Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

С каждым годом возрастает количество детей с речевой патологией. Одним из самых сложных и самых распространённых дефектов речи является общее недоразвитие речи. Общее недоразвитие речи (ОНР) оказывает большое влияние на формировании у детей эмоционально-волевой сферы. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает появление вторичных дефектов

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как если ребенок не умеет управлять своими эмоциями и не может корректно воспринимать эмоциональное состояние другого, то его общение с окружающими нельзя считать эффективным [1].

Исследуя эмоциональную сферу старших дошкольников, мы сделали акцент преимущественно на выявлении особенностей идентификации эмоций различных модальностей, на исследовании уровня тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций и на определении личностных особенностей ребенка.

Для качественной и последовательной работы мы определим следующие этапы предпроектного исследования:

Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «****** № ***» г. Красноярска.

В исследовании были задействованы 15 детей с общим недоразвитием речи в возрасте от 5 до 6 лет.

Для проведения диагностики старших дошкольников с общим недоразвитием речи нами были выбраны следующие методики:

1. «Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотова (диагностическая серия №2).

2. «Тест тревожности» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).

3. Проективная методика «Несуществующее животное» ((М.3.Друкаревич).

4. Методика «Эмоциональная идентификация» Е. И. Изотовой (диагностическая серия №2, форма – В (для детей 5 – 6 лет)).

Методика Е. И. Изотовой помогла выявить особенности идентификации эмоций различных модальностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, индивидуальные особенности эмоционального развития [2, с. 200].

Идентификации детьми эмоций различных модальностей представлены ниже ниже (рис. 1, 2).

Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников

Рис. 1. Распределение выборочной совокупности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по видам идентификации эмоций различных модальностей

Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников

Рис. 2. Распределение выборочной совокупности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по способности идентификации и сопоставления эмоций различных модальностей эмоций различных модальностей

Количественные результаты диагностического приадены ниже (рис. 3).

Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников

Рис. 3. Распределение выборочной совокупности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по способности идентификации и сопоставления эмоций различных модальностей эмоций различных модальностей относительно поуровнего распределения

Следующая методика, которую мы проводили – это проективная методика «Несуществующее животное» (М.3.Друкаревич).

Цель: выявить наличие тревожности, негативных эмоциональных проявления, скрытых страхов [3, с. 280].

Количественные результаты диагностического исследования по методике «Несуществующее животное» приведены ниже (рис. 4).

Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников

Рис. 4. Результаты методики «Рисунок несуществующего животного» (М.3.Друкаревич)

Последней была проведена методика «Тест тревожности» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).

Цель: исследовать эмоциональные проявления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми [2].

Количественные результаты диагностического задания отражены ниже (рис. 5).

Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников

Рис. 5. Распределение выборочной совокупности детей старшего дошкольного возраста с ОНР по уровню тревожности

Анализ показал, что дети с ОНР в большинстве находятся на высоком и среднем уровнях тревожности.

В целом по проведенным диагностикам можно сделать следующие выводы:

1. У старших дошкольников с ОНР плохо развиты: понимание разнообразных эмоций, личные проявления эмоционального развития, при воспроизведении названных эмоциональных состояний. В большинстве дошкольнику сложно точно распознать и определить эмоцию, требуется помощь: помощь содержательного и (или) помощь предметно-действенного характера. Дошкольник может верно понять, показать и соотнести только до 4-6 эмоций. С мимическим изображением какого-либо эмоционального состояния, у данной группы детей, возникают сложности.

2. У детей отмечается наличие таких состояний, как: повышенная тревожность; агрессивные тенденции; страхи; проблемы социализации; мышечное напряжение.

3. Для детей с ОНР характерны повышенная тревожность.

4. У детей данной группы были дополнительно зафиксированы следующие особенности: психофизическое напряжение, эмоциональных дискомфорт и сложности в установлении доверительного контакта, так как они более замкнутые и менее адаптированы к определенного рода социальным ситуациям.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector