Особенности развития детского и юношеского организмов

Развитие человеческого организма

Развитие человеческого организма

Периоды развития Особенности строения Физиологические особенности
Зародышевый Зигота Оплодотворенная яйцеклетка. Несет диплоидный набор хромосом: один набор — от яйцеклетки, другой — от сперматозоида. Каждая пара хромосом гомологична Оплодотворение происходит в яйцеводе, куда проникает сперматозоид в результате полового акта. Яйцевод соединяет яичник (женскую половую железу) с маткой, где происходит дальнейшее развитие зародыша
Бластула Первая стадия развития зародыша. Представляет однослойный многоклеточный пузырек Образуется в яйцеводе в результате дробления (митотическое деление без последующего роста клеток) зиготы
Гаструла Вторая стадия развития зародыша, имеющая два зародышевых листка: эктодерму и энтодерму; затем появляется мезодерма. Из этих трех листков формируются все системы органов Бластула перемещается в матку и внедряется в ее стенку, после чего из нее образуется гаструла. На стороне гаструлы, где она контактирует со стенкой матки, формируются зародышевые оболочки (плацента, пузырь), на противоположной стороне — зародыш
Плод Проходит все стадии зародышевого развития, сходные со стадиями развития позвоночных; пузырь заполняется водянистой жидкостью, плацента своими ворсинками внедряется в стенки матки; плаценту с организмом плода соединяет пупочный канатик. У плода один круг кровообращения Черты зародышевого развития (жаберные щели, хвост), а также волосяной покров свидетельствуют об общем происхождении всех хордовых н подтверждают положение биогенетического закона. К 9 месяцам плод полностью приобретает все черты человеческого организма. Развиваясь в водной среде, он защищен от ударов, свободно движется. Через плаценту по пупочной вене он получает кислород и питательные вещества, по пупочной артерии венозная кровь возвращается в организм матери
Послеродовой Новорожденный Новорожденный имеет непропорциональное строение тела — очень крупную голову и короткие ноги и руки. Кости черепа несросшиеся, между ними имеются кожные пленки — роднички; тазовые ко сти несросшиеся, позвоночник без изгибов Несросшиеся кости заходят друг за друга, уменьшают объем головы и тела, что помогает рождению ребенка. При перевязке пупочного канатика создается избыток ССЬ в крови, что гуморально воздействует на дыхательный центр продолговатого мозга и в результате происходит первое рефлекторное движение — крик и вдох. Затем появляется следующий врожденный рефлекс — сосательный
Грудной (до 12 мес) Ребенок овладевает движениями — поднимает голову, ложится на живот, встает — это способствует образованию изгибов позвоночника: шейного, грудного, поясничного. Появляются молочные зубы У ребенка формируются мышцы, движения становятся разнообразными, укрепляется скелет, появляется потребность ходить. В первый период — питание грудным молоком, содержащим все необходимые питательные вещества, затем докармливание пищей, содержащей витамины. Развивается высшая нервная деятельность — произносятся первые слова
Ясельный (1 — 3 года) У ребенка изменяются пропорции тела: голова становится относительно меньше удлиняются конечности. Мозг развивается: более выражены борозды и извилинь Самостоятельный организм, переходит на питание обычной пищей. Роднички в черепе зарастают. Выраженные эмоции, членораздельная речь. Требуется постоянный медицинский надзор и уход за неокрепшим организмом
Дошкольный (3 — 7 лет) Молочные зубы сменяются на постоянные. Ярко выявляются различия клеток коры головного мозга Согласованные движения. Речь, связанная с мышлением. Формируются условно-рефлекторные центры речи и письма
Школьный (7 — 17 лет) Усиленное развитие костно-мышечной системы, усиленный рост организма, который заканчивается к 20 — 25-летнему возрасту. После 10 лет срастаются кости таза. В соответствии с особенностями строения организма различают детский, подростковый и юношеский периоды развития В возрасте 13 — 15 лет начинается перестройка организма в связи с половым созреванием, изменяются деятельность и строение коры больших полушарий, функции желез внутренней секреции. Это вызывает психологические (преобладание возбуждения над торможением), физиологические (менструальный цикл) и физические изменения в организме. Проявляются вторичные половые признаки: у девочек изменяется форма тела, тембр голоса; у мальчиков — пропорции тела, усиливается физическое развитие, ломается голос, появляются волосы на лице. Однако полное формирование заканчивается к 20 — 25-летнему возрасту

Страница в разработке

Обратите внимание! Диагностика и лечение виртуально не проводятся! Обсуждаются только возможные пути сохранения вашего здоровья.

Стоимость 1 часа — 500 руб. (с 02:00 до 16:00, время московское)

С 16:00 до 02:00 — 800 р/час.

Ранее обращавшиеся пациенты могут найти меня по известным им реквизитам.

Заметки на полях

Нажми на картинку —
узнай подробности!

Уважаемые пользователи!

Просьба сообщать о неработающих ссылках на внешние страницы, включая ссылки, не выводящие прямо на нужный материал, запрашивающие оплату, требующие личные данные и т.д. Для оперативности вы можете сделать это через форму отзыва, размещенную на каждой странице.
Ссылки будут заменены на рабочие или удалены.

Желающие принять участие могут заявить об этом на нашем форуме

25.04.08
Уведомления об изменениях на сайте можно получить через раздел форума «Компас здоровья» — Библиотека сайта «Островок здоровья»

Информация, представленная на данном сайте, предназначена исключительно для образовательных и научных целей ,
не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения, и не может служить заменой очной консультации врача.
Администрация сайта не несёт ответственности за результаты, полученные в ходе самолечения с использованием справочного материала сайта
Перепечатка материалов сайта разрешается при условии размещения активной ссылки на оригинальный материал.
© 2008 blizzard. Все права защищены и охраняются законом.

Особенности развития детского и юношеского организмов

Доцент кафедры АФК и медико-биологических дисциплин ПИФКиС, кандидат медицинских наук, Матвеев Юрий Александрович

Тема 1

Тема 2

Тема 3

Тема 4

Тема 5

Тема 6

Тема 7

Тема 8

Навигация

Институт естествознания и спортивных технологий

Кафедра адаптологии и спортивной подготовки

Кафедра биологии и физиологии человека

Суматохин Сергей Витальевич

Зайцев Александр Иванович

Захарова Наталья Юрьевна

Зверева Марина Валентиновна

Искакова Жанат Тулешевна

Кропова Юлия Геннадьевна

Матвеев Юрий Александрович

Бакалавриат ПОБ ФИЗ

Назаренко Людмила Владимировна

Резанов Александр Геннадьевич

Резанов Андрей Александрович

Федорова Елена Юрьевна

Ховрин Аркадий Николаевич

Аниськина Мария Валерьевна

Чистяков Федор Егорович

Выродов Иван Владимирович

Жукова Наталья Вячеславовна

Кафедра географии и туризма

Кафедра физического воспитания и безопасности жизн.

Направление подготовки «Реклама и связи с обществе.

Гришина Елена Алексеевна

Институт гуманитарных наук

Институт специального образования и психологии (Пе.

Институт специального образования и психологии (ул.

Институт педагогики и психологии образования

Институт математики, информатики и естественных наук

Институт иностранных языков

Институт права и управления

Институт культуры и искусств

Институт среднего профессионального образования им.

Дирекция образовательных программ

Институт непрерывного образования

Институт системных проектов

Зеленоградское отделение — институт делового админ.

Для тестирований администратором системы

Управление учебно-методической работы

Центр психологической поддержки и профориентации

Детский организм отличается от организма взрослого человека прежде всего быстрым ростом и развитием и имеет свои специфические черты.

Первая – это чрезвычайно быстрый темп созревания всех органов и систем. К моменту рождения ребенка они еще полностью не сформированы; их развитие продолжается во всех периодах детства; темп его тем выше, чем младше ребенок. За первый год жизни ребенок утраивает массу тела, вырастает на 25 см, начинает ходить. Происходит созревание головного мозга, интенсивно идет психическое развитие ребенка. На втором и третьем году жизни темп развития незначительно замедляется, прибавка роста составляет 8–10 см, веса – 4–6 кг за год. С наступлением пубертатного периода начинается второй скачок роста. За год длина тела увеличивается на 7–8 см. Причем с 11 – 12 лет девочки несколько опережают в росте мальчиков, в 13–14 – девочки и мальчики растут почти одинаково, а в 14–15 лет юноши обгоняют в росте девушек. В дальнейшем это превышение сохраняется у мужчин и женщин на протяжении всей жизни. Интенсивные процессы роста тесно связаны с быстрым созреванием органов и систем детского организма, совершенствованием их функций.

Быстрый темп развития определяет и высокую уязвимость детского организма по отношению к болезням: чем младше ребенок, тем легче он заболевает. В то же время такая особенность несет в себе и высокие восстановительные возможности. При своевременном выявлении отклонений в состоянии здоровья и проведении соответствующих лечебных и корректирующих мероприятий эти отклонения могут быть устранены. У детей первых трех лет жизни при ранней диагностике и правильном лечении не формируются хронические заболевания, если они не обусловлены генетическими факторами. Путем целенаправленных лечебных и воспитательных воздействий можно предупредить и отставание в физическом и нервно-психическом развитии, если оно выявлено достаточно рано.

Вторая специфическая черта – взаимозависимость развития ребенка и состояния его здоровья. Созревание и развитие организма ребенка требуют активного состояния нервной системы, прежде всего коры больших полушарий головного мозга. Стимулируется эта активность притоком информации из окружающего мира. У здорового ребенка хорошо выражены двигательная и познавательная активность, обеспечивающие приток необходимой для развития нервной системы информации. Развитие нервной системы, в свою очередь, приводит к совершенствованию регулирующих функций нервной системы и других жизнеобеспечивающих систем и поддержанию необходимого уровня активности. Различные нарушения в состоянии здоровья, напротив, сказываются на активности ребенка и закономерным образом на состоянии его нервной системы и уровне нервно-психического развития (особенно в раннем возрасте).

Третья черта – наличие сенситивных и критических периодов развития. В те возрастные периоды, когда происходит наиболее интенсивное развитие определенных функциональных систем организма, соответствующее стимулирующее воздействие окружающей среды на эти системы имеет особенно большое значение. Недостаток педагогического воздействия на ребенка в эти периоды может привести к задержке развития определенных функций, как физических, так и психических. Например, недостаточные условия для двигательной активности (ограничение подвижности, отсутствие стимулов для совершения крупных и мелких движений) тормозят развитие опорно-двигательного аппарата, ведут к задержке формирования координации и ловкости, тонких дифференцированных движений. Если упускается время нормальной исследовательской активности, связанной с развитием интеллекта, возникает ретардация (задержка) психического развития, искажающая дальнейшее развитие личности. Особенно это угрожает детям, имеющим неблагоприятную наследственную предрасположенность.

Четвертая специфическая черта детского развития – роль взрослого в обеспечении развития ребенка. Взрослый создает условия, необходимые для двигательного, эмоционального и умственного развития ребенка, обеспечивает гигиенический уход, организацию режима и питания. Поэтому факторы, влияющие на развитие ребенка, нельзя рассматривать и оценивать изолированно, вне системы «взрослый – ребенок». Перед взрослыми стоит задача формирования оптимальных воздействий окружающей среды – от физических факторов, включенных в понятие ухода, питания, физического воспитания, до эмоциональных и развивающих, так как от этих воздействий в большой степени зависит реализация генетических возможностей развивающегося детского организма.

Особенности морфофункционального развития.

Юношеский возраст (17—21 год — юноши, 16—20 лет — девушки) характеризуется продолжением развития организма, однако уже относительно спокойного и равномерного (отдельных органов и систем). Одновременно завершается половое созревание. Поэтому четко проявляются половые и индивидуальные различия как в строении, так и в функциях организма. В этом возрасте замедляется рост тела в длину и увеличение его размеров в ширину, а также прирост массы. Различия между юношами и девушками в размерах и формах тела достигают максимума. Юноши перегоняют девушек в росте и массе тела. Юноши (в среднем) выше девушек на 10—12 см и тяжелее на 5—8 кг; масса их мышц по отношению к массе всего тела больше на 13%, а масса подкожной жировой ткани меньше на 10%; туловище юношей немного короче, а руки и ноги длиннее, чем у девушек.

В этом возрасте почти заканчивается процесс окостенения большей части скелета. Рост трубчатых костей в ширину усиливается, а в длину замедляется. Интенсивно развивается грудная клетка, особенно у юношей. Скелет способен выдерживать значительные нагрузки. Развитие костного аппарата сопровождается формированием мышц, сухожилий, связок. Мышцы развиваются равномерно и быстро, в связи с чем увеличивается мышечная масса, растет сила. В этом возрасте отмечается асимметрия в увеличении силы мышц правой и левой половин тела. Необходимо большее воздействие на левую половину с целью симметричного развития мышц туловища. В этом возрасте появляются благоприятные возможности для развития силы и выносливости мышц.

У девушек, в отличие от юношей, наблюдается значительно меньший прирост мышечной массы, заметно отстает в развитии плечевой пояс, но зато интенсивно развивается тазовый пояс и мышцы тазового дна. Грудная клетка, сердце, легкие, дыхательные мышцы менее развиты, чем у юношей. Поэтому функциональные возможности органов кровообращения и дыхания гораздо ниже.

Сердце юношей на 10—15% больше по объему и массе, чем у девушек, пульс реже на 6—8 уд./мин, сердечные сокращения сильнее, что обусловливает больший выброс крови в сосуды и более высокое кровяное давление. Девушки дышат чаще и не так глубоко, как юноши; жизненная емкость их легких примерно на 100 см 3 (0,1 л) меньше.

Большие изменения происходят в мыслительной деятельности. Повышается способность понимать структуру движений, точно воспроизводить и дифференцировать отдельные (силовые, временные и пространственные) движения, осуществлять двигательные действия в целом.

Юноши и девушки могут проявлять достаточно высокую волевую активность, например, настойчивость в достижении поставленной цели, способность к терпению при утомлении. Однако у девушек снижается смелость, что создает определенные трудности в физическом воспитании.

В юношеском возрасте сохраняются немалые резервы для улучшения физических (двигательных) способностей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector