Особенности поведения ребенка

Изложены особенности поведения ребенка 3, 4, 5, 6 лет. Предложены советы по предупреждению нежелательных форм поведения малыша.

Скачать:

Вложение Размер
osobennosti_povedeniya_rebenka_3_let.doc 29.5 КБ
osobennosti_rebyonka_v_4_let.doc 29 КБ
osobennosti_rebyonka_v_5_let.doc 23 КБ
osobennosti_povedeniya_rebenka_6_let.doc 30 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности поведения ребёнка 3 лет.

В 3года ребенок может вести себя некоторое время нормально (хорошо):

  1. Способен играть вместе с другими детьми в игрушки и фантазийные игры;
  2. Может помогать взрослым;
  3. Может в какой-то мере быть чутким к переживаниям других;
  4. Допускает внесение незначительных изменений в обещания взрослых;

Нормальное (плохое) поведение:

  1. Не хочет общаться и играть с другими детьми и взрослыми;
  2. Не хочет заботиться о других;
  3. Эмоционально глух к боли, причиняемой окружающим людям и животным;
  4. Истерики, слезы, крик.

Советы взрослому, которые помогут предупредить нежелательные формы поведения ребёнка:

  1. Говорите малышу о своей любви к нему как можно чаще;
  2. Целуйте его, обнимайте и берите на руки при каждом взаимном желании и возможности;
  3. Избегайте ситуаций, в которых ребенок вынужден подчиниться вашему требованию поневоле;
  4. Терпеливо демонстрируйте культурные формы отношения в ответ на агрессию ребенка;
  5. Сопровождайте телесные контакты с ним словами нежности.

Предварительный просмотр:

Особенности поведения ребёнка 4 лет.

В 4 года — ведёт себя нормально ( хорошо ) более продолжительное время:

  1. Способен к сотрудничеству со сверстниками;
  1. Может проявлять заботу о младшем или животном, сочувствие к обиженным;
  1. Может соблюдать правила очередности.

Нормальное ( плохое ) поведение:

  1. Напоминает поведение ребенка более младшего возраста – временный регресс в поведении снимается лаской и терпимостью взрослых.

Советы взрослому, которые помогут предупредить

нежелательные формы поведения ребёнка:

  1. Проявляйте терпение и выдержку, давая оценку негативному поведению малыша;
  1. не отвечайте лаской на агрессивные проявления, но обязательно сообщите, что он вас огорчил;
  1. Отвечайте внимание и незамедлительной готовностью к общению в случаях попыток малыша наладить с вами отношения;
  1. Позволяйте ребенку быть маленьким, когда это возможно.

Предварительный просмотр:

Особенности поведения ребёнка 5 лет.

Ведёт себя нормально ( хорошо ) в течение всего времени пребывания в ДОУ:

  1. соблюдает распорядок дня;
  1. лучше понимает стремление взрослых к порядку и опрятности, и способен в какой – то мере помогать им в этом.

Нормальное ( плохое ) поведение:

  1. разоблачает любое отступление в поведении взрослых от декларируемых ими правил;
  1. бурно реагирует на ложь взрослых, допущенную в разговоре друг с другом;
  1. ябедничает на сверстников.

Советы взрослому, которые помогут предупредить

нежелательные формы поведения ребёнка:

  1. не обещайте ребёнку того, чего вы не сможете выполнить наверняка;
  1. не давайте прямых оценок нежелательному поведению его сверстников;
  1. обсуждайте с ребёнком каждый раз, взволновавший его случай предосудительного поведения других детей, при этом стремитесь помочь малышу сформировать своё отношение к самому поступку, сохранив хорошее отношение к провинившемуся;
  1. внимательно выслушивайте претензии ребёнка к вам – они могут быть справедливыми.

Предварительный просмотр:

Особенности поведения ребёнка 6 лет.

Теряет непосредственность в поведении, нормальное (хорошее) поведение становится самостоятельно поддерживаемой нормой:

  1. Способен подчинять эмоции своим не очень отдалённым целям;
  2. Удерживает принятую на себя роль до окончания игры или достижения поставленной цели;
  3. Начинает осознавать свои переживания;
  4. Активно интересуется отношением окружающих к себе;
  5. Претендует на оценку и поощрение результатов своего труда в соответствии с собственными представлениями об их качестве.

Нормальное (плохое) поведение:

  1. Лжет в целях самозащиты;
  2. Непоседлив и возбудим;
  3. Продолжает ябедничать, но теперь уже и на взрослых тоже;
  4. Допускает небрежность в выполнении монотонных операций.

Советы взрослому, которые помогут предупредить нежелательные формы поведения ребёнка:

  1. будьте настойчивы и последовательны в предъявляемых ребёнку требованиях;
  2. давайте оценку всем самостоятельно выполненным им поручениям и заданиям, при этом оценка должна быть обязательно положительной (найдите что – нибудь, достойное похвалы в каждом его поступке и работе и сообщите ребёнку об этом;
  3. жестких, неукоснительно предъявляемых дошкольнику требований не должно быть много;
  4. выполняйте монотонные операции вместе с ребёнком – достаточно просто вашего присутствия рядом.

Особенности поведения ребенка

Дети требуют не только заботы, любви и мудрого воспитания, но и пристального внимания. Каждый ребенок развивается уникально, однако существует 5 особенностей поведения, которые могут подсказать, что пора обратиться за помощью специалиста.

Особенности поведения ребенка

1 Импульсивность и активность

Большинство здоровых детей непоседливы, любят шумные игры, смех и активные игры. Иногда они могут «заиграться» или на фоне усталости становиться капризными, перевозбужденными, но это, скорее, исключение.

Если все остальное время ребенок ведет себя предсказуемо, а его действия выглядят целенаправленными — все в порядке.

Насторожить должны чрезмерные проявления активности

  • ребенок не может усидеть на месте;
  • с трудом концентрируется на задаче;
  • ему часто не удается сосредоточиться на одной деятельности;
  • он постоянно вертится в разные стороны;
  • хватает все, что попадется под руку без какой-либо цели;
  • во время истерики не может остановиться;
  • дерется при попытках остановить его «бурную деятельность».

Такое поведение может свидетельствовать о синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Нарушение диагностируется только в том случае, если основные его симптомы (невнимательность, гиперактивность, импульсивность) наблюдаются при разных обстоятельствах и проявляются на протяжении полугода.

Гиперактивные дети отстают в развитии от большинства сверстников, в школе часто испытывают трудности при освоении программы, да и дома они похожи на маленький ураган, что очень выматывает родителей.

2 Трудности с чтением и эмоциональная нестабильность

Сейчас родителя делятся, в основном, на две категории: за раннее развитие и против. Те, кто «за» могут перестараться, а те, кто «против» — недоглядеть.

Если ты решила заняться изучением алфавита и цифр с ребенком старше 5 лет, и при этом видишь, что ему это очень трудно, обрати внимание на другие признаки неблагополучия.

Родителей должно насторожить, если ребенок

  • эмоционально неустойчив, раздражителен;
  • плохо запоминает новые слова, путает в них звуки;
  • быстро теряет интерес к развивающим занятиям;
  • испытывает затруднения в простейшем ориентировании (лево-право, верх-низ);
  • не может запомнить буквы и звуки;
  • с трудом различает символы (например, значки автомобилей);
  • имеет трудности в изучении алфавита.

Эти проявления могут говорить о наличии у него дислексии (нарушения способности к чтению) или дисграфии (нарушения письма). Интеллект ребенка при этом полностью сохранен, но наблюдаются проблемы при обучении.

Такие дети читают и пишут с ошибками, с трудом пересказывают текст, не понимают прочитанной информации. К проявлениям дислексии и дисграфии также относят тягу к творчеству, неуклюжесть, мечтательность, нарушение координации движений и неуверенность в себе.

3 Нежелание общаться в сочетании с повторяющимися движениями

Как правило, дети любят общаться и проводить время с близкими взрослыми. Но бывает так, что даже маленький ребенок будто погружен в себя, живет в отдельном мире.

Проявления социальных нарушений

  • редко смотрит на других людей;
  • не реагирует на незнакомцев;
  • редко улыбается;
  • может не откликаться на собственное имя;
  • отказывается от совместных игр;
  • отвечает близкому взрослому «по настроению»;
  • не к месту гримасничает, хлопает в ладоши, машет руками.

Если ко всему этому ты замечаешь, что ребенок чрезмерно привязан к какой-то одной игрушке, может десятки раз повторять одну и ту же строчку из песенки или ходит на цыпочках, следует обратиться к специалисту.

Чем раньше будет диагностировано расстройство аутистического спектра , тем раньше можно будет начать абилитацию (и тем успешнее она будет). К дополнительным симптомам аутизма относят частые вспышки гнева, нарушение концентрации внимания, необычные способности к счету, расстройства сна, повышенную чувствительность к громким звукам.

4 Резкие изменения в поведении

Если ребенок внезапно стал замкнут, агрессивен, раздражителен или подавлен, значит, на это есть серьезная причина. Задача родителей — выяснить, что именно повлияло на резкое изменение поведения.

Так, дети, пережившие сильный стресс или насилие, могут внезапно стать молчаливыми. Постоянные вспышки раздражительности, плаксивость могут указывать на то, что ребенок регулярно сталкивается с нервным перенапряжением .

Важно быть чутким и вовремя заметить эти проявления, обратиться за помощью к специалисту.

5 Отказ от еды и стремление похудеть

Такие симптомы характерны для детей-подростков и нередко свидетельствуют о нервной анорексии .

Родителям следует насторожиться, если проявляются такие признаки как отрицание имеющейся проблемы, зацикленность на весе, расстройство пищевого поведения и сна, депрессия, вспышки гнева, чрезмерная обидчивость.

К физическим симптомам нервной анорексии относят сердечную аритмию, общую слабость, спазмы в мышцах, нарушение менструального цикла.

Все перечисленные особенности должны стать поводом насторожиться и уделить своему ребенку максимум внимания. Своевременное решение проблем позволит избежать неблагоприятных последствий и поможет детям (и родителям!) вернуться к нормальной жизни.

Особенности поведения ребенка

Все дети бывают время от времени непослушны и импульсивны, и это нормальное явление. Однако, если в течение дня происходят частые эпизоды с приступами гнева и деструктивным поведением, это может быть признаком поведенческого расстройства.

Что подразумевается под поведенческим расстройством у детей?

Поведенческие расстройства у детей характеризуются устойчивым деструктивным поведением. Однако психологи придерживаются мнения, что термин «расстройство» следует использовать с осторожностью в отношении маленьких пациентов. Именно поэтому до 5 лет редко когда ставят нарушение поведения.

Иногда признаки поведенческого расстройства у детей могут указывать на проблемы неврологического свойства, например, аутизм. Его симптомы проявляются довольно рано. По статистике Американской психиатрической ассоциации, примерно у одного ребенка из 68 наблюдается одно из расстройств аутистического спектра.

Что вызывает нарушения поведения у ребенка?

Точные причины некоторых основных поведенческих расстройств неизвестны, но существует ряд факторов риска, которые включают в себя:

  • Беременность и роды

Трудные или рискованные беременности, низкий вес при рождении и преждевременные роды могут, как считается, стать причиной трудного поведения детей в более сознательном возрасте.

  • Пол

Нарушение поведения чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Неясно, насколько оно имеет генетическую составляющую и насколько зависит от опыта социализации.

  • Темперамент

Дети, которые проявляют гнев или агрессию с ранних лет, более склонны иметь поведенческие проблемы или расстройства в более позднем возрасте.

  • Сложности в семье

Известно, что дети из неблагополучных семей более подвержены нарушениям поведения.

  • Трудности в обучении

Поведенческие расстройства у детей часто связаны с проблемами чтения и письма.

  • Умственная отсталость

У детей с умственными недостатками вероятность развития поведенческих расстройств в два раза выше.

  • Развитие мозга

При сканировании мозга видно, что у детей с СДВГ меньше активности в мозговом центре, который управляет вниманием.

Наиболее распространенные поведенческие расстройства у детей

Существует несколько типов поведенческих расстройств, которые могут протекать параллельно. детей.

1. СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)

Это наиболее распространенный тип нарушения, которое затрагивает 2-5% детей, причем мальчиков в три раза чаще, чем девочек.

Типы синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей:

СДВГ имеет три основных типа:

  1. Преимущественно гиперактивно-импульсивный.
  2. Преимущественно невнимательный.
  3. Сочетание гиперактивно-импульсивного и невнимательного

Симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей:

У детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности могут проявляться следующие симптомы:

  • дезорганизация;
  • трудности с концентрацией;
  • проблемы с быстрой и точной обработкой информации;
  • проблемы с выполнением инструкций;
  • неспособность усидеть на месте;
  • непрестанная болтовня;
  • трудности с участием в спокойной деятельности;
  • разговоры о неуместных вещах;
  • импульсивное поведение с пренебрежением к последствиям.

2. Вызывающее оппозиционное расстройство (ВОР)

Вызывающее оппозиционное расстройство в основном характеризуется упорным неповиновением авторитетным фигурам и обычно начинается в возрасте от 8 до 12 лет.

Дети с этим нарушением поведения часто ведут себя вызывающе по отношению к членам семьи, воспитателям, учителям. Они также испытывают сложности в общении со сверстниками.

Симптомы вызывающего оппозиционного расстройства у детей:

  • частая вспыльчивость;
  • отказ от выполнения просьб взрослого или споры с ним в ответ;
  • намереннное раздражение других людей;
  • обидчивость;
  • обвинение других в ошибках.

3. Расстройство поведения

Расстройство поведения диагностируется у детей старшего возраста или подростков, которые постоянно нарушают правила или проявляют делинквентное поведение. Это, как правило, дети, которых называют сложными. Около трети из них также имеют СДВГ и около 5% десятилетних детей — обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР), причем у мальчиков оно встречается в четыре раза чаще, чем у девочек.

Расстройство поведения характеризуется частыми нарушениями соответствующих возрасту социальных норм или прав других людей. Таких детей часто отстраняют от занятий в школе, а подростки — нередкие гости в детской комнате полиции.

Симптомы расстройства поведения у детей:

  • нарушение серьезных правил дома или в школе;
  • побеги из дома;
  • пребывание на улице ночью;
  • физическая агрессия по отношению к животным и людям;
  • порча чужого имущества;
  • принуждение кого-то к сексуальной активности.

Диагностика поведенческих расстройств у детей

Диагноз поведенческого расстройства детям ставит психиатр или пихолог. Ребенок с нарушением поведения может также проявлять ряд других симптомов, таких как депрессия, тревога, СДВГ.

Врач исследует историю болезни и семейный анамнез на предмет выявления других психических заболеваний, семейных стрессоров и нарушений в обучении. Для сбора информации потребуется несколько встреч или сессий, а также использование специальных психологических таблиц.

Как лечатся поведенческие расстройства у детей?

Если оставить без внимания нарушение поведения у ребенка, то он вырастет с ворохом проблем. Ранняя терапия — залог эффективности лечения.

Лечение может включать в себя:

  • Родительское воспитание: родители с помощью специалистов обучаются выстраиванию отношений с детьми.
  • Семейная терапия: вся семья получает помощь в построении коммуникации и решении проблем.
  • Когнитивно-поведенческая терапия: помогает ребенку получить другой взгляд на ситуацию и учит контролировать мысли и поведение.
  • Социальное обучение: ребенок обучается основным социальным навыкам, необходимым для того, чтобы ладить с другими людьми.
  • Управление гневом: распознавание признаков гнева или растущей фрустрации является фокусом лечения и выработки надлежащих навыков совладания, которые призваны рассеять любой агрессивный всплеск.
  • Поощрение: дети с нарушениями поведения неизбежно столкнутся с повторными неудачами во взаимодействии с другими людьми и в школе. Поощрение их к занятиям спортом поможет укрепить их уверенность в себе.
  • Медикаментозное лечение: в тяжелых случаях для контроля чересчур импульсивного поведения требуется медицинское вмешательство.

Воспитание

Особенности поведения ребенка

Некоторые трудности в поведении у ребенка носят возрастной характер. Многие родители замечают, что их дети становятся вспыльчивыми, пассивными или гиперактивными, либо агрессивными. Вы, родители, можете помочь своему ребенку.

Особенности поведения ребенка

ЕСЛИ РЕБЕНОК ВСПЫЛЬЧИВЫЙ…

Вспыльчивость – это чаще всего проявление беспомощности, отчаяния, чем проявление характера. Приступ вспыльчивости у ребенка можно предупредить. В одних случаях, постараться отвлечь ребенка, а в других – даже оставить его одного (на некоторое время). Если ребенок умеет разговаривать – следует побуждать его выражать свои эмоции словами. Данная проблема разрешается, даже если ребенок уже вспылил, потому что вслед за приступом эмоций он ищет утешения, поддержки у взрослого.

ЕСЛИ РЕБЕНОК ПАССИВНЫЙ…

Основная причина тихого, пассивного поведения – это страх перед взрослыми или перед ровесниками, боязнь вступить в контакт из-за недостаточных навыков общения. Такой ребенок может не нуждаться в ласке, а иногда и совсем не переносит физических контактов.

Родители должны способствовать тому, чтобы ребенок продемонстрировал свои умения, знания; чтобы ребенок показал свою самостоятельность и индивидуальность.

ЕСЛИ РЕБЕНОК ГИПЕРАКТИВНЫЙ…

Самая большая проблема гиперактивности – повышенная отвлеченность ребенка. Интересы его поверхностны, чаще всего любопытны, но не любознательны. Данные проявления приводят к тому, что у ребенка имеет место бесцельная подвижность. Эти попытки по возможности следует ограничивать с самых первых лет жизни. Ставьте перед ребенком цель и обязательно проконтролируйте ее достижение.

ЕСЛИ РЕБЕНОК АГРЕССИВНЫЙ…

Существуют причины агрессивности:

Ребенок боится быть травмированным, обиженным, подвергнутым нападению.

Возможно, ребенок пережил обиду, травму или нападение, либо у него нарушены социальные отношения с окружающими.

ВАША ПОМОЩЬ РЕБЕНКУ…

Играйте с ребенком в настольные игры. Например, предложите собрать какую-нибудь фигуру или животного из конструктора. После этого проиграйте возможные нестандартные и конфликтные ситуации и поискать выход из них.

Работа с лепкими массами дает возможность переместить энергию кулачки. Ребенок направляет на пластилин свою силу, расслабляет руки и тем самым он косвенно реализует свои агрессивные чувства.

Упражнение «Кулачок». Ребенка просят крепко сжать в руке маленькую игрушку или конфету. Он держит кулак некоторое время сжатым, а когда его раскроет, то рука расслабится и на ладони будет красивая игрушка (конфета).

Упражнение «Брыкание». Ребенок ложится на свою спину, на коврик; ноги полностью свободны. Попросить медленно побрыкаться (как букашка). Медленно увеличивать силу и скорость. На каждый удар ребенок говорит «нет».

Согласно мнению многих психологов, на детский и подростковый период приходится наибольшее число кризисов. Именно в это время в поведении детей может проявиться отклонение от принятых норм в развитии и поведении. Часто такое поведение, девиантное поведение ребенка, является реакцией на трудные обстоятельства жизни. Переживающий такие периоды ребенок нуждается в помощи взрослых. В первую очередь, в помощи своих родителей.

Особенности поведения ребенка

Итак, вам следует записаться на консультацию к психологу при наличии следующих симптомов, склонностей и особенностей в поведении ребенка:

  • у ребенка есть проблемы с наследственностью;
  • наличие родовой травмы или другого неврологического диагноза у ребенка;
  • имеются постоянные проблемы со сном;
  • у ребенка плохой аппетит;
  • у ребенка нарушен распорядок дня;
  • если ребенок до года отстает больше чем на два месяца от своих сверстников по любому из психомоторных показателей;
  • ребенок сопротивляется приучению к чистоте и гигиене;
  • если к трем годам ребенок все еще регулярно писает или какает в штанишки;
  • если к двум годам речь ребенка состоит всего из нескольких слов, в три — не говорит предложениями;
  • если ребенок проявляет “злостное” упрямство, которое может навредить ему или окружающим;
  • высокий уровень агрессии у ребенка: часто бьет детей, животных, родителей. При этом не реагирует на увещевания;
  • ребенок многого боится. Плохо спит, кричит по ночам, просыпается в страхе. Боится оставаться один даже в светлой комнате;
  • у ребенка много функциональных расстройств. Подвержен простудам;
  • если ребенок очень не внимателен. Не способен сосредоточить на чем-то одном свое внимание, не может доделать до конца начатое дело; Особенности поведения ребенка
  • если вам кажется, что ваш ребенок намного глупее(или умнее) всех своих сверстников;
  • если, несмотря на ваши усилия и помощь, ребенок не может самостоятельно решать свои учебные проблемы;
  • если ваш ребенок не имеет постоянных приятелей и друзей;
  • если в средних классах ребенок не имеет увлечений или они у него крайне не постоянны;
  • если ребенок часто конфликтует с кем-нибудь из членов семьи;
  • вы понимаете, что не понимаете своего ребенка. Если его мысли и поступки для вас — “темный лес”;
  • если на вашего ребенка постоянно жалуются в школе. При этом вы считаете, что эти жалобы не имеют оснований;
  • если ваш ребенок часто уходит из дома и вы не знаете, где и с кем он находится;
  • если ваш ребенок совершил один или больше поступков, которые принято называть асоциальными;
  • если ваш ребенок совершенно не уделяет внимание учебе и не переживает по этому поводу;
  • если ребенок так или иначе говорил о самоубийстве;
  • если у вас в семье сложные взаимоотношения и вы полагаете, что это может отражаться на психике ребенка.

Помните, любую проблему легче предупредить, чем потом с ней бороться. Будьте внимательны к детям.

По материалам: Екатерина Мурашова, «Ваш непонятный ребенок»

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector