Особенности развития речи детей дошкольного возраста

Особенности речевого развития детей 5-6 лет

Консультация для родителей

Речь – одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, высказывает свои мысли и взгляды. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) речевое развитие выделено в отдельную образовательную область. Стандарт определяет речевое развитие следующим образом: « Речевое развитие включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Всем хорошо известно, что речь не является врожденной способностью человека. Она формируется постепенно в процессе роста и развития человека. Опишем основные характеристики речи детей 5-6 лет.

Словарь детей 5-6 лет

В возрасте 5-6 лет словарь детей активно пополняется новыми словами. Это связано с интенсивным расширением представлений об окружающем мире. В целом к концу шестого года жизни словарь детей достигает 3000-4000 слов. Расширяется словарь обобщений, особенно за счет широких родовых понятий, например: растения – это деревья, кустарники, травы, цветы.

В речи детей 5 лет начинают появляться «сорные» слова, на которые необходимо обращать внимание. В каждом конкретном случае следует искать свои способы воздействия на ребенка: для одних это «темница для лишних слов», для других это прямой запрет на употребление «сорных» слов.

Грамматический строй речи детей 5-6 лет

На шестом году жизни речь детей становится более правильной. Они достаточно хорошо образуют множественное число существительных (кукла – куклы, изменяют слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (кукла – куколка). Быстро накапливается «математический» словарь, что заставляет детей согласовывать числительные с существительными, и они успешно справляются с этой задачей (одна кукла, две куклы). Дети 5 лет уверенно согласуют притяжательные местоимения мой, моя, моё, мои с существительными (моя кукла, мой мяч). Однако в этом возрасте можно столкнуться с некоторыми затруднениями при образовании некоторых существительных множественного числа родительного падежа (чулок, носков, ботинок, тапочек и т. д.).

Звуковая культура речи детей 5-6 лет

Речевой слух. Уровень развития речевого слуха ребенка в 5 лет позволяет ему:

— контролировать правильность собственной речи и речи окружающих в произношении звуков и слов;

— усваивать правила ударения в соответствии с традициями родного языка;

— выделять первую фонему (звук) в слове; находить в слове место определенного звука; определять последовательность звуков в односложных словах (например, сок);

— овладеть делением слова на слоги.

Речевое дыхание. У детей 5 лет продолжает формироваться правильное речевое дыхание с коротким вдохом и длительным выдохом. Дыхательная струя становится длиннее, что позволяет ребенку произносить на одном вдохе фразу, состоящую из 5-6 слов. В противном случае может возникнуть физиологическое заикание, когда ребенку при нехватке воздуха приходится прерываться посредине слова. Так появляются речевые запинки, которые могут перейти в привычку.

Звукопроизношение. В 5 лет некоторые дети еще могут испытывать сложности в произношении сонорных звуков [л], [р], шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ], трудности употребления проявляются в замене звуков (р на л; ш на с, нестойкости употребления (жук жужжит).

Словопроизношение. Детям 5 лет доступно произношение слов сложной звукослоговой конструкции. Из речи постепенно исчезают замена звуков и сокращение слов. Дети успешно справляются с произнесением слов, в которых имеются множественные стечения согласных (конструктор, экскурсия).

Связная речь детей 5-6 лет

В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие связной речи – диалога и монолога. Однако взрослым следует знать, что для детей дошкольного возраста первостепенное значение имеет овладение диалогической речью – необходимым условием полноценного социального развития ребенка. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Определенно дети достигают больших успехов в развитии диалогической речи в условиях социального благополучия, которое подразумевает, что окружающие взрослые относятся к ним с чувством глубокой любви и уважения; когда взрослые считаются с ребенком, чутко прислушиваются к его мнению и учитывая его интересы; когда взрослые не только говорят сами, но и умеют слушать своего ребенка, занимая позицию тактичного собеседника.

Монолог – более сложная форма речи, развитие и становление которой требуют от ребенка определенного уровня общего развития. По данным отечественных исследований, элементы монологической речи появляются у детей лишь к 5 годам. С этого времени ребенок начинает овладевать сложнейшей формой сообщения в виде монолога-рассказа о пережитом и увиденном.

На сегодняшний день нам известно, что в связной речи дошкольников наблюдается явное преобладание диалогической речи над монологической, особенно у детей до 5 лет. В речи детей 5-8 лет появляются элементы монологических высказываний, но они ситуативны. Для правильного понимания прослушанного необходимы дополнительные вопросы, а это означает, что монологические высказывания старших дошкольников характеризуются тяготением к диалогу.

Подготовка к обучению грамоте

Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Взрослым необходимо помнить, что чтение, и особенно письмо, — сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка. Не стоит торопиться в погоне за внешними эффектами (мой ребенок уже знает буквы, уже пишет). Подобная торопливость оборачивается впоследствии колоссальными трудностями. Речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и правильно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Задача взрослых состоит в том, чтобы во взаимодействии сада и семьи подготовить пятилетнего ребенка к серьезному последующему обучению чтению и письму.

Нормальное формирование навыков чтения включает в себя определенные последовательные этапы:

— всестороння работа со звуком;

— знакомство с образом буквы и закрепление его;

Вы будете перенаправлены на Автор24

Особенности речи детей дошкольного возраста и необходимость ее развития

Дошкольный возраст – это период развития ребенка в возрасте от 3 до 7 лет. В рамках этого периода выделяют три ступени:

  • младший дошкольный возраст – 3-4 года;
  • средний дошкольный возраст – 4-5 лет;
  • старший дошкольный возраст – 5-7 лет.

Развитие речи у детей воспринимается многими взрослыми в качестве основного показателя интеллектуального развития. Это объясняется тем, что высказывания и разговор помогают отследить осведомленность и логику ребенка. Мышление и речь тесно связаны между собой, но степень развития речи – только часть интеллектуального уровня личности.

Вместе с тем, речь для дошкольников является многофункциональным средством. Она помогает получить информацию и установить контакт с окружающим миром. Словами ребенок закрепляет в сознании результаты предметной деятельности. Также слова помогают детям воспринимать и использовать образы.

Речь дошкольника отличается эгоцентричностью и спонтанностью. Он говорит скорее для себя самого, используя монологи и повторения. То есть, речь детей похожа на озвучивание мыслей, с произношением которых приходит понимание. Слова усиливают деятельность и поддерживают ребенка в его действиях.

Детям-дошкольникам одинаково важны познавательная и коммуникативная речевые функции. Слушая взрослых, дети впитывают информацию и открывают окружающий мир. Вместе с тем, дети учатся говорить и стремятся, чтобы их понимали.

Задачи речевого развития

Психоречевое развитие детей происходит, в первую очередь, в связи с закономерными процессами созревания организма и становления личности. Все, чем неосознанно руководствуется ребенок при познании мира – это его потребности. Взрослые люди хорошо понимают, что ребенку за несколько лет необходимо освоить немалый путь в речевом развитии. Пока ребенку пора будет идти в школу, ребенок должен:

  • знать и использовать большое количество слов;
  • понимать речь и связно говорить;
  • используя речь, получать разную познавательную информацию;
  • общаться со взрослыми и ровесниками.

Готовые работы на аналогичную тему

Все названные задачи – наиболее важные в развитии речи детей-дошкольников. Решаются они постепенно на каждой ступени.

Психологические особенности и этапы формирования речи дошкольников

Психологические особенности развития речи детей дошкольников обусловлены тем, что на каждом темпе их жизни задается свой ритм и темп. Годы дошкольного возраста насыщены освоением действий, формированием процессов психики, накоплением эмоционального опыта.

К трем годам дети обычно знают уже 1,5 тысячи слов. В их фразах можно встретить все части речи, но преобладают в ней глаголы и существительные.

Ребенку уже недостаточно показа действиями, он стремится их описывать и объяснять словами. В 3-4 года речь еще отличается аграмматичностью. Отдельные слова неуклюже объединяются, отражают только интерес, потребности и желания ребенка. Никакая логика умозаключений на данной стадии не отслеживается. Предложения короткие и простые.

Мышление детей еще сильно связано с наглядной ситуацией и базируется на сиюминутных впечатлениях. Поэтому речь детей ситуативна, то есть без внешних подсказок, представленных окружающими предметами и явлениями, сложно понять, о чем говорит ребенок.

Фонематический слух в этом возрасте уже сформирован, но многие звуки еще не удается произнести из-за сложной артикуляции. Особенно тяжело даются детям слова с несколькими согласными звуками подряд.

В 4 года дошкольники уже могут оперировать значительным запасом слов, активно используя простые предложения. В отдельных словосочетаниях они произносят шипящие, но их произношение отличается неустойчивостью. Начинается формирование ориентировки на звучание слова. Дети могут придумывать слова, лишенные смысла, но смешно рифмующиеся с уже им известными, например, каша-малаша.

К пяти годам грамматический строй речи в высказываниях выходит на новый уровень. Дошкольник может составлять сложноподчиненные предложения с учетом порядка слов, употребляет слова в нужных падежах, изменяет их в родах и числах.

В период старшего дошкольного возраста речевые навыки переходят на новый уровень, и ситуативные простые предложения постепенно сменяются связной речью.

Связная, или контекстная речь – это речь, связанная смысловым содержанием. Содержание достаточно полно раскрывает мысль или намерение говорящего, а мысль выражается последовательно и правильно построенными предложениями.

Познавательное речевое развитие детей старшего дошкольного возраста дает им возможность излагать свои мысли понятным языком. В этом возрасте дети говорят, ориентируясь на слушателя.

Важное достижение этого возраста – появление речевых форм деятельности. Старший дошкольник воспринимает в качестве деятельности слушание, рассказы, чтение и рассуждение.

Формирование речевых навыков детей-дошкольников в общении

Коммуникативная функция речи также важна, как и познавательная. Речь формируется на основании потребности в общении, как наиболее удобный способ контактировать.

Общение между детьми создает подходящие условия для запуска природного механизма развития общих речевых навыков.

Дети, при занятиях своими делами, постоянно разговаривают: комментируют свои действия, обращаются друг к другу. Часто они при этом принимают точку зрения партнера по игре.

В общении со сверстниками речь более связная и эмоциональная, что объясняется тем, что ребенок связан со сверстниками общей деятельностью. Дети играют и в игровом процессе что-то обсуждают, выясняют. Контекст таких разговоров определен ролями и игрой, но на форму речевого общения влияет расположенность и симпатия к отдельным друзьям.

Общение дошкольников со взрослыми чаще носит характер познавательной деятельности. Беседа выстраивается вокруг бытовых вопросов, родители стремятся отслеживать речевые нормы и высказывания ребенка. Сверстники не знают никаких норм, поэтому речевое общение протекает свободно, что и привлекает детей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector