Мягкие и твердые звуки

Вы знаете, как объяснить ребенку гласные и согласные звуки и буквы? А твердые и мягкие? Воспользуйтесь нашими советами, ведь перед школой вашему ребенку не помешает знать, как характеризовать звуки, это поможет ему с легкостью овладеть программой первого класса.

Мягкие и твердые звуки shkolazhizni.ru

Приступая к обучению, вы должны быть уверены, что ребенок имеет представление о тех органах артикуляции, которые принимают участие в речевом процессе (язык, губы, зубы). С учетом дошкольного возраста, проще научить различать гласные и согласные звуки и буквы в игровой форме.

Как объяснить ребенку гласные и согласные звуки и буквы

«Какие-то гласные и с кем-то совсем не согласные…» Для малыша это звучит необычно. Чтобы ваше домашнее обучение прошло эффективно и без лишней нервотрепки, не спешите. Ловите обещанные рекомендации.

  • Ребенок должен знать разницу между звуком и буквой.

Звуки мы слышим и говорим, буквы – видим и пишем.

  • Начните с изучения гласных.

Они значительно проще по артикуляции и легче воспринимаются. Все просто: их можно петь.

Звук М тоже вполне достоин сольного выступления, но есть разница: при произношении гласных воздух выходит свободно, ему ничего не мешает, язык спокойно лежит во рту, а с согласными он вытворяет чудеса акробатики.

  • Подкрепляйте произносимые звуки графическими образами букв.

Тут фантазия вам в помощь: можно писать, лепить, клеить и выкладывать из макарон или фасоли.

  • Используйте зеркало.

Привлекайте внимание малыша к положению рта при произношении гласных, обращайте внимание на язык и зубы.

  • Придумывайте вместе с ребенком слова, которые начинаются на «поющие» звуки, ищите их не только в устной речи, но и в книгах, на улице и дома.

Куда запропастилась О? Вот же она, замаскировалась под зеркало. Нашли букву, назвали звук.

  • Используйте загадки, отгадки в которых начинаются только на гласные.
  • Приступая к изучению согласных звуков и букв, обратите внимание, что их значительно больше, произносятся они иначе.

Когда мы их произносим, воздух «цепляется» за препятствие в виде зубов или губ. Зеркало в данном случае ваш обязательный помощник.

  • Предложите «пропеть» согласные звуки, фиксируя внимание ребенка на положении органов артикуляции.

Беспокойный язык во время попыток петь постоянно мешает, а зубы вовсе раскапризничались и сомкнулись.

Закрепляем умение различать гласные и согласные звуки и буквы

Когда вы объяснили разницу между гласными и согласными звуками и буквами, обязательно закрепляйте сформированный навык. И снова играйте.

  • По дороге из детского сада придумывайте вместе с малышом слова, которые начинаются на заданный звук.
  • Расчертите лист бумаги на клетки, раскрасьте их красным и синим цветом и предложите разложить буквы из разрезной азбуки по «домикам».
  • * Игра «Внимательные ушки». Инструкция простая: «Если слово начинается на гласный – хлопни, на согласный – топни».
  • Придумайте рецепт необычного блюда, ингредиенты в котором начинаются только на определенные звуки.
  • Убирая квартиру, дайте задание сначала убрать все игрушки, начинающиеся на согласные.

Важное условие! Систематичность и спокойствие.

Ваш позитивный настрой позволит не только научить различать гласные и согласные звуки и буквы, но и сформировать желание учиться.

Как объяснить ребенку твердые и мягкие согласные

Мягкие и твердые звуки

Задача не из легких. Если ребенок знает буквы, начните с нехитрой истории о том, как гласные окружили согласные и начали ими командовать. Да-да. На войне как на войне. Эти нахальные гласные решают, каким будет согласный звук, твердым или мягким.

Есть парочка мятежников, на которых это правило не распространяется.

Ц, Ж, Ш бывают только твердыми, а Ч, Щ и Й – мягкие при любых обстоятельствах. Бунтарей вносим в «черный» список и помещает его на самое популярное место в доме, например, на холодильник, чтобы их славные имена отложились в памяти ребенка. Не забудьте про мягкий знак, который так же своим появлением запросто решает судьбу твердых и мягких согласных.

Остальным повезло меньше: если после согласного стоит А, О, У, Э или Ы – звук твердый, обозначается синим кирпичиком или кружочком, если за «пленным» стоит Е, Ё, Я, Ю или И – он мягкий и обозначается зеленым.

Ваши усилия не принесли ожидаемого результата? Привлекайте внимание к положению языка при произнесении парных твердых и мягких согласных.

Предложите превратить твердый звук в мягкий, используя разные гласные: па – пя, са –ся, пу – пю, су — сю и т.д Аналогичную игру можно усложнить, изменяя слова: «угол – уголь», «рад – ряд», лук – люк» и другие.

Если после согласного стоит его такой же на все согласный собрат, звук твердый. Например, в слове «конфета» после «н» стоит «ф». Можно уверенно утверждать, что в данном случае «н» — твердый.

Формируя умение различать твердые и мягкие согласные, вы помогаете ребенку развивать слуховое внимание, фонематический слух, что важно при обучении ребенка чтению и письму. Таким образом вы закладываете фундамент для успешного обучения в школе.

Помните, что русский язык один из самых сложных. Не так просто объяснить ребенку твердые и мягкие согласные. Поэтому не стоит корить своего малыша за ошибки.

Уважаемые читатели! Уверены, что теперь вы знаете, как научить ребенка различать гласные и согласные, твердые и мягкие звуки и буквы. Делитесь в комментариях своими успехами и секретными приемами.

Предлагаем Вашему вниманию программы развивающих занятий с собаками- терапевтами в зависимости от возраста ребёнка и Ваших пожеланий:

  • Тренинг по освобождению от страха собак. 3+
  • Занятия с собаками-терапевтами «Почитай собаке». 5+
  • Занятие для малышей «Собаки-обнимаки». 0+ (до 3 лет)
  • Обучающее занятие «Детям о профессиях людских и собачьих». 4+
  • Обучающие занятия с собаками-терапевтами в рамках творческого лагеря. 8+
  • Занятия с собаками-терапевтами и детьми с нарушениями в развитии. 5+
  • Развивающий курс «Собака — друг человека». (4 занятия). 4+

Согласные звуки — это звуки, при произношении которых на пути потока воздуха возникают препятствия. Согласных звуков в русском языке 36. Согласные буквы — это буквы, обозначающие согласные звуки на письме. Их в русском языке 21. Все согласные буквы русского алфавита: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.

Мягкие и твердые звуки

Согласные звуки могут быть твёрдыми или мягкими, глухими или звонкими. Согласные буквы могут быть глухими или звонкими, признака твёрдость/мягкость не имеют.

Твёрдые и мягкие согласные

Большинство согласных звуков являются парными по признаку твёрдости/мягкости. Одна и та же буква может представлять соответствующий твёрдый или мягкий звук в разных словах. Например, буква Б обозначает мягкий звук в слове бинт и твёрдый – в слове бык. Мягкость согласного при транскрибировании обозначается запятой (апостроʹфом) справа над значком согласного звука: бʼ.

Мягкими согласные звуки в русском языке становятся, если после них следуют гласные второго ряда (Е, Ё, Ю, Я, И) и Ь. Сравните: спят [спʼат] и спать [спатʼ].

Парные согласные звуки по признаку твёрдость/мягкость

Твёрдые б в г д з к л м н п р с т ф х
Мягкие бʼ вʼ гʼ дʼ зʼ кʼ лʼ мʼ нʼ пʼ рʼ сʼ тʼ фʼ хʼ

Иногда ученики забывают, Й,Щи Ч – мягкие или твердые согласные. Определение мягкости/твёрдости непарных согласных часто вызывает трудности, так как их не с чем сравнить.

Классификация парных и непарных согласных, мягких и твердых согласных, звонких и глухих согласных в таблице представлена ниже:

Мягкие и твердые звуки

Й, Щ и Ч – всегда мягкие согласные буквы.

Щ и Ч всегда произносятся мягко, независимо от того, какая буква стоит после. Это мягкие непарные шипящие согласные звуки. Они становятся причиной орфографических ошибок в написании слов с сочетаниями ЧУ, ЩУ, ЧА, ЩА (чудо [чʼу], щука [щʼу], чаща [чʼащʼа]).

Й — особая буква. Она представляет согласный звонкий мягкий звук, в транскрипции обозначаемый значком [j] (йот).

[Ж] и [ш] – непарные твердые шипящие согласные звуки. Ц – тоже непарный твёрдый звук. Из-за их твёрдости у школьников возникает распространённая ошибка в сочетаниях ЖИ, ШИ (широкий [шы], жизнь [жы]), ЦЫ- ЦИ (цыплёнок – цирк).

Глухие и звонкие согласные звуки

Согласные звуки состоят из шума (глухие) или из шума и голоса (звонкие). Схожие по звучанию согласные образуют пары.

Звонкие согласные звуки, в которых доля шума минимальна, называются сонорными (от латинского sonorus,что значит «звучный»).Это [м] – [мʼ], [н] – [нʼ], [л] – [лʼ], [р] – [рʼ] и [jʼ]. Они не имеют пары по глухости/звонкости.

Согласные буквы и звуки могут быть глухими и звонкими. Значит ли это, что за звонкой согласной буквой всегда стоит звонкий звук, а за глухой буквой – глухой звук? Вовсе нет. Напрмер: кот [кот] и код [кот].

Парные и непарные согласные ведут себя в слове по-разному. Для парных по глухости/звонкости звуков сильной позицией (то есть такой, в которой звук ясно, чётко проявляется) является позиция перед гласным или сонорным звуком. Перед согласной и в конце слова согласный звук может изменять звучание.

Глухие согласные буквы могут представлять звонкие согласные звуки, если стоят перед звонкой согласной. Например: вокзал – во[гз]ал, сбить – [збʼ]ить, косьба – ко[зʼб]а. Этот процесс называется озвончением.

Звонкие согласные буквы представляют глухой согласный звук в конце слова или перед глухой согласной. Например: зуб – зу[п], подпрыгнуть – по[тп]рыгнуть, глаз – гла[с]. Этот процесс называется оглушением.

Часто у детей возникает вопрос: ц – звонкая или глухая согласная? Объясним природу этого звука. [ц] – аффриката, то есть происходит от слияния двух звуков: [т] и [с]. Обе составляющих являются глухими, и образующийся [ц] – тоже глухой.

Таблица глухих и звонких согласных парных:

Звонкие б бʼ д дʼ з зʼ в вʼ ж
Глухие п пʼ т тʼ с сʼ ф фʼ ш

Непарные по глухости звонкости согласные звуки:

Звонкие йʼ л лʼ м мʼ н нʼ р рʼ
Глухие х хʼ ц чʼ щʼ

Запомнить глухие буквы поможет мнемотехника. В фразе «Стёпка, хочешь щец? Фи!» содержатся все глухие согласные буквы и ни одной звонкой.

Считается, что, если после согласного звука идет гласная а, у, о, ы, э — то согласный твердый, а если я, ю, ё, и, е — мягкий. Но вот звуки й, ч, щ,- — всегда мягкие, даже в таких словах, как йод, чаща, чувство, чопорность. А ж, ш, ц — всегда твердые, даже в таких словах, как, например, жимолость, парашют, цена.

В русском языке имеется три звука, которые остаются всегда мягкими, и три звука, всегда твердые. То есть ни мягкий знак, ни и, е, ю, я, ё их не смягчают.

Всегда мягкие Щ, Ч, Й.

Всегда твердые Ж, Ш, (после них не пишется буква Ы), и Ц — почти никогда не пишется Ы. Так их легче запомнить

Ж, Ш, Ц — всегда твердые звуки, а Й, Ч, Щ — всегда мягкие. На схеме слова они обозначаются всегда двумя полосочками. А твердые остаются твердыми (одна полосочка на схеме), независимо от того, какой следующий звук в слове (мягкий знак их тоже не смягчает).

Звуки, которые в русском языке всегда мягкие: [ч’], [щ’], [й’] ([j]). Они обозначаются соответственно буквами Ч, Щ, Й. Правда, звук [щ’] в русском языке может обозначаться помимо буквы Щ ещё как минимум семью способами: сч (счастье, расчёт, переписчик), зч (грузчик), жч (мужчина), шч (веснушчатый), стч (жёстче), ссч (рассчитать), здч (звёздчатый). А звук [й’], он же [j], бывает чаще всего скрыт в буквах Е, Ё, Ю, Я, которые в этом случае обозначают по два звука: ель, ёж, юбка, ясень.

Звуки, которые в русском языке всегда твёрдые: [ц], [ш], [ж]. Обозначаются соответственно буквами Ц, Ш, Ж.

В других языках ситуация может быть несколько иной. Например, в украинском и белорусском языках есть не только твёрдый звук [ц], но и мягкий звук [ц’]. А вот звук [ч] является твёрдым практически во всех славянских языках, за исключением русского. В частности, очень твёрдое Ч есть в польском. Этот звук обозначается буквосочетанием cz, например, в слове czas («время»).

Предмет: Русский язык

Система обучения: коррекционная на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Под редакцией В. В. Воронковой.

Цель: учить распознавать твердые и мягкие согласные звуки и обозначать мягкость и твердость согласных звуков гласными буквами.

Задачи:

  • учить слышать и различать твёрдые и мягкие согласные звуки;
  • познакомить с обозначением на письме мягкости согласных звуков с помощью букв е,ё,ю,я,и;
  • расширять и активизировать словарный запас;
  • уточнять ориентировки в пространстве;
  • развивать мелкую и общую моторику;
  • развивать умения работать самостоятельно, умения применять знания на практике;
  • развивать внимание, восприятие, память, мышление.

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.1 урок в блоке из 14уроков.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный метод (с использованием ИКТ), игра

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Оборудование: шарики СуДжок, изографы, карточки со словарными словами “лисица”, “заяц”, “медведь”; мнемотаблица для “снежной кучи”, снежинки; карточки с половиной слов; карточки для наблюдения за произношением согласных; карточки со слогами; карточки для игры “Разложи пирожки”; карточки с заданиями; ноутбук; видео; видеофизминутка; карточки с правилом и темой урока.

I. Организационный момент. Актуализация знаний.

Для повторения изученного применяется стратегия “Незаконченное предложение”. Отвечают на вопросы.

— Жи-ши пиши (с буквой и)

— Ча-ща пиши (с буквой а)

— Чу-щу пиши (с буквой у)

— Что такое алфавит? (все буквы, расположенные по порядку)

— Букв в русском алфавите? (33)

— Гласных букв? Согласных?

— Наша речь состоит (из предложений)

— Предложения (из слов)

— Звуки мы (говорим, слышим)

— Буквы мы (пишем, читаем, видим)

— Какой сегодня день недели?

Пальчиковая гимнастика шариками СуДжок.

-Игра “Ладушки”. В парах

На доске написаны 2 ряда букв.

-Что это за буквы? (гласные)

-Правильно это сестрички гласные: старшие и младшие, строгие и ласковые.

Запись числа и письмо гласных с доски.

Коррекция зрительного восприятия.

-Ребята, сегодня мы отправимся в Лесную школу, где учатся зверята и будем помогать им. Но сначала узнаем лесных жителей.

Изографы (лисица, заяц, медведь) – это словарные слова. С каким словарным словом мы познакомились недавно? (заяц)

Карточка: вставьте букву. Запишите слово заяц, подчеркните безударную гласную.

– Прочитайте слова, буквоед съел половину слова: волк, мышка, зима.

-Какое слово лишнее? Почему? Зима — самое холодное время года.

-Хорошо. Поиграем в игру “Снежный ком”.

— К слову “зима” подбираем слова – признаки. Передаем “ком” друг другу и повторяем все слова, которые сказали. (Зима (какая?) холодная, суровая, ранняя, снежная, морозная, теплая, красивая. )

Поиграем в еще одну игру “Снежная куча”. Волшебная, сделана не из снега, а из слов, которые все похожи на слово “снег”.(игра из статьи- Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи)

  • Есть слово ласковое, маленькое – снежок.
  • Есть слово длинное – снегопад.
  • Есть слово красивое, слово признак – снежный (ком).
  • Есть слово — человек, сказочный персонаж – снегурочка.
  • Есть слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик.
  • Есть слово лёгкая, пушистая – снежинка.
  • Есть слово – цветок – подснежник.
  • Есть слово — птица — снегирь.

Подул вдруг ветер и все слова-снежинки разлетелись. Осталось несколько снежинок, возьмите, они нам еще пригодятся.

IV. Основная часть.

А. Знакомство с темой урока.

Вопрос: что может быть мягким ?- подушка, хлеб, шапка, матрас, а твердым ? – камень, лед, дерево. Верно. Но, оказывается, мягкими или твердыми могут быть звуки речи – согласные

-Спешим на урок в Лесную школу. (Приложение2. видео: Шишкина школа. Русский язык. урок 53. – фрагмент – 2 мин).

Сегодня мы будем учиться различать твердые и мягкие согласные. Итак, тема урока: Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

Б.Наблюдение над произношением твердых и мягких согласных.

— Посмотрим, как рычит маленький медвежонок? Ри-ри-ри

А его мама совсем по-другому? Ры-ры-ры

В рычании медвежонка слышится мягкий звук р, а в рычании его мамы твердый звук р.

Перед нами медвежонок, и он очень мил, а на втором рисунке кто-то мыл руки. В слове мил – мы слышим? Мягкий звук, а в слове мыл? Твердый звук.

В. Первичная проверка усвоения знаний.

А сейчас игра “Разложи пирожки”. Работа на доске.

— Перед нами две корзины, в одну надо сложить пирожки вчерашние, твердые, а в другую – мягкие.

Ваша задача – правильно их разложить, но помните, в твердых пирожках начинка начинается с твердого согласного звука, а в мягких – с мягкого.

— Итак, пирожок с мясом (слово мясо начинается с мягкого звука, значит этот пирожок мягкий, кладем его в правую корзину и т.д. Запишем слово- мясо. Подчеркнем двумя чертами. Приложение 1

Г. Видеофизминутка. https://www.youtube.com/watch?v=abd1NWTWfEs

-Что мишка говорил неправильно? Рясь, а нужно –раз

Д. Дифференциация гласных. Чтение слогов.

-Согласная буква одна, а может обозначать и твердый звук и мягкий.

-Почему твердый согласный вдруг становится мягким, что его смягчает? (гласный, который идет за ним).

Перед и ри согласный смягчается, а перед ы – остается твердым ры.

Все дело в гласных, перед старшими строгими сестричками Чтение правила согласные твердые.

А перед младшими Чтение правила согласный остается мягким.

Е.Закрепление. Самостоятельная работа. (индивидуальная карточка у каждого)

Карточка. Подчеркни твердые согласные одной чертой, а мягкие — двумя.

Карточка “Буквы потерялись”

Карточка “Найди ошибки

Гласные буквы решили пошалить и поменялись местами. Верните гласные на место.

Ката грела утуг.

Лампа горыт ярко.

Луба и Рая лепат птичку.

Зеленый люк очень полезен.

Игра “Превращение” . Вы волшебники: нужно слоги с твердым согласным заменить слогами с мягким согласным и наоборот.

V. Итог урока. Рефлексия.

-Сегодня на уроке мы выполняли разные задания.

-Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я,е,ё,ю,и).

-А какие твердость? (а,о,у,ы,э)

-Поднимите руку те, кто может сказать: “Я научился различать твердые и мягкие согласные”.

У вас у каждого лежат снежинки. Оцените свою работу на уроке.

Поднимите большую снежинку – отлично работал, справился со всеми заданиями.

Маленькую – работал хорошо, но мог бы и лучше.

Содержимое публикации

МБОУ «Гимназия №8»

Открытый урок по русскому языку 2 класс

Тема: «Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме».

УМК «Перспектива»

подготовила учитель

начальных классов

Егорова Наталия Владимировна

г. Шумерля, 2020 г.

Русский язык

Задачи урока:

Закрепить навык употребления мягкого знака для обозначения мягкости согласных звуков на письме;

рассмотреть обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью букв е, ё, ю, я, и;

развивать речь учащихся;

воспитывать внимательность, интерес к предмету.

1.Организационный момент.

И на урок настроимся.

Готовы? – Да! Начнем урок,

Чтоб знания пошли нам впрок.

2.Введение темы урока.

— Сегодня мы продолжим изучать твердые и мягкие согласные звуки. Но сначала повторим то, о чем говорили ранее.

(Запись числа, классной работы).

3.Повторение.

— Чем отличаются звуки от букв?

— Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим, пишем и читаем.

— На какие группы делятся все звуки?

— Гласные и согласные.

— Чем отличаются гласные от согласных?

(Ответы детей).

— Какими могут быть согласные звуки?

— Звонкими и глухими, твердыми и мягкими, парными и непарными.

— Какие всегда твердые звуки вы знаете?

— Какими буквами они обозначаются?

— Какие всегда мягкие согласные звуки вы знаете?

— Какими буквами они обозначаются?

— Назовите данные звуки. (Показ карточек): [к], [м’], [л’], [р], [в’], [т’], [с], [ф], [ш’].

— Все ли правильно?

— [ш]- всегда твердый звук.

— Сейчас я вам прочту предложения, которые вы продолжите предложенными вам словами.

(Карточка ПЫЛЬ – ПИЛ).

Я сотру со шкафа… (пыль).

Я кисель сегодня… (пил).

— Сравните последние звуки в данных словах. Чем они отличаются?

— Один твердый, другой – мягкий.

— Как на письме обозначается мягкость согласного звука?

(Карточка НЁС – НОС).

— От мороза красный… (нос).

Я дрова для печки… (нёс).

— Сравните первые звуки в данных словах. Чем они отличаются?

— Один твердый, другой – мягкий.

— Как на письме обозначается мягкость согласного звука?

— Буквой Ё.

— А какие еще гласные звуки обозначают мягкость предшествующего согласного звука?

4.Минутка чистописания.

Разминка, упражнение «Солнышко-тучка»

— Давайте пропишем в минутке чистописания эти буквы.

— Обведите зелёной ручкой самую красивую букву.

5.Словарная работа.

— Откройте учебник на стр.66. С каким новым словом из словаря мы сегодня познакомимся? (Коньки)

— Произнесите слово, выделяя ударный звук.

-Сколько в этом слове слогов? Как определили? (Сколько в слове гласных, столько и слогов).

— Назовите первый слог, второй слог.

— Запишите слово в тетрадь.

— Составьте звуковую модель слова. Используйте цветные карандаши. (Один ученик работает у доски)

— Составьте и запишите предложение с этим словом.

— Послушаем, какие предложения вы записали.

Ветер тихо клён качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз наклон и два наклон –

Зашумел листвою клён.

(С показом движений.)

6.Работа по учебнику

— Прочитайте задание к упр. 99.

— Ответьте на вопросы: Кто это? Или что это? Почему?

Кто это, потому что одушевленные.

— Первый ряд записывает только названия птиц, второй ряд записывает только названия зверей, третий ряд записывает только названия рыб.

— Подчеркните буквы, указывающие на мягкость согласного звука.

Птицы Звери Рыбы

журавль медведь карась

гусь лось окунь

снегирь рысь сельдь

голубь лань пескарь

Задание на карточке

Подчеркните букву, обозначающую мягкость предшествующего согласного звука на письме.

Подчеркните ряд слов, в которых нет мягких согласных звуков.

8.Итог урока

— Как обозначается мягкость согласного звука на письме?

— Буквами Ь, Е, Ё, Ю, Я, И.

— Какие буквы обозначают твердость предшествующих согласных звуков?

— С ними мы познакомимся на следующих уроках.

9.Домашнее задание: упр. 103 стр.66.

Мягкие и твердые звуки

Международный творческий конкурс для педагогов «ЛЕТНЯЯ МАСТЕРСКАЯ — 2021 »

Мягкие и твердые звуки

Международный конкурс детских поделок из пластилина «ПЛАСТИЛИНОВОЕ ЛЕТО »

Мягкие и твердые звуки

Всероссийская интеллектуальная викторина «ОВОЩИ И ФРУКТЫ — ПОЛЕЗНЫЕ ПРОДУКТЫ »

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях 🙂

Развитие ребенка – это непрерывный процесс, который состоит из множества ступеней. Малыш и родители ежедневно шагают вверх по этой лесенке индивидуального развития, набираясь опыта, новых знаний, умений и навыков. Одна из важных ступенек речевого развития – это освоение твердых и мягких согласных звуков. Как это сделать естественно и без труда – читайте далее.

Образование согласных звуков

Чтобы научиться различать твердые и мягкие согласные, сначала необходимо научиться их слышать. Зубрежка в данном случае не поможет! Гласные – это река, Мягкие и твердые звукиа согласные – ее берега, не позволяющие речи растекаться в разные стороны.

Ребенок научится слышать звуки, если ему подсказать, как они образуются и формируются. Так, гласные звуки получаются только при помощи голоса, а вот для произнесения согласных необходим еще и шум.

Большинство согласных образуется в ротовой полости, когда струя выдыхаемого воздуха встречает на своем пути препятствие, созданное органами артикуляции: языком, губами или зубами. Для преодоления препятствия применяется мышечная энергия. От того, какие органы больше принимают участия в артикуляции, зависит полученный на выходе согласный звук.

Малышу непонятно, как научиться различать твердые и мягкие звуки, ведь их нельзя потрогать ручками и определить на ощупь. При этом согласные действительно делятся на твердые и мягкие. Мягкие и твердые звукиНапример, бывают случаи, когда согласные могут быть только твердыми или только мягкими, так как ничто не может их смягчить или укрепить в произношении.

Всегда твердые согласные – Ж, Ш и Ц. Всегда мягкие согласные – Ч, Щ и Й. Чтобы малыш запомнил эти звуки, их следует написать на карточках. Зрительная память у большинства детей развита намного лучше, особенно у дошкольников. Ведь лучше один раз увидеть, чем несколько раз услышать. Чтобы малышу еще легче было воспринять данную информацию, твердые согласные можно нарисовать над кирпичной стеной, а мягкие – над подушками и перышками.

Эту табличку лучше всего повесить над рабочим столом ребенка, где он невольно будет на нее натыкаться и быстро запомнит представленную информацию. А вот теперь можно перейти к тому, что остальные согласные звуки бывают как твердыми, так и мягкими, в зависимости от соседства с другими буквами. Так, если после согласной буквы стоит еще одна согласная – это твердый звук (стол, стремянка, откровение, портки). Также твердыми будут согласные, после которых стоят гласные А, О, У, Э, Ы. Они «командуют» вести себя тверже (трактор, подвал, портал). Мягкими согласные будут, только если после них стоят гласные И, Е, Ю, Я, Ё (баян, ёжик, петух, пюпитр). Мягким предыдущий согласный делает еще и мягкий знак (конь, лань, карьера, портьера, калька, галька).

Развитие знаний через игры

В процессе игры дети легко запоминают любую информацию. И если у вас не складываются отношения с согласными, возможно, вы просто не так преподносили информацию о них. Попробуйте поиграть в развивающие игры.

Попросите ребенка приложить указательный пальчик к нёбу и произнести различные слоги, состоящие из Мягкие и твердые звукисогласных и гласных, при этом чтобы один вариант был твердым, а второй мягким. Например, НА – НЯ, ТА – ТЯ, ЛА – ЛЯ, РА – РЯ и т.д. Регулярные занятия помогут понять малышу, что при образовании мягкого звука язык сдвигается немного вперед и вверх, а при произнесении твердых согласных этого не происходит.

В школе твердые звуки выделяют синим цветом, а мягкие – зеленым. Гласные – красного цвета. Этот прием можно использовать, сделав цветные карточки с буквами, из которых потом можно складывать слова. Пусть ребенок собирает мозаику. А еще лучше – пишите крохе слова на отдельном листочке, а он будет составляет их из карточек. Все это можно сопровождать методичными и регулярными объяснениями. В итоге различие звуков можно довести до автоматизма.

Советы родителям

Самый главный совет, который можно дать родителям ребенка, которых беспокоит его развитие, – меньше волноваться. Большинство детских проблем надуманы, особенно если речь идет о первом ребенке.

Если ребенок не понимает Мягкие и твердые звукиразницы между мягкими и твердыми звуками еще дотого, как большинство детей выучат буквы, – это также не повод для беспокойства.

Если же у ребенка не получается научиться отличать звуки в то время, когда другие это делают легко и быстро, а самостоятельно справиться с проблемой не получается, то возможно, эффективнее будет обратиться к специалисту. В данном случае больше поможет логопед, чем преподаватель языка. Малышу важно не заучить звуки, а научиться их различать. Это можно сделать, только поняв природу происхождения звуков. Кто, как не логопед, объяснит это во всех деталях и тонкостях, используя большую базу упражнений и опыта.

Еще один важный шаг на пути к пониманию природы звуков – это создание соответствующих условий для учебной деятельности. Часто именно этот фактор не позволяет детям вообще учиться, не то что начать разбираться в звуках.

Однако это не значит, что из обучения необходимо убрать элемент игры. Иногда она не менее важна, чем осознание серьезности происходящего. Например, складывать мозаику из тех же цветных карточек удобней и интересней на полу, где можно отлично устроиться на ковре, который также является границей.

Детям вообще очень нужны границы и правила. Они не только дисциплинируют, но и позволяют обрести уверенность в завтрашнем дне и своих силах. Ведь дети знают, что их ждет в пределах этих границ и правил, а также что последует за их нарушением. Уверенность – еще одна важная составляющая успеха!

Ну и самый последний способ самостоятельно выучить твердые и мягкие звуки – это купить или сделать карточки со слогами. Они продаются во всех книжных магазинах. Это яркие и удобные дидактические материалы, эффективность использования которых подтвердили тысячи родителей и педагогов. Если же у вас нет возможности или желания покупать эти карточки, их можно сделать собственноручно или при помощи ребенка. Его активное участие в процессе создания позволит ему еще лучше усвоить информацию, что вам и нужно.

Удачного и легкого обучения!

Мягкие и твердые звуки

Мягкие и твердые звукиВ семье звуков есть и мягкие и твердые согласные звуки. Как их услышать и различать?

В русском языке 10 гласных букв:

А О У Ы Э — 5 девочек с твердым характером

Я Е Ю И Ё 5 девочек с мягким характером

Согласные Звуки – «мальчики», соединяясь со звуками –

«девочками» с твердым характером, становятся твердыми.

(ПАПОПЭПУПЫ)

Твёрдые согласные обозначаютсясиним цветом.

Согласные звуки — «мальчики», соединяясь со звуками —

«девочками» с мягким характером, становятся мягкими.

(ПЯПЕПЮПИПЁ)

Мягкие и твердые звукиМягкие согласные обозначаются зелёным цветом.

Мягкие и твердые звуки

Всегда твёрдые согласные –Ж, Ц, Ш.

Всегда мягкие согласные – Ч, Щ, Й.

Мягкие и твердые звукиВ семье звуков есть звонкие и глухие согласные звуки. Как их услышать и различать?

При произношении звонких согласных

приходят в движение голосовые связки, артикуляционный аппарат

работает с большим напряжением, при произношении глухих

голосовые связки не вибрируют, артикуляция менее напряжена.

Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем

прием с горлышком — приложим ладонь к горлышку, если

горлышко » поёт «, значит, звук звонкий, если нет — глухой.

Мягкие и твердые звукиВ-ВЬ М-МЬ

Мягкие и твердые звукиГ-ГЬ Н-НЬ

Главная Учебники Мягкие согласные. Мягкие согласные буквы в русском языке, правило и примеры

Знакомство школьников с согласными буквами и звуками происходит в 1 классе. В данной статье говорится о мягких согласных и буквах, их обозначающих.

Мягкие согласные — это шумные звуки, которые по сравнению с твердыми согласными произносятся с дополнительной артикуляцией языка.

Что такое мягкие звуки?

Мягкими могут быть лишь согласные звуки, термина «мягкие согласные буквы» в русском языке не существует, так как буква – это всего лишь символ алфавита.

Согласные звуки называют мягкими, потому что при произнесении таких согласных средняя спинка языка поднята к твердому нёбу, чтобы вызывает так называемую мягкость.

Чтобы понять, как определить мягкость согласного звука, нужно следить за движением языка при произнесении конкретного слова.

Мягкость как элемент транскрипции имеет свое обозначение: ’.

На письме мягкость выражается двумя способами:

  • с помощью гласных букв я, е, ё, и, ю, которые указывают на мягкость предыдущих согласных звуков;
  • с помощью мягкого знака (ь).

Согласный звук является мягким не из-за того, что после него стоят показатели мягкости, наоборот, после согласного звука ставятся показатели мягкости, если этот согласный звук является мягким.

Буквы, которые обозначают только мягкие согласные звуки

Буквы й, ч, щ всегда обозначают мягкие согласные звуки: [й‘], [ч‘], [щ‘].

Здесь действует следующее правило: данные мягкие согласные остаются мягкими всегда, независимо от последующей гласной буквы.

Буквы, которые обозначают мягкие и твердые согласные звуки

Буквы б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х могут обозначать и твердые, и мягкие согласные звуки. Это отражается в следующей таблице:

Буквы Звуки
б [б], [б’]
в [в], [в’]
г [г], [г’]
д [д], [д’]
з [з], [з’]
к [к], [к’]
л [л], [л’]
м [м], [м’]
н [н], [н’]
п [п], [п’]
р [р], [р’]
с [с], [с’]
т [т], [т’]
ф [ф], [ф’]
х [х], [х’]

Согласные буквы, представленные выше, называются парными по мягкости и твердости.

При сравнении слов мама ([мама]) и мята ([м‘ата]) можно прийти к выводу, что на письме в обоих словах используется одна и та же буква – м, но произнесение звуков разное. Только во втором случае согласный звук является мягким. Данный пример показывает взаимосвязь согласной буквы и гласной буквы, стоящей за ней.

Что мы узнали?

Мягкие согласные звуки характеризуются тем, что при произнесении средняя спинка языка поднята к твердому нёбу. Именно это позволяет определить мягкость согласного звука. Мягкие согласные звуки на письме обозначаются согласными буквами, на транскрипции используется знак ’. Мягкость согласных звуков выражается благодаря указывающим на мягкость согласных звуков гласным буквам я, е, ё, и, ю и мягкого знака. В русском языке есть буквы, которые всегда обозначают мягкий согласный звук: й, ч, щ. Следующие буквы могут обозначать мягкие и твердые звуки: б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х.

\u0421\u043e\u0433\u043b\u0430\u0441\u043d\u044b\u0435 \u0437\u0432\u0443\u043a\u0438 \u043c\u043e\u0433\u0443\u0442 \u0431\u044b\u0442\u044c \u043c\u044f\u0433\u043a\u0438\u043c\u0438 \u0438\u043b\u0438 \u0442\u0432\u0451\u0440\u0434\u044b\u043c\u0438. \u041d\u0430\u043f\u0440\u0438\u043c\u0435\u0440, \u0432 \u0441\u043b\u043e\u0432\u0435 \»\u0440\u0435\u043a\u0430\» \u0441\u043b\u044b\u0448\u0438\u0442\u0441\u044f \u043c\u044f\u0433\u043a\u0438\u0439 \u0441\u043e\u0433\u043b\u0430\u0441\u043d\u044b\u0439 \u0437\u044b\u0443\u043a [\u0440′], \u0430 \u0432 \u0441\u043b\u043e\u0432\u0435 \»\u0440\u0443\u043a\u0430\» — \u0442\u0432\u0451\u0440\u0434\u044b\u0439 \u0441\u043e\u0433\u043b\u0430\u0441\u043d\u044b\u0439 \u0437\u0432\u0443\u043a [\u0440] . \u041c\u044f\u0433\u043a\u043e\u0441\u0442\u044c \u0441\u043e\u0433\u043b\u0430\u0441\u043d\u043e\u0433\u043e \u043e\u0431\u043e\u0437\u043d\u0430\u0447\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u0441 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0449\u044c\u044e \u0434\u043e\u0431\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f \u043a \u0435\u0433\u043e \u0437\u0430\u043f\u0438\u0441\u0438 \u0441\u0438\u043c\u0432\u043e\u043b\u0430 ‘, \u043d\u0430\u043f\u0440\u0438\u043c\u0435\u0440: [\u0440’].\u00a0

\u041a\u0430\u043a \u043e\u0442\u043b\u0438\u0447\u0438\u0442\u044c \u043c\u044f\u0433\u043a\u0438\u0439 \u0441\u043e\u0433\u043b\u0430\u0441\u043d\u044b\u0439 \u0437\u0432\u0443\u043a \u043e\u0442 \u0442\u0432\u0451\u0440\u0434\u043e\u0433\u043e? \u041f\u0440\u0438 \u043f\u0440\u043e\u0438\u0437\u043d\u043e\u0448\u0435\u043d\u0438\u0438 \u043c\u044f\u0433\u043a\u043e\u0433\u043e \u0441\u043e\u0433\u043b\u0430\u0441\u043d\u043e\u0433\u043e \u0437\u0432\u0443\u043a\u0430 \u044f\u0437\u044b\u043a \u0431\u043e\u043b\u0435\u0435 \u043f\u0440\u0438\u043f\u043e\u0434\u043d\u0438\u043c\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u043a \u043d\u0451\u0431\u0443 \u0438 \u0441\u0443\u0436\u0430\u0435\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0445\u043e\u0434, \u043f\u043e \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u043e\u043c\u0443 \u0438\u0434\u0451\u0442 \u0432\u043e\u0437\u0434\u0443\u0445, \u0447\u0435\u043c \u043f\u0440\u0438 \u043f\u0440\u043e\u0438\u0437\u043d\u043e\u0448\u0435\u043d\u0438\u0438 \u0442\u0432\u0451\u0440\u0434\u043e\u0433\u043e \u0441\u043e\u0433\u043b\u0430\u0441\u043d\u043e\u0433\u043e \u0437\u0432\u0443\u043a\u0430. \u041d\u0430\u043f\u0440\u0438\u043c\u0435\u0440, \u0432 \u0441\u043b\u043e\u0432\u0435 \»\u043f\u0435\u0440\u0435\u0440\u044b\u0432\» \u043f\u0440\u0438 \u043f\u0440\u043e\u0438\u0437\u043d\u043e\u0448\u0435\u043d\u0438\u0438 \u043f\u0435\u0440\u0432\u043e\u0433\u043e \u0441\u043e\u0433\u043b\u0430\u0441\u043d\u043e\u0433\u043e \u0437\u0432\u0443\u043a\u0430 [\u0440′] \u0432\u043e\u0437\u0434\u0443\u0445 \u043f\u0440\u043e\u0445\u043e\u0434\u0438\u0442 \u0447\u0435\u0440\u0435\u0437 \u0431\u043e\u043b\u0435\u0435 \u0443\u0437\u043a\u0443\u044e \u0449\u0435\u043b\u044c, \u0447\u0435\u043c \u043f\u0440\u0438 \u043f\u0440\u043e\u0438\u0437\u043d\u043e\u0448\u0435\u043d\u0438\u0438 \u0432\u0442\u043e\u0440\u043e\u0433\u043e \u0441\u043e\u0433\u043b\u0430\u0441\u043d\u043e\u0433\u043e \u0437\u0432\u0443\u043a\u0430 [\u0440] .\u00a0

\u0412\u0441\u0435\u0433\u0434\u0430 \u043c\u044f\u0433\u043a\u0438\u0435 \u0437\u0432\u0443\u043a\u0438: [\u0439\u2019], [\u0447\u2019] , [\u0449\u2019].\u00a0

\u0412\u0441\u0435\u0433\u0434\u0430 \u0442\u0432\u0451\u0440\u0434\u044b\u0435 \u0437\u0432\u0443\u043a\u0438: [\u0436] , [\u0448] , [\u0446] .\u00a0

\u041e\u0441\u0442\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u0437\u0432\u0443\u043a\u0438 \u044f\u0432\u043b\u044f\u044e\u0442\u0441\u044f \u043c\u044f\u0433\u043a\u0438\u043c\u0438, \u0435\u0441\u043b\u0438 \u0441\u0440\u0430\u0437\u0443 \u0437\u0430 \u043d\u0438\u043c\u0438 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0442 \u0433\u043b\u0430\u0441\u043d\u044b\u0435 \u0431\u0443\u043a\u0432\u044b \u0435, \u0451, \u0438, \u044e, \u044f \u0438\u043b\u0438 \u044c, \u0438 \u0442\u0432\u0451\u0440\u0434\u044b\u043c\u0438, \u0435\u0441\u043b\u0438 \u0437\u0430 \u043d\u0438\u043c\u0438 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0442 \u0434\u0440\u0443\u0433\u0438\u0435 \u0433\u043b\u0430\u0441\u043d\u044b\u0435 \u0438 \u0441\u043e\u0433\u043b\u0430\u0441\u043d\u044b\u0435. «>,<"id":5126151,"content":"\u0419 \u0427 \u0449 \u043c\u044f\u0433\u043a\u0438\u0435
\u0416 \u0448 \u0446 \u0442\u0432\u0435\u0440\u0434\u044b\u0435
«>]» data-test=»answer-box-list»>

МЯГКИЕ И ТВЁРДЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове «река» слышится мягкий согласный зыук [р’], а в слове «рука» — твёрдый согласный звук [р] . Мягкость согласного обозначается с помощью добавления к его записи символа ‘, например: [р’].

Как отличить мягкий согласный звук от твёрдого? При произношении мягкого согласного звука язык более приподнимается к нёбу и сужает проход, по которому идёт воздух, чем при произношении твёрдого согласного звука. Например, в слове «перерыв» при произношении первого согласного звука [р’] воздух проходит через более узкую щель, чем при произношении второго согласного звука [р] .

Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’] , [щ’].

Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц] .

Остальные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы е, ё, и, ю, я или ь, и твёрдыми, если за ними следуют другие гласные и согласные.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector