Нервная система ребенка 5 лет

Нервная система ребенка 5 лет

Вегетососудистая дистония (ВСД) – это комплекс, чаще функциональных, нарушений организма, связанный с дисрегуляцией периферической или центральной части вегетативной нервной системы.

На современном этапе ВСД не рассматривается как самостоятельная болезнь. В основном, она является следствием или проявлением какого-либо соматического, инфекционного, травматического, токсического и эмоционального расстройства, заставляющего работать нервную систему с повышенной нагрузкой.

Вегетативная нервная система отвечает за гомеостаз (постоянство внутренней среды) организма и состоит из симпатической и парасимпатической частей. Она обеспечивает регуляцию множества биологических и гуморальных процессов: поддержание теплообмена, работу сердечно-сосудистой, пищеварительной, эндокринной, дыхательной, мочевыделительной, иммунной систем, секреторной функции и др. Нарушение баланса между составными частями вегетативной нервной системы и приводит к возникновению вегетососудистой дистонии (ВСД).

У детей, в силу своей незрелости, вегетативная дисфункция наблюдается чаще. По последним данным «дозревание» этой части нервной системы происходит лишь к 26 годам жизни. В связи с этим, проявления ВСД чаще наблюдаются у детей, особенно в пубертатный период.

Периферические вегетативные расстройства, связанные с поражением проводящих структур нервной системы и носящие часто наследственный, травматический, инфекционный, метаболический или аутоиммунный генез, встречаются у детей очень редко. Они в основном проявляются изменением трофики тканей, чувствительности, ортостатической гипотензией. А вот центральные вегетативные нарушения, вызванные нарушением работы структур головного мозга, наблюдаются в этом возрасте гораздо чаще.

ВСД центрального генеза имеет много названий: синдром вегетативной дистонии, нейроциркуляторная дистония, соматоформное вегетативное расстройство, психовегетативный невроз и др.

Развитие вегето-сосудистой дистонии у детей может быть обусловлено патологией перинатального периода, например, родовой травмой, гипоксией, заболеваниями периода новорожденности и другими причинами. Нельзя забывать и о конституциональной вегетативной дистонии, имеющей семейно-наследственный характер.

Обычно ВСД проявляется у ребенка в виде:

  • неустойчивости артериального давления и пульса;
  • регионального или общего изменения цвета и влажности кожных покровов;
  • обмороков;
  • головных болей;
  • метеочувствительности;
  • нарушения терморегуляции, стула, аппетита;
  • срыгиваний;
  • рвот;
  • плохой переносимости физических нагрузок;
  • утомляемости;
  • эмоциональной лабильности и др.

Первые изменения в работе вегетативной нервной системы у детей, еще имеющие латентный (скрытый) характер, врачи обнаруживают при:

  • проведении электрокардиографии (ЭКГ);
  • проведении электроэнцефалографии (ЭЭГ);
  • исследовании глазного дна;
  • проведении клино-ортостатической пробы;
  • нарушениях общей или локальной терморегуляции и влажности кожных покровов;
  • определении дермографизма.

Преобладание симпатико- или парасимпатикотонии может установить исследование, называемое кардиоинтервалография (выявляется при проведении электрокардиографии (ЭКГ)).

В 2/3 случаях, при отсутствии яркой симптоматики, ВСД не нуждается в медикаментозном лечении у детей. Требуется выявление и устранение причин, вызывающих вегетативную дисрегуляцию.

Высокоэффективны при вегето-сосудистой дистонии: контрастные души, закаливающие процедуры, зарядка, частые прогулки на свежем воздухе, непрофессиональный спорт, избегание стрессовых ситуаций, адекватные подходы к воспитанию, режиму дня ребенка.

Усталостью организм ребенка (как и взрослого) сигнализирует о потере энергии, срочно требующей восстановления.

Нервная система ребенка 5 лет

Если человек испытывает обычное переутомление после физических и умственных упражнений, то энергия быстро восстанавливается и состояние приходит в норму. Хроническое переутомление проявляется постоянным ощущением упадка сил, слабостью, апатией, головной болью и другими неприятными симптомами. Это уже патология, требующая принятия мер. Кроме того, усталость в некоторых случаях – один из признаков определенных нарушений в работе организма.

Причины усталости у детей

Факторы, приводящие к жалобам на усталость следующие:

Скудность ежедневного рациона питания. Недостаток в пище жизненно важных компонентов со временем неизбежно приводит к ухудшению общего самочувствия, развитию ряда заболеваний и хронической усталости. Если ребенок любого возраста не получает с пищей достаточного количества витаминов и минералов, есть смысл подумать о приеме специальных детских витаминно-минеральных комплексов. Такие дети часто просят чего-нибудь «вкусненького» и «сладенького», пытаясь компенсировать недостаток жизненных сил. Подобная мера лишь усугубляет состояние и дает временный эффект. Несбалансированное питание нередко приводит к появлению железодефицитной анемии у детей, когда диагностируется недостаток железа в организме. В этом случае следует пересмотреть диету и принимать специальные препараты, содержащие железо и витамин С.

К хронической усталости приводит дефицит многих микроэлементов (магний, кальций, калий, аскорбиновая кислота и витамины группы B).

Чрезмерная загруженность ребенка. В погоне за оценками и собственным представлением об успешности, родители отводят детей на кружки, нанимают репетиторов и т. д. и т. п. Дополнительные занятия не дают ребенку бывать на свежем воздухе, общаться со сверстниками. Многие дети вообще мало времени проводят на улице, часами просиживая за компьютерами, и это становится общенациональной проблемой.

Это основные причины усталости у детей. В случае необходимости, когда состояние ребенка внушает тревогу, обратитесь к врачу! В то же время, вам стоит позаботиться о приеме витаминных препаратов и комплексов для детей (с целью лечения и профилактики усталости и поднятия иммунитета). Качественные средства можно забронировать в сети аптек Столички.

Что делать, если ваш ребенок регулярно жалуется на головную боль и усталость?

Плохое самочувствие у ребенка может быть связано с нарушением вегетативной регуляции, но родители нередко ищут скрытые проблемы со здоровьем. Как поступить, если ваш ребенок регулярно жалуется на головную боль и усталость? В первую очередь – обратитесь к врачу, проведите обследование.

Симптомы ВСД у детей и их происхождение

Вегетативная дисфункция или вегетососудистая дистония у ребенка обычно проявляется многими, часто не связанными между собой симптомами. Затрагивается нервная система и какая-либо из систем органов – например, сердечно-сосудистая, эндокринная, пищеварительная. Появление симптомов связано между собой во времени, но патогенетическая связь может ускользать от внимания.

Возможные симптомы ВСД у ребенка:

  • Головные боли, обусловленные изменениями погоды, головная боль после переутомления в школе, утренняя головная боль после пробуждения, мигрень.
  • Расстройства пищеварения, без морфологической картины заболевания, функциональные расстройства пищеварительных желез.
  • Головокружения и обмороки, ортостатический коллапс.
  • Сердцебиение, одышка при физических или психологических нагрузках.
  • Нейродермит, диатез, чрезмерная сухость кожи или потливость.
  • Субфебрильная температура, которая длительно держится без видимых причин.
  • Резкие подъемы температуры днем и нормальная температура ночью.

Симптомы вегетативной дисфункции могут вводить в заблуждение даже врачей. Поэтому при одновременном появлении нескольких несвязанных симптомов, при непонятной клинической картине нужно исследовать состояние вегетативной регуляции.

С какими заболеваниями нужно дифференцировать ВСД:

  • Заболевания сердца – миокардит, аритмия, кардиомиопатия;
  • воспалительные заболевания легких и бронхов, аллергический бронхит;
  • острые и хронические инфекционные процессы;
  • гастрит, дуоденит, язва желудка, панкреатит, холецистит, колит;
  • кожные инфекции;
  • невропатии, невралгии;
  • травма головы, нарушения кровообращения в головном мозге.

Наличие вегетативной дисфункции не исключает присутствие другого заболевания, и часто способствует усилению его симптомов.

Психологическое состояние при ВСД тоже страдает. Дети могут страдать от ночных страхов, заикания и проблем с речью, быть слишком возбудимыми или заторможенными, тревожными или агрессивными. Любое слабое звено психики при дистонии становится еще более уязвимым. Работа с психологом помогает ребенку лучше адаптироваться, что улучшает в дальнейшем и его общее состояние.

Берегите своего ребенка и не медлите с обращением к врачу. Внимательное отношение к здоровью в детстве облегчит будущую взрослую жизнь!

Школа или сад, кружки и секции, потоки информации и новых впечатлений, да еще и потоки требований со стороны родителей и педагогов. Неудивительно, что многие современные дети, даже совсем маленькие, находятся в постоянном стрессе. Как же распознать его признаки?

Нервная система ребенка 5 летСлово «стресс» английского происхождения, в переводе оно означает «давление, нагрузка, напряжение». Возникает он в результате интеллектуальных и эмоциональных перегрузок.

Если взрослый человек может распознать у себя симптомы стресса и обратиться за помощью, то детям приходится гораздо тяжелее. Ребенок не понимает, что именно с ним происходит, не знает, как избавиться от плохого настроения. Поэтому родители должны уметь вовремя увидеть признаки стресса и помочь крохе справится с ситуацией.

Как проявляется стресс, и как помочь ребенку?

1. Регресс

Это означает возвращение к формам поведения раннего детства: ребенок начинает сосать палец, плачет, когда уходит мама, мочится в постель , виснет на взрослых, постоянно требует внимания.

Что делать? Мешать «регрессировать» ребенку не надо. Ему всего-то и нужно, чтобы его приласкали в этот момент и успокоили. Переждите регресс – он пройдет.

2. Страхи

Если обычный ребенок вдруг превращается в отчаянного трусишку – значит, он явно находится в стрессе. Насторожить родителей должно, если ребенок везде закрывает двери, все время проверяет, заперт ли замок, всюду включает свет. Он уже боится не только темной комнаты, но и картинки на стене, и шума на лестнице, и тишины.

Что делать? Активно вовлекайте ребенка в игру, рисование – оба эти занятия хорошо разряжают. С их же помощью попытайтесь понять истоки страха , либо незаметно подслушайте разговоры ребенка с игрушками.

3. Агрессивность

Если вы заметили, что ваш малыш, прежде такой покладистый и дружелюбный, ни с того ни с сего стал грубить, резко отвечать, драться , швырять в стенку игрушки и книжки, замахиваться на окружающих, знайте – это признаки стресса.

Что делать? Агрессию нельзя запрещать, лучше пытаться переводить ее в другие формы: учить отстаивать свою правоту, анализировать вместе ситуацию. Ищите конструктивный выход для накопившейся энергии ребенка: активный спорт, подвижные игры с другими детьми, устройте кукольную драку.

4. Перепады настроения

Ребенок то беспричинно обидчив, может легко расплакаться по ничтожному поводу, то, наоборот, становится слишком агрессивным. У детей постарше частые истерики или подавленное, депрессивное настроение, которое тянется днями, неделями – все это также должно настораживать родителей.

Что делать? Поговорите с ребенком по душам, выясните, что у него вызывает беспокойство. Научите его понимать и конструктивно выражать свои эмоции. Обращайте внимание даже на самые маленькие достижения. Следите за режимом дня ребенка, его питанием и сном.

5. Проблемы со здоровьем

Родителей часто сбивают с толку необъяснимые симптомы: рвота, расстройство кишечника , сыпь, температура, боли в животе и прочие странности – все это может происходить на нервной почве, если ребенок сильно переволновался.

Что делать? Для начала наладить психологический климат в семье, проверить, не слишком ли разнятся требования семьи и школы. Они должны быть ясными и последовательными. В идеале стоит поработать с детским психологом над самооценкой ребенка и обязательно проверить, есть ли у сына или дочки личное время и пространство.

6. Беспокойный сон

При стрессе засыпание превращается в каждодневную муку с обязательными ритуалами: включи свет, задвинь занавеску, посмотри, кто в окне, держи меня за руку и т. д. Ребенок начинает меньше спать и со временем испытывает хроническую усталость.

Что делать? От беспокойного сна помогают успокаивающий массаж, дыхательная гимнастика, упражнения на воображение. Кроме того, полезна ароматерапия, массажи с эфирными маслами, ароматические ванны. Можно купить малышу травяную подушку.

7. Снижение успеваемости

О том, что ребенок находится в плохом психо-эмоциональном состоянии, говорят такие признаки как нарушение функций памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало любопытство.

Что делать? Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей. Не ограничивайтесь дежурным вопросом «Какие оценки?», расспрашивайте о его чувствах, настроении, поддерживайте. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные достижения ребенка. По возможности, помогайте ребенку выполнять трудные задания.

8. Быстрая утомляемость

Плохая концентрация внимания и запоминания , трудности с учебой, которая раньше давалась легко. Ребенок быстро устает после нагрузки, рассеян, забывчив, непоседлив.

Что делать? Разузнайте о детских переживаниях и эмоциях. Чтобы ребенок чувствовал вашу поддержку, убедитесь, что он знает: вы доступны в любое время, когда он хочет говорить с вами о своих проблемах. Цените своего ребенка в любых ситуациях и как можно чаще обнимайте.

9. Изоляция

Состояние психологического стресса может проявляться у ребенка в боязни контактов , стремлении к одиночеству. Он перестает участвовать в играх сверстников, у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.

Что делать? Для начала необходимо разобраться со стрессовой ситуацией; если у ребенка сейчас нет ресурсов для общения, не стоит настаивать. Если же ему хочется – помогите малышу подружиться сначала с одним ребенком: сходите вместе в парк, или в театр. С этой проблемой отлично помогают справиться детские коммуникативные тренинги (например, групповые занятия песочной терапией).

10. Компульсивные признаки

Показателями стрессового состояния у ребенка являются и наматывание волос на пальцы, а также покашливания, дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами,ночное и даже дневное недержание мочи, заикание.

Что делать? Помочь ребенку пережить стресс может адекватная физическая нагрузка: ежедневные прогулки, пробежки, езда на велосипеде, утренняя зарядка. Ребенок должен иметь возможность выплеснуть эмоции и полноценно отдохнуть, расслабиться после тяжелого дня.

Если ситуация выходит из-под контроля, не пренебрегайте помощью детского психолога и невролога.

Каждый из перечисленных выше признаков может свидетельствовать о том, что малыш находится в стрессовом состоянии. Будьте внимательны к своему ребенку: если родители игнорируют эти тревожные сигналы, это может не только привести к стойким нарушениям здоровья у малыша (например, хроническому неврозу ), но и отразиться на формировании его личностных качеств.

Синдром повышенной возбудимости может являться следствием перинатальной патологии ЦНС (гипоксической, травматической, токсико-метаболической, инфекционной), или других заболеваний детей раннего возраста. Наиболее частыми причинами повышенной возбудимости у детей является неблагополучное течение беременности, приводящее к внутриутробной гипоксии и поражению ЦНС: токсикозы, инфекционные и/или соматические заболевания матери, фетоплацентарная недостаточность, прием алкоголя и курение в период беременности, неконтролируемый прием лекарственных препаратов, стрессы, также причиной развития синдрома может стать неблагополучное течение родов: преждевременные роды, запоздалые роды, стремительное или затяжное родоразрешение, кесарево сечение, родовые травмы.

Нервная система ребенка 5 лет

Симптомы преходящей гипервозбудимости могут появиться у детей с кишечными коликами, дисбактериозом, прорезыванием зубов, рахитом, а также вследствие реакции на стрессовую ситуацию. К повышенной возбудимости склонны дети с особенностями темперамента (холерический тип).

Для диагностики синдрома повышенной возбудимости требуется тщательный сбор анамнеза, клинический осмотр ребенка специалистом. При необходимости назначаются дополнительные обследования: нейросонография, электроэнцефалография и прочие.

Выбор лечения будет зависеть от установленных причин возникновения синдрома. Детям до года в подобных случаях может быть рекомендован массаж, назначаются физиотерапевтические процедуры. Успокоительным действием обладает принятие хвойных, солевых ванн, плавание. При необходимости врач может порекомендовать прием лекарственных препаратов: седативных, ноотропных, сосудистых, мочегонных.

В случае благополучного течения синдрома проявления исчезают к 4-6 месяцам жизни или к 1 году. В других случаях может развиваться легкое отставание в психомоторном и речевом развитии. Возможно развитие синдрома гиперактивности с дефицитом внимания (СДВГ), нервных тиков, заикания, энуреза , энкопреза, нарушений сна, вегетативно-сосудистой дистонии, тревожных расстройств.

Профилактика синдрома повышенной возбудимости заключается в предупреждении перинатальных повреждений ЦНС: важны правильная подготовка к беременности, своевременное обследование в течение беременности, лечение выявленных заболеваний и устранение причин, приводящих к гипоксии плода.

Детям с синдромом повышенной возбудимости следует создать комфортную, спокойную обстановку, при общении избегать повышенных тонов, разговаривать ласково, спокойно. Дети нуждаются в четком соблюдении режима дня, сна, приема пищи. Им будут полезны длительные прогулки на свежем воздухе. Нужно не пренебрегать своевременными медицинскими осмотрами и соблюдать рекомендации врача.

Нервная система ребенка 5 лет

Нехватка йода приводит к задержке умственного развития у детей

Дефицит йода провоцирует заболевания щитовидной железы, бесплодие и выкидыши, задержку умственного развития у детей. Полтора миллиарда человек в мире сталкиваются с йододефицитными заболеваниями, несмотря на доступные для всех средства профилактики и глобальные рекомендации Всемирной организации здравоохранения и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ).

Йододефицит определяется на всей территории России, просто где-то положение лучше, где-то хуже. Особенно страдают жители Сибири, ведь йод работает только в паре с селеном, а сибиряки его получают недостаточно, потому что в воде и продуктах его очень мало.
Каждый третий житель России испытывает дефицит йода!

Последствия йододефицита

Йод и аминокислота тирозин – это составные части гормонов щитовидной железы. При недостатке йода развивается дефицит гормонов (гипотиреоз) и нарушается обмен веществ. Следствия этого дефицита часто лечат отдельно и безрезультатно.
Признаки нарушения функции щитовидной железы:

  • слабость, усталость, повышенная утомляемость;
  • апатия и депрессия;
  • выпадение волос, сухость кожи;
  • задержка жидкости, отеки;
  • лишняя масса тела, от которой трудно избавиться даже при соблюдении правильного питания;
  • запоры;
  • температура тела с утра ниже 36,5 градусов Цельсия;
  • редкий пульс, около 60 ударов в минуту;
  • ощущение комка в горле, утолщение шеи.

Организм, выживая в условиях нарушенного обмена веществ, старается избегать нагрузок, поэтому при недостатке гормонов щитовидной железы возможность забеременеть снижается, а при ее наступлении высока угроза выкидыша. Плод в условиях йододефицита получает меньше кислорода и питательных веществ, у детей развиваются внутриутробные пороки развития и умственные нарушения после рождения.

Профилактика йододефицита

Глобальные рекомендации ВОЗ определяют обязательные ежедневные дозы йода в количестве 90-120 мкг для детей, 150-200 мкг для взрослых, 250 мкг для беременных и акцентируют внимание на использовании йодированной соли и препаратов калия йодида для профилактики дефицитных состояний.
Однако особо рассчитывать на йодированную соль не стоит. В 1 грамм йодированной соли добавляют 40 мкг йода. Но проверки Роспотребнадзора выявили, что реальное количество может снижаться до 20 мкг. Йод из соли улетучивается за 9 месяцев при фактических сроках хранения до 2 лет.

Обзор препаратов и добавок с йодом

  1. Основное вещество для профилактики дефицита йода, по данным российских и глобальных рекомендаций, это калия йодид. Он входит в состав основных лекарственных препаратов и БАД под разными названиями. Его преимущество в точности дозировки и максимальном количестве исследований, доказавших эффективность в предотвращении йододефицита. Благодаря этому калия йодид подходит и для профилактики, и для лечения дефицита йода. Именно его выбирают для детей и беременных.
  2. Йод в хелатных комплексах. В этих средствах молекула йода заключена в аминокислоты (белок), как в клешни. Благодаря такой форме повышается усвоение йода в кишечнике. Хелатированный йод поступает в кровь и без изменений доставляется к клеткам щитовидной железы для включения в гормоны. Такой йод подойдет для профилактики йододефицита у взрослых.
  3. Органический йод в составе водорослей. Усваивается лучше калия йодида, быстро восполняет недостаток йода, но его сложно точно дозировать. Часто имеет неприятный запах. Подойдет для профилактики недостатка йода у взрослых.

Принимайте йод постоянно, без перерывов, утром, до 12 часов. Добавьте в рацион достаточно белка: в среднем 100-120 г, из расчета 1,7 г на 1 кг веса. При недостаточности белка йод не будет усваиваться щитовидной железой.
Вместе с йодом принимайте селен, цинк и магний, эти микроэлементы также нужны для образования гормонов щитовидной железы, а в пище их недостаточно.

Профилактика задержки умственного развития у детей

Американские ученые установили, что недостаток йода приводит к снижению IQ в среднем на 10 баллов. Чем раньше возникает дефицит йода, тем сильнее выражена задержка умственного развития. По данным ВОЗ, 20 млн жителей Земли имеют нарушения умственного развития, связанные с нехваткой йода.
Чтобы исключить нехватку йода у ребенка, кормящей маме нужно принимать 250 мкг калия йодида. Если ребенок на искусственном питании, состав адаптированной смеси должен быть обогащен йодом. С момента перехода на общее питание доза йода для ребенка будет 90 мкг ежедневно, принимать микроэлемент нужно постоянно, без перерыва. С 5 лет доза увеличивается до 120 мкг, а с 12 приравнивается к взрослой.

Ограничения для применения йода

При избытке гормонов щитовидной железы принимать йод нельзя. Это состояние называется гипертиреоз, или тиреотоксикоз, и определяется по уровню гормонов в крови выше нормы. Запрещен йод также при раке щитовидной железы.

Максимальная безопасная доза йода 1000 мкг, но начиная с 300 мкг могут появиться признаки передозировки – йодизма. Заподозрить излишки йода в организме можно по головной боли и тошноте, постоянному сухому кашлю и насморку. Отмена йода на три дня избавит от симптомов.

Как современные технологии влияют на здоровье детей? Как детской психике справиться с этим влиянием и чем неокрепшим умам могут помочь родители? Эксперты Роскачества собрали мнения детских психологов и дают пояснения родителям по важным вопросам, которые касаются практически каждой современной семьи.

Содержание

Гаджеты и дети: мнение психолога

Многие из историй сильного воздействия техники на детскую психику касаются умной колонки – нового помощника и собеседника, появившегося и в российских домах (по данным IDC, в 2020 году рынок умных колонок в России вырос на 6,4%, скорее всего, за счет разработки «Яндекса»). Есть множество рассказов про детей, которые обманывают режим родительского контроля, говоря с «Алисой» низким голосом, как взрослый. Есть история про девочку, которая верит, что «Алиса» настоящая, называет ее своей подругой и что когда-нибудь она придумает, как ее освободить. Наконец, на американском форуме Reddit описали тревожную ситуацию с ребенком, который называет свою маму Alexa (как голосового помощника Google) и требует, чтобы она сыграла ему песенку с YouTube.

Нервная система ребенка 5 лет

Для малышей раннее знакомство с гаджетами и чрезмерное времяпрепровождение в них идет вразрез с возрастными, конкретными и очень важными задачами: изучать свойства окружающего мира, манипулировать предметами, изучать возможности и способности своего тела, развивать крупную и мелкую моторику, что напрямую связано с развитием речи. Гаджеты попросту тормозят психическое развитие ребенка. У более старших детей ежедневное “залипание” в гаджетах по 5–8 часов ведет к социальной дезадаптации. Вместо того чтобы общаться со своими сверстниками и через различные ситуации учиться договариваться, уступать, отстаивать свои границы, убеждать, доказывать, делиться, защищать, мириться, ребенок проводит время “один на один” со своим электронным другом.

Как отмечает специалист, после регулярного многочасового потребления огромных потоков различной и не связанной между собой информации (к примеру, так подается информация в «ТикТоке») у детей формируется поверхностное, калейдоскопическое восприятие и мышление. После такого «винегрета» разрозненной и бессмысленной, а чаще всего развлекательной и неглубокой информации ребенку крайне сложно вдумчиво и внимательно что-либо изучать, концентрировать внимание на чем-то одном.

Гаджеты: риск аддикции?

Нервная система ребенка 5 лет

Риск воздействия на детей современных гаджетов пока еще не исследован до конца. Сталкиваются напрямую с этим только врачи-психологи и психиатры, к которым обращаются за помощью родители детей с нарушениями поведения, коммуникации, а в некоторых случаях с аддикцией в результате чрезмерного общения с гаджетами. Естественно, гаджеты сказываются на развитии высших психических функций. Если ребенок с раннего возраста проводит большой процент времени с гаджетами, это скажется даже на физиологическом развитии ребенка. Онтогенетически, когда мы растем, у нас вначале развивается объемное, 3D-зрение, и только к 6–7 годам глаз достигает зрелости и готов воспринимать изображение на плоскости. Если ребенок начинает смотреть завлекающие картинки (игры, мультфильмы) с плоского экрана телефона или планшета раньше этого возраста, это может привести к нарушению естественного процесса развития зрительного аппарата и раннему ухудшению зрения.

Снижение фантазии и повышении тревоги

Следующая потенциальная проблема, по мнению психолога, это тотальное преобладание визуального восприятия. Сказки, рассказы, чтение книг вслух – все то, что будоражит и развивает фантазию, современным детям почти незнакомо. Из-за этого детское воображение не развивается – есть готовая картинка, к которой нечего добавить. Нет пространства для фантазии. А ведь воображение – это высшая психическая функция. В будущем это может привести к сокращению числа художников, людей творческих профессий.

Тревогу должны вызывать и ситуации, когда ребенок использует гаджеты, социальные сети для самоуспокоения, потому что не справляется с эмоциями сам. «Это классическая схема формирования зависимого поведения: ситуация, когда мы ищем внутреннее успокоение не в себе, а во внешних факторах (будь то гаджеты, игры или, в случае взрослых, алкоголь и запрещенные вещества). Родителям следует проявить внимание, если ребенок приходит в расстроенных чувствах и бежит к игре, настаивает, требует, если он без гаджетов перестает выполнять какие-то задачи. Родители по незнанию и сами создают безвыходные в будущем ситуации. Например, если стимулируют ребенка есть, показывая ему мультфильм с планшета. Это приводит к тому, что без мультфильма ребенок есть отказывается, что в будущем может вызвать расстройство пищевого поведения. Взаимодействие с гаджетом – это искусственный контакт с неживым объектом, в который ребенок инвестирует свои чувства и потребности, что приводит к прямому нарушению способности к живой человеческой коммуникации. Если родители вовремя не позаботятся о том, чтобы ребенок общался с гаджетами реже, допустим 5% времени, а не 90 %, если получается, что только там, в Сети, в игре, он может получить поддержку, взаимность, быть понятым, – это может иметь негативные последствия, устранить которые очень сложно даже хорошему специалисту», – считает Ирина Попова.

Вред для спины и зрения

Не стоит также забывать и про вред гаджетов для спины, зрения, о последствиях в виде нарушения сна. К счастью, существующие в начале 2000-х теории про убийственное излучение, которое сделает будущие поколения бесплодными и провоцирует рак, не подтвердились. Однако при постоянном взаимодействии с гаджетами действительно можно испортить здоровье: особенно это касается зрения, ведь человеческий глаз по своей структуре не рассчитан на такие нагрузки. Близорукость и синдром сухого глаза, когда-то профессиональные болезни компьютерщиков, могут стать постоянными, нежелаемыми спутниками человека.

Ранее продолжительность работы за компьютером регулировали СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» – для детей допускалась максимальная продолжительность контакта с гаджетами 10–30 минут в день в зависимости от возраста. С 1 января 2021 года эти нормы признаны неактуальными, а в новом документе СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда» максимально допустимая продолжительность контакта с экраном вообще не указана.

Что нужно усвоить родителям «цифровых» детей?

Рекомендации от Антона Куканова, руководителя Центра цифровой экспертизы Роскачества.

С помощью программ родительского контроля и пароля можно настроить как возрастные, постоянные ограничения доступа к устройству, так и временные. Предусмотрите, что ребенок может пытаться «взламывать» настройки и придумывать, как их обойти.

Дети не должны использовать смартфон во время перерывов от учебы – глазам нужно давать отдохнуть. Смартфон – это дополнительная нагрузка для глаз и мозга.

Научите детей пользоваться режимом чтения, чтобы нагрузка на глаза была меньше.

Не следует использовать смартфон и перед сном. Излучаемый гаджетами синий свет (с длиной волны около 450–480 нм) вызывает чувство настороженности и влияет на наши биологические часы. Со временем это нарушение может стать опасным и даже вызвать хроническую бессонницу, депрессию, биполярное расстройство и неврозы.

Психологический запор у ребенка – актуальная тема в последние несколько лет в среде психологов. Но не с точки зрения рабочего процесса, а скорее с позиции вообще работать или нет с этим запросом. Если работать, то как.

И самый острый момент в работе психолога – это результат. Ну или положительная обратная связь = результат.

В работе с запорами результат не бывает быстрый, поэтому не все специалисты готовы идти этот долгий сложный путь вместе с родителями и ребенком.

Какой запор?

Вы заметили, что психосоматическим запором не страдают младенцы? У них наблюдается физиологический запор. А психологическая причина в задержке дефекации уже характерна с 2-х лет.

Что может послужить причиной?

  • пережитый стресс (причем сюда входит и переезд, поездка, новое место);
  • эмоциональная травма (разлука с мамой, больница и т.п.);
  • чувство стыда ( это про то, что часто детей ругают за испачканные штанишки);
  • протест ( сложности детско-родительских отношений);
  • физическая боль (страх боли).

Как формируется психологический запор?

Ребенок получил негативный опыт похода в туалет и на психологическом уровне у него формируется связь дефекация = боль (или стыд, неприятные ощущения, давление и прочее…).

Итак, что может вызвать нежелание малыша сходить в туалет:

  • насильственное приучение к горшку;
  • наказание за испачканные штанишки;
  • болевые ощущения во время дефекации из-за физиологического запора;
  • излишняя опека со стороны родителей тоже может быть причиной;
  • протест при сложных отношениях в семье;
  • насмешки других детей в детском учреждении или брата-сестры дома;
  • любые неприятные воспоминания, связанные с походом в туалет;
  • дискомфорт при посещении общественных туалетов
  • и психологический момент…когда родители заставляют ребенка делиться игрушками или чем-то еще с другими детьми и самому малышу это не подконтрольно, то возникает запор, как единственное, что сам малыш может контролировать…отдавать или нет.

Причем симптомы запора часто одинаковы с симптомами физиологического запора, родители не понимают природу запора и продолжают совершать ошибки, которые и привели изначально к психологическому запору.

Кто попадает в группу риска?

  • детки, которые упрямо не хотят садиться на горшок;
  • малыши, которые прячутся от родителей, чтобы сходить в туалет;
  • дети, которые испытывают страх перед унитазом;
  • отказ от дефекации в детском саду;
  • дети, испытывающие сложности при обработке сенсорной информации ( сюда относится и боязнь испачкаться, боязнь прикосновений к различным текстурам и др.).
  • дети, которые какают только в памперс, даже, если для этого его надо надеть специально.

Что делает психолог?

Сначала психолог задает очень много разных вопросов, которые могут показаться родителям странными. Но именно таким образом вырисовывается картина проблемы и находится отправная точка, с которой и начался замкнутый круг.

Беседуя с родителями, психолог составляет представление о семейной системе в целом, о всех моментах, которые могли повлиять на формирование психологического запора.

Какие рекомендации бывают?

  • Самое главное, не показывать ребенку, что вы расстроены из-за этой проблемы! Дети очень хорошо улавливают эмоциональный фон родителей и испытывают беспокойство, видя взволнованное лицо мамы. Сохраняем спокойствие и формируем чувство безопасности у малыша.
  • Если малыш не воспринимает горшок, можно попробовать купить новый горшок вместе, чтобы малыш участвовал в выборе.
  • если ребенок испытывает сложности при посещении туалета в детском саду, обязательно надо предупредить воспитателей об имеющейся проблеме. Воспитатель, зная о проблеме ребенка, поможет ему уединиться, чтобы сходить в туалет.
  • ребятам 6-8 лет можно рассказать о строении человеческого тела, о выделительной системе. Но только не пугать страшными последствиями! А объяснить, что при удержании отходов могут начать выделяться вредные вещества и нарушать работу других органов.
  • с 4-5 летнего возраста хорошо работают терапевтические сказки. Можно пользоваться готовыми сказками из интернета, или вместе с психологом составить свою собственную сказку, где главный герой такой же мальчик или девочка, как наш малыш и обязательно с хорошим концом!
  • с детками 2-3 лет уже можно применять ролевые игры с игрушками и используя игрушечные предметы туалетной комнаты, которые очень похожи на настоящие. Таким образом мы проецируем ситуацию на кукол, зайчиков и пр.
  • не надо лишний раз тревожить ребенка и спрашивать часто, хочет он в туалет или нет. Соблюдаем тактичность. — в игре лепите с ребятами всевозможные колбаски-какашки, пусть они будут разного цвета, делайте их полосатыми, веселыми, придумывайте, фантазируйте, покажите малышу, что какать не обязательно сложный процесс. Пусть зайчик на унитазе покакает веселой колбаской. И малыш увидит, что вы тоже не напряжены и не ждете от него конкретного результата.

Нервная система ребенка 5 лет

Медведева Наталья

Клинический психолог, детский и взрослый психолог, нейропсихолог

Проведено исследование о влиянии использования наркоза на детей и их дальнейшее развитие. На нашем сайте представлен перевод данной статьи, оригинал Вы можете изучить здесь http://jama.jamanetwork.com/article.aspx?articleid=2526640

Подвергание молодых животных частому воздействию анестетиков становится причиной нейротоксикоза, нарушаются нейрокогнитивные функции, наблюдается анормальное поведение. Таким образом, можно предположить потенциальные нейрокогнитивные и поведенческие эффекты воздействия анестезии и у детей раннего возраста.

Проверить связь между однократным воздействием анестезии на здоровых детей раннего возраста и нарушение нейрокогнитивного развития и ненормального поведения в позднем детстве.

Разработка, обстановка и участники

Подобранная группа для исследования, проведенного в период с мая 2009 года до апреля 2015 года, в 4 университетах на базе американских педиатрических больниц третичного медицинского ухода. Группа исследования состояла из пар родных братьев и сестёр в период, когда им было 36 месяцев, и сейчас, когда им 8-15 лет. Выбранные братья и сёстры были здоровы в хирургическом и анестезионном плане. Нейрокогнитивные и поведенческие последствия на перспективной основе оценивали с ретроспективно документированных данных о воздействии анестезии.

Воздействие

Однократное воздействие общей анестезии, во время операции паховой грыжи, на одного брата и без воздействия анестезии на другого родного брата в возрасте до 36 месяцев.

Основные результаты и меры

Основным результатом была глобальная когнитивная функция (IQ). Вторичные исходы включали предметно-ориентированные нейрокогнитивные функции и поведение. Подробные нейропсихологические аккумуляторы оценивали IQ и предметно-ориентированные нейрокогнитивные функции. Родители заполняли подтверждение, отвечающее стандартам отчетов поведения.

Результаты

Среди 105 пар двойников, подвергшиеся воздействию братья и сестры (средний возраст 17.3 месяцев при хирургии / анестезии; 9,5% женщин) и не подвергшиеся воздействию (44% женщин) провели тестирование IQ в среднем возрасте 10,6 и 10,9 лет соответственно. Все дети, что подверглись воздействию, получили ингаляционные анестетики, и продолжительность анестезии колебалась от 20 до 240 минут, со средней продолжительностью 80 минут.

Средний IQ уровень между подвергшимися воздействию братьями и сестрами (баллов: вся шкала = 111; письменно = 108; устно = 111) и не подвергшимися воздействию (баллы: вся шкала = 111; письменно = 107; устно = 111), статистически сильно не отличаются. Были различия в средних баллах IQ между парами двойников: вся шкала = -0,2 (95% ДИ, -2,6 до 2,9); письменно = 0,5 (95% ДИ, -2,7 до 3,7); и устно = -0,5 (95% ДИ, -3,2 до 2,2). Статистически не найдено особых различий в средних баллах между парами родственников в памяти/запоминании, скорости восприятия/обработки, зрительно-пространственной ориентации, внимании, исполнительных функциях, речи и поведении.

Выводы и актуальность

Среди здоровых детей с однократным применением анестезии, в возрасте до 36 месяцев, по сравнению со здоровыми родными братьями и сестрами, не подвергнутых воздействию анестезии, не найдено статистически особых различий в количестве IQ баллов в позднем детстве.

Существует несколько мифов о применение наркоза в стоматологии, подробнее о них читайте здесь.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector