Особенности развития детей с нарушением зрения

Филимонова Е. В.: студентка 2 курса

ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»

Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола

Главная задача педагогов, при работе с детьми дошкольного возраста ─ выбрать правильное направление эмоционального развития ребенка, пробуждение у него гуманных чувств, стремления к сотрудничеству и положительному самоутверждению.

Ключевой момент в становлении личности ребенка ─ понимание своих эмоций и чувств. Эмоциональная сфера человека ─ это сложная система взаимодействующих и взаимообусловливающих состояний и чувств. Эмоциональная сфера ─ это регулятор отношений человека к внешнему миру [1].

В последние годы увеличилось число дошкольников с нарушениями поведения, эмоционально-личностного развития, у многих детей отмечается повышенный уровень тревожности, понижение самооценки. По мере взросления эти проблемы могут только усугубиться.

Изучением проблем эмоционального развития занимались многие ученые, такие как Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Л. И. Солнцева, А. С. Спиваковская и другие.

Исследователи отмечают тенденцию увеличения количества детей, имеющих нарушения психоэмоционального развития, приводящую к трудностям взаимоотношений с окружающими. К нарушениям психоэмоционального развития относят: эмоциональную неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, снижение самооценки ребенка.

Эмоции ─ это интегральное выражение измененного тонуса нервно-психической деятельности, которое отражается на всех сторонах психики и организма человека» [2].

В процессе усвоения ребенком социальных ценностей, требований, норм и идеалов происходит формирование высших человеческих чувств. Дети приобретают своеобразную систему эталонов ценностей, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления, они оценивают их эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как добрые или злые, как красивые или безобразные.

В развитии эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста можно выделить следующие задачи:

1) помогать детям вырабатывать положительные качества в характере и подавлять негативные;

2) развивать творческие способности детей;

3) учить детей распознаванию эмоций и чувств других людей, выражению своего настроения и своих эмоций как вербальными, так и невербальными способами;

4) способствовать саморазвитию и самопознанию, а также формированию Я-концепции;

5) оказывать помощь в профилактике негативных эмоциональных проявлений [7].

Научные исследования показали, что зрение играет основную роль в процессе восприятия человека человеком и в процессе общения людей. У слабовидящих людей отмечаются закономерные изменения в сфере внешних эмоциональных проявлений, связанных с нарушением зрения.

Слепые и слабовидящие дети проявляют те же чувства и эмоции, что и зрячие дети, хотя степень и уровень развития эмоционально-личностной сферы могут иметь свои особенности.

В возникновении тяжелых эмоциональных состояний значительную роль играет понимание своего отличия от нормально видящих сверстников, которое возникает еще в среднем дошкольном возрасте.

Значительные трудности у детей с нарушениями зрения возникают при зрительно-пространственной ориентировке. Это проявляется в том, что дети не выделяют глубину, удаленность и протяженность пространства, из-за этого у ребенка возникают сложности при восприятии на расстоянии мимических и пантомимических проявлений собеседника, что может привести к неадекватному восприятию реальных состояний и характеристик, а также к недостаточному и неточному социальному общению [5].

Л. И. Солнцева отмечала, что, не владея мимикой, дети не могут передать свое эмоциональное состояние. Соответственно, не могут адекватно оценить и эмоциональное состояние партнера [7, С. 57].

Детям с нарушениями зрения характерно вялое, порой неадекватное внешнее проявление эмоций, которое часто может сочетаться с навязчивыми движениями, такими как частое потряхивание руками, подскоки на пружинящих ногах, надавливание пальцем на веки, ритмичные покачивания туловищем или головой, что людям, не имеющим нарушения зрения, мешает оценить интеллектуальные и нравственные качества слепых и слабовидящих [3; 4].

Исследования и опыт В. З. Денискиной, Л. И. Плаксиной, В. А. Феоктистовой показывают, что из-за патологии зрения у детей могут наблюдаться некоторые неспецифические особенности эмоционального развития:

─ недостаточная целостность осмысления и понимания эмоциональных состояний и переживаний окружающих;

─ неправильная интерпретация эмоций;

─ недостаточные представления детей с нарушениями зрения о внутреннем мире окружающих;

─ негативная рефлексия: неуверенность, тревожность, импульсивность, [5].

Сокращение или отсутствие возможности зрительно воспринимать и непосредственно подражать внешним выразительным движениям окружающих отрицательно сказывается на понимании ситуативной, сопровождаемой мимикой и пантомимикой устной речи.

Эмоции и чувства зависят от точности и полноты отражения мира ребенком. Чем полнее дети воспринимают окружающую действительность, тем богаче мир их эмоционального отражения. Отсутствие или недостаток зрения у детей влияет на сферу чувственного познания и психические свойства и тем самым сужает их эмоциональную сферу, но не может изменить общую структуру эмоций и чувств.

Нарушения эмоциональной сферы проявляются не только у слепых, но и у слабовидящих дошкольников. Они более ранимы, тревожны, многие погружаются в пассивность или фантазии, боятся неизвестных предметов и ситуаций. Они не могут в полной мере отражать свои переживания в мимике, жестах, позах, наибольшую выразительность показывают в речи, интонации, темпе, громкости. У слабовидящих дошкольников наблюдается меньшая активность в познании окружающего мира, в пространственной ориентировке.

У детей с нарушением зрения возникают трудности в игре, учении. В более старшем возрасте возникают бытовые проблемы, что вызывает сложные переживания и негативные реакции. В некоторых случаях могут развиться отрицательные черты характера: неуверенность, пассивность, склонность к самоизоляции; в других – повышенная возбудимость, раздражительность, переходящие в агрессию.

Нарушение зрения детей влияет и на формирование личностных качеств человека. Часто дети с нарушениями зрения чувствуют себя обреченными и бесполезными, а это угнетенное состояние приводит к замедлению интеллектуального роста.

1. Большая психологическая энциклопедия / под ред. Н. Дубенюк. – М.: Эксмо, 2007. – 544 с.

2. Выготский Л. С. Учение об эмоциях / Л. С. Выготский. – М.: изд-во МГУ, 2009. – С. 340-367.

3. Денискина В. З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушениями зрения / В. З. Денискина. – Верхняя Пышма, 1997. – 22 с.

4. Карандаева Т. А. Эмоциональные состояния и внешнее проявление эмоций у детей с нарушениями зрения / Т. А. Карандаева, С. Н. Анеева. – Йошкар-Ола: ГБУ ДПО РМЭ «Мар. Ин-т обр-я, 2016. – С. 72-74.

5. Неретина Т. Г. Нетрадиционные методы коррекции нарушений / Т. Г. Неретина. – Магнитогорск: Магнитогорск. Гос. Техн. Ун-т им. Г. И Носова, 2015. – 157 с.

6. Развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.poznaysebia.com /2015/07/12razvitie-emotsionalno-lichnostnoj-sfery-detej/ (дата обращения: 02.06.2018).

7. Солнцева Л. И. Тифлопсихология детства / Л. И. Солнцева. – М.: Полиграф Сервис, 2000. – 126 с.

Принимая за основу степень нарушения функции зрительного анализатора, детей со стойкими дефектами зрения делят на слепых и слабовидящих.

Слепые дети— дети с полным отсутствием зрительных ощущений или сохранившимся светоощущением, либо остаточным зрением (максимальной остротой зрения 0,04 на лучше видящем глазу с применением обычных средств коррекции — очков).

Слепотаэто двусторонняя неизлечимая потеря зрения.Различают разные степени потери зрения: абсолютная (тотальная) слепота, при которой полностью отсутствуют зрительные ощущения (светоощущение и цветоразличение); практическая слепота, при которой сохраняется или светоощущение на уровне различения света от темноты, или остаточное зрение, позволяющее сосчитать пальцы рук у лица, различать контуры, силуэты и цвета предметов непосредственно перед глазами. Большинство слепых детей имеют остаточное зрение.

Отсутствие возможности визуально (с помощью зрения) воспринимать признаки предметов и явлений, ориентироваться в пространственных признаках объединяет их чувственный опыт, а следовательно, нарушает взаимодействие сенсорных и интеллектуальных (отвлеченно-логических) функций, сдерживает развитие образного мышления. Для слепых детей характерна своеобразная ориентировочная реакция на звук. У зрячих детей в раннем возрасте звуковые раздражители имеют важное ориентировочное значение, однако в дальнейшем, в связи с активизацией функции других, анализаторов оно постепенно ослабляется. У слепых детей ориентировочная реакция на звук сохраняет свое значение и даже усиливается, так как звуки — основной фактор их ориентировки.

Глубокие дефекты зрения отрицательно влияют на формирование двигательных навыков слепорожденного ребенка, приводят к резкому ограничению двигательных функций у слепых детей.

Развитие высших форм познавательных процессов (внимание, логическое мышление и речь, память) у слепорожденных детей практически протекает нормально. Вместе с тем нарушение взаимодействия чувствительных и интеллектуальных функций проявляется в некотором своеобразии их мыслительной деятельности. У слепых детей с большим трудом формируется правильное соотношение между накопленными словесными (отвлеченными) знаниями и конкретными представлениями. Они легче усваивают отвлеченные понятия, нежели слова с конкретным значением.

Потеря зрения оказывает влияние на своеобразие эмоционально-волевой сферы и характера. Трудности в учении, игре, овладении профессией, бытовые проблемы вызывают сложные переживания и негативные реакции. В одних случаях своеобразие характера и поведения проявляется в неуверенности, пассивности, склонности и самоизоляции, в других-в раздражении, возбудимости и даже агрессивности.

Особенности развития детей с нарушением зрения

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 08.12.2019 2019-12-08

Статья просмотрена: 972 раза

Библиографическое описание:

Анисимкова, К. М. Воспитание и обучение детей с нарушением зрения / К. М. Анисимкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 459-460. — URL: https://moluch.ru/archive/287/65003/ (дата обращения: 27.09.2021).

Глаза являются главным анализатором познания мира. В первый раз идти с ребенком к офтальмологу следует еще в новорожденном возрасте. Плохое зрение влияет на представление и осмысление ребенком окружающего мира. Преждевременное диагностирование дает возможность не только обнаружить болезнь, но и также избежать ее.

Ключевые слова: воспитание, обучение, патология зрения, ребенок.

Умение наблюдать, то есть чувствовать и принимать находящуюся вокруг реальность с помощью визуального анализатора называется зрением. В первый раз побывать у офтальмолога следует еще с новорождённым ребенком [3]. С 3-х вплоть до 7 года у ребенка формируется умение отчетливо видеть на различных расстояниях, так называемая аккомодация. В данный промежуток времени особенно немаловажно, чтобы у детей в период уроков было хорошее освещение, для того чтобы он не переутомлял глаза и использовал книги с большим шрифтом. Ребятам, у которых слабо сформирована аккомодация, а визуальные нагрузки весьма велики, грозит близорукость. Немаловажно при этом обследовать ребенка у офтальмолога: проконтролировать стереоскопические функции, цветовое зрение, установить и определить рефракции. Преждевременное диагностирование дает возможность не только обнаружить болезнь, но и также избежать ее с поддержкой педагогов и психологов. Ведь внезапное сокращение остроты зрения ограничивает процесс постижения находящегося вокруг общества, оказывает большое влияние на формирование речи, памяти, воображения. Нехорошее зрение влияет на представление и осмысление ребенком находящегося вокруг, он никак не видят в целом, либо весьма слабо видит многоэтажные сооружения, птиц, деревья, общество насекомых и многое другое, слабо ориентируется на местности. Двигательная активность таких детей также узка, по этой причине большая часть из них страдает гиподинамией, нарушениями осанки, плоскостопием, уменьшением многофункциональности организма. Такая ситуация порождает большие психические трудности как ребенку, так и его родителям.

Для ребенка с патологией зрения в специализированных школах издаются разнообразные литературные источники, выпускаемые в концепции Брайля. Это учебники, тренировочные пособия, общественно-финансовая, общественно-политическая, научно-популярная литература. Все без исключения издаваемые учебники согласно Брайлю иллюстрируются выпуклыми узорами, чертежами, схемами. Для незрячих, обладающих остаточным зрением, издаются пособия, сочетающие рельефную и разноцветную печать.

В школах для слабовидящих детей обширно применяются специализированные учебники с укрупненным шрифтом, также приспособленными разноцветными картинками. С целью выбора, построения рисунков для незрячих и слабовидящих изобретены специализированные технологии, учитывающие визуальные и осязательные способности ребенка.

Обучение общеобразовательным дисциплинам незрячих и слабовидящих обучающихся в главном осуществляется согласно программам общеобразовательной школы с учетом особенностей их формирования [1]. Подготовка к общеобразовательным дисциплинам обучающихся с патологией зрения проводится согласно программам общественной общеобразовательной средней школы с использованием специализированных конфигураций и методов работы, дидактических средств наглядности и тифлотехнических приборов.

Дети с нарушениями зрения имеют все шансы учиться в общеобразовательной общественной школе, в случае если для них сформированы специализированные образовательные условия: особая освещенность, присутствие тифлотехнических средств, специализированные учебники, психолого-педагогическое поддержание ребенка экспертами — тифлопедагогами, тифлопсихологами; образовательный процесс обязан обладать коррекционной нацеленностью в той же мере, что и в специальной школе [5]. Для ребенка с плохим зрением обязаны быть организованы специализированные коррекционные занятия: ритмика, лечебная физическая культура, корректировка патологий речи, формирование визуального восприятия.

При воспитании и формировании подобных детей, при подготовке их к независимому существованию, при облегчении работы применяют специализированные коррекционные ресурсы [2].

Таким образом, на этой стадии следует совершить заключение, что интегрированное обучение, невзирая на все без исключения недочеты и трудности, считается лучшим видом преподавания для ребенка с патологией зрения, потому того как включает подобных детей во все области жизни общества равно как равных его членов. Незрячий, либо слабовидящий ребенок, что регулярно взаимодействует с видящими детьми, включен в их деятельность, в перспективе способен благополучно интегрироваться в социуме видящих людей [4].

Дети с проблемами остроты зрения имеют особенности в развитии и требуют иного подхода к обучению, чем те, кто видит хорошо. Прежде всего, это проявляется компенсаторным развитием других органов чувств, позволяющих познавать мир – осязания, слуха. В зависимости от степени ослабления зрения методики донесения знаний до них будут различаться.

Виды нарушений зрения

Особенности развития детей с нарушением зренияНарушения зрения у ребенка могут быть функционального или органического характера. Первые характеризуются преходящими изменениями, которые поддаются коррекции или могут пройти самостоятельно (пример – косоглазие, близорукость, дальнозоркость, астигматизм и др.). Органические же поражения имеют в основе морфологические изменения структуры глаза или других отделов зрительного анализатора (зрительные нервы, проводящие пути и др.).

Часто при органических нарушениях зрения выявляют сопутствующие поражения нервной системы или врожденные пороки развития – ДЦП, нарушения слуха, задержка умственного развития и др.

По причине, вызвавшей нарушения зрения их классифицируют на:

  • Врожденные – если повреждающий фактор действовал в период внутриутробного развития плода (чаще инфекции и метаболические расстройства);
  • Наследственные – когда заболевание глаз передается из поколения в поколение (например, дальтонизм, катаракта, глаукома и др.);
  • Приобретенные – если причина действовала после рождения ребенка (инфекции, травмы и др.).

По степени снижения остроты зрения детей разделяют на слабовидящих, с остаточным зрением или тотально слепых.

Особенности развития детей с нарушениями зрения

Благодаря зрению человек получает до 90% информации об окружающем мире. Поэтому, когда этот орган чувств выпадает, информация к ребенку преимущественно поступает через слух и осязание. Особенностью детей с нарушением зрения является то, что у них формируются несколько иные представления об окружающем мире, чем у зрячих, так как формируются иные чувственные образы. В воспитании таких детей важную роль играет регулярное обращение внимания на все виды слышимых звуков.

Снижение остроты зрения кроме того, что ограничивает познание мира вокруг ребенка, несколько замедляет развитие речи, внимания и памяти. Слепые дети могут неправильно понимать слова, так как слабо соотносят их с реальными предметами, которые эти слова обозначают.

Огромную роль в развитии детей с нарушением зрения играет физическая активность. При воспитании особенно важно уделять больше времени подвижным играм и развлечениям, так как они развивают координацию и умение правильно ориентироваться в пространстве, мышечное чувство, обучают важным навыкам или даже стимулируют зрение. Важно учитывать рекомендации офтальмолога и конкретный диагноз при формировании вариантов двигательной активности маленьких детей. Это необходимо для того, чтобы предупредить отрицательные последствия при неправильно подобранных нагрузках.

Другой особенностью детей с нарушением зрения является то, что при обучении конкретным навыкам и действиям требуется многократное их повторение «рука об руку». Причем это необходимо повторять до тех пор, пока действие не доведется до автоматизма.

Подбирать игрушки для маленьких детей с плохим зрением нужно крупные, яркие, с фактурной поверхностью (стимулирует развитие осязания и остаточное зрение), особенно интересны им музыкальные игрушки и те, которые издают определенные звуки.

В семье слабовидящий ребенок должен быть вовлечен в процесс реализации внутрисемейных обязанностей и выполнять их по мере возможности. Не нужно ограничивать его контакты с нормально-видящими детьми.

Психофизическая характеристика детей с нарушением зрения

В развитии слепого дошкольника можно выделить 3 общие закономерности:

  • Такой ребенок несколько отстает в физическом и умственном развитии по сравнению со зрячим сверстником, так как активность в отношении освоения окружающего мира у него ниже;
  • Периоды развития слепого ребенка не совпадают с таковыми у зрячих. Это происходит до тех пор, пока другие органы чувств не выработают механизмы компенсации отсутствия нормального зрения;
  • Для развития слепого ребенка характерна диспропорциональность – одни стороны личности развиваются быстрее (речь, мышление), а другие – медленнее (овладение пространством, движения).

Важная характеристика детей с нарушениями зрения – из-за недостаточного развития координации движения слепые дошкольники неуклюжие и недостаточно уверенные. Так, при врожденной слепоте отставание в формировании навыка ходьбы может составлять 2-3 года. Импульсивность дошкольников на том же уровне, что и зрячих, но ввиду отсутствия достаточной координации импульсивность проявляется резче и ярче.

Профилактика нарушений зрения у детей

Особенности развития детей с нарушением зренияЧтобы надолго сохранить хорошее зрение, необходима профилактика его нарушений у детей. Заниматься этим следует с первых месяцев жизни малыша. Так, первый визит к офтальмологу здоровый ребенок должен совершить вместе с мамой в возрасте 1 месяца. Врач осуществит диагностику возможных врожденных проблем с органом зрения и даст рекомендации по профилактике нарушений зрения у детей. В возрасте 2-3 лет можно уже проверить по специальным таблицам остроту зрения. Ранняя диагностика позволит избежать в будущем многих проблем с учебой в школе.

Обучение детей с нарушениями зрения должно учитывать рекомендации окулиста. Абсолютно слепые дети могут посещать специализированные детские сады и обучаться в школах-интернатах для слепых и слабовидящих. Возможно получение среднего образования на домашнем обучении. При остаточном зрении обучение детей с нарушениями может проводиться с применением специального оборудования и пособий.

Если ребенок умеет читать, он должен обязательно соблюдать правила гигиены чтения – не читать лежа, делать перерывы около 3-5 минут, выполняя специальную гимнастику для глаз. Также врачи рекомендуют ограничить просмотр телевизора и время компьютерных для игр.

Видео с YouTube по теме статьи:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector