Нарушение моторного развития

Плаксунова Э.В.
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики адаптивной физической культуры Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, методист Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков, Москва, Россия
e-mail: [email protected]

При детском аутизме, связанном с аномальным развитием всех областей психики, нормальный ход развития ребёнка не только задерживается, но и искажается. Следовательно, искажённым оказывается и моторное развитие. Это проявляется в том, что в спонтанной непроизвольной двигательной активности ребёнок более успешен, чем в произвольной, когда приходится действовать по инструкции и сознательно контролировать свои движения.

Моторное развитие детей с аутизмом характеризуется рядом особенностей: нарушением мышечного тонуса, точности и силы движений, их координированности, плохим контролем равновесия, трудностями включения всего тела в единый процесс движения, нарушениями произвольной организации движений. В развитии основных движений у детей с аутизмом следует отметить тяжёлую, порывистую походку, импульсивный бег с особым ритмом, нелепо растопыренные руки. Движения детей могут быть вялы или, наоборот, напряжённо скованы и механистичны, с отсутствием пластичности. Налицо слабая координация в пространстве собственного тела и во внешнем пространстве (дети могут «налетать» на предметы, вообще часто неудачно вписываются в свободное пространство).

Для детей трудны упражнения, связанные с сохранением равновесия и с пространственной ориентировкой, действия с мячом. Своеобразие двигательной сферы заключается в обилии стереотипных движений: раскачиваний, однообразных поворотов головы, ритмичных сгибаний рук, кружений, машущих движений кистью и пальцами и др.

Трудности проявляются и в тонкой моторике, и в сенсомоторной сфере. Дети поражают бытовой неприспособленностью – даже к 6-7 годам они не могут выработать простейших привычек самообслуживания. Они никому не подражают, и обучить их моторным навыкам можно, только действуя их же руками, задавая извне готовую форму навыка: позу, темп, ритм, координацию движений, временную последовательность действий (4).

У детей с синдромом Аспергера координация общих движений нарушена в большей степени, чем мелкая моторика. Движения мелкой моторики могут быть высоко координированы, в особенности, если человек с синдромом Аспергера манипулирует интересующими его объектами. Дети с синдромом Аспергера часто страдают расстройствами зрительного восприятия. У них возможны трудности в обучении езде на велосипеде, плаванию, катанию на лыжах и коньках. Люди с синдромом Аспергера создают впечатление крайне неуклюжих. Это особенно заметно, когда они находятся в окружении многих людей (1).

В целом, у детей с аутизмом отмечается слабая реакция на помощь взрослого при формировании двигательных навыков, затруднения в имитации движений взрослого, сопротивление в принятии помощи при обучении.

Для успешного проведения коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми в области адаптивного физического воспитания необходимы следующие условия:

1. Знание особенностей моторных проявлений при аутизме.

2. Осуществление диагностики психомоторного развития.

3. Адаптация окружающей среды, инвентаря, оборудования и др.

4. Использование в процессе обучения особых средств, методов, приёмов, в том числе и методов коммуникации, специально разработанных для детей с аутизмом.

5. Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в процессе адаптивного физического воспитания применительно к каждому ребёнку, страдающему аутизмом.

С учетом психолого-педагогических особенностей детей с аутизмом можно разделить на три группы:

· Дети, нуждающиеся в постоянной помощи и стимулировании.

· Дети, нуждающиеся в незначительной помощи и в комментировании двигательной деятельности.

· Дети, самостоятельно выполняющие задания по показу и инструкции.

Такая классификация обеспечит адекватную оценку необходимых коррекционных средств и положительную динамику в обучении детей с аутизмом двигательным умениям и навыкам.

Для детей с аутизмом, с учётом уровня физического развития, психомоторики и в соответствии с психолого-педагогическими особенностями, рекомендуются следующие формы двигательной активности:

Очень часто у малышей в возрасте до одного года внимательная мама определяет слишком сильное напряжение мышц в ручках и ножках, или наоборот мышцы слишком расслаблены. При осмотре невролога определяется нарушение мышечного тонуса.

Сразу возникает множество вопросов: что это такое, как определяется, по какой причине возникает, чем опасно для малыша и как это можно исправить.

Тонус мышечный (лат. tonus от греч. tonos – натяжение, напряжение), состояние легкого физиологического сокращения мышцы в покое, обеспечивающее ее готовность к работе. (Г. Г. Шанько). Другими словами тонус-это напряжение мышц, которое необходимо для поддержания позы тела и обеспечения его движений.

До рождения внутриутробно ребенок находится в позе эмбриона, когда ручки и ножки согнуты и прижаты к телу. После рождения в течение первых трех месяцев жизни сохраняется физиологический гипертонус мышц сгибателей. К 3-м месяцам тонус мышц сгибателей и разгибателей выравнивается и наступает состояние, которое мы характеризуем как нормотония. При этом ручки и ножки малыша разгибаются гораздо легче, пальчики кистей рук уже редко зажаты в кулачок.

Изменения мышечного тонуса могут проявляться в виде

  • мышечной гипертонии или мышечного гипертонуса,
  • мышечной дистонии,
  • мышечной гипотонии или мышечного гипотонуса.

Если ручки и ножки малыша сильно прижаты к телу, трудно их разогнуть, малыш плачет, запрокидывает голову назад – это связано с чрезмерным мышечным напряжением. Количество импульсов, которое поступает из центральной нервной системы к мышцам значительно увеличено.

Синдром мышечной гипертонии характеризуется увеличением сопротивления пассивным движениям, ограничением спонтанной и произвольной двигательной активности, повышением сухожильных рефлексов, расширением их зоны, клонусами стоп.

Выраженность синдрома мышечной гипертонии может варьировать от легкого повышения сопротивления пассивным движениям до полной скованности. Если мышечный гипертонус выражен не резко, не сочетается с патологическими тоническими рефлексами и другими неврологическими нарушениями, его влияние на развитие ребенка может проявляться в легкой задержке двигательных навыков. А также бывает, что моторное развитие идет по возрасту и ребенок вовремя начинает сидеть, вставать и ходить, но при этом упор ног у ребенка осуществляется на носочек, что приводит к нарушению походки. Длительная ходьба на носочках может привести к укорочению ахилловых сухожилий, что исправляется только оперативным лечением.

Синдром мышечной гипотонии характеризуется снижением сопротивления пассивным движениям и увеличением их объема. Ограничена спонтанная и произвольная двигательная активность. Сухожильные рефлексы могут быть нормальными, повышенными, сниженными или отсутствовать, в зависимости от уровня поражения нервной системы. Гипотония может трансформироваться в нормотонию, дистонию, гипертонию или оставаться ведущим симптомом на протяжении всего первого года жизни.

Синдром двигательных нарушений у детей первого года жизни может проявляться мышечной дистонией – состоянием, когда мышечная гипотония чередуется с гипертонией, то есть мышечный тонус постоянно меняется. О мышечной дистонии также говорят, когда у ребенка одни мышцы слишком расслаблены, а другие наоборот, слишком напряжены.

Выраженный синдром мышечной дистонии может привести к задержке моторного развития или к двигательным нарушениям (например нарушение походки). Синдром преходящей мышечной дистонии не оказывает существенного влияния на возрастное моторное развитие ребенка.

Нарушения мышечного тонуса часто обусловлены возникновением проблем в работе центральной нервной системы – головного или спинного мозга, и чаще всего являются следствием гипоксии и ишемии. Гипоксия – это состояние, при котором организм малыша, центральная нервная система испытывают недостаток кислорода. Ишемия – это нарушение кровоснабжения тканей, ведущее к гипоксии.

Нарушение мышечного тонуса встречаются при серьезных тяжелых заболеваниях нервной системы, таких как различные формы миопатий, спинальные мышечные атрофии, миастения, а также быть следствием воспалительных, сосудистых и травматических заболеваний нервной системы, всегда отмечается при детском церебральном параличе.

При необходимости специалист назначит дополнительные методы исследования:

  • Нейросонография
  • Доплерографическое исследование мозгового кровотока
  • Консультация окулиста.

Лечение нарушений мышечного тонуса

  1. Лечебный массаж и гимнастика.
  2. Физиотерапевтические, в том числе тепловые и электро- процедуры.
  3. Водные процедуры, расслабляющие или тонизирующие ванны, плавание.
  4. Упражнения на фитболе.
  5. Медикаментозное лечение: препараты из группы ноотропов, сосудистые, седативные, нейрометаболические, витаминные препараты.

В большинстве случаев у детей с легкими нарушениями мышечного тонуса удается восстановить работу центральной нервной системы и достичь нормотонии.

Проблема церебрального гипоксически-ишемического поражения центральной нервной системы (ЦНС) у новорожденных и у детей в последующие возрастные периоды до настоящего времени остается одной из наиболее актуальных в неонатологии и педиатрии в связи с высокой частотой и большой значимостью перинатальной церебральной патологии для дальнейшей жизни [1, 2]. При этом неоднозначность исходов церебральной ишемии у детей раннего возраста определяется степенью функциональной зрелости головного мозга и пластичностью нервной системы [3–5].

Не до конца решенными остаются вопросы определения влияния роли отдельных неблагоприятных факторов в механизмах возникновения перинатальных гипоксически-ишемических поражений ЦНС [6–8], а также поиск достоверных критериев прогноза формирования отдаленных неврологических нарушений и оптимальных терапевтических подходов к тактике ведения данного контингента детей [9–11].

В этих условиях тяжелые формы нарушений моторного развития, возникающие вследствие церебральных мозговых катастроф, рассматриваются не только как резидуальные органические изменения, но и как проградиентный патологический процесс на фоне нейроиммунного конфликта в системе «мать – плод» и неспецифического воспаления иммунной природы [12, 13].

Цель исследования: выявление прогностических критериев формирования тяжелых нарушений произвольных двигательных функций у детей раннего возраста с последствиями перинатального гипоксически-ишемического поражения ЦНС.

Материалы и методы исследования

Мы ретроспективно проанализировали 179 историй болезни детей с различными исходами гипоксически-ишемических поражений ЦНС, находившихся на лечении в отделении детей младшего возраста НИИ акушерства и педиатрии ФГБОУ ВО РостГМУ в 2012–2016 гг. Оценивались состояние здоровья, течение беременности и родов матерей с определением роли отдельных факторов риска, а также клинические проявления церебральных нарушений, параметры мозговой гемодинамики и биоэлектрической активности головного мозга у детей первых 3 месяцев жизни.

Критериями включения в исследование являлись доношенные дети с массой тела от 2850,0 до 4100,0 г.

Критерии исключения: гестационный возраст менее 37 недель, многоплодная беременность, наличие диагностированной хромосомной или моногенной патологии, изолированных пороков и аномалий развития ЦНС, врожденных эндокринных заболеваний, внутриутробных инфекций, гнойно-септических заболеваний.

С учетом выраженности и характера неврологической симптоматики были сформированы 3 группы: 1-я группа – 81 (45,3%) ребенок с клиническими проявлениями синдрома минимальной мозговой дисфункции (ММД); 2-ю группу составили 45 детей (25,1%) со структурной эпилепсией; 3-ю группу – 53 ребенка (29,6%) с различными тяжелыми формами нарушения моторного развития.

Всем наблюдаемым детям проводилось электроэнцефалографическое исследование (ЭЭГ) с помощью программно-аппаратного комплекса ЭЭГА-21/26 «Энцефалан 131-03». ЭЭГ регистрировалась по схеме «10–20» в лобных, височных, центральных отведениях в состоянии естественного сна в течение 15–30 минут с визуальной оценкой записи и применением спектрального анализа. Проводились оценка выраженности диффузных и локальных изменений биоэлектрической активности мозга, степени формирования и характеристика основных ритмов ЭЭГ.

Мозговой кровоток оценивался методом транскраниальной допплерографии по стандартной методике при помощи ультразвукового допплерографического прибора «Multi-Dop» T2 DWL – 2.55 MDT фирмы «ElektronischeSystemeGmbH» с набором датчиков частотой 2, 4 и 8 МГц. При этом исследовались средняя скорость кровотока в систолу, индекс резистентности (IR) в русле среднемозговой артерии (СМА), скорость кровотока по прямому синусу (ПС) в см/сек.

Результаты исследования были статистически обработаны с помощью программного пакета STATISTICA 6.0. Достоверность различий между группами оценивалась с помощью параметрических и непараметрических критериев (различия в группах считались достоверными, если уровень значимости не превышал 0,05). На основе логистического регрессионного анализа данных была построена прогностическая модель, позволяющая прогнозировать возникновение тяжелых форм нарушений моторного развития.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ данных медицинской документации был направлен на выявление ведущих перинатальных факторов риска формирования последствий церебральной гипоксии-ишемии различной степени тяжести (табл. 1).

Состояние здоровья, особенности течения беременности и родов у матерей детей обследованных групп

Минимальная мозговая дисфункция является наиболее распространенной формой нервно-психических нарушений в детском возрасте. При ММД наблюдается задержка развития тех систем мозга, которые обеспечивают такие функции как речь, внимание, память. По общему интеллектуальному развитию дети с таким нарушением находятся на уровне нормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении, социальной адаптации. Вследствие поражения, недоразвития определенной части коры головного мозга у детей нарушается формирование навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия). Иногда эти нарушения встречаются в изолированном виде, но чаще они сочетаются между собой.

Наиболее распространенным вариантом ММД является гиперактивное расстройство с дефицитом внимания. Причем уже в раннем возрасте у многих детей с этим диагнозом обнаруживается гипервозбудимость: как правило, с первых месяцев жизни, иногда – с 6-8 месячного возраста. Несмотря на правильный режим и уход, достаточное количество пищи, дети беспокойны, у них отмечается беспричинный немотивированный плач. Он сопровождается избыточной двигательной активностью, вегетативными реакциями в виде покраснения, мраморности кожных покровов, усиленной потливости, учащения дыхания, сердцебиения. Во время крика можно наблюдать повышения мышечного тонуса, тремор подбородка, рук. Практически у всех детей с синдромом гипервозбудимости наблюдается нарушение сна. Оно выражается в затрудненном длительном засыпании, частом и раннем пробуждении, вздрагивании даже при незначительной силе звука, стереотипных движениях во сне (качание головой, сосание пальца), а также появляется сонливость, возбуждение в течение дня, нарушается чередование сна и бодрствования. Частым симптомом гипервозбудимости являются трудности с кормлением. Дети плохо берут грудь, беспокойны во время кормления. Отмечается предрасположенность к срыгиванию, рвоте, жидкий стул чередуется с запорами. В возрасте от 1 года до 3-х лет детей с ММД отличает двигательное беспокойство, нарушение сна, аппетита, слабая прибавка в весе, отставания в психоречевом и моторном развитии. К 3-м годам обращают внимание на повышенную утомляемость, отвлекаемость, моторную неловкость, импульсивность, упрямство, негативизм. В младшем возрасте у них нередко наблюдается задержка в формировании навыков опрятности (недержание мочи, кала во сне и в дневное время). Как правило, нарастание симптомов происходит, когда ребенок начинает посещать детский сад или школу. Увеличение нагрузок на ребенка может приводить к нарушению поведения в виде упрямства, непослушания, замедляется психоречевое развитие. Для детей этого возраста характерна школьная дезадаптация. Трудности психологического характера могут вызвать психосоматические нарушения, проявления вегето-сосудистой дистонии.

Таким образом, если в дошкольном возрасте у детей с ММД наблюдается гипервозбудимость или, наоборот, рассеянность, то у школьников на первый план выступают проблемы обучения, нарушения поведения, психоэмоциональная неустойчивость, неуверенность в себе, страхи, вспыльчивость, агрессивность. В подростковом возрасте нарушение поведения нарастает, появляются трудности во взаимоотношениях, ухудшается успеваемость, появляется так называемый дух «бунтарства» (отрицания авторитетов, нарушение семейных и общественных правил поведения). Проявляется тяга к употреблению алкоголя, наркотиков.

Поэтому усилия специалистов (неврологов, психологов) должны быть направлены на своевременное выявление и коррекцию минимальной мозговой дисфункции у ребенка, сведение к минимуму факторов, усугубляющих проявления ММД и способных трансформировать эти проявления из «минимальных» в весьма драматичные.

Нарушение моторного развития

Картина Т. Яблонской «Утро»

Говоря о подготовке ребёнка к школе, родители чаще всего подразумевают обучение его начальным навыкам счета, чтения и письма. Но в этот период не стоит забывать про развитие всех психо-физиологических процессов: памяти, внимания, речи, мышления, моторики.

Сегодня мы поговорим о важной роли развития общей (крупной) моторики для будущего школьника.

Что такое общая или крупная моторика?

Это те двигательные навыки, которые требуют включения мышц и движений всего тела для выполнения таких функций, как поддержание положения стоя или сидя, ходьба, бег, прыжки, навыки ухода за собой (например, ребёнку некоторое время нужно удержаться на одной ноге не падая, если ему нужно надеть брюки). Они также включают в себя зрительно-моторную координацию, необходимую для взаимодействия с различными предметами (например, умение бросать или ловить мяч).

Общие моторные навыки оказывают влияние не только на множество повседневных дел, с которыми сталкивается ребёнок, но и на то, как будет проходить его день в школе. Эти навыки становятся базой для выносливости ребёнка, необходимой для того, чтобы справиться с школьным распорядком (возможность удержаться несколько уроков сидя за партой, перемещаться по школе, носить тяжёлый школьный рюкзак).

Недостаточность крупной моторики приводит к тому, что ребёнок находится в постоянной борьбе, затрачивая слишком много усилий для преодоления действий, которые для взрослого кажутся очень лёгкими.

Трудности, с которыми сталкивается ребёнок с недостаточностью крупной моторики

  • проблемы с овладением навыками рисования и письма;
  • письмо или рисование в течение длительных периодов времени;
  • повседневные навыки ухода за собой (самостоятельное одевание, использование столовых приборов);
  • поддержание позы, сидя на полу или за партой;
  • неуклюжесть (часто падает, спотыкается или врезается в мебель, людей);
  • низкий уровень энергии (часто кажется усталым или апатичным, медленно реагирует на раздражители);
  • плохая артикуляция звуков;
  • трудности с манипулированием маленькими игрушками и посудой;
  • не может перенести навык в новую деятельность (например, с трудом переключается, если после большого мяча нужно поймать маленький или наоборот);
  • низкая самооценка и трудности со сверстниками.

Почему эти навыки важны?

Помогая вашему ребёнку развивать крупную моторику самостоятельно или с помощью специалистов, Вы:

  • повышаете уверенность вашего ребенка в своих движениях (в беге, прыжках, подвижных играх);
  • помогаете своему ребенку развить силу и выносливость необходимую для того, чтобы справляться с нагрузкой учебного дня;
  • обеспечиваете своего ребенка устойчивой базой, для более эффективного использования рук и кистей рук при выполнении тонких моторных навыков (манипуляции мелкими предметами, такими как карандаши, ножницы, ключи, пуговицы и застежки-молнии);
  • поддерживаете его самооценку, давая возможность участвовать в совместных играх с другими детьми;
  • повышаете спортивные способности (участие в спортивных мероприятиях, необязательно профессиональном, обогащает социальную жизнь ребёнка и даёт возможность для установления новых дружеских отношений).

Как можно помочь своему ребёнку?

  • вспоминаем и чертим на асфальте «классики».
  • предлагаем разные способы передвижения, например: задом наперёд как краб или боком как морской краб, как косолапый медведь, двигаясь как «тачка» на руках (взрослый придерживает ноги ребёнка на весу) и т.д.;
  • придумывайте игры на неустойчивых поверхностях (предложите например, перелезть через большие подушки, в поиске клада или даже позвольте ребёнку попрыгать на кровати J);
  • не забывайте про всевозможные игры с мячом (с большими, воздушными, маленькими).
  • устраивайте полосы препятствий (расставьте несколько предметов, так чтобы ребёнку нужно было их обходить, перепрыгивать, пролезать под ними, перебираться через них) это позволяет сочетать использование разнообразных моторных навыков в одной игре;
  • отлично подходят игры на детских площадках, с качающимися мостиками, сетками, канатами, различными лестницами, спусками и подъёмами;
  • полезным также будет плавание.



Адрес: Ростовская набережная, д. 3, Москва, Россия

Информация, представленная на данном сайте, носит информационный характер и не является публичной офертой (определяемой положениями ст. 437(2) Гражданского кодекса РФ).

Информация и изображения, представленные на данном сайте, защищены авторскими и иными интеллектуальными правами.

За исключением случаев, предусмотренных законом, любым лицам запрещается изменять, использовать, копировать, распространять, воспроизводить любую информацию и изображения, представленные на страницах сайта, без предварительного письменного разрешения администрации сайта.

Для записи на прием, пожалуйста, заполните форму записи,
и мы перезвоним Вам в ближайшее время

Причины травматизма во время родов могут быть спонтанными или акушерскими. К
последним относятся:

  • травмирующие акушерские приемы (например, акушерский поворот, давление
    на дно матки),
  • неправильное наложение акушерских щипцов,
  • вакуум-экстракция плода,
  • а также искусственная стимуляция родовой деятельности.

Спонтанные травмы чаще всего связаны с патологическими состояниями во время
родов, среди которых наиболее распространены:

  • тазовое предлежание,
  • несоразмерность размера головки ребенка и родовых путей мамы,
  • неправильное вставление головки малыша,
  • а также аномальный период родов (роды могут проходить или слишком
    стремительно, или, наоборот, квалифицироваться как затяжные).

Почему перечисленные выше случаи травмоопасны?

Например, при искусственно вызванных схватках, стимулированных родах голова
(череп) ребенка не успевает естественным образом подготовиться к резкому
стремительному сдавливанию, которому он подвергается за время прохождения
родовых путей. Стимуляция родовой деятельности с помощью окситоцина в разы
увеличивает давление на голову малыша в период схваток. Такие неестественные
нагрузки вызывают резкое повышение внутричерепного давления, приводят к
дисбалансу венозного и артериального кровотока, а в результате возникает высокая
вероятность наступления ишемии, кровоизлияния, отека головного мозга. Сильное
смещение костей черепа приводит к смещениям твердой мозговой оболочки, что
становится причиной нарушения мозговой деятельности.

Эпидуральная анестезия действует расслабляюще на мышцы таза, которые в этот
момент должны, наоборот, быть в тонусе, чтобы обеспечить головке малыша
необходимую опору. Это в свою очередь приводит к усложнению родового пути. И в
результате очень часто головка разворачивается затылком – крайне опасное
положение для малыша во время родов.

Кесарево сечение, как ни странно на первый, непросвещенный, взгляд, – также
является весьма травматичным способом появления крохи на свет. Ведь организм
малыша в таком случае лишен возможности плавного перехода из привычной водной
среды в воздушное пространство, ему сложно привыкнуть к резкому перепаду
давлений, подстроиться под земное притяжение.

Причина спонтанной травмы – тазовое предлежание – выводит в зону риска
поясничный отдел позвоночника. А наиболее уязвимая и травмоопасная зона
позвоночника – первый и второй позвонки шейного отдела.

Последствия родовой травмы.

На ранних сроках у малыша могут быть диагностированы, например, кривошея,
асимметрия головы, косолапость, мышечный гипертонус. Детский
церебральный паралич
(ДЦП) – последствие наиболее серьезных родовых травм.

Большая часть повреждений не очевидна сразу же после рождения ребенка и
проявляется лишь со временем. Причем иногда родовая травма требует достаточно
большого временного интервала для того, чтобы себя обнаружить. К «бомбам
замедленного действия» относятся психоневрологические нарушения (нарушения
центральной (ЦНС) и периферической нервной системы
) – задержки развития (ЗРР,
ЗПРР)
, различные состояния аутистического спектра, судорожные синдромы.

С чем это связано?

С тем, что психика ребенка развивается поэтапно уже после его рождения, и до
проявления многих нарушений – когда они становятся очевидными – малышу
требуется дорасти.

В этом отложенном во времени режиме и заключается опасность таких травм. Они
могут проявиться серьезными последствиями. Такими, например, как: умственная
отсталость
, аутизм, расстройства аутистического спектра (РАС), эпилепсия и
эписиндром, гиперкинезы. Или обернуться менее тяжелыми, но при этом ни чуть ни
менее значительными диагнозами – такими как: задержки речевого развития или
задержки психоречевого развития, различные нарушения речи (алалия, дизартрия,
логоневроз), проблемы, связанные с обучением (дислексия, дисграфия), и
поведением (синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ).

Родовая травма очень часто представляет из себя крайне незначительное нарушение,
неочевидное без применения специальной аппаратуры. Речь идет о всего на всего
небольших смещениях (на доли мм), микроскопических трещинах. Казалось бы. А
между тем смещенная, неправильно расположенная кость черепа теряет
подвижность, и происходит нарушение полноценного мозгового кровообращения. И
таких повреждений, по разным оценкам, получает до 80 с лишним % детей.

Когда родовая травма начинает давать о себе знать (то есть проявляться целым рядом
симптомов), ребенок попадает под юрисдикцию целого ряда врачей (в первую
очередь, неврологов).

Сначала, до года, доктора лечат кроху от:

  • чрезмерных срыгиваний,
  • кишечных колик,
  • дефицита веса,
  • беспокойного поведения,
  • постоянного плача и нарушений сна,
  • гипервозбудимости,
  • задержки моторного развития.

В период младшего дошкольного возраста анамнез ребенка начинает пополняться
такими диагнозами и жалобами, как:

  • нервная возбудимость,
  • задержки речи и нарушения речи различных этиологий,
  • задержки развития,
  • энурез,
  • тики,
  • косоглазие.

В старшем дошкольном и школьном возрасте список заболеваний продолжает расти,
и в медкарте ребенка появляются записи о:

  • нарушении поведения, гиперактивности,
  • нарушениях внимания, мышления, памяти,
  • трудностях в обучении,
  • сколиозе,
  • частых головных болях,
  • слабом иммунитете,
  • повышенной утомляемости.

Список огромный. Но все это лишь последствия родовых травм – причины, лежащей в
основе всех этих и многих других проблем и диагнозов.

«Сложный дефект» — это тяжелые множественные нарушения в развитии ребенка (ТМНР).

Любое более или менее длительное неблагоприятное воздействие на развивающийся мозг ребенка во внутриутробном периоде развития, во время родов (родовая травма, асфиксия), а также после рождения может привести к отклонениям в психомоторном развитии.

Эти отклонения будут различны в зависимости от времени неблагоприятного воздействия, т.е. от того, на каком этапе развития мозга оно имело место, его длительности, от наследственной структуры организма и прежде всего центральной нервной системы, а также от тех социальных условий, в которых воспитывается ребенок.

Все эти факторы в комплексе определяют ведущий дефект, который проявляется в виде недостаточности интеллекта, речи, зрения, слуха, моторики, нарушений эмоционально-волевой сферы, поведения. В ряде случаев может быть несколько нарушений, тогда говорят об осложненном или сложном дефекте.

Сложный дефект (ТМНР) характеризуется сочетанием двух или более нарушений, определяющих структуру аномального развития и трудности обучения и воспитания ребенка. Например, сложный дефект имеет место у ребенка с одновременным поражением слуха и зрения, или слуха и моторики и т.п. Занятия с такими детьми крайне осложнены.

Первичные нарушения

При осложненном дефекте возможно выделение ведущего (первичного) нарушения и осложняющих его расстройств, которые носят вторичный характер. Особенностью мозга ребенка является то, что даже его небольшое поражение не остается частичным, локальным, как это имеет место у взрослых, а отрицательно сказывается на всем процессе созревания центральной нервной системы.

Вторичные нарушения

Вторичные нарушения в развитии затрагивают прежде всего те психические функции, которые наиболее интенсивно развиваются в раннем возрасте. К ним относятся речь, тонкая дифференцированная моторика, пространственные представления, произвольная регуляция деятельности.

Структура вторичных нарушений зависит от характера ведущего дефекта. Так, отставание психического развития у детей с общим недоразвитием речи прежде всего будет проявляться в слабости словесной (вербальной) памяти и мышления, а у детей с церебральным параличом — в недостаточности пространственных представлений и конструктивной деятельности. У детей с недостатками слуха нарушается развитие понимания обращенной речи, с трудом формируются активный словарь и связная речь. При дефектах зрения ребенок испытывает затруднения при соотнесении слова с обозначаемым предметом, он может повторять многие слова, недостаточно понимая их значение, что задерживает развитие смысловой стороны речи и мышления.

Большую роль в возникновении вторичных отклонений в развитии играет недостаточность или отсутствие ранних лечебных и коррекционно-развивающих мероприятий и психическая депривация. Например, обездвиженный ребенок с детским церебральным параличом, не имеющий опыта общения со сверстниками, отличается личностной и эмоционально-волевой незрелостью, инфантильностью, повышенной зависимостью от окружающих.

Поздно выявленные отклонения в развитии, например, слабо выраженные дефекты зрения и слуха, задерживают темп психического развития ребенка, а также могут способствовать формированию вторичных эмоциональных и личностных отклонений у детей, таких, как заниженная самооценка, низкий уровень притязаний. Дети с ТМНР начинают избегать общения со сверстниками, и постепенно вторичные нарушения все более усугубляют их социальную дезадаптацию.

Таким образом, ранняя диагностика, медицинская и психолого-педагогическая помощь необходимы не только для успешной коррекции первичных нарушений в развитии ребенка с отклонениями в развитии, но и для формирования его личности в целом.

Обращайтесь в центр Логопед Профи — наши специалисты продиагностирую и проведут работу с ребенком с ТМНР.

Каждый ребенок, появляющийся на свет, обладает своим собственным набором самых разнообразных качеств, присущих только ему. Именно поэтому развитие моторики малыша – процесс сугубо индивидуальный. Однако, педиатры разработали ряд общепринятых норм, отклонение от которых в той или иной степени может насторожить специалистов и заботливых родителей. Какие именно симптомы говорят о задержке двигательного развития? Стоит ли бить тревогу?

Симптомы задержки двигательного развития

В первую очередь стоит отметить, что отклонение в моторном развитии характерно для детей в первые годы жизни, и даже твердо поставленный диагноз не является приговором! Поэтому паниковать и опускать руки ни в коем случае не стоит. Чем раньше взрослые смогут заметить, что ребенок хуже других справляется с освоением таких навыков, как ползание, сидение или первые шаги, тем более вероятен положительных исход своевременно принятых мер.

На то, когда именно малыш начнет сидеть, стоять и прочее, огромное влияние оказывают такие факторы, как генетические особенности, окружающая среда, физическое и психическое здоровье. Поэтому точные временные рамки этих событий установить достаточно сложно. Неправильно говорить о наличии проблемы в том случае, если малыш, например, научился сидеть с небольшим опозданием. Однако, если опоздание затянулось на несколько месяцев, этому факту обязательно нужно уделить внимание, и обратиться за помощью специалистов.

Примерные сроки развития моторных навыков у детей первого года жизни

Движение или навык

Направленные движения рук

Шаги с поддержкой

Признаки задержки двигательного развития

Каждый месяц жизни малыша до года в норме должен сопровождаться освоением какого-либо нового навыка моторного развития. Это новое умение говорит о развитии головного мозга ребенка и его костно-мышечной системы.

  • В первые два месяца жизни малыш не умеет еще практически ничего. Взгляд он может зафиксировать лишь на несколько секунд, а движения рук и ног хаотичны. В этот период жизни еще сложно выявить отставание в развитии двигательного развития. Но опытный специалист сможет распознать повышение или понижение мышечного тонуса и некоторые другие признаки, способные свидетельствовать о нарушениях в развитии малыша.
  • Ребенок должен пытаться приподняться в положении лежа на животе, отклонять голову. Если же этого не происходит, имеет смысл обратиться к специалисту.
  • В возрасте 5-6 месяцев ребенок уже может переворачиваться со спины на бок и живот и обратно. Если он этого еще не делает, стоит так же обратиться к врачу. Причины могут быть не слишком опасными, однако, раннее обращение к врачу может уберечь от достаточно серьезных последствий.
  • К восьми месяцам малыш уже активно ползает или, по крайней мере, пытается научиться. Если же этого не происходит, необходима консультация специалиста.
  • К достижению годовалого возраста малыш должен делать один или несколько шагов с поддержкой родителей или без нее.

Как проявляется темповая задержка моторного развития у ребенка?

Как уже говорилось ранее, существует ряд общепринятых норм, на которые можно ориентироваться при выявлении задержек моторного развития ребенка. Однако, прежде чем расстраиваться и переживать, если навыки ребенка при достижении определенного возраста не соответствуют этим нормам, рекомендуем обратиться за консультацией специалиста. Процесс развития малыша сугубо индивидуален и у каждого протекает по-своему.

Определить, является ли отставание малыша в развитии проблемой, выявить ее первоисточник и принять правильные меры, чтобы избежать серьезных последствий, способен только врач, опираясь на результаты проведенных исследований. ЗТМР у ребенка может быть вызвана целым рядом причин, поэтому визит к детскому врачу-неврологу лучше не откладывать.

Специалисты медицинского центра «ДиЛУЧ» всегда рады ответить на вопросы обеспокоенных родителей. Такие специалисты, как детский невролог, хирург, педиатр и многие другие проведут профессиональную консультацию, назначат необходимые исследования и поставят диагноз, если таковой имеется.

Нарушение моторного развитияЕвгения Тихомирова, детский невролог, ответила на распространенные вопросы родителей о различных отставаниях ребенка в развитии двигательной активности. Начнем с того, что не каждое отставание является поводом ставить диагноз ЗМР. Нередко речь идет о незрелости мозга.

Готовность ребенка к навыку

— Когда имеет смысл паниковать? Есть ли яркие признаки того, что речь идет именно о задержке моторного развития? И когда мы говорим о простой незрелости?

— Важно понимать, что ЗМР – это симптом каких-то проблем у ребенка. Если отстает, то вопрос – почему? Одна из причин — повреждение нервной системы при рождении, которое бывает при недоношенности, тяжелой гипоксии в родах, искусственной вентиляции легких и пр. При оценке развития ребенка врачи обязательно учитывают эти факторы риска. За детьми из группы риска бдим и «лениться» не разрешаем: в их случае, ЗМР будет рассматриваться как признак формирования патологии (ДЦП), поэтому необходимо раннее вмешательство.

Кроме повреждения нервной системы в родах, причин для задержки развития множество: на развитие влияют гипотрофия, анемия, пищевые непереносимости, пороки сердца, различные нарушения обмена, генетические синдромы и прочее. Поэтому при осмотре ребенка обращаем внимание на дополнительные симптомы, а не только на сам факт наличия навыка.

Вообще неврологов больше интересует не факт наличия или отсутствия навыка, а готовность ребенка к нему. Например, три ребенка в 4.5-5 месяцев не переворачиваются на живот. Это для родителей они все одинаковые «лентяи», а на деле ситуации разные и подходы к лечению и диагностике разные:

  • Один вялый, как тряпочка, голову плохо держит, на животе приподнимается на локоточках непродолжительно, не потягивается за ручки, опоры нет;
  • Другой с нормальным мышечным тонусом, подолгу лежит на животе и поднимает корпус, выпрямляя руки, но переворачивается только с помощью взрослого;
  • Третий на животе вообще не лежит, ревет, сразу же пытается перевернуться обратно.

Так вот, если педиатр и невролог не имеют претензий к ребенку, то паниковать не нужно. Здоров, но не дозрел. А если есть предпосылки к ЗМР, по анамнезу или осмотру, то ждать задержки.

Дети не умеют лениться

— Могли бы вы еще раз уточнить, какие дети относятся к группе риска? Чьим мамам стоит быть особенно внимательными?

— Факторы риска следующие:

недоношенность менее 35 недель;
оценка по Апгар — 5 и менее;
ИВЛ после рождения;
желтуха более 300 мкмоль/л;
внутричерепные кровоизлияния, гипоксия средней и тяжелой степени;
крупный плод, наложение щипцов/вакуум-экстрактора;
если регресс развития (утрата ранее приобретенных навыков);
если были судороги;
если ребенок старше 2 месяцев мало реагирует на окружающих, безэмоционален, не гулит;
если в 3 месяца не держит голову и не приподнимает ее лежа на животе, в 6 месяцев не переворачивается, в 9 не сидит/не ползает, в год не встает на ножки (это крайние сроки).

— Распространенные аргументы мам на форумах – «Все индивидуально» или «Он просто ленивый». Как долго подобными словами можно оправдывать собственное бездействие?

— Дети лениться не умеют. Если отстают — значит, есть причина. Отставание имеется в виду за границы всяких норм. Сразу определимся, что значит норма и отставание. Есть «норма большинства», то есть когда большинство детей осваивают навык. А есть граничные значения: сроки, в которые здоровые дети осваивают навык, они широкие. Смотрите таблицу ВОЗ.

Нарушение моторного развития Перевод таблицы с сайта Mamazanuda.ru

За границей детей не трогают? Это миф!

— Насколько важна и важна ли последовательность освоения навыков?

— Тут двояко. С одной стороны, важен конечный результат: ходьба. Но с другой, есть законы развития мозга, согласно которым, все должно быть поэтапно. Нарушение этапности свидетельствует о каком-то неблагополучии, и о том, что ребенок это неблагополучие как-то преодолевает. Ведь на самом деле у детей большой запас прочности. Например, если ребенок из-за нарушений в шейном отделе позвоночника не лежит на животе, он на живот долго не будет переворачиваться, будет переворачиваться с живота на спину (хотя это сложнее). Не ползает, сразу садится и встает. Вроде все нормально, проблема скомпенсировалась.

Пример из жизни: сын пополз по-пластунски в 6 месяцев, встал у опоры в 8 месяцев, сел из положения стоя в 8,5 месяцев, в 9 месяцев пополз на четвереньках, в 11,5 пошел, и вроде бы все хорошо.

Но потом вскрылись проблемы: слабые мышцы спины, что сказалось на осанке (поэтому поздно сел); сложности с координацией: долго не мог освоить велосипед, коньки, трудности при выполнении новых упражнений, неуклюжесть.

И добавлю про неползающих детей (их по статистике 10%): они в группе риска по нарушениям координации, письма и чтения. Хоть это и необязательно.

— Есть мнение, что за границей ребенка до двух лет вообще не трогают — когда освоит свои навыки, тогда и освоит. Что вы скажете по этому поводу?

— Нет такого за границей, это миф! В таблице приведены нормы Всемирной организации здравоохранения. Если ребенок сильно недоношенный, были серьезные операции, травмы, болезни, то да, сроки несколько сдвигаются. Более того, в случае отклонений, диагноз ДЦП — за рубежом используется термин cerebral palsy (его суть — нарушение движения, то есть задержка моторного развития) должен быть установлен до 2 лет (и раньше).

Продолжение о массаже, уколах, ноотропах и физиотерапии следует…

Если хотите регулярно получать наши статьи — присоединяйтесь к сообществам в социальных сетях ВКонтакте и Facebook

Автор фото Ксения Кудрина. Перевод таблицы mamazanuda.ru

я журналист, переводчик, сертифицированный инструктор йоги. Но, пожалуй, в большей степени — мама двух горячо любимых детей. Проект «Неидеальные родители» — это моя попытка найти ответы на свои материнские вопросы. В силу профессий, имею возможность общаться со специалистами, мастерами своего дела. Результаты нашего сотрудничества — на страницах этого сайта. Надеюсь, мы отвечаем и на Ваши вопросы…

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector