Особенности развития ребенка дошкольника

Вы будете перенаправлены на Автор24

Общая характеристика периода дошкольного детства

Дошкольный возраст – это этап психического развития ребенка, который протекает в возрастном диапазоне от 3-х до 7-ми лет.

Дошкольный возраст принято подразделять на три периода:

  • Младший дошкольный возраст – от 3-х до 4-х лет.
  • Средний дошкольный возраст – от 4-х до 5-ти лет.
  • Старший дошкольный возраст – от 5-ти до 7-ми лет.

Основной особенность период дошкольного детства является то, что ребенок очень активно познает окружающий мир, овладевает различными знаниями, умения и навыками, расширяет и обогащает свой жизненный опыт. Главным стремлением ребенка является как можно скорее войти (включиться) во взрослую жизнь и быть самостоятельными. Однако это ему еще не доступно. Именно из этого противоречия зарождается сюжетно-ролевая игра, в которой ребенок дошкольного возраста, может почувствовать себя взрослым, «примерить» на себе определенную профессию или социальную роль.

На протяжении всего периода дошкольного детства организм ребенка очень активно растет и развивается, совершенствуется нервная система и процессы высшей нервной деятельности. В этой связи очень важно гармоничное развитие физических и психических процессов.

Основные характеристики развития ребенка дошкольного возраста:

  1. Высокий уровень познавательной деятельности.
  2. Память и внимание непосредственны и ситуативны. Несмотря на то, что память ребенка дошкольного возраста имеет непроизвольный характер, он способен запоминать те события и предметы, которые вызывают у него сильный эмоциональный всплеск. Внимание так же непроизвольно, ребенку сложно сосредоточится на одном предмете, но к концу дошкольного возраста дети уже способны управлять своим внимание, что говорит о готовности обучаться в школе.
  3. Поведение ситуативно, но к старшему дошкольному возрасту, ребенок уже способен им управлять, вырабатываются навыки саморегуляции.
  4. Речь дошкольника играет ключевую роль в его развитии, и в процессе познания окружающего мира. Посредством речи дети дошкольного возраста овладевают различными видами деятельности, устанавливают взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
  5. Процесс обучения детей дошкольного возраста основан на процессах наглядного мышления и чувственного познания.
  6. Основной тип мышления – наглядно-образное мышление.

Готовые работы на аналогичную тему

Психология дошкольного возраста изучает основные виды деятельности в дошкольном возрасте, среди которых:

  • Игра – является ведущим видом деятельности ребенка, она позволяет ему развивать мелкую моторику, мыслительные процессы, осваивать коммуникативные навыки и т.д. Игра используется не только как вид свободной деятельности ребенка, но и она может быть организованной, то есть целенаправленной. Кроме того, игра активно используется с целью обучения детей дошкольного возраста.
  • Изобразительная деятельность – позволяет ребенку развиваться творчески, совершенствует его умения и навыки, а полученные продукты деятельности, наглядно показывают результаты работы, что делает данный вид деятельности более привлекательным для дошкольников.
  • Трудовая деятельность – активизирует у детей дошкольного возраста процессы развития личности и силы воли. В ходе трудовой деятельности ребенок имеет возможность получить свои первые представления о нормах поведения в обществе, нравственности и значимости труда. Овладевая трудовыми навыками, ребенок учится не только обслуживать себя, приносить своим трудом пользу для окружающих, но и ценить свой труд и труд других людей.

Особое значение для ребенка дошкольного возраста имеет посещение детского сада. Это связано с тем, что именно в детском саду дети впервые получают навык социального взаимодействия со сверстниками, учатся жить в группе (коллективе).

Особенности воспитания и обучения детей дошкольного возраста

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста – это ключевые направления в дошкольной педагогике и психологии.

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста имеет ряд специфических особенностей:

  1. Процесс усвоения новых знаний, умений и навыков происходит в форме игры, либо с использованием иных методов предметной деятельности, привлекательной для детей. В случае, если процесс обучения становится монотонным (например, в виде лекции, монолога или школьного урока), то дети не способные еще управлять своим вниманием и поведением, попросту не смогут усвоить преподносимый им материл.
  2. Развитие мыслительных процессов, психических функций и воображения осуществляется посредством организованных занятий по рисованию, лепке, конструированию, аппликации, моделированию и т.д.
  3. Одной из характерных особенностей творческих занятий является то, что они могут успешно компенсировать и заменять друг друга. Это позволяет выбрать тот вид деятельности, который больше всего интересен ребенку. Например, если ребенку больше всего нравится лепить из пластилина, то занятия лепкой могут составлять до 80% его творческой деятельности. Остальные виды деятельности не стоит игнорировать, они также должны присутствовать в развитии ребенка, но приоритетным все-таки будет лепка.

Основная задача воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста – это подготовка к школьному обучению.

Процесс подготовки ребенка дошкольного возраста к учебной деятельности включает в себя совершенствование таких способностей как:

  • выполнение заданий по образцу;
  • ориентировка на заданный метод действий;
  • выработка мелко моторики и др.

Благодаря этому дальнейшие познавательные психические процессы происходят в произвольном порядке и быстрее откладываются в памяти, что является возрастной особенностью детей дошкольного возраста.

Ребёнок узнаёт о существовании такого заведения, как школа. К концу дошкольного периода нужно как-то заинтересовать ребёнка поступлением его в школу. Ребёнок должен иметь базовый уровень знаний для поступления в школу. Доказано, что дети, прошедшие детский сад, более спокойно переживают поступление в школу и новую среду сверстников.

Характеристика развития детей дошкольного возраста. Кризисы

В дошкольном возрасте, который длится от трех лет до шести, происходят главные события в жизни ребенка. Во-первых, это возраст кризисный и он характеризуется некоторыми особенностями, переводящими малыша в другую возрастную группу. В обобщенном виде симптомы кризиса выглядят следующим образом:

* отказ подчиняться требованиям взрослого. Но это не связано с непослушанием. Это просто отрицательная реакция, направленная на конкретного человека;

* осознание ребенком своей личности. Не владея другими механизмами ее выделения, он начинает упрямиться, настаивать на своем решении;

* частое выражение протеста против действий взрослых;

* обесценивание позиции взрослого;

* стремление к самостоятельности, настаивание на своем.

Из характеристик мы видим, что кризис этих трех лет, прежде всего, имеет социальные корни, выраженные в попытке изменить уровень взаимоотношений ребенка и взрослых. Стремление малыша к самостоятельности, к «вхождению» во взрослую жизнь ознаменовывается тем, что в этом возрасте взрослые становятся для ребенка образцами действий. Именно от них и зависит, как малыш, да и его окружение, перенесут этот кризис. С ним не надо бороться, надо лишь учитывать специфические механизмы, действующие на становление ребенка в дошкольном возрасте.

Его потребности, в отличие от младенческого возраста, круто меняются. Главными становятся потребности в активном движении, активном общении и активном впечатлении. Ведущим средством общения у ребенка этого возраста становится речь. Кто не знает «почемучек», задающих тысячу вопросов взрослым! Ответы на вопросы помогают маленькому человечку расширять его знакомство с окружающей действительностью. Очень важен ответ взрослого. Он должен быть серьезным и понятным. Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра. В игре дети получают новые знания об окружающем их мире, уточняют уже имеющиеся у них представления и регулируют свои взаимоотношения со сверстниками. Игра помогает детям управлять своим поведением, принимать новые для них практические решения. Почему игра становится таким важным действием для дошкольника? Ответить на этот вопрос поможет разбор структуры игры. В нее входят следующие компоненты:

• роль — игровые действия — перенос значений — товарищ по игре — правила

Выполнение роли в игре — для ребенка очень важный акт. Ведь именно проигрывая роль, он берет на себя функции взрослого человека, что обогащает его социальный опыт.

Игровые действия носят изобразительный характер. Они значимы для ребенка, поскольку в действиях он учится преобразовывать действительность.

В игре ребенок осуществляет перенос значений с одного предмета на другой. Он моделирует воображаемую ситуацию и учится оперировать разными предметами, «додумывая» их роль в игре. Вместо сабли — палка, похожая по своему абрису на саблю. Вместо лошади — швабра, поскольку имеет «лохматую» часть, похожую на гриву.

В игре обязательно нужен товарищ, иначе она теряет свою привлекательность. В игре рождается смысл действий одного играющего для другого участника.

Правила для ребенка в игре очень важны, поскольку он получает удовольствие от правильности своих действий. Это новый вид удовлетворения потребности в этом возрасте, новая форма удовольствия — сделать по правилам.

Ролевая игра аккумулирует появление элементов труда в деятельности ребенка, поскольку сюжет, как правило, требует определенных трудовых усилий. Именно она выполняет главную роль в подготовке дошкольника к овладению социальным опытом.

Дошкольный возраст является главным этапом развития познавательных процессов ребенка. Он характеризуется совершенствованием ощущений, восприятий, наглядных представлений. Мышление дошкольника развивается от наглядно-действенного (в младенчестве) к наглядно-образному. Это позволяет ребенку устанавливать связи между предметами и их свойствами. Таким образом, ребенок овладевает перцептивными действиями, позволяющими вычленять наиболее характерные свойства предметов. Развитие мышления тесно связано с речью. Конечно, в три-четыре года речь еще не выполняет планирующей функции. Ребенок способен представить ход практического действия, но не умеет рассказать о действии, которое надо произвести. К примеру, малышу трех и шестилетнему предложили собрать пазл. Трехлетний ребенок делает наугад, и если у него получается, очень радуется. Шестилетний сначала проговаривает свои действия: «Сначала я положу крышу на домик, а потом забор и цветок, который растет у забора».

Этот возраст характеризуется развитием памяти, она все больше выделяется из восприятия. Конечно, еще значительную роль играет узнавание при повторном восприятии какого-либо предмета, но чем дальше, тем заметнее у ребенка проявление способности к воспроизведению. Сначала формируется произвольное воспроизведение, а затем произвольное запоминание.

Еще в раннем детстве у ребенка начинает формироваться воображение. Но на этой стадии он выступает в роли пассивного слушателя сказок, рассказов. Малыш, конечно, сопереживает героям, но ему не всегда хватает терпения дослушать до конца. Поэтому для раннего возраста выпускают книжки-малышки, содержащие небольшие тексты и привлекательные картинки. В дошкольном возрасте, где ведущей деятельностью выступает игра, воображение бурно развивается. Особенности образов, которые создает дошкольник, состоят в том, что они могут существовать только в рамках какой-либо деятельности. Как ничто лучше для этого подходят игра, конструирование, рисование, лепка. Они создают внешнюю оболочку для поддержания воображаемых образов.

Надо отметить, что дошкольный возраст является начальным этапом формирования личности ребенка. Главными элементами выступают система мотивов, нравственные нормы и произвольность поведения. У малыша уже различают личные и общественно значимые мотивы. Преобладают личные мотивы. Достаточно посмотреть, как ребенок стремится обеспечить себя необходимыми предметами в игре, в бытовых сценках. Во взаимодействии со взрослыми ребенок стремится заслужить похвалу. Он тянется к ласке. У него такая большая потребность в положительной оценке своей личности, что частенько он преувеличивает плоды своей деятельности.

В дошкольном возрасте начинают формироваться представления о нравственных нормах. Малыш знакомится с тем, «что такое хорошо и что такое плохо». Естественно, в нравственной ориентации основополагающий пример задает взрослый. Ребенок ориентируется в своих поступках на его поступки.

Поведение у детей пока неустойчивое. Оно постоянно меняется в зависимости от увиденного в жизни или в кино, от прочитанного. Ребенок еще очень зависим в своих действиях от взрослых или сверстников, он подражает, не заботясь о правильности своего поведения. Он еще не научился соотносить степень правильности своего поведения и «образца».

К концу этого периода уже могут проявиться зачатки произвольного поведения, которое характеризуется устойчивостью, неситуативностью, умением ребенка соотносить внешние стимулы и внутреннюю позицию.

Важным моментом в развитии дошкольников является возникновение своего личного сознания и нахождение своего места во взрослом мире, стремление к положительно оцениваемой взрослыми деятельности. Ребенку очень важно, чтобы дело его рук было оценено родителями или воспитателями. И уж, конечно, он стремится к высокой оценке своего труда.

Дошкольное развитие детей является очень важной задачей, от успешного выполнения которой будет зависеть многое в дальнейшей жизни ребёнка. Его успех в школе, адаптация к новому окружению, способность грамотно и быстро анализировать ситуацию и принимать правильное решение, способности в математике, спорте – всё это и многое другое непосредственно зависит от того, что получают дети в дошкольном возрасте.

Особенности развития ребенка дошкольника

Особенности развития дошкольников

Развитие детей дошкольного возраста в период от 3 до 7 лет проходит через несколько важных этапов. В этот период закладываются и изменяются фундаментальные особенности ребёнка: его психика, скорость восприятия информации, эмоции, память, закладываются основы характера, личности и самооценки. Помимо бурного личностного роста происходит и рост физический. Ребёнок растет, у него укрепляется мускулатура, повышаются возможности, а с ними и ответственность.

Особенности развития младших школьников

Развитие ребёнка младшего школьного возраста переходит на новую, ранее неизведанную ступень. Ребёнок приобретает новую социальную роль – школьник, а вместе с этим начинает усваивать социальные правила, учится взаимодействовать с ними. Попав в новую систему, появляется необходимость управлять своим вниманием, не отвлекаться на различные раздражающие факторы, а это, в свою очередь, формирует самоконтроль.

Ответственность родителей за развитие детей дошкольного возраста

Обязанность каждого родителя – приложить максимум усилий для успешного дошкольного развития детей и сделать всё возможное для того, чтобы дошкольник получал именно в эти годы как можно больше знаний и навыков. Будущее ребёнка начинает формироваться не в старших классах школы, как многие ошибочно считают, а именно с азов и знаний, заложенных в самом раннем возрасте.

Что же делать, если плотный рабочий график родителей не позволяет проводить много времени с сыном или дочерью, а уж тем более заниматься с ним и осваивать что-то новое по несколько часов каждый день? На помощь приходят детские дошкольные учреждения и специальные центры, в которых работают профессиональные педагоги, психологи и другие специалисты. Они делают все возможное для того, чтобы подготовить ребёнка к школе, в которой он будет чувствовать себя комфортно.

Особенности развития ребенка дошкольника

Основные аспекты развития дошкольников и младших школьников

Подготовка детей к школе – это очень ответственная работа, которая требует наличия определённых знаний и навыков, а также большого опыта. Когда школьник уверенно, с огромным желанием и интересом переступает порог школы, это отражается на качестве всего дальнейшего обучения.

Развитие детей дошкольного возраста, а также младших школьников, по мнению многих профессиональных педагогов и воспитателей, идет быстро и с огромной заинтересованностью малышей ко всему новому. Им хочется как можно быстрее научиться понимать время по часам, уметь считать и писать, осваивать что-то интересное. Главная задача взрослых – не упустить ничего в этот период.

Развитие дошкольников и младших школьников с помощью ментальной арифметики

Во многих странах мира последние годы всё большей популярностью пользуется программа ментальной арифметики, которая позволяет максимально эффективно провести развитие дошкольников и младших школьников с огромной пользой и высоким результатом для ребёнка. Ментальная арифметика – это специальная методика для детей в возрасте от 4 до 16 лет, которая позволяет эффективно развивать умственные способности и творческий потенциал ребёнка любого возраста.

Она основана на знаниях, полученных человечеством 2 тысячи лет назад, и заставляет работать и развиваться оба полушария детского мозга при помощи арифметических вычислений. Учёными доказано, что оба полушария развиты всего лишь у 5% людей, а способность использовать оба полушария помогает максимально расширить интеллектуальный и творческий потенциал. Данная методика, которую успешно реализует детский центр развития AMAKids, способствует гармоничному развитию обоих полушарий детского мозга.

Особенности развития ребенка дошкольника

Влияние дошкольного развития на будущее ребёнка

Ребёнок, освоивший методику, обладает быстрой реакцией, развитым логическим мышлением, хорошей памятью, развитой интуицией и способностью самостоятельно анализировать и решать многие вопросы. Развитие школьников и детей младшего дошкольного возраста, которые проходят обучение методике ментальной арифметики, позволяет открыть у них скрытый творческий и умственный потенциал. Всё это окажет положительное влияние на успеваемость, становление личности сына или дочери, формирование многих особенностей и качеств характера, которые помогут стать уверенным в себе и успешным во взрослой жизни.

Отличная успеваемость, легкое изучение иностранных языков, освоение музыкальных инструментов и различных видов спорта, уверенность в себе и в завтрашнем дне, развитие лидерских способностей – всё это получают школьники, освоившие ментальную арифметику.

Развитие с помощью ментальной арифметики от amakids

Каждый ребёнок особенный – кто-то больше предрасположен к точным наукам, кому-то ближе творчество и полет мысли. Это зависит от развития головного мозга, а именно его полушарий. Не секрет, что люди, у которых развито правое полушарие – более творческие натуры, у них развиты навыки общения, художественные и музыкальные способности. Эмоции, воображение и мечты – это тоже правое полушарие. Левое полушарие отвечает за логику, систематическую обработку информации, математические способности. Кажется невозможным, чтобы для решения математической или логической задачи использовалось правое полушарие, однако это не так.

Особенности развития ребенка дошкольника

Методы ментальной арифметики используют правое полушарие в равной степени с левым. Как следствие – гармоничное развитие и совместная работа двух полушарий мозга. Ребёнок видит решение не только на бумаге, но и в жизни, он визуализирует его, использует мелкую моторику, улучшает воображение и способности к творчеству. Использование двух полушарий в разы увеличивают скорость восприятия информации, она запоминается проще, её легче использовать в обычной жизни.

Центр образования детей AMAKids приглашает на занятия с профессиональными педагогами и психологами детей от 5 до 16 лет. Опытные специалисты помогут освоить методику ребёнку любого возраста, как дошкольнику, так и школьнику. Развивающие занятия для детей проводятся с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка. Детям это даст возможность делать уверенные шаги в свое будущее, а родители уже через некоторое время смогут увидеть все положительные изменения в жизни сына или дочери и оценить положительное влияние методики.

Если у вас есть вопросы, мы с радостью ответим на них и проконсультируем вас более подробно. Не теряйте драгоценное время, задумайтесь о будущем своего ребёнка уже сегодня, даже если он ещё совсем маленький.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector