Обучение детей математике

Множество простых способов увлечь детей математикой с помощью игр и повседневных занятий

Обучение детей математике

В первые пять лет жизни дети проявляют особую любознательность, и, как показывают исследования, именно в этот период лучше всего познакомить их с цифрами, основами счета и другими базовыми математическими понятиями.

  • В раннем детстве математика способствует развитию критического мышления и умения рассуждать, а ее начальное освоение является ключом к успеху в школьные годы.

Тем не менее мысль о раннем обучении математике может стать пугающей, особенно для тех взрослых, которые сами ее боятся. Однако родителям важно понять, что обучение математике может происходить в занимательной, игровой и веселой форме, к тому же оно может быть очень легким, особенно если речь будет идти об игрушках, играх, песнях и книжках, которые и так уже являются частью ежедневного обучения ребенка.

По сути, обучение математике малышей в возрасте от года до четырех лет представляет собой интеграцию счета и других математических понятий в их ежедневную деятельность, используя при этом самые обычные предметы, с которыми они соприкасаются в повседневности.

Раннее обучение детей математике можно начать со следующих четырех способов:

1. Разговор с использованием математических понятий

Начинать разговор о числах и математике можно в любой ситуации. Перевести обычную беседу в математическое русло, используя числа и простые математические понятия, на самом деле не составит труда.

Поговорите с ребенком о количестве и размере предметов. Например, что больше, ягода клубники или черешни? Если разрезать грейпфрут пополам, из скольких частей он будет состоять?

Ягоды и фрукты, игрушки и любимые блюда, шаги и пуговички на одежде – вот лишь некоторые из многих предметов, которые дети могут весело подсчитывать и сравнивать.

2. Естественное сочетание обычных игр с математикой

Если обучение математике проводить не изолированно, а мягко включить в любимые игры ребенка, то он даже не заметит, как сам увлечется этим занятием.

Это можно сделать через знакомые ребенку предметы, которыми он уже заинтересовался. Такое целенаправленное сочетание обучения и игры помогает детям с интересом продвигаться в приобретении навыков решения проблем, рассуждения и счета.

В ходе целенаправленной игры возможности для математического мышления возникают естественным образом. Например: «Что ты можешь сделать, чтобы башня из кубиков стала выше? Сколько еще кубиков нужно добавить, чтобы она стала одного размера с игрушечным домиком?» или «Сколько вагончиков ты использовал, чтобы сделать этот поезд? Можешь ли сделать его длиннее?».

Кроме того, соединяя математику с игрой, вы помогаете детям развивать основные социальные навыки, такие как, например, умение действовать по очереди.

3. Используйте для подсчета все возможные ситуации

Математика присутствует повсюду, поэтому всегда есть возможность что-то посчитать или применить другие математические понятия. Например, когда вы берете своего малыша в супермаркет, попросите его помочь вам выбрать на прилавке два лимона и три луковицы. Или когда вы угощаете его клубникой, попросите его посчитать, сколько ягод осталось на тарелке и сколько еще он хотел бы съесть.

4. Интегрируйте математические понятия в область интересов вашего ребенка

Чтобы помочь детям начать понимать математические понятия и принципы, родители должны понаблюдать за малышами и выяснить, что интересует их больше всего, а также постараться найти способы включить математику в их особые интересы.

Задавайте открытые вопросы, чтобы помочь детям лучше понять присутствие математических понятий в нашей жизни и начать оперировать ими. Например, если ребенка интересуют насекомые, можете задать ему вопрос типа «Чем внешне отличается божья коровка от пчелы?» или «Из каких геометрических фигур состоит головоломка?», «Какие фигуры мы увидим, если разделим ромбик пополам?».

Обучение математике можно проводить повсюду

Маленькие дети лучше всего обучаются с помощью практических ситуаций, поэтому они идеально подходят, чтобы сделать математику частью их повседневной жизни. Вот несколько идей, с которых можно начать:

  • Во время приема пищи – спросите ребенка, какую форму имеет тарелка? Достаточно ли на столе ложек для всех, если обедать будут четыре человека?
  • Во время уборки игрушек — попросите ребенка собрать определенное количество игрушек. В то время как он их собирает, попросите его назвать геометрическую форму каждой из них (попросите взять игрушки с явной геометрической формой, такие как мячики, кубики, ведерки и т. д.).
  • После стирки – попросите ребенка вынуть белье из стиральной машины и рассортировать отдельно футболки, отдельно носки и т. д. и разложить их в стопки. Пусть ребенок определит, стопка с каким бельем выше остальных, и найдет пару для каждого носка.

Чтобы сделать математику частью повседневной жизни, ребенка можно использовать и много других способов. Например:

  • Попросите ребенка пересчитать всех своих солдатиков, чтобы убедиться, что все они в строю, и никто не потерялся.
  • Попросите ребенка разделить ленту или лист бумаги на одинаковые части и убедиться, что они действительно равны.
  • Попросите ребенка регулярно смотреть на оконный термометр и сообщать вам температуру, анализировать ее изменения всякий раз, когда вы выходите на улицу.

Эти простые идеи должны помочь родителям осознать, что интересных и простых способов увлечь детей математикой на самом деле бесчисленное множество.

Обучение детей математике

«Уууууу, математика. Не хочу», — говорят многие младшеклассники, когда родители предлагают им позаниматься этим предметом. А ведь это от того, что дети воспринимают царицу наук как нечто скучное. Узнайте, как улучшить математические навыки детей и помочь им полюбить науку.

№1. Переведите математику в игру

Помогите ребенку заниматься математикой в реальной жизни, не осознавая, что он изучает счет. Вот несколько простых идей, которые вы можете использовать:

  • покупая мороженое или другое лакомство для вашего ребенка, используйте момент, чтобы научить его сложению или вычитанию. К примеру, мама-блогер сделала математические пазлы из палочек для мороженого;
  • играя в конструктор, рассказывайте ребенку о форме (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг), о площади, периметре и объеме фигур;
  • купите малышу часы и задавайте вопросы о времени;
  • когда едите торт, говорите, что каждый ломтик является частью целого. Можно в шутку посчитать, кто съел больше/меньше.

№2. Практикуйте веселые математические уроки ежедневно

Чем больше ребенок практикуется в математике в повседневной жизни, тем выше вероятность, что он полюбит математику в школе. Ведь он уже будет понимать ее.

Обучение детей математике

№3: Рассказывайте интересные факты о математике

Дети от природы любопытны. Вместо того, чтобы задавать им математические вопросы напрямую, вы можете пробудить любопытство, сначала рассказав им истории о математике. К примеру, почему цифры римские и арабские, чем прямоугольник отличается от квадрата, а круг — от овала.

№4. Покупайте ребенку детские журналы с вопросами по математике

Во многих детских журналах есть интересные задачки по математике. Они всегда с забавными картинками. Вот в такой форме ребенку интересно отвечать на вопросы.

№5. Занимайтесь математикой везде, где есть возможность

У вас должны быть математические задачки и вопросы на все случай жизни. К примеру, для прогулки:

  • Твой шаг — 50 см. Ты прошел 10 шагов. Сколько получилось?
  • Твой шаг — 50 см, а мой — 60 см. Давай узнаем, на сколько мой больше твоего.
  • Давай прыгать с пенька и делать отметки, кто дальше. А потом замерим рулеткой и сравним.

Обучение детей математике

Копилка интересных вопросов есть у Александра Попова, директора физико-математического лицея г. Челябинска. К примеру:

  • Вторник оранжевый, а среда какого цвета?
  • Ты заходишь в свой класс, там один человек и рукопожатие у вас одно. А если там два человека, если три…?
  • Как быстро сосчитать количество ног у столов школьной столовой? А сколько рук на них может облокачиваться?
  • Что будет с миллионом, если один ноль сбежит?
  • Сосчитай углы у всех цифр.
  • Сколько раз за день ты улыбаешься?

А вдруг ребенок не полюбит математику? Эти страхи родителей развенчали эксперты Университета Сассекса. По их мнению, гармоничные отношения в семье способствуют тому, что ребенок «подружится» с царицей наук.

Демонстрация ободрения, выслушивание мнений друг друга и обмен своими идеями, конструктивность, а не отрицательность, а также участие в решении задачи связаны с положительными результатами, — говорит доктор Даниэль Эванс.

Обучение детей математике

Участники исследования обнаружили, что интерес к математике у ребенка можно формировать, начиная с возраста в 3,5 года.

А вы увлекаете ребенка математикой? Как?

Обучение детей математике

Математика представляет собой довольно сложную науку, которая у многих детей вызывает затруднения в процессе обучения. Чтобы избежать этих проблем, необходимо знакомить ребенка с математикой уже в дошкольном возрасте.

Математические навыки, которыми должен обладать ребенок к поступлению в 1 класс:

  • считать до 100 и знать количественные и порядковые числительные;
  • узнавать и уметь изображать простые геометрические фигуры;
  • сравнивать предметы: ниже‑выше; меньше‑больше;
  • уметь разделить предмет на равные части;
  • уметь измерять высоту, длину, ширину предмета.

Обучить дошкольника математике можно как самостоятельно, так и с помощью курсов. Сегодня мы рассмотрим оба варианта.

Самостоятельное обучение

Учите малыша считать на пальцах, выбирайте задания в форме игры, подключайте считалки и загадки, показывайте картинки и спрашивайте, какое количество предметов изображено, учите стихи и сказки с количественными или порядковыми числительными.

Попробуйте простые упражнения, такие как :

1 напишите цифры от 1 до 10, разбросанные по странице, и попросите ребенка их по порядку соединить;

2 предложите ребенку закрыть глаза, а сами хлопните несколько раз в ладоши. Затем спросите у ребенка, сколько было хлопков. Также вы можете поменяться местами: ребенок хлопает, а вы считаете вслух;

3 нарисуйте точки на листе бумаги и попросите, чтобы ребенок их соединил так, чтобы получился прямоугольник, треугольник, круг. А затем, чтобы он раскрасил многоугольники определенным цветом;

4 вместе с ребенком попробуйте из счетных палочек складывать геометрические фигуры.

Это было несколько простых упражнений для самостоятельных занятий математикой с ребенком.

Если вы все же решили отдать ребенка в руки опытных педагогов, делимся с вами тематическими курсами :

Место, где дети и родители могут учиться и общаться.

Система занятий, построенная таким образом, чтобы каждый посетитель смог раскрывать грани своего потенциала, узнавать что‑то новое каждый день

В процессе урока дети учатся сравнивать предметы по их величине, познакомятся с геометрическими фигурами, цифрами, основами счета и решения задач.

Ментальная арифметика — уникальная методика развития умственных и творческих способностей детей, основанная на системе устного счета, позволяющая легко производить сложные арифметические действия в уме.

Уникальность методики состоит в гармоничном развитии обоих полушарий мозга. В обычных программах основной упор идет на левое полушарие, которое у 95% итак опережает правое. Развивая оба полушария, ребёнок становится более уверенным в себе, сконцентрированным, внимательным к деталям, с легкостью изучает иностранные языки и успешно реализовывает себя в учебе и в дальнейшей работе.

Математика интересный и сложный предмет. И для нее важно заинтересовать ребенка с первых занятий. Раньше учителя это делали с помощью яблок и счетных палочек, теперь на их замену пришли интерактивные игры.

В играх дети переносят реальный опыт на решение математических задач.

Обучение детей математике

Математика — одно из основных направлений дошкольной подготовки.

В YCODE большое внимание уделяется формированию умений общаться с учителем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, работать со счетным и геометрическим учебным материалом, пользоваться тетрадью.

На занятиях используются загадки, считалки, ребусы, головоломки, занимательные задачи математического содержания. Многие задания даются в игровой форме и включают в себя элементы соревнования.

На занятиях в “Бакалаврике” дети выполняют большое количество упражнений: «спрут» для творческого мышления, внимания; упражнение «алфавит» для синхронизации обоих полушарий головного мозга; «перепутанные цифры» для тренировки концентрации внимания, усидчивости.

Сперва дети учатся считать с помощью счета абакуса. На следующих уровнях ученики решают арифметические задачи в уме.

Больше курсов для дошкольников на TeachMePlease.

Обучение детей математике

Если ребенка научить решать задачи по математике с 1 по 4 класс, то дальше ему будет не сложно постигать другие точные предметы и не только в школе. Ведь практически в любой сфере жизни нужны навыки измерений, определений, расчетов, и сделать это без знания математики крайне сложно. Начиная с первых уроков арифметики, следует донести эту мысль малышам, чтобы они понимали — задача не живет только на страницах учебника, она входит в повседневную жизнь и влияет на нее.

Способов, как правильно научить ребенка решать и понимать задачи по математике, существует несколько, элементы каждого из них можно применять не только во 2 и 3 классе, но даже в старшем возрасте. Формировать такие навыки необходимо, они во многом повлияют на дальнейшие успехи в учебе.

Обучение детей математике

Как научить решать задачи по математике ребенка 1-4 классов

Поскольку знакомство с математикой начинается в начальной школе, то и приобретение навыка справляться с такими головоломками происходит в данный период.

Для чего необходим навык

Важно понимать, что научившись справляться с математическими заданиями в начальной школе, ребенок сможет успешно овладеть химией, физикой, астрономией и другими предметами в старших классах. Родители просто обязаны помочь своему чаду с математикой в первых классах, поскольку данный вид занятий напрямую связан с четким логическим мышлением, способностью анализировать, делать выводы.

Общий алгоритм обучения

Следует придерживаться такой последовательности шагов, чтобы научить детей правильно выполнять математические задания:

  1. Внимательное чтение условий и разложение заданий на этапы: условие, вопрос, решение, ответ.
  2. Составление плана для выяснения неизвестного. Для маленьких хорошо применять рисунки — схемы на данном этапе, приводить примеры из личного опыта, которые аналогичны условию задачи, для лучшего ее восприятия.

Обучение детей математикеТакже уместно использование простеньких сценариев, которые позволяют детям «быть внутри задания».

  • Акцент на тексте головоломки и поиск ответа в нем. Важно научить тому, что в математике нет лишних фраз, все они важны и используются для нахождения ответа, который заложен в формулировку предложений.
  • Практика и еще раз практика. Для того, чтобы дети успешно овладели навыками сложения, вычитания, умножения, им необходимо довести эти действия до автоматизма.
  • Распространенные ошибки в решении задач

    Главные ошибки в процессе поиска ответа следующие:

    • беглое чтение условия задачи, которое не позволяет определить, какой именно ответ нужен;
    • неправильное понимание последовательности действий, особенно при поиске нескольких неизвестных;
    • некорректный ответ может быть формальным, когда перепутаны единицы измерения или же неправильно вычисленным.

    Обучение детей математике

    Особенности решения задач в 1 классе

    На начальном этапе используются так называемые «текстовые» задания, которые знакомят малышей в 1 классе с арифметикой и проблематикой поиска неизвестных данных. Для таких заданий характерно:

    • описание простых сюжетов в задании, которые понятны и знакомы ребенку;
    • решение таких головоломок помогает осознать важность математических знаний;
    • формирование ключевых умений: выделение условия и вопроса, установление зависимости между понятиями и данными, построение логической цепочки решения, проверка результата.

    Обучение детей математикеПервыми задачами, с которыми знакомятся дети в школе, являются варианты на сложение и вычитание.

    Для того, чтобы научить первоклашек таким понятиям как «условие», «ответ», «неизвестное» следует использовать такие методы:

    • дополнительные, наводящие вопросы по условиям;
    • составление схем — рисунков условий;
    • перевод текста в схематическую модель;
    • объяснение значений фраз в условии задания;
    • выбор варианта решения, исходя из схемы;
    • обозначение в схеме известных и неизвестных разными способами.

    Успешное получение навыков в решении простых задач поможет освоить математическую дисциплину в последующих этапах обучения.

    Что делать, если ребенок не понимает задачи по математике во 2 классе

    В математике второго года обучения также основными остаются текстовые задачи, которые требуют найти неизвестное при наличии двух известных чисел. Если ребенок не понимает, как следует работать с задачами по математике во 2 классе, то не следует паниковать и критиковать его. Еще вполне можно наверстать то, что упущено. Рекомендовано пройтись по основам данной проблемы и разобраться с ней:

    • убеждаемся, что малыш усвоил знаки «+», «—», «=» и понимает, как они действуют;
    • учим составлять краткую запись условий;

    Обучение детей математикеПример краткой записи условий

  • используем стандартные схемы и таблицы, чтобы понять что такое «больше», «меньше», «сколько»;
  • выводим правила понятным языком для ребенка;
  • отличаем прямые и косвенные вопросы в заданиях;
  • проверяем найденные ответы и способы решения, показываем, насколько важна проверка и что она дает.
  • При последовательной работе и выполнении подобных заданий, дети начинают запоминать их и понимают причинно-следственные связи между действиями и результатами, что в конечном итоге и требуется для работы с арифметикой.

    Психологи и педагоги утверждают, что мозг ребенка готов к запоминанию счета уже в двухлетнем возрасте. В это время малыш способен к порядковому счету от одного до десяти. К трем-четырем годам ребенок начинает считать осознанно, а делать это в уме он может только с четырех-пяти лет. Чем раньше вы поможете своему чаду осознать силу цифр — тем проще ему будет в школе.

    Обучение детей математике

    А теперь перейдем к правилам, которых нужно придерживаться во время занятий математикой.

    1. Системность.

    Если вы поставили себе цель научить ребенка считать, то включите занятия по математике в ежедневный список своих дел. Понятно, что напоминание о цифрах раз в месяц не даст никакого эффекта. В данном случае важна система — занятия должны проводиться регулярно. При этом не нужно утомлять малыша многочасовыми уроками, вполне достаточно будет уделить математике 20−30 минут в день (если ребенок устал, нужно сделать перерыв).

    2. Спокойствие и только спокойствие.

    Если вы не готовы попрощаться с эмоциями, то лучше бросить идею о самостоятельном обучении счету. Ведь в этом деле главным помощником будет терпение и спокойствие педагога. Если вы объяснили 10 раз одно и то же, но ваш маленький ученик так ничего и не понял — не отчаивайтесь и не указывайте ему на неудачу. Отвлеките его внимание и займитесь чем-нибудь другим — поиграйте в прятки или прогуляйтесь. Как только и вы, и малыш успокоитесь — приступайте с новыми силами к изучению нужного раздела.

    3. Интерес приумножит прогресс.

    Занятия по математике должны стать для ребенка праздником. Это же не монотонные пары в институте или скучные уроки в школе. Здесь все должно быть в игровой форме — ярко, весело, динамично. Придумывайте разные схемы занятий, пробуйте необычные методы, чтобы заинтересовать малыша. Не сидите все время за столом — это утомит ребенка, он потеряет внимание к предмету. Изучайте счет в подвижных играх, просите малыша написать цифры на доске, разучивайте стишки о математике

    4. Повторение для закрепления.

    Каждое занятие старайтесь уделить хотя бы пять минут на повторение уже пройденного материала. При этом следите, чтобы ребенок не бездумно зубрил предмет, а понимал его. Полезно возвращаться к изученной теме в контексте более сложных задач.

    5. Из чего состоит урок.

    Наполнение урока зависит от возраста и уровня развития ребенка. Учтите, что ваш юный ученик должен понимать разницу между числом и цифрой. Когда мы говорим о цифре, то подразумеваем символы, обозначающие количество — 5, 7, 9. Если же мы употребляем слово «число», то имеем в виду количество объектов.

    Начните учить с ребенком сначала счет до пяти. Это можно делать как в обстановке урока, так и между делом. Считайте проезжающие автобусы, деревья, игрушки. Попросите малыша помочь накрыть вам на стол — пусть посчитает, сколько нужно тарелок. Покажите ему пользу счета — ведь теперь он сможет без труда разделить конфету, чтобы угостить маму и папу.

    На уроках занимайтесь по карточкам. На них должно быть изображено разное количество животных, фруктов, игрушек Пусть ребенок пересчитывает их — таким образом, он осознает, что такое счет. Как только этот этап пройден, переходите к изучению цифр. Ученик должен понять, что цифры обозначают количество определенных предметов. Несколько объектов всегда обозначаются одной цифрой.

    Для того чтобы малышу было интересно учить цифры, приобретите магнитный набор цифр — пусть лепит магниты на холодильник или специальную доску. Не скупитесь и на обычные карточки, где на одной стороне нарисованы предметы, а на другой их число обозначено цифрой. Купите специальное пособие для раннего изучения математики — занимайтесь по нему, в подобных изданиях немало интересных заданий.

    Как только ваш ребенок освоил цифры от одного до десяти — вводите понятие «ноль». Объясните, что оно обозначает то, чего нет. Пусть ученик попробует сосчитать то, чего нет: «У нас было три яблока, мы их съели, сколько осталось? Ничего — это означает «ноль».

    Смотрите, чтобы ваш ребенок не просто зубрил цифры, а понимал предмет. Попробуйте научить его считать не только до пяти-десяти, но и в обратном порядке. Дайте задание найти недостающую цифру между двумя. Попросите ребенка ответить, какая цифра стоит после семи, а какая до четырех

    Если ваш ученик усвоил счет до десяти и цифры, то можно начинать изучать сложение и вычитание. Обратите внимание малыша на то, что слова «забрать», «отобрать», «потерять» обозначают уменьшение того, что уже есть, то есть вычитание. Объясните, что слова «добавить», «принести» говорят об увеличении, то есть сложении. Важно, чтобы ребенок понимал, в каких случаях предметов становится меньше, а в каких больше. К примеру, у того, кто дарит мячики, их становится меньше. А у того, кто взял подарок, мячиков стало больше.

    Ребенку будет гораздо проще понять сложение и вычитание, если вы будете визуализировать этот процесс. Возьмите карандаши и покажите на них, что означает «отнять», а что «прибавить». Пусть сначала ребенок освоит вычисления в пределах десяти. После победы над этим этапом прибавляйте к десяти по одной цифре, акцентируйте внимания ребенка на эту цифру в быту. Важно проговаривать вычисления вслух — нужно показать ребенку, как они выглядят, как звучат и что означают.

    Старайтесь сами подходить к процессу обучения с удовольствием, ваш ребенок обязательно это заметит и будет постигать страну цифр с радостью и энтузиазмом.

    Обучение детей математике

    Математика несправедливо считается самой сложной наукой, которую не любят ни взрослые, ни дети. Но как помочь ребенку в математике, если мы даже не даем ему шанса понять ее красоту, глубину и ценность? Оглянитесь вокруг. Все, что нас окружает, подчиняется законам математики: время, пространство, предметы и явления. Числа используются не только в сложном инженерном строительстве, но и в таких банальных повседневных вещах, как приготовление обеда. Пришло время задуматься: может, дело не в математике, а в нашем несправедливом отношении к ней?

    1. Ребенок не понимает математику: ищем причину проблемы

    • Почему математику так трудно понять?

    2. Как помочь ребенку справиться с математикой? Простые способы решения сложной задачи.

    3. Как помочь ребенку в математике найти смысл, красоту и новое увлечение?

    • Польза курсов Соробан®

    Ребенок не понимает математику: ищем причину проблемы

    Вообще для успешного изучения точной науки должны сойтись воедино несколько условий:

    • наличие у ребенка способностей, которые необходимы для понимания и решения математических задач;
    • уверенность школьника в своих способностях;
    • интерес к математике;
    • понятное объяснение материала.

    Отсутствие математических способностей у ребенка из-за гуманитарного склада ума — это миф, который современные ученые давно развенчали. Все дети потенциально талантливые, очень способные. Да, у одних учеников задатки к математике видны с раннего возраста, а у других слабо выражены. Это значит только одно — необходимо уделить больше внимания для их развития.

    К тому же многие родители ошибочно полагают, что математический ум — это логика, аналитическое мышление. На самом деле для понимания точной науки необходимо еще и хорошее воображение, эффективная память, объемное внимание, пространственное мышление, быстрота принятия решений, интуиция.

    Почему математику так трудно понять?

    Чаще всего математика тяжело дается школьнику в силу психологических причин:

    • нагружая занятиями с раннего возраста, вы отбили у него охоту учиться;
    • малыш не уверен в себе, убежден в своей математической тупости (тоже с подачи взрослых, часто — учителя);
    • возможно, вы рассказали о своих детских проблемах с математикой, а ребенок поверил, что она сложная и непонятная;
    • школьнику не интересно учить дисциплину, потому что он не понимает ее смысл, практическую пользу;
    • критика, наказание за плохие оценки сформировали страх перед ошибками и неудачами, а математика, как сказал А. П. Конфорович, «уступает свои крепости только сильным и смелым»;
    • предмет читается в школе неинтересно и непонятно.

    Как помочь ребенку справиться с математикой? Простые способы решения сложной задачи

    Обучение детей математике

    Вы должны понимать, что способности к математике — это лишь на 10% божий дар, а остальные 90% состоят из эффективной мотивации и упорной систематической работы. Для начала вам предстоит сформировать у ребенка положительное отношение к царице наук, а затем организовать эффективное обучение.

    Предлагаем 10 советов родителям, которые помогут ребенку справиться с математикой:

    1. Покажите на ярких примерах, как можно применить математические знания в жизни. Расскажите о связи с математикой других наук, профессий, искусства.
    2. Поощряйте интерес ребенка к числам. Говорите о пользе и красоте точной науки, а о собственном отрицательном опыте, трудностях с математикой лучше умолчать.
    3. Не заставляйте детей учить математику раньше, чем они будут готовы.
    4. Сделайте обучение интересным. Используйте в обучении игры, головоломки и никакой зубрежки!
    5. Используйте наглядные примеры. У детей младшего школьного возраста и у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление. Если они смогут визуализировать математическую задачу, им легче будет ее решить.
    6. Держите связь с учителем. Это позволит своевременно помогать школьнику, если он отстает по какой-то теме. Помните, в математике все взаимосвязано. Здесь нельзя допускать пробелы, поскольку непонимание одной задачи может повлечь за собой отставание и по следующим темам.
    7. Учите от простого к сложному. Преимущество математики — в ее точности и последовательности.
    8. Уделяйте обучению хотя бы 15 минут каждый день. Регулярные занятия — главное условие любого развивающего процесса: как физического, так и умственного. Практикуйтесь и повторяйте пройденный материал. Чем больше ребенок применяет знания на практике, тем лучше он их усвоит.
    9. Хвалите и забудьте о критике. Ошибки — это не страшно. Они помогут ученику лучше понять, что он делает не так, и найти правильное решение. Сконцентрируйтесь лучше на том, что у ребенка получается хорошо, обязательно замечайте маленькие математические успехи школьника, приучайте его к мысли, что если хорошо постараться, то все обязательно получится.
    10. Развивайте детский ум гармонично, уделяя внимание не только логике и навыкам анализа, но и образному мышлению, памяти, смекалке. Полезно записать школьника на развивающие курсы.

    Как помочь ребенку в математике найти смысл, красоту и новое увлечение?

    Обучение детей математике

    Если вашему ребенку 5-11 лет, запишите его в Школу ментальной арифметики Соробан®. Несмотря на название, Соробан® — не математическая школа. На курсах детей обучают скоростному арифметическому счету в уме, однако основная цель обучения — гармоничное, комплексное развитие интеллекта, мышления, тренировка навыков быстрого и эффективного принятия решений.

    Польза курсов Соробан®:

    • наглядное обучение (с помощью счетного инструмента соробан), позволяющее детям быстро разобраться с принципами счета;
    • развитие логического, аналитического левого полушария, ответственного за восприятие и запоминание информации в виде символов, поиск закономерностей, прогнозирование, последовательность мышления;
    • развитие креативного, образного полушария, которое помогает детям мыслить нестандартно, целостно воспринимать информацию, визуализировать, представлять предметы в пространстве, фантазировать;
    • развитие внимания, усидчивости и других навыков, которые помогают сосредоточиться на выполнении задач;
    • позитивный опыт выполнения математических задач, который укрепляет уверенность в своих способностях и вдохновляет на новые личные рекорды в изучении точной науки в рамках обычной школы;
    • формирование в целом положительного отношения к математике, которое достигается благодаря интересному преподаванию, необычному формату обучения, практики использования на занятиях компьютерных и динамичных игр.

    На курсах Соробан® дети приобретают особенные навыки, какими не владеет даже учитель по математике. А ведь многие родители учеников школы ментальной арифметики тоже сначала думали, что их дети не способны понять точную науку. Как видите, ничего невозможного нет. Нужно только немного помочь вашему школьнику.

    Обучение детей математике

    Конечно же, думать, что математика ограничивается устным счётом или определением форм предметов, было бы в корне неверно, даже если мы имеем в виду эту дисциплину как прикладную, используемую нами в быту. Не говоря уже о гранях нашей жизни, касающихся взаимоотношений с социумом и внутри его.

    Да, эта удивительная наука охватывает гораздо больше сфер нашей жизни, включая, конечно же, и величины, и соотношения целого и частного, и пространственные формы. В какой-то мере математика становится особой философией жизни. Недаром для аналитического мышления, которое развивают занятия математикой, необходимо пространственное видение мира – абстрактное мышление. Мало выучить цифры и освоить порядковый и количественный счёт: для целостного формирования личности необходимо развивать навыки математического мышления, начиная с детства, с дошкольного возраста.

    Мыслю, значит, существую

    В этой замечательной фразе Рене Декарта заложен глубокий смысл. И наверное, не случайно, что прозвучала эта фраза из уст философа и математика. Именно математическое мышление способствует становлению мышления критического. Ведь математика включает, помимо уравнений и задач, ещё и знания об отношениях, структуре и порядке всего существующего в нашем мире. Анализируя, сравнивая, сопоставляя и познавая явления, которые описывают термины математики, человек одновременно учится понимать причинно-следственные связи, «докапываться» до сути. Он обретает критический взгляд на вещи, а это помогает, в свою очередь:

    • видеть в проблеме задачу: это значит, что из любой ситуации есть выход, нужно только найти решение;
    • уметь разложить ситуацию на составляющие, чтобы быстрее и с наименьшими ресурсными затратами решить вопрос;
    • видеть в ошибках стимул для личностного развития и роста.

    Анализируем и делаем выводы

    Речь идёт о необходимости развивать в малыше математическое мышление как основу дальнейшего мировосприятия и своего личностного развития. А вот математические азы и навыки до школы детям преподавать не нужно. И уж тем более не стоит давать дошкольнику уроков математики. Это – задача школьного образования. И Федеральный государственный образовательный стандарт не предполагает в программе начальной школы учебники, требующие от первоклассника обязательного знания математики как дисциплины. Учебники программы «Начальная школа XXI века» – подтверждение тому, что дети занимаются математикой как наукой именно в школе. Они доносят азы этой науки до первоклассника в доступной и наглядной форме, учитывают индивидуальные особенности каждого ребёнка и его успехи в освоении информации, делают процесс познания нового интересным и, главное, учат учиться!

    Причины неудач в мире математики

    «Почему у моего ребёнка проблемы с математикой?» – таким вопросом часто задаются родители. И нередко ставят крест на этом непростом деле: «Наверное, способностей нет». Но как раз способности здесь ни при чём. Именно родители могут помочь своему малышу научиться, ещё в дошкольном периоде, мыслить логически и развивают абстрактное образное мышление. Необходимо также заинтересовать малыша видеть в цифрах не просто значки. Пусть уже в возрасте 5–7 лет ребёнок сможет почувствовать увлекательный мир взаимоотношений чисел, превращений целого в частное и наоборот, а также увлекательность совершения открытий путём неординарных решений. Тогда причин, по которым в старшем школьном возрасте математика станет головной болью для родителей школьника, станет уж точно меньше. Кроме того, существуют психологические причины математических неудач. Ребёнок пасует перед сложностями, боится ошибиться или взять ответственность в принятии решения – вот вам и страх перед решением задачи, а следовательно, низкая оценка за контрольную работу в школе. Итак, можно выделить несколько причин возникновения проблем с математикой:

    • недостаточное развитие логического мышления,
    • недостаточное развитие абстрактного мышления,
    • психологические комплексы,
    • недостаток интереса и понимания изучения математики как увлекательного процесса приобретения знаний, нахождения решений, совершения открытий.

    Обучаем не предмету, а умению мыслить

    Развивая математическое мышление ребёнка, нужно понимать: любое занятие с дошкольником должно проходить в форме игры либо в осуществлении обычных для него повседневных действий. Методы, направленные на развитие математического мышления, приводим ниже.

    • Сравнение: большое яблоко/маленькое яблоко.
    • Деление на части: мамин пирог режем вместе на равные куски. Берём один от восьми, а если отложим половину, это будет четыре куска от восьми! А если малыш съест сладкий кусок пирога, это будет пример вычитания. Согласитесь, вкусный способ научиться решать задачи с вычитанием.
    • От части к целому: если половинки яблока сложить вместе, получится целое яблоко. Сколько частей сложили? Не правда ли, замечательный способ освоить сложение? Можно успешно использовать пазлы для составления картинки.
    • Поиск причины и следствия объясняем на подобных примерах: солнце зашло за горизонт, и поэтому стало темно; если сорвать этот прекрасный цветок, то он завянет и красивым уже не будет.
    • Выстраивание порядка: ставим кубики разной величины от меньшего к большему; или, гуляя в лесу или в парке, пересчитываем деревья по порядку.
    • Метод аналогий. Замечательная прогулка получится, если посмотреть, к примеру, на облако и определить на что оно похоже, или увидеть в луже… слона! Для детей постарше можно придумать игру в слова, называя объединённый смыслом ряд понятий. Хороши также загадки и ребусы.

    Дети в дошкольном возрасте уже умеют математически мыслить и применять многие навыки. Общаясь с ребёнком, не забывайте ежедневно играть в какую-либо математическую игру, применяя один из вышеописанных методов.

    Давая творческое задание с пластилином, вспомните, что именно он отлично подойдёт для изучения цифр. Вылепите цифру вместе с ребёнком – возможность подключить чувство осязания поможет более качественному запоминанию цифр. А если, вылепив цифру 3, ребёнок скатает три пластилиновых шарика, то это будет хорошим способом научить его ассоциациям. Соотнести цифру с количеством – одна из первых и очень важных ступеней в изучении математики в целом.

    И обязательно помните: ваш малыш талантлив и у него есть способности к математике изначально. Научите его просто быть открытым миру, совершать открытия, интересоваться окружающим, смело делать выбор и принимать свои первые маленькие, но такие важные решения.

    Статьи

    В статье даны подсказки и ответы для взрослых к пособию Волкова С.И. Математические ступеньки. Пособие для детей 5-7 лет (задания на развитие логики, страница 1-31).

    В данной статье приведена сокращенная форма ответов для пособия Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. «ИГРАЛОЧКА математика для детей 4-5 лет. Часть 2.» Объяснять эти ответы детям рекомендуем с помощью диалога, вопросов и слов, понятных ребенку.

    В данной статье приведена сокращенная форма ответов к заданиям на развитие логики и внимания. Объяснять эти ответы детям рекомендуем с помощью диалога, вопросов и слов, понятных ребенку.

    В статье рассматривается решение ребусов в математике С.И. Волковой для 1 класса.

    Данные ребусы относятся к устным упражнениям в математике, однако для дошкольников мы рекомендуем выписывать каждое слово и вычеркивать лишние буквы. Детям это понять гораздо проще.

    Основные условия для обучения по этой теме:

    — ребенок должен уметь считать (как бы «присваивать номера предметам»);

    — желательно, чтобы ребенок умел считать и в обратном порядке (10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1);

    — ребенок должен узнавать графические образы цифр (чисел);

    — будет очень хорошо, если к моменту рассмотрения этой темы ребенок уже сможет записывать цифры и числа самостоятельно.

    Основные условия для обучения по этой теме:

    — ребенок должен уметь считать (как бы «присваивать номера предметам»);

    — желательно, чтобы ребенок умел считать и в обратном порядке (10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1);

    — ребенок должен узнавать графические образы цифр (чисел);

    — будет очень хорошо, если к моменту рассмотрения этой темы ребенок уже сможет записывать цифры и числа самостоятельно.

    Мы предлагаем Вам несколько приемов решения числовых примеров с окошками, выбор наиболее предпочтительных приемов остается за Вами.

    ВАЖНЫЙ МОМЕНТ: для примеров с окошками вначале требуется помощь взрослого и опора на наглядный материал (пуговицы, рисунки, числовой отрезок), но при возвращении к этим примерам ребенок должен научиться решать их «в уме» без опоры на наглядный материал.

    Мы предлагаем Вам несколько приемов решения числовых примеров с окошками, выбор наиболее предпочтительных приемов остается за Вами.

    ВАЖНЫЙ МОМЕНТ: для примеров с окошками вначале требуется помощь взрослого и опора на наглядный материал (пуговицы, рисунки, числовой отрезок), но при возвращении к этим примерам ребенок должен научиться решать их «в уме» без опоры на наглядный материал.

    Во многих учебникам математики для первого класса, представлены таблицы сложения, которые дети должны заучивать. Если вы потренируете ребенка использовать указанные приемы устного счета, ему не придется заучивать эти таблицы.

    Основная цель данного руководства для родителей – помочь тем родителям, которые хотят заниматься самостоятельно со своим малышом по курсу Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова «Игралочка. Математика для детей 3-4 лет. Часть 1»

    Особенности нашего руководства в том, что оно более лаконичное, в нем осуществляется более тщательная проработка диалогов и управление вниманием ребенка во время занятия, а также дополнением оригинального пособия полезными для развития ребенка вопросами (для развития кругозора и мышления).

    Основная цель данного руководства для родителей – помочь тем родителям, которые хотят заниматься самостоятельно со своим малышом по курсу Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова «Игралочка. Математика для детей 3-4 лет. Часть 1»

    Особенности нашего руководства в том, что оно более лаконичное, в нем осуществляется более тщательная проработка диалогов и управление вниманием ребенка во время занятия, а также дополнением оригинального пособия полезными для развития ребенка вопросами (для развития кругозора и мышления).

    В данной статье рассмотрено занятие №1.

    Статьи 1 — 20 из 28
    Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец

    В период школьного обучения детям приходится решать различные задачи, вначале простейшие, по математике, затем более сложные, по химии, физике, геометрии. Как правило, многие с ними не справляются, поэтому для повышения успеваемости нуждаются в дополнительных занятиях и прохождении развивающих программ.

    Многие родители задаются вопросом, как научить ребенка решать задачи по математике. Стимул к решению задач появится в случае если это занятие станет привычкой, приносящей удовольствие. Дети с увлечением разбираются в задании, когда оно разложено на составляющие, имеет некоторый эмоциональный окрас. Речь идет не об иррациональных уравнениях, а о простых задачках из учебника для первого класса.

    Любую из них можно изобразить на доске и разделить на части:

    • условие;
    • вопрос;
    • решение;
    • ответ.

    Обучение детей математике

    Условие можно читать несколько раз, рисовать схемы и картинки до тех пор, пока школьник не поймет, о чем идет речь. Следует обращать внимание на вопрос, в котором всегда скрыта часть ответа. Типичная ошибка учеников заключается в вычислении не того, о чем спрашивается.

    Решение любой задачи подчиняется правилу: по двум данным находится третье, и так далее, последовательно, до конечного результата. Ответ нужно проверять составлением обратной задачи, это весьма полезное упражнение.

    Раскладывание проблемы на составляющие – один из принципов методики американского психолога и математика Д. Пойа, который называл это школой мышления. Практическое пособие для родителей, помогающее научить детей решать задачи – книга педагога Л. Г. Петерсон, в которой также изложены нестандартные подходы к обучению.

    Привычка раскладывать сложное задание на простые элементы, действовать по плану, моделировать ситуацию приводит к успеху, поэтому уроки математики начинают доставлять детям удовольствие. Так вы сможете научиться быстро решать задачи по математике.

    Обучение детей математике

    Основне типы задач по математике

    1. Простые – на сложение и вычитание;
    2. Составные – на сложение и вычитание;
    3. На понимание, зачем нужно умножение и деление;
    4. Простые на умножение и деление;
    5. Составные на все четыре арифметических действия;
    6. Задачи на стоимость, цену, количество;
    7. Задачи на движение.

    Разбираем суть задания

    Самое главное, что нужно сделать, садясь с малышом за решение задачи, – это разобрать её содержание. Родители должны ясно понимать, к какому типу относится данная задача, какие формулы и правила могут пригодиться. Этот материал нужно доступно объяснить сыну или дочери. Запаситесь терпением. Не стоит вспыхивать гневом, если у вашего малыша что-то не получается. Лучше успокойтесь и попытайтесь рассказать ещё раз. С помощью скандала вы задачу не решите, а вот с помощью трудолюбия – да.

    Разобрав содержание, будет понятен и путь её решения. Если ваш ребенок сможет понять, что от него требуют, то в дальнейшем он легко справится сам.

    Составляем план решения задачи

    Детям редко удаётся рассмотреть последовательность решения задачи. Поэтому родителям придется научить малыша концентрироваться на конкретном алгоритме. Ребёнок должен научиться формировать план решения.

    Объясните сыну или дочери, что сначала нужно записать краткое условие задачи, потом нарисовать схему, следом написать формулу, а потом подобрать метод решения. Одновременно с этим расскажите ребенку, что любая цепочка логически правильных мыслей приведёт его к правильному ответу.

    Обучение детей математике

    Приступаем непосредственно к решению задания

    Школьник должен понять, что решать задачи следует по строго продуманной схеме. В младших классах редко дают сложные задачи. Как правило, всё можно решить, просто подставив под нужную формулу нужные числа. Объясните это сыну или дочери.

    Также ваш малыш должен быть готов к тому, что он может ошибиться. Морально подготовьте его к этому. Пусть он не расстраивается. Ваша цель – сказать ребенку, что на ошибках учатся, и лучше извлекать из них ценный опыт, чем лить слёзы.

    Ученик должен уметь проверять правильность своего ответа. Самый популярный способ проверки – это попросить ребенка сообразить, могла ли такая ситуация произойти на самом деле. В реальности, а не в учебнике. Ещё один из самых распространенных способов – это составить обратную задачу. Для этого подставьте вместо икс цифру, которая у вас получилась. Если числа в вашем решении совпали с условиями задачи, то вы с ребенком всё сделали правильно.

    Типичные ошибки в решении задач

    1. Невнимательность. Банальная ошибка не только детей, но и взрослых. Если ребенок невнимательно прочитал условие задачи, то и ответ он получит неверный. Чтобы исправить ошибку, нужно разобраться с условием. Будет хорошо, если вы кратко его запишите.
    2. Ошибка в решении. Есть задачи, в которых требуется найти несколько неизвестных. Поэтому число арифметических действий увеличивается, и малыш может запутаться. В этом случае сначала определите, каких данных не хватает. А потом решайте задачу по цепочке.
    3. Ответ записан неверно. Иногда малыш путается с пояснениями. Объясните ему, что сначала пишут число, а потом расшифровку найденного (сантиметры, литры, килограммы).

    Обучение детей математике

    Польза от решения математических задач

    Многие дети хотят научиться решать логические задачи. Помните, что решение любой задачи – это выполнение последовательности логических действий. Дети, у которых слабо развита логика, не могут ее найти. Специальные занятия позволяют исправить ситуацию.

    Стандартные упражнения тренируют левое полушарие головного мозга, отвечающее за логику. Правое, в ведении которого находится интуиция, остается незагруженным, по этой причине творческая жилка, умение мыслить нестандартно отсутствуют. В курсе занятий по ментальной арифметике предлагаются специальные упражнения, синхронно развивающие оба полушария головного мозга. В результате укрепляется память, совершенствуется способность к концентрации внимания. Эти качества имеют важное практическое приложение, в частности, для успешного решения математических задач.

    Ненавязчивая родительская помощь, выбор прогрессивных методик позволят вашему ребенку, даже если он больше склонен к гуманитарным наукам, он сможет легко научиться решать задачи и гордиться своими успехами.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector