Образность мышления

Образность мышления

В своей дебютной статье я хочу рассказать вам об упражнениях-играх на развитие образного мышления, которые будут полезны не только людям творческих профессий: в отличие от упражнений на развитие воображения, в которых идет доминирование правого полушария, прокачка образного мышления активно задействует аналитические способности, а это уже симбиоз двух полушарий. Поэтому эти упражнения прекрасно подойдут не только для получения каких-либо плодов для людей, чья работа хоть как-то связана с образной информацией, но и любому человеку, который хочет иметь острый ум и налаженное взаимодействие обоих полушарий мозга.

Упражнения следует выполнять в комфортной обстановке: отсутствие ограничения по времени, отсутствие соревновательной мотивации и критики действий, средняя степень мотивации достижения. В упражнениях ценится не только количество произведенных ответов, но и их оригинальность. Протестировать свое образное мышление можно в одной из глав замечательной методички «Диагностика и активизация творческих способностей».

Приветствуются тренировки на доморощенном по ходу дела сырье (загогулины, кляксы, друдлы и прочее). Приложенные примеры к упражнениям, не имеющие ссылку на автора, выполнены мной.

Каждому упражнению можно посвятить отдельную статью (что я постараюсь сделать в будущем), пока же быстрый обзор основных.

Друдлы
Одна из рекламных кампаний бразильской школы креатива была основана на этом простом упражнении, когда несложную линию или фигуру требуется разрисовать по своему усмотрению:

Образность мышления

Можете использовать заранее растиражированные несложные фигуры на А4-листе либо отталкиваться от собственных спонтанных линий по ходу упражнения.

Кляксы
В отличие от предыдущего упражнения, где мы использовали линии, в этом требуется вдохновляться сплошными фигурами: кляксами, пятнами, облаками и другими любыми абстракциями:
Образность мышления

Кляксы не обязательно могут быть монохромными: посмотрите какой цикл работ, основанный на цветных пятнах, получился у замечательного португальского иллюстратора Filipe dos Santos:

Образность мышления
Образность мышления

Образное выражение
Суть упражнения в рассказе вербальной смысловой единицы (фразы, предложения) в образном варианте.
Чем-то это упражнение напоминает старые добрые ребусы. И действительно, часто из таких занятий получаются отличные «ребусные» логотипы:

Образность мышления
Образность мышления
Образность мышления
Образность мышления
Авторы: Richard Fonteneau, Jens Wickelgren, s-farm, Helms Workshop

Если не хочется тратить время на обдумывание фразы, можно использовать афоризмы, пословицы, слоганы, названия и фразы из песен, фильмов и прочие известные выражения:

Образность мышления

Образность мышления

Образность мышления

В сети популярны иллюстрации, в которых отображены словесные выражения-казусы типа «Медведь собирает грибы в лису», «Курицы – не сушки», «Рыба пила» и прочие:

Образность мышления
Автор werebober

Желающим подробнее изучить соотношение знака и смысла поможет семиотика.

По образному подобию
В этом упражнении требуется найти образные синонимы объекта в целом либо его отдельных частей. Например: cкрипка

Цепочка может быть либо центрированной (синонимы вытекают от изначального варианта), либо последовательной (синонимы цепляются от предыдущего варианта), либо хаотичной (какая-либо последовательность не соблюдается).

Можно усложнить упражнение и составлять цепочки не только по образному подобию, но и по функциональному, прикладному и прочим. Эта методика называется визуальной матрицей.

Калейдоскоп
Суть этой игры очень простая и основана на соотношении объекта и нашей проекции на него. В этой игре мы просто жонглируем нашими проекциями на наблюдаемое. Избитый пример – стакан наполовину пуст или полон.

Достаточно просто выписывать варианты вербально. Для умеющих рисовать открывается больше возможностей: можно по новому взглянуть на знакомых личностей, привычные процессы, бытовую жизнь и другие аспекты нашей жизни:

Образность мышления

Образность мышления
Из дембельского альбома Бритни

Именно поэтому так популярны ресурсы с подобными плодами (демотиваторы, блоги, например, Проснись, группы в соцсетях): свежий взгляд на избитые образы, мнения, процессы всегда удивляет и смешит.

Образность мышления

На этом мой обзор заканчивается. Буду рад комментариям, в которых вы расскажете о методиках и упражнениях, не упомянутых в этой статье.

Образность мышления

Вдруг возникает чей-то лик

И обретает цвет и звук,

И плоть, и страсть!

(Юлий Ким)

Самым древним видом мышления является наглядно-действенное. У каждого отдельно взятого человека этот вид мышления формируется в самом раннем детстве. Инструментом наглядно-действенного мышления является предмет, и проявляется оно в форме операций с предметами. Несмотря на его примитивность, в нем есть все признаки мышления: оно обобщенно отражает скрытые связи и отношения реальной действительности, осуществляется посредством предметов-заменителей. Однако мы с вами на этом типе мышления останавливаться не будем, так как с его помощью нельзя решить поставленную задачу без участия практических действий, а это существенно ограничивает возможности его использования.

Более «продвинутым» видом мышления является образное, основные «инструменты» которого — образы. Главная функция образного мышления — создание образов и оперирование ими в процессе решения задач. Способность оперировать образами появляется у человека в раннем детстве и сохраняется в течение всей жизни.

Что же такое образ? «Образ – субъективная картина мира или его фрагментов, субъективная представленность предметов внешнего мира, обусловленная как чувственно воспринимаемыми признаками, так и гипотетическими конструктами». (Ж. Пиаже)

В психологии мышления – это одна из центральных категорий, в первую очередь, потому, что именно в форме чувственных образов происходит отражение действительности, и хранится в памяти большая часть информации. Изначально, образы связаны с чувственным познанием, то есть являются продуктами деятельности органов чувств. Мы можем говорить, например, о зрительных образах или слуховых, тактильных (связанных с осязанием) или вкусовых. Но в человеческом мышлении они более разнообразны и могут воплощать любое даже абстрактное содержание. Образы – это те кирпичики, из которых строится внутренний мир человека, наша психическая реальность.

Собственно, образное мышление не очень нуждается в словах. Даже сложное понятие, философская или этическая категория становятся понятнее и ближе, если выражаются с помощью образа. Именно так, через образы, осмысливали люди в древности сложный и противоречивый мир абстрактных категорий и человеческих отношений. Наиболее яркие примеры такого осмысления можно найти в мифах разных народов. Так, например, древние славяне представляли любовь или в образе юной девушки в венке из цветов – Лели, или в образе зрелой женщины, покровительницы домашнего очага – Лады. А смерть видели в образе старухи в саване и с косой. Древние греки наделяли проклятье чертами живого существа, которое летает над головой проклятого человека.

Главная особенность образного мышления даже не в том, что оно совершает операции с образами, а в том, что этот тип мышления позволяет осмыслить ситуацию или проблему в целом, не дробя ее на отдельные составляющие, детали. В этом огромная ценность образного мышления, ведь не редко увлекаясь деталями, частностями, мы не видим ситуации в целом, то есть, за деревьями не видим леса. Такое целостное осмысление позволяет посмотреть на проблему с другой стороны, установить взаимосвязь проблемной ситуации с какими-то аспектами действительности, которые, как первоначально казалось, никакого отношения к нашей задаче не имеют.

Активность образного мышления не означает, что человек перестает пользоваться словами или утрачивает способность нормально формулировать свои мысли. Просто, в процессе самого мышления слова играют вспомогательную роль, а иногда и вовсе не нужны. Дело в том, что образное мышление настолько скоростной тип мышления, что мы не успеваем мысли-образы облекать в слова. Решение часто приходит, как бы внезапно, в виде озарения, своеобразной пространственной картины. А слово в образном мышлении является лишь средством выражения, интерпретации выполненных в образах преобразований.

Образное мышление еще довольно мало изученная область нашей психики. Сложность здесь в том, что язык образов не поддается переводу на язык слов. Чтобы рассказать о тех образах, которые рождаются в его сознании, человек должен использовать слова, а облеченные в речевую форму образы неизменно утрачивают свою яркость и специфичность. Да и мир образов значительно превышает словарный запас любого языка. Нам просто не хватит слов, чтобы рассказать о нем. С такой ситуацией сталкивался каждый из нас, когда в попытках передать свои чувства или впечатления от увиденного мы сетовали на бедность языка. Только искусству под силу справиться с этой проблемой, именно потому, что оно передает информацию на языке образов.

Сложность понимания образного мышления еще и в том, что оно связано с подсознанием. О подсознании и бессознательном после З. Фрейда написано столько всего, что разбираясь в этом, можно попасть под лавину информации. Поэтому закапываться в эту лавину мы не будем. Следует отметить только одно: именно там, в подсознании, хранится основная масса образов. Управлять бессознательными процессами человек не может, на то они и бессознательные, поэтому часто у нас как будто ниоткуда возникают совершенно непонятные, а нередко, и невероятные образы. Эти образы приводят нас в недоумение, но часто, именно они несут весьма полезную информацию. Подсознание нам что-то подсказывает, или советует на своем языке, но советов этих мы часто не понимаем.

Разнообразие типов мыслительных задач обуславливает разнообразие не только механизмов, способов, но и видов мышления. В психологии принято различать виды мышления по содержанию: наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактное мышление; по характеру задач: практическое и теоретическое мышление; по степени новизны и оригинальности: репродуктивное и творческое (продуктивное) мышления.

Наглядно-действенное мышление заключается в том, что решение задач осуществляется путем реального преобразования ситуации и выполнения двигательного акта. Так, в раннем возрасте дети проявляют способность к анализу и синтезу, когда воспринимают предметы в определенный момент и имеют возможность оперировать ими.

Наглядно-образное мышление основывается на образах представлений, преобразовании ситуации в план образов. Свойственно поэтам, художникам, архитекторам, парфюмерам, модельерам. Значение этого мышления заключается в том, что с его помощью полнее воспроизводится разнообразие характеристик объекта, происходит установка необычных сочетаний предметов и их свойств. В простой форме это мышление возникает в дошкольном возрасте, когда дети мыслят образами. Побуждая к созданию образов на основе прочитанного, восприятия объектов, к схематическому и символическому изображению объектов познания, учитель развивает образное мышление у учащихся.

Особенностью абстрактного (словесно-логического) мышления является то, что оно происходит с опорой на понятие, суждение, не используя эмпирических данных. Р. Декарт высказал такую мысль: «Я мыслю, значит, я существую». Этими словами ученый подчеркивает ведущую роль в психической деятельности мышления, и именно словесно-логического.

Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление рассматриваются как этапы развития мышления в филогенезе и онтогенезе.

Теоретическое мышление состоит в познании законов, правил. Оно отражает существенное в явлениях, объектах, связях между ними на уровне закономерностей и тенденций. Продуктами теоретического мышления является, например, открытие Периодической системы Менделеева, математических (философских) законов. Б. М. Теплов писал о людях теоретического вида мышления, которое они осуществляют прекрасную «интеллектуальную экономию» путем «сводки фактов к законам, а законов до теориям».

Теоретическое мышление иногда сравнивают с эмпирическим. Отличаются они по характеру обобщений. Так, в теоретическом мышлении имеет место обобщение абстрактных понятий, а в эмпирическом — чувственно данных признаков, выделенных путем сравнения.

Основная задача практического мышления является физическое преобразование действительности. Оно иногда может быть сложнее, чем теоретическое, ведь часто разворачивается при экстремальных обстоятельствах и при отсутствии условий для проверки гипотезы.

Некоторые ученые на основании трех признаков — времени протекания процесса, структурности (четкое деление на этапы) и уровня течения (осведомленности или неосведомленности) — выделяют интуитивное и аналитическое мышление.

Аналитическое мышление — это вид мышления, развернутого во времени, имеет четко выраженные этапы, в достаточной мере осознанные субъектом.

Интуитивное мышление, наоборот, — свернуто во времени, в нем отсутствует разделение на этапы, оно было представлено в сознании.

В психологии различают еще реалистичное мышление, направленное на внешний мир и регулируемое логическими законами, а также аутистическое мышление, связанное с реализацией собственных желаний, намерений. Детям дошкольного возраста свойственно эгоцентричное мышление, характерный его признак — неспособность поставить себя на позицию других.

3. И. Калмыкова выделяет продуктивное (творческое) и репродуктивное мышление по степени новизны продукта, который получает субъект познания. Исследовательница считает, что мышление как процесс обобщенного и опосредованного познания действительности всегда продуктивное, т.е. направлено на получение новых знаний. Однако в нем в диалектическом единстве переплетены продуктивные и репродуктивные компоненты.

Репродуктивное мышление — это вид мышления, которое обеспечивает решение задачи, опираясь на воспроизведение уже известных человеку способов. Новое задание соотносится с уже известной схемой решения. Несмотря на это репродуктивное мышление всегда требует выявления определенного уровня самостоятельности.

В продуктивном мышлении полно проявляются интеллектуальные способности человека, его творческий потенциал. Творческие возможности получают выражение в быстром темпе усвоения знаний, в широте их переноса в новые условия, в самостоятельном оперировании ими.

Отечественные и зарубежные психологи (Г. С. Костюк, Дж. Гилфорд) пришли к выводу, что творческое мышление является совокупностью тех особенностей психики, которые обеспечивают продуктивные преобразования в деятельности личности.

В творческом мышлении доминируют четыре особенности, в частности оригинальность решения проблемы, семантическая гибкость, что позволяет видеть объект под новым углом зрения, образная адаптивная гибкость, которая делает возможным изменение объекта с развитием потребности в его познании, семантически спонтанная гибкость продуцирования различных идей относительно неопределенных ситуаций.

Каждый человек независимо от этнической принадлежности имеет творческое начало. Так, анализируя истоки национального характера украинцев, М. И. Пирен отмечает, что украинская эмоциональность, чувствительность, лиризм, которые проявляются в песнях, народных обрядах, юморе, обычаях, является основой творчества. Позитивные аспекты украинской эмоциональности воплотились в духовной творчества лучших представителей нации: Г. Сковороды, Н. Гоголя, П. Юркевича, П. Кулиша, Т. Шевченко.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector