Методика развития речи

Взаимосвязь между развитием речи ребенка, и развитием его мышления гораздо более тесная, чем может показаться на первый взгляд. и для полноценного развития деточки оба этих процесса, оба этапа одинаково важны. Первые проявления речи у ребенка можно наблюдать в виде крика или гуления, затем появляются в речи слога, которые перерастают в слова. Фундамент мыслительных способностей закладывается именно с раннего детства. и родителям, которые стремятся раскрыть глубокий потенциал в своем ребенке, просто необходимо уделять особое внимание речевым навыкам.

Пассивный словарный запас

Развитие речи ребенка начинается с формирования пассивного словарного запаса, когда малыш уже понимает слова и значения, но пока еще не способен самостоятельно их воспроизвести.

В этот период рекомендуется:

· Чаще разговаривать с ребенком, комментируя все свои действия, например «мама сейчас варит кашу», «Витя сейчас кушает» и т.д.
· Называть имена родственников и их статус — бабушка Вера, тетя Маша.
· Показывать предметы, называя их. Это могут быть игрушки, картинки, предметы обихода. Чем разнообразнее они будут, тем лучше.
· Произносить слова нужно четкое и внятно. Желательно чтобы ребенок видел движения ваших губ.
· Повторять слова и выражения для лучшего их запоминания.
· Включать детские песенки и сказки для прослушивания.

Если последовательно и регулярно выполнять вышеперечисленные рекомендации, то ребенок будет быстрее развиваться, а его мыслительные способности будут возрастать. Многие специалисты считают, что в раннем возрасте детский мозг «впитывает» информацию лучше всего. И в этом возрасте проще всего «заложить фундамент» для изучения нескольких языков.

Активный словарный запас. Методики развития речи у детей

Следующим этапом в развития речи ребенка является формирование активного словарного запаса. Он характеризуется активизацией слов из пассивного словаря и правильное их применение в речи. Для развития этих навыков и существуют специализированные методики.

А. М. Бородич — автор книги «Методика развития речи детей»

Методика развития речи

Главные принципы методики:
· Ежедневное увеличение словарного запаса путем изучения новых слов.
· Понимание значений новых слов с помощью разбавления их другими словами. Контроль над точным воспроизведением и произношением.
· Обогащение разговорных или активных слов за счет пассивного словарного запаса.

Эта система обучения больше подойдет для детей возрастом от 3 лет и выше, которые имеют пассивный запас слов. Для активации этих слов и обучения новым следует придерживаться следующих рекомендаций:
1. Изучение слов по группам: еда, одежда, животные. При этом характеризовать каждый предмет, наполняя его максимальным смыслом.
2. Повторение слов и использование их в разговоре, чтоб они зафиксировались в памяти. Обучение ребенка повторять слова и выражения.
3. Использование синонимов (подобных по значению слов), антонимов (противоположных по значению слов). Показывая разницу предметов, сравнивая их.
4. Чтение книг ребенку поможет наполнить словарь фольклорными выражениями и словами.
5. Объяснение многозначности слова (ручка для письма, ручка дверная).
6. С каждым разом усложнять процесс разговора, требуя от ребенка более точного высказывания.

Г. М. Лямина — автор книги «Развитие речи ребенка раннего возраста»

В конкретном периоде развития и взросления необходимо учитывать речевые особенности и способности.

Возрастные особенности развития речи у ребенка

· Годовалый ребенок частично может произносить до 10 коротких слов или слог. К полутора годам дети правильно воспроизводят слова в 2 слога, а к трем в 75% случаев правильно произносят слова в 3 слога.
· Двухгодовалый ребенок пытается повторить произношение услышанных слов, а к концу третьего еще и исправить неправильное собственное воспроизведение.
· Дети легче воспринимают ритм слова, ударение, эмоциональность.
· Новые слова для усвоения ребенком лучше использовать в начале предложения или в конце.
· Шипящие и свистящие даются особенно тяжело. Осваивать такие слова начинают дети после 2 лет, а применять в речи только на четвертом году жизни.

Методики развития речи и общее развитие ребенка

Всестороннее развитие будет только способствовать речевым навыкам и умственным способностям.
Использование игр по методу Фридриха Фребеля способствует развитию логического мышления и воображения. Усвоение нового материала, новых навыков и умений для детей осуществляется лучше всего в игре.
В качестве игрушек используются фигуры разных геометрических форм, головоломки с блоками, оригами.

Методика развития речи

Мелкая моторика рук помогает развивать интеллектуальные способности, можно проводить с ребенком гимнастику пальцев.
Цель воспитания с использованием этой системы заключается в формирование связи — мышления с действием.

В данной презентации подобраны актуальные и широко используемые методики развития речи дошкольников.

Просмотр содержимого документа
«Методика развития речи»

Методика развития речи

Современные методики развития речи дошкольников

Методика развития речи

Методика развития речи входит в состав педагогических наук.

Почему так, а не иначе?

Методика развития речи

Направления речевого развития (ФГОС ДО)

  • Обогащение активного словаря.
  • Развитие связной диалогической и монологической речи.
  • Овладение речью как средством общения и культуры.
  • Развитие речевого творчества.
  • Развитие звуковой и интонационной культуры.
  • Знакомство с книжной культурой и детской литературой.
  • Формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте.

Методика развития речи

Гербова Валентина Викторовна

Методика развития речи

Основные направления методики

  • Последовательное, целенаправленное обучение детей родному языку.
  • Своевременная помощь ребенку в формировании звуковой культуры речи, овладении лексикой, грамматикой, связной речью.

Методика развития речи

Ушакова Оксана Семеновна

Методика развития речи

Основные направления методики

  • Усвоение простейшего материала, которое в последующем переходит в сложные занятия.
  • Комплексное решение на одном занятии различных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития.

Методика развития речи

Алексеева

Муза Михайловна

Яшина

Валентина Ивановна

Методика развития речи Методика развития речи

Основные направления методики

Методика предполагает поэтапное обучение речи:

  • Наполнение словарного запаса.
  • Воспроизведение правильных звуков.
  • Формирование грамматического построения предложений.
  • Обучение связанного повествования с ведением диалогов и монологов.

Методика развития речи

Стародубова Наталья Анатольевна

Методика развития речи

Основные направления методики

  • Обучающие занятия, которые начинают проводить в возрасте 4 лет.
  • Обучение проходит коллективно, под контролем воспитателя.
  • Занятия позволяют воспитать усидчивость, развить творческие качества, оценить речевой уровень.

Методика развития речи

Общая цель всех методик развития речи дошкольников —

помочь вырастить ребенка до 7 лет, который сможет точно и грамотно выразить свои взгляды и чувства

Актуальность выбранной темы заключается в том, что методика обучения русскому языку является отраслью педагогической науки. В ней выделены методика развития речи в детском саду и методика преподавания русского языка в начальной и средней школе. Каждая из них имеет свои цели, задачи и содержание. Методика развития речи — педагогическая наука, изучающая закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование речи у детей дошкольного возраста в детском саду. Основная задача методики — разрабатывать на научно-педагогической основе наиболее эффективные средства, методы и приемы развития речи, вооружать ими воспитателей детских садов, чтобы они могли с максимальным успехом развивать у детей необходимые речевые умения и способности. Основное содержание данного курса — формирование устной речи детей, навыков речевого общения с окружающими.

Методика развития речи, как и другие частные методики, дает ответ на такие основные вопросы: 1) чему учить (какие речевые умения воспитывать у детей); 2) как учить (какие методы и приемы следует использовать при формировании детской речи, при каких условиях); 3) почему именно так учить (какими данными теории и практики обосновываются предлагаемые способы развития речи).

Цель работы — изучить предмет методики развития речи детей.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

— раскрыть сущность методики развития речи;

— исследовать связь методики развития речи с другими науками;

— разработать конспекты занятий по развитию речи.

Методологической основой работы являются труды следующих авторов: Л.М. Гурович, В.С. Мухиной, О.С. Ушаковой и др.

В методической теории отражены объективные особенности обучения детей родному языку, обобщено все лучшее в области методики развития речи, что создавалось в отечественном дошкольном воспитании и существует сейчас. Методикой устанавливается ряд твердых норм при решении тех или иных задач развития речи (например, необходимость специальных приемов обучения рассказыванию, определенная структура занятий по заучиванию стихотворений, разнообразие речевой деятельности детей на литературном утреннике и т. п.). Важно, чтобы эти нормы были достаточно аргументированы, осмыслены каждым педагогом.

Методическая теория развивается в единстве с методической практикой. На практике проверяется правильность, жизненность отдельных методических положений, сама практика выдвигает перед наукой важные, еще не решенные вопросы. Например, практика подсказала необходимость уточнений программы подготовки к обучению грамоте в детском саду; в настоящее время ощутима потребность в более четких рекомендациях к календарному плану занятий по развитию речи, в разработке приемов активизации речи детей с различным уровнем речевого развития. Коломинский, Я.Л. Детская психология [Текст] / Я.Л. Коломинский. -М.: Просвещение, 2002. — с. 46

Воспитатель, не знающий методической теории, воспитывает детей вслепую, исходя только из своих предположений или копируя опыт других. Он многое упускает, так как не может предусмотреть всего богатства приемов, методов развития речи, выработанных поколениями лучших педагогов и суммированных в методике.

Методика развития речи тесно связана с другими частными методиками дошкольного воспитания, так как речь — одно из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих и собственная активная речь необходимы в любом педагогическом процессе, они сопровождают всю деятельность ребенка. Е.И. Тихеева указывала, что «родной язык, его беспрепятственное и всестороннее развитие должны быть поставлены в основу воспитания». Залужская, М.В. Подготовительная к школе группа в детском саду [Текст] / М.В. Залужская. — М.: Просвещение, 2005. — с. 56 Овладевая той или иной методикой (развитие элементарных математических представлений, изобразительная деятельность и т. д.), воспитатель должен усваивать и сведения по руководству речью детей, поскольку в любом виде деятельности ему приходится развивать их словарь, формировать навыки речевого общения (умение слушать, отвечать, спрашивать, умение связно рассказать о своем замысле, о проделанной работе и т. д.). Мышление, возникшее и развившееся, как и язык, в процессе трудовой деятельности человека, является отражением окружающего его бытия. Неразрывная связь языка с мышлением обусловлена производственной деятельностью людей, необходимостью обмена мыслями, совместными действиями. Хотя язык и мышление не существуют друг без друга, они не представляют собой одного и того же явления. Мышление — отражение объективной реальности, язык же — способ выражения, средство закрепления и передачи мыслей другим людям. Слово и понятие диалектически взаимообусловлены.

Таким образом, методика развития речи, как и вся педагогическая наука, относится к общественным наукам. Ее методологической основой является марксистско-ленинское учение о языке и мышлении.

Развитие речи – это очень важный процесс в формировании человеческого организма. Дети начинают произносить первые слова в 11-12 месяцев, а в 3 года они уже могут составить предложения и небольшой рассказ.

В этот период очень важно следить за тем, что речь ребёнка развивается правильно без каких-либо задержек или нарушений. Для этого медицинские специалисты разработали методики для диагностики речи у детей.

  1. Методика для изучения словарного запаса у детей
  2. Методика проверки лексический, грамматических навыков у детей и словарного запаса
  3. Методика проверки фонетического развития речи
  4. Методика проверки связной речи
  5. Методика общей проверки развития речи

Методика для изучения словарного запаса у детей

Целью её проведения является проверка достаточного знания слов для возраста ребенка. Его способность быстро подобрать точное слово, а также составить простейшие грамматические конструкции.

Для диагностики нужно взять группу любых картинок по 10-15 штук с животными, растениями, фруктов и овощей, игрушками и транспортом.

Всего карточек должно быть не более 30 шт. Взрослый называет ребёнку одно обобщающее слово, обозначающее группу картинок, которую собирается показывать. Ребёнок должен сказать, что входит в данную группу и отобрать картинки по схеме.

После выполнения задания человек должен посчитать сколько картинок было выбрано ребёнком правильно. За одну карточку он получит 1 балл.

Средний уровень – 10-25 шт.

Низкий уровень – до 10 шт.

Важно подбирать такие карточки, соответствующие возрасту. Лучше всего подойдут картинки обыденных вещей. Например, в разделе животные могут быть кошки, собаки, птички, зайцы и мышки. То есть то, что ребёнок уже точно видел в своей жизни.

Методика проверки лексический, грамматических навыков у детей и словарного запаса

Цель диагностики выявить правильно ли ребёнок произносит звуки. Употребляет слова. Верные ли ассоциации возникают у него с представленным словом. Проверяет словарный запас ребёнка.

Для проверки взрослый должен задавать ребёнку вопросы на разные темы. Например, «Что значит слово мяч? (яблоко, машина, игрушка) У тебя дома есть этот предмет? Какой он? Откуда он у тебя? Что ты делаешь с ним?»

Высокий уровень – ребёнок четко отвечает на вопросы. Называет примеры и действия с предметом. У него получается небольшой рассказ о вещи.

Средний уровень – называет предмет и описывает его только поверхностно. Отдельными словами или фразами.

Низкий уровень – Называет 1-2 слова.

Далее взрослый называет предметы или его признаки, а ребёнок должен подобрать к ним правильное слово, противоположное по значению. Таким образом, человек поймет правильно ли ребёнок понимает сущность слова. Например, называется слово «длинный». Ответ должен быть «короткий». Светлый – темный. Быстрый – медленный и т. д.

Высокий – правильно называет противоположные слова.

Средний – подбирает слова с отрицательной частицей «не». Не светлый, не длинный.

Низкий – не всегда или неправильно называет слова.

Методика проверки фонетического развития речи

Целью является выявление правильности произношения звуков. Взрослому нужно понять, понимает ли ребёнок различия звуков и может ли он их отличить друг от друга.

Во-первых, взрослый проверяет может ли ребёнок правильно произнести каждую букву в алфавите. Для этого он может воспользоваться заранее приготовленной таблицей. Если ребёнок ещё не знает написания букв, то можно называть ему слова и просить повторить.

Высокий – все звуки произносятся правильно.

Средний – звуки произносятся правильно, кроме шипящих или сонорных.

Низкий – есть ошибки в произношении многих звуков.

Во-вторых, человек показывает ребёнку картинки с изображением предметов. Это могут быть простейшие группы слов. Главное, чтобы ребёнок их хорошо знал. Взрослый должен попросить выбрать и произнести карточки на которых есть звук, например, «л». Аналогично нужно сделать с другими звуками. Предпочтительнее выбирать сонорные и шипящие, т.к. при произношении их дети наиболее часто испытывают трудности.

Высокий у – правильно отбирает картинки на все названые звуки.

Средний – отбирает только 2-3 карточки.

Низкий – указывает только на одну картинку или не указывает совсем.

Заключительным этапом нужно проверить, различает ли ребёнок интонацию произношения и может ли он говорить с ней.

Человек просит ребёнка произнести любую фразу с разной интонацией. Например, я иду в зоопарк. Нужно произнести удивлённо, радостно и вопросительно.

Высокий – правильное произношения предложения

Средний – правильно передают только 2 интонации.

Низкий – может прочитать только в повествовате

льной или 1-й из предложенных интонаций.

Методика проверки связной речи

Целью является выявление способности логически выстраивать предложения. Строить небольшое повествование.

Человек предлагает описать предмет на картинке или выбрать из окружающего. Например, любимую игрушку, медведя или стол.

Высокий – составляет правильное описание предметов. Рассказ разбит на 3 логические части с началом, серединой и заключением.

Средний – описывает только некоторые внешние черты предмета.

Низкий – называет отдельные слова и небольшие фразы.

Методика общей проверки развития речи

В этой диагностике человек проверяет может ли ребёнок самостоятельно менять формы слова, правильно ли он понимает их значение, может ли построить различные предложения. Правильно ли у него работает ассоциация предметов с другими вещами.

Для этого взрослый человек загадывает простое слово. Например, волк, лиса, кукла, машина и т.д. Ребёнок должен задавать наводящие вопросы. Спрашивая про описание предмета. Как выглядит он. Какой у него размер. Есть ли он у него дома.

Высокий – правильно отгадывает все слова.

Средний – может отгадать только 1. Или все, но с большими подсказками.

Низкий – не может отгадать слово.

Многие родители не проводят диагностику развития речи у детей дома. Хотя разработанные методики позволяют это делать. Большое количество заболеваний и отклонений можно выявить с помощью диагностики на ранних стадиях и вовремя помочь ребёнку.

Хорошо развитая речь – важное условие общения с окружающим миром. Если ребенок хорошо говорит, он легко вступает в контакт как со сверстниками, так и с взрослыми: родителями, родственниками, воспитателями в детском саду и учителями в школе. Но при наличии речевых расстройств ситуация ухудшается, и это приводит к дискомфорту и психологическим проблемам.

В центре «Доброе слово» работают опытные специалисты, использующие эффективные методы и приемы развития речи детей дошкольного возраста. Это и традиционные технологии, доказавшие свою результативность, и современные способы, обеспечивающие при умелом применении хороший результат.

Цены на развитие речи

Виды занятий Стоимость одного занятия / сеанса Длительность одного занятия / сеанса Рекомендуемое количество занятий/сеансов
Диагностическая консультация логопеда 1000 руб. 30 мин. 1 занятие
Индивидуальное логопедическое занятие 800/1000 руб. 45 мин. 10-15 сеансов
Групповое логопедическое занятие 600 руб. 45 мин. от 2 раз в неделю
Логомассаж классический 800/1000 руб. 45 мин. индивидуально
Логомассаж сенсорный 800/1 000 руб. 15 мин. от 2 раз в неделю
Групповое занятие логоритмикой 600/800 руб. 45/60 мин 1 раз в неделю

Основные методики развития речи

Существует несколько классификаций, используемых специалистами. Согласно одной из них, все технологии развития речи детей дошкольного возраста принято делать на три группы:

  • наглядные;
  • словесные;
  • практические.

Наглядные методы делятся на непосредственные и опосредованные. К непосредственным в первую очередь относится наблюдение и его разновидности – экскурсии, обзор помещений. Опосредованные методы позволяют педагогам знакомить детей с чем-либо, используя изобразительную наглядность: игрушки, фотографии, картины, диафильмы, художественные фильмы, модели.

Словесная методика развития речи – это, например, чтение и пересказ художественного текста. Сюда же относятся рассказы, обобщающие беседы, заучивание текстов наизусть. Если речь идет о работе с детьми младшего возраста, то наряду со словесными методами применяются и наглядные: показ рисунков, игрушек, фотографий.

Практические методики развития речи направлены на совершенствование речевых навыков и умений. В качестве примеров можно назвать разнообразные дидактические игры, инсценировки, а также многие виды творческой деятельности: рисование, конструирование, моделирование – если при этом предполагается общение между ребенком и преподавателем.

Еще одна классификация выделяет, в зависимости от характера речевой деятельности ребенка, репродуктивные и продуктивные методы развития речи. Первые основаны на восстановлении речевого материала: это заучивание, пересказ близко к тексту, игры-драматизации на основе литературных произведений. Вторые предполагают развитие речевого творчества и обучение ребенка построению собственных связных высказываний: творческий пересказ, обобщающая беседа, повествование.

Средства развития речи

По мнению специалистов, к средствам, использующимся для совершенствования речевых навыков, относятся:

  • общение – как между детьми, так и между ребенком и взрослым;
  • художественная литература;
  • культурная языковая среда;
  • обучение родной речи и языку на занятиях;
  • различные виды искусства – театр, кино, музыка.

Наиболее важным средством развития речи является общение. Это не просто обмен информацией между несколькими людьми, ведь в результате общения усваивается социальный опыт, принимаются решения, строятся и реализуются планы. Также оно приводит к взаимовлиянию людей друг на друга, развивает навыки сопереживания и взаимопонимания. Речь ребенка формируется в социальной среде, в которой он существует, и определяется множеством факторов, в том числе его потребностями. Давно замечено, что присутствие взрослого стимулирует употребление речи. С этим и связан совет, который часто дают мамам и папам: больше разговаривайте с детьми.

Важное средство развития речи – игра. Она стимулирует общение, служит взаимодействию между детьми или между ребенком и взрослым. Во многих технологиях, направленных на исправление речевых недостатков, широко используются игровые методы.

Специалисты центра «Доброе слово» имеют большой опыт работы с детьми, которым нужна помощь в развитии речевых навыков и умений: от запуска речи до постановки уверенного общения в форме диалога. Для каждого ребенка выбирается методика развития речи, которая обеспечит наилучший результат именно в его случае. Поэтому работа всегда начинается с диагностики: чтобы решить проблему, необходимо точно разобраться, чем она вызвана.

Вашему ребенку необходима помощь в развитии речи? Обращайтесь к нам! Мы ответим на ваши вопросы, предоставим необходимые консультации и предложим занятия, которые проводятся по эффективным методикам.

Русская демократическая педагогика формировалась под воздействием взглядов на воспитание революционных демократов В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева. В воспитании нового человека — гражданина, патриота, революционного борца они отводили большое место родному языку, художественному слову и считали, что такое воспитание должно начинаться с малого возраста. Продолжением прогрессивных педагогических идей стала система обучения родному языку, разработанная выдающимся русским педагогом К. Д. Ушинским. Материалистические взгляды великого педагога проявлялись в понимании исторической и социальной роли языка и мышления, а также их происхождения. Язык, по утверждению К. Д. Ушинекого, «не есть что-нибудь прирожденное человеку и не дар, упавший с неба». Это плод долгих трудов человечества, след духовной жизни народа. Усваивая родной язык, ребенок овладевает огромным богатством, испытывает влияние этого величайшего народного наставника. Прогрессивным было утверждение К. Д. Ушинского о необходимости обучения ребенка именно на родном языке. К. Д. Ушинский называл родной язык «удивительным педагогом». «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка,— и усваивает легко и скоро, в два-три года, столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог — родное слово!» К. Д. Ушинский обосновал необходимость целенаправленного руководства со стороны взрослых усвоением ребенком языка. Оно должно начаться до школы, ведь ребенок часто не может выразить свои мысли и чувства в верной языковой форме, ему нужна помощь педагога. Ценным вкладом в дошкольную педагогику являются взгляды К. Д. Ушинекого на необходимость «подготовительного» обучения детей до поступления в школу. Ушинский выделял два вида обучения: систематическое, или методическое, с семи лет и подготовительное, которое ребенок дошкольного возраста может получать в семье, детском саду, «малолетней» школе. Подготовительное обучение, в том числе развитие языка, должно быть посильным (до получаса в день), доступным, занимательным, разнообразным. В первоначальном обучении детей родному языку К. Д. Ушинский видел три цели. Первая — развивать дар слова, т. е. умение выражать свои мысли. Для этого важна наглядность обучения, опора на конкретные образы, воспринимаемые ребенком (явления природы, картины). Вторая цель — учить ребенка облекать свои мысли в наилучшую форму. Идеальными образцами такой формы служат художественные произведения, как народные, так и авторские. Ушинский четко определил требования к отбору произведений для детей: положительные идеи, художественность, доступность содержания. Им была впервые разработана система детского чтения. В круг чтения детей великий педагог включил народные сказки, загадки, прибаутки, пословицы, произведения русских писателей и свои собственные. Третья цель — практическое усвоение грамматики, предшествующее изучению ее как науки. Этой цели могут служить разнообразные упражнения — придумывание предложений с заданным словом, подбор слов в нужной форме и др. Все три цели должны осуществляться одновременно. К. Д. Ушинский сумел претворить в жизнь свои теоретические взгляды на роль художественного слова в воспитания детей, создав классические учебники «Детский мир и Хрестоматия» (1861) и «Родное слово» (1864). (В список литературы, рекомендуемой «Программой воспитания в детском саду» для чтения и рассказывания детям, включены его рассказы «Умей обождать», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Утренние лучи».) Итак, К. Д. Ушинский обосновал ведущую роль родного языка в воспитании детей, что способствовало выделению развития речи в специальный раздел педагогики. Теоретические и практические положения великого педагога послужили основой для появления методики развития речи детей как самостоятельной науки. Многие прогрессивные взгляды К. Д. Ушинского на первоначальное обучение родному языку были использованы в дальнейшем в русской и советской дошкольной педагогике, воплощены в практике дошкольного воспитания. Идеи К. Д. Ушинского нашли горячих последователей среди видных деятелей дошкольного воспитания того времени — А. С. Симонович, Е. Н. Водовозовой, Е. И. Конради, осуществлялись в практике работы первых детских садов в России начиная с 60-х годов XIX в.

Вы будете перенаправлены на Автор24

Методика развития речи – это педагогическая дисциплина, занимающаяся исследованием закономерностей процесса развития речи дошкольников и разработкой методов ее формирования.

Развитие речи и методы исследования данного процесса затрагивали ученых еще в Античные времена. Это обуславливает длительный период становления методики развития речи в качестве отдельной науки.

Зарождение методики развития речи

Вопросы развития речи прослеживаются в трудах ученых и философов Античности. В этот период происходит зарождение основ методики развития речи.

В Античное время можно выделить несколько аспектов, положивших начало зарождению методики развития речи:

  • Введение законов Солона в Древней Греции. Они были связаны с развитием ораторского искусства и слова. Каждый мог сам выступать в свою защиту на суде, что требовало развития определенных речевых навыков;
  • Труды Аристотеля по теме развития речи. Аристотель занимался исследованием анализа языка, речи, ее выразительности у ораторов. Он говорил о том, что речь должна быть четкой и ясной, выразительной, чтобы ее смысл был доведен до слушателей и она достигала своего целевого назначения;
  • Развитие ораторского искусства Цицероном. Цицерон стал выдающимся римским оратором. Его речи были широко известны и на них собирались не только римляне: приезжали из других поселений и государств;
  • Труды Сократа о развитии навыков риторического искусства. Сократ разработал рекомендации по формированию у детей навыков выразительного произношения, построения четкой и ясной речи.

Методика развития речи в эпоху Средневековья

Период Средневековья связан с трудами великого педагога-ученого Я.А. Коменского. Ими были разработаны теории воспитания дошкольников, которые опирались на их риторическое развитие.

Коменский утверждал, что акцентировать внимание на постановке правильного произношения дошкольника необходимо в раннем возрасте, т.е. до трех лет. Далее, неправильное произношение станет привычкой, которую устранить будет весьма проблематично. При этом, он уделяет огромное внимание развитию мимики и жестов детей раннего возраста. Общение начинается с мимики и лежит в основе риторического действия.

С трех до семи лет обучение сводится к расширению лексического запаса дошкольника. Ребенок должен познать как можно больше слов и научится их правильно использовать в различных речевых ситуациях. Основными методами развития речи являются:

  • Чтение и заучивание стихотворений;
  • Знакомство с баснями;
  • Чтение ритмических прибауток;
  • Формирование осознанного восприятия поэтического слова. Ребенок должен понять отличие поэзии от обычной речи;
  • Чтение художественной литературы и сказок про животных.

Готовые работы на аналогичную тему

Развитие речи должно быть реализовано постепенно. Оно требует использование наглядных методов обучения и постепенного усложнения, познаваемых слов.

Я.А. Коменский утверждал, что в основе речевого развития должен лежать принцип единства интеллектуального и речевого развития.

Методика развития речи в эпоху Просвещения

В этот период, речевому развитию уделялось особое внимание. Теории развития речи были изложены в трудах великих ученых: И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, М.В. Ломоносов.

И.Г. Песталоцци продолжил развитие взглядов Коменского на речевое развитие дошкольников. Им было выделено три этапа формирования речи дошкольника:

  1. Изучение звуков и звукового состава слова.
  2. Изучение слова.
  3. Изучение речи.

Им была разработана система упражнений, ориентированных на познавательное и речевое развитие, основанных на принципе наглядности.

М.В. Ломоносов утверждал, что для общего развития ребенка, а также для его культурного социального становления требуется развитие речи. По его мнению, красота языка лежит в основе развития подрастающего поколения и общества.

Рисунок 1. Из истории методики развития речи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

К.Д. Ушинский создал собственную систему изучения языка. Она предполагала изучение языка в начальной школе, но ее идеи могли быть использованы и в дошкольной педагогике.

В основе обучения языку, по мнению Ушинского, лежит принцип народности. Язык связан с народом, его историей. Его знание помогает в постижении связи с народом, проникновению в его дух. Поэтому, обучение и воспитание должно реализовываться на родном языке.

Ушинским был разработан звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте.

Становление методики развития речи в качестве научного знания

Как самостоятельная наука, методика развития речи получила развитие в 20-ые годы XX столетия. В это время она стала заменой риторики и впитала в себя множество ее теоретических и практических аспектов.

Особое место в этот период принадлежит трудам Ф. Фребеля. Он считал, что познание языка должно происходить с раннего детства. Требуется обозначать словами не только отдельные объекты, но и их признаки, положения, действия. По его мнению, речь развивается в ходе наблюдения ребенком за окружающим миром и в ходе игры.

Рисунок 2. Становление методики развития речи как науки. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Большинство ученых данного периода рассматривали литературу в качестве ведущего средства речевого развития дошкольника. Предполагалось, что ребенок должен знакомиться со сказками, стихотворениями, которые помогут ему в становлении правильной и выразительной речи.

Е.И. Тихеева стала основоположником научной составляющей методики развития речи. Ею была выдвинута мысль о приоритетности речевого развития в воспитательном процессе и разработаны основы воспитательного процесса дошкольной образовательной организации, включающие направления речевого развития: развитие лексики ребенка, занятия по живому слову, развитие речи в раннем и дошкольном возрасте.

Методика развития речи

Новейшие методики развития и исправления речи дошкольников

Освоение ребенком речевой коммуникации непосредственно влияет на его поведение и развитие личности. Именно поэтому при выявлении у малыша или дошкольника различных дефектов произношения необходимо обратиться к специалисту-логопеду, чтобы тяжелые нарушения не отразились на интеллектуальном развитии и формировании речи в целом.

В последние годы наблюдается рост количества детей с недостатками речи, что требует коррекционной работы. Дефектологи, психологи и педагоги-логопеды разрабатывают новые и совершенствуют существующие методики и формы работы с малышами-логопатами.

Особенности использования современных методик

Так, одной из действенных методик является сказкотерапия, помогающая в разы сократить сроки исправления дефектов речи у детей дошкольного возраста. Терапия сказками эффективно используется в комплексе с логопедической гимнастикой, релаксацией. Такая коррекционная работа нацелена на исправление нарушений речи и психофизического состояния детей на индивидуальных и групповых занятиях с педагогом.

В комплексе с игровыми приемами и традиционными методиками сказкотерапия дает максимальную эффективность исправления изъянов в речи малышей, что способствует нормальному развитию ребенка. Ключевым отличием такого комплекса мер является тот факт, что уроки по постановке конкретного звука или сочетания звуков изучаются в рамках одной темы, а упражнения тесно взаимосвязаны между собой. Это позволяет достичь автоматизма в правильном воспроизведении звуков ребенком.

Благодаря организации занятий в форме спектакля или игры, в которую вовлечены все дети в группе, педагог добивается стабильного внимания и интереса детей. Разнообразие игр способствует формированию связной и осознанной речи, грамотному построению предложений, активному интеллектуальному развитию.

Современная методика предполагает комбинацию нескольких направлений коррекции:

  • развитие моторики и сенсорного восприятия;
  • артикуляционная гимнастика;
  • развитие мимики;
  • вовлечение ребенка в игровой процесс и выполнение определенный ролей;
  • формирование всесторонне развитой и интеллектуальной личности, которая стремится к постоянному познанию окружающего мира.

Сюжетные занятия по формированию и развитию правильной речи существенно отличаются от учебной модели, поскольку детям интересно участвовать в игровом процессе, узнавать новые слова и учиться грамотно строить осмысленные предложения. Такой нетрадиционный метод рекомендуется для детей со сложными дефектами и позволяет добиться положительной динамики при регулярных занятиях.

Тематический план

Теория и методика развития речи детей

Институт психологии и образования, кафедра дошкольного образования

Направление: 44.03.01 — Педагогическое образование. Бакалавриат. Профиль подготовки: Дошкольное образование.

Учебный план: «Дошкольное образование» (дневное, 2020)

Дисциплина Б1.В.ДВ.25 «Теория и методика развития речи детей» (бакалавриат, 1 курс, дневное отделение).

Количество часов: 144 часа (в том числе лекции — 18 часов, практические занятия — 36 часов, экзамен — 45 часов). Самостоятельная работа — 45 часов. Форма контроля: экзамен во 2-м семестре.

Аннотация: В дисциплине раскрываются вопросы теории и методики развития речи детей: развития звуковой культуры, формирования словаря и грамматического строя, развития связной речи и ораторского мастерства детей. Анализируются требования к речи воспитателей и определяются пути их совершенствования в условиях поликультурной среды дошкольного учреждения. Обсуждаются и показываются методические пути совершенствования профессиональной педагогической речи воспитателей, диалогической и монологической речи детей. Анализируются методические приемы использования на занятиях по развитию речи классических произведений детской литературы.

1. Предмет и задачи курса «Теория и методика развития речи детей».

2. Теоретические основы методики развития речи детей.

3. Особенности методики развития связной речи. Приемы формирования связной речи.

4. Игровая деятельность как средство развития речи детей.

5. Детская литература в работе по развитию речи детей.

6. Развитие речи детей в условиях поликультурной среды.

7. Риторика в системе работы по развитию речи.

Ключевые слова: теория, методика, развитие речи, методы, приемы, средства, принципы.

Автор ЭОР: Габдулхаков Валерьян Фаритович, профессор кафедры дошкольного образования, доктор педагогических наук, тел. 8-9050260544,

Дата эксплуатации: 12 февраля 2020 г.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector