Познавательная способность

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ, источники познания — естественные средства познания, являющиеся индивидуальными качествами человека. К П.с. относятся ощущения, представления, восприятия, разум, воля, интеллект, талант, интуиция, память, воображение, дедукция, индукция, аналогия, анализ, синтез. В теории познания велась продолжительная дискуссия по вопросу о достоверном базисе знания, который позволял бы избавляться от ненадежности знания, от обвинений в скептицизме, служил бы надежной основой познавательной деятельности. Эта дискуссия привела к появлению двух основных направлений в теории познания — эмпиризма и рационализма и выявила основные ее проблемы — существования подлинной реальности и врожденных познавательных способностей. Были предприняты также попытки выявления принципиальных оснований классического идеала научности: понятий субъекта и объекта познания, понятия опыта, категориальных принципов познавательной деятельности. Понятие идеала научности исторически меняло свое содержание: теология (средние века), юриспруденция (с XII в.), механика, математика, опытное естествознание, математическое естествознание, логика и пр. Обычное понимание субъекта познания как человека или научного сообщества постепенно уступило место гносеологической абстракции. К субъекту познания стали относить П.с., позволяющие достигать объективной истины и сохранять интерсубъекгивность знания. Попытки достижения этих целей привели к выявлению двух уровней знания: эмпирического (результаты деятельности органов чувств, именно они были названы опытом) и рационального (результаты разумной деятельности, теоретический уровень познания). Одновременно были выведены за пределы субъекта познания специфически индивидуальные качества человека, которые квалифицируют его как личность и которые, с точки зрения этой концепции «мешали» достижению объективной истины. По меткому выражению В. Дильтея, в жилах такого субъекта познания вместо живой крови тек разжиженный сок разума. Такое понимание субъекта познания было совершенно непригодно для гуманитарных наук, да и в методологии естественных наук сейчас используется для решения весьма ограниченного класса задач. Так понимаемому субъекту соответствует такой объект познания, который связан с ним не прямо, а через систему познавательных средств, сведенных к общим естественным познавательным способностям и созданным материально-техническим средствам. Субъект взаимодействует с объектом через предпосылки, гносеологической идеализации, абстракции, от которых тоже зависит соответствие знания действительности.

Многообразие видов П.с. говорит о том, что основных среди них безотносительно к определенной цели познания просто не существует. Выбор предопределен целями и задачами познавательной деятельности, и он усложняется, если учесть, что само познание имеет разный характер: оно может быть научным и обыденным, осуществляться в естественных, гуманитарных и технических науках, может быть теоретическим и экспериментальным и пр.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 420.

Когнитивные (познавательные) способности (cognitive abilities) — К. с. могут рассматриваться и как свойства, присущие всем людям как биолог. виду, напр. способность к овладению родным языком, и как свойства, варьирующие от индивидуума к индивидууму или от одной группы лиц к др., напр. вербальная или… … Психологическая энциклопедия

Интеллект человека (human intelligence) — Осн. вопрос состоит в том, является ли интеллект единой, всесторонней способностью или же совокупностью различных специализированных способностей. Др. проблема связана с полемикой о роли природы и воспитания в развитии интеллекта и формулируется… … Психологическая энциклопедия

Коммуникативные способности — индивидуальнопсихол. особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе О. или выполнения совместной деятельности. К. с. позволяют успешно вступать в контакт с др. людьми,… … Психология общения. Энциклопедический словарь

интеллект — Общая мыслительная способность, позволяющая преодолевать трудности в новых ситуациях. Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008. интеллект … Большая психологическая энциклопедия

КАНТ — (Kant) Иммануил (1724 1804) нем. философ, крупнейший представитель нем. идеализма. Доцент (1755 1770), проф. Кёнигсбергского ун та (1770 1796). В философии К. традиционно выделяется два периода: «докритический» (до 1770) и «критический». Ранние… … Философская энциклопедия

ДИОНИСИЙ КАРТУЗИАНЕЦ — [лат. Dionysius Cartusianus или Cartusiensis; фламанд. Denys Van Leeuwen, Denys De Leeuwis или Denys Van Rijkel; франц. Denys Le Chartreux, Denys à Ryckel] (1402/03, Рейкел, совр. пров. Лимбург, Бельгия 12.03.1471, Рурмонд, совр. пров. Лимбург,… … Православная энциклопедия

Кант Иммануил — (1724 1804) титан философской мысли всех времен. Он часто рассматривается как самый крупный философ после Платона и Аристотеля. Кант родился в Кенигсберге в Восточной Пруссии. Отец его был ремесленником (шорником) и заботился, чтобы дать… … Великие философы: учебный словарь-справочник

УАРТЕ — (Huarte) Хуан (ок. 1530, Сан Хуан де Пье дель Пуэрто, Наварра, не позднее 1592, Баэса), исп. врач и философ материалист. Автор «Исследования способностей к наукам» (1575, рус. пер. I960, вступит. ст. Р. Бургете), в котором способности… … Философская энциклопедия

АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ФИЛОСОФИЯ — Источники классической арабской философии распадаются на две группы. Это, с одной стороны, основополагающие мировоззренческие тезисы, зафиксированные в Коране. Речь не идет о том, что философия сводится на каком то этапе к экзегетической… … Энциклопедия Кольера

СЛАВЯНОФИЛЫ — направление рус. общественной мысли и философии 1840 1850 х гг., представители которого протестовали против односторонней подражательности Западу и поставили своей задачей отыскать «начала русского просвещения», отличные от «просвещения… … Философская энциклопедия

3) разумная (когда мы пытаемся познать принципы мироздания, понять, каков мир на самом деле).

Этим познавательным способностям соотвествуют 3 научные дисциплины

– математика, естествознание и метафизика.

То есть вопрос о том, как возможна рациональная наука распадается на подвопросы:

· Как возможна рациональная математика?

· Как возможно рациональное естествознание?

Кант выделяет априорные формы чувственности: 1) пространство; 2) время

«. наше чувственное представление никоим образом не есть представление о вещах самих по себе, а есть представление только о том способе, каким они нам являются».

«Все, что может быть дано нашим чувствам (внешним — в пространстве, внутреннему — во времени), мы созерцаем только так, как оно нам является, а не как оно есть само по себе. » .

В опыте выделяются два уровня формообразования (активности) субъекта. Во-первых, это априорные формы чувства — пространство и время. В созерцании чувственные данные (материя) осознаются нами в формах пространства и времени, и тем самым опыт чувства становится чем-то необходимым и всеобщим. Это чувственный синтез. На вопрос, как возможна чистая, то есть теоретическая, математика, Кант отвечает: она возможна как априорная наука на основе чистых созерцаний пространства и времени. Чистое созерцание (представление) пространства лежит в основе геометрии, чистое представление времени — в основе арифметики (числовой ряд предполагает наличие счёта, а условием для счёта является время).

Во-вторых, благодаря категориям рассудка связываются данности созерцания. Это рассудочный синтез. Рассудок, согласно Канту, имеет дело с априорными категориями, которые суть «формы мышления». Путь к синтезированному знанию лежит через синтез ощущений и их априорных форм — пространства и времени — с априорными категориями рассудка. «Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить» (Кант). Познание достигается путём соединения созерцаний и понятий (категорий) и представляет собой априорное упорядочение явлений, выражающееся в конструировании предметов на основе ощущений.

Кант выделяет 12 категорий рассудка:

1. Категории количества

2. Категории качества

3. Категории отношения

1. Субстанция и принадлежность

2. Причина и следствие

4. Категории модальности

1. Возможность и невозможность

2. Существование и несуществование

3. Необходимость и случайность

Чувственный материал познания, упорядоченный посредством априорных механизмов созерцания и рассудка, становится тем, что Кант называет опытом. На основе ощущений (которые можно выразить констатациями типа «это жёлтое» или «это сладкое»), которые оформляются через время и пространство, а также через априорные категории рассудка, возникают суждения восприятия: «камень тёплый», «солнце круглое», затем — «солнце светило, а потом камень стал тёплым», и далее — развитые суждения опыта, в которых наблюдаемые объекты и процессы подведены под категорию причинности: «солнце вызвало нагревание камня» и т. д. Понятие опыта у Канта совпадает с понятием природы: «…природа и возможный опыт — совершенно одно и то же».

Схематизм рассудка

Для формальной логики существует всего 12 видов суждений.

Причем эта классификация «срабатывает» вне зависимости от содержания суждения (о любви или об экзамене идет речь) и вне зависимости от языка (она одинаково верна для русского или английского языков, хинди или древнегреческого).

Например:

По степени общности суждения бывают: общие, частные и единичные. Отсюда Кант выделяет категории «единство», «множественность», «совокупность».

Человек описывает мир именно при помощи таких априорных по своей сути категорий, — утверждал Кант. Они даны нам как схемы, заложенные в нашем рассудке. Благодаря схематизму рассудка законы естественных наук носят всеобщий характер. Естественные науки всегда схематичны, их задача – отвлечься от единичных различий. Но означает ли это, что естественнонаучные законы–схемы описывают реальный мир? Кант ответил на этот вопрос парадоксальным образом:

«Человек – законодатель природы».

Мы описываем мир с помощью уже имеющихся у нас в голове рассудочных схем, то есть мы организуем полученную извне информацию о мире определенным образом, мы навязываем миру свою точку зрения на него. В этом смысле, математические и естественные науки дают нам «человеческую» картину мира, поскольку опираются на априорные предпосылки чувственного и рассудочного познания. С их помощью мы познаем то, как мир нам является, но каков он вне нашего восприятия, сам по себе.

С помощью чувственности и рассудка человек познает мир явлений, — то, какими вещи нам являются, каковы они для нас. Но человек всегда мечтал познать, каков мир сам по себе, независимо от нашего восприятия, объективно. Такую задачу ставит перед собой разум. Он пытается узнать, что такое «вещь в себе» (вещь сама по себе), не в человеческом восприятии, а самостоятельно.

Человечество предпринимало множество попыток познать «вещи в себе», строя различные метафизические (философские) системы. Суть всех этих систем можно свети к трем основным вопросам, волновавшим людей с древних времен, — о душе, о Боге и о космосе.

Т.е. вопрос о том, как возможна рациональная метафизика, распадается на три подвопроса:

Познавательная способность

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 9-10 ЛЕТ

Актуальность проведённого нами педагогического исследования заключается в том, что уровень познавательных способностей влияет на успешность изучения младшими школьниками по всем учебным предметам.

Проблема исследования вытекает из противоречия между необходимостью развития у младших школьников познавательных способностей и недостаточно раскрытыми педагогическими условиями использования дидактической игры с этой целью.

Цель нашего исследования: определить эффективность использования дидактических игр на уроках математики для формирования познавательных способностей учащихся.

Ребенок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит ее в игру. Играя, ребенок принимает на себя социальную функцию взрослого и воссоздает ее в своих действиях. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она стимулирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно представляют значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Решающее значение в развитии ребёнка принадлежит обучению на занятиях, усвоению знаний, умений и навыков. Но совершенно особое место в жизни ребёнка занимает игра. В процессе игры ребёнок живёт, действует, как окружающие его взрослые, герои любимых сказок.

Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. Дидактическая игра приобретает всё большее значение. Игра в целом, и познавательная дидактическая игра в особенности, обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учётом возможностей детей школьного возраста.

Дидактическая игра-игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. Она представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является и игровым методом обучения детей и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь деятельности и усвоения знаний.

Объектом исследования являются познавательные способности учащихся начальных классов.

Предмет исследования — процесс развития познавательных способностей учащихся начальных классов средствами дидактических игр на уроках математики.

  • проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития познавательных способностей через использование дидактических игр;
  • выявить особенности развития познавательных способностей младших школьников 4 класса общеобразовательной школы;
  • организовать и провести опытно-экспериментальную работу по развитию познавательных способностей средствами математических дидактических игр в 4 классе;
  • обобщить результаты исследования, сделать выводы и рекомендации.

Гипотеза исследования: использование на уроках математики системы дидактических игр и занимательных упражнений является одним из средств развития психологических образований, крайне необходимых для учебного процесса: мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения.

База: исследование проводилось на базе МОУ гимназии №1 города Шуи, В исследовании участвовали 20 учеников 4 «а» класса в возрасте 9- 10 лет.

Период проведения: исследование проводилось с 1 по 25 марта 2011 года.

Для диагностики уровня развития познавательных способностей мы использовали различные психодиагностические методики:

  1. Методика для диагностики восприятия
  2. Методика для диагностики наблюдательности
  3. Методика для диагностики памяти
  4. Методика для диагностики объема внимания
  5. Методика для диагностики уровня мышления
  6. Методика для диагностики воображения.

Описание методик (см. Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3)

Изучение уровня развития познавательных способностей проводилось в два этапа (констатирующий и контрольный). Все перечисленные методики были применены в констатирующем эксперименте. Экспериментальную группу составили 20 учащихся 4 класса. Результаты обследования детей с помощью указанных методик представлены в следующей таблице (психические процессы оценивались по 10-бальной шкале).

Таблица №1 Начальный уровень развития познавательных способностей у учащихся экспериментальной группы (4 класс)

Познавательная способность

/>Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова дворянчик (существительное):

Связанные слова (по тематикам)

  • Люди: индивидуум, учащийся, гений, уникум, профессионал
  • Места: разведшкола, сокровищница
  • Предметы: уникум, том, смог, кант, талисман
  • Действия: самообучение, оперирование, опыт, научение, саморазвитие
  • Абстрактные понятия: мышление, креативность, способность, умение, талант

Ассоциации к слову «способность&raquo

Предложения со словосочетанием «познавательные способности&raquo

  • Они подтвердили выявленные ею черты сходства в раннем развитии познавательных способностей человека и шимпанзе.

Цитаты из русской классики со словосочетанием «познавательные способности»

  • — Потому что, — продолжал Неведомов тем же спокойным тоном, — может быть, я, в этом случае, и не прав, — но мне всякий позитивный, реальный, материальный, как хотите назовите, философ уже не по душе, и мне кажется, что все они чрезвычайно односторонни: они думают, что у человека одна только познавательная способность и есть — это разум.

Сочетаемость слова «познавательный&raquo

Сочетаемость слова «способность&raquo

Значение слова «познавательный&raquo

ПОЗНАВА́ТЕЛЬНЫЙ , —ая, —ое. Относящийся к познаванию, познанию (в 1 знач.). Познавательная способность. Познавательное значение искусства. Познавательный процесс. (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «способность&raquo

СПОСО́БНОСТЬ , -и, ж. 1. Возможность осуществлять какую-л. деятельность, умение делать что-л., вести себя каким-л. образом и т. п. Мыслительная способность. Способность к размножению. Способность двигаться. (Малый академический словарь, МАС)

Афоризмы русских писателей со словом «способность&raquo

  • Мы имеем пять главных умственных способностей. Способность представления, способность памяти, способность сравнения, способность делать выводы из этих сравнений и, наконец, способность приводить выводы эти в порядок.

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «познавательный&raquo

ПОЗНАВА́ТЕЛЬНЫЙ , —ая, —ое. Относящийся к познаванию, познанию (в 1 знач.). Познавательная способность. Познавательное значение искусства. Познавательный процесс.

Значение слова «способность&raquo

СПОСО́БНОСТЬ , -и, ж. 1. Возможность осуществлять какую-л. деятельность, умение делать что-л., вести себя каким-л. образом и т. п. Мыслительная способность. Способность к размножению. Способность двигаться.

Предложения со словосочетанием «познавательные способности&raquo

Они подтвердили выявленные ею черты сходства в раннем развитии познавательных способностей человека и шимпанзе.

Ограниченность человеческой познавательной способности не позволяет воплотить эту бесконечность в одной-единственной, совершенной, абсолютно истинной концепции.

Переход от глобальных оценок успешности выполнения тестов к анализу параметров когнитивных процессов расширил возможности изучения общих познавательных способностей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector