Особенности воспитания одаренных детей

Особенности воспитания одаренных детей

Воспитание одаренных детей — это задача, которая выпадает на долю далеко не каждого родителя, поэтому здесь нет тривиальных, привычных, рядовых проблем, с которыми сталкиваются обычные мама с папой. Если ребенок обладает даром, талантом, что его жизнь будет особенной, и в равной степени, она будет особенной и для окружающих его людей.

Одаренность и талант — это подарок, но нужно уметь им правильно распорядиться. Одаренный ребенок — это тот, кто развивается раньше других, по-другому. Он требует изменения установившихся норм взаимоотношений, других учебных программ, он очень любопытен, и не терпит никаких ограничений в своих исследованиях мира. Мозг талантливого ребенка отличается громадным «аппетитом» и способностью «переваривать» интеллектуальную пищу. С самого детства он увлекается построением собственных схем и систем, обладает отличной памятью, его отличает способность классифицировать и категоризировать информацию.

Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью, они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда Особенности воспитания одаренных детейим навязывают готовый ответ. В этом заключено зерно будущих конфликтов в классе (большинство учителей начальной школы ориентируются на детей с низким порогом отключения, то есть предпочитают отвечать на собственные вопросы, будучи уверены, что дети не смогут найти правильный ответ). Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, погруженность в задачу. Такому ребенку важнее доделать плотину на ручейке, чем не попасть под дождь. В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают предприятия, с которыми не в состоянии справиться.

У одаренного ребенка больше развита рефлексия, мышление, направленное на себя, на то, как его собственная психика справляется с задачей. Он способен самостоятельно выявить причину сбоя в решении задачи.

Замечено, что одаренные дети во младенчестве спят меньше и отказываются от дневного сна раньше, чем их менее талантливые сверстники. Одаренные дети с трудом могут развести реальность и фантазию, причем фантазии такого ребенка очень яркие, прихотливые. Во взрослом состоянии одаренный человек сохраняет элемент игры в работе, творческую раскованность и легкость. Преувеличенные ожидания взрослых от талантливого ребенка приводят к тому, что ребенок становится эмоционально зависимым, нетерпеливым, у него появляется много преувеличенных страхов, он становится раздражительным. Одаренные дети часто страдают от некоторого социального неприятия их со стороны сверстников и учителей, что развивает негативное восприятие самого себя. Однако способности не сохраняются вечно. В детской психологии существует термин «затухание одаренности», что может быть обусловлено разными причинами. Одна из них — отсутствие в структуре одаренности творческого компонента. Еще одна возможная причина связана с изменениями внешних условий, к которым ребенок не был своевременно подготовлен. Чаще всего это происходит из-за несоответствия потребностей.

Особенности воспитания одаренных детейИтак, с чем же могут столкнуться родители при воспитании одаренных детей:

1. Неприязнь к школе. Подобное отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренного ребенка, а это нередко приводит как к нежеланию учиться, посещать школу, так и к проблемному поведению ребенка.

2. Другие игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей, вследствие чего одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

3. Неконформность. Одаренные дети нередко отвергают стандартные требования, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами и кажутся им бессмысленными.

4. Погруженность в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования, в гораздо большей степени, чем для среднего ребенка.

5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться и играть с детьми старшего возраста, из-за чего им трудно становиться лидерами, так как они уступают последним в физическом развитии.

6. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, пока не достигнут высшего уровня, причем свойство это проявляется весьма рано.

7. Ощущение неудовлетворенности по отношению к самому себе связано с характерным для одаренного ребенка стремлением достичь совершенства во всем, чем он занимается. Такой ребенок относится критически к собственным достижениям, часто не удовлетворен, отсюда — ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка.

8. Нереалистические цели. Одаренные дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать (стремление к совершенству и является той силой, которая приводит их к достижениям).

Особенности воспитания одаренных детей

9. Сверхчувствительность. Поскольку одаренные дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Одаренный ребенок более уязвим, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявления неприятия себя окружающими. В результате такой ребенок нередко считается гиперактивным и отвлекающимся, поскольку постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.

9.Потребность во внимании взрослых. В силу природной любознательности и стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых, что вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

10. Нетерпимость. Одаренные дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

Воспитание одаренных детей — задача совершенно особенная. И как вы можете видеть, одаренному ребенку нелегко, ему необходим индивидуальный подход, индивидуальное обучение, и в то же время ему необходимо создавать возможность играть с его сверстниками и общаться. В тех сторонах деятельности, где ребенок не отличается от других — например, в спорте, — он должен участвовать в занятиях со сверстниками наравне с другими, ему надо помогать дружить, чтобы он не вырос одиноким и непонятым.

Актуальность темы исследования. В условиях динамичного роста политического и экономического статуса Республики Казахстан обозначилась потребность общества в людях интеллектуально развитых, талантливых, способных неординарно мыслить, выдвигать прогрессивные идеи по изменению действительности активно влиять на повышение конкурентоспособности государства. В связи с этим стала остро проблема воспитания одаренных детей, так как специальных методик воспитания таких детей недостаточно, необходимо выработать приоритеты, разработать модели и систему их воспитания.

Стремление казахстанского общества к общемировым стандартам образования обусловлена стратегическая цель реформирования системы образования, обеспечивающая создание наиболее благоприятных условий для развития одаренных детей, реализация их творческого и интеллектуального потенциала. Обращение к проблеме раннего выявления и развития одаренных детей, нашло свое отражение в ежегодных посланиях Президента народу Казахстана, в Законе РК «Об образовании», в Распоряжении Президента Республики Казахстан «О государственной поддержке и развитии школ для одаренных детей», в Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010гг., в Концепции развития образования в Республике Казахстан до 2015 года.

Ориентация образовательной политики на разностороннее развитие способностей ребенка включает гармоническое сочетание собственно учебной деятельности с деятельностью творческой, ставит перед обучением важные по своей значимости задачи развития индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, эрудиции, любознательности.

Решение проблемы развития детской одаренности, находится в прямой зависимости от степени реализации условий, обеспечивающих поэлементарное наращивание личностно-мотивационной, когнитивной и креативной сферы каждого ребенка и включающих в формирование новых подходов к развитию одаренности учащихся и их воспитанию, моделирование развивающей среды, создание специальных программ, направленных на поддержание высокого уровня развития способностей, обеспечивающих достижение особых успехов в определенных областях деятельности. Ранее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляют одну из главных задач самосовершенствования образовательного процесса в современной школе.

Истоки философской разработки проблемы заложены в трудах Аль — Фараби, Аристотеля, Гельвеция, Дидро, Локка, Платона. А такие философы современники как Т.И.Артемьева, Ж. М. Абдильдин, К.А Абишев, Б.М.Кедров, П. В Копнин продолжили изучение проблемы развития одаренности в практической деятельности. Педагогические аспекты одаренности рассматривали А. Дистервег, Я. А. Коменский, И. Г. Песталлоцци, Ж. Ж. Руссо, Абай, К. Д. Ушинский, И. Алтынсарин. Педагогические условия одаренности исследовали Г. Ж. Акылбаева, А. М. Бултачеева, Н. Н. Волошина,М. Ж. Жадрина, О.Жумадиллаева, Ж.У.Кобдикова, М. А. Кусаинова, Л. М. Нарикбаева, И .Б. Отческая,. С.А.Филько.

Основная проблема состоит в противоречии между потребностями общества в высокоодаренных выпускниках школ и не достаточным учетом особенностей их воспитания в процессе школьного обучения; между необходимостью теоретического обоснования дидактических условий воспитания и недостаточной разработанностью данной проблемы в научно-педагогической литературе.

Разрешение данных противоречий и поиск научно обоснованных путей их решения определили выбор темы дипломной работы: «Особенности воспитания одаренных детей».

Объект исследования: процесс воспитания одаренных детей.

Предмет исследования: особенности воспитания одаренных детей.

В качестве гипотезы исследования выдвигается следующее предположение: воспитание одаренных детей будет успешным ,если в процессе начального обучения будут созданы психолого-педагогические условия, способствующие развитию интеллектуальных способностей и креативности учащихся.

Цель данной работы: обосновать основные направления решения проблемы воспитания одаренных детей.

Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы предстоит решить следующие задачи:

  • 1. Изучить литературу по теме исследования и ознакомиться с подходами ученых в исследовании данной проблемы.
  • 2. дать психолого-педагогическую характеристику детей с признаками одаренности;
  • 3. выявить психолого-педагогические условия, способствующие воспитанию одаренных детей;
  • 4. экспериментально определить эффективность модели воспитания одаренных младших школьников;
  • 5. Определить особенности воспитания одаренных детей

Источники исследования: труды психологов, педагогов, ученых по проблеме исследования; официальные документы Республики Казахстан; нормативные документы, регулирующие и регламентирующие подготовку учащихся: типовые учебные планы, стандарты и программы.

Методы исследования: для решения поставленных в исследовании задач использовались совокупность методов. Общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение. Методы психологии и педагогики: системный анализ научной и педагогической литературы по педагогике, психологии по исследуемой проблеме, переработка информации с помощью сравнений, аналогий.

Диагностический методы: педагогическое наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент.

Апробация исследования: школа № 3 г. Костаная

Экспериментальная база исследования: школа №3 г. Костаная

Теоретическая значимость. Обобщены различные подходов к изучению общей одаренности и особенности воспитания одаренных младших школьников.

Практическая значимость исследования. Практическая значимость заключается в возможности сформулировать пути раннего выявления одаренности младших школьников. Результаты дипломной работы могут быть использованы в практике начальной школы.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Во введении обосновывается актуальность исследования, формулируются его цель и задачи, определяются объект и предмет исследования, гипотеза, ведущая идея, характеризуются научная новизна и практическая значимость исследования, раскрываются основные положения, выносимые на защиту, описываются базы исследования и используемые методы.

Многие дети рождаются одаренными. Только одни родители успевают заметить это и развить способности ребенка, а другие — нет. Как распознать уникальность своих детей? Какова роль семьи в воспитании одаренного ребенка?

В чем особенность одаренных детей?

Одаренный ребенок отличается более высоким уровнем умственного развития, чем его ровесники. Он любознателен, имеет развитые интеллектуальные и творческие способности.

Особенности в поведении у такого ребенка могут наблюдаться ещё в дошкольном возрасте. Он рано отказывается от дневного сна, демонстрирует высокую познавательную активность.

Педагог В. Слуцкий выделил следующие черты одаренных детей:

  1. Повышенная биохимическая и электрическая активность мозга.
  2. Аналитический склад ума.
  3. Ранняя и развитая речь, обширный словарный запас.
  4. Отличная память и умение мыслить абстрактно.
  5. Умение систематизировать и обрабатывать полученную информацию.

Сложности, с которыми могут столкнуться родители при воспитании одаренных детей:

  1. Не любят ходить в школу. Школьная программа кажется неинтересной и скучной.
  2. Выбирают сложные, интеллектуальные игры. Из-за этого их отвергают сверстники.
  3. Ломают принятые в обществе правила и стандарты.
  4. У одаренных детей проявляется несоответствие физического, социального и интеллектуального развития. При воспитании родители должны помогать его сглаживать.
  5. Рано проявляется перфекционизм. Одаренный ребенок быстро понимают, что такое совершенство, и во всем стремится к нему.
  6. Обладают сверхчувствительностью. У таких детей определяется высокая восприимчивость к сенсорным стимулам.
  7. Захватывают внимание родителей. Им нужно много общения со взрослыми, которые могут ответить на их бесконечные вопросы.

Семья одаренного ребенка

Исследования, проведенные психологами и учеными, позволили выявить некоторые особенности семей, в которых чаще вырастали одаренные дети:

  • оба родителя имеют высшее образование, с активной жизненной позицией;
  • родители и сами в детстве показывали высокие результаты в учебе и могли служить примером одаренных детей;
  • в семье развитием ребенка занимаются все взрослые, в том числе бабушки, дедушки;
  • в более 80% случаев одаренный ребенок — единственный в семье.

Родители замечают особенности одаренного ребенка в раннем возрасте. Они выбирают сосредоточить все внимание на его воспитании и развитии и отказываются от рождения других детей. Наибольшее влияние на развитие уникальности ребенка оказывает родитель противоположного пола. Отмечается, что одаренным людям, добившимся успеха, свойственно сочетание черт характера и поведения обоих полов.

Одаренный ребенок в семье

В семьях наблюдается 3 вида отношений родителей к особенным способностям детей:

  1. Положительное. Одаренность родители воспринимают с радостью. Стараются ее максимально развить, вкладывают в развитие ребенка много ресурсов.
  2. Игнорирующие. Родители предпочитают не замечать особенностей ребенка. При таком отношении дети стараются подавить уникальность и стать «как все». Блокируется творческая энергия ребенка, он замыкается в своем воображении. Часто это приводит к неврозам и психозам.
  3. Отрицательное. Это связано с традицией в обществе высмеивать особенных детей, считать изгоями, сторониться их. На фоне этого родители видят одаренность как недостаток.

Часто в отношениях с одаренным ребенком взрослые транслируют гиперсоциализацию. Они пытаются самоутвердиться за счёт детских способностей и подтвердить свою важность. В приоритете у таких родителей высокие достижения. Эмоциональное и физическое состояние ребенка их не интересуют. Даже если проводится консультирование одаренных детей психологом и озвучивается проблема эмоционального выгорания ребенка, родители не снимают с него нагрузку.

Но совсем не обязательно, что одаренные дети добьются больших успехов в жизни. В психологии есть понятие «затухание одаренности». Причина этого явления — потеря уникальности в изменившихся внешних условиях, к которым дети бывают не готовы.

Хотите воспитать одаренного ребенка, но не знаете как? Обратитесь к педагогу-психологу. Профессионал поможет оценить эмоциональное состояние ребенка и составит программу индивидуального развития. Тех, кто хочет самостоятельно узнать все секреты воспитания одаренных мальчиков и девочек, приглашаем на программу обучения «Практическая психология». Здесь вы получите все необходимые знания по детской психологии, и сами сможете консультировать родителей.

У немалого числа детей с ранним подъемом интеллекта те умственные достоинства, которые обнаруживаются в период ускоренного развития, в той или иной форме сохраняются в дальнейшем, приумножаются — необычность этих детей оказывается действительным предвестником их особых возможностей. Здесь черты детской одаренности как бы выдерживают испытание временем.

Многие думают, что ребёнок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, не будет встречать трудностей в учебных занятиях — ему уготовано более счастливое детство. В действительности же детей с ранним умственным расцветом могут ожидать немалые сложности и дома, и в школе свои драмы в ходе возрастного развития. Так, например, Н. В. Гоголь не обладая особой грамотностью, всю жизнь писал с ошибками.

Прежде всего, важно, как поведут себя родители и другие старшие члены семьи, когда обнаружится необычность ребёнка. Часто наряду с радостью и гордостью такой ребёнок вызывает и озабоченность, даже тревогу, поскольку пристрастие к умственной работе производит у родителей впечатление чрезмерности. Иногда родители, с которыми ничего подобного не происходило, опасливо присматриваются к такой увлеченности, к занятиям не по возрасту. При этом далеко не всегда взрослым удается хотя бы не обрушить на голову ребёнка все свои сомнения и страхи. В других семьях чрезвычайными детскими способностями и успехами ребёнка восхищаются, охотно его демонстрируют знакомым и незнакомым. Так подогревается детское тщеславие; но на основе самомнения и тщеславия нелегко найти общий язык со сверстниками. В дальнейшем это может обернуться немалыми огорчениями для растущего человека.

Дети с ранним умственным подъемом нередко особенно чувствительны к ожиданиям окружающих, их одобрениям и порицаниям. В семье могут ввести запрет на разговоры о талантливости ребёнка, но не всегда он достаточен, кто-нибудь из членов семьи иногда забудется, выразит свой восторг. А ребёнок, естественно, не пропустит, уловит восхищение своим умом, своими успехами. Если же старшие, напротив, нисколько не ценят проявления необычных способностей, смотрят на них как на странность, которая со временем пройдет, то и такое отношение тоже будет «принято к сведению», оно не минует детского сознания.

В семье детям с признаками одаренности труднее, чем обычным. Труднее независимо от того, восхищаются ли ими без меры или считают странными. Взрослые могут ошибаться в своих оценках, когда встречают у ребёнка то, чего они не ожидали.

Часто выступает одна из показательных черт характера ребёнка с ранним подъемом интеллекта — упорное нежелание делать то, что ему неинтересно. Такие дети обычно стремятся заниматься сами. Осложнять их отношения с родителями может и повышенная требовательность к старшим, от которых они добиваются, например, обоснования каких-нибудь высказанных теми утверждений. Некоторые из таких детей, с особо ярким воображением, оказываются выдумщиками, фантазерами, готовыми всех убеждать в том, чего не было, но что возникло в их мечтах. Сильные и слабые стороны такого ребёнка взаимосвязаны, переходят друг в друга. Так, легкость, с которой дается учение, привычка учиться «хватая на лету», может приводить к нежеланию, неумению упорно заниматься; или, например, выраженность у ребёнка умственной самостоятельности, установки на познавание могут оборачиваться своеволием, противопоставлением себя окружающим.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector