Особенности развития детей с нарушениями зрения

Принимая за основу степень нарушения функции зрительного анализатора, детей со стойкими дефектами зрения делят на слепых и слабовидящих.

Слепые дети— дети с полным отсутствием зрительных ощуще­ний или сохранившимся светоощущением, либо остаточным зре­нием (максимальной остротой зрения 0,04 на лучше видящем глазу с применением обычных средств коррекции — очков).

Слепота — это двусторонняя неизлечимая потеря зрения.Различают разные степени потери зрения:абсолютная (тоталь­ная) слепота, при которой полностью отсутствуют зрительные ощу­щения (светоощущение и цветоразличение);практическая слепота, при которой сохраняется или светоощущение на уровне различения света от темноты, или остаточное зрение, позволяющее сосчитать пальцы рук у лица, различать контуры, силуэты и цвета предметов непосредственно перед глазами. Большинство слепых детей имеют остаточное зрение.

Отсутствие возможности визуально (с помощью зрения) вос­принимать признаки предметов и явлений, ориентироваться в про­странственных признаках обедняет их чувственный опыт, а следо­вательно, нарушает взаимодействие сенсорных и интеллектуальных (отвлеченно-логических) функций, сдерживает развитие образного мышления. Для слепых детей характерна своеобразная ориенти­ровочная реакция на звук. У зрячих детей в раннем возрасте звуковые раздражители имеют важное ориентировочное значение, однако в дальнейшем, в связи с активизацией функций других, анализаторов оно постепенно ослабляется. У слепых детей ориен­тировочная реакция на звук сохраняет свое значение и даже уси­ливается, так как звуки—основной фактор их ориентировки.

Глубокие дефекты зрения отрицательно влияют на формиро­вание двигательных навыков слепорожденного ребенка, приводят к резкому ограничению двигательных функций у слепых детей.

Развитие высших форм познавательных процессов (внимание, логическое мышление и речь, память) у слепорожденных детей практически протекает нормально. Вместе с тем нарушение взаи­модействия чувствительных и интеллектуальных функций прояв­ляется в некотором своеобразии их мыслительной деятельности. У слепых детей с большим трудом формируется правильное соот­ношение между накопленными словесными (отвлеченными) зна­ниями и конкретными представлениями. Они легче усваивают от­влеченные понятия, нежели слова с конкретным значением.

Потеря зрения оказывает влияние на своеобразие эмоциональ­но-волевой сферы и характера. Трудности в учении, игре, овладе­нии профессией, бытовые проблемы вызывают сложные пережи­вания и негативные реакции. В одних случаях своеобразие харак­тера и поведения проявляется в неуверенности, пассивности, склон­ности и самоизоляции, в других—в раздражении, возбудимости и даже агрессивности.

 Содержание обучения и воспитания детей с нарушениями зрения в зависимости от степени и тяжести поражения зрительного анализатора.

Слепой ребенок сохраняет значительные возможности психо­физического развития и принципиальную возможность полноцен­ного познания. Нормальная мыслительная деятельность такого ребенка опирается на сохранные анализаторы.

На первом этапе обучения система компенсации создает условия для правильного отражения действительности в наглядно-действенной, а в дальнейшем, по мере накопления опыта, в словесно-логической форме.

Процессы компенсации во многом зависят от сохранности оста­точного зрения. Самые незначительные остатки зрения важны для ориентации и познавательной деятельности слепого ребенка.

Большое значение для развития компенсаторных возможностей имеет слух.

Осязание также дает слепому необходимую информацию.

Важнейшую роль в процессе компенсации слепота играет речь. Использование системы условных обозначений позволяет обучать слепых чтению и письму по рельефной системе Брайля.

Успех компенсаторных процессов зависит также от таких фак­торов, как время и степень поражения зрительной функции, при­чин, вызывающих слепоту.

Относительно большую группу по сравнению со слепыми сос­тавляют слабовидящие детис остротой зрения на лучше видящем глазу при использовании обычных средств коррекции (очков) от 0,05 до 0,4. Слабовидящими считают также детей с более высо­кой остротой зрения, но имеющих другие нарушения зрительных функций (например, сужение границ поля зрения, сниженная точность, замедленность обзора).

В помощь слабовидящим, помимо обычных, предоставляются специальные оптические средства коррекции зрения (телескопиче­ские очки, контактные линзы, лупы, проекторы), создается повы­шенная освещенность в учебных помещениях (сила света 500 — 700 люкс), применяются учебники с крупным шрифтом и тетради со специальной разлиновкой.

Слабовидящих детей отличают некоторые особенности поведе­ния, вызванные раздражительностью, замкнутостью, негативизмом и некоторыми другими отрицательными чертами характера.

Кроме средств оптической коррекции, могут использоваться аудиовизуальные приборы и аппараты, электронно-оптические системы с запоминающими устройствами, специальные замкнутые телевизионные устройства с видеомагнитофоном.

С учетом различных форм поражения зрительной функции не­однозначной этиологии, разнообразной клинической картины ано­малий развития, неодинаковых возможностей компенсации и кор­рекции нарушенных функций сформировалась сложная система дифференцированного обучения и воспитания слепых и слабовидя­щих детей.

Все дети этой категории охвачены всеобщим обязательным обучением в дифференцированной сети специальных школ и дошкольных учреждений.

В социально-трудовой адаптации слепых и слабовидящих де­тей основную роль играет всестороннее развитие личности.

Систе­ма трудового обучения является важнейшим средством всесторон­него развития личности, а овладение профессией — важной частью социальной реабилитации.

Нарушения зрения обычно сопровождаются вторичными отклонениями, природа которых разнообразна. Глубокое нарушение зрения отрицательно сказывается на нервно психическом статусе детей, значительно снижает их двигательную активность и ориентировку в пространстве, влияет на развитие познавательной деятельности и формирование общего речевого статуса.

Формирование речи у детей с нормальным и нарушенным зрением происходит в основном одинаково. И все же зрительный дефект оказывает негативное влияние, степень которого зависит от тех речевых процессов, которые связаны со зрительным восприятием.

Слабовидение затрудняет подражание и наблюдение за движением речевых органов собеседника, отрицательно сказывается на формировании речедвигательных и речеслуховых представлений. Таким образом, расстройство зрения предрасполагает к расстройствам звукопроизношения, косвенно способствует им. В связи с этим нарушение звуковой стороны речи встречается у слабовидящих значительно чаще, чем у нормальновидящих. Наиболее выраженным оказывается влияние зрительного восприятия на словарно-семантическую сторону речи, проявляющуюся в накоплении значительного количества слов, так называемых «пустых» слов не связанных с конкретным содержанием. В раннем возрасте, в котором преобладают образные представления, зрительное предметное восприятие имеет большое значение в формировании первых словесных значений. Неполноценное зрение весьма ограничивает детей в необходимой для этого основе. Поэтому нередко у них начало развития речи наблюдается позже, чем у зрячих. В дальнейшем в речевом развитии слабовидящих детей отмечается некоторое преобладание слов с отвлеченным значением над конкретным. Еще более трудным, чем понимание конкретных значений слов, для слабовидящих является осознание слов с переносным смыслом (сравнений, метафор, эпитетов). Слабовидящие объясняют образные выражения конкретно.

Трудности формирования представлений, бедность жизненного и сенсорного опыта из-за неполноценного зрения недостатки в развитии общей и мелкой моторики ведут к тому, что и лексическая, и семантическая стороны языка у слабовидящих отстают по сравнению с нормально видящими сверстниками. Причем, большее отставание наблюдается в понимании значения слов.

Спецификой развития речи у слабовидящих является особенности слабого усвоения и использования ими неречевых средств общения, таких как мимика, пантомимика, которые являются обязательным компонентом устной речи. Затрудненность дистантного восприятия мимических и пантомимических проявлений собеседника приводит к неадекватному восприятию реальных характеристик и состояний субъекта, а также вызывает трудности в формировании речевой функции.

У слабовидящих детей выявляются нарушения и в письменной речи (дисграфические ошибки). У таких детей на письме часто встречаются ошибки оптического характера, связанные с неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений, фрагментарностью восприятия, недоразвитием зрительно-пространственного восприятия, памяти, пространственной ориентировки) и проявляется в заменах и искажениях графического образа букв.

Присутствуют замены, смешения по акустико-артикуляционному сходству, которые связаны с недифференцированностью слухового восприятия, недостаточным развитием звукового анализа и синтеза. Частыми являются смешения и пропуски, замены букв, обозначающих звуки, сходные по артикуляции и звучанию, а также отражение неправильного звукопроизношения на письме. Нередко встречаются аграмматизмы, связанные с неадекватным использованием предлогов, особенно выражающих пространственные отношения. Присутствуют ошибки словообразования и словоизменения.

Речь – мощное компенсаторное средство: она облегчает сравнение признаков предметов, актуализирует прошлые представления и дает возможности создавать новые, способствует расширению кругозора детей. Компенсаторная функция речи проявляется во всех видах психической деятельности детей с патологией зрения при восприятии. Большое значение она имеет в формировании личности слабовидящих. Благодаря речи они общаются с окружающими людьми, ориентируясь в обществе, являясь полноправными его членами, активно участвуют в общественной жизни.

В познавательной деятельности, в компенсации и коррекции нарушенных и недоразвитых функций огромную роль играет мышление, т.е. высшая форма обобщенного отражения действительности. Мышление человека теснейшим образом связано со словом. В мыслительной деятельности ребенка, связанной с чувственным познанием и практикой, значительную роль играют знания. Чем выше уровень знаний, тем полнее и разностороннее мыслительные операции.

Физиологические механизмы мышления у слабовидящих и нормально видящих одни и те же. Мыслительные операции, логика, стадии мышления у слабовидящих подчиняются законам, которые являются общими для всех детей. Рядом авторов показано, что развитие мышления не зависит от степени нарушения зрения (М.И. Земцова, А.Г. Литвак, В. Фромм, Я. Ясенский и др.). Мышление может быть высоко развито даже у абсолютно слепых. Человеческое мышление носит речевой характер. Обобщающая роль слова в познании действительности имеет важное компенсаторное значение и помогает слабовидящим даже при глубоком нарушении зрения выйти за пределы обедненного чувственного опыта. В ходе обучения и целенаправленной практической деятельности у слабовидящих, как и у нормально видящих, изменяется соотношение между чувственным и словесно-логическим познанием. С помощью активной мыслительной деятельности и речи восполняются обусловленные нарушением зрения пробелы непосредственного чувственного опыта. Учащиеся с очень низким зрением и даже полностью слепые могут получать глубокие знания, используя резервные компенсаторные возможности мыслительной деятельности. Опираясь на знания, слабовидящие школьники могут делать обобщающие выводы относительно многих предметов, процессов, явлений, которые ими никогда непосредственно не воспринимались.

Внимание, не являясь самостоятельным психическим процессом, проявляется внутри ощущений, восприятий, памяти, мышления и других процессов как сосредоточение сознания на отражаемом объекте. Избирательная направленность внимания обеспечивает особую ясность и отчетливость осознания объекта. Включение внимания в тот или иной процесс существенно изменяет его, превращая в направленную деятельность. Внимание обеспечивает также сосредоточение сознания на объекте деятельности при одновременном его отвлечении от всего постороннего, мешающего деятельности в заданном направлении.

Выпадение или нарушение зрительных функций при слепоте делает невозможным или затрудняет зрительное отражение мира, в результате чего из сферы ощущений и восприятий выпадает огромное количество сигналов, информирующих человека о важнейших свойствах предметов и явлений. Совершенно очевидно, что компенсация этих пробелов в чувственном опыте возможна только при активизации деятельности сохранных органов чувств. В этой активизации существенная роль принадлежит вниманию.

Внимание характеризуется рядом свойств (объем, концентрированность, устойчивость, отвлекаемость и т.д.), проявление и развитие которых у слепых имеют некоторые особенности. Например, затруднения в сфере восприятия отрицательно сказываются на объеме, переключаемости и устойчивости внимания. Замедленное и недостаточно полное восприятие препятствует разнообразию впечатлений и действий, что является одним из важнейших условий устойчивости внимания: скорость переключения внимания связана со скоростью и точностью восприятия; такая же зависимость наблюдается между качеством восприятия и объемом внимания.

Специфичным для слепых является также значение некоторых свойств внимания для деятельности. Так, при ориентировке в большом пространстве необходима хорошая распределяемость внимания, тогда как его концентрация, широко представленная в аналогичных процессах у зрячих, для слепых попросту вредна. Действительно, выпадение зрительных ощущений может быть компенсировано только при условии рецепции всех остальных раздражителей, сосредоточение же сознания только на каком-либо одном виде раздражителей не может дать целостного образа, в результате чего снижается точность ориентировки.

Затруднения, испытываемые лицами с дефектами зрения в процессе познавательной и трудовой деятельности, требуют от них гораздо более внимательного отношения к ряду операций. В результате подсознательно формируется установка на более тщательный контроль за своими действиями. Например, если нормально видящий ориентируется на местности преимущественно автоматически, то слепой почти все время должен внимательно наблюдать (вслушиваться, осязать, обонять) за происходящими вокруг него изменениями обстановки. Если у нормально видящего сравнительно легко формируются целостные образы объектов, то слепой, лишенный возможности одномоментно охватить их взглядом, должен гораздо более внимательно обследовать их, чтобы образы были адекватны оригиналам.

В заключение следует заметить, что слепота вносит некоторые специфические особенности в развитие и проявление внимания. Однако в целом развитие внимания слепых подчиняется тем же закономерностям, что и у нормально видящих, и может достигать такого же уровня развития.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector