Личностное развитие ребенка

Личностное развитие ребенка дошкольного возраста характеризуется формированием полноценного самосознания. Как уже говорилось выше, оно считается основным новообразованием данного возраста.

Начинает меняться представление о самом себе, своем «Я». Это хорошо видно при сравнении ответов на вопрос: «Ты какой?» Ребенок трех лет отвечает: «Я большой», а семи лет — «Я маленький».

Самосознание выходит за пределы настоящего времени. Дошкольник уже помнит свое прошлое и способен размышлять о будущем, интересуется, каким он был в том возрасте, о котором не помнит. У него появляются фразы «Когда я был маленьким. «, «Когда я вырасту большой. «.

В этом возрасте, говоря о самосознании, следует учитывать осознание ребенком своего места в системе общественных отношений. Личное самосознание ребенка характеризуется осознанием своего «Я», выделением самого себя, своего «Я» из мира объектов и окружающих людей, появлением стремления активно воздействовать на возникающие ситуации и изменять их таким образом, чтобы удовлетворять свои потребности и желания.

Во второй половине дошкольного возраста появляется самооценка, базирующаяся не только на самооценке раннего

детства, которая была чисто эмоциональной оценкой («Я хороший»), но и на рациональной оценке чужого мнения.

Теперь при формировании самооценки ребенок сначала оценивает действия других детей, потом собственные действия, моральные качества и умения. У него возникает осознание своих действий и понимание того, что не все может. Еще новшеством в становлении самооценки является осознание своих переживаний, что приводит к ориентированию в своих эмоциях: от дошкольников можно слышать такие высказывания, как: «Я рад. Я огорчен. Я спокоен».

У ребенка происходит половая идентификация. Он не только осознает свой пол, но и его неизменность во времени, и начинает вести себя соответственно ролям, как мужчина и женщина. Мальчики стараются быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от обиды и боли, а девочки — аккуратными, деловитыми в быту и мягкими или кокетливо-капризными в общении. В ходе развития ребенок начинает присваивать себе поведенческие формы, интересы и ценности своего пола.

Развивается эмоционально-волевая сфера. По поводу эмоциональной сферы можно отметить, что у дошкольников теряется аффективный характер восприятия, внешние эмоциональные реакции становятся менее бурными. Однако это не значит, что дети становятся флегматичными, просто меняется структура эмоциональных процессов, усложняется их состав. При этом сохраняются и какие-то эмоциональные проявления раннего детства, но эмоции интеллектуализируются, становятся «умными». Эмоциональные переживания перестают быть связанными исключительно с настоящим временем, дошкольник уже способен заглянуть в будущее — с нетерпением ожидать в нем чего-то хорошего или бояться плохого. Предпринимая какие-то действия, ребенок начинает переживать по поводу их результата уже на этапе замысла и тем более в процессе выполнения.

Эмоциональному развитию дошкольника, пожалуй, более всего способствует детский коллектив. В ходе совместной деятельности у ребенка складывается эмоциональное отношение к людям, зарождается эмпатия (сопереживание).

В дошкольном возрасте изменяется и мотивационная сфера. Основным личностным механизмом, который формируется в это время, является соподчинение мотивов. Ребенок способен принять решение в ситуации выбора, тогда как раньше для него это было трудно. Самым сильным мотивом является поощрение и получение награды, менее сильным — наказание, а самым

слабым — обещание. В этом возрасте требовать от ребенка обещания (например, «Ты обещаешь больше не драться?», «Обещаешь больше не трогать эту вещь?» и т.д.) бессмысленно.

При регулярных поощрениях со стороны взрослых за положительные результаты действий дошкольника у него начинает формироваться устойчивый мотив достижения успехов. Появляются также мотивы соревнования, соперничества, стремление получить результат лучше, чем у сверстников. Напротив, если взрослые не подчеркивают успехов ребенка и при этом склонны критиковать его за неудачи, у него начинает складываться мотив избегания неудач. При доминировании такого мотива ребенок будет опасаться каких-либо важных дел и поручений, избегать соревнований с другими. В четыре года дошкольник может оценить результат своих действий как успех или неудачу («Получилось», «Не получилось», «Получилось хорошо», «Получилось плохо»). В пять лет ребенок способен оценить степень прилагаемых усилий («Было/будет легко/трудно»), а в шесть — рассуждать о своих и чужих способностях как условии достижения успехов («Леша у нас самый сильный, ему легко», «Я читаю лучше Кати» и т.п.).

Именно в дошкольном возрасте ребенок начинает осваивать этические нормы, у него появляются этические переживания. Первоначально он может оценить только чужие поступки: других детей или литературных героев, а свои оценить не способен. Затем, в среднем дошкольном возрасте, ребенок, оценивая действия литературного героя, может обосновать свою оценку, опираясь на взаимоотношения персонажей произведения. А к концу дошкольного возраста он уже может оценить свое поведение и старается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усвоил. Степень усвоения нравственных норм дошкольником полностью зависит оттого, какие усилия к этому прилагают взрослые и какой пример подают своим поведением. Ребенку приходится объяснять, что хорошо и что плохо, сам он еще не обладает нравственной избирательностью. Усвоив этические нормы, дошкольник начинает следить, чтобы другие дети тоже их выполняли. В этот период дети часто ябедничают друг на друга воспитателям, при этом целью жалобы является не столько наказание нарушителя, сколько получения подтверждения правильности усвоенных норм и демонстрация своего их знания. При этом сообразить сам, что ябедничать — само по себе нехорошо, дошкольник еще не способен в силу своего эгоцентризма, ему нужно это объяснить.

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Публикации в журнале
  • Дошкольное образование. Разное
  • Личностные качества дошкольников

Личностные качества дошкольников

  • » onclick=»window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no’); return false;» rel=»nofollow»> Печать
  • E-mail

Личностные качества дошкольников и их развитие

Вороьева Марина Юрьевна

В настоящее время система дошкольного образования претерпела серьезные изменения в связи со сменой стоящих перед ней целей и задач. Если раньше главной задачей детского сада считалась подготовка детей к школе, путем выработки у них простейших знаний, умений и навыков (например счет, чтение, и в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определенным учебным дисциплинам или предметам, то теперь главный акцент будет делаться на всестороннее развитие ребенка (физическое, личностное, интеллектуальное).

С учетом новых федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной Общеобразовательной программы дошкольного образования при оценивании результативности образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении прежде всего будут обращать внимание не на то, научился ли ребенок считать и читать (это задача школы, а не детского сада), а на то, как он в целом развит физически, личностно и интеллектуально (умственно).

Таким образом, результатом дошкольного образовательного процесса служит сформированность интегративных качеств ребенка – физических, личностных, интеллектуальных.

Личностно развитого ребенка на пороге поступления в школу можно охарактеризовать как активного, инициативного, любознательного, стремящегося получить новые знания, эмоционально отзывчивого, уважающего старших, владеющего основными культурными привычками и навыками самообслуживания, адекватными возрасту. Именно эти личностные качества позволят будущему первокласснику стать активным учеником, заинтересованным в успешном обучении. Ниже приводится более детальное описание этих качеств:

  • Мотивационная сфера: игровая мотивация, познавательный интерес, учебные мотивы (развивается и проявляется во всех видах детской деятельности: игре, познавательно-исследовательской, продуктивной, чтении (восприятии книг на слух), трудовой, общении).
  • Эмоциональная сфера: сопереживание, сочувствие, эмоциональная отзывчивость, стремление помочь другому (развивается и проявляется во всех видах детской деятельности).
  • Закладывание ценностных ориентиров: ценность жизни и всего живого (природа, человек, животные, растения) ; ценность знания; уважение и почитание родителей и старших; понятие «мое-чужое»; решение споров мирным путем; помощь слабому и др. (развивается и проявляется во всех видах детской деятельности).
  • Культурные установки (развиваются при воспитании внутрикультурных норм и традиций, т. е. при соблюдении правил поведения, праздников, обычаев, обрядов народа; проявляются в стремлении ребенка соответствовать культурным нормам поведения и соблюдать существующие традиции).
  • Культурные привычки, адекватные возрасту (развиваются и проявляются при целенаправленном воспитании у ребенка культурных форм поведения, адекватных возрасту – навыки еды, туалета, самообслуживания).
  • Воспитание азов половой идентификации: знакомство с ролями женщины и мужчины в современном обществе, закладывание основ культурных отношений между мальчиками и девочками и др. (развивается при воспитании внутрикультурных норм и традиций, чтении книг (восприятие на слух) ; проявляется в культурных привычках, адекватных возрасту).

Очень часто родители не задумываются о личностном развитии ребенка. Многие родители все усилия тратят только на интеллектуальное развитие ребенка, а это неверно. Если у ребенка своевременно будут сформированы познавательная и учебная мотивации (личностное развитие), то совершенно очевидно, что такой ребенок добьется гораздо больших успехов в учебе, чем ребенок, которого постоянно чему-то учат, но ему самому этого не надо.

Очень важно, осуществлять воспитательную работу, ориентируясь на основные возрастные закономерности психического развития дошкольника.

Игра – является ведущей деятельностью дошкольного возраста. Давайте рассмотрим – каким образом игра способствует развитию ребенка.

Для развития детей необходима их собственная активная деятельность, каковой и является игра. В игре ребенок фантазирует и думает (придумывая сюжет); упражняется в воображении (вживаясь в образ какого-то персонажа или представляя в роли этого персонажа куклу) ; развивает абстрактное мышление (подбирая вместо отсутствующих необходимых для игры предметов их заместители) ; воспроизводит образцы поведения взрослых людей, наблюдаемые в жизни; развивает свою речь (общаясь с партнерами по игре, развивает произвольное поведение (подчиняясь логике сюжета, контролируя свое поведение на предмет соответствия роли и правилам) и многое другое. Но, чтобы игра (как и любая деятельность) достигла своих высот, ей ребенок должен уделять большую часть своего времени, а поначалу взрослый должен помочь ребенку начать играть.

Игра способствует личностному развитию ребенка: в ней развиваются произвольное и волевое поведение, осознаются социальные нормы и требования общества, возникает эмоциональное сопереживание.

В игре происходит развитие произвольных психических функций дошкольника, а именно: в сюжетно-ролевой игре высшие психические функции достигают такого уровня развития, который в обычной жизненной ситуации у детей пока не проявляется. То есть в игре возможны высшие достижения ребенка, которые завтра станут его средним реальным уровнем.

Игра способствует речевому развитию детей, поскольку для взаимодействия в игре требуется активное говорение.

В игре формируются универсальные генетические предпосылки учебной деятельности, такие как функции обобщения и обозначения, воображение и фантазия (из них позже вырастает теоретическое мышление, идеальный план действия), представление в уме, умение соотносить свои действия с образцом, умение подчиняться правилу и др.

Таким образом, игра – это адекватная дошкольному возрасту форма обучения ребенка, дающая результаты, которые невозможно достичь без нее.

В сфере личностного развития важным является появление иерархии мотивов, формирование новых мотивов, в том числе мотива социального признания [5]. Развивается самооценка дошкольника, которая тесно связана с выделением различных параметров когнитивной оценки Я и началом дифференциации Я-реального, Я-идеального и Я-зеркального. В целом самооценка дошкольника очень высока, что помогает ему осваивать новые виды деятельности, без сомнений и страха включаться в занятия учебного типа при подготовке к школе. В то же время более дифференцированные представления о себе могут быть более или менее верными. Адекватный образ «Я» формируется у ребенка при гармоничном сочетании знаний, почерпнутых им из собственного опыта (что я могу сделать, как я поступил) и из общения со взрослыми и сверстниками. Дети с заниженными представлениями о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, где их низко оценивают, часто упрекают, наказывают. Детей с завышенными представлениями о себе в семьях считают более развитыми, чем их ровесников, часто поощряют, в том числе подарками, хвалят при других детях и взрослых и редко наказывают. Родители уверены в том, что в школе они будут отличниками.

Еще одна линия развития самосознания — осознание своих переживаний. Не только в раннем возрасте, но и в первой половине дошкольного детства ребенок, имея разнообразные переживания, не осознает их. Его эмоции и чувства можно было бы передать так: «мне радостно», «мне взгрустнулось». В конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: «я рад», «я огорчен», «я сердит».

Для дошкольного периода характерна половая идентификация: ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения. Большинство мальчиков стараются быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от боли или обиды; многие девочки — аккуратными, деловитыми в быту и мягкими или кокетливо-капризными в общении. К концу дошкольного возраста мальчики и девочки играют не во все игры вместе, у них появляются специфические игры — только для мальчиков и только для девочек (табл. 10).

Таблица 10. Особенности игрового поведения девочек и мальчиков

Саморазвитие в наше время не является чем-то особенным, вроде культа для избранных. Это не дань моде, а скорее – способ выживания в быстро меняющемся мире. Становиться каждый день лучше себя вчерашнего, вот основной девиз людей, которые заинтересованы в личностном росте. Тонны литературы, километры текста и месяцы видео, посвященные этой теме, можно свести к небольшому количеству основных постулатов. Главные из них мы и рассмотрим в этой статье.

Приобретенные знания, без умения их применить, еще не гарантируют того, что вы будете расти и развиваться.

Количество еще никогда не означало качество. Человека определяют его действия, поэтому неважно, сколько книг вы прочитали, сколько теорий вы знаете. Важен лишь тот конкретный шаг, который вы готовы сделать уже сегодня, приближаясь к выбранной цели. Из этого вытекает следующее правило: Хорошая идея без конкретных действий – ничто.

Личностное развитие ребенка

Продолжая делать то, что вы делаете, вы будете получать то, что получаете.

Известная всем формулировка, описывающая глупость, гласит, что делать одно и то же, надеясь на иной результат – признак сумасшествия. Поэтому, если результат вас не устраивает, попробуйте изменить свои действия (важно: именно свои, а не ожидание изменения действий других людей).

Люди не рождаются успешными, они такими становятся.

Успешные люди – это те, кто сумел подняться каждый раз после очередного падения. Ошибки не означают провала вашей жизни, они помогают приобретать необходимый опыт. Поэтому, если вы перестанете воспринимать успешность других, как некое врожденное качество, ваш собственный успех не будет казаться вам чем-то недостижимым.

У каждого есть свои сильные стороны. Используйте ваши качества себе во благо.

Вместо того чтобы тратить время на борьбу со своими врожденными качествами, лучше задать вопрос: как я могу их использовать себе во благо? Упрямство легко превращается в упорство, чрезмерная чувствительность вместо дискомфорта может принести умение «читать» людей, тягу к идеальному порядку вы можете привнести в выполняемую работу, став одним из лучших.

Личностное развитие ребенка

Постоянно чем-то заниматься и быть продуктивным – это совершенно разные вещи.

Иногда люди жалуются на то, что они постоянно чем-то заняты, трудятся целый день как пчелки, но ни на шаг не приближаются к своей мечте (цели). Чтобы избежать таких сожалений в своей жизни, подходят списки дел. В одном столбике записаны важные дела, в другом – срочные. Срочные – это, например, связанные с работой, со сроками, касающиеся некоторых аспектов домашнего хозяйства; важные – это общение с детьми, с друзьями, отдых и расслабление, чтение интересной литературы. Вам иногда придется выбирать между важностью и срочностью, и выбор полностью зависит от ваших целей и планов.

Возможности нельзя найти, но их можно создать.

Если вы будете ждать благоприятного момента для осуществления своей мечты, то он может не наступить никогда. Не рискуйте – создавайте сами себе условия развития: интересуйтесь, узнавайте, спрашивайте, стучитесь в двери, просите о помощи, навязывайте себя миру и будет вам счастье!

Личностное развитие ребенка

Лишь на 10% нашей жизни влияют неконтролируемые обстоятельства, остальные 90% – это то, как вы на них реагируете.

Практически целиком жизнь состоит из ваших реакций и мыслей на происходящее вокруг. Вы являетесь творцами собственной реальности. На совершенно одинаковое происшествие люди реагируют совсем по-разному и приходят к противоположным выводам. Такое избирательное внимание начинает привлекать в вашу жизнь все больше того, на чем вы концентрируетесь. Я не призываю к позитивному мышлению и запихиванию глубинных проблем еще глубже, но задумайтесь, неужели вам не за что благодарить ежедневно эту жизнь? Неужели нет поводов для радости? Есть ли возможность извлечь из сложной ситуации ценный урок? Думать – вот лучшая реакция на происходящее.

И последнее: вы имеете полное право быть счастливым. Как каждое право, вы можете использовать его или нет, это ваш выбор и ваша ответственность.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector