Личностные особенности одаренных детей

Внешние проявления одаренности в различных ин­теллектуальных и личностных способностях многообразны. Они выражаются в детстве прежде всего как более быстрое развитие (речь и мышление), как быстрота и точность вы­полнения умственных операций, как ранняя увлеченность (музыкой, рисованием, чтением, счетом), как стремление к творчеству, как любознательность ребенка, как его высокая познавательная, исследовательская активность обнаруже­ния нового в обычном, как самостоятельная постановка вопросов и проблем по отношению к новому. Одаренного ребенка отличает богатство активного словаря, быстрота и оригинальность словесных ассоциаций, по уровню умст­венного развития (и прежде всего по уровню развития ум­ственной рефлексии) одаренные дети превосходят не толь­ко сверстников (в среднем на два года), но и многих взрос­лых. Нередко такие дети обнаруживают уже в младшем школьном возрасте несвойственную даже школьникам средних классов рефлексию.

Непременная отличительная черта одаренного ребен­ка — оригинальность его мышления, выражающаяся в непо­хожести, нестандартности решения. По оригинальности главным образом и оценивается способность к творчеству. Оригинальность рождается из преодоления "правильного", очевидного, общепринятого.

Успешность усвоения учебного материала и способ­ность к творчеству — наиболее известные признаки одарен­ности. Менее же известны такие признаки одаренности и творческих способностей, как возникновение вопросов, проблем, догадок, которые непосредственно не связаны с успешностью обучения, но, возможно, в большей степени характеризуют талантливого человека: высоким ступеням развития соответствует высокая активность в постановке исследовательских вопросов.

Интересно отметить и такой личностный фактор творческого мышления, одаренности, как сомнение. Со­мнение личности можно рассматривать не только как не­уверенность или заниженную самооценку своих возможно­стей, сколько как проявление нормальной исследователь­ской активности, один из ее стимулов. Интеллектуально активные дети высказывают сомнения даже по поводу сво­их безусловно правильных ответов, оставляя тем самым место для последующего поиска, для дальнейшего исследо­вания решаемой задачи. Дети же с низкими возможностями к обучению и интеллектуальному развитию меньше сомне­ваются, обладают большей уверенностью, даже если в дей­ствительности ошибаются.

Особенность, очень ярко отличающая одаренных де­тей от обычных, — склонность к умственному труду, стрем­ление к постоянному поглощению новых знаний, новой информации, т. е. познавательная потребность. Развитие познавательной потребности у таких детей характеризуется возникающими время от времени резкими "скачками", зна­чительным и быстрым повышением уровня сложности удовлетворения познавательной потребности, причем "скачки" эти совершаются произвольно, т. е. вполне созна­тельно. Одаренные дети сами задают высокий уровень сво­ей познавательной потребности, выбирая неадекватную, иногда чрезмерно трудную познавательную деятельность. Наблюдения показывают, что повышение уровня познава­тельной потребности происходит по очевидному и хорошо осознаваемому стремлению самого ребенка.

Н. С. Лейтес выделил три категории одаренных детей:

1) дети с ускоренным умственным развитием, опере­жающие на несколько лет физический возраст. Для них характерна поразительная умственная активность, ненасыт­ность познавательной потребности;

2) дети с ранней умственной специализацией — у них при обычном общем уровне интеллекта обнаруживается особая расположенность к какой-нибудь отдельной области науки или техники, в которой они значительно превосходят своих сверстников по успешности обучения, тогда как дру­гие разделы школьной программы могут вызывать у них затруднения;

3) дети с отдельными незаурядными способностями.

Для одаренных детей характерны: высокий энергетический уровень, повышенный потенциал умственной и вообще жизненной энергии и низкая продолжительность сна; в целом они отличаются крепким здоровьем и хорошим физическим развитием.

В силу личностных особенностей одаренные дети наиболее чувствительны к неадекватным оценкам, неспра­ведливым и негативным воздействиям.

Такое качество интеллекта одаренного ребенка как дивергентность творческого мышления (ему соответствуют четыре основные характеристики: быстрота, гибкость, ори­гинальность и точность) часто оценивается окружающими взрослыми как отклонение. Одаренные дети намного бы­стрее своих сверстников проходят начальные уровни соци­альной адаптации (послушание и примерное поведение, ориентирование на получение положительной оценки взрослых). В подростковом возрасте они часто как бы ми­нуют фазу детского конформизма и оказывают сопротивле­ние диктуемым правилам, групповым нормам.

На основании литературных данных М. Карне (США) выделила следующие моменты, характерные для жизни одаренных детей и могущие повлечь за собой нарушения поведения и трудности социальной адаптации.

1. Неприязнь к школе прежде всего из-за несоответствия учебного плана способностям ребенка.

2. Предпочтение сложных игр и безразличие к тем, которыми увлекаются их сверстники, может приводит одаренных де­тей к изоляции.

3. Одаренные дети склонны отвергать стандартные требо­вания и тем самым не склонны к конформизму.

4. Погружение в философские проблемы в гораздо боль­шей степени, чем это характерно для среднего ребенка.

5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием.

6. Стремление к совершенству, внутренняя потребность совершенства, которая проявляется весьма рано.

7. Ощущение неудовлетворенности, критическое отноше­ние к собственным достижениям, следствием чего может быть ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка.

8. Одаренные дети часто ставят перед собой завышенные нереалистические цели: отсюда — переживания по поводу невозможности их достижения. Но, с другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая при­водит к высоким достижениям.

10.Потребность во внимании взрослых часто приводит ода­ренных детей к монополизации, что вызывает раздра­жение других детей.

11. Недостаточная терпимость по отношению к детям, стоящим ниже в интеллектуальном развитии.

Каждый человек воспринимает одаренность по-своему. Одна часть экспертов утверждает, что одарены все дети без исключения, а другая заверяет, что найти такого ребенка довольно трудно.

Личностные особенности одаренных детей

На одаренность воздействует несколько факторов:

  • наследственная предрасположенность;
  • занятия ребенка;
  • социальное и культурное окружение.

Определение одаренности и ее особенности

Каждый детский возрастной этап отличается определенными условиями для формирования способностей. Но также с возрастом дети теряют одаренность, если они не стали начинать ее развитие. Поэтому если не увидеть особенного ребенка своевременно, то так можно и не успеть помочь ему в развитии той способности, которую дала природа.

Многие могут путать 2 совершенно разных термина — одаренность и обученность. Это является довольно грубой ошибкой, поскольку одаренный ребенок, если своевременно начнет развитие собственных способностей, сможет достичь намного больше, чем дети, которые просто отлично обучены.

Можно ли определять одаренность, и по каким признакам?

Разумеется, вам везет, если удалось встретить одаренного малыша в вашей воспитательной или педагогической практике, или если одаренный ребенок ваш собственный. Выявлять наличие одаренности необходимо по следующим признакам:

  • безграничное любопытство, которое проявляется во время любого вида деятельности;
  • способность легко концентрировать все свое внимание на конкретном деле, не отвлекаясь по пустякам;
  • способность перескакивать через несколько этапов развития;
  • многогранный и обширный словарный запас;
  • сильно развитое чувство справедливости;
  • увлечение чтением научной литературы;
  • частый отказ спать днем;
  • стремление задействовать окружающих в определенной деятельности;
  • стремление дружить с людьми намного старше, которые могут одарять новыми знаниями.

Перечислять признаки можно и дальше, но это основные.

Разновидности одаренности

Есть несколько видов одаренности, на проявление которых следует обратить внимание во время развития ребенка. У каждого из них есть своя характеристика. Ваш малыш сможет в будущем стать известным художником или успешным спортсменом.

Если кратко, то вот примерная таблица некоторых разновидностей одаренности:

  • академическая – в школе ребенку с легкостью даются гуманитарные и точные науки;
  • психомоторная – это понятие подразумевает нестандартные возможности тела, то, чему желают научиться дети годами, одаренные малыши способны освоить за несколько занятий;
  • интеллектуальная – высокий умственный уровень развития указывает, что в будущем ребенок может стать ученым;
  • творческая – с 3 лет малыш уже может танцевать и петь, поэтому его стоит записать в профессиональную школу для развития таланта;
  • художественная – может быть, вашему ребенку стоит учиться в театральном учреждении, чтобы покорять лучшие сцены страны;
  • практическая – данный вид одаренности предполагает наличие изобретательности;
  • социальная – малыш может существовать в коллективе только в качестве лидера;
  • коммуникативная – этот тип подразумевает наличие у ребенка выраженных ораторских качеств.

В любом случае, независимо от наличия одаренности следует воспитывать достойного человека в каждом ребенке. А также понимать необходимость тренировок мозга для успешного развития когнитивных способностей. Тренажеры Викиум гарантируют эффективное развитие мозга в интересном и увлекательном формате.

Личностные особенности одаренных детей

Обратной стороной детской одаренности является ворох разнообразных проблем. Среди них особого внимания заслуживают следующие:

1. Игровые процессы. Одаренные дети предпочитают сложные игры и практически не интересуются простыми, которые нравятся большинству ровесников. В результате такие малыши остаются в изоляции.

2. Враждебное отношение к школе. Одаренные дети находят учебную программу скучной и неинтересной, поскольку она не соответствует их способностям. Следствием такого отношения становится далеко не самое примерное поведение в школе.

3. Неравномерное физическое, интеллектуальное и социальное развитие. Многие одаренные дети предпочитают общаться с взрослыми, поэтому им сложно стать лидерами.

4. Неприятие конформности. Одаренные дети отбрасывают стандартные требования, особенно когда они противоречат их собственным интересам.

5. Погруженность в философские проблемы. Одаренный ребенок нередко задумывается над вопросами жизни, смерти, религии и т.п.

Социальная уязвимость одаренного ребенка обычно вызвана следующими причинами:

Перфекционизм. Постоянное стремление к совершенству, даже когда достигнута вершина.

Нереалистичные цели. Зачастую планка оказывается слишком завышенной и когда не удается её достичь, ребенок огорчается и переживает.

Недовольство собой. Критическое отношение к себе, собственным достижениям, заниженная самооценка.

Гиперчувствительность. Чрезвычайная восприимчивость к сенсорным стимулам: многие невербальные сигналы и слова воспринимаются как неприятие себя окружающими.

Гиперактивность. Проявляется как активное реагирование на стимулы и различного рода раздражители.

Нетерпимость. Часто заметна в отношении других детей с более низким уровнем интеллектуального развития.

Монополизация внимания взрослых. Поскольку ребенок любознателен, он испытывает постоянную потребность в их внимании. Это может стать причиной трений в отношениях с другими детьми.

Воспитание одаренного ребенка – это непростая задача, которая требует терпения и изрядной самоотдачи со стороны родителей и школьных учителей. Наградой за вложенный труд станет тот момент, когда детский талант раскроется в полной мере.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector