Концентрация внимания у ребенка

Концентрация внимания у ребенка

Порой родители слишком поздно, уже когда ребенок учится в школе, понимают, что из-за невнимательности снижается успеваемость и уровень знаний ученика. Многие жалуются, что ребенок не может сосредоточиться и сконцентрироваться на конкретном объекте.

Как развить внимание и концентрацию у детей

На самом деле, внимание – то качество, которое можно и нужно вырабатывать с ранних лет. Развивать внимание и концентрацию, учиться быть сосредоточенным, как ни странно, очень даже интересно и увлекательно, потому что делать это нужно в игре.

Игры и упражнения для развития внимательности и концентрации

Мы подобрали для вас упражнения, для которых достаточно только два игрока – вы и ваш малыш. Благодаря этим простым действиям вы поймете, как развить внимательность у ребенка.

1. Что в комнате?

Буквально каждый день с ребенком можно играть в игру, которой нет конца. Попросите его сегодня перечислить все предметы желтого цвета, находящиеся в комнате. На следующий день пусть он перечислит все предметы, название которых начинается на букву «Б». Таким образом, вы можете задавать задание до бесконечности, меняя цвет, букву, размер, форму и т.д. Времени это займет совсем немного, но будет способствовать развитию внимательности и концентрации малыша.

2. Зеркало

Эта игра обязательно понравится вашему ребенку! Вы – человек, он – ваше отражение в зеркале. Его задача – пытаться одновременно с вами выполнять несложные действия, причем, если вы задействовали правую руку – ему придется проделать аналогичное движение левой рукой.

После поменяйтесь ролями – пусть малыш будет человеком, а вы его отражением. В игре постарайтесь выполнять движения плавно – это упражнение не на скорость, а на концентрацию. В качестве движений можете выбрать обычный набор хаотичных жестов, это также может быть наведение марафета у зеркала, рассматривание соринки в глазу, и даже веселое кривляние – проявите фантазию и как следует повеселитесь.

3. Заметь потерю

Разложите перед ребенком предметы (или игрушки). Разрешите несколько секунд посмотреть, чтобы запомнить, а после закрыть глаза, пока вы уберете один из предметов. Открыв глаза, он должен будет назвать, что исчезло. Чтобы малышу было интересней, меняйтесь ролями.

4. Кто во что одет?

Задавайте друг другу вопросы, относительно того, кто во что одет – «Какого цвета на мне носки?», «Есть ли у меня в ушах серьги?», «Какая надпись на футболке под кофтой?» и т.п. Играть лучше всего, находясь в разных комнатах или отправляясь на прогулку – чтобы не было возможности подглядеть.

Возможно, сначала ребенок не сможет ответить на многие вопросы, но со временем все изменится. Если вы постоянно будете играть в эту игру, у малыша родится азарт, и он станет внимательнее относиться к тому, как кто выглядит, а заодно, хорошо разовьет зрительную память.

5. Ищем букву

Распечатайте на двух листах бумаги одинаковый текст – для себя и ребенка. На время (засеките 60 секунд) обведите в кружочек все встречающиеся буквы «О». Чтобы силы были равны, можете усложнить себе задание, и обводить две буквы вместо одной. По истечении минуты, поменяйтесь листами – теперь ваша задача проверить друг друга, посчитать балы и определить победителя.

6. Восстанавливаем сюжет

Подберите картинки, иллюстрирующие сказку, которую недавно прослушал или прочитал ваш малыш. Попросите его выложить их по порядку.

7. Найди игрушку

Спрячьте в комнате игрушку или какой-то предмет. Ребенку надо указать точные координаты – например, скажите, что ему необходимо пройти три шага прямо, затем повернуть налево и сделать два шага, после повернуть направо, сделать шаг и там искать.

8. Слушаем окружающий мир

В течение минуты слушайте все, что происходит в комнате. Затем попросите ребенка назвать все звуки, услышанные за это время. Позже можно упражнение усложнить – малыш должен называть звуки в том порядке, в котором он их слышал.

Чтобы было интереснее, звуки можно не называть, а попытаться их заново озвучить. Проделав упражнение, измените круг внимания – минуту слушайте то, что происходит за окном, и т.д.

9. Составляем фоторобот

Обычную прогулку по магазинам можно превратить в увлекательно детективное приключение. Встретив на улице любого человека, кошку, голубя, собаку, скажите малышу «Сейчас нам потребуется создать фоторобот!». После того, как объект пропадет из поля зрения, вы по очереди его описываете его, не упуская самые мелкие детал.

10. «Да и нет не говорить, черный с белым не носить!»

Наверняка эта игра известна вам с детства. Ведущий задает вопрос, на который естественно было бы ответить «да», «нет», «черный» или «белый». Задача игрока ответить на вопрос, не используя эти слова. Кто проиграл – становится ведущим.

Ежедневно уделяйте время, чтобы проделать хотя бы одно из этих упражнений. Через пару месяцев вы вдруг поймете, что ваш ребенок стал замечать много вещей в окружающем мире, ему стало проще удерживать внимание на нужном объекте, он легко сосредотачивается и концентрируется.

Но главное – другое: кроме того, что вы увидите результат, вы получите радостного ребенка, который каждый день играет с любимой мамой в увлекательнейшие игры и счастлив оттого, что получает необходимую ему заботу.

ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ СПОСОБСТВУЮЩИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С СДВГ

Дети с СДВГ имеют ряд особенностей в поведении и одна из них – низкая концентрация внимания. Суще- ствует ряд способов, которые могут использовать родители для увеличения концентрации внимания:

Первый и очень важный момент – Организация режима дня и места для занятий.

Детям с синдромом дефицита внимания необходим твердый распорядок дня. Который будет выполняться независимо от настроения домашних как в будни, так и в выходные дни. Режим дня, который включает время на работу и достаточное время на отдых, прогулки, в котором отход ко сну и прием пищи происходит в одно и то же время, имеет очень важное значение для сохранения соматического здоровья ребенка. У детей с СДВГ всегда присутствует низкая нейродинамика, и ослаблен первый блок мозга, который регулирует тонус и бодр- ствование. Слабость первого блока мозга всегда ведет к истощаемости психического фона, соматической и психосоматической уязвимости. Твердый распорядок дня помогает улучшить работу первого блока мозга и способствует сохранению соматического здоровья.

Второй момент – Снижаем влияние отвлекающих факторов во время выполнения домашнего задания.

Когда ребенок работает за столом, убираем все отвлекающие предметы со стола. На столе лежит только тет- радь, учебник и ручка с карандашом. Все лишние предметы и игрушки лежат в ящике стола. Для того чтобы улучшить концентрацию внимания и снизить восприимчивость к внешним раздражителям, приклеить ярко оранжевый круг над столом или положить апельсин. Ярко оранжевый цвет помогает улучшить концентрацию внимания.

Третий момент – В перерывах между приготовлением уроков, обеспечить двигательную целенаправлен- ную активность.

Это может быть выполнение упражнений на балансировочной доске «Баламетрикс» или использование

надувной балансировочной подушки, на которой ребенок стоит и подбрасывает небольшие предметы или рабо- тает с мячом.

Тренировка равновесия и координации тесно связаны с концентрацией внимания. Удерживая баланс тела, ребенок тренирует мозжечок, формируются новые нейронные связи. Ребенок начинает ощущать свое тело и это гармонизирует и внутреннее состояние и повышает концентрацию внимания.

Очень хорошо использовать упражнения с массажными мячиками, прокатывая их по ладоням и подбрасы- вая. Или с обычным мячом, который можно бросать в стену или в пол определенное количество раз, отдельно правой и левой рукой.

Отличной физкультразминкой будет игра по правилам с мячом. Это всем известная игра «Съедобное и не- съедобное» или игра «Запретный фрукт(овощ)» Которая тренирует еще и координацию, произвольность и слу- ховое внимание. Цель этой игры – ребенок повторяет за взрослым название фруктов или овощей перебрасывая мяч, а одно или два будут «запретными». Ребенок их не повторяет, а вместо этого совершает определенные действия, о которых заранее сообщает взрослый (напр. слово помидор не повторять, а вместо этого, хлопнуть в ладоши).

Четвертый момент – Важно выполнять дыхательные упражнения во время работы по приготовлению уроков.

Это улучшает ритмирование организма, положительно влияет на первый блок мозга, развивает самокон- троль и произвольность. Важно помнить, что нарушение ритмов организма (электрическая активность мозга, дыхание, сердцебиение и т.д) приводят к нарушению психического развития и, следовательно, снижают кон- центрацию внимания.

Переутомление в школе и вовремя приготовления уроков, снижают внимание и работоспособность. Дыха- тельные упражнения- повышают работоспособность и помогают сосредоточиться на выполняемой работе.

Пятый момент – Организация правильного питания.

Ограничиваем употребление сладостей, простых углеводов. Убираем из питания полуфабрикаты, которые содержат вещества, отрицательно влияющие на функции мозга ребенка: аспартам, глютамат натрия и калия, салицилаты, все добавки, начинающиеся с буквы Е. Исследования показывают, что уже примерно 70 % детей с СДВГ становятся спокойнее, у них улучшается сон, если из их рациона исключить синтетические красители и усилители вкуса. При этом подобное улучшение является стойким и долговременным.

Проведенные исследования показали – поведения ребенка при употреблении даже одного пирожного с пи- щевыми красителями в течение часа после его употребления, заметно повышает гиперактивность и снижает усвоение школьного материала. Исследования показывают, что уже примерно 70% детей с СДВГ становятся спокойнее, у них улучшается сон, если из их рациона исключить синтетические красители и усилители вкуса. При этом подобное улучшение является стойким и долговременным.

Важно помнить про употребление достаточного количества простой воды, не соков и чая, а просто воды. Это способствует улучшению не только общего состояния организма, но и улучшает мыслительные способно- сти как детей, так и взрослых.

Важно употреблять достаточное количество продуктов, содержащих железо, витамины группы В, и содер- жащих Омега-3 жирные кислоты. Продукты, содержащие пребиотики и пробиотики, а также в рационе должны присутствовать продукты, содержащие цинк. Низкие уровни цинка связаны с плохой неврологической функци- ей, недостаточным вниманием и различными двигательными расстройствами.

Шестой момент – Использование сенсорных стимулов.

Игра с песком, водой, крупами (пересыпание, переливание, ищем в крупе предметы, тактильные коробочки ил кусочки ткани и т.д.). Заполняем перерывы между занятиями – разными сенсорными воздействиями, а также играми на развитие крупной моторики и координации. Это может быть и спортивный уголок, или кресло- мешок для того чтобы отдохнуть в разных положениях тела.

Активно используем утяжелители, которые воздействуя на сенсорную систему, высвобождают силы для внимания и уменьшают реакцию на внешние раздражители.

Седьмой момент – Дозированное использование гаджетов.

Важно ограждать гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач.

Важно стимулировать познавательную активность, и разнообразную занятость ребенка. Побуждать к вы- полнению домашних обязанностей. Проведенное совместно с ребенком время за чтением, настольными и дру- гими играми, способствует гармоничному развитию ребенка и созданию хорошего психологического климата в семье.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Разделы — Психолог
Темы — Нормы и нарушения в развитии, особенности физиологии — Возраст 1 — 3 года

Моей дочке 2 года и 1 месяц. Она у меня не концентрирует внимание. Вот например, когда я начинаю читать ей книжку или играть с ней при этом рассказывая и показывая что я делаю, она начинает нервничать (не хочет, чтоб я читала ей) или наоборот не обращает внимания. Зову ее — она либо сразу откликается, либо только с третьего раза. При этом она у меня плохо разговаривает, сосет пальчик (я ее кормила грудью до 4,5 месяцев, молока было мало, для меня это больная тема. ). Мне кажется, что из-за этого у нее психологическая травма возникла. Как вы думаете, почему она не концентрирует внимание? (Riga)

Ответ:

Здравствуйте, Riga! Спасибо за вопрос.

То, что Вы описали о ребенке, к сожалению, недостаточно для того, чтобы делать заключения. Имеет смысл обратиться к специалисту очно (психолог, дефектолог, невролог).

В раннем детстве (от 1 года до 3 лет) психические функции носят непроизвольный характер, в связи с чем низкая концентрация внимания является нормальной для этого возраста. Ребенок воспринимает то, что находится в поле его зрения, поэтому поведение ребенка 2-3 лет называют «полевым». И если Вы читаете книжку или что-то рассказываете, а ребенок на Вас не смотрит, и, как Вам кажется, «не хочет, чтобы ей читали», на самом деле это не совсем так. Все что Вы проговариваете, пропеваете либо проделываете совместно с ребенком – все это записывается корой головного мозга, все это запечатлевается и откладывается. Поэтому продолжайте делать то, что приятно Вам и Вашей девочке. В ее возрасте мышление развивается наглядно-действенно, т.е. с помощью практических манипуляций с предметами. Поэтому пробуйте больше лепить, строить, рисовать (рисовать пальчиками, руками), собирать и разбирать игрушки из 2-3 деталей. Наблюдайте за девочкой и найдите ту деятельность, которая приносит ЕЙ радость и удовольствие, и попробуйте разделить с ней ее деятельность. Здесь важно не навязывать свои игры, а идти за ребенком и его интересами, потихоньку направляя его, добавляя что-то новое (новая деталь, новое правило, новая краска). При чем, когда Вы занимаетесь чем-то вместе, и Ваш ребенок уходит из игры, переключаясь на другое, важно Вам продолжать проявлять интерес к игре, продолжать проговаривать, комментировать, чтобы вовлечь ее в игру, удерживая тем самым ее внимание на одном объекте игры.

Рекомендую также чаще и больше задавать вопросов Вашей девочке о том, что она видит, создавать ситуации, в которых она должна что-то рассказать, ответить, показать, вобщем, чтобы у нее чаще возникала потребность в речи. Это в целом то, что я хотела сказать.

Но отдельно хотела бы сказать о том, как чувствуется боль и вина Ваших переживаний в письме. Наверняка, есть тому причины. Поэтому имеет смысл Вам самой позаботиться о себе, своих переживаниях и обратиться к психологу очно, проработав их.

С уважением, клинический психолог
Баянова Мария

Концентрация внимания у ребенка

Формирование внимания ребенка

По мнению психологов, существует 6 стадий формирования внимания у детей:

Первая стадия – стадия рассеянного внимания. Это норма для детей от рождения до возраста одного года. Их отвлекает любой шум, игрушки, разговоры взрослых людей.

Вторая стадия – стадия фиксированного внимания. Это значит, что занимаясь каким-то одним делом, ребенок возраста от года до двух лет не замечает ничего из происходящего вокруг, он целиком и полностью поглощен своим действием. И в этот момент он действительно не слышит, когда к нему обращаются. Очень часто родители, наблюдая за играющим ребенком, не могут понять, как можно настолько увлечься процессом одевания куклы или сборкой новой модели вертолета, чтобы не слышать, что его зовут? Порой мама и папа решают вмешаться в его игру, но делать этого не стоит. Ребенку, который чем-то занят, лучше не мешать, поскольку в таком случае он быстро потеряет свой настрой.

Концентрация внимания у ребенка

Третья стадия – стадия гибкого одноканального внимания. В возрасте от двух до трех лет у детей внимание становится более гибким, но все равно остается одноканальным. Малыш такого возраста может на несколько секунд прервать свою игру, услышав, что его зовут, но очень быстро вернется к ней снова.

Четвертая стадия – стадия сложившегося одноканального внимания. Между тремя и четырьмя годами дети все больше могут переключать свое внимание с одного объекта на другой. Ребенок способен прервать свои занятия, чтобы самому взглянуть или послушать, а затем вновь вернуться к ним.

Пятая стадия – стадия формирования двухканального внимания. От четырех до пяти лет малыш способен удержать двухканальное внимание на короткое время. Это означает, что он может одновременно говорить и указывать или слушать взрослого, не отрываясь при этом от своего дела. Если задача сложная, он может сосредоточиться на чем-нибудь одном.

Шестая стадия – стадия сложившегося двухканального внимания. Малыш уже может заниматься двумя делами одновременно, например, смотреть мультфильм и кушать, или одевать куклу и разговаривать с мамой. Именно поэтому начинать серьезные обучающие занятия с ребенком лучше с этого возраста. И если родители замечают, что ребенок пяти-шести лет как будто оказывается на своей волне, не видит и не слышит ничего вокруг – в большинстве случаев это сигнализирует о том, что он просто устал. В мозгу ребенка есть «встроенная» защита от перегрузок, и в моменты усталости один канал внимания у малыша отключается.

Произвольное и непроизвольное внимание

В первые годы жизни ребенок еще не умеет управлять своим вниманием, и оно является непроизвольным, поэтому его может привлечь абсолютно любая вещь, попавшая в его поле зрения. Минуту назад он крутил в руках пластмассовую улитку и вот уже пытается дотянуться до любимой маминой вазы. По этой же причине малыша так легко отвлечь, достаточно всего лишь указать ему на любой объект. Все мы прекрасно помним мамино: «Смотри, какая птичка полетела!»

Парадокс в том, что поначалу родители сами используют эту особенность детского внимания, чтобы отвлекать малыша от хрупких вещей, телевизионной рекламы или плача из-за разбитой коленки, но совсем скоро начинают за эту же невнимательность ругать ребенка и упрекать его в рассеянности. Помните, малыш вовсе не рассеян, и даже наоборот – он очень сосредоточен: лишь на том, что в этот момент представляет для него наибольший интерес. Поэтому требовать от ребенка концентрации внимания до пяти-шести лет просто бессмысленно.

Сосредотачивать все свое внимание на каком-то одном деле дети начинают лишь ближе к шести годам, следовательно, до этого возраста за все успешные попытки концентрации на чем-то одном малышей обязательно нужно хвалить, подчеркивая их усидчивость, целеустремленность и силу воли. Ребенок почувствует, что его старания оценили, и будет все чаще удивлять вас новыми примерами произвольного внимания.

Игры на развитие внимания

Развивать внимание ребенка младшего школьного возраста чрезвычайно важно, ведь все его дальнейшие успехи в обучении будут зависеть от того, насколько ваш малыш будет внимателен.

  • Наши мероприятия
  • Обращения граждан
  • Документы
  • Независимая оценка
  • Безопасность

Концентрация внимания у ребенкаКонцентрация внимания у ребенка

Обратная связь

Обратная связь

Ваше сообщение было успешно отправлено

В Москве продолжается массовая бесплатная вакцинация от COVID-19

В Москве продолжается массовая бесплатная вакцинация от COVID-19

Регистрация на вакцинацию здесь

Развитие концентрации внимания у детей

Концентрация внимания – базовый и фундаментальный навык, без которого дальнейшее обучение невозможно в принципе.

Под концентрацией внимания принято понимать психический процесс, посредством которого человек фокусируется на тех или иных особенностях окружающего бытия и пространства, выделяя их относительно других статических и динамических объектов.

Период концентрации внимания – продолжительность времени, когда человек (в данном случае – один ребёнок или группа детей) может сосредоточиваться и заниматься какой-то конкретной деятельностью. Развитие и постановка данного навыка – комплекс мероприятий и упражнений, направленных на выработку и закрепление у детей умения сконцентрироваться на той или иной задаче.

О важности концентрации внимания и как его развивать расскажет педагог отделения социальной реабилитации детей-инвалидов филиала «Лефортово» ТЦСО «Южнопортовый», Рауткина Галина Петровна.

Довольно часто мы слышим от родителей, что ребенок невнимательный, неусидчивый, пассивный, не в состоянии выучить стихотворение, выполнить элементарную просьбу и т.д. Такие же замечания в дальнейшем подтверждаются словами педагогов в школе.

В дошкольном возрасте ребенок не может больше нескольких минут слушать сказку, или играть с детьми, хватает и бросает игрушки, не может увлечься каким-то занятием надолго.

Чаще всего нарушение сочетается повышенной утомляемостью с гиперактивностью.

В школьном возрасте учителя жалуются на рассеянность, на уроках почти ничего не запоминает, не помнит, что говорил учитель. Часто теряет или забывает где-то свои вещи. Взрослым приходится несколько раз повторять просьбу или обращение к ребенку, чтобы он отреагировал.

Невнимательность может сочетаться как с пассивностью, так и с расторможенностью, а так же с нежелательными формами поведения (часто дерётся со сверстниками, грубит взрослым).

Хотя часто считают, что нарушение внимания – это психологическая проблема, у этих детей всегда есть неврологические нарушения. Дефицит внимания связан с нарушениями работы ствола мозга. Поэтому воздействие на причину нарушения делает педагогические или психологические занятия с ребенком во много раз эффективнее.

Дефицит внимания, как правило сочетается с нарушением центральных аудиторных процессов.

Невнимательность может сочетаться как с пассивностью, так и с расторможенностью, а так же с нежелательными формами поведения (часто дерётся со сверстниками, грубит взрослым).

  • Концентрация внимания у ребенка
  • Концентрация внимания у ребенка
  • Концентрация внимания у ребенка
  • Концентрация внимания у ребенка
  • Концентрация внимания у ребенка
  • Концентрация внимания у ребенка
  • Концентрация внимания у ребенка
  • Концентрация внимания у ребенка
  • Концентрация внимания у ребенка

В том случае, если указанная особенность поведения является типичной и для Вашего малыша, следует обратить внимание на проблему нарушения внимания и концентрации!

Для чего нам нужны внимание и концентрация?

Внимание – это процесс (сознательного / бессознательного) отбора информации, поступающей через органы чувств.

Одним из качеств внимания является концентрация – удержание внимания на каком-либо объекте.

Какие функции выполняет внимание в жизни ребенка:

  • активизирует и тормозит психологические и физиологические процессы;
  • способствует отбору поступающей информации;
  • обеспечивает сосредоточенность на объектах и видах деятельности;
  • определяет прочность и избирательность памяти;
  • способствует взаимопониманию и социальной адаптации;
  • помогает усваивать учебную информацию

Исходя из выше сказанного, нарушение внимания является проблемой, требующей незамедлительного решения!

Общеизвестно, что для дошкольного возраста увлеченность и заинтересованность каким-либо действием (игрой, выполнением задания) является кратковременной. Однако в этот период развития ребенка закладываются основы будущей познавательной деятельности, которые получат развитие в школьном возрасте. Как правило, родители начинают замечать у своего ребенка проблемы с нарушением внимания, только когда он становится учеником.

К возможным причинам нарушения внимания ребенка следует отнести:

  • соматические заболевания(тяжелые вирусные, хронические);
  • родовые травмы
  • психологические проблемы, стрессы(резкая смена условий жизни, поступление в школу, развод родителей и пр.);
  • неврологические расстройства(нарушение координации движений, нарушения зрения и слуха, понимания речи, задержку развития).

Концентрация внимания у ребенка

семинар по нейропсихологии

Как развить внимание у детей старшего дошкольного возраста?

Произвольное внимание – это один из важных компонентов готовности у обучению в школе.

С точки зрения нейрофизиологии и нейропсихологии (А.Р.Лурия) за формирование произвольной регуляции человека отвечает третий функциональный блок мозга (ФБМ) — блок программирования, регуляции и контроля. Здесь главную роль исполняют лобные отделы мозга. Девиз этого уровня: «я должен». Очевидно, что способность концентрировать свое внимание в течение длительного времени формируется у человека по мере взросления и зависят от окружающей среды. Формирование блока программирования, регуляции и контроля начинается с 5-6 лет и продолжается и в младшем школьном возрасте, и в подростковом возрасте. Воспитание ребенка в семье также влияет на формирование произвольной регуляции. Если ребенок избалован и не имеет никаких обязанностей и ответственности, то это фактор, негативно влияющий на формирование 3 ФБМ. И наоборот, если в разумных пределах ребенку прививается в семье ответственность, ребенок подключается к выполнению домашних обязанностей, помогает семье, то это положительный фактор, влияющий на развитие произвольной регуляции и самоконтроль.

Таким образом, произвольность и способность регуляции собственной деятельности необходимое условие успешности ребенка в период начала обучения в школе. Произвольное внимание, необходимое ребенку для усвоения учебного материала, можно развить и формировать.

Как же развивать произвольность и внимание? Чем может помочь ребенку родитель? Что делать, если ребенок не может долго концентрировать свое внимание, импульсивен, трудно включается в новую деятельность?

По мнению Л. С. Цветковой, в первую очередь необходима ранняя (с 4-5 лет) нейропсихологическая диагностика, которая дает возможность установить уровень сформированности его психических функций и готовности к школьному обучению, поставить точный диагноз на основе научных данных и тем самым предупредить или уменьшить трудности обучения ребенка в общеобразовательной школе. В случае, если специалистом нейропсихологом выявлена несформированность каких-либо участков головного мозга, хорошо зарекомендовала себя программа нейропсихологической коррекции по методу замещающего онтогенеза А.В. Семенович и Б. А. Архипова. Программа позволяет развить у детей с помощью двигательно-моторных и когнитивных методов мышление, внимание, память, координацию, крупную и мелкую моторику, пространственные представления.

Когда необходимы развивающие занятия с нейропсихологом? Занятия необходимы детям, неуспевающим в освоении дошкольной программы, имеющих слабую моторику, неловкость (неуклюжесть), травму при родах и гипоксию в раннем возрасте, задержку речевого развития, а так же общую психофизическую ослабленность, слабую имунную систему.

Особое внимание на занятиях уделяется играм. Игра – ведущая деятельность дошкольника, да и у младшего школьника игра сохраняется наряду с учебной деятельностью. Игра для ребенка является фактором, формирующим мотивацию к занятию. Ряд подвижных игр, которые способствуют формированию произвольности и внимания (перечислены ниже), могут проводить с детьми старшего дошкольного возраста родители самостоятельно.

Игра “Птицы, рыбы, звери”

Цель игры: развитие переключаемости ребенка и крупной моторики, формирование общих представлений об окружающем мире.

Ход игры: Ребенок идет по комнате, в руках у него мяч. Взрослый называет любых птиц, или рыб, или животных. Если ребенок слышит название рыбы, он кидает мяч об пол и ловит, если слышит название птицы, то кидает мяч вверх и ловит. Если ребенок слышит зверя, то кидает мяч вверх, делает хлопок и ловит мяч.

Игра “Дотронься до”

Цель игры: развитие скорости и темпа реакции, произвольности, внимания.

Ход игры: Взрослый называет любой признак предмета. Ребенок должен быстро сориентироваться в комнате и дотронуться до предмета, имеющего названный признак, рукой до того, как его осалил взрослый. Например, дотронуться до черного предмета, или игрушки, или предмета мебели и т.д.

Цель игры: формирование произвольной регуляции, умения слышать инструкцию, удерживать несколько инструкций в голове.

Ход игры: Ребенок двигается по комнате. Если он слышит “огонь”, то ускоряется. Если слышит ”лед”, то должен замереть на месте. Если слышит “вода”, то должен лечь на пол и расслабить свое тело. Если он слышит “дерево”, то останавливается на месте и тянет руки вверх, растягиваясь. Взрослый поочередно называет разные команды.

Игра “Робот Повторялка”/ Непослушный Робот

В первом варианте ребенку взрослый показывает несколько последовательных движений (закрыл левой рукой глаз – сделал шаг вперед –присел, подпрыгнул и т.д.), и просит после окончания программы ребенка повторить в той же последовательности и побыть Роботом Повторялкой.

Во втором варианте взрослый говорит вслух несколько последовательных действий, без показа движений. Ребенок должен повторить. Непослушный Робок делает все движения наоборот.

Игра “Секретное слово”

Цель: формирование произвольности, внимания.

Родитель говорит ребенку секретное слово, которое тот должен запомнить и во время чтения родителем рассказа, это секретное слово ребенок “ловит” (хлопает в ладошки, например). Возможно введение нескольких секретных слов для усложнения с разыми двигательными задачами (“Слышишь первое слово – хлопаешь в ладошки, слышишь второе – топаешь ногами!”)

Взрослый перед ребенком выполняет действие, ребенок выполняет противоположное этому действие. Взрослый идет влево, а ребенок вправо. Взрослый садится, а ребенок подпрыгивает и т.д.

Центром семейных отношений РОСТ в июне проводится летний нейропсихологический лагерь УСПЕХ, после которого у детей значительно улучшается произвольное внимание, память и тд. Отзывы родителей о лагере УСПЕХ читайте здесь.

Концентрация внимания у ребенка

Нарушение внимания – это та проблема, с которой довольно часто сталкиваются родители ребенка.

В медицине выделяют даже отдельный термин для обозначения этого состояния «синдром нарушения внимания с гиперактивностью», при этом повышенная активность ребенка не зря связана с основным словосочетанием предлогом, так как она может быть, а может и отсутствовать.

Актуально то, что данный синдром часто остается недиагностированным, родители связывают особенности поведения ребенка с его характером, а отсутствие концентрации на чем-либо – с возрастом или даже с гороскопом. Но это очень грубая ошибка, так как сегодня существуют эффективные способы лечения нарушения внимания, а отсутствие их своевременного применения ровно в половине случаев приводит к тому, что неумение концентрировать внимание сохраняется и во взрослом возрасте.

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ СИНДРОМА НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ

Итак, чаще всего синдром нарушения внимания встречается у детей от 4 до 7 лет, причем преобладают в их числе мальчики, превосходя по частоте распространенности синдрома у девочек в 9 раз.

Каков общий процент таких детей в популяции? От 3 до 10%.

Причем, как мы говорили выше, синдром может сохраняться и по мере взросления ребенка. Например, дети с нарушением внимания сохраняют его в подростковом возрасте в 80% случаев, а такие подростки более склонны к вредным привычкам и дурным компаниям, поэтому ни в коем случае нельзя приуменьшать социальную значимость этого состояния.

ПРИЧИНЫ СИНДРОМА НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ

Выделяют ряд причин синдрома нарушения внимания у детей:

  • наследственность,
  • нарушение внутриутробного развития, воздействие на организм беременной женщины опасных для плода факторов (алкоголь, курение, некоторые лекарственные препараты, инфекции),
  • родовая травма (в том числе, роды путем кесарева сечения, использование щипцов, вакуум-экстрактора, рождение недоношенного ребенка или ребенка с гипоксией).

КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА СИНДРОМА НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ

Хотя мы с вами рассмотрели данные статистики и развитии синдрома нарушения внимания в возрасте от 4 до 7 лет, обычно к врачу родители таких детей обращаются, когда их детям уже 8-10 лет. Почему это так происходит? Потому что именно в этом возрасте от ребенка уже ждут некоторой самостоятельности, сосредоточенности и целеустремленности, а при нарушении внимания данных качеств у ребенка, конечно, нет.

Итак, синдром дефицита внимания проявляется в следующем:

  • ребенок не может сосредоточиться, не может доделать что-либо до конца, особенно ярко это проявляется, когда есть отвлекающие факторы – в таких ситуациях ребенок с нарушением внимания вообще не может доделать необходимое,
  • часто забывает, что нужно выполнить, или теряет вещи,
  • легко отвлекается,
  • обладает повышенной возбудимостью,
  • не проявляет упорства в школе, в спорте, в игре со сверстниками, быстро теряет интерес к действию, даже к любимому мультфильму,
  • может сопровождаться гиперактивностью, качественно и количественно превосходящую возрастную норму двигательной активности,
  • может сочетаться с импульсивным поведением (нарушением дисциплины во время уроков, конфликтным решением вопросов с одноклассниками вплоть до драк, хулиганскими выходками),
  • эмоциональные нарушения (вспыльчивость, неуравновешенность).

Всё это мешает и обучению, и социализации, и поиску своего места в жизни, своего правильного пути.

Кроме того, дети с синдромом дефицита внимания часто имеют проблемы со сном, не могут заснуть вовремя, а утром из-за этого чувствуют себя сонными, что еще больше влияет на их успеваемость. Также у них чаще, чем у других детей, встречается ночное недержание мочи.

Такие дети часто одиноки, не могут найти общий язык со как взрослыми, так и с детьми. И это всё при том, что дети с нарушением внимания, в основном, экстраверты! То есть, жаждут общения, но из-за своего синдрома дефицита внимания не могут друзей сохранить и быстро их теряют.

Когда читаешь весь этот список симптомов, уровень сочувствия таким детям очень растет. И уже не терпится найти ответ на вопрос, как помочь такому ребенку? Как его вылечить?

ЛЕЧЕНИЕ СИНДРОМА НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ

Первое и самое главное – родители должны понимать, что ребенок не специально так себя ведет. И его не нужно ругать – к нему необходимо искать подход. А наказания здесь будут иметь обратный эффект, замыкая порочный круг.

Когда родители это примут и будут стараться сделать все, чтобы их ребенок избавился от мешающего жить, прежде всего, ему самому синдрома, тогда можно приступать к лечению.

Сегодня существует эффективный, уже доказавший свою результативность, метод, применение которого действительно помогает детям с нарушением внимания. Это остеопатия.

Специальные мягкие безболезненные методики, которые применяются врачами для коррекции нарушений внимания, относятся к разделу краниосакральной терапии, то есть воздействуют на отделы головного мозга, а в данном случае за те зоны, которые отвечают за внимание, запоминание и концентрацию, за зоны, которые были повреждены под воздействием перечисленных нами выше причин.

Неоспоримое преимущество остеопатии заключается в том, что зачастую ее применение позволяет избежать приема ребенком таким препаратов, как психостимуляторы на основе амфетамина, нейролептики и антидепрессанты. Ведь их применение не только имеет множество побочных эффектов в виде нарушений роста, ранних инсультов, галлюцинаций, но и вызывают привыкание!

Есть ли побочные эффекты у остеопатии? Только положительные. Ведь остеопат – это врач, который путем манульной диагностики исследует не только ту область, на проблемы в которой указывает клиническая картина заболевания. Наработанная годами упорного труда чувствительность рецепторов позволяет определить и другие сопутствующие заболевания в организме ребенка при их наличии, а также воздействовать на них с помощью подбираемых индивидуально для каждого ребенка методик. И за это не нужно будет платить дополнительно, ведь остеопатия – это наука, для которой организм человека представляет собой единое целое. Курс из нескольких процедур, количество которых всегда обсуждается с доктором индивидуально на первичном приеме и зависит от многих факторов здоровья ребенка, позволяет добиться стойкого положительного эффекта в лечении детей с нарушением внимания и одновременно произвести профилактику других заболеваний, в том числе, и простудных.

Поэтому с уверенностью можно утверждать, что своевременное посещение опытного врача-остеопата позволит вам быть спокойным за здоровье вашего малыша.

Дорогие родители, если остались нераскрытыми интересующие вас вопросы, мы готовы уделить вам внимание! Вы можете задать их нам в расположенной ниже форме, и мы обязательно вам ответим!

Для чего необходимо развивать внимание?

Человеку, в любом возрасте, сложно сконцентрироваться из-за отвлекающих факторов: посторонний шум, суета вокруг, и даже собственные мысли.

Мир не останавливается, для того чтобы мы спокойно решили своих задачи.

И если не решать проблему с концентрацией, то возникают такие серьезные проблемы как: провалы в учебе и на работе, разлад в семейной жизни, сложности с освоением новых навыков.

Если Вы читаете это страницу, значит вопрос об улучшении внимания, стал актуальным. А если есть проблема, будем её решать.

Как повысить концентрацию внимания?

Все хорошее к чему стремиться человек, проходит через трудности. Их преодоление и повышает цену, полученных умений. Чтобы преодоление не становилось «вечным боем», достаточно придерживаться основных правил:

Первое правило: главное заставить себя начать, а потом станет легче.

Считается, что существует несколько видов внимания: произвольное, непроизвольное и послепроизвольное.

  • Произвольное внимание базируется на силе воли индивидуума. Это оно помогает заставить себя делать домашние дела, несмотря на такие помехи, как лень.
  • Непроизвольное внимание срабатывается независимо от нашего желания, когда сила посторонних раздражителей, затмевает другие моменты. Например, мы пытаемся уснуть, но вдруг начинаем прислушиваться к скрипам и шорохам в соседней комнате.
  • Послепроизвольное внимание возникает в результате сосредоточения. Преодолевая трудности во время произвольной концентрации, человек привыкает к ним, и сама деятельность начинает вызывать интерес. Именно в этом состоянии выполняется и решается большинство жизненных задач.

Правило второе: регулярность, быстро переходит в хорошую привычку.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector