Методика развития речи детей дошкольного возраста

Теория и методика развития речи детей

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.

Задачи речевого развития
в дошкольном возрасте:

— формирование звуковой культуры, фонематического слуха;

— формирование грамматики речи;

— развитие связной речи дошкольников;

— обучение детей дошкольного возраста общению и речевому этикету;

— знакомство с различными жанрами детской литературы

Требования к результатам освоения образовательной программы ДО:

• ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли;

• может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;

• может выделять звуки в словах;

• у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется её практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению.

В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.

В период от рождения ребенка до 7 – 10 лет формируются и активно развиваются речевые умения и навыки.

Речевой навык – это речевое действие, достигшее степени совершенства, способность осуществить оптимальным образом ту или иную операцию. Речевые навыки включают внешнее оформление (произношение, членение фраз, интонирование) и внутреннее (выбор падежа, рода, числа и т. п.).

Речевое умение – особая способность человека, которая становится возможной в результате развития речевых навыков. А.А. Леонтьев считает, что речевые умения носят творческий характер и представляют собой комбинирование языковых единиц, применение их в любых ситуациях общения.

Различают четыре вида речевых умений:

1. Умение говорить, т. е. излагать свои мысли в устной форме;

2. Умение аудировать(понимать речь в её звуковом оформлении);

3. Умение излагать свои мысли в письменной речи;

4. Умение читать (понимать речь в её графическом изображении).

Методы работы по развитию речи дошкольников

Метод обучения по образцу (имитационный):

— обучение произношению, интонациям;

— составление предложений по образцу, выразительное чтение наизусть;

— составление текстов разного типа (описание, повествование, рассуждение);

— пересказ литературных произведений.

Метод проблемный:

— вопросы, творческие задания;

— упражнения, дидактические игры и др.

Метод коммуникативный:

— беседы (например, как вести себя с незнакомым взрослым человеком; о чем хотели бы узнать; что хотели бы увидеть);

— создание речевых ситуаций (например, заблудился в парке; потерялся в магазине; встреча с незнакомым взрослым, с незнакомым мальчиком или девочкой);

— ролевые игры, экскурсии;

— совместный труд и другие виды деятельности, побуждающие высказаться.

Речевые упражнения, словесные игры, чтение и обсуждение литературных произведений, инсценировки, игры-драматизации, коллективные рассказы, игры-соревнования, литературное творчество, индивидуальная работа с ребенком – все виды образовательной деятельности должны повторяться,чтобы дети могли прочно усвоить произношения звуков и слогов, новые слова и их значения, а также грамматические правила.

Методика развития речи детей дошкольного возраста

ОБЩЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ

Общение – это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (М.И.Лисина)

КУЛЬТУРНАЯ ЯЗЫКОВАЯ СРЕДА

Подражая речи окружающих, дети перенимают не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но и ошибки, которые встречаются в их речи.

Требования к речи педагога:

• знание и соблюдение правил речевого этикета,

• уместное использование невербальных средств общения (мимики, жестов, пантомимики).

ОБУЧЕНИе родной речи в НОД

Обучение — это целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений.

Важнейшей формой организации обучения речи и языку является непосредственно организованная деятельность, в которой целенаправленно решаются задачи речевого развития детей.

1. В зависимости от ведущей задачи, основного программного содержания

• По формированию словаря

• По формированию грамматического строя речи

• По воспитанию ЗКР

• По обучению связной речи

• По формированию способности к анализу речи

2. В зависимости от применения наглядного материала

• Использование предметов реальной жизни, явлений действительности

• Применение изобразительной наглядности

• Занятия словесного характера

3. В зависимости от этапа обучения

• От формирования речевых навыков и умений

4. По дидактическим целям (А.М. Бородич)

• По сообщению нового материала

• По закреплению ЗУН

• По обобщению и систематизации знаний

• Итоговые, проверочные занятия

• Комбинированные (смешанные, объединенные)

5. Комплексные занятия

• Принцип единого содержания

6. Интегративные занятия

• Принцип объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector