственные препараты для усиления концентрации внимания

На сегодняшний день существуют препараты, которые могут вернуть концентрацию. Рассмотрим некоторые из них:

— глицин. Принимают при снижении умственной работоспособности и стрессах.
— билобил и билобил форте. Принимают при ослаблении памяти, снижении внимания и интеллектуальных способностей, нарушении сна и страхах.

— интеллан. Принимают при ослаблении памяти, нервном напряжении и постоянной усталости, хронических стрессовых ситуациях, дезориентации и нарушении концентрации внимания, задержке физического и умственного развития, головокружении, нарушении равновесия, спутанности сознания, состоянии тревожности, депрессии.
— фезам. Принимают при нарушении памяти, концентрации внимания и нарушении мыслительной активности, настроения.

Концентрация внимания ребенка

— пирацетам. Принимается для ускорения процесса обучения.
— фенотропил. Принимают для лечения нарушения памяти, внимания, для повышения устойчивости к различным стрессовым ситуациям, коррекция состояния организма с целью предупреждения утомления и повышения физической и умственной активности, приведение в норму суточного биоритма, нормализация цикла «сон-бодрствование».

— витрум мемори. Принимается при снижение внимания, плохой памяти, ухудшение интеллекта, зрения, слуха, речевых функций, для усиления скорости мышления.

Физиотерапия при снижении концентрации внимания

Чтобы ребенок научился концентрировать внимание, нужно сначала научить его выстраивать распорядок дня. Обязательно посещение спортивных кружков, чтобы ребенок мог развивать и реализовывать свою энергию. С помощью различных упражнений на внимание, можно за достаточно короткое время развить у ребенка концентрацию внимания. Для восстановления кровообращения можно использовать легкий массаж всего тела, что также приведет к положительному результату.

Любые физиотерапевтические методики отлично дополняют медикаментозную составляющую восстановления концентрации внимания, позволяют избежать побочных эффектов и при этом достигнуть положительного результата лечения. Но главным звеном успешного лечебного процесса в первую очередь является врач. Поэтому все процедуры необходимо проходить после консультации с квалифицированным специалистом — для эффективности и безопасности ребенка.

Упражнения для усиления концентрации внимания

Одним из самых действенных упражнений является упражнение с концентрацией на одной точке. Для этого нужно выбрать соответствующее помещение с однотонной стеной. На нее нужно прикрепить лист бумаги с нарисованной точкой (размером с горошину), при этом рисунок должен висеть на уровне взгляда. Далее нужно в расслабленном состоянии (сидя в удобном кресле) сконцентрировать внимания на этой точке как можно дольше.

Если ребенок еще совсем мал можно попробовать сконцентрировать его внимание на какой-то одной игрушке, но при этом она должна быть без лишних деталей, например, это может быть однотонный кубик. С каждым занятием нужно продлевать контакт с объектом.
На самом деле упражнений, которые могут помочь восстановить концентрацию внимания много, главное постараться подобрать именно то, которое подойдет ребенку.

Концентрация внимания ребенка

Игры для стимуляции развития концентрации внимания

1) Где что лежало
Ребенку показывают предметы. Когда ребенок отворачивается, один предмет переставляется или убирается. Ребенок должен указать, что поменялось. Нужно начинать с малого количества предметов, постепенно их добавляя.

2) Многоножки
Руки перед началом игры находятся на краю стола. По сигналу ребенок должен начать двигать руками в любом направлении, которое было задано в начале игры. В движении обязательно должны принимать все пять пальцы.

3) Двуножки
Эта игра проводится также как и игра «Многоножки», но в «гонке» участвуют лишь 2 пальца: средний и указательный. Все другие пальцы должны быть прижаты к ладони. В игре можно устраивать гонку между правой и левой рукой.

4) Слоны
«Хоботом слона» становится средний палец одной из рук, остальные становятся «ногами слона». Слону нельзя касаться хоботом земли и подпрыгивать, во время ходьбы слон должен наступать на все четыре лапы. Также возможно устраивать гонки слонов.

5)Шапка-невидимка
В течение нескольких секунд ребенок должен запомнить все предметы, которые находятся под шапкой, а потом перечислить их.

— Вернуться в оглавление раздела «Психология.»

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector