Особенности детей 3-4 лет

Содержимое публикации

Возрастные особенности развития детей 3-4 лет.

Давайте обратим наше внимание на замечательный и очень интересный возраст — 3 года.

У вас растет прекрасный малыш! Он уже хорошо бегает и неплохо говорит. У него есть любимая еда, игрушки, книжки, одежда. Он иногда бывает до невозможности упрям, а иногда — удивительно настойчив. Он спокойный, уверенный, веселый человечек. Кажется, ему нравится это приключение под названием ЖИЗНЬ! Вы смотрите на него и гордитесь — он лучше всех на свете! Но иногда возникают вопросы и сомнения, а хорошо ли малыш развит для своего возраста, достаточно ли он знает и умеет? Давайте попробуем разобраться, какие же особенности характерны для ребенка 3-4 лет, что он должен уметь, какие навыки уже должны быть сформированы. Зная уровень развития ребенка, можно планировать, в каком направлении двигаться дальше. Важно создавать условия для того, чтобы ребенок не останавливался в своем развитии, все время чему-то учился, что-то открывал, чего-то достигал.

Три года — это возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения. Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш все больше начинает осознавать себя как личность. Основные потребности в этом возрасте — потребность в общении, уважении и признании.

В этом возрасте ярко проявляется желание делать все по-своему. Присутствует потребность отвергать почти все, что предлагают родители, и делать что-то самому, даже если ему этого не очень хочется или пока не по силам. Родителям важно с терпением и пониманием относиться к указанным проявлениям ребенка. Помните, что так называемое упрямство — это реакция ребенка, который настаивает на своем не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что ему важно, чтобы с его мнением считались.

Основной и самый важный для ребенка вид деятельности в этом возрасте — это игра. Основным содержанием игры для детей 3-4 лет являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Малыши быстро могут переключаться с одной игры на другую. Постепенно игра становится все более коллективной. Игра с предметами может иметь уже какое-то сюжетное наполнение, становится образно-ролевой. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. В этом возрасте малыши любят помогать взрослым. Поддерживайте это желание и учитесь вместе выполнять какую-то работу! Обязательно играйте с ребенком и почаще хвалите его! Уверенность в себе формируется в детстве!

В возрасте от 3 до 4 лет дети умеют различать до семи и более цветов (как основных, так и оттеночных), называют до пяти геометрических форм предметов (круг, квадрат, овал. ). Способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада и своей квартиры. К трем годам ребенок умеет самостоятельно собирать пирамидки, учитывая размер колец и заданную форму. Трехлетний ребенок легко выполняет задание на вкладывание меньшего предмета в больший, ориентируясь при этом на размер. Дети справляются с заданием построить башню из кубиков по заданному образцу. Малыши уже должны уметь работать с разрезными картинками. Им удается собрать картинку из 3-4 частей путем проб.

Внимание трехлетнего ребенка, в основном, зависит от внешних раздражителей. Малыш быстро отвлекается, не способен долго сосредоточиться на чем-то одном. Вместе с тем ребенок может уже прислушаться к инструкции взрослого, внимательно посмотреть и понаблюдать. Он готов рассматривать картинки, слушать короткие сказки. К 4 годам внимание становится все более устойчивыми продолжительным. Малыш легко справляется с заданием «парные картинки». Дети могут запоминать 3-4 слова и 5-6 названий предметов. А к концу 4-го года жизни — даже отрывки из любимых сказок и короткие стихотворения.

В этом возрасте память ребенка носит непроизвольный характер. Малыш хорошо запоминает все, что ему интересно и что представляет для него эмоциональный отклик. Хорошо усваивается то, что он слышит или видит много раз. Хорошо развита двигательная память — ребенок лучше запоминает все то, что было связано с собственным движением. Детям в этом возрасте доступно выполнить несколько действий в заданной последовательности; повторить предложение из 4-5 слов; запомнить 3-4 игрушки или картинки.

Речевое развитие

Три года — это возраст интенсивного развития речи. Активно развивается и увеличивается словарный запас (до 600-800 слов), формируется грамматический строй речи. Ребенок должен уже говорить предложениями. Он способен поддержать несложную беседу. В этом возрасте малыш с удовольствием многократно повторяет новые слова, придумывает свои собственные по аналогии с известными. Задает бесконечные вопросы: «Как это называется? Почему?» и другие. Ребенок понимает значение простых предлогов. Может ответить на вопросы по сюжетным картинкам (кто и что делает?). Фонематический (речевой) слух находится в стадии формирования. Также развиваются движения органов артикуляции (языка, губ). Больше разговаривайте со своим ребенком, обсуждайте с ним события дня и терпеливо отвечайте на его вопросы.

В возрасте от 3 до 4 лет продолжает активно развиваться координация движений: ребята учатся прыгать, стоять на одной ноге, играть с мячом. Малыши умеют бросать мяч через голову; спускаться вниз по лестнице, используя попеременно ту или другую ногу. Сохраняют равновесие при качании на качелях.

Активно развивается и мелкая моторика. Стимулировать развитие пальцев рук — очень важная задача для родителей, так как уровень развития мышления и речи зависит от сформированности двигательной сферы. Поэтому обязательно предлагайте малышу игры с мозаикой, конструктором, пазлами, можно использовать различные шнуровки, вкладыши, волчки, массажные мячики, пальчиковую гимнастику и игры.

В возрасте 3-4 лет интенсивно развиваются умения рисовать и лепить.

Рисование — это отличный способ самовыражения. Дети уже могут использовать цвет. Очень важно учить ребенка правильно держать карандаш и кисточку.

Лепка развивает не только силу и ловкость пальчиков, но и пространственное восприятие и воображение. Дети уже способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Родителям важно подобрать игры и занятия для детей с учетом их возраста. Не нужно требовать от ребенка того, что он еще не в состоянии сделать! Главное — это понимать, что Ваш малыш — неповторим, он вправе иметь свои особенности. Не следует сравнивать его со сверстниками. У каждого ребенка свой характер, темперамент; разные темпы овладения умениями и навыками.

Родителям необходимо понимать, что своевременное обращение за помощью (к психологу, логопеду, дефектологу) — это залог успешного развития ребенка! Поэтому, если у Вас возникли сомнения или вопросы, смело консультируйтесь со специалистами. Они не только оценят развитие Вашего малыша, но и дадут советы и рекомендации.

Особенности детей 3-4 лет

Цель книги – повысить интерес детей к физкультурным занятиям за счет введения увлекательных упражнений и сюжетных занятий. В книге представлен апробированный на практике материал: перспективное планирование занятий с детьми на каждый месяц, подробные конспекты занятий, а также описания комплексов утренней гимнастики, подвижных игр, ритмической гимнастики и игр малой подвижности. Материал книги отражает новые подходы к развитию двигательных качеств и творческого самовыражения дошкольников в двигательной сфере и соответствует Федеральным государственным требованиям (ФГТ), согласно которым образовательная область «Физическая культура» интегрируется с областями: «Здоровье», «Познание», «Чтение художественной литературы». Использование интегрированного подхода даёт педагогу возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка, делать материал интересным и доступным для восприятия детей 3–4 лет.

Оглавление

  • Введение
  • Анатомо-физиологические особенности детей 3–4 лет
  • Сентябрь

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Физическое воспитание детей 3–4 лет предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Анатомо-физиологические особенности детей 3–4 лет

В возрасте 3 лет ребенок вступает в период дошкольного детства. Основные показатели его физического развития следующие:

окружность грудной клетки 51,7 + 1,9 см;

окружность головы 48 см;

количество молочных зубов 20;

объем черепной коробки составляет уже 80% от объема черепа взрослого.

Позвоночник. Физиологические изгибы позвоночника ребенка 3–4 лет неустойчивы, кости и суставы легко подвергаются деформации под влиянием неблагоприятных воздействий. Неправильные позы, к которым привыкает ребенок (опускание одного плеча, постоянно опущенная голова, неправильная посадка за столом), могут стать причиной нарушения осанки. А это в свою очередь отрицательно сказывается на функции кровообращения и дыхания.

Мышцы. На 4-м году жизни диаметр мышц ребенка увеличивается в 2–2,5 раза, происходит дифференциация мышечных волокон. Детям, особенно в начале 4-го года жизни, легче даются движения всей рукой (прокатить мяч, бросить мешочек с песком), поскольку крупная мускулатура в своем развитии опережает мелкую. Но постепенно движения кисти и пальцев совершенствуются, чему способствуют и пальчиковые игры, и музыкально-ритмические упражнения (которые целесообразно использовать в конце занятий).

Восприятие ритма вызывает разнообразные двигательные ощущения мышц пальцев ног и рук, гортани, грудной клетки, поэтому упражнения на развитие чувства ритма как нельзя лучше помогают оздоровлению детей.

Координация движений. Ребенок увереннее начинает владеть своим телом, ему легче даются упражнения на поднимание рук вверх, разведение их в стороны, покачивания и повороты туловища, наклоны. А это значит, что можно значительно расширить круг общеразвивающих упражнений.

Дыхание. Дыхательные пути у детей отличаются от дыхательных путей у взрослых: просветы воздухоносных путей (гортань, трахея, бронхи, носовые ходы) у ребенка значительно уже, выстилающая их слизистая оболочка нежна и ранима. Такие особенности создают предрасположенность к воспалительным заболеваниям органов дыхания. Ребенок 3–4 лет еще не может сознательно регулировать дыхание и согласовывать его с движением. Важно приучать детей дышать носом естественно и без задержки. Очень полезны для малышей и воспринимаются ими с восторгом упражнения, требующие усиленного выдоха: игры с пушинками, мыльными пузырями, легкими бумажными салфетками; упражнения на дыхание и речевки, используемые в конце зарядки и в подвижных играх.

Сердце. Сердечно-сосудистая система по сравнению с органами дыхания лучше приспособлена к потребностям растущего организма, но при этом сердце ребенка работает хорошо лишь при условии посильных нагрузок. Характер и степень нагрузки необходимо учитывать в планировании занятий физкультурой, чередовать активные упражнения и игры со спокойными играми и упражнениями на восстановление дыхания.

Скорость кровотока у детей больше, чем у взрослых. Кровяное давление в среднем составляет 95/58 мм ртутного столба.

Нервная система. В дошкольном возрасте совершенствуется строение и деятельность центральной нервной системы. Развивается способность к концентрации внимания детей на учебном материале, однако внимание легко нарушается, если на занятие в момент объяснения вошел посторонний — дети мгновенно отвлекаются. Существует множество приемов, позволяющих быстро вернуть внимание детей к учебному заданию (неожиданно звонит колокольчик, персонаж, используемый в игре, хлопает в ладоши, мяукает и др.).

Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга легко иррадиируют. Внешне это выражается в лишних движениях, суетливости, в излишней говорливости или, наоборот, в молчании. Они, в отличие от детей старшего дошкольного возраста, еще не могут дисциплинированно и молча выполнять задания педагога. Поэтому занятие лучше всего строить на основе единого сюжета или связного текста, а в играх и упражнениях использовать стихи и песенки.

Повышенная возбудимость у детей 3–4 лет часто приводит к быстрой утомляемости. Поэтому в этом возрасте часто используются игры, в которых элементы бега, прыжков и других активных движений чередуются со спокойной ходьбой и проговариванием стихов.

У ребенка в возрасте 3–3,5 лет взаимодействие сигнальных систем еще несовершенно. Уровень межанализаторных связей таков, что в момент выполнения упражнений дети порой не могут воспринимать словесные коррективы педагога. Эту особенность также нужно учитывать в работе и помогать ребенку не словом, а делом, то есть непосредственно поворачивать его корпус или руки в нужном направлении. Такое сочетание непосредственных и словесных воздействий на детей будет оптимальным.

«Возрастные особенности развития речи детей 3-4 лет»

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки.

1. Понимание речи:

  • Знает названия основных цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный) – «Покажи красный мяч, покажи зелёную машинку».
  • Слушает длинные сказки и рассказы.
  • Понимает двухступенчатую инструкцию типа: «Пойди на кухню и принеси кружку».
  • Понимает значение простых предлогов (В, НА, ЗА, ПОД, ИЗ) – выполняет задания типа «Положи кубик в коробку», «Положи кубик под ведёрко» и т.д.

2. Словарный запас:

  • Дети свободно вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми.
  • Дети часто задают вопросы типа: «Что это? Как называется? Зачем? Куда? Откуда?»
  • В речи детей кроме существительных и глаголов всё чаще появляются и др. части речи

3. Грамматический строй:

  • Ребёнок может составлять предложение из 4-х слов с предлогом («Мальчик сидит на стуле»).
  • Используется множественное число существительных и глаголов («Чашки стоят на столе»).
  • Допускают грамматические ошибки: не всегда правилен порядок слов в предложении («Я хочу нет»= «Я не хочу»), неправильно употребляют падежные окончания («У меня много подругов», «Мама моет окны»)

4. Звукопроизношение:

  • Твёрдые согласные могут произноситься смягчённо («лёзецька» вместо «ложечка»)
  • Свистящие звуки – С,З,Ц — произносятся недостаточно чётко, пропускаются(«абака» вместо «собака»), заменяются: С=Ф(фобака-собака), З=В(вамок-замок), Ц=Ф(фыплёнок-цыплёнок), С=Т(тобака-собака), З=Д(дамок-замок), Ц=Т(тветок-цветок).
  • Шипящие звуки – Ш,Ж,Щ – пропускаются(апка-шапка), заменяются: Ш=С,Ф(сапка, фапка-шапка), Ж=З,В(зук,вук-жук), Ч=Ц,ТЬ(оцки,отьки-очки), Щ=СЬ,ТЬ(сётка,тётка-щётка)
  • Звуки Л и Р пропускаются(ампа-лампа, ука-рука), заменяются на ЛЬ(люка-рука),на Й(юка-рука)
  • В словах из 4-5 слогов пропускают слоги, звуки, переставляют их (тематура=температура)

И напоследок хотелось бы дать вам несколько советов

  • Говорите с ребёнком неторопливо, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на «детский язык». Взрослые должны предъявлять ребёнку образец правильной речи;
  • Читайте ребёнку стихи и сказки по возрасту, рассматривайте картинки в книгах, задавайте вопросы о прочитанном;
  • Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы;
  • Обязательно поправляйте речевые ошибки, допущенные ребёнком (согласование слов в предложении, употребление предлогов…)
  • Во время общения приучайте ребёнка смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает правильную артикуляцию звуков;
  • Называйте всё, что видит или делает ребёнок;
  • ОЧЕНЬ часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них проблема скушать яблоко или морковку, не говоря о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо.
  • Не забывайте развивать и мелкую моторику — то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва «помогать» одеться куклам и даже родителям. По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме, но и окружающим.

Дорогие родители, желаем вам успехов.

материал подготовила учитель-логопед Шайдурова Т.В.

Три года — это возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения. Основные потребности в этом возрасте — потребность в общении, уважении и признании. Основной и самый важный для ребенка вид деятельности — игра. В это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с предметным миром.

Важно понять, что характерное для ребенка третьего года жизни требование «я — сам» прежде всего, отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей. Поэтому задача взрослого — поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Главное в работе с младшими дошкольниками состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.

Стремление к самостоятельности формируется у младшего дошкольника в опыте сотрудничества с взрослыми. В совместной с ребенком деятельности взрослый помогает освоить новые способы и приемы действий, показывает пример поведения и отношения. Он постепенно расширяет область самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих возможностей и своей положительной оценкой усиливает стремление малыша добиться лучшего результата.

К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.

Ведущей познавательной функцией является восприятие. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. В младшем школьном возрасте эти процессы будут занимать ведущие позиции, особенно логическое мышление, а восприятие будет выполнять обслуживающую функцию, хотя и продолжит развиваться. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, черточки, которые не заметит взрослый. В процессе обучения восприятие будет совершенствоваться, и оттачиваться в процессе согласованной работы, направленной на развитие мышления, воображения, речи. Восприятие младшего дошкольника 3—4 лет носит предметный характер, то есть свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др., не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, считает их нераздельно принадлежащими ему. При восприятии он видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одну, и по ней отличает предмет от других. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные качества, постигать разнообразие свойств. Это развивает его способность отделять свойства от предмета, замечать похожие качества в разных предметах и разные в одном. На основе наглядно — действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации. Как и в раннем возрасте, в 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.

Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.

Игра становится все более коллективной. Игра с предметами может иметь уже какое-то сюжетное наполнение, она все более становится образно-ролевой. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Но в этом возрасте ребенку достаточно поиграть 10—15 минут, потом ему хочется переключиться на что-то другое. Дети в игре со сверстниками учатся чувствовать и защищать свои личностные границы и воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден учиться учитывать желания и чувства партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать.

В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм. Ребенок трех-четырех лет уверенно ходит, координирует движения рук и ног при ходьбе, воспроизводит разнообразные другие движения. Он умеет правильно держать карандаш, проводит горизонтальные и вертикальные линии, осваивает изобразительные умения.

Ребенок владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте). Он активно стремится к самостоятельности, уверенно осваивает приемы самообслуживания и гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится своими успехами.

Речь детей в основном продолжает оставаться ситуативной и диалогической, но становится более сложной и развернутой. Словарный запас увеличивается за год в среднем до 1500 слов. Индивидуальные различия колеблются от 600 до 2300 слов. Изменяется словарный состав речи: возрастает по сравнению с именами существительными доля глаголов, прилагательных и других частей речи. Длина предложений увеличивается, появляются сложные предложения. В речи детей четвертого года жизни имеется еще одна особенность: занимаясь каким-либо делом, дети часто сопровождают свои действия малопонятной для окружающих негромкой речью — «приборматыванием». Эти «разговоры с собой» имеют огромное значение для развития детей. С их помощью ребенок удерживает в памяти поставленные им перед собой цели, строит новые планы, обдумывает пути их достижения, наконец, выполняет на словах действия, которые опускает в реальности. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков.

Сайт корректно работает в браузерах Yandex, Internet Explorer

На четвертом году жизни детей проявляются все важные особенности психики, происходит формирование личности и осмысленной деятельности. Это важный период, и родители должны обратить внимание на то, как живет их малыш.

Для правильного психологического развития в этом возрасте Особенности детей 3-4 летнеобходимо иметь друзей, заниматься творческой деятельностью и играми. Если малыш лишен всего этого, то ему придется трудно. Формирование личностных качеств может пройти дольше, что вызывает задержку в развитии.

До 4 лет малыш уже должен многому научиться, в том числе разговаривать правильно, общаться и знакомиться, играть в совместные игры. Сейчас он активен, полон жизненной энергии. Дети активно хотят играть друг с другом. Обязательно давайте им такую возможность, иначе может начаться торможение развития.

Что дети уже умеют?

В возрасте 3-4 лет дети уже довольно самостоятельны – Особенности детей 3-4 летнасколько это может быть. Они умеют сами играть, хотя внимание взрослых им очень приятно. Теперь их занимают подвижные ролевые игры. Концентрация на игре сохраняется долго. Для правильного развития ребенка необходимо, чтобы он находился в обществе других детей. быть постоянно дома, пусть с самыми лучшими игрушками и любящими людьми, недостаточно для его развития.

Особенность этого возраста – быстрое становление личности. Чем больше времени кроха проводит среди других детей, тем большему может научиться.

Основные навыки ребенка сейчас определяют прогресс психологического развития. Здесь играют роль речь, игровая и творческая деятельность, особенности мышления и умение общаться с другими детьми и взрослыми.

Особенности речи детей младшего дошкольного возраста заключаются в том, что малыш начинает разговаривать не только с живыми объектами. Речь нужна ему во время игры, он иллюстрирует свои действия, Особенности детей 3-4 летпроговаривает фразы и слова. Теперь речь более развитая. Правильно используются существительные, глаголы, предложения становятся длиннее и сложнее.

Малыш теперь может планировать. Свои планы, идеи для игр он высказывает родителям, другим детям. Теперь для него вполне доступно использование будущего времени. С помощью речи он фиксирует в памяти многие вещи. Запоминание происходит проще, если проговорить что-то вслух несколько раз.

Детские игры в этом возрасте видоизменяются. Дети придумывают развитый сюжет, который повторяет привычные для них действия. Сейчас игровые сценарии – это семья, поход в садик, школу, прогулка. Все это комбинируется, воспроизводя обычную жизнь ребенка. Мальчиков интересуют игры с машинками, техникой. Девочки уже сейчас проявляют первый интерес к детям, малышам. Они могут выступать в роли мамы или сестры куклы.

Особенности игры зависят не только от пола, но и от общего Особенности детей 3-4 летразвития малыша. Чем оно выше, тем сложнее сценарий игры. Необходимо привлекать других людей. В крайнем случае их можно заменить другими игрушками. У детей огромное желание играть. Нельзя подавлять его, навязывая длительные занятия, походы в развивающие кружки. Для всего должно найтись время, но сейчас именно игра – это движущая сила развития психики, мышления, речи.

Многие школы раннего развития используют игровой подход к обучению малышей от 4 лет. Таким образом даже иностранный язык может даваться очень легко. Конечно, игры есть и остаются самым желанным детским занятием. Малыш может делиться с родителями своими игровыми переживаниями. Например, игрушка/кукла заболела – тут малыш проецирует свою прошлую болезнь на игрушки. Благодаря хорошо развитой ситуационной логике у детей их игры становятся все более реалистичными.

Творчество

Творчество для детей 3-4 лет служит базисом для дальнейших занятий. Образы довольно бедны – мало кто из малышей сейчас уже обладает хорошими задатками для рисования, конструирования, лепки. Творческая деятельность направлена на развитие мелкой моторики, общее развитие психики. Это деятельность умиротворяет, дает возможность сконцентрироваться на процессе.

У детей творчество Особенности детей 3-4 летобычно вызывает положительные эмоции. Это момент, когда можно показать себя, продемонстрировать свое видение мира. Характерная особенность этой деятельности – повторение по образцу. Малыш не может придумать сам, а накапливает разнообразие образов, конструкций, которые ему показывают взрослые. Только позднее у него получится творить самому.

В возрасте 4 лет, если ребенок занимался творческой деятельностью, обычно начинает проявляться первая самостоятельность. Он уже не хочет использовать показанные ему цвета для рисунка, а выбирает собственные. Итогом может быть «зеленое солнце», «синие люди» и другие несвойственные для привычных объектов цвета и формы.

Мышление

Мышление развивается активно только тогда, когда в этом есть потребность. Для детей 3-4 лет в садике вводят короткие занятия: стихи, пересказ сказки, описание картинки, логические задачки. Так стимулируется логическое и ситуационное мышление. Дети уже понимают вопросы, могут отвечать на них. Общение и игры тоже стимулируют мыслительный процесс.

Сейчас же важно научить ребенка простым действиям:Особенности детей 3-4 лет

  • мыть руки перед едой без напоминания;
  • собирать игрушки после игры;
  • самостоятельно завязывать шнурки, застегивать пуговицы.

Малыши делятся опытом друг с другом, в играх и на занятиях уже могут высказывать свое мнение. В этом возрасте начинает развиваться самооценка малыша, его моральные качества. Например, кроха сам себя ограничивает, сопровождая это словесным указанием. Обходит лужу, говоря себе, что так он не испачкается.

Социальная жизнь

Дети с радостью общаются между собой. Пока еще очень легко завязывать знакомства и дружбу. Конечно, при условии, что малыш не ограничен в здоровых социальных контактах. Все же даже в возрасте 4 лет малыши уже подчиняют общение ряду норм и правил. Их же они используют для оценки поведения. Моральные нормы играют важное значение – дети стараются придерживаться их.

В игровой деятельности всегда отчетливо видны семейные отношения. Дети копируют их.

Обязательно нужно следить за своими словами и действиями дома, иначе потом может быть много вопросов из детского садика по поводу лексикона родителей.

  • семья, дом, родные;
  • отношения воспитателя и детей в садике;
  • сказочные сюжеты.

Так малыши утверждают свое видение мира. Общаясь, они учатся, начинают лучше разговаривать, заучивают новые слова. Без игры и частого общения психика приходит в состояние стагнации. Детский сад, подготовительные занятия к школе, кружки, прогулка в парк – везде можно найти друзей и необходимое общение.

На четвертом году жизни игра становится ведущим видом деятельности дошкольников. Основным содержанием игры являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Сюжеты игр просты и неразвёрнутые. Младшие дошкольники скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. Эти представления только начинают формироваться, графические образы бедны. Большое значение для развития мелкой моторики младших до школьников имеет лепка. В этом возрасте дети способны овладеть простейшими видами аппликации. Конструктивная деятельность ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

Младшие дошкольники активно осваивают сенсорные эталоны формы, цвета, величины. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, ориентироваться в пространстве группы детского сада. Развиваются память и внимание. К концу младшего дошкольного возраста дети могут запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Дошкольники способны устанавливать некоторые простые связи между событиями, предметами или явлениями.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре. Поведение ребенка во многом еще ситуативно. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

Происходят большие изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, появляются элементарные высказывания об окружающем.

Начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чём свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Возрастает целенаправленность действий. Развивается интерес к общению со сверстниками.

Дети активно овладевают способами игровой деятельности, игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Особое внимание уделяется ознакомлению с разнообразными способами обследования формы, цвета, величины и других признаков предмета, использованию сенсорных эталонов.

Самостоятельность формируется в совместной деятельности со взрослыми и непосредственно в личном опыте.

Основными приоритетными направлениями в младшей группе являются: формирование представления о здоровом образе жизни через привитие культурно-гигиенических навыков, обучение уходу за своим телом; формирование элементарных представлений о строении собственного тела, назначении органов, выработку осознанного отношения к своему здоровью; воспитание у детей любви к матери, родному дому, своим близким, родной природе, родному селу;

Игра и игровые приемы сопровождают дошкольников в течение всего времени пребывания в детском саду.

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

• творческая организация воспитательно-образовательного процесса;

• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

• уважительное отношение к результатам детского творчества;

• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.

Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы, начиная с первых дней пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector